страницы истории
удк 330(045) (358)
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЕСОПОТАМИИ
Л. А. МУРАВЬЕВА,
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической истории E-mail:lam1812@mail. т Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье рассматриваются основные направления и особенности экономического развития Двуречья — Тигра и Евфрата, а также развитие бухгалтерии древних цивилизаций Шумера, Аккада, Вавилона.
Ключевые слова: банк, глиняные таблички, деньги, денежный эквивалент, жрецы, казна, клинопись, купец, папирус, писцы, система счисления, торговля, учет.
Йревневосточные аграрные цивилизации. Система общественных отношений, которая возникла на Древнем Востоке, азвана К. Марксом «азиатским» способом производства. К характерным чертам данной системы можно отнести жесткую централизованную экономику «аграрного типа», содержание большого бюрократического аппарата, господство единой идеологии.
К древнейшим «локальным» цивилизациям Н. Я. Данилевский и А. Тойнби относят примерно 10 типологических систем, сущностные характеристики которых близки по своим значениям: древнеегипетскую, шумерскую, вавилонскую, хеттскую, древнекитайскую, индуистскую, ми-нойскую, андскую, майанскую, мексиканскую
(доколумбовая Америка). Это патриархальные, оседлые цивилизации, ключевым производственным фактором которых являются аграрные отношения. Первые аграрные цивилизации зарождаются в долинах рек (Шумер, Египет, Индия, Китай). Поливное земледелие требует проведения трудоемких мелиоративных работ, большого количества рабочих рук, контактов с соседями по координации усилий по поддержанию оросительных систем и внедрению передовых технологий своего времени. Становление оседлых аграрных обществ приводит к зарождению централизованной бюрократии и усилению центральной власти. Собственнические отношения, объектом которых выступает земля, нуждаются в постоянном регулировании. Это приводит к жесткой стратификации общества и обособлению функций, не связанных с сельскохозяйственными работами, а направленными на учет, контроль и распределение ресурсов, в первую очередь, в интересах управляющего аппарата.
Результативность сельскохозяйственных работ зависит от правильно выбранного времени проведения аграрных мероприятий. Здесь на помощь приходят опыт, знания и астрономичес-
кие наблюдения, которые тесно переплетались с религиозной обрядовостью. Так, в долинах рек Шумера, Китая, Индии появлялись храмы и первые элитные группы служителей религиозных культов. На землях проводились общественные работы, начинавшиеся как обрядовое религиозное действо. Со временем появилась возможность с помощью насильственных методов присваивать и перераспределять излишки в пользу выполняющих административные, идеологические и учетные функции. Производящее сельскохозяйственную продукцию мирное аграрное население становится объектом грабежа с помощью взимания дани или налогов, что приводит к социальному неравенству и увеличению имущественной пропасти между крестьянством и привилегированной верхушкой. Архаичные храмовые хозяйства трансформируются в царства и деспотии, основанные на насильственном изъятии ресурсов с помощью военной силы у сельскохозяйственного населения. Экономический стержень такого общества состоит в выстраивании отношений подчинения между знатью и крестьянством.
Для ранних аграрных обществ важен механизм изъятия прибавочного продукта. Для них характерна самая сокрушительная система вооруженных нападений и набегов. Альтернативный способ состоит в создании централизованной империи, где налоговые и военные функции разведены. Взимание налогов и развитие налоговой службы, требующей четкости и достоверности, привело к появлению письменности и необходимости овладевания грамотностью государственными служащими.
Иероглифическая письменность китайской цивилизации, как никакая другая, цементировала поднебесную империю, так как позволяла прочно связывать и объединять единой и понятной письменностью людей, говорящих на разных диалектах, в силу специфики — отделения письма от устного языка [2, с. 151].
Налоговые системы аграрных государств базировались на ряде общих черт, к которым можно отнести пропорциональность подушевого и поземельного налогов, проведение регулярной переписи налогоплательщиков, наличие круговой поруки. Главная сложность правителей аграрных государств состоит в оптимальном определении
размера налогов. Если ввести низкие налоги — обеднеет государство, а при высоких налогах наступит обнищание подданных.
