Научная статья на тему 'Финансово-экономический кризис: развитие и пути его преодоления в странах с переходной экономикой'

Финансово-экономический кризис: развитие и пути его преодоления в странах с переходной экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1188
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / ГРУЗИЯ / КАЗАХСТАН / КЫРГЫЗСТАН / ТАДЖИКИСТАН / РОССИЯ / ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ПОСТКРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ / ПРОЯВЛЕНИЯ КРИЗИСА / КРИЗИСНОЕ РАЗВИТИЕ И ЦЕНА КРИЗИСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарибекян Амалия

Для стран с переходной экономикой, как и для всей мирохозяйственной системы, нынешний экономический кризис — это не только источник трудностей и угроза экономическому росту, но и своеобразное "окно возможностей". Насколько они сумеют воспользоваться открывающимися возможностями, зависит от того, сколь глубоко и адекватно будет осознана природа и характер кризиса, его специфика в конкретной стране и те перемены, которых требуют уроки кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономический кризис: развитие и пути его преодоления в странах с переходной экономикой»

Том 13 Выпуск 1 2010 ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ

Г" X

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС: РАЗВИТИЕ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ В СТРАНАХ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

Амалия САРИБЕКЯН

кандидат экономических наук, член Совета Центрального банка Армении (Ереван, Армения)

Введение

Для стран с переходной экономикой, как и для всей мирохозяйственной системы, нынешний экономический кризис — это не только источник трудностей и угроза экономическому росту, но и своеобразное «окно возможностей».

Насколько они сумеют воспользоваться открывающимися возможностями, зависит от того, сколь глубоко и адекватно будет осознана природа и характер кризиса, его специфика в конкретной стране и те перемены, которых требуют уроки кризиса.

Ситуация до кризиса

Почти во всех странах с переходной экономикой, в том числе и постсоветских в период до нынешнего кризиса наблюдался экономический рост, темпы его были разными. Темпы и характер этого роста во многом зависят от того, насколько отдельная страна, снижая новые риски, может воспользоваться дополнительными возможностями, появляющимися в процессе глобализации. Указанный рост, в частности, выражался в ежегодном росте ВВП (см. табл. 1).

Таблица 1

Годовой прирост ВВП в странах с переходной экономикой

^ Страна/Год 11992 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Армения 58,2 106,9 105,9 109,6 113,2 114,0 110,5 113,9 113,2 113,8 106,8

