Научная статья на тему 'ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РФ'

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕСУРСЫ / ЭКСПОРТ И ИМПОРТ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашев Николай Борисович, Еськина Полина Олеговна, Комов Валерий Энгельсович

В данной статье рассматриваются финансово-экономические аспекты государственного управления внешнеэкономической деятельность в Российской Федерации, являющейся одним из важнейших факторов экономической стабильности и развития страны. Рассматриваются законодательные основы регулирования внешнеэкономической деятельности и роль основных государственных органов управления этой деятельностью. Приведен анализ структуры Российского экспорта, выявлены приоритетные отрасли экономики, обладающие наибольшим экспортным потенциалом. Показаны рейтинговые позиции Российской Федерации по основным видам экспортируемой продукции. Рассмотрен процесс интеграции Российской экономики в мировое хозяйство, развитие и совершенствование взаимовыгодного товарообмена с рядом дружественных зарубежных стран, которые готовы поддерживать международные торговые отношения. Проанализированы основные направления государственной поддержки и финансирования приоритетных направлений развития промышленного экспорта, международной кооперации, технической и транспортной инфраструктуры и финансовой поддержки экспортеров. Предложены основные пути совершенствования внешнеэкономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF STATE MANAGEMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the financial and economic aspects of state management of foreign economic activity in the Russian Federation, which is one of the most important factors of economic stability and development of the country. The article considers the legislative bases of regulation of foreign economic activity and the role of the main state governing bodies of this activity. The analysis of the structure of Russian exports is given, priority sectors of the economy with the greatest export potential are identified. The rating positions of the Russian Federation on the main types of exported products are shown. The process of integration of the Russian economy into the world economy, the development and improvement of mutually beneficial commodity exchange with a number of friendly foreign countries that are ready to maintain international trade relations is considered. The main directions of state support and financing of priority areas for the development of industrial exports, international cooperation, technical and transport infrastructure and financial support for exporters are analyzed. The main ways of improving foreign economic activity are proposed.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РФ»

Финансово- экономические аспекты государственного управления внешнеэкономической деятельностью в РФ

Балашев Николай Борисович,

к.т.н., доцент кафедры «Финансы и учет», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Тульский филиал E-Mail: nbbalashev@fa.ru

Еськина Полина Олеговна,

студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Тульский филиал E-Mail: pol.eskina777@mail.ru

Комов Валерий Энгельсович,

к.э.н., доцент кафедры «Экономика и менеджмент», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Тульский филиал E-Mail: vekomov@fa.ru

В данной статье рассматриваются финансово-экономические аспекты государственного управления внешнеэкономической деятельность в Российской Федерации, являющейся одним из важнейших факторов экономической стабильности и развития страны. Рассматриваются законодательные основы регулирования внешнеэкономической деятельности и роль основных государственных органов управления этой деятельностью. Приведен анализ структуры Российского экспорта, выявлены приоритетные отрасли экономики, обладающие наибольшим экспортным потенциалом. Показаны рейтинговые позиции Российской Федерации по основным видам экспортируемой продукции. Рассмотрен процесс интеграции Российской экономики в мировое хозяйство, развитие и совершенствование взаимовыгодного товарообмена с рядом дружественных зарубежных стран, которые готовы поддерживать международные торговые отношения. Проанализированы основные направления государственной поддержки и финансирования приоритетных направлений развития промышленного экспорта, международной кооперации, технической и транспортной инфраструктуры и финансовой поддержки экспортеров. Предложены основные пути совершенствования внешнеэкономической деятельности.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, ресурсы, экспорт и импорт, внешняя торговля, государственное финансирование экспорта.

LO S Ое

со см о см

Основу регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ составляет законодательная база в виде Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [4], и распоряжение Правительства РФ от 14.10.2003 № 1493-р «О Концепции развития государственной (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в РФ» [3].

Политику регулирования внешнеэкономической деятельности в нашей стране определяют также Таможенный Кодекс РФ и Налоговый Кодекс РФ, в которых представлены вопросы взимания таможенных пошлин, применения льгот, установлению отдельных инструментов регулирования, а также правоприменение российского законодательства с учетом особенностей участников внешнеэкономической деятельности [1, 2].

Основные вопросы регулирования внешнеэкономической деятельности отражаются в ряде принципов.

1. Единство участников внешнеторговой деятельности.

2. Защита государством прав и интересов всех элементов внешнеторговой деятельности.

3. Гарантированное исполнение обязательств России по международным соглашениям.

4. Обоюдность отношений в соглашении с другим государством.

5. Гарантия защиты страны и сохранности государства [1, 2].

12 статья Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», устанавливает, что, государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию [4].