Максимальное изъятие прибавочного продукта было характерно для зон ирригационного земледелия. В Египте крестьяне отдавали фараону пятую часть, в Индии — четверть, во многих странах — половину собранного урожая.
Производство аграрных цивилизаций не ориентировалось на рынок. В них господствовало натуральное хозяйство, которое обеспечивало личное потребление и уплату налогов. Однако определенный прогресс и усложнение технологий вызывали к жизни появление новых занятий — разного вида ремесел. Разнообразие продукции ведет к развитию обмена и становлению такого занятия, как торговля. Правда, для аграрных обществ, где действует элита и крестьяне, купцы с их чужеродной деятельностью воспринимаются с подозрением. В конфуцианской иерархии профессий торговля стояла очень низко и относилась к неприличным занятиям, порождавшим зло и требующим тщательного контроля со стороны государства. Имущество купца как более мобильное труднее подвергается изъятию, что является целью элиты древних обществ. К тому же кредит связан с развитием кредитных отношений, которые в аграрных государствах развиваются в форме ростовщичества.
В аграрных цивилизациях такие понятия, как «несвобода» и «уплата налогов», были тесно связаны. В хеттском обществе свободным считался человек, несший воинскую службу, но освобожденный от уплаты налогов и выполнения государственных повинностей. Все, платящие налоги, считались несвободными.
Экономика Междуречья. Ранние цивилизации появились в бассейнах крупных рек. К ним относится Месопотамия (Двуречье, Междуречье), расположенная в долине рек Тигра и Евфрата на территории современного Ирака. Долина Нила была более защищенной и легче обороняемой территорией, чем Месопотамия. Месопотамия не имела естественных надежных границ и подвергалась набегам варваров. Богатство городов Месопотамии усиливало тягу соседей к грабежам и завоеваниям. Управлявшее территорией духовенство не могло создать системы отпора варва-
рам. В разные времена Месопотамию населяли шумеры, вавилоняне, ассирийцы.
В бассейне рек-близнецов Тигра и Евфрата жил народ высокой культуры, знакомый с гончарным мастерством, обжигом кирпича и черепицы, строительным делом, оросительными системами, ткачеством, металлообработкой и ювелирным мастерством, различными видами искусств, умел писать, читать, множить, делить, измерять длину и площадь, знал меры веса, время и астрономию. Это были жители Шумера со столицей в городе Ур. До сих пор неизвестно происхождение данного народа, который сам называл себя «черноголовым». По мнению исследователей, именно этот народ был родоначальником письменности. Во всяком случае шумеры оставили первые известные письменные свидетельства в виде глиняных табличек. Шумерская цивилизация — одна из первых цивилизаций, известная нам по достоверным источникам.
Шумерские школы назывались домами табличек (Э-дубба), так как ученики — дети дома табличек — учились с их помощью. В Аккаде широко был распространен культ бога письма и мудрости Набу. Тяжелые, с побоями, годы учения окупались сулящими в будущем перспективами. Только грамотные могли стать начальниками и получить властные полномочия. Многие писцы становились учетными работниками при царском дворе, в храмах и частных хозяйствах. Их статус был более свободным и престижным, чем в Древнем Египте. Карьерный рост зависел от личных качеств, а не от социального положения.
Главное достижение шумеров состояло в умении заставить людей трудиться осмысленно и сообща.
Примерно к 3000 г. до н. э. Шумеры имели письменность сначала в виде пиктограммы, затем в виде геометрических знаков, похожих на клин. С помощью клинописи изображали слог или целое слово. Появление письменности было порождено необходимостью подсчета людей, скота, продуктов, добычи, семян, урожая, израсходованных материалов. Основу письменности составляли религия и хозяйственная деятельность человека. Жрецы не только обучали чтению, письму и счету учеников, но и подсчитывали доходы казны, регулировали обращение денег и выступали поручите-
лями в торговых сделках. Изобилие требовало не только умения считать, но и охранять богатство, которое, по мнению шумеров, проистекало по воле богов. Все виды деятельности — от прядения и пахоты до письменности и отчетности — имели своих божеств.
