УДК 94 (045) (3)
Финансово-экономическое развитие древнего мира
МУРАВЬЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА,
кандидат исторических наук, доцент кафедры «Экономическая история и история экономических учений» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия E-mail: [email protected]
аннотация
Человек появился на планете более 2 млн лет назад. Культурная деятельность человеческого сообщества насчитывает 45 тыс. лет. С развитием человека и усложнением его занятий возникает простейшая экономическая деятельность. Человек овладел навыками ведения счета и учета. Ранние государственные образования возникли на Древнем Востоке, в Азии, Африке, Полинезии и доколумбовой Америке. Первые древнейшие цивилизации зарождаются в долинах рек и относятся к аграрным. Статья рассматривает основные направления и особенности древнеегипетской экономики на протяжении Раннего, Древнего, Среднего, Нового и Позднего царства, Двуречья Тигра и Евфрата, Китая, Индии. Эту систему К. Маркс в XIXв. назвал «азиатским способом производства». Характерными чертами системы выступали следующие:жесткая централизованная экономика «аграрного типа»; содержание большого бюрократического аппарата; господство единой идеологии. В такой системе главенствует принцип социоцентризма, при котором любой человек подчинен воле государства. В статье рассматривается развитие бухгалтерии древних цивилизаций Шумера, Аккада, Вавилона, Египта. Бухгалтерский учет эволюционировал от инвентарной описи до приходно-расходных счетов с ежедневными записями. Для древнего периода характерны неразвитость денежных отношений и отсутствие единого монетного эквивалента. Ключевые слова: деньги; денежный эквивалент; жрецы; инвентарная опись; папирус; писцы; планирование; система счисления; торговля; учет; фараон; эмпирические навыки; банк; глиняные таблички; казна; клинопись; купец.
Financial and Economic Development of the Ancient World
LUDMILA A. MURAVYEVA,
Associate Professor of the Department «Economic History and History of Economic Doctrines», Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
abstract
Man appeared on the planet more than 2 million years ago. Cultural activity of the human community totals 45 thousand years. Elementary economic activity originated and developed along with the advance of a human being as occupations were becoming more and more complicated. Man acquired skills of counting and accounting. Early state settlements were founded in Ancient East, Asia, Africa, Polynesia and pre-Columbian America. The first most ancient civilizations arose in the valleys of the rivers, with agriculture being the main economic activity. The article considers the basic tendencies and features of the ancient Egyptian economy in the Early, Ancient, Average, New and Late Kingdom, Mesopotamia, India, China. In the XIX century K. Marx called this system «the Asian way of manufacturing». It was characterized by the rigid centralized economy of «agrarian type»; maintenance of huge officialdom; domination of uniform ideology. The principle of sociocentrism dominated in the society, a person being subordinate to the state. The article considers the development of accounting of ancient civilizations of Sumer, Akkad, Babylon, Egypt, which was evolving from primitive listing to credit and debit accounts with daily records. The ancient period is characterized by underdevelopment of monetary relations and lack of a uniform monetary equivalent.
Keywords: money; money's worth; priests; inventory; papyrus; copyists; planning; numerical notation; trade; accounting; Pharaoh; empirical skills; bank; clay tablets; treasury; cuneiform writing; a merchant.
счет и хозяйственная парадигма первых цивилизаций
Человек появился на планете более 2 млн лет назад. Однако возраст культурной деятельности человеческого сообщества относится ко времени верхнего (позднего) палеолита и насчитывает 45 тыс. лет. Она характеризуется изготовлением орудий труда, ассортимент, качество и материал которых постепенно изменялся. С развитием человека и усложнением его занятий, с переходом от присваивающего к производящему хозяйству возникает простейшая экономическая деятельность. Проблема выживания человека в сложной экологической и социальной системе потребовала от него овладения разнообразными навыками и умениями, первостепенными из которых стала способность вести счет и учет.
Развитию речи, появлению зачатков математики и письменности сообщество людей обязано постепенно зародившейся собственной хозяйственной деятельности. Соприкосновение с окружающим миром способствовало наблюдению за движением небесных светил, планет, повадками животных и птиц, что в совокупности с собственной деятельностью привело человека к умению вести учет времени, добычи, результатов собственного труда и запасов продовольствия. Необходимость существовать и выживать в непростых условиях не только развивала наблюдательность, но стимулировала умственную деятельность человека. Склонные к анализу, систематизации полученных знаний и навыков индивиды стояли у истоков создания простейших способов учета. Новый вид деятельности и полученная информация от склонных к мыслительно-аналитическому процессу соплеменников помогали общине выбирать более удобные места для поселений, планировать заготовки и делать запасы, определять благоприятное время для начала определенных видов деятельности. Сочетание эмпирики, аналитики и логики в поведении человека медленно приводило к зарождению и становлению экономики. С помощью органов чувств человек соотносил количественные показатели с качествами и свойствами объектов. Количественные показатели различных объектов выражались числом. В условиях присваивающего хозяйства все добытое у природы потреблялось полностью на основе уравнительного распределения. Такая форма бытования породила древнюю двоичную систему счисления. По мере увеличения добычи, роста
общинной популяции, совершенствования орудий труда происходило усложнение счетных систем. Появились системы с основанием 3 (верх, середина, низ), 4 (по количеству сторон света) и кратным им чисел 6, 8, 9. Астрономические знания породили семизначную числовую систему. Весьма популярными у древних народов были системы с числами 5 и 10. Десятичную систему использовали народы майя и древние египтяне. Шумеры, а вслед за ними и вавилоняне придерживались священных чисел — 7, 12, 30, 60. До сих пор в неделе — 7 дней, в году — 12 мес., в часе — 60 мин, в минуте — 60 с, круг делится на 360°, а в часах цифры обозначены до 12, так как сутки делились на 12 ч.