Значительную долю государственного бюджета формируют поступления от внешнеэкономической деятельности, к примеру, таможенные сборы, НДС, акцизы и пошлины. По данным Министерства финансов за 2021 год неналоговые доходы, в составе которых учитывается внешнеэкономическая деятельность, составили 5 874,80 млрд руб., при этом поступления от внешнеэкономической деятельности составили 3 563,91 млрд руб. (14,09% от общей суммы доходов Федерального бюджета), сюда же

входят таможенные сборы - 41,52 млрд руб., таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа - 43,65 млрд руб., доходы (операции) по соглашениям между государствами - членами Евразийского экономического союза - 858,94 млрд руб. Вовлекаемые в экономику России иностранные инвестиции увеличивались с каждым годом, но ситуация в современных условиях иная - политические конфликты и колеблющийся уровень цен на сырьевые товары привел к снижению инвестиционной привлекательности [12].

Положительное сальдо торгового баланса стало ключевым фактором развития внешнеэкономической деятельности благодаря опережающему росту отраслей экспорта, основополагающие обстоятельства - это:

1) сравнительно низкая себестоимость продукции;

2) свободная конвертация валюты;

3) инфляционное ослабление рубля.

На процесс развития внешнеэкономической деятельности влияют два комплекса факторов: внутренние и внешние. К внешним факторам можно отнести:

а) национальную внешнюю политику (совокупность мероприятий в сфере внешнеэкономических отношений с целью выполнения баланса экспорта-импорта, платёжного баланса и др.);

б) международные экономические отношения и их тенденции (совокупность экономических связей между странами в виде международных операций, валютно-финансовых операций и др.);

в) факторы рынков (стратегическая деятельность государства на основе политических, экономических, социальных признаков) [7].

Ряд зарубежных стран затрудняют российский экспорт даже в отношении сырьевых товаров. Вводимые ограничения значительно осложняют экспорт продукции в привычных объемах и функционирование отечественных предприятий из самых разных отраслей экономики. Санкции наложены на деятельность 180 градообразующих предприятий оборонно-промышленного комплекса, добывающих предприятий, организаций обслуживающих внутренний рынок страны, например, Мосбиржа, Межрегионтрубопроводстрой, Силовые машины, Продимекс, транспортные предприятия.

К внутренним факторам относятся:

а) организационная структура внешнеэкономической деятельность страны;

б) конкурентная стратегия страны;

в) информационное обеспечение.

Внутренние факторы, так же, как и внешние направлены на формирование стратегического потенциала страны [7].

13 статья Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 26.03.2022) регламентирует следующие основные полномочия участников внешнеторговой дея-

тельности. В частности, Президент Российской Федерации с учетом Конституции:

1) определяет основные направления торговой политики;

2) определяет в соответствии с международными договорами РФ и решениями Комиссии Таможенного союза особенности порядка ввоза и вывоза со странами, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС драгоценных металлов и драгоценных камней;

3) устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных законодательством РФ [4].

Ключевыми полномочиями Правительства РФ в области внешнеэкономической деятельности являются:

а) осуществление в РФ единой торговой политики и гарантии реализации ее мер;

б) установление антидемпинговых мер по осуществлению внешней торговли;

в) определение оптимального уровня таможенных ставок по уплате пошлин;

г) установка порядка лицензий;

д) установление заключения о проведении переговоров и подписании интернациональных соглашений РФ [4].

Официальный сайт Министерства экономического развития, указывает ряд направлений, который осуществляет для достижения целей и задач, касающихся внешнеэкономических операций, к ним относят:

а) улучшение системы торговли и инвестиций с зарубежными партнерами;

б) постановка интеграции в рамках Евразийского финансового союза ЕАЭС;

в) формирование двусторонних торгово-экономических связей с иностранными партнерами, что реализуется через активность Межправительственных комиссий и иных диалоговых площадок;

г) введение улучшенных международных практик регулирования, затрагивающего внешнеэкономическую деятельность [6].

Центральному банку РФ отводится значительная доля в регулировании внешнеэкономической деятельности, к ряду функций относят:

а) организация системы обращения зарубежной валюты и всех видов операций на территории Российской Федерации;

б) фиксирование курса рубля к иностранным валютам;

в) реализация единой формы учета и статистики валютных операций;

г) подготовка и публикация статистики валютно-финансовых операций РФ по принятым международным образцам [5].

Федеральная таможенная служба (ФТС) России руководит всеми таможенными процессами страны, организуя соблюдение гарантий наблюдения и контроля внешнеторговых поставок при пересечении национальной территории [10].

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

Q. в

OJ 1Л

В современных условиях внешнеэкономические связи находятся под давлением санкций, периодическим колебанием курса рубля и скачков цен на нефть.

Прогноз социально - экономического развития до 2030 года, предполагает стабильный рост показателей внешнеторговой деятельности за счет переориентации на рынки стран СНГ, Африки и Азии с учетом усиливающейся военной конфронтации и санкционной политики со стороны стран НАТО и Евросоюза.

По данным из Министерства экономического развития Российской Федерации за январь 2022 г: товарооборот составил 69,1 млрд долл. США; экспорт - 45,8 млрд долл. США, а импорт - 23,3 млрд долл. США. Для сравнения с предыдущим периодом прошлого года показатели увеличились на +59,8% [6].