Азербайджан 77,4 88,2 111,1 109,9 110,6 111,2 110,2 126,4 134,5 125,0 110,8

Грузия 55,1 102,6 101,8 104,8 105,5 111,1 105,9 109,6 109,4 112,4 102,1

Беларусь 90,4 89,6 105,8 104,7 105,0 107,0 111,4 109,4 110,0 108,2 110,0

Казахстан 94,7 91,8 109,8 113,5 109,8 109,3 109,6 109,7 110,7 108,9 103,3

Кыргызстан 86,1 94,6 105,4 105,3 100,0 107,0 107,1 99,4 102,7 108,2 107,6

Молдова 71,0 98,6 102,1 106,1 107,8 106,6 107,3 107,1 104,0 103,0 107,2

Россия 85,5 95,9 110,0 105,1 104,7 107,3 107,2 106,4 107,7 108,1 105,6

Таджикистан 70,0 87,6 108,3 110,2 110,8 111,0 110,6 106,7 107,0 107,8 107,9

Украина 90,1 87,8 105,9 109,2 105,2 109,6 112,1 102,4 107,0 107,3 102,1

Чехия 112,5 103,6 102,5 101,9 103,6 104,5 106,3 106,8 106,0 103,3

Хорватия 88,3 101,7 102,9 104,4 105,6 105,3 104,3 104,3 104,7 105,5 102,4

Литва 67,9 100,5 106,9 108,1 106,5 107,2 108,7 110,6 112,2 110,0 95,5

Латвия 78,7 103,3 104,2 106,7 106,9 110,2 107,3 107,8 107,8 108,9 103,0

Эстония 105,0 109,6 107,7 107,8 107,1 107,5 109,2 110,4 106,3 96,4

Словения 94,5 104,1 104,4 102,9 104,0 102,8 104,3 104,4 105,9 106,8 103,5

Словакия 107,5 101,4 103,4 104,8 104,7 105,2 106,5 108,5 110,4 106,4

Польша 103 117,1 104,3 101,2 101,4 103,9 105,3 103,6 106,2 106,6 104,9

Румыния 91,3 107,1 102,1 105,8 105,2 105,2 108,4 104,1 107,6 106,3 107,3

Венгрия 96,9 101,5 105,2 104,1 104,1 104,2 104,8 104,0 104,1 101,1 100,5

Болгария 92,8 102,9 105,4 104,1 104,9 105,0 106,6 106,3 106,3 106,2 1 О 0

Однако прирост ВВП в полной мере отражает лишь количественный рост экономики, но не динамику социально-экономического развития страны в целом. А характер этого развития в век глобализации и информационных технологий подвержен существенным изменениям. Но в перспективе развитие будет определяться такими критериями, как плотность населения в городах, состояние внешней и внутренней среды, уровень культуры и т.п.; все эти факторы невозможно учесть и отобразить в индексе ВВП.

Во время перехода к рынку в результате резкого экономического спада и снижения потребительского предложения и спроса экономический потенциал стран с переходной экономкой существенно снизился. Соответственно, главной задачей было восстановле-

ние прежнего уровня экономики, и экономический рост имел, прежде всего, количественный характер (хотя наблюдались и значительные качественные изменения).

Создавшаяся ситуация еще больше усложнилась из-за мирового экономического кризиса. Сегодня главное — это правильно оценить возможности «новой экономики», разносторонне и наиболее объективно изучить сложившуюся ситуацию, определить пути выхода из кризиса и перспективы дальнейшего экономического развития.

Кризисные проявления и возможные варианты посткризисного развития

Современный финансовый кризис носит беспрецедентно масштабный характер, и развивался он как никогда стремительно, причем его признаки появились несколько раньше, чем он разразился (2007—2008 гг.). Он продолжает углубляться, и попытки задействовать прежние механизмы лишь усложняют ситуацию. Однако вызовы, обусловленные кризисом, рождают новые возможности, которые необходимо использовать максимальным образом.

Проявления кризиса: его общие и специфические черты

Кризисные проявления имеют как специфические, так и общие черты.

Структурный кризис, начавшийся в 2008 году, по сути, является итогом бурного глобального развития в условиях неолиберального курса; он беспрецедентен по своим масштабам, глубине и многообразию форм проявления.

Любой экономический кризис имеет свои, присущие лишь ему черты, но в одном все кризисы исключительно схожи: они возникают вследствие нарушения экономического равновесия, отражающегося на объемах производства, уровне цен, занятости населения, размере доходов, соотношении реального и финансового секторов и др.1

В условиях современного кризиса основной причиной подобного дисбаланса стал начавшийся в 2006 году беспрецедентно быстрый рост финансового сектора по сравнению с реальным сектором.

Отношение активов финансового сектора к ВВП в Бельгии составляло 341%, в Австрии — 312%, в Германии — 263%, в Италии — 192%2 и т.д.

Та же ситуация сложилась и в странах с переходной экономикой: в Эстонии этот показатель составлял 116%, в Словакии — 113%, в Чехии — 98%, в Латвии — 88%, в Украине — 81%, в Казахстане — 76%, в России — 48%, в Грузии — 32%, в Армении — 20%, в Азербайджане — 18% и т.д., а всего лишь за 10 лет до этого он равнялся 92—100%3.

Некоторые страны с переходной экономикой приблизились к уровню западных стран; их финансовые рынки за последние 10—15 лет росли в среднем в 3—5 раз быстрее, чем остальные макроэкономические показатели4.

1 См.: Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, 1999. С. 387—388.

2 См.: Вестник McKinsey, 2008, № 20. С. 7 [www.vestnikmckinsy].

3 См.: Аганбегян А.Г. Об особенностях современного мирового финансового кризиса и его последствий для России // Деньги и кредиты, 2008, № 12. С. 5.

4 См.: The Global Competitivеness Report, 2008—2009. World Economic Forum. Geneva, 2008. P. 84.

В конце 2008 года в США, чей объем ВВП составляет 5 трлн долл., совокупная стоимость ценных бумаг составила 482—510 трлн долл.5

Параллельно с этим резко возрос объем ипотечных кредитов, который в 2008 году составлял 100—200% ВВП страны6.

Однако подобный неуклонный рост финансовой сферы не мог компенсировать растущий дефицит ресурсного обеспечения реального сектора, поскольку носил, скорее всего, виртуальный характер; финансовый рынок становился все более неконтролируемым.