Резкое изменение климата в сторону похолодания привело к ресурсно-демографическому кризису, который продолжался 15 тыс. лет. Он охватил всю ойкумену, привел к деградации и гибели 80% населения, положил конец палеолиту [1, с. 222]. Выходом из кризиса стали переход от присваивающего хозяйства к производящему и зарождение земледелия и скотоводства. Переход к производящему хозяйству привел к «неолитической революции», результатом которой явились два крупных общественных разделений труда. Первое общественное разделение труда состояло в отделении земледелия от скотоводства, второе — в выделении ремесла из сельского хозяйства. Переход от присваивающего к производящему хозяйству обусловил появление прибавочного продукта (излишков), что привело к отступлению от уравнительного принципа и породило социальное неравенство, а также положило начало обмену. Первоначально имел место прямой натуральный обмен по схеме «товар на товар». Непосредственный вещевой обмен без денежной оплаты получил название «бартер» (от французского и английского «обменивать»). Сложность бартерной сделки заключается в умении достичь эквивалентного объема в отсутствие такого понятия, как «деньги». Счетные функции при таких сделках производились с помощью простейших подручных предметов — палочек и камешков. Распространенное ныне понятие «калькуляция» (бухгалтерский расчет затрат) в переводе с латыни означает «счет камешками» (calcul — камешек).
Следующим этапом в развитии счета стала запись подсчетов с помощью зарубок и насечек. До сих пор неясно, что отражали зарубки: результаты торга или число объектов сделки, но все
отметки имеют строгую упорядоченность. Найденные археологами кости с насечками и пластины с разнообразными знаками назвали «счетными бирками». При изображении использовали разнообразные линии (прямые, волнистые, дугообразные), стрелки, точки и геометрические фигуры. К настоящему времени составлены таблицы с обозначение числовых знаков в пределах от 1 до 20 тыс. Некоторые народы в созданных счетных системах активно использовали цвет. Так, народы Амазонки изображение доходных и расходных статей наносили в наскальных рисунках разной цветовой гаммой. Инки изобрели квитус — счетный прибор, основанный на применении шнуров разных цветов. Во многих странах Азии и Африки счет вели при помощи узелков. На территории Передней Азии найден вариант счетной системы на основе скульптурных изображений различных геометрических тел (шариков, цилиндров, конусов) [2, с. 64, 66].
Ранние государственные образования возникли на Древнем Востоке, в Азии, Африке, Полинезии и доколумбовой Америке (мезоамериканские цивилизации и Перу). Эти протогосударственные образования относятся к природному и восточному типу цивилизаций, понимая под Востоком образ жизни и мировосприятие. Цивилизация восточного типа представлена Древним Египтом, государствами Междуречья, обществами индуистского, буддийского и конфуцианского Востока. Систему общественных отношений Древнего Востока с близкими типологическими и сущностными характеристиками К. Маркс назвал «азиатским способом производства».
При изучении древневосточного общественного и государственного укладов К. Маркс не обнаружил в их структуре частной собственности с полными правами, а выявил наличие только частных владений. Объединяющим началом выступает государство, возглавляемое «восточным деспотом», которому подчиняются народные массы, объединенные в социальные корпорации (общины) производителей. Основу указанных обществ составляет принцип коллективизма с характерным подчинением личных интересов государственным и общинным. В коллективистском обществе прочно укореняются имущественные различия, деление на бедных и богатых, но иерархия выстраивается не по классовому, а сословно-корпоративному принципу. Собственнические отношения также принимают
корпоративную форму — общинную и государственную. Аналогом частной собственности является государственная собственность, воплощением которой выступает верховный правитель. На Востоке власть и собственность слиты. Собственником всего объявлялся правитель государства. Подчиненные довольствовались владельческими правами, не имевшими четких правовых гарантий. Производственная деятельность не ориентировалась на рынок, а существовала в рамках натурального хозяйства, обеспечивающего личное потребление и уплату налогов.
В Китае государственная земля для обработки передавалась общине на основе уравнительного землепользования. В древнейшие времена существовала система, получившая название «колодезных» полей, так как схема такого землепользования напоминала иероглиф «колодец». Каждая семья обрабатывала свое поле (8 крайних полей), а девятое в центре возделывали совместно, отсылая урожай правителю. Размер поля составлял 100 му (6 га). Позднее за семьей стали закреплять надел в 20 му (1,2 га) для выращивания тутовых деревьев, так как уникальным достижением Китая было шелководство [3, с. 297-298].
Тип связей в восточном обществе выстраивался вертикально на основе отношений подданства. Общественная иерархия представляет собой систему «поголовного рабства» при бесправии и беспрекословном подчинении нижестоящих вышестоящим, деспотизме и произволе власти. Управляющая вертикаль состоит из бюрократии, подчиненной единоличному правителю, воплощающему собой Бога на земле. Правящие от имени земного Бога чиновники приобретают колоссальную силу в обществе. При такой организации человек бесправен, а со стороны бюрократии неизбежны злоупотребления, коррупция, взятки. Единовластный тип правления требовал жесткой централизации, при которой государство контролирует все сферы жизни. Этатизм (вмешательство государства) становится главным условием существования деспотической власти. Сила восточной деспотии базируется на бесправии человека и полной зависимости всех категорий населения от государства в отсутствие собственных источников существования. Таким обществам присущ циклический тип развития, канонизация традиционализма, укрепляющие консерватизм и мешающие инновациям. Набор компенсаторных механизмов для жителя жестко
структурированных обществ невелик: приобщение к духовным и религиозным ценностям. Наглядный пример дает правление Цинь Ши-Хуанди в Китае, который не только истреблял научные труды и сочинения историков и философов, но и уничтожил несколько сотен ученых с родственниками. Китайское государство жестко регламентировало занятия крестьян, четко указывая, какую культуру возделывать и в какие сроки, какие и когда проводить ремонтные работы. Такая организация требовала содержания огромной армии чиновников, которые, помимо жалования, получали продукты и земельные участки. Для чиновников в Китае существовала система экзаменов, к которым допускались простолюдины, составлявшие наиболее надежную опору императору.