Важным компонентом является неэнергетический экспорт несырьевых товаров, в котором в период с 2010 по 2020 г. с 43% до 51% увеличилась доля несырьевых товаров нижних пределов, при этом номенклатура экспортируемых товаров не была изменена, а одним из факторов увеличения является увеличение доли экспорта золота (рис. 1). Доля продукции высоких пределов в несырьевом неэнергетическом экспорте в промежутке с 2010 по 2020 г. снизилась с 32% до 27%, соответственно.

0 43% 43% 46% 42% 43% 43% 42% 42% 45% 46%

■ Несырьевые товары высоких пределов ■ Несырьевые товары средних пределов

■ Несырьевые товары нижних пределов

Рис. 1. Неэнергетический экспорт несырьевых товаров России с 2010 по 2021 г.,% [6]

По данным рис. 1 доля несырьевой неэнергетической продукции низких пределов в I полугодии 2021 г. снизилась до 49%, а высоких до 27%, в связи с опережающим ростом экспорта товаров средних пределов с 20% до 24%. Ключевым фактором этого роста послужило увеличение поставок таких товаров, как подсолнечное мало, каучук и т.п. [6].

По итогам 2020 г. Россия вошла в тройку мировых лидеров по экспорту продукции ТЭК (топливно-энергетический комплекс) и заняла 2 место с долей в 9,4%, при сопоставлении с 2010 г., в котором доля России составляла 11,25%, произошло снижение этого показателя, но России удалось сохранить лидирующие позиции по экспорту газа (1 место); по нефти (2 место); по углю (3 место) [13] (рис. 2).

По результатам Таможенной статистики за 2020 г. экспорт продукции ТЭК составил 167,6 млрд долл. США (-36,4%), отрицательное значение объясняется тем, что поставки значительно со-

кратились: сырая нефть (-40,6%); нефтепродукты (-32,2%); природный газ в газообразном состоянии (-38,5%), то есть в сравнении с 2010 годом показатели ухудшаются, но Россия по-прежнему остается в тройке лидеров [13].

Норвегия Катар Нидерланды Ирак Австралия Канада ОАЭ

Саудовская Аравия Россия

2,70%

2,90% ■ 3,40% 3,60%

4,40%

■ 4,60%

■ 4,80%

8,70%

9,40%

Рис. 2. Мировой экспорт продукции ТЭК в 2020 г.,% к итогу [13]

«Экспорт продукции ТЭК в 2021 году удалось восстановить (+26,5%) при сопоставлении с 2020 г., причиной увеличения являются объемы поставок такой продукции, как природный газ в газообразном состоянии, нефтепродукты и сырая нефть» [13].

Чтобы повысить уровень экспорта продукции ТЭК в долгосрочной перспективе, необходимо реализовывать меры госпрограммы по развитию угольной промышленности и расширению производства СПГ [13].

Экспорт нефти является одним из ключевых источников дохода России. По данным Минэнерго, в первом квартале 2022 года экспорт нефти составил 78,9 млн тонн, что на 5,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом средняя цена на нефть URALS за этот период составила 68,5 доллара за баррель.

Стоит отметить, что в мае 2022 года цены на нефть резко снизились. Так, цена на нефть марки Brent упала до 64 долларов за баррель, что является минимумом за последние 10 месяцев (рис. 3).

140 120 100 80 60 40 20 0

122,84

февраль

Рис. 3. Динамика цен на нефть марок Urals в 2021 и 2022 гг. и эталонной Brent в 2022 г., январь-май, в долларах

Это связано с рядом факторов, включая рост добычи нефти в США и других странах, сокращение спроса на нефть в связи с пандемией COVID-19, а также опасения инвесторов относительно миро-

США

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

январь

апрель

2021

2022

Brent 2022

вой экономической ситуации. Но при этом именно с февраля по май 2022 года, России удалось экспортировать топливо на 98 млрд долл. США. Значительную долю закупок имели страны ЕС, Китай, Германия и Италия (рис. 4).

Тем не менее, экспорт нефти из России остается на высоком уровне и продолжает приносить значительные доходы в бюджет страны.

64%

14%

ЕС ■ Китай ■ Германия ■ Италия

Рис. 4. Доля стран-импортеров российского топлива, февраль-май 2022 г.

Переходя к агропромышленному комплексу, стоит отметить, что благодаря экспорту данной продукции в 2020 г. (рис. 5) России удалось войти в двадцатку лидеров мировых экспортёров, (для сравнения с 2010 г. Россия занимала 31 место).

В 2020 г. экспорт АПК России составил 30,6 миллиарда долларов США, что является рекордным показателем за последние 3 года.

Несмотря на это, экспорт АПК России до сих пор сосредоточен на нескольких продуктах, таких как зерно, масло и молоко. Кроме того, многие эксперты полагают, что Россия может увеличить свой экспорт вишни, яблок, мандаринов и других фруктов.