В создавшейся ситуации сфера финансовых услуг стала воздействовать на развитие реального сектора всей экономики, повышая цены на товары, пользующиеся особым спросом (нефть, металлы, зерно, пищевые продукты и т.д.). Но и при этом рост финансового сектора в 1,5—2 раза опережал повышение цен на нефть и прочие сырьевые ресурсы. Снова увеличился спрос на доллары как средство платежа в международных торговых расчетах, а это, в свою очередь, привело к их перепроизводству, что можно рассматривать как главную предпосылку кризиса.

Другой важной причиной перепроизводства доллара был искусственный рост их предложения.

В течение 1970—2008 годов объем долларовой массы в мире вырос в 10 раз, превысив в несколько раз мировой объем существующих реальных товаров. Например, ВВП США составляет 20% мирового ВВП, однако страна использует 40% произведенных в мире товаров7.

Платили за эту разницу другие страны мира, продавая свои товары за необеспеченную бумагу. В результате происходило перераспределение мирового богатства в пользу одной страны (в данном случае — США).

Для чего же производилось больше долларов, чем было необходимо для нормального функционирования мировой экономики, и почему стимулировалось потребление? Рассмотрим этот вопрос более подробно.

При наличии огромных финансовых ресурсов и стимулировании потребления создавалась возможность приобрести товары на еще не заработанные деньги, то есть в долг. Причем, для того чтобы бурная эмиссия не обесценивала деньги, значительный объем долларовой массы замораживался в так называемых виртуальных товарах посредством рынка ценных бумаг. Это привело к тому, что финансовый сектор резко увеличился по сравнению с реальным: все большая масса финансовых услуг стала обслуживать относительно меньшую массу реального сектора экономики.

Сберегательная активность населения и инвестиционная деятельность тесно переплетены. Сбережения населения попадали в раздутые фонды, инвестиционные банки и т.д., которые на самом деле не финансировали развитие экономики; их банкротство зачастую приводило к обогащению отдельных лиц, а сбережения населения превращались в пыль.

Возникновению кризиса способствовало и усложнение инноваций. Новейшие технологии, чрезвычайно капиталоемкие и имеющие большие сроки окупаемости, были фактически недоступны развивающимся странам; это затормозило новаторский прогресс, что отрицательно сказалось на экономическом росте.

Более того, достижения в области информационных, цифровых и нанотехнологий, а также и в других сферах поставили мир перед необходимостью перераспределения созданного материального богатства.

Наблюдения показывают, что экономика постепенно становится всеохватывающей, а это подразумевает соответствующую ответственность рынков. Но ситуация в мире сло-

5 [www.worldcrisis.ru].

6 См.: Закат империи доллара и конец «Pax Americana» [http://paxamericana.narod.ru/book/].

7 См.: Причины мирового финансового кризиса, или Как купить весь мир // Глобалист [www.citibank.ru].

Том 13 Выпуск 1 2010 ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ

жилась таким образом, что реальная экономика децентрализована, а финансовые рынки, наоборот, высокоцентрализованы и неконтролируемы извне. Кризис по-разному протекает в различных странах, но его основные причины и следствия везде примерно одинаковы.

Г Причины | (финансово-экономические) Последствия ^ (социально-экономические)

снятие ограничений с доступа банков к финансовым ресурсам и доступа владельцев ресурсов к банкам в результате либерализации финансовой сферы в последние годы рост объемов долларовых ресурсов, привлеченных банками

беспрецедентно быстрый рост внутреннего кредитования8 кредитный бум

предоставление крупных кредитов ненадежным заемщикам большой рост числа безнадежных долгов

предоставление рискованных кредитов и плохое управление их возвратом несбалансированные кредитные портфели банков: плохие кредиты и высокие рисковые долги

быстрое замедление кредитного процесса, обусловленное не нехваткой ликвидности, а рисковостью этих кредитов рост процентных ставок

массовое невозвращение долгов со стороны заемщиков, банкротство банков резкое сокращение банковского капитала

ухудшение финансового состояния компаний и падение показателей удорожание и нецелесообразность привлечения финансовых ресурсов путем выпуска ценных бумаг

усиление конкурентности в результате экономического роста и беспрецедентной активизации финансового сектора банкротство компаний в новой конкурентной среде

увеличение риска обменного курса долларизация финансовых ресурсов банков, повсеместное переоформление вкладов в долларовые и прочее

сильная зависимость валюты страны от прочих инвалют (как правило, от американского доллара, или корзины из нескольких инвалют) искажение валютной системы

глубокий экономический спад, сокращение экспорта превращение финансового кризиса в экономический

сокращение числа рабочих мест и рост безработицы переход экономического кризиса в социальный

потеря сбережений, непрерывное сокращение ^доходов и снижение покупательного спроса углубление социального кризиса У

Соответствующие статистические данные приводятся ниже.