В древнем Шумере возникли первые библиотеки и архивы, в которых хранились сотни тысяч глиняных табличек, фиксирующих хозяйственную деятельность разных городов. Сохранившиеся источники позволяют изучать экономику Месопотамии. Тексты повествуют о производимых работах, о количестве привлеченной рабочей силы, об имеющихся складах. Годовые отчеты царского хозяйства городов Умы написаны клинописью на большом кирпиче с обеих сторон и содержат сведения о численности рабочей силы, баланс, согласующий сумму рабочей силы и ее расход. Четкое указание на количество всей рабочей силы, включая постоянных и временных работников, и количество рабочих дней свидетельствует о знакомстве с такими понятиями, как «человеко-день», «объем работ» и «норма производительности труда». Наряду с этими данными таблички фиксируют нормы потребления продуктов и ткани на одежду.
Рост благосостояния Шумера привел к появлению богатых городов с величественными храмами и изображениями царей, с использованием дорогих привозных пород дерева и металлов. В самом Шумере законом разрешалась купля-продажа земли. Сохранились таблички о заключении подобных сделок. За купленную землю расплачивались быками, маслом, шерстью и тканями [4, с. 23]. Шумеры были очень бережливы и считали даже крошки. Самой мелкой мерой был средний вес ячменного зерна. Одним из развитых торговых центров Шумера был город-государство Лагаш. Экономическое лицо города определяли его жители, которые были земледельцами, скотоводами, рыбаками и ремесленниками. Сначала в Лагаше не существовало регулярного налогообложения. Но, вступив в период жестоких войн, жители утратили ряд прав и свобод. Налогообложение стало не просто регулярным, а грабительским. Смотрители, собиравшие налоги, захватывали имущество людей и непомерно увеличивали взносы. Налогообложение коснулось и храмов. Смерть
налогоплательщика также не была преградой для сборов. Чиновники являлись на кладбище во время погребения и требовали у родственников покойного либо зерно, либо предметы домашнего обихода. Пока шла война, народ терпел грабительские поборы, но в мирное время обобранный народ начинал роптать. Плачевное состояние жителей Лагаша начало исправляться, когда правителем стал богобоязненный Урукагина, который вернул жителям их права и свободы. Это первое зафиксированное в истории снижение налогов.
Два шумерских города — Лагаш и Ума — вели жестокие пограничные споры. От братоубийственной войны в Шумере выиграл Аккад, расположенный в северной части Месопотамии. Его правитель Саргон I, впервые в истории создавший постоянную армию, подчинил города Шумера своей власти и создал Аккадское царство — крупнейшее на Ближнем Востоке. Подчинение Шумера позволило создать единую ирригационную систему, что благотворно отразилось на продуктивности сельского хозяйства. Аккадцы переняли шумерскую клинопись и с увлечением изучали шумерский язык. Государство процветало, о чем свидетельствует одно из сказаний: «Тогда Агаде наполнил свой дом золотом, сверкающий свой дом наполнил серебром. Как закрома зерном забил он доверху склады глыбами лазурита, оловом, медью. Всего было в изобилии, откладывалось и про запас» [1, с. 33].
Наступление на общинные земли и снижение экономической роли храмовых хозяйств приводили к обогащению правящей верхушки и обнищанию крестьян. Оживление торговли помогло развитию Шумера, но налоговые аппетиты Аккада были непомерны. Шумеры платили высокие налоги, пошлины, обязательные дары — на новолуние и новый год. Нападение северных горных племен вновь принесло свободу Шумеру в 2140 г. до н. э. От этого периода дошло немало глиняных табличек с судебными записями. В них речь идет об имущественных спорах и положении рабов, о сделках купли-продажи, о продаже детей в рабство родителями за малую сумму в две трети гина серебра (около 6 г), о тяжбе по поводу затонувшего торгового судна. Таблички скреплялись индивидуальными цилиндрическими печатями, которые висели у владельца на шее и не снима-
лись даже на ночь. Оттиск печати по сырой глине заменял подпись владельца, так как писать умели только обученные писцы.