25,6

4,2

3,8

Рис. 5. Экспорт продукции АПК в 2021-2022 гг. (млрд долл. США)

Прогнозируется, что в ближайшие годы в России инвесторы могут вложить до 50 миллиардов долларов в развитие мясной промышленности.

Экспорт АПК является одним из ключевых факторов в развитии российской экономики. Однако, чтобы добиться еще больших успехов в этой области, необходимо проводить реформы и модерни-

зацию, улучшать качество продукции и расширять ассортимент экспортируемых товаров.

Структура российского экспорта за 2022 год составляет: зерновые - 43074,9 тыс. т (31%); мас-ложировая продукция - 7652,2 тыс. т (20%); рыбы и морепродукты - 2076,8 тыс. т (18%); продукция пищевой и перерабатывающей промышленности - 9289,1 тыс. т (14%); мясная и молочная продукция - 532,8 тыс. т (4%); прочее - 8199,8 тыс. т (13%) (рис. 6).

Зерновые

43074,9

Масложировая отрасль 7652,2

Мясная продукция | 532,8

Молочная продукция | 242,6

Рыба и морепродукты Щ 2076,8 Пищевая и перерабат. промышленность 9289,1 Прочее 8199,8

10000 20000 30000 40000 50000

Рис. 6. Экспорт АПК РФ по отраслям на 01.01.2022, тыс. т

Россия экспортирует сельскохозяйственную продукцию в более чем 160 стран. Наибольшая доля экспорта продукции АПК приходится на страны ЕС - 18,60%; Китай - 12,30%; Египет - 8,70% (рис. 7).

2,40% 3,10% 7,40%

3,10% 8,70%

2,40% 2,30%

26,30%

18,60%

" Прочие " Китай " Украина " Индия

13%

ЕС " Египет

" Турция " Узбекистан

" Южная Корея ■ Пакистан ' Саудовская Аравия

Рис. 7. Структура экспорта продукции АПК в 2022 г.

В денежном выражении совокупный объем экспорта продукции по итогам прошлого года составил 41 млрд долл., что на 12% больше, чем в 2021 году. Порядка 67% от общероссийского экспорта обеспечили 10 регионов. 1. Ростовская область - 7 340 млн долл. США. Москва - 6 044 млн долл. США. Краснодарский край - 3 488 млн долл. США. Приморский край - 2 573 млн долл. США. Калининградская область - 2 131 млн долл. США.

Московская область - 2 063 млн долл. США. Белгородская область - 1 515 млн долл. США. Камчатский край - 1 087 млн долл. США. Мурманская область - 948 млн долл. США.

10. Саратовская область - 899 млн долл. США.

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

0

35

25

20

15

10

5

0

2019

2020

2021

По таможенной статистике за 2022 г. известно, что 15,1 млрд долл. США российского экспорта составляет продукция химической промышленности в виде сельхоз удобрений. В 2021 г. этот показатель составлял 13,1 млрд долл. США, Структура мирового спроса на удобрения представлена азотными, калийными и фосфорными удобрениями (рис. 8) [13].

■ Азот ■ Калий ■ Фосфор

Рис. 8. Мировая структура спроса на удобрения в 2022 г.,%

Крупнейшие производители удобрений в мире (рис. 9), за исключением России, ориентированы на внутренний рынок из-за высокого спроса на данную продукцию внутри страны. На внутреннем рынке легче оперировать с логистикой и контролировать качество продукции, что может приводить к экономии ресурсов; кроме того, существуют льготы и субсидии со стороны правительства для внутренних производителей. Это может помочь им снизить свои затраты на производство и улучшить свою конкурентоспособность на местном рынке.

26%

30%

10%

12%

Китай ■ США ■ Россия ■ Индия ■ Канада ■ Прочие

Рис. 9. Доля экспорта стран крупнейших производителей удобрений в мире на начало 2022 г.,%

Основные экспортеры азотных, фосфорных и калийных удобрений представлены в таблице 1. Одним из основных преимуществ России как экс-„ портера удобрений является ее географическое = положение и богатые природные ресурсы. Кроме © того, Россия имеет большой опыт в производстве Я удобрений и является одним из крупнейших экс-~ портеров удобрений в мире. Доля России в экс-^ порте этих трех групп удобрений составляет от 18

до 24%, превысив долю Китая и ЕС. Это позволяет российским компаниям «Азот», «ФосАгро», «Уралкалий», «Метафракс», «КуйбышевАзот» и др. успешно конкурировать на мировом рынке и удерживать свои позиции.

Таблица 1. ТОП-стран по экспорту групп удобрений, 2022 г.

