Научная статья на тему 'Формирование перечня ключевых показателей эффективности в соответствии со стратегическими целями предприятия'

Формирование перечня ключевых показателей эффективности в соответствии со стратегическими целями предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3089
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ / КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОДХОД / KEY PERFORMANCE INDICATORS / STRATEGIC ENTERPRISE MANAGEMENT / BUSINESS PROCESSES / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / FUNCTIONAL PURPOSE / COMBINED APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янченко Арина Юрьевна, Колобкова Ирина Евгеньевна

Ключевые показатели эффективности являются удобным инструментом для оценки и планирования деятельности предприятия. Они составляют основу системы стратегического управления предприятием. Определенная сложность состоит в разработке необходимого и достаточного перечня ключевых показателей, который должен отражать особенности деятельности предприятия и соотноситься с целями его развития. Российская практика применения аппарата ключевых показателей эффективности не содержит универсальной методики для определения перечня необходимых показателей. Все методики зависят от специфики предприятия и его нужд. Анализ современной нормативно-правовой базы показал слабую проработанность данного вопроса и отсутствие конкретных указаний по разработке и расчету ключевых показателей. Их перечень прописан только для компаний с государственным участием при строгом соблюдении условий формирования уставного капитала. Предлагаемая методика формирования перечня ключевых показателей эффективности основывается на выделении двух подходов к разработке и расчету показателей. Первый подход базируется на организационной структуре предприятия, при этом выделяются показатели, связанные с оценкой и мотивацией персонала на достижение целей предприятия. Второй подход основан на функциональном назначении показателей и используется для характеристики финансовой деятельности предприятия в целом. Не исключается возможность использования комбинированного подхода при разработке перечня ключевых показателей в зависимости от общей стратегии предприятия. Целью формирования ключевых показателей эффективности является возможность контроля, оценки и дальнейшего планирования деятельности на основе объективных данных о положении дел на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Янченко Арина Юрьевна, Колобкова Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE LIST OF THE KEY PERFORMANCE INDICATORS IN ACCORDANCE WITH THE STRATEGIC GOALS OF THE ENTERPRISE

The key performance indicators (KPI) are a useful tool for assessment and planning the activity of an enterprise. They form the basis of the strategic enterprise management system. Some complexity is to develop the necessary and sufficient list of the key indicators, which should reflect the characteristics of the enterprise activity and correlate with the goals of its development. The Russian practice of application of the KPI apparatus does not contain a universal methodology for determining the list of the necessary indicators. All the methods depend on the company specificity and its needs. The analysis of the current regulatory basis showed a weak developmental work with this question and the absence of specific guidelines for the development and calculation of the key indicators. The list of the key performance indicators is prescribed only for the companies with state participation in strict compliance with the conditions of formation of the authorized capital. The proposed method of formation of KPI list is based on the emphasis of two approaches to the development and calculation of the key performance indicators. The first approach is based on the organizational structure of the enterprise, there are KPI related to the evaluation and motivation of staff to achieve the goals of the company. The second approach is based on the functional purpose of the KPI and is used to describe the financial activities of the enterprise as a whole. The possibility of using a combined approach when developing a list of KPI depending on the overall strategy of the enterprise is not excluded. The goal of forming KPI is the ability of monitoring, evaluation and further planning of the activities on the basis of the objective data about the situation at the enterprise.

Текст научной работы на тему «Формирование перечня ключевых показателей эффективности в соответствии со стратегическими целями предприятия»

