6. Сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ffoms.ru/system-oms/analyst-ratings/ (дата обращения: 03.04.2018).
7. Улыбина Л.К. Исследование эффективности инструментов финансового менеджмента для инвестиционной привлекательности страховой компании / Л.К. Улыбина, О.А. Окорокова, Е.А. Белякова / Синергия Наук, 2017. № 12. С. 277-287.
8. Улыбина Л.К. Механизм защиты интересов страхователей / Экономические науки / Л.К. Улыбина, 2013. № 107. С. 85-89.
9. Улыбина Л.К. Страховой рынок России: оценка индикаторов и перспектив развития/ Л.К.Улыбина, О.А. Окорокова, Г.А. Ваньян / Экономика и предпринимательство, 2013. № 7 (36). С. 64-68.
10. Улыбина Л.К. Формирование и развитие страхового сектора финансового рынка в воспроизводственном процессе экономики региона / Л.К.. Улыбина, О.А. Окорокова / Вопросы экономики и права, 2013. № 64. С. 101-110.
11. Чич З.А. Медицинское страхование в РФ: проблемы и перспективы развития / Новая наука: стратегии и векторы развития / З.А. Чич, Л.К. Улыбина // Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции, 2017. С. 194-196.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ
ЭКОНОМИКИ Баринов А.Д. Email: [email protected]
Баринов Алексей Дмитриевич — магистрант, кафедра финансов, денежного обращения и кредита, Сургутский государственный университет, г. Сургут
Аннотация: в статье рассматриваются подходы к формированию систем финансово-экономического планирования в современных компаниях. Раскрывается сущность и жизненно важная необходимость бизнес-плана для предприятия как инструмента достижения стратегических целей.
В статье уделяется внимание аспектам построения системы финансового планирования на предприятии, способам разработки финансовых планов, а также оценке эффективности деятельности предприятия с использованием системы ключевых показателей эффективности. Ключевые слова: финансово-экономическое планирование, бизнес-план, ключевые показатели эффективности, стратегические цели.
FINANCIAL AND ECONOMIC PLANNING AS THE BASEMENT FOR A SUCCESSFUL COMPANY IN A CONTEMPORARY ECONOMICS
Barinov A.D.
Barinov Alexey Dmitrievich - Master's degree Student, DEPARTMENT OF FINANCE, MONEY CIRCULATION AND CREDIT, SURGUT STATE UNIVERSITY, SURGUT
Abstract: the article considers approaches to the formation of financial and economic planning systems in modern companies. The essence and vital necessity of the business plan for the enterprise as a tool for achieving strategic goals are revealed.
The article focuses on the aspects of building a financial planning system in the enterprise, methods of developing financial plans, as well as evaluating the effectiveness of the enterprise using a system of key performance indicators.
Keywords: financial and economic planning, business plan, key performance indicators, strategic goals.
УДК 336.011
Введение
В современном мире сложно представить эффективно работающее предприятие в отсутствии четко отлаженной системы финансово-экономического планирования. В условиях
совершенствования рынков, глобализации, роста конкуренции, иных вызовов, а том числе связанных со снижением возможностей для роста компаний в связи с принудительно вводимыми ограничениями (санкции), его важность еще более возрастает.
Эффективность построения и дальнейшей реализации финансово-экономических планов должна основываться на четко сформулированных целях, которые принято называть стратегическими. Достижение стратегических целей является смыслом создания и деятельности любой компании. Выверенный, грамотно составленный финансовый план по достижению стратегических целей можно считать ценной инвестицией, поскольку это является залогом функционирования успешной конкурентоспособной современной компании. Управленческий бизнес-план выступает документом, объединяющим основные элементы стратегического и оперативного планирования. Грамотная проработка целей, изучение конъюнктуры рынков, разработка мероприятий по минимизации рисков, объединенные в составе бизнес-плана, выступают инструментами создания конкурентных преимуществ компании. Также наличие бизнес-плана является важным аргументом для ведения аргументированного диалога с кредитными организациями и инвесторами, поскольку потенциального кредитора придется убедить в эффективности вложения средств и гарантиях их возврата [5].
В общем смысле, бизнес-планирование строится на исследовании прошлого и текущего состояния компании, а также на прогнозировании её будущего состояния, а задачами бизнес-планирования является определение целей, задач, перспектив развития компании, анализа способов реализации новых проектов, оценки потенциальной прибыли и рисков компании. Бизнес-планирование охватывает три основные области принимаемых управленческих решений: управление текущей деятельностью и развитием предприятия, управление изменениями на предприятии, принятие решений по отдельным проектам или аспектам деятельности [2, с. 28].