Азотные Фосфорные Калийные

Россия 18% 18% 24%

Китай 16% 16%

ЕС 8% 8% 9%

Катар 6% 6%

Оман 6% 6%

Саудовская Аравия 6% 6%

Канада 38%

Беларусь 10%

США 7%

Израиль 6%

В 2021 году производство этих видов удобрений составило - 58,6 млн тонн, из них 37,6 млн тонн ушло в экспорт, доля составила 64% (рис. 10). По объему в наибольшей степени удалось экспортировать удобрение марки МОР (азофоска или нитроаммофоска) - 11,83 млн тонн. Это высокоэффективное сложное азотно-фосфорно-калийное удобрение, содержащее в различных соотношениях основные питательные элементы, необходимые для роста и развития растений. Причины таких высоких показателей в том, что МОР удобрение представляет собой комплексное удобрение, содержащее микроорганизмы, способствующие разложению органических веществ и повышению плодородия почвы. МОР удобрения могут быть как органическими, так и минеральными. Они содержат микроорганизмы, такие как бактерии, грибы и дрожжи, которые помогают разложить остатки растений и другие органические вещества, таким образом, повышая уровень почвенной фертильности и увеличивая урожайность. МОР удобрения также способствуют повышению устойчивости растений к болезням и вредителям, а также уменьшают негативное воздействие вредных химических веществ на окружающую среду. Они являются более экологически чистым и эффективным альтернативным методом удобрения почвы.

В связи с резким увеличением экспорта азотных удобрений Правительство РФ ввело квоты на вывоз из страны сложных и азотистых удобрений (58,6 млн тонн и 8,3 млн тонн соответственно). Цель квотирования - это сохранение удобрений для отечественных с/х производителей во время посевной.

Металлургическая отрасль России испытывает сильное санкционное воздействие со стороны недружественных стран, однако по итогам 2020 г. Российская Федерация вошла в десятку лидеров

по экспорту объема металлургической продукции с долей 3,3%, заняв 7 место. Данная группа товаров имела наибольшую долю поставок после продукции ТЭК за 2020 г., но со значительными потерями из-за неблагоприятных внешних условий (рис. 11).

табельности экспортных продаж на фоне крепкого рубля и дорогой логистики.

4,05

1,81

4,42

МОР |Аммиак | Сера

11,83

5,93

Карбамид ■ NPK-удобрения

Нитрат аммония ■ DAP/MAP

Рис. 10. Экспорт удобрений из России по видам, 2022 г., млн тонн

Республика Корея

10,00% 12,00% 14,00% 16,00%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 11. Мировой экспорт металлургической продукции в 2020 г.,% к итогу

Ситуация к I полугодию 2021 г. значительно изменилась, по мере оживления экономической активности увеличились экспортные поставки металлургической продукции на 37,2% [12].

В 2022 г. высокую позицию Российской Федерации удается держать, к примеру, на рынке никеля - 3-е место 270 000 т/год, после Индонезии и Филиппин. Также Россия продолжает оставаться крупнейшим производителем сульфидного никеля в мире, что обеспечивает ей высокую конкурентоспособность на рынке металлов. В значительной степени это достигается благодаря использованию современных технологий и инновационных разработок, а также благодаря опережающему развитию научных исследований в этой области [12]. Уровень обеспеченности металлургических компаний собственным сырьем достаточно высокий (рис. 12).

Исключение составляет лишь Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), себестоимость производства продукции на котором стала более высокой из-за недостаточной обеспеченности собственной ресурсной базой и необходимостью закупать сырье на стороне. В результате этого ММК в 2022 году больше других страдал от низкой рен-

140% 120% 100°% 80% 60% 40% 20% 0%

40%

117% ■

Северсталь

Евраз

Руда

Рис. 12. Уровень обеспеченности компаний собственным сырьем 2022 г.

Россия так же держит высокие позиции на рынке следующих металлов.

1. Железо и сталь. Россия является крупнейшим производителем железа и стали в Европе и одним из ведущих в мире. В 2022 году российские производители произвели около 75 миллионов тонн стали.

2. Алюминий. Россия также является одним из крупнейших производителей алюминия в мире. В 2022 году около 3 миллионов тонн алюминия.

3. Медь. Россия является вторым по величине производителем меди в мире после Чили. В 2022 году Россия произвела около 760 тысяч тонн меди.

4. Платина и палладий. Россия является крупнейшим производителем платины и палладия в мире. В 2022 году ожидалось около 80 тонн платины и около 95 тонн палладия.

5. Золото и серебро. Россия также является одним из крупнейших производителей золота и серебра в мире. В 2022 году Россия произвела около 300 тонн золота и около 1300 тонн серебра.

Тем не менее, в России все еще есть проблемы, которые необходимо решать, такие как недостаточная развитость некоторых отраслей экономики, низкая эффективность производства, нестабильность на финансовых рынках и т.д. Решение этих проблем может потребовать значительных усилий и ресурсов, однако это будет важным фактором для укрепления экономического потенциала России в будущем.

По данным за 2020 г., известно, что по экспорту лесопромышленной продукции Россия вошла в десятку лидеров и заняла 6 место; по сравнению с 2019 г. России удалось превысить объем поставок Финляндии и Бразилии. Достижения России по необработанным лесоматериалам, так же занимают лидирующие позиции: 3-е место мирового экспорта - 7,5%; пиломатериалы с долей 21% - 2-е место; фанера 3-е место с долей 7,9% (рис. 13).