Наряду с этим повсеместно наблюдаются также серьезнейшие общественно-экономические изменения:

■ увеличивается социальная напряженность;

■ государство становится самым большим собственником;

■ глобальные институты не могут выполнять свои функции;

■ архитектура управления меняется и увеличивается значение концепции национального управления;

■ происходит перераспределение регионально-территориальных центров силы и ресурсов;

■ углубляется и расширяется регионально-территориальное противостояние;

■ изменяются система ценностей, критерии успеха и т.д.

Кризисное развитие и цена кризиса

В связи с кризисом в мире нарастает спад. Этот процесс можно представить в виде следующей схемы:

(е ф и ^

ухудшение финансового состояния компании и банкротство некоторых из них —— рост безработицы —— сокращение налоговых поступлении —— увеличение правительственных расходов —— увеличение государственного долга —— резкое снижение ВВП —— сокращение доходов —— падение жизненного уровня населения.

Естественно, выход из подобной ситуации требует огромных финансовых затрат. В США, странах Европы, России и некоторых странах с переходной экономикой средства, выделенные для борьбы с кризисом, превышают 10—15% объема ВВП9; в мировой истории таких широкомасштабных антикризисных программ еще не было. Между тем ситуация коренным образом пока не изменилась.

В конце 1990-х годов средства, потраченные на посткризисное восстановление в Швейцарии и США, составили 4—5% ВВП, а в Индонезии вообще 40%10. Многим развивающимся странам преодоление кризиса обошлось в 15—20% ВВП11. Какая сумма средств будет в итоге затрачена на преодоление нынешнего кризиса? На этот вопрос трудно ответить; кризис еще не закончился, но, согласно подсчетам мировых финансовых институтов12, уже обошелся миру почти в 10 трлн долл., то есть, как пишет газета «Frankfurter Allgemeine Zeitung», на каждого жителя земли приходится более 1 500 долл., и «люди вместе деньгами потеряли также и надежду».

Это означает, что выход из ситуации потребует огромных целенаправленных усилий, поскольку кризис — это также и возможность нового подъема и прогресса на базе новых исходных условий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 См.: Аганбегян А.Г. Указ. соч. С. 3.

10 См.: Вестник МсКі^еу, 2008, № 20. С. 4.

11 См.: Бартон Д., Ньюуэль Р., Нест Д., Уилсон Г. Восстановление финансовой системы: основные шаги [http://www.management.com.ua/finance/fin153.html], март 2009.

12 Расчеты Всемирного валютного фонда и Азиатского банка развития.

Здесь очень важно то, какие сравнительные преимущества найдет каждая страна в данной ситуации и насколько эффективно она их использует в своем дальнейшем развитии.

Таким образом, основной вопрос состоит в том, смогут ли страны предпринять необходимые меры и, что еще важнее, — какие именно.

Одно очевидно: «спасать» все любой ценой не нужно, тем более что это невозможно. Например, когда стали пытаться спасти плохие активы, финансовый кризис еще более обострился, так как огромные расходы не только не оправдали себя, но и нанесли вред.

Следует отметить, что вовсе не обязательно, чтобы все страны мира, преодолевая кризис, шли одним и тем же путем, тем более что его последствия проявляются в них по-разному.

В частности, отрицательные последствия кризиса в странах с переходной экономикой проявляются слабее, так как их финансовый рынок недоразвит. Однако не следует упускать из виду следующее обстоятельство: насколько недоразвитый финансовый рынок будет ограничивать распространение кризиса, настолько же он задержит процесс оздоровления экономики в дальнейшем.

Варианты посткризисного развития и антикризисные меры: подходы и критерии

Варианты посткризисного развития

В зависимости от характера проявления предкризисной ситуации, уровня развития, социальных условий и т.п. страны мира предпринимают различные меры по преодолению кризиса и предотвращению падения темпов экономики. Их усилия направлены на облегчение налогового бремени, на повышение доступности инвестиционных и кредитных ресурсов, стимулирование предложения и (или) спроса, на оказание помощи малому и среднему бизнесу, а также системообразующим компаниям.