Постепенно обострились демографические проблемы, так как шумерские женщины рожали мало детей. Чужеземцами были не только солдаты-наемники, но и купцы и ремесленники. Внутренние проблемы и набеги горских племен привели Шумер к гибели и забвению его языка.
На месте погибшего Шумеро-Аккадского царства возникло новое государство — Вавилон (по-аккадски, Бабилу — врата бога). Вавилоняне опирались на богатое наследие шумеров и аккадцев и во многом сохранили его. В образованной среде шумерский язык и письменность просуществовали еще тысячу лет. Подобно шумерам вавилоняне придерживались священных чисел: 7, 12, 30, 60. Не случайно до сих пор в неделе 7 дн., в году — 12 мес., в 1 ч — 60 мин., в 1 мин. — 60 с, круг делится на 360°, а в часах цифры обозначены до 12, так как сутки делились на 12 ч. Большое внимание уделялось поддержанию оросительной системы. Вавилон славился своими сказочными богатствами и учеными, особенно в области математики и космогонии (астрономии). Вавилоняне изобрели цифры, которые стали называться «арабскими».
В годы правления вавилонского царя Хамму-рапи, жившего в ХУШ в. до н. э., был составлен первый в истории человечества свод законов на основе обычного права. Высеченный на высокой стеле из базальтового камня он располагался в Вавилоне. Подобные столбы украсили другие города страны. Основные положения законов фиксировали и глиняные таблички. 282 статьи кодекса дают полное представление о повседневной жизни Вавилона. По Кодексу Хаммурапи жили многие страны Древнего Востока более тысячи лет. Закон четко определял имущественное положение и поведение всех социальных групп общества. Суровая расправа ждала клеветников, грабителей, убийц. Смерть и казнь грозили тем, кто помогал рабам, укрывал тайком вынесенное имущество, нарушал правила торговли и пытался придать бизнесу криминальные черты. В законах Хамму-рапи четко прослеживается связь между правом на землю и обязанностью платить налоги. Если крестьянин «из-за бремени своей повинности
бросит свое поле, сад и дом и будет отсутствовать и после него другой возьмет его поле, сад и дом и будет нести его повинности в течение трех лет, то, если он вернется и потребует свое поле, сад и дом, не должен отдавать их ему. Тот, кто взял их и нес его повинность, сам будет нести ее. Если же он будет отсутствовать только 1 год и вернется, то должны отдать ему его поле, сад и дом, и он сам будет нести свою повинность» [2, с. 144].
Плата за труд в судебнике Хаммурапи была выше на 30—40 %, чем до его правления, и составляла 10—11 сиклей в год [6, с. 440]. Империя Хаммурапи — первый подтвержденный письменными источниками пример хорошо организованной централизованной бюрократии, способной мобилизовать все ресурсы на решение проблем современности.
На международных рынках Вавилон соперничал с Ассирией — страной семитского народа в верхнем течении Тигра. Ассирия находилась на пересечении северных и южных торговых путей. В додинастический период в столице управляла купеческая верхушка, а все высокие должности занимали жрецы богатых храмов и состоятельные торговцы. Ассирийский царь Ашшурбанипал прославился тем, что интересовался не только военными трофеями в виде золота и драгоценностей, но и книгами. В новой столице Ниневии он собрал богатую библиотеку литературных произведений и научных трактатов по различным отраслям знаний. Все книги были четко и строго систематизированы. Многочисленные завоевания уничтожили страну, но библиотечные сокровища в виде глиняных книг уцелели и благодаря археологам стали известны в настоящее время. В конце VII в. до н. э. Вавилон обрел независимость и добился расцвета как Нововавилонское (Халдейское) царство, особенно в годы правления царя Навуходоносора II. Под напором персидских завоеваний Вавилон потерял статус самостоятельной державы.
Как видим, территория Древнего Востока состояла из развитых в экономическом отношении стран, постоянно соперничавших и враждовавших друг с другом.