Исключение составляет Индия, в которой не было сильного централизованного государства. Стабильность системы поддерживалась жесткими нормами кастовой организации общества. Преобладающей формой собственности также выступала коллективно-общинная.
Первые древнейшие цивилизации зарождаются в долинах рек (Шумер, Египет, Индия, Китай) и относятся к аграрным. Главным богатством и видом собственности выступает земля, поэтому так важны постоянно регулируемые механизмы аграрно-собственнических отношений. Урожайность, а следовательно, благополучие государства зависят от ирригационных систем, поддержание которых в рабочем состоянии требует значительных временных, человеческих и материальных затрат. Продуктивность сельского хозяйства в Междуречье заметно повысилась с созданием единой ирригационной системы, когда правитель Саргон I подчинил Шумер и создал Аккадское царство. Оросительная система состояла из бассейнов, в которые собирали паводковые воды, и протяженных каналов с плотинами и дамбами. Применение искусственного орошения на юге Месопотамии в условиях борьбы с заболоченностью рек требовало целенаправленной деятельности больших коллективов, высокого инженерного мастерства, так как приходилось сооружать оросительные и осушительные каналы. Затраты окупались получением урожая два раза в год. В процветающем государстве закрома были наполнены зерном, склады — драгоценными камнями и металлом, дома — золотом и серебром [4, с. 33].
Главным фактором образования древнеегипетской государственности стала река Нил. Как писал историк Геродот, Египет — дар Нила. В начале III тысячелетия появилось единое централизованное государство в результате объединения Верхнего и Нижнего Египта. Государствообразую-щую и жизнеутверждающую роль Нила подтверждает «Письмо из Фив», написанное посетившим Египет хеттом в период царствования фараона Рамсеса II: «Нил. Поистине, это божественная река. Египет создан Нилом и существует благодаря ему» [5, с. 44]. Прибрежная полоса Нила, сдобренная плодородным илом, кормила жителей страны. Регулярные разливы Нила не только способствовали развитию сельского хозяйства, но и появлению математических знаний и умений вычислить площадь поля, необходимый объем зернохранилища, количество материала при сооружении построек. Незнание десятичных дробей не мешало египетским математикам достигать высокой точности в расчетах. Строительство обелисков и пирамид, которыми прославился Египет, невозможно было без геометрических познаний. Ирригационные системы Индии были меньше и примитивнее. К тому же индийская цивилизация зарождалась дважды: сначала в бассейне Инда, а затем — Ганга. Земледельческие системы древних цивилизаций выступали решающим фактором прогресса, требующим общего труда и локальных особенностей. В Месопотамии и Перу он базировался на ирригации и системе каналов, в Египте — на мелиоративных работах, в Китае — на гидротехнических сооружениях по борьбе с разливами Хуанхэ, в Мезоамерике — на террасном земледелии, системе водосборных каналов и резервуарах для воды.
Распределением ресурсов занимались чиновники, на основе учета и контроля. Общественные работы в большинстве стран выросли из отправления религиозного культа. Роль религиозного (теологического) фактора в зарождении и становлении цивилизаций достаточно высока. Государственная собственность сформировалась из объединенной формы царско-храмовых земель. Позднее вся земля стала собственностью царя или фараона, которую он раздавал жрецам, чиновникам, военным и придворным. В Месопотамии верховный жрец получал 36 га, жрец — 18 га, чиновник — 15 га, мелкий землевладелец — не более 2 га. Община за пользование царскими землями несла повинности и платила налоги. Царские
земли сдавались в арену за уплату части урожая [6, с. 52-53].
Многие виды деятельности человека имели своих божеств. Известны боги письма, торговли. В Египте иерархия многочисленных богов и восприятие фараона сыном главного божества привели к созданию бинарной экономики. На прижизненные вклады и доходы от храмовой экономики жрецы занимались хозяйственной деятельностью в городах мертвых (некрополях) от имени умерших.
Прибавочный продукт, создаваемый населением, изымался и перераспределялся насильственными методами на основе внеэкономического принуждения. Способы изъятия излишков разнообразны: от вооруженных набегов и нападений на ранних этапах становления государственности до выстраивания жесткой налоговой системы в централизованных империях. Поземельное обложение требовало точных знаний о размерах пашни, подушевое — проведения регулярных переписей налогоплательщиков. Социальные верхи, объединенные в государственный аппарат, существуют за счет сбора налоговой ренты с подвластного населения. Искусство управления состояло в определении оптимального размера налога для соблюдения баланса наполняемости государственной казны и уровня жизни податных категорий населения. В областях поливного земледелия размер ставки налога колебался от половины до четверти (Индия) и пятой (Египет) части собранного урожая. В Месопотамии регулярное налогообложение возникло в период ведения войн по мере утраты жителями ряда прав и свобод. Налоговые взносы постоянно увеличивались и достигли грабительского уровня. Даже смерть налогоплательщика не была преградой для захвата имущества со стороны сборщиков податей. К некоторому снижению налогового бремени приводили лишь активные выступления подданных. Завоеванные Аккадом шумеры платили непомерные налоги зерном и скотом, пошлины, обязательные дары на новолуние и новый год. Сохранились таблички судебных имущественных тяжб о долгах, пропаже товара, торговых сделок и продажи детей в рабство. Таблички скреплялись индивидуальными печатями, заменявшими подпись владельца.
