Научная статья на тему 'Финансово-экономические аспекты военно-технического сотрудничества России со странами СНГ'

Финансово-экономические аспекты военно-технического сотрудничества России со странами СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово-экономические аспекты военно-технического сотрудничества России со странами СНГ»

'■■''. : 411241 - ЯЮ

ВОПРОСЫ экономики

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ

Т.В. МУЖЖАВЛЕВА, доцент кафедры мировой экономики Чувашский государственный университет им. И.В. Ульянова

Изучение международного опыта военно-технического сотрудничества (ВТС) показывает, что эта область взаимодействия государств, даже не связанных между собой какими-либо военно-по-литическими обязательствами, — объективная необходимость, закономерное явление, имеющее устойчивую тенденцию к развитию, и возможность более выгодно решать задачи технического обеспечения вооруженных сил.

Использование ВТС со странами СНГ имеет большое значение для повышения военно-эконо-мического потенциала России, так как для военно-технического сотрудничества в рамках СНГ имеется уникальная основа, которой нет ни в одном регионе мира, это:

бывшая общей военная научно-производственная база;

аналогичные системы технического обеспечения вооруженных сил;

оснащенность войск вооружением и техникой бывшего общего (советского) производства; единые межгосударственные стандарты; наличие военно-технических кадров, подготовленных в единой системе военного образования, и ряд других составляющих. Бывшее общим военное производство, доставшееся в наследство государствам Содружества, представляло собой единый комплекс взаимосвязанных организаций и промышленных предприятий, располагавшихся на территориях всех республик. Разработкой и производством вооружения и военной техники (ВВТ) занимались более 60 ООО предприятий. Выпускаемые ими образцы военной продукции в целом соответствовали мировому уровню, а многие из них по своим характеристикам даже превосходили зарубежные аналоги. Это свидетельствует о том, что сложившаяся за долгие годы система разработки и производства ВВТ в ос-

новном отвечала потребностям времени, для которого она была создана.

Раздел общего экономического пространства привел к разрушению этой отлаженной системы на части, неравноценные как в количественном, так и в качественном отношении. Несмотря на то, что в государствах Содружества в настоящее время имеется значительное количество организаций и предприятий бывшего единого военно-промышленно-го комплекса (Россия — 67,4%, Украина - 17,9%, Беларусь — 3,2%, остальные суммарно — 11,5%), самостоятельный выпуск ими конечной продукции по основным видам ВВТ крайне затруднителен. Даже в России и Украине, обладающих мощными научными и производственными потенциалами, людскими и материальными ресурсами, перестройка оборонных отраслей промышленности на полное самостоятельное удовлетворение потребностей вооруженных сил государств потребует значительных затрат и длительного времени.

Например, в кооперации по производству серийных образцов зенитной ракетной системы С-300ПМУ задействованы 103 промышленных предприятия России, Украины, Белоруссии и Армении; танка Т-72 — 700 предприятий всех стран Содружества; самолета МиГ-29 — 568 предприятий этих же государств.

В производстве атомной подводной лодки, оснащенной баллистическими ракетами, задействованы около 2 ООО предприятий, из которых более 1 300 размещены на территории России, более 550 — на Украине, 83 — в Белоруссии, 5 - в Казахстане, 4 — в Армении, 3 — в Молдове, по 2 — в Кыргызстане и Азербайджане.

Особенность экономических взаимоотношений стран СНГ в том, что современное разделение труда между этими странами логически и исторически вторично по отношению к разделению труда

42

ДАЙДЖЕСТ-ФИНАНСЫ

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ ' IV ;

внутри единого народно-хозяйственного комплекса бывшего СССР.

В СССР в 1991 г. на Россию замыкалась абсолютно большая часть всего внешнего товарооборота других республик: 63,4% экспорта Грузии, 59,5 -Украины, 59 -Армении, 54,9 — Белоруссии, 54 — Азербайджана, 53,— Казахстана поступали в РСФСР. Удельный вес межреспубликанских поставок в общем объеме экспорта РСФСР достигал 60-68%, а в общем объеме импорта 51-55%. РСФСР ввозила продукцию 102 отраслей, а вывозила — 104.