УДК 338.2

А. Ю. Янченко, И. Е. Колобкова

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРЕЧНЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ЦЕЛЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ключевые показатели эффективности являются удобным инструментом для оценки и планирования деятельности предприятия. Они составляют основу системы стратегического управления предприятием. Определенная сложность состоит в разработке необходимого и достаточного перечня ключевых показателей, который должен отражать особенности деятельности предприятия и соотноситься с целями его развития. Российская практика применения аппарата ключевых показателей эффективности не содержит универсальной методики для определения перечня необходимых показателей. Все методики зависят от специфики предприятия и его нужд. Анализ современной нормативно-правовой базы показал слабую проработанность данного вопроса и отсутствие конкретных указаний по разработке и расчету ключевых показателей. Их перечень прописан только для компаний с государственным участием при строгом соблюдении условий формирования уставного капитала. Предлагаемая методика формирования перечня ключевых показателей эффективности основывается на выделении двух подходов к разработке и расчету показателей. Первый подход базируется на организационной структуре предприятия, при этом выделяются показатели, связанные с оценкой и мотивацией персонала на достижение целей предприятия. Второй подход основан на функциональном назначении показателей и используется для характеристики финансовой деятельности предприятия в целом. Не исключается возможность использования комбинированного подхода при разработке перечня ключевых показателей в зависимости от общей стратегии предприятия. Целью формирования ключевых показателей эффективности является возможность контроля, оценки и дальнейшего планирования деятельности на основе объективных данных о положении дел на предприятии.

Ключевые слова: ключевые показатели эффективности, стратегическое управление предприятием, бизнес-процессы, организационная структура, функциональное назначение, комбинированный подход.

Введение

Наиболее эффективной системой стратегического управления предприятием является система, которая переводит миссию и стратегию предприятия в интегрированный комплекс ключевых показателей эффективности (КПЭ).

В англоязычных источниках аналогом КПЭ являются ключевые индикаторы выполнения (KPI - Key Performance Indicator). Несовпадение названий показателей при переводе (КП эффективности - КП выполнения) непосредственно связано с достижением показателем поставленной цели, или, другими словами, ее выполнением. В противном случае, в зарубежных источниках используется любой другой термин вместо KPI, например, коэффициент трудового участия, коэффициент полезного действия, показатель производительности [1].

В структуре бизнес-процессов предприятия место KPI находится непосредственно за выделением стратегической цели и критериев ее выполнения. Управление по целям - это использование принципов формирования, постановки, контроля и анализа достижения целей предприятия при соблюдении интересов сотрудников. Данный подход перекликается с положениями сбалансированной системы показателей, в основе которой лежат достижение предприятием финансовых целей, совершенствование бизнес-процессов, удовлетворение клиентов, обучение и повышение квалификации персонала. Применение КПЭ дает возможность оценить текущее состояние и положение дел не только локально, на отдельном предприятии, но и в процессе реализации стратегии государства [2].

Анализ нормативно-правовых актов по разработке и расчету КПЭ

Анализ нормативно-правовых документов федерального, регионального и отраслевого законодательства по регулированию процесса создания перечня КПЭ выявил недостаточную проработанность данного вопроса.

В настоящее время очень мало документов, содержащих перечень КПЭ и порядок их расчета. Определенная информация содержится в «Методических указаниях по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов» [3]. В этом документе предлагаются следующие КПЭ:

- рентабельность инвестиций акционеров - TSR (Total Shareholder Return);

- рентабельность инвестированного капитала - ROIC (Return On Invested Capital);

- рентабельность акционерного капитала - ROE (Return On Equity);

- динамика размера - EBITDA (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization);

- рентабельность по EBITDA (EBITDA margin);

- динамика удельной выручки;

- снижение затрат на приобретение товаров.

Еще один документ регионального значения, Распоряжение Департамента имущества г. Москвы от 03.02.2012 № 183-р «Об утверждении Стандарта по составлению плана финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных и казенных предприятий г. Москвы», предлагает следующий перечень КПЭ [4]:

- выручка;

- финансовый результат;

- рентабельность активов по чистой прибыли;

- стоимость чистых активов;

- доходы от неосновных видов деятельности.

В Постановлении Правительства РФ от 03.11.2012 № 1142 содержится перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но в связи с указанной областью использования оно не может быть применимо для всех предприятий и организаций [5]. Представленные в этом документе показатели предназначены для оценки степени удовлетворенности населения работой органов исполнительной власти, обеспечения конкурентоспособности предприятий региона и повышения качества жизни [6].