торговля и деньги. Обедненный камнем, деревом и металлическими рудами Шумер, расположенный на юге Месопотамии, вынуж-
ден был совершать военные походы за пределы страны, пока шумеры не поняли, что торговля как особый тип отношений между государствами приносит, несомненно, большие выгоды. Недостающие товары шумеры получали в обмен на животных, зерно и фрукты, так как применение плуга с железным лемехом и вспашка на быках резко увеличили урожайность зерновых. Излишки продуктов питания открыли простор для развития ремесла и торговли. Длительное время развитие международной торговли сдерживало отсутствие транспорта. Выход был найден в использовании вьючных животных при перевозке грузов на большие расстояния. Грузы перевозили сухопутными путями на ослах в тюках весом до 60 кг. Дневной переход составлял 35 км, а животное стоило от 20 до 30 сиклей серебра. Знакомство с гончарным кругом помогло шумерам стать изобретателями колеса. С помощью повозки на колесах, в которую запрягался осел, перевозили втрое больше грузов, чем в тюках на спине животного. Приручение верблюдов активизировало межгосударственные торговые связи, так как верблюды лучше приспособлены к пустыне, способны перевозить большие грузы, почти не требуют пищи и воды и передвигаются быстрее. Более выгодной была перевозка грузов по рекам с помощью появившихся судов. Первые суда представляли собой весельные лодки в форме корзин, сплетенных из камыша, ивняка или тростника, обтянутые кожей и покрытые смолой. Шумеры первыми начали использовать не только гребные, но и парусные суда. Появление транспорта как новой отрасли экономики способствовало интенсификации торговых связей между городами Месопотамии и государствами Востока. Шумеры торговали продуктами питания, ремесленными изделиями из меди, бронзы и благородных металлов, тканями. Купцы Шумера достигали додинастического Египта, Малой Азии, Армении, побережья Средиземного моря и Персидского залива, территории современного Бахрейна, взаимодействовали с индийскими купцами. Импортировали шумеры древесину, камни и металлы. Но если благородными металлами и драгоценными камнями соседи делились охотно, то металл для орудий и оружия, дерево для строительства, т. е. все то, что еще больше укрепляло могущество шумеров, добывалось с трудом. В залог товаров
торговцы обменивались глиняными табличками, представляющими собой торговые счета.
Трудовые люди города Лагаша торговали выращенными продуктами и произведенными изделиями на площади города. Торговля носила смешанный характер. В целом она была свободной и нерегулируемой, с частичным обобществлением и планом. Профессиональные торговцы — купцы совершали более дальние путешествия по суше и по морю. Продавцы часто не указывали цену, а предлагали покупателю самому заплатить по справедливости.
В древней Вавилонии также активно развивалась внутренняя торговля. Правители Вавилона всячески поощряли хозяйственную деятельность местных крестьян и ремесленников, оставляя большую часть произведенного в их распоряжении, что способствовало появлению большого количества продуктов и товаров. Страна покрылась сетью рынков, на которых шла оживленная торговля не только продуктами, утварью, предметами роскоши и обихода, но и умелыми работниками.
Центральное расположение Вавилона в центре Междуречья, там, где воды двух рек ближе всего подходят друг к другу, определило его выгодное расположение как центра международной торговли. В богатом городе сходились водные и сухопутные торговые пути. Вавилон экспортировал зерно, финики, кунжутное масло и шерсть, а ввозил строительный лес, металлы, драгоценные камни, ювелирные изделия и рабов. Появились люди, сделавшие торговлю своим основным занятием. Эта профессия обозначалась термином «тамкар», что означало богатого торговца, купца на царской службе, торгового агента, ростовщика, кредитора. Профессиональными торговцами становились, как правило, умные, хитрые, ловкие и очень отважные люди. Им приходилось отбиваться от воров и разбойников, проявлять дипломатические способности при контактах с вождями племен и правителями государств, знать языки, соблюдать обычаи и нравы чужеродных стран и народов, проявлять находчивость и гибкость. Активные международные торговые связи вывели вавилонский язык за пределы одной страны и превратили его в средство международного общения.