По данным за 2022 г. общая стоимость экспортных поставок составила 45,8 млрд долл. США, по сравнению с 2021 г. показатель увеличился

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

130%

100%

100%

100%

96%

ММК

Италия

США

на 69,9% (из них зарубежный рынок - 90,2% и рынок СНГ - 9,8% экспорта).

а. в

см

Индонезия Бразилия Польша Финляндия Россия Швеция Канада США Германия Китай

2,90% 3,00% 3,00%% 3,20°% 3,30%% 4,10%

6,90%

8,90% 9,30%

10,70%

10,00% 12,00%

Рис. 13. Мировой экспорт продукции ЛПК в 2020 г.,% к итогу [12]

Именно в 2022 г., Китай стал главным импортером российской продукции ЛПК с долей свыше 45%; далее с огромным отрывом идут Финляндия -17%, Казахстан - 3%, Узбекистан - 5,4%; Дания и Германия, каждая по 2,1%; Азербайджан и Япония по 1,8%; Египет - 1,5%; Эстония - 1,3% [13].

По данным ФТС заметны изменения в стоимостном выражении, экспорт ЛПК и ЦБП (целлюлозно-бумажная промышленность) увеличился в денежном отношении (+38,7%), но физически сократился на 13,1%; 1) необработанный лес (-39,4); 2) пиломатериалы (-10,6%); 3) газетная бумага (-10,2%); 4) фанера (-3,8%) [13].

Не менее важный элемент - это экспорт машиностроительной продукции, который к 2020 г. сократился на 10%, хотя уже к началу 2021 г. показатель превысил уровень до пандемии на 16%. Невзирая на ситуацию, Российской Федерации удается сохранить лидирующие положение в структуре атомного и военного машиностроения на мировом рынке [13].

33. Россия 8. Тайвань 7. Мексика 6. Республика Корея 5. Япония 4. Гонконг 3. США 2. Германия 1.Китай

0,40%%

6%% 6%%

Рис. 14. Мировой экспорт машинно-технической продукции в 2020 г.

По данным рис. 14 видно, что Россия занимает 33 место с долей 0,40%, но в более узкой специализации России удается держать более высокие позиции, к примеру экспорт железнодорожной техники с долей 2,4% позволяет войти в топ-15 крупнейших стран-экспортеров. Однако стоит отметить, что эти результаты также связаны с нефтегазовым сектором и ограниченностью экспортного портфеля. В целом, Россия продолжает занимать лидирующие позиции в экспорте продукции МТК, но для диверсификации экспорта необходимо развивать другие секторы, такие как 1Т-технологии, автомобильное производство и др. [12].

В 2021 году экспорт этой продукции составил около 30 миллиардов долларов США. Стратегия развития инновационных технологий на 2021-2030 годы, принятая правительством России, направлена на модернизацию производства, повышение качества продукции и увеличение ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Так же по данным Минпромторга России, экспорт автокомпонентов в 2020 г. составил 7,8 млрд долл. США, что на 12,5% меньше, чем в 2019 г. Однако, при этом доля России на мировом рынке автокомпонентов выросла и составила 1,1%, что также является положительной динамикой.

Важно отметить, что Россия занимает существенную долю в мировом производстве автокомпонентов. Согласно данным Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA), в 2020 г. Россия произвела 157 млн автокомпонентов, что составило 3,5% от мирового производства.

При этом Россия остается одним из главных поставщиков автокомпонентов для ряда крупных мировых игроков в автопроме, таких как Volkswagen, General Motors, Ford, Renault и других.

Еще одним примером является то, что Россия экспортировала военную технику на сумму, превышающую 1 трлн руб. С января по середину августа 2022 г. Россия заключила контракты в области авиации и ПВО: более половины поставок составляют самолеты и вертолеты - около 40%; около 30% -техника ПВО; остальное - вооружение сухопутных войск и военно-морского флота. Как сообщает Министерство промышленности и торговли РФ, основными потребителями российской военной техники стали страны Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки.

В целом, экспорт военной техники является одним из ключевых направлений развития отечественной оборонной промышленности и позволяет не только укреплять обороноспособность страны, но и получать значительный экономический эффект.

При оценке внешнеэкономической деятельности, особое внимание стоит уделить импорту, который в промежутке между 2015 и 2016 гг. значительно сократился до 182 млрд долл. США, а к 2017-2019 гг. увеличился до 244,3 млрд долл. США, в следствии Россия заняла 19 место за 2020 г. с долей 1,32%. Импорт в Россию за январь 2022 г. составил 23,3 млрд долл. США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на +39,1%, что свидетельствует о том, что необходимо еще больше развивать собственную национальную промышленность [12].

По данным Таможенной статистики за 2020 г., крупнейшими поставщиками для России стали Китай, Германия, США, Белоруссия и Италия, товары, импортируемые Россией представлены в табл. 2, таким образом, к I полугодию 2021 г. удалось восстановить поставки: из Китая - на 28,8%; Германии - на 23,4%; США - на 21,9%; Белоруссии -на 23,9% и Италии - на 29,8% [13].