При разрыве хозяйственных связей с бывшими республиками Россия не может удовлетворять свои потребности в продукции машиностроения на 23%, в том числе для нефтегазового комплекса — 80%, химической и легкой промышленности — почти 25%, черным и цветным металлам — 30%. Внутренние экономические проблемы России на 2/3 обусловлены дезинтеграцией. Из-за разрушения кооперационных связей только с Беларусью потери российского ВВП составляли в начале 1990-х гг. величину, примерно равную ВВП этой страны. До 45% изделий, предназначенных для укомплектования образцов, комплексов и систем вооружения ВС РФ, изготавливаются предприятиями стран СНГ.

При общей численности оборонных предприятий ОПК СССР около 80%, в 1996 г. Россия без поставок из других республик могла произвести менее 20 % необходимого ВВТ.

За пределами России полностью остались предприятия ОПК по разработке и изготовлению следующих систем вооружений:

оптико-электронной аппаратуры систем прицеливания для ракетно-космических комплексов; оптико-электронных систем и аппаратуры для авиационной и космической разведки; оптико-электронных комплексов и приборов для ПВО и военного судостроения; полупроводниковых материалов. Для производства одного боевого самолета СУ-24М предприятиями России необходима поставка основных комплектующих изделий странами ближнего зарубежья: Украиной — 29 (10 заводов), Беларусью - 6 (2), Эстонией -2(1), Азербайджаном -4(1), Арменией — 10 (1), Молдовой — 1, Казахстаном — 3(1), Литвой — 1(1). Итого из 8 государств 18 заводов должны поставить 56 комплектующих изделий только первого уровня.

За пределами России осталось более 40% ремонтных предприятий, 80 % заводов по ремонту бронетанковой и 50% по ремонту автомобильной техники, 60% предприятий по ремонту радио- и электротехнических приборов.

Все эти цифры говорят о том, что перспективы глубокой интеграции и ВТС в рамках стран СНГ имеют важную военно-экономическую основу и

4 1124) - 2005

развитие ВТС может служить серьезным фактором укрепления и повышения военно-экономическо-го потенциала в первую очередь для РФ.

В сложившихся условиях существующее противоречие между потребностями государств Содружества в обеспечении своих вооруженных сил современным ВВТ, необходимостью поддержания их боеготовности на высоком уровне и возможностями стран в самостоятельном удовлетворении этих потребностей экономически целесообразно разрешить только на основе широкой интеграции военного производства, сохранения, всемерного укрепления и развития кооперационных связей между научно-исследовательскими институтами, конструкторскими бюро, предприятиями производства и ремонта техники и вооружения.

Выгодность такого сотрудничества заключается в том, что позволит государствам сэкономить средства и сократить время на разработку, производство и ремонт ВВТ, не допустить снижения оборонного потенциала, уменьшить расходы всех видов ресурсов, выделяемых на техническое обеспечение вооруженных сил.

Сотрудничество в области военного производства должно вестись на основе единых межгосударственных стандартов. Переориентация промышленности на другие нормативно-технические документы (межгосударственных организаций по стандартизации или отдельных государств) потребует от каждой страны больших затрат и времени.

Особенно важное значение приобретает ВТС, стандартизация и унификация ВВТ для коллективной безопасности. Контингента войск, предполагаемые к выделению государствами Содружества из состава собственных вооруженных сил в состав коалиционных группировок войск для решения задач коллективной обороны, должны оснащаться образцами вооружения, военной техники и другими материальными средствами, обеспечивающими их совместимость и взаимозаменяемость не только между собой в объединенном составе, но и с соответствующими образцами в вооруженных силах государства, на территории которого они могут применяться. Эта особенность должна учитываться руководящим инженерно-техническим составом вооруженных сил государств, подписавших Договор о коллективной безопасности в мае 1992 года, в своей работе по формированию, согласованию и проведению военно-технической политики.

Несмотря на огромный потенциал ВТС государств в рамках СНГ и значительное количество договорных документов, успехи в данной области в настоящее время не могут удовлетворить ни одну из сторон.

Есть определенные шаги в области продажи ВВТ, запчастей и комплектующих, поставок и обмена их

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

4 (124) - 2005

излишков; обучения военно-технических кадров и специалистов; совместной разработки и производства ВВТ; оказания взаимных услуг по ремонту и модернизации ВВТ, а также военно-технической помощи в различных формах ее проявления. Однако глубокой интеграции государств Содружества в военно-технической сфере.» пока не достигнуто.