Бурное развитие торговли способствовало появлению денег. Сначала их роль выполняли скот,
шкуры и мех. Затем появились металлические слитки одинакового веса из меди, серебра, золота. Их внешний вид был разнообразным. Деньги имели форму палочек, колец, кружков или предмета, напоминающего голову быка. Для совершения крупных сделок по приобретению дома, земельных участков, скота деньги специально накапливали. Мерилом труда указывалась плата в год серебром в слитках. В Шумере работник получал 6—7 сиклей серебра в год. Известны следующие весовые единицы: сикль — 8 г, мина — 500 г, талант — 30 кг. Покупательная способность сикля в Шумере была очень высока. За 1 сикль можно было купить свинью или овцу, или зерна на 5 мес. За 3 сикля можно было построить жилище. Однако труд наемников был временным и не продолжался целый год [6, с. 439—440].
В III тысячелетии до н. э. в Шумере при покупке недвижимости или раба уплату за товар производили тремя частями. Сначала платили цену покупки, затем приплату от 1/10—1/6 части цены и более. Завершалась сделка подарком из ценных вещей или дорогих продуктов питания. Приплата через некоторое время вышла из употребления. Обычай подарка при совершении крупной сделки существовал тысячелетия и встречался у жителей Древнего Рима.
Мерилом денежных отношений в Вавилоне прочно заявили себя слитки серебра в виде сик-ля, мины, таланта. В качестве денег в Вавилоне использовались серебряные и золотые слитки. Совершая покупку, от них отрезали небольшие кусочки в качестве платы за товар. Знакомство жителей Вавилона с афинскими драхмами не привело к их распространению, так как надписи вызывали недоверие. Взвешивание слитков и их частей казалось более надежным делом. В завоеванном персами Вавилоне в 514 г. до н. э. получила распространение золотая монета (8,4 г золота) — дарик. Монополия на ее чеканку принадлежала государству. Области чеканили серебряную, а автономные города медную монеты. Но и эти монеты не стали основным расчетным средством. Их продолжали взвешивать, а не использовать по номиналу [3, с. 104].
В древнем Вавилоне были известны обособленные кредитные отношения, выполняемые отдельными лицами (например, тамкарами) или
учреждениями. «Банки» Вавилона выполняли обширные функции. Они принимали вклады и выплачивали по ним проценты, предоставляли кредиты, совершали операции с недвижимостью и даже поставляли рабынь в публичные дома.
Крупными аккумуляторами денежных средств выступали храмы, куда деньги поступали не только в качестве даров, но и на хранение от прихожан. В представлении жителей храмы были надежным местом, так как воры обходили их стороной, боясь кары божества. Храмы и торговые общества в Месопотамии выполняли функции банков. Средства формировались за счет вкладов участников. Большие доходы получали храмы от собственной хозяйственной деятельности. Жрецы храма активно давали деньги в рост. Из основных средств фонда погашался кредит, а оборотные средства шли на погашение текущих затрат. Расчеты могли осуществляться с одним или несколькими лицами. При выдаче кредитов с клиента получали долговые письменные расписки в виде глиняных табличек. Избежать обмана и подделок помогало наличие табличек в двух экземплярах, а точнее двух слоев одного и того же текста. При возникновении спорных ситуаций между должником и кредитором последовательно прочитывался сначала первый слой, затем он разбивался и оставалась такая же запись нижнего слоя. Таблички вместо подписи скреплялись оттисками каменных печатей, которыми обладало почти все взрослое население. Кодекс царя Хаммурапи ограничивал ростовщический произвол, что спасало крестьян от потери имущества и личной свободы. Ставка по денежной ссуде не должна была превышать 20 %, а натуральный заем — 30 % годовых. Рабство за долги не превышало 3 лет с оставлением части имущества, возможностью вступать в брак и заводить детей, на которых временное рабство отца не распространялось. Судебник царя Хам-мурапи содержит статьи, в которых упоминаются средства на счетах и работа с ними (§ 100—105) [5, с. 20—22].
В более позднее время Нововавилонского царства известна деятельность торгово-ростовщи-ческого дома «Сыновья и внуки Эгиби». Располагая большими денежными средствами, он выдавал кредиты, принимал вклады на хранение, финансировал торговые объединения и ремесленные мас-
терские. На юге страны действовал торговый дом «Сыновья Мурашу». Его основная деятельность состояла в том, что торговый дом принимал сельскохозяйственные продукты, продавал их с большой выгодой и уплачивал государственные налоги своих клиентов. Полученный капитал деловые дома вкладывали в недвижимость. Их основную деятельность составляли коммерческие операции, лишь внешне напоминающие банковские.