В остальных рассмотренных документах содержатся только упоминания о КПЭ без каких-либо расчетных формул и конкретных определений [7-13].

Основные положения методических указаний по применению ключевых показателей эффективности государственными компаниями

Методические указания разработаны во исполнение п. 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума от 5 июля 2013 г. № Пр-1474. В методических указаниях определяются перечень основных КПЭ для различных госкомпаний и специфика их применения, а также прописывается порядок утверждения, мониторинга и контроля исполнения КПЭ. Особое внимание уделяется взаимосвязи показателей с мотивацией членов органов управления компаний с государственным участием [3].

Необходимо акцентировать внимание на том, что данные указания предназначены для государственных компаний, но, с другой стороны, нет препятствий для других компаний сформировать перечень КПЭ согласно предложенному порядку. Для расчета фактических значений КПЭ можно использовать следующие источники информации на предприятии:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о финансовых результатах;

- пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

- устав и данные бухгалтерских и налоговых регистров;

- сведения о среднесписочной численности работников;

- производственную программу предприятия;

- бюджет доходов и расходов.

Методические основы формирования перечня КПЭ

Основные сложности при внедрении КПЭ на российских предприятиях возникают в случае, если данная система показателей воспринимается только как система мотивации персонала, а не как интегрированная система управления по целям. Данная система является передовым методом управления бизнесом и персоналом одновременно. Метод предполагает активное во-

влечение сотрудников в процесс достижения стратегических корпоративных целей, что является одним из основных факторов, гарантирующих успешное развитие предприятия в динамичной рыночной среде.

Ключевые показатели эффективности в российской интерпретации - это показатели, по которым оценивается эффективность действий, процессов и функций управления по отношению к достижению поставленных целей. Поскольку стратегия для каждого предприятия уникальна, в каждом конкретном случае разрабатывается индивидуальный инструмент управления для последовательного направления действий персонала предприятия на достижение общей цели.

В настоящее время в литературе по экономике описывается множество видов КПЭ. У разных авторов можно встретить разные подходы к их определению. Тем не менее, можно выделить два основных подхода к формированию ключевых показателей, связанных со стратегическими целями предприятия. При первом подходе происходит формирование перечня КПЭ на основе организационной структуры предприятия, т. е. в соответствии с должностными обязанностями и зоной ответственности персонала в рамках организационной структуры. В этом случае КПЭ служат критерием оценки деятельности персонала и его вклада в достижение целей компании. В табл. 1 предложен перечень ключевых показателей, которые можно использовать для оценки и мотивации работников соответствующих подразделений предприятия.

Таблица 1

Перечень КПЭ, сформированных на основе организационной структуры предприятия

Предлагаемый КПЭ Единицы измерения Должность Подразделение

Сумма экономической добавленной стоимости тыс. руб. Генеральный директор Руководство

Процент валовой прибыли % Руководители подразделений

Стоимость рабочего места руб. Руководитель административно-хозяйственного подразделения

Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов - Финансовый директор Финансовая дирекция

Коэффициент долга к собственному капиталу -

Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов -

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности -

Эффективная процентная ставка налога на прибыль %

Доля оборотных активов -

Отношение оборотных активов к пассивам -

Период нахождения капитала в денежной наличности дни

Коэффициент оборачиваемости рабочего капитала -

Коэффициент кредитной задолженности -

Количество ошибок в управленческой отчетности шт.

Операционный цикл основных средств дни

Прирост коммерческих расходов по отношению к приросту выручки от реализации продукции %

Выручка от реализации тыс. руб.

Эффективность предложений по оптимизации налогов тыс. руб.

Прибыльность на акцию -коэффициент цена/прибыль -

Рентабельность инвестированного капитала %

Рентабельность акционерного капитала %

Процент прибыли до уплаты налогов, расчетов по процентам и амортизационных отчислений в общем доходе %

Коммерческие расходы к выручке - Руководитель планово-экономического отдела

Административные расходы к выручке -

Объем реализованной продукции натур. ед. изм. Руководитель коммерческой службы

Затраты на ед. изм. продукции тыс. руб.