Негативные процессы, происходящие в экономике государств Содружества, в наибольшей степени затронули оборонные отрасли промышленности, создали реальную угрозу распада ранее единых научно-технических школ ученых и конструкторов, опытно-конструкторских и производственных баз. Потери перспективных технологий в области создания военной продукции, разрушение системы мобилизационной подготовки экономики в итоге снизили обороноспособность каждого государства-участника СНГ и коллективную безопасность государств в целом. Тяжелое финансовое положение, обремененность долгами ставят под вопрос само существование некоторых ключевых предприятий военно-промышленного комплекса государств Содружества, составляющих ядро промышленности этих государств. Под предлогом выхода из создавшейся ситуации в некоторых государствах Содружества готовятся обоснования необходимости подключения крупных иностранных инвесторов к спасению таких предприятий и проведения международных торгов по участию в капитале бедствующих предприятий ВПК.

Полномасштабное ВВС затрудняется и отсутствием единого оборонного заказа, объединенной системы технического обеспечения сил и средств коллективной безопасности, единых каталога и классификатора оборонной продукции, а также договоренностей, определяющих особые (льготные) условия государствам Содружества в вопросах поставок, модернизации и ремонта ВВТ.

Отрицательной оценки заслуживает существующая в государствах Содружества ценовая политика в области экспорта ВВТ, не делающая различий между государствами СНГ и странами дальнего зарубежья.

Положение еще более усугубляется скудностью оборонных бюджетов государств, недостаточностью финансирования научно-технических программ, наличием таможенных барьеров, запретами министерствам обороны государств СНГ производить взаиморасчеты за ремонт, сервисное и техническое обслуживание ВВТ.

В силу этих и других причин ВВС государств Содружества развивается недостаточно активно. Ряд стран, имеющих возможность экспорта своей военно-технической продукции в государства Содружества, уже используют данное обстоятельство. Так, например, администрацией США снято ограничение на экспорт своего вооружения в 7 госу-

удм ' * Г" ' - ' > ь - ,

дарств СНГ (Грузию, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Туркмению, Узбекистан и Украину). В целях решения задачи закрепления на новых рынках сбыта своего вооружения США на первых порах будут предлагать его по демпинговым ценам, в счет льготных, долговременных кредитов, что для ряда государств поначалу будет экономически выгодно. Но, несмотря на кажущуюся заманчивость такого предложения и первоначальную его выгоду, последствия могут быть весьма негативными. Расширение номенклатуры вооружения потребует соответствующего технического обеспечения, что создаст государствам дополнительные трудности. Прежде всего это проблемы создания самой системы технического обеспечения новой техникой, с учетом решения вопросов эксплуатации и ремонта, снабжения боеприпасами и запасными частями. При достижении преобладающей доли заокеанского вооружения над существующим государства попадут в прямую зависимость от поставщиков этого вооружения, а это в свою очередь позволит США диктовать свои цены и на вооружение, и на оказываемые услуги.

Поставки оружия в некоторые государства Содружества со стороны других государств (Турции, Ирака, стран западной Европы) преследуют определенные цели. Это не только завоевание рынков сбыта, но и сдерживание, и даже подрыв, интеграционных процессов государств Содружества в военно-технической области.

К числу важнейших программных документов принадлежит Концепция программы военно-тех-нического сотрудничества государств-участников СНГ. Принятие этого документа на уровне глав правительств позволило перейти к разработке непосредственно самой Программы ВТС, стержнем которой является Программа вооружения, где определяются мероприятия по созданию для вооруженных сил СНГ современных образцов ВВТ.

Несмотря на ряд негативных моментов многостороннее ВТС среди стран СНГ в настоящее время находится на уровне, адекватном уровню других форм сотрудничества в военной сфере.

На сегодняшнее состояние процесса многостороннего ВТС государств Содружества влияют факторы как объективного, в основе своей — экономического, так и субъективного характера.

Например, ОПК Украины получает из РФ до 50% готовых изделий. Обеспечение внутренних потребностей в стратегических материалах и сырье: нефти, нефтепродуктах, природном газе — происходит за счет поставок из России на 85, 50 и 62% соответственно.