Причем все труднее становится судить о ходе кризиса в целом, так как осуществляемые в разных странах меры дают разные результаты:

■ экономический спад замедлился, а в некоторых странах наблюдается экономический рост;

■ экономический спад все более углубляется;

■ кризис подходит к концу;

■ ожидается новый этап кризиса, более сложный в своем проявлении, и т.д.

Прогнозы относительно вариантов посткризисного развития столь же противоречивы; среди них можно выделить два основных типа: оптимистические и пессимистические.

Согласно оптимистическим прогнозам, завершающая фаза кризисного спада и замедления начнется через 3—4 года, после чего настанет период резкого циклического подъема с качественно новым экономическим ростом.

Согласно пессимистическому сценарию, кризис носит, в основном, системный характер. Иссякли как экстенсивные, так и интенсивные возможности развития системы; ожидается распад капиталистической системы и глобальный хаос.

Второй вариант имеет несколько разновидностей: пессимистический, обнадеживающе-пессимистический и чрезвычайно пессимистический, вплоть до глобального изменения социально-экономических систем, «гибели человечества» и «конца света»13 (см. схему).

Основой для подобных пессимистических оценок служит ряд серьезнейших системных явлений, обусловленных геополитическими и геоэкономическими факторами:

■ борьба конкурирующих между собой региональных объединений и стран за сужающиеся рынки сбыта и источники поступления энергоносителей;

■ усиление территориальных конфликтов и противостояние отдельных стран;

■ формирование различных идеологий и концепций, как центростремительных, так и либеральных, в результате обострения общественно-экономических противоречий и т.д.

Однако, как известно, из любой ситуации есть выход; дальнейшее развитие зависит от того, насколько целенаправленно будут предприниматься меры по преодолению последствий кризиса.

Возможны и альтернативные модели перспектив глобального развития. Наилучшей нужно будет признать ту, которая позволит лучше усвоить уроки кризиса; только при подобном подходе кризисный период можно будет оценить как этап новых возможностей.

Практические проявления антикризисных мер

Осуществляемые антикризисные меры имеют четко выраженные общие черты, но при этом специфичны для каждой отдельной страны или региона. Предпринятые до сих пор меры можно сгруппировать по нескольким направлениям.

13 Попов Г. Глобальная перспектива кризиса 2008 // Проблемы теории и практики управления, 2009, № 7. С. 17—22; Аганбегян А.Г. Указ. соч. С. 3; Сорос Дж., Кругман П., Рубини Н. Кризисные прогнозы. Когда и как все это закончится // Business Class, 2009, № 3. С. 36—39.

В США антикризисные меры протекали по двум направлениям, разработанным под руководством президентов Д. Буша и Б. Обамы, соответственно.

Согласно политике Д. Буша, резервы государства и деньги налогоплательщиков направлялись на спасение финансовой структуры экономики, что фактически означало спасение «жирных котов».

В основе антикризисной политики Б. Обамы лежит закачка ликвидности в экономику, призванная стимулировать равно спрос и предложение и помочь самым разным субъектам экономики — от домохозяйств до крупнейших банков и финансовых институтов. Часть этой ликвидности используется для организации общественных работ, призванных помочь пережить кризис наименее конкурентоспособной на рынке труда части рабочей силы — идея, которая была предложена президентом США Т. Рузвельтом в 1930-х годах.

Опыт Франции основан на антикризисной политике президента Н. Саркози «возврат к предпринимательскому капитализму (в XIX в.)», которая предполагает направление помощи из финансового сектора в реальную экономику, в первую очередь оказание помощи малому и среднему бизнесу.

Осуществление антикризисных мер в Германии связано с именем канцлера А. Меркель; оно предусматривает оказание помощи не производителям, а потребителям, то есть активизацию экономики посредством стимулирования потребительского спроса.

Англия национализировала обанкротившиеся частные структуры, что означает возврат к бюрократическому социализму XX века с его «неизлечимыми болезнями» (в том числе к опыту СССР).

Новые подходы и концептуальные положения, направленные на преодоление кризиса

Существует множество антикризисных рецептов, но помогут ли они преодолеть кризис? Скорее всего, можно ожидать лишь временного эффекта.