Затраты на одного клиента тыс. руб. Руководитель отдела продаж

Торговая наценка % Финансист

Доля расходов на персонал в выручке (нетто) - Руководитель дирекции по персоналу Дирекция по персоналу

Продолжение табл. 1

Перечень КПЭ, сформированных на основе организационной структуры предприятия

Предлагаемый КПЭ Единицы измерения Должность Подразделение

Выручка на одного покупателя тыс. руб. Руководитель отдела продаж Отдел продаж

Процент выполнения плана по прибыли от экспедиционных услуг % Руководитель отдела логистики Отдел логистики

Прирост выручки (нетто) к приросту выручки за аналогичный период года, предшествующего текущему %

Средняя отпускная цена единицы продукции компании руб./за единицу продукции Коммерческий директор

Выполнение плана по валовой прибыли %

Доход от новых потребителей % Коммерческая служба

Отклонение средней цены от плановой %

Доля высокомаржинальных продуктов в общем объеме продаж -

Выполнение финансового плана по объему продаж групп продуктов % Менеджер по продажам

Отклонение фактической величины маржинального показателя от планового % Менеджер по закупкам

Выполнение плана по объему продаж % Руководитель отдела рекламы и маркетинга Отдел рекламы и маркетинга

Увеличение маржинальности групп продуктов к аналогичному периоду года, предшествующего текущему %

Второй подход предполагает формирование КПЭ в соответствии с функциональным назначением ключевого показателя в рамках стратегии предприятия (табл. 2). Такой подход позволяет понять смысл расчета КПЭ в связи с достижением финансовых целей, как наиболее важных для коммерческих организаций.

Таблица 2

Перечень КПЭ, сформированных на основе функционального назначения

Предлагаемый КПЭ Единицы измерения Функциональное назначение Формула расчета

ROE - рентабельность собственного капитала % Определение отношения чистой прибыли (в годовом выражении) к среднегодовой величине собственного капитала (Чистая прибыль / Собственный капитал) х 100 %

TSR - совокупная акционерная доходность % Установление рентабельности инвестиций акционеров ((Цена акции в конце периода - Цена акции в начале периода + Дивиденды, выплаченные в течение периода) / Цена акции в начале периода) х 100 %

EBITDA тыс. руб. Нахождение прибыли до вычета расходов по процентам, по налогу на прибыль и амортизационных отчислений Прибыль (убыток) до налогообложения + Проценты к уплате + Амортизация основных средств и нематериальных активов

EBITDAmargin % Подсчет рентабельности продаж по EBITDA (EBITDA / Выручка) х 100 %

CIR - соотношение затрат и доходов (Cost Income Ratio) - Измерение соотношения затрат и доходов Операционные расходы / Выручка

Выручка на одного основного производственного рабочего в год тыс. руб. Оценка производительности труда с точки зрения размера выручки на одного основного производственного рабочего Выручка / Среднесписочная численность производственного персонала

Рентабельность продаж по чистой прибыли % Определение относительной величины чистой прибыли на 1 руб. выручки (Чистая прибыль / Выручка) х 100 %

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей - Описание соотношения дебиторской и кредиторской задолженности Дебиторская задолженность / Кредиторская задолженность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжение табл. 2

Перечень КПЭ, сформированных на основе функционального назначения

Предлагаемый КПЭ Единицы измерения Функциональное назначение Формула расчета

Уровень результативности по доходам % Дефиниция соответствия полученных доходов запланированным 100%-ным показателям (Выручка по факту / Выручка по плану) х 100 %

Доля доходов по договорам с основным заказчиком в общем доходе % Определение соотношения доходов по основному заказчику и общих доходов (Выручка по основному заказчику / Выручка) х 100 %

Доля доходов по договорам с прочими заказчиками в общем доходе % Определение соотношения доходов по прочим заказчикам и общих доходов (Выручка по прочим заказчикам / Выручка) х 100 %

Удельный показатель основных средств в активе баланса % Установление структуры имущества в % к валюте баланса (Основные средства / Валюта баланса) х 100 %

Рентабельность затрат % Нахождение доли чистой прибыли в себестоимости (Чистая прибыль / Себестоимость) х 100 %

При разработке перечня КПЭ также возможен комбинированный подход, в рамках которого объединяются в один перечень КПЭ, сформированные на основе организационного и функционального подходов.