При построении финансово-экономического плана очень важно, чтобы цели были конкретными и измеримыми, а также имели четко установленные сроки и способы их достижения: когда это будет сделано и каким образом. Одним из инструментов оценки достижения целей является система ключевых показателей эффективности деятельности компании, которая одновременно выступает инструментом мотивации персонала.
Бизнес-план является эффективным инструментом управления бизнесом и предназначен в первую очередь для следующих категорий участников экономических процессов:
а) менеджмента компании, для которых бизнес-план является руководящим документом, а сам процесс планирования создает очевидные преимущества;
б) собственников компаний, использующих бизнес-план как инструмент воздействия на менеджеров для достижения своих целей и реализации интересов;
в) внешних инвесторов (кредиторов, покупателей акций и паев), которым необходимо знать и контролировать перспективы отдачи от их вложений;
г) иных деловых партнеров [3].
Бизнес-план, составленный для менеджмента компании, будет более развернутым и имеет более детальную проработку, чем бизнес-план, представляемый собственникам и внешним инвесторам. Как правило, бизнес-план содержит проработку следующих аспектов [3, с. 126]:
- резюме;
- фирма;
- рынки и конкуренция;
- продукция;
- сбыт;
- производство;
- финансы;
- инвестиции;
- управление рисками;
- дополнительная информация.
Объем финансово-экономического планирования, несомненно, зависит от масштабов бизнеса. Однако для компаний, нацеленных на рост прибыли и капитализации, финансово-экономическое планирование должно присутствовать вне зависимости от размеров бизнеса, хотя, безусловно, может отличаться глубиной его проработки. Как правило, бизнес-план имеет пятилетний горизонт планирования с более подробной проработкой первого года планирования. Для вновь создаваемых компаний финансово-экономический план строится в виде предположений о будущих результатах.
На современном этапе экономики все большее развитие получают цифровые технологии сбора, обработки и передачи данных. Такие технологии позволяют компаниям организовать
систему сбора первичных данных любого рода (от производственных до экономических), настроить систему их обработки и итогового преставления, и, кроме того, существенно сокращается время от ввода данных в систему до получения конечного результата, что позволяет повысить качество анализа и прогнозирования показателей бизнес-плана. Автоматизация процесса бизнес-планирования требует не менее тщательной проработки задач, соответствующих запросам менеджмента компании.
Разработка современных бизнес-планов может быть реализована путем привлечения внешних разработчиков и самостоятельно специалистами компании. Бизнес-планирование путем привлечения для его разработки внешних консалтинговых организаций, когда компания-заказчик является только поставщиком исходных данных, может иметь более низкую эффективность, чем второй подход. Скорее всего, консалтинговая фирма будет строить свою работу на имеющихся шаблонах, кроме того, она может недостаточным образом быть осведомлена обо всех особенностях конкурентной среды, внешних и внутренних взаимосвязях компании и других особенностях, что может снизить качество разработанного бизнес-плана. Кроме того, при таком подходе, руководству компании бывает достаточно сложно сформулировать четкие цели, особенно на этапе становления бизнеса, а от подразделений компании, выступающих поставщиками исходных данных, будет затруднительно получить максимальную отдачу в подготовке данных для построения эффективного финансового плана без глубокого погружения их в процесс бизнес-планирования. Кроме того, привлечение для составления бизнес-плана внешней компании, имеющей достаточный опыт, потребует значительных финансовых вложений.
Второй вариант — это разработка бизнес-плана с привлечением собственных специалистов компании. Такой подход поспособствует глубокому погружению всех участников в процесс планирования, выстраиванию максимально эффективных взаимосвязей внутри компании, определению четких границ ответственности за конкретные разделы бизнес-плана, что также поспособствует эффективной реализации составленного плана. Также, такой подход позволяет в процессе планирования максимально быстро вносить в бизнес-план коррективы, если в процессе взаимодействия участников планирования была выявлена такая необходимость. Данный подход позволяет создать уникальный документ, настроенный под потребности конкретной компании, а не унифицированный шаблон, как в первом случае, а также избежать затрат, связанных с привлечением внешних разработчиков. Однако разработка бизнес-плана собственными силами может значительно растянуться во времени и, кроме того, не гарантирует отсутствия серьезных ошибок, связанных с недостаточно конкретным формулированием целей, недостаточной компетенцией персонала и других.