В данной связи уместно процитировать высказывание Г. Форда о кризисе 1929 года. На вопрос, может ли миллион долларов спасти от миллионного убытка, он ответил: «Нет, не может, поскольку миллион будет внедряться в ту систему, которая родила эти убытки»14.

Коротко говоря, эффективная борьба с кризисом подразумевает серьезные изменения как теоретическо-методического и концептуального, так и прикладного характера. То есть в сложных условиях кризиса необходимы новые подходы, новые методы, новые критерии и новые показатели.

Например, основы макроэкономики, сформировавшейся после Великой депрессии 1929 года, сегодня нуждаются в детальном анализе и переосмыслении. Требуют пересмотра и кейнсианский и монетаристский подходы к регулированию экономики.

Ныне на повестке дня стоит вопрос разработки наиболее обобщенных и целостных показателей экономики; сегодня в качестве одного из главных показателей применяется размер ВВП, который, по сути, включает лишь параметры развития экономической системы; возможно, следует перейти от стоимостных показателей к физическим. Такой подход позволил бы в полной мере оценить происходящие процессы экономического развития, что позволило бы найти наиболее приемлемые пути выхода из кризиса.

14 Попов Г. Указ. соч. С. 17—20.

Для повышения эффективности антикризисных мер и быстрого преодоления кризиса необходимы концептуальные изменения в антикризисных подходах, применяемых на практике.

К ним, в частности, относятся:

■ четкое определение государственными органами адресации антикризисных мер и их очередности с учетом того, что основным стимулом активизации экономики должен быть рост потребительского спроса, а производство и финансовая система, в частности инвестиции и/или кредиты, должны выступать как инструмент, обеспечивающий адекватное предложение. Такой подход подразумевает следующую схему финансовой помощи: потребители — производители — сфера услуг (непроизводственных) — банковско-финансовая сфера;

■ применение новых форм национализации, при которых новым собственником станет общество, а не какое-либо государственное должностное лицо или орган (как показывает опыт XX века, передача экономики в руки государственного деятеля или деятелей чрезвычайно опасна).

■ борьба с безработицей с помощью программ, аналогичных общественным работам, но не по образцу 1930-х годов, а путем перемещения рабочей силы в перспективные сферы экономики;

■ применение адекватных антикризисных инструментов, где особое место будет отведено предоставлению беспроцентных, долгосрочных и прочих кредитов, отсрочке платежей и различным мерам по снижению налогов;

■ согласованность и прозрачность антикризисных мер; такой подход позволит более эффективно и быстро преодолеть кризис.

В свете различных вариантов развития кризиса чрезвычайно актуальным становится также вопрос разработки новой экономической политики. Она, как и прежде, должна опираться на либеральные принципы развития экономики, однако, с учетом важности регулирующей роли государства.

Этот подход следует применить по следующим направлениям.

■ Для финансового сектора, где существует сложная ситуация: рынок ценных бумаг крайне раздут, рынки ценных бумаг, страховые рынки, инвестиционные фонды и т.д. вышли из-под контроля. Необходимо применить регулирование и ограничения для перестрахования и межбанковского кредитования под залог ценных бумаг, должен быть создан новый механизм оценки ценных бумаг и их ликвидности (с учетом того, что ценные бумаги — это не деньги). Следует также осуществлять четкое регулирование выпуска ценных бумаг и их обращения, а также надзор за обращением их на международных финансовых рынках.

■ Кризис выдвинул на повестку дня вопрос коренного преобразования государственного управления экономикой на основе новой национальной концепции управления.

■ В свете дальнейшего развития кризиса отдельного обсуждения требует вопрос пересмотра системы национальных ценностей и инвентаризации имеющихся ресурсов, а также выывления потенциальных и реальных возможностей.

■ На повестке дня стоит задача реалистичного и оптимального сочетания дальнейших действий и возможностей и их целенаправленного осуществления с использованием стратегических и тактических рычагов.

Вместо заключения

Кризис — это не только зло. Он создает исключительную возможность для создания наиболее жизнеспособной, динамичной и модернизированной экономики путем приведения ее в соответствие с наилучшими международными стандартами. Особенно это относится к странам с переходной экономикой.

В этой связи уместно привести заявление президента Южной Кореи К.Д. Чжуна в связи с кризисом 1998 года: «Этот кризис послужит нам уроком, и мы построим в стране настоящую рыночную экономику».

Время доказало, что такой подход является самым правильным. Действительно, только в таком случае возможно оперативное преодоление наитруднейшей проблемы — преобразования экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.