Заключение

Таким образом, можно выделить два основных подхода к формированию ключевых показателей, связанных со стратегическими целями предприятия. При первом подходе происходит формирование перечня КПЭ на основе организационной структуры предприятия. Второй подход предполагает формирование КПЭ в соответствии с функциональным назначением ключевого показателя.

При разработке перечня КПЭ также возможен комбинированный подход, в рамках которого объединяются в один перечень КПЭ, сформированные на основе организационного и функционального подходов, при этом разрабатываемые показатели должны отражать эффективность управления и соответствовать основным целевым ориентирам стратегического развития предприятия, таким как:

- снижение себестоимости продукции;

- экономия энергетических ресурсов;

- повышение экологичности производства;

- повышение производительности труда;

- улучшение качества товарной продукции [14].

Использование КПЭ призвано конкретизировать разработанную в ходе стратегического планирования систему целей и сделать разработанные цели измеримыми. Следовательно, на следующем шаге должны определяться количественные значения показателей. Анализ значений выбранных КПЭ в динамике даст возможность контролировать их исполнение и оценивать эффективность деятельности предприятия с точки зрения достижения поставленных целей.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Клочков А. К. КР1 и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов / А. К. Клочков. М.: Эксмо, 2010. 103 с.

2. Окрепилов В. В. Перспективы развития стандартизации как инструмента инновационного развития / В. В. Окрепилов // Проблемы прогнозирования. 2013. № 1. С. 52-62.

3. Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов // URL: http://www.rosim.ru/documents/143749 (дата обращения: 15.05.2016).

4. Об утверждении Стандарта по составлению плана финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных и казенных предприятий города Москвы: Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 03.02.2012 № 183-р // ШИ^ http://lawsrf.ru/region/documents/772939/ (дата обращения: 15.05.2016).

5. Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 03.11.2012 № 1142 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 // URL: http://base.garant.ru/70254132/ (дата обращения: 15.05.2016).

6. Окрепилов В. В. Экономика качества как методологическая основа управления регионами / В. В. Окре-пилов // Экономика и управление. 2013. № 1 (87). С. 8-14.

7. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ // URL: http://base.garant.ru/135919/ (дата обращения: 15.05.2016).

8. О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями: Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1214 // URL: http://base.garant.ru/12181920/ (дата обращения: 15.05.2016).

9. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию // URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/20004 (дата обращения: 15.05.2016).

10. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 // URL: http://base.garant.ru/70170942/ (дата обращения: 15.05.2016).

11. Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти: Распоряжение Минэкономразвития России от 14.04.2014 № 26Р-АУ // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70542100/ (дата обращения: 15.05.2016).

12. Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы Совета директоров в акционерном обществе: Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от

21.11.2013 № 357 // URL: http://base.garant.ru/70853752/ (дата обращения: 15.05.2016).

13. Об утверждении Концепции региональной информатизации: Распоряжение Правительства РФ от

29.12.2014 № 2769-р // URL: http://www.ivcons.ru/upload/TK_pdf/2015/01_16jan_15.pdf (дата обращения: 15.05.2016).

14. Окрепилов В. В. Менеджмент качества: учебник / В. В. Окрепилов. СПб: Изд-во политехн. ун-та, 2013. 649 с.

Статья поступила в редакцию 19.05.2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Янченко Арина Юрьевна — Россия, 190008, Санкт-Петербург; Санкт-Петербургский государственный морской технический университет; канд. экон. наук; доцент; доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»; yanchenko_au@mail.ru.

Колобкова Ирина Евгеньевна - Россия, 190008, Санкт-Петербург; Санкт-Петербургский государственный морской технический университет; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры «Управление судостроительным производством»; volatile2006@mail.ru.