3%

4%

5%%

9%

10%%

19%

0%

5%

10%

15%

20%

Таблица 2. Импорт России за 2022 г.

Доля стран-импортеров

Категория высокий уровень средний уровень низкий уровень

Машины: оборудование (31%) Китай (50%) Германия (7%) США (4%)

Транспорт (13%) Южная Корея (29%) Китай (16%) Япония (13%)

Хим. промышленность (12%) Китай (19%) Германия (12%) Франция (7%)

Металлы (7%) Китай (33%) Казахстан (10%) Украина (9%)

Пластмассы, каучук, резина (6%) Китай (29%) Германия (11%) Южная Корея (7%)

Текстиль (5%) Китай (36%) Бангладешь (13%) Узбекистан (7%)

Продукты раст. про-исхожде-ния (4%) Турци (11%) Эквадор (10%) Бразилия (7%)

Пищевые продукты (4%) Германия (9%) Беларусь (8%) Италия (7%)

Основные направления совершенствования формирования внешнеэкономической деятельности указаны в федеральных проектах «Промышленный экспорт» и «Системные меры развития международной кооперации и экспорта». К ключевым показателям этих проектов можно отнести:

а) коэффициент «Реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров», который к 2030 году должен достигнуть не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года;

б) достижение объема экспорта оказываемых услуг 97,4 млрд долларов США к 2030 г.;

в) укрепление позиций в глобальной экономике и повышение вклада внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в социально-экономическое развитие страны [16].

План финансового обеспечения реализации федерального проекта «Промышленный экспорт» всего составил за 2022 год - 114 807,2 млн рублей; с прогнозом на 2023 год - 107 922,3 млн рублей. Финансирование направлено на развитие экспортного потенциала российских предприятий в нефтегазовой, энергетической, металлургической, химической и других отраслях промышленности.

Основные задачи проекта:

- увеличение объемов экспорта товаров и услуг;

- развитие новых рынков сбыта за счет диверсификации экспортных направлений;

- поддержка финансирования экспорта;

- создание системы поддержки экспортеров через участие в международных выставках и конференциях, проведение бизнес-миссий и обучение персонала.

В рамках проекта предусмотрена также модернизация производственной базы предприятий, оптимизация процессов поставок и логистики, а также повышение качества продукции. В результате реализации проекта ожидается значительное увеличение экспортного потенциала России и укрепление ее позиций на мировых рынках.

Что касается следующего проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», то план финансового обеспечения составил за 2022 год - 17 622 129,8 тысяч рублей, а 2023 год - 18 922 129,8 тысяч рублей.

Цель проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» - улучшение условий для развития бизнеса на международном уровне через создание эффективных инструментов для поддержки экспорта товаров и услуг. Проект направлен:

1) на установление партнерских отношений с зарубежными компаниями и государствами для развития экспорта;

2) развитие технической инфраструктуры, необходимой для успешного экспорта, включая модернизацию портов, аэропортов, транспортной инфраструктуры, коммуникаций и других систем;

3) предоставление финансовых инструментов для оказания помощи предпринимателям при сбыте своей продукции за рубежом, включая льготный доступ к кредитам, страхованию экспорта, гарантиям поставок и т.д.;

4) создание центров разработки и обмена информацией для национальных производительных сообществ, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности отечественных продуктов на мировом рынке. Ожидаемый результат проекта - увеличение

объемов экспорта национальной продукции, улучшение качества жизни граждан через создание новых рабочих мест и стабилизация экономического роста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также есть крупные государственно-частные институты развития, такие как Внешэкономбанк (ВЭБ) и Российский экспортный центр (РЭЦ), которые предоставляют финансовую поддержку в виде кредитов, грантов или других услуг для экспортеров.

Выделение средств по федеральным программам финансирования внешнеэкономической деятельности помогает стимулировать развитие экспорта и привлекать иностранные инвесторы, что в свою очередь способствует укреплению позиций РФ на международной арене.

Таким образом, ключевыми направлениями в сфере усовершенствования внешнеэкономической политики становятся:

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

Q. в

OJ

л

1) диверсификация экспортных рынков и расширение товарной структуры для увеличения конкурентоспособности;

2) развитие международного сотрудничества в рамках более широких экономических интеграционных процессов;

3) создание приемлемых условий для притока иностранных инвестиций (дружественных стран) в различные секторы экономики;

4) развитие национальных производственных потенциалов для замены импортируемых товаров и повышения экспортного потенциала;

5) реформирование таможенного права и практики для улучшения контроля за транзитным движением товаров, борьбы с контрабандой и подделками;

6) укрепление законодательства и юридической базы в области защиты интеллектуальной собственности;

7) проведение информационной политики и продвижение бренда страны как надежного партнера на мировой арене.