Для простых египтян также существовала непосильная система налогов и податей. Объектами налогового обложения выступали земля, зерно, овощи, скот и имущество. Налоги платились
натурой. За своевременное и точное поступление натуральной ренты следили писцы или переписчики. Для определения размеров будущего урожая и расчета соответствующей налоговой планки была изобретена ниломера. С помощью колышков измеряли уровень воды в реке и предполагаемую площадь затопления. На этой основе рассчитывали будущий урожай и налог с него. Полученную сумму налога сборщик обязан был собрать любой ценой. Иначе его ждало осуждение, а за сокрытие налоговых сумм — штраф в 50-кратном размере. Урожай свозили в хранилища. Налоговые поступления осуществлялись следующим образом: от 20 до 30% — фараону, 8% — храмам, остальное возвращалось труженику. Регулярно проводили переписи населения, скота, имущества. Налоги платились со всех видов деятельности (торговля, бизнес, наличие рабов), с употребления масла и пряностей, для чего в любой момент можно было заглянуть на кухню и проинспектировать процесс приготовления пищи. Наиболее распространенным напитком было пиво, производство которого составляло государственную монополию. За тайную продажу пива нарушителей бросали в Нил. По мере развития государственности количество видов налогов и их размеры постоянно росли, как и число их сборщиков [7, с. 50-52].
На Востоке преобладал институт государственной собственности. В условиях избыточности трудовых ресурсов земледельцы в свободное от полевых работ время, использовались как даровая рабочая сила. Мужская часть свободного населения призвана была выполнять повинности по строительству и поддержанию оросительных систем, пирамид, статуй и обелисков, труда в копях и каменоломнях. Именно общественные работы давали возможность правящей элите держать в подчинении свободных общинников. В древнем Китае государственную трудовую повинность выполняли крестьяне и ремесленники. Ее продолжительность составляла 20 дней, в течение которых кормить работника должна была его семья. Институт рабства в древневосточных государствах носил патриархальный (домашний) характер и выполнял второстепенную функцию. В Китае существовала прослойка государственных рабов, труд которых использовался в центральных мастерских. Она пополнялась за счет, например, родственников борцов с властью. Рожденные у рабов дети также становились рабами, получая клеймо.
От выполнения государственных повинностей и уплаты налогов освобождала только воинская и государственная служба. В Египте даже появилось слово «филантропия», которое первоначально означало освобождение от налогов. Так налоговое бремя делило людей на свободных и несвободных. В Египте не подлежала налогообложению территория храмов, поэтому неспособный заплатить налог находил здесь убежище, не платил налоги, но работал на храм.
Религиозные культы и хозяйственная деятельность человека стали отправными точками для развития письменности. Потребность в четкости и достоверности в функционировании налоговой службы привела к ускоренному развитию письменности и распространению грамотности среди чиновников. По мнению большинства исследователей, письменность зародилась в Месопотамии (бассейн рек Тигра и Евфрата) у шумеров, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней письменные свидетельства в виде глиняных табличек. Шумерская письменность эволюционировала от пиктограммы до клинописи, изображавшей слог или слово. Дети получали образование в школах — домах табличек. Главными науками в Египте считались астрономия, математика, врачевание. Их изучали в Доме жизни — высшей школе страны наряду с волшебством, заклинаниями, предсказаниями. Лишь грамотный человек мог изменить свое социальное положение и выбиться в начальники, стать учетным работником. В Древнем Шумере появились первые библиотеки и архивы, сохранившие таблички с данными о хозяйственной деятельности, численности и производительности рабочей силы, балансами и отчетами. В Египте главным материалом для письма служил папирус. Статус писцов и учетных работников Месопотамии был выше и престижнее, чем в Древнем Египте. Шумерская клинопись и египетские пиктограммы послужили отправной точкой к созданию алфавита.
В некоторых случаях письменность даже выступала главной скрепой сохранения государственного единства. В Китае эту роль выполняли иероглифы, понятные населению всех частей государства, независимо от местных диалектов и различий в устном языке [8, с. 151]. Писчим материалом в Китае служили панцири черепах, бамбуковые планки, шелк и бумага.
В Вавилоне, преемнике Шумеро-Аккадского царства, в XVIII в. до н.э. царем Хаммурапи был
принят первый свод законов. Его 282 статьи, высеченные на камне и зафиксированные на глиняных табличках, делятся на разделы по гражданскому, уголовному и административному праву. Статьи закона предусматривали охрану всех видов собственности, проведение операций с недвижимостью, размер арендной платы, определяли имущественное положение социальных групп. Законы Хаммурапи предусматривали наказание за нарушение всевозможных правил, напоминали об обязанности платить налоги, защищали должников от ростовщиков и кредиторов, определяли продолжительность долгового рабства в 3 года и предписывали родителям давать профессию детям. По хеттским законам обучение гончара, ткача, кожевенника и валяльщика приравнивалось к стоимости коровы или 6 овец [8, с. 144; 9, с. 17-18; 10, с. 19]. Вавилоняне изобрели цифры, которые стали называться «арабскими».