A. Yu. Yanchenko, I. E. Kolobkova

FORMATION OF THE LIST OF THE KEY PERFORMANCE INDICATORS IN ACCORDANCE WITH THE STRATEGIC GOALS OF THE ENTERPRISE

Abstract. The key performance indicators (KPI) are a useful tool for assessment and planning the activity of an enterprise. They form the basis of the strategic enterprise management system. Some complexity is to develop the necessary and sufficient list of the key indicators, which should reflect the characteristics of the enterprise activity and correlate with the goals of its development. The Russian practice of application of the KPI apparatus does not contain a universal methodology for determining the list of the necessary indicators. All the methods depend on the company specificity and its needs. The analysis of the current regulatory basis showed a weak developmental work with this question and the absence of specific guidelines for the development and calculation of the key indicators. The list of the key performance indicators is prescribed only for the companies with state participation in strict compliance with the conditions of formation of the authorized capital. The proposed method of formation of KPI list is based on the emphasis of two approaches to the development and calculation of the key performance indicators. The first approach is based on the organizational structure of the enterprise, there are KPI related to the evaluation and motiva-

tion of staff to achieve the goals of the company. The second approach is based on the functional purpose of the KPI and is used to describe the financial activities of the enterprise as a whole. The possibility of using a combined approach when developing a list of KPI depending on the overall strategy of the enterprise is not excluded. The goal of forming KPI is the ability of monitoring, evaluation and further planning of the activities on the basis of the objective data about the situation at the enterprise.

Key words: key performance indicators, strategic enterprise management, business processes, organizational structure, functional purpose, combined approach.

REFERENCES

1. Klochkov A. K. KPI i motivatsiia personala. Polnyi sbornikprakticheskikh instrumentov [KPI and staff motivation. Complete collection of the practical tools]. Moscow, Eksmo Publ., 2010. 103 p.

2. Okrepilov V. V. Perspektivy razvitiia standartizatsii kak instrumenta innovatsionnogo razvitiia [Prospects of development of standardization as an instrument of innovative development]. Problemy pro-gnozirovaniia, 2013, no. 1, pp. 52-62.

3. Metodicheskie ukazaniia po primeneniiu kliuchevykh pokazatelei effektivnosti gosudarstvennymi korporat-siiami, gosudarstvennymi kompaniiami, gosudarstvennymi unitarnymi predpriiatiiami, a takzhe khoziaistvennymi obshchestvami, v ustavnom kapitale kotorykh dolia uchastiia Rossiiskoi Federatsii, sub"ekta Rossiiskoi Federatsii v sovokupnosti prevyshaet piat'desiat protsentov [Methodical recommendations on application of key performance indicators at the public corporations, public companies, public municipal enterprises as well as housing communities, in the nominal capital of which the share of the Russian Federation, an entity of the Russian Federation aggregately surpasses 50%]. Available at: http://www.rosim.ru/documents/143749 (accessed: 15.05.2016).

4. Ob utverzhdenii Standarta po sostavleniiu plana finansovo-khoziaistvennoi deiatel'nosti gosudarstvennykh unitarnykh i kazennykh predpriiatii goroda Moskvy. Rasporiazhenie Departamenta imushchestva goroda Moskvy ot 03.02.2012 № 183-r [On establishment of the Standard for planning the financial and housing activity of the public housing and state-owned enterprises in Moscow. Decree of the Department of the Moscow Municipality dated 03.02.2012 № 183-p]. Available at: http://lawsrf.ru/region/documents/772939/ (accessed: 15.05.2016).

5. O merakh po realizatsii Ukaza Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 21 avgusta 2012 g. № 1199 «Ob ot-senke effektivnosti deiatel'nosti organov ispolnitel'noi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.11.2012 № 1142 [On the measures of realization of the Decree of the President of the Russian Federation dated 21 August 2012 № 1199 "On evaluation of the activity of the executive bodies of the Russian Federation entties". Resolution of the Government of the Russian Federation dated 03.11.2012 № 1142]. Available at: http://base.garant.ru/70254132 / (accessed: 15.05.2016).