Развитие бухгалтерии. Все учетные данные фиксировались на материальных носителях, которыми в Месопотамии выступали глиняные таблички и черепки. От формы материального носителя зависела организация записи и структура учетных регистров. Использование глиняных табличек и черепков способствовало возникновению учета на «карточках», в которых учитывалось имущество. Мягкость глины во влажном состоянии позволяла быстро стирать ошибочные записи. Учетные документы датировались и хранились в специальных емкостях с глиняными ярлыками, на которых указывалось имя ответственного писца и характер информации. Иногда документы имели отверстие для нанизывания их на шнурок или палку. Размер табличек составлял от 3 до 20 см и более. Глина не была единственным писчим материалом. Записи делали на деревянных, каменных, металлических, костяных табличках. В Вавилоне использовали и папирус. Но самым популярным материалом оставалась глина. Наряду с документами имело силу устное заявление, подтвержденное свидетелями сделки.
Первоначальные учетные документы отрывочны, кратки и нерегулярны, с изображением объектов в виде фишек разной конфигурации. Постепенно на смену случайным приходят регулярные записи с устоявшейся формой учетных документов, которая не менялась столетиями. Учетные документы имели горизонтальные строки и вертикальные колонки. В документе указывалась дата, перечислялись ответственные лица, писец-бухгалтер и ставилась печать. Печати изготавливались из различных камней с указанием имени владельца и даже изображением определенного сюжета. Печать всегда носили при себе, берегли, так как ее потеря представляла для владельца большое несчастье. Наряду с цилиндрическими печатями применялись печати в виде
штампа. На них указывались имена владельца и его отца. Такие печати были одноразовыми, так как использовались для оформления одной сделки, чаще связанной с решением наследственных споров. После разрешения вопроса печать уничтожалась.
Американский востоковед А. Л. Оппенгейм обнаружил, что в Шумере учетно-отчетная работа проводилась по поводу самых простых хозяйственных дел. При посадке плодового дерева заводилась табличка, на которой в течение всех лет его роста и плодоношения делались пометки о росте дерева и количестве плодов. Разрешение на сруб дерева также заносилось в документ. По мнению американского исследователя, подобная бюрократическая тщательность и есть начало осмысленной экономики.
В середине 1960-х гг. была сделана интересная находка времен протошумерского письма — стилизованные скульптурные изображения из глины размером с грецкий орех. Исследователи выдвинули гипотезу о том, что эти предметы, которые они назвали жетонами, были связаны с торговлей. Жетоны с отверстиями, нанизанные в связку, могли использоваться при совершении крупных торговых сделок. Еще большую загадку представляют жетоны, замурованные в глиняные сосуды, с их отпечатками на поверхности емкости. Ученые высказали два предположения. Одна интерпретация состоит в том, что это своеобразная «накладная» при партии товаров с набором жетонов для проверки. Другие полагают, что это способ перевозки жалованья [6, с. 153—154].
Для записи информации требовалось выработать систему счисления. В Шумере в ее основание было положено число 60. Сложная для современного человека данная вычислительная основа была понятна в древности. Вместо нуля существовал особый знак «нет». Для обозначения дробей также применялись специальные знаки. В учете широко использовались разнообразные математические приемы, включая пропорции, уравнения, прогрессии. В специальных вычислительных таблицах приводились соотношения различных мер.
Первоначально учет развивался в отдельных хозяйствах. В централизованном государстве общий счет также складывался из счетов струк-
турно-хозяйственных единиц. К бухгалтерским документам относились инвентарные описи разной полноты. Описи дополнялись списками и реестрами. Этот вид документации длительное время держался в неизменном виде. Постепенно описи начали усложняться. Описи полей стали фиксировать не только размеры, но и качество почвы, формы ее эксплуатации, распределение земли между земледельцами с указанием их званий и профессий. Указывалось количество техники и семян. Усложнился учет и характеристика скота. Появление складских помещений вызвало к жизни ведение разовых записей прихода и расхода. Так зародился приходно-расчетный учет с документами накопительного характера текущих счетов. Сначала приход и расход записывался отдельно, но затем эти данные стали объединять в одном документе. Записи носили однократный (ежедневный) и накопительный (за определенный период) характер.