Сближению экономических интересов стран СНГ может способствовать поиск путей решения проблемы внешней задолженности стран Содружества России. Объем прямых инвестиций из России

ДАНДОСТ-МШСЫ

.рпШзшомш^^ - " 4 (1241 - 2005

Таблица 1

Страны бывшего СССР — поставщики основных видов обычных вооружений, 1998-2002 гг. (в млн дол. США, в постоянных ценах 1990 г.) (СИПРИ 2003, 561)

Ранг 1998-2002 Страна 1998 1999 2000 2001 2002 1998-2002

2 Россия 1 886 3 698 3 798 5418 5 941 20 741

6 Украина 765 770 327 541 270 2 673

10 Беларусь 75 481 253 333 - 1 142

22 Казахстан 2 180 16 9 - 207

23 Грузия - 72 108 - - 180

25 Узбекистан - - - - 170 170

46 Молдова - - 3 5 - 8

52 Литва - - - - 3 3

Таблица 2

Страны бывшего СССР - получатели основных видов обычных вооружений, 1998—2002 гг. (в млн дол. США, в постоянных ценах 1990 г.) (СИПРИ 2003, 561)

Ранг 1998-2002 Страна 1998 1999 2000 2001 2002 1998-2002

56 Казахстан - 64 147 31 69 311

67 Россия - - - - 170 170

70 Грузия 18 25 6 80 - 129

75 Беларусь 41 41 - - - 82

85 Литва 18 5 ' 4 15 7 49

95 Эстония 2 1 26 - 1 30

96 Латвия - 4 7 14 3 28

119 Узбекистан - - - 5 5 10

124 Азербайджан - - 3 - - 3

127 Армения - 2 - - - 2

в СНГ за период с 1994 по 2000 гг. составил почти га в инвестициях в Швеции и Франции — около

30% западных инвесторов. 15%, в ФРГ и Испании — 14%, в Италии — 10%.

Задолженность стран СНГ России за постав- Большое развитие в последнее время лизинг полуленную продукцию составила к 2002 г. более 8 млрд чил в Венгрии, Польше, Монголии, дол. Долги стран СНГ привязывают их к экономи- Многочисленные виды лизинга и разнообра-ческому пространству России. Россия получает ры- зие соответствующих им видов сделок раскрывают чаг политического и экономического воздействия широкое поле деятельности для международного на соседей, который вполне можно применять для ВТС. Объектами лизинговых сделок при ВТС мо-достижения компромисса, принятия приемлемых гут быть все виды вооружений; технология, обору-для РФ решений в области ВТС. дование и предприятия «под ключ» для их произ-Развитие мировых рыночных отношений в ус- водства; все виды военно-транспортных средств; ловиях жесткой конкуренции товаров и услуг, в том ЗИП к ВВТ; ремонтные базы и полигоны, а также числе и в области ВТС, привел к возникновению любые сооружения оборонного назначения, ряда новых прогрессивных форм финансово-эко- Несмотря на потенциально неограниченную номической деятельности, среди которых особое область применения, лизинговые операции в об-место занимает лизинг, что весьма перспективно ласти ВТС со странами СНГ практически не осу-для развития ВТС РФ со странами СНГ. ществляются, отсутствует также концепция при-Если в России лизинг находится в стадии «ос- менения финансового лизинга для инвестирова-торожного освоения», то в мировой практике эко- ния Государственного оборонного заказа воору-номических отношений — это уже развитая область женных сил, продукции и услуг, обеспечивающих деятельности. боевую готовность средств ВВТ, технологическое Мировым лидером по объему лизинговых one- перевооружение предприятий военно-промыш-раций являются США. В 1993 г. 58% реализуемого ленного комплекса (так называемый «оборонный оборудования приобреталось в США на условиях лизинг»).

лизинга, в Японии — 34%. Около трети всех про- В настоящее время не существует целостной,

мышленных инвестиций в Австралии финансиру- научно обоснованной концепции применения ли-

ется за счет лизинга. В Азиатском регионе за Япо- зинговых операций при решении задач ВТС с за-

нией следуют Индонезия и Тайвань: 20% от всей рубежными странами, Государственного оборонно-

доли внутренних инвестиций в 1989 г. го заказа и технологического перевооружения во-

В Европе лидером по объему лизинговых one- енно-промышленного комплекса. Разработка та-

раций является Великобритания — около 18% всех кой концепции и соответствующей нормативной

промышленных инвестиций. Удельный вес лизин- базы является исключительно актуальной.

ААМкесшмШЫ

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.