6. Okrepilov V. V. Ekonomika kachestva kak metodologicheskaia osnova upravleniia regionami [Economy of quality as a methodological basis of the regional control]. Ekonomika i upravlenie, 2013, no. 1 (87), pp. 8-14.

7. O nauke i gosudarstvennoi nauchno-tekhnicheskoi politike. Federal'nyi zakon ot 23.08.1996 № 127-FZ [On science and state science-technology policy. Federal Law dated 23.08.1996 № 127-FL]. Available at: http://base.garant.ru/135919/ (accessed: 15.05.2016).

8. O sovershenstvovanii poriadka upravleniia otkrytymi aktsionernymi obshchestvami, aktsii kotorykh nakho-diatsia v federal'noi sobstvennosti, i federal'nymi gosudarstvennymi unitarnymi predpriiatiiami. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.12.2010 № 1214 [On improvement of the order of control of public companies, shares of which are owned by the Federal State, and Federal public housing enterprises. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 31.12.2010 № 1214]. Available at: http://base.garant.ru/12181920/ (accessed: 15.05.2016).

9. Perechen' poruchenii po realizatsii Poslaniia Prezidenta Federal'nomu Sobraniiu [List of instructions on realization of the Decree of the President of the Russian Federation to the Federal Committee]. Available at: http: //www.kremlin. ru/acts/assignments/orders/20004 (accessed: 15.05.2016).

10. Ob osnovnykh napravleniiakh sovershenstvovaniia sistemy gosudarstvennogo upravleniia. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 № 601 [On the main directions of improvement of the system of state control. Order of the President of the Russian Federation dated 07.05.2012 № 601]. Available at: http://base.garant.ru/70170942/ (accessed: 15.05.2016).

11. Ob utverzhdenii Metodicheskikh rekomendatsii po vnedreniiu proektnogo upravleniia v organakh ispolnitel'noi vlasti. Rasporiazhenie Minekonomrazvitiia Rossii ot 14.04.2014 № 26R-AU [On establishment of the methodical recommendations on introduction of the project management of the executive bodies. Resolution of the Ministry of Economic Development in Russia dated 14.04.2014 № 26P-AU]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70542100/ (accessed: 15.05.2016).

12. Ob utverzhdenii Metodicheskikh rekomendatsii po organizatsii raboty Soveta direktorov v aktsionernom obshchestve. Prikaz Federal'nogo agentstva po upravleniiu gosudarstvennym imushchestvom ot 21.11.2013 № 357 [On establishment of the methodical recommendations on the work of the Board of Directors of the stock community. Order of the Federal Agency on Control of State Property dated 21.11.2013 № 357]. Available at: http://base.garant.ru/70853752/ (accessed: 15.05.2016).

ISSN 2073-5537. BecTHUK ATTY. Cep.: 3KOHOMUKa. 2016. M 2

13. Ob utverzhdenii Kontseptsii regional'noi informatizatsii. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2014 № 2769-r [On establishment of the Concept of the Regional Informational Support. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 29.12.2014 № 2769-P]. Available at: http://www.ivcons.ru/upload/TK_pdf/ 2015/01_16jan_15.pdf (accessed: 15.05.2016).

14. Okrepilov V. V. Menedzhment kachestva: uchebnik [Management of quality: manual]. Saint-Petersburg, Izd-vo politekhn. un-ta, 2013. 649 p.

The article submitted to the editors 19.05.2016

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Yanchenko Arina Yurievna - Russia, 190008, Saint-Petersburg; Saint-Petersburg State Marine Technical University; Candidate of Economics; Assistant Professor; Assistant Professor of the Department "Accounting and Audit"; yanchenko_au@mail.ru.

Kolobkova Irina Evgenievna - Russia, 190008, Saint-Petersburg; Saint-Petersburg State Marine Technical University; Candidate of Economics; Assistant Professor; Assistant Professor of the Department "Shipbuilding Production Management"; volatile2006@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.