торговля и деньги
Инновационные методы, к которым можно отнести применение плуга с железным лемехом и вспашку на быках, резко увеличили урожайность зерновых в Месопотамии. Излишки продуктов питания открыли простор для развития ремесла. Население Шумера рано овладело многочисленными ремесленными специальностями: гончара, кузнеца, ювелира, плотника, строителя, ткача. Храмовые ремесленники за труд получали натуральные пайки и наделы земли. В Египте такие изобретения, как гончарный круг, лемех, зернотерка, вертикальные ткацкие станки, давно известные в странах Передней Азии, появились достаточно поздно. Тем не менее египтяне овладели многими ремесленными премудростями. Особенно высокого мастерства они достигли в ткачестве. Значительные успехи были достигнуты в сфере теплотехники по обжигу керамики, созданию металлических сплавов и металлообработки. Возрастающая специализация ремесла и высокие требования к качеству привели к созданию ремесленных объединений. Ювелирные изделия Древнего Востока, художественная бронза Китая, керамика Перу представляли собой произведения искусства. Очень часто высокоэффективные производства локализовались и контролировались царской администрацией.
В Индии известны древнейшие корпорации ремесленников — шрени, предвосхитившие европейские цехи. Они существовали в крупных
городах и объединяли отдельных ремесленников и целые мастерские. Во главе корпорации стоял старейшина, передававший свою должность по наследству. Он имел регалии и помощников. Члены шреней платили взносы, из которых формировались фонды [9, с. 27-28]. Хотя натуральное хозяйство было самодостаточным, увеличение разнообразной продукции и рост городов неизбежно вели к развитию обмена и становлению торговли. В аграрных обществах торговля длительное время воспринималась подозрительно и не относилась к престижным занятиям. В Китае поощрялись занятия земледелием и ремеслом. Получивших большой урожай и производительно работавших ткачей законом освобождали от выполнения государственных повинностей, а слишком богатых торговцев могли обратить в рабство.
Характерной чертой Месопотамии было наличие многочисленных богатых городов с великолепными храмами и скульптурами царей. Особо можно выделить столицу Шумера город Ур, торговые центры Лагаш и Ум. В Шумере, Аккаде и Вавилоне развивалась внутренняя торговля. На площадях городов велась оживленная торговля продуктами, утварью, предметами роскоши и обихода. В Шумере законом разрешалась купля-продажа земли. Внутренняя торговля была характерна и для Египта. На лодках, изготовленных из болотного тростника, товары перевозились по Нилу.
Бедный полезными ископаемыми Шумер получал необходимые камень, дерево и металлы в обмен на скот, зерно и фрукты в соседних странах. Развитие международной торговли поначалу сдерживало отсутствие транспортных средств. Использование вьючных животных активизировало международные связи. Изобретение колеса дало возможность для перевозки еще больших грузов с помощью повозок. Приручение верблюдов позволило преодолевать пустыню и вести торговлю на более дальние расстояния. Появление весельных, а затем парусных судов, сплетенных из камыша, ивняка или тростника, дало возможность перевозить грузы по рекам. Торговые счета в виде глиняных табличек служили залогом товаров при обмене. На территории Месопотамии найдено немало индийских печатей. Соединение водных и сухопутных торговых путей превратило Вавилон в центр международной торговли. Появились люди, профессионально занимающиеся торговлей
и составлявшие инвентарные записи (тамкару). На международных рынках Вавилон соперничал с Ассирией. Купцы из будущей столицы Ассирии города Ашшура возили в Малую Азию шерсть и ремесленные изделия, в одном из городов которой — Канише основали торговую факторию. На основе изучения клинописных документов исследователи установили, что торговая фактория была частной и по своей структуре походила на паевую компанию. К совершению обменных операций привлекались торговые агенты. Подобные образования в Европе появились лишь в XVI в. [9, с. 18-19].
В Египте времен Древнего и Среднего царств торговля была меновой. Строители кораблей и хорошие мореплаватели — египтяне вели морскую торговлю по Средиземному и Красному морям, поддерживая торговые связи с Сирией, Критом, восточным побережьем Африки. Данные археологических раскопок свидетельствуют о существовании в Финикии, в городе Библ, египетской торговой фактории. Внешнюю торговлю контролировал фараон, давая на нее разрешение некоторым купцам и храмам.
Развитие внутренней и внешней торговли способствовало появлению денег. Сначала их роль выполняли скот, шкуры, масло, шерсть, ткани и мех. Затем появились слитки металлов одинакового веса. Они были медными, серебряными и золотыми. По внешнему виду они напоминали голову быка или имели форму палочек, колец, кружков. Нам известны следующие весовые категории денежных единиц: гина — 9 г, сикль (шекель) — 8 г, мина — 500 г, полумина (250 г), талант — 30 кг серебра. При совершении торговой сделки давали цену, приплату и подарок, отголоски чего можно встретить спустя тысячелетия в Древнем Риме [11, с. 439-440; 6, с. 52, 54, 55]. Регулировали обращение денег, выступали поручителями в торговых сделках и подсчитывали доходы казны в Шумере жрецы.
В Египте абстрактной денежной единицей и мерилом оценки любого товара выступал «ше-тит», приравненный к определенному количеству благородных металлов по договоренности о его стоимости между участникам торговой сделки. Ему на смену пришла весовая единица — дебен («круг», «кольцо» 91 г), а позднее добавился «ке-дет» — 7 г серебра [2, с. 80, 81]. В Египте в эпоху Нового царства впервые в мировой практике появился первый стабилизационный фонд, о чем
повествует библейский сюжет об Иосифе, ставшим вторым человеком после фараона в стране.
В Вавилоне, наряду с серебряными, использовались и золотые слитки. При покупке товара от слитка отрезали небольшой кусочек. Знакомство жителей Вавилона с деньгами в виде монеты (афинская драхма, персидский дарик) не сделало их обиходными. Монеты продолжали взвешивать, а не использовать по номиналу [12, с. 104].