Перейти от натуралистической концепции учета к появлению счетов позволила выработка абстрактных понятий. Видовые признаки разных объектов позволили перейти к условным счетным единицам не только в отношении денег, но и других предметов. В древнем Вавилоне появились понятия «условный кирпич» и «человеко-день». Учет труда проводился с особым вниманием ко всем деталям. Обязательному учету подвергался работающий персонал, его содержание и затраты рабочего времени. Срок, характер и оплата труда фиксировались в договоре по найму. Персонал делился на административный, обслуживающий и неквалифицированный, составлявший заметное большинство. Учет велся как поименно, так и по рабочим партиям. Отдельно составлялась отчетность с применением средней нормы выработки. Оплата за труд осуществлялась поденно и помесячно. Специальной отчетности подлежали затраты на производство. Документы учитывали затраты сырья, расход времени и рабочей силы, выход продукции в учетных единицах (в штуках, по весу, по объему). Хранение продукции привело к развитию складских операций. Складская отчетность по правилам текущего учета делилась на три раздела. В первом разделе учитывалось наличие (остаток) или поступления с итогом, во втором — выдачи, в третьем — итоги двух видов
(остатки и излишки). Все недостачи подвергались расследованию и восполнялись за счет личного имущества [3, с. 84—94].
Развитие товарно-денежных отношений вызывало потребность в кредитах. Сбор натуральных податей и выдача ссуд привела в Вавилоне к становлению учета расчетов. Бухгалтерия Древнего Востока не знала таких понятий, как «дебет» и «кредит», безналичный расчет. Для перевода объектов в денежные средства использовался термин «кар», эквивалентный сиклю серебра. Точных сведений о применении в Вавилоне вычислительных инструментов нет. Есть предположение о возможном применении абака или его разновидности. Абак — механические деревянные, каменные или костяные счеты с передвигающимися пластинами.
В Вавилоне нормы бухгалтерского учета были закреплены законодательно. Законы Хаммурапи предписывали государственным учреждениям и частным лицам (купцам) вести обязательный учет. Передача без расписки была недействительной. Кодекс Хаммурапи был одновременно и прейскурантом, так как в нем упоминались размеры оплаты труда, услуг, возмещения разнообразных убытков.
Итак, Месопотамия была одним из первых регионов, в котором появилась цивилизация и возникли первые государственные образования. Государства Древнего Востока отличались особым азиатским способом производства с центра-
лизованной государственной системой хозяйства. В этой экономической системе государство выступает верховным собственником земель и организатором ирригационного земледелия, принуждая население к уплате ренты—налога и выполнению общественных работ. Главным изобретением этой хозяйственной системы стал инвентарный счет. Профессия бухгалтера относится к одной из древнейших. Развитие счетов в приходно-расчетной деятельности усложнили, но и упорядочили государственное счетоводство. Благодаря появлению контокоррента стало возможным бесплатное (дисконт) и платное хранение имущества на складах. Регулирование расчетных отношений способствовало развитию учета. Для Месопотамии характерны неразвитость денежных отношений и отсутствие единого монетного эквивалента. Бухгалтерия ориентировалась на использование натуральных показателей.
Список литературы
1. Варга Д. Древний Восток. Будапешт, 1985.
2. Гайдар Е. Т. Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории. М., 2005.
3. Малькова Т. Н. Древняя бухгалтерия: какой она была? М., 1995.
4. Орленко Л. В. История торговли. М. , 2006.
5. Тимошина Т. М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2010.
6. Черняк В. З. История предпринимательства. М., 2010.
«Тот, кто отказывается от рекламы, чтобы сэкономить деньги, действует подобно тем, кто останавливает часы, чтобы СЭКОНОМИТЬ время» (Генри Форд)
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.
При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства)
предусмотрены скидки
(495) 721-85-75 8-926-995-65-03 [email protected]