Как уже говорилось выше, для оценки достижения целей компанией в целом, а также ее отдельными подразделениями, используется система ключевых показателей эффективности деятельности компании (КПЭ). Основоположником системы считается Питер Друкер -американский учёный австрийского происхождения; экономист, публицист, педагог, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века, который в 1954 году в книге «The Practice of Management» впервые описал подходы к управлению компанией по целям. Суть управления по целям заключается в совместном процессе определения менеджментом компании целей, выбора направления действий и принятия решений. Важной частью управления по целям является измерение и сравнение текущей эффективности деятельности сотрудников между собой и с набором установленных стандартов [1].
При разработке системы КПЭ необходимо стремиться к минимизации набора показателей, которые нужны для управления процессом ведения бизнеса, а также следить, чтобы показатели не противоречили бы друг другу, а являлись взаимодополняющими. Также необходимо стремиться, чтобы каждый показатель был таким, чтобы его можно было выразить измеримым числовым показателем, и стоимость средств, которые нужно затратить для того, чтобы измерить показатель, не превышала денежного выражения прибыли в результате его использования. Система КПЭ не будет работать, если принятый для измерения достижения цели контрольный показатель не увязан с целью, то есть не образуется исходя из её содержания.
Таким образом, становится понятным, что эффективная система финансово-экономического планирования, покрепленная качественно разработанным набором ключевых показателей эффективности, создает для компании неоспоримые конкурентные преимущества и является жизненно необходимой для успешного долгосрочного функционирования бизнеса в условиях современной экономики. Необходимость и ценность отлаженной системы финансового планирования подтверждается многолетним опытом успешного ведения бизнеса российскими и зарубежными предприятиями различных отраслей деятельности, а также все более масштабно
представленными на рынке услуг предложениями по разработке и совершенствованию систем финансово-экономического планирования.
Список литературы / References
1. DrukerP. The Practice of management. / P. Druker, 1954. 398 c.
2. Клищ В.В. Совершенствование стратегического планирования на предприятии / В.В. Клищ. Москва: Лаборатория книги, 2012. 91 с.
3. Мурзин Д., Зарук Н., Носов А., Бурмистрова О. Финансовое планирование и бюджетирование в организации. Пенза: РИО ПГСХА, 2012. 183 с.
4. Постановка системы бюджетирования на предприятии. А. Войко. «Финансовая газета. Региональный выпуск». № 2. январь, 2006.
5. Шеремет А.Д., СайфулинР.С. Финансы предприятий. М.: Финансы и статистика, 2007.
EBITDA В ЗАДАЧАХ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
КОМПАНИИ Баринов А.Д. Email: [email protected]
Баринов Алексей Дмитриевич — магистрант, кафедра финансов, денежного обращения и кредита, Сургутский государственный университет, г. Сургут
Аннотация: в статье рассматривается применение показателя EBITDA как инструмента анализа финансовых результатов компании. Раскрываются задачи финансового анализа, которые можно решить с использованием данного показателя, приводятся преимущества и ограничения его применения.
В статье уделяется внимание специфике применения показателя для электросетевых компаний. Приводится установленный порядок расчета достижения показателя EBITDA и предлагаются варианты изменения оценки достижения показателя на примере межрегиональной электросетевой компании АО «Тюменьэнерго».
Ключевые слова: финансовый анализ, оценка бизнеса, ключевые показатели эффективности, стратегические цели.
EBITDA IN THE ANALYSIS OF THE FINANCIAL RESULTS OF THE
ENTERPRISE Barinov A.D.
Barinov Aleksei Dmitrievich - Master's Degree Student, DEPARTMENT OF FINANCE, MONEY CIRCULATION AND CREDIT SURGUT STATE UNIVERSITY, SURGUT
Abstract: the article considers approaches to the formation of financial and economic planning systems in modern companies. The essence and vital necessity of the business plan for the enterprise as a tool for achieving strategic goals are revealed.
The article focuses on the aspects of building a financial planning system in the enterprise, methods of developing financial plans, as well as evaluating the effectiveness of the enterprise using a system of key performance indicators.
Keywords: financial and economic planning, business plan, key performance indicators, strategic goals.
УДК 336.011
Введение
В настоящее время EBITDA является одним из самых часто используемых показателей при анализе финансовых результатов организаций, чему способствовал массовый переход российских компаний всех секторов экономики и всех размеров к формированию финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами (МСФО).
В условиях глобализации рынков практически повсеместное введение данного показателя в системы финансового анализа компаний обосновано, ведь EBITDA - один из нескольких абсолютных элементов, который позволяет оценить эффективность деятельности компании на фоне