В Древнем Китае также использовали металлические весовые деньги. Но постепенно войны опустошили казну. Император У-Ди династии Хань приказал выпускать денежные знаки из шкуры белого оленя в виде квадратов с рисунками. Каждый квадрат приравнивался к 400 тыс. медных денег. Этот опыты помог Китаю раньше других стран в 800 г.н.э. перейти на выпуск бумажных денег. В Европе бумажные деньги появились в 1601 г. в Швеции [6, с. 84].
Развитие торговли привело к имущественному расслоению и появлению ростовщических капиталов. В Месопотамии храмы и торговые общества выполняли функции банков. За хранение денег выплачивались проценты и предоставлялись кредиты. Глиняные таблички представляли собой долговые расписки. Кодекс царя Хаммурапи ограничивал ростовщический произвол 20% на денежные ссуды и 30% на натуральный заем. Рабство за долги не превышало 3 лет с оставлением части имущества [13, с. 20-22]. В эпоху Нововавилонского царства известна деятельность торгово-ростовщического дома «Сыновья и внуки Эгиби» и торгового дома «Сыновья Мурашу». Обладая большими денежными средствами, они принимали вклады, занимались ростовщичеством, финансировали торговые объединения и ремесленные мастерские, а также принимали у клиентов сельскохозяйственные продукты для продажи и уплаты налогов своих клиентов.
Стремление к увеличению прибавочного продукта за счет внешних ресурсов привело к созданию империй. В империи разрастались территории, примыкающие к торговым путям, которые соединяли регионы различных ресурсов и производств. В первых цивилизациях только на обширных территориях, включающих производство предметов потребления (земледельческие страны) и производство средств производства (горные и степные регионы), обеспечивали расширенное воспроизводство — источник развития и прогресса.
Развитие бухгалтерии
Повседневная жизнь, хозяйственные и торговые занятия человека потребовали фиксации и учета всех видов человеческой деятельности. Изначально учет вели отдельные хозяйства. По данным американского ученого-востоковеда А.Л. Оппен-гейма, в Шумере учетная работа с составлением отчетов проводилась при выполнении таких простых хозяйственных дел, как посадка и выращивание плодовых деревьев. Специальные таблички отражали все стадии роста и плодоношения дерева с тщательным учетом урожая. По мнению ученого, подобные сведения означают наступление периода осмысленной экономики. По мере укрепления централизованных государств при зарождении и становлении налоговой системы общий учет складывался из счетов отдельных хозяйственных единиц. Так учет всех проявлений жизнедеятельности привел к зарождению основ простейшей бухгалтерии. Учетная мысль прошла в своем развитии несколько этапов. На первом натуралистическом этапе (4000-500 гг. до н.э.) происходила фиксация фактов хозяйственной жизни.
Возможность скрупулезного учета обеспечивала наличие разветвленного бюрократического аппарата. Монополизм жречества на доступ к знаниям позволял им держать в своих руках процесс обучения и подготовки соответствующих чиновников-писцов. В Египте писцы имели своего божественного покровителя. Им выступал бог счета и мудрости Тот вместе с супругой — богиней истины и порядка Маат. Писцы относились не только к образованной, но и привилегированной части общества, имевшей строгую производственную структуру и иерархию. В зависимости от статуса писцы занимались учетом, контролем и распределением. Работа писцов также систематически контролировалась. Выявленные недочеты грозили переводом нерадивых чиновников на физические работы, поэтому писцы дорожили своими должностями. Родители стремились дать сыну образование, напутствуя его словами: «Душой болей за то, чтобы научиться писать, тогда ты сможешь избежать всякой тяжелой работы и достигнуть важной должности. Писец освобожден от физической работы; он начальник... Вывод: будь, мой сын, писцом, погонщиком других» [4, с. 78]. Писцы занимались учетом и оформлением документов при заключении сделок, следя за соблюдением закона.
Первоначальные учетные документы были краткими и содержали отрывочные сведения.
Постепенно записи становятся регулярными, более полными и приобретают определенную устоявшуюся форму, неизменную в течение очень длительного периода. Документы снабжались подписями ответственных лиц и именными печатями цилиндрической формы или в виде штампа. Нередко печати были одноразовыми и изготавливались из камня с нанесением рисунка и имени владельца для совершения одной сделки. В эпоху неграмотности печати выполняли роль подписи, поэтому владельцы никогда с ними не расставались.
Для передачи учетных данных использовались материальные носители. В Месопотамии широкодоступными оказались черепки и глиняные таблички. Качество носителя влияло на форму записи, ее расположение, организацию и структуру регистров. Применение черепков и глиняных табличек привело к возникновению учета на «карточках». Текст наносился по свежей глине острой деревянной палочкой. Мягкая глина позволяла легко устранять ошибки, допущенные при письме и подсчетах. После подписания документа таблицу высушивали. Датированные таблички хранились в ящиках или сосудах, снабженных ярлыками с указанием ответственных лиц. Иногда текст дублировали нанесением второго слоя глины. Полученный «конверт» предохранял от изменений и фальсификации текста. Реже материалом для табличек служило дерево, камень или кость. В Египте главным носителем информации стал папирус, что привело к развитию учета на «свободных листах». В Вавилоне также были знакомы с папирусом, но преимущество оставалось за глиняными табличками.
Для записи учетной информации в каждом государстве использовалась своя система счисления. В Древнем Египте она была десятичная, в Шумере основу составляло число 60. Древние писцы-счетоводы применяли некоторые математические приемы, составляя пропорции, уравнения и прогрессии. Особый знак «нет» был аналогичен современному нулю. Для обозначения дробей также применялись специальные знаки. Различные меры приводились в соответствие с помощью специальных вычислительных таблиц.
К первичным бухгалтерским документам относились инвентарные описи имеющегося имущества. Отсутствие единой формы порождало различия в полноте объемов информации, поэтому описи нередко дополнялись списками
и реестрами. Со временем вид описей изменился в сторону усложнения и разнообразия информации. Описи движимого и недвижимого имущества составлялись с определенной периодичностью (раз в 2-3 года), но потом стали регулярными. Так на смену дискретной (прерывной) инвентаризации пришел перманентный (текущий) учет. Появление регулярных описей заставило не просто фиксировать объекты, но и проводить их систематизацию. Главным учетным объектом в аграрных цивилизациях выступала земля. Теперь земельные описи фиксировали не только размеры пахотных земель, а содержали указания на распределение земельных участков, качество почвы, формы ее обработки, применение техники. Зерновые описи содержали данные о количестве семян, их видах и сортах, предполагаемые нормы сбора. Технологию земельной описи с закладкой будущего урожая и размера налогового сбора можно проследить по материалам египетского папируса Вильбур, который содержит записи красными и черными чернилами. Использование разноцветных чернил ученые объясняют по-разному. Я.В. Соколов и В.Я. Соколов считают, что делалось это для эстетики, а Т.Н. Малькова полагает, что разные цвета понадобились для обозначения общей площади и налогооблагаемой базы [14, с. 19; 12, с. 42-44].
Важным учетным объектом был скот. Опись содержала информацию о видах, возрасте и производственном назначении животных. Скрупулезному учету подвергалась вся рабочая сила. В Египте перепись проводилась раз в 15 лет. По мере развития хозяйства, накоплений знаний и навыков описи, содержавшие первичный и текущий виды учета, начинали обрастать большими деталями. Все шире в учетную практику начинал внедряться метод классификации, совершенствовалась методология бухгалтерского учета. Несмотря на новизну и совершенствование учетного дела, главная цель состояла в получении максимально точных сведений об объемах и количестве разнообразного имущества. Властная вертикаль тяготела к усилению централизации, поэтому в хозяйственный обиход все шире внедрялось использование складских помещений для своза продукции, подлежащей хранению или дальнейшему распределению. Хранение и распределение заставили заниматься ведением записей по приходу и расходу. Приходно-расходный учет сочетался с текущими накопительными счетами,
что привело к мысли об объединении разных показателей в одном листе единого документа. Ежедневные, а также накопительные записи за более длительный срок привели к становлению отраслевого и общегосударственного видов учета. Наряду с инвентарными записями появились счета и сметы. Если бухгалтерия Месопотамии не оперировала понятиями «дебет» и «кредит», «безналичный расчет», то египетские документы уже вводят такие понятия, но односторонне. Именно бухгалтерские папирусы Египта отражают широкое внедрение приходно-расходного учета и текущих счетов. В документах начинают отражать не только поступления, но и остатки. В Вавилоне складская отчетность имела три раздела: наличие (остаток); выдачи; итоги двух видов — остатки и излишки. Все недостачи подвергались расследованию и восполнялись за счет личного имущества [12, с. 84-94]. Приходно-расходный учет позволял отразить динамику и логику информационных изменений.
В Месопотамии при отсутствии монет активно развивался рынок ценных бумаг. Шел интенсивный обмен и учет векселей, совершались кредитных операции. При пролонгации кредита оформлялись соответствующие документы. Практиковались товарные заказы на суммы, имеющиеся на счетах торговцев. В Индии функции кредитных учреждений выполняли фонды ремесленных корпораций. Они выдавали ссуды не только ремесленникам, но и купцам, содействуя развитию торговли.
В древней бухгалтерии отсутствовали двойная запись, баланс и единый денежный эквивалент. «Отсутствие балансировки счета объясняется тем, — пишет Т.Н. Малькова, — что единое стоимостное измерение объектов в фиксированных по содержанию денежных единицах не было известно. Расчетные операции учитывались в натуральном измерении, через прямой обмен. Но из-за громоздкости перевода одних мер в другие в обмене использовались наряду с зерном и кольца золотой, серебряной и медной проволоки» [12, с. 58]. Стоимостной учет предметов или драгоценного металла только начинал зарождаться, что в конечном счете привело к учету расчетов. Так, египетские купцы в качестве переводной единицы товаров в денежные средства использовали дебены серебра, а вавилонские — сикль серебра, обозначая его термином «кар» [11, с. 446]. Но этот метод не стал универсальным.
Со временем абстрактные понятия в учетной документации все чаще заменяли натуральные объекты и не только в отношении денег. Так, понятия «условный кирпич» и «человеко-день» нашли распространение в Древнем Вавилоне, в котором необходимость ведения учета частными лицами и государственными учреждениями предписывалась законом. В кодекс Хаммурапи прописывались нормы бухгалтерской отчетности и размеры разнообразных оплат.
Развитие учетной деятельности привело к дифференциации отчетов и разделении их на количественные (синтетические) и отображающие качественные характеристики объекта учета (аналитические). В синтетических отчетах учитывалось зерно вообще, а в аналитических — его разновидности. Проверка правильности отчетной информации привела к развитию ревизионной деятельности. Например, в Египте периодически проверяли отчеты о количестве продуктов, съеденных строителями пирамид [11, с. 443].
Со временем люди осознали, что заниматься констатацией фактов состояния недостаточно. Гораздо важнее отразить текущую хозяйственную деятельность (факты действия) и незапланированные, неожиданные, говоря современным языком, форс-мажорные обстоятельства (факты события). Только такая полная картина дает возможность проследить причинно-следственные связи, а также установить типы и виды задолженности (коллацию).
Вести подсчеты облегчало использование вычислительных инструментов. По мнению археологов, в Египте применялась доска с камешками по разрядам, а в Вавилоне — разновидность абака — счеты с передвигающими пластинами из дерева, камня или кости [12, с. 35].
Итак, государства Древнего мира отличались особым способом производства, который К. Маркс в XIX в. назвал «азиатским». Этой системе присущ ряд общих черт: централизованная государственная система хозяйства с аграрной экономикой; наличие могущественного бюрократического аппарата; теократичность и сакраль-ность власти, внеэкономическое принуждение по выполнению общественных работ и уплате ренты-налога. Основу технологического способа производства составляли земледелие и специализированные ремесла. В соответствии с принципом социоцентризма интересы личности подчинялись интересам государства и коллектива. На
основе повседневной практики зародилась письменность, дающая возможность хранить и передавать информацию, и простейшие арифметические знания, что привело к появлению учета и государственного счетоводства. Бухгалтерский учет эволюционировал от инвентарной описи до приходно-расходных счетов с ежедневными записями. Простейшие инвентарные счета материальной части сочетались со счетами расчетов. Для древнего периода характерна неразвитость денежных отношений, отсутствие единого монетного эквивалента при использовании условных весовых денежных единиц.
Литература
1. Фурсов А.И. Вперед к победе. Русский успех в ретроспективе и перспективе. М., 2014.
2. Трофимова Р. П. Культура. Экономика. Финансы. М., 2006.
3. Конотопов М. В., Сметанин С. И., Тебе-кин А.В. Экономическая история с древнейших времен до наших дней. М., 2011.
4. Варга Д. Древний Восток. Будапешт, 1985.
5. Книга для чтения по истории Древнего мира / под ред. д.и.н. А.И. Немировского. М., 1981.
6. История мировой экономики / под ред. Г.Б. Полякова, А.Н. Макаровой. М., 2011.
7. Починок А. Ниломерные налоги // Дилетант. 2014. № 4. С. 50-52.
8. Гайдар Е. Т. Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории. М., 2005.
9. Толмачева Р.П. Экономическая история. М., 2013.
10. Массон В.М. Первые цивилизации // Экономическая история. Хрестоматия / отв. ред. д.и.н., проф. А.Д. Кузмичев, д.э.н., проф. С.К. Никитина; сост. Л.И. Бородкин и др. М., 2008.
11. Черняк В.З. История предпринимательства. М., 2010.
12. Малькова Т.Н. Древняя бухгалтерия: какой она была? М., 1995.
13. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2010.
14. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета. М., 2003.
References
1. Fursov A.I. Vpered k pobede. Russkii uspekh v retrospektive i perspektive. [Forward to a vic-
tory. Russian success in retrospect and prospect]. Moscow, 2014. (In Russ.).
2. Trofimova R.P. Kul'tura. Ekonomika. Finansy [Culture. Economy. Finance]. Moscow, 2006. (In Russ.).
3. Konotopov M. V., Smetanin S. I., Tebekin A. V. Ekonomicheskaia istoriia s drevneishikh vre-men do nashikh dnei [Economic history since the most ancient times up to now]. Moscow, 2011. (In Russ.).
4. Varga D. Drevnii Vostok [The ancient East]. Budapest, 1985. (In Russ.).
5. Kniga dlia chteniia po istorii Drevnego mira / pod red. d.i.n. A.I. Nemirovskogo [The Book for reading on ancient history / Ed. by A.I. Nemi-rovsky, Doctor of historical Sciences]. Moscow, 1981. (In Russ.).
6. Istoriia mirovoi ekonomiki / pod red. G.B. Po-liakova, A. N. Makarovoi [History of world economy / Ed. by G.B. Polyakova, A.N. Makaro-va]. Moscow, 2011. (In Russ.).
7. Pochinok A. Nilomernye nalogi [Nilomerny taxes]. Diletant — Layman, 2014, no. 4, pp. 50-52. (In Russ.).
8. Gaidar E. T. Dolgoe vremia. Rossiia v mire. Ocherki ekonomicheskoi istorii [A long time. Russia and the world. Essays on economic history]. Moscow, 2005. (In Russ.).
9. Tolmacheva R.P. Ekonomicheskaia istoriia [Economic history]. Moscow, 2013. (In Russ.).
10. Masson V. M. Pervye tsivilizatsii // Ekonomicheskaia istoriia. Khrestomatiia / Otv. red. d. i.n., prof. A. D. Kuzmichev, d. e.n., prof. S.K. Nikitina; sost. L.I. Borodkin i dr. [First civilizations // Economic history. Anthology / Executive editor A.D. Kuzmichev, Doctor of historical Sciences, Professor, and S.K. Nikitina, doctor of economic Sciences, Professor; compiler L.I. Borodkin, etc.]. Moscow, 2008. (In Russ.).
11. Cherniak V.Z. Istoriia predprinimatel'stva [Business history]. Moscow, 2002. (In Russ.).
12. Mal'kova T.N. Drevniaia bukhgalteriia: kakoi ona byla? [Ancient accounts department: what it was?]. Moscow, 1995. (In Russ.).
13. Timoshina T.M. Ekonomicheskaia istoriia zarubezhnykh stran [Economic history of foreign countries]. Moscow, 2010. (In Russ.).
14. Sokolov Ia.V., Sokolov V. Ia. Istoriia bukh-galterskogo ucheta [History of bookkeeping]. Moscow, 2003. (In Russ.).