Литература

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, подписан в Москве 11.04.2017). URL: http://www.consultant.ru/doc-ument/cons_doc_LAW_215314/ (дата обращения: 15.04.2023).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и Ч. 2: федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 20.04.2021). URL: http://www.consultant. ru/ (дата обращения: 05.03.2023).

3. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2003 № 1493-р «О Концепции развития государственной (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в РФ». URL: https:// base.garant.ru/ (дата обращения: 05.03.2023).

4. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 26.03.2022). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.04.2023).

5. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в действующей редакции). URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.04.2023).

6. Внешнеэкономическая деятельность. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 07.04.2023).

7. Сальников А.М. Государственное регулирование национальной экономики // учебное пособие. URL: http://www.fa.ru/ (дата обращения: 05.04.2023).

8. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской

Федерации за 2021 год. Официальный сайт Банка России. URL: https://cbr.ru/ (дата обращения: 16.04.2023).

9. Экспорт важнейших товаров России в 2020 году. Открытый журнал. URL: https://journal. open-broker.ru/ (дата обращения: 16.04.2023).

10. Сахарова О.С.; Растопчина Ю.Л Исследование моделей эффективности внешнеторговой деятельности: макроэкономический аспект // Экономика и бизнес URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 16.04.2023).

11. Индекс реального ВВП и прогноз динамики ВВП, 2019 год = 100. Официальный сайт МВФ. URL: https://www.imf.org/ (дата обращения: 20.03.2023).

12. Итоги внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2020 году и I полугодии 2021 года. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 20.03.2023).

13. Таможенная статистика. Официальный сайт ФТС. URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 20.03.2023).

14. Задачи Торгово-промышленной платы в области ВЭД. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты. URL: https://www.tpprf. ru/ (дата обращения: 20.03.2023).

15. Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности». Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 20.03.2023).

16. Приоритетные направления внешнеэкономической политики. КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 20.03.2023).

FINANCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF STATE MANAGEMENT OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Balashev N.B., Eskina P.O., Komov V.E.

Tula branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

This article discusses the financial and economic aspects of state management of foreign economic activity in the Russian Federation, which is one of the most important factors of economic stability and development of the country. The article considers the legislative bases of regulation of foreign economic activity and the role of the main state governing bodies of this activity. The analysis of the structure of Russian exports is given, priority sectors of the economy with the greatest export potential are identified. The rating positions of the Russian Federation on the main types of exported products are shown. The process of integration of the Russian economy into the world economy, the development and improvement of mutually beneficial commodity exchange with a number of friendly foreign countries that are ready to maintain international trade relations is considered. The main directions of state support and financing of priority areas for the development of industrial exports, international cooperation, technical and transport infrastructure and financial support for exporters are analyzed. The main ways of improving foreign economic activity are proposed.

Keywords: foreign economic activity, resources, export and import, foreign trade, domestic market.

References

1. Customs Code of the Eurasian Economic Union (Appendix No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union, signed in Moscow on April 11, 2017). URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215314/ (date of access: 04/15/2023).

2. Tax Code of the Russian Federation. Part 1 and Part 2: feder. Law No. 146-FZ of July 31, 1998 (as amended on April 20, 2021). URL: http://www.consultant.ru/ (date of access: 03/05/2023).

3. Decree of the Government of the Russian Federation of October 14, 2003 No. 1493-r "On the Concept for the Development of State (Guaranteed) Support for the Export of Industrial Products to the Russian Federation". URL: https://base.garant.ru/ (date of access: 03/05/2023).

4. Federal Law No. 164-FZ of 08.12.2003 "On the Fundamentals of State Regulation of Foreign Trade Activity" (as amended on 03.26.2022). URL: http://www.consultant.ru/ (date of access: 04/07/2023).

5. Federal Law No. 86-FZ of July 10, 2002 "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" (as amended). URL: https://www.consultant.ru/ (date of access: 04/07/2023).

6. Foreign economic activity. Official site of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: https:// www.economy.gov.ru/ (date of access: 04/07/2023).

7. Salnikov A.M. State regulation of the national economy // textbook. URL: http://www.fa.ru/ (date of access: 04/05/2023).

8. Balance of payments, international investment position and external debt of the Russian Federation for 2021. Official website of the Bank of Russia. URL: https://cbr.ru/ (date of access: 04/16/2023).

9. Export of the most important goods of Russia in 2020. Open magazine. URL: https://journal.open-broker.ru/ (date of access: 04/16/2023).

10. Sakharova O.S.; Rostopchina Yu.L. Study of foreign trade efficiency models: macroeconomic aspect // Economics and business URL: https://cyberleninka.ru/ (date of access: 16.04.2023).

11. Real GDP index and forecast of GDP dynamics, 2019 = 100. Official website of the IMF. URL: https://www.imf.org/ (date of access: 03/20/2023).

12. Results of the foreign economic activity of the Russian Federation in 2020 and the first half of 2021. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: https://www.econo-my.gov.ru/ (date of access: 03/20/2023).

13. Customs statistics. Official website of the FCS. URL: https://cus-toms.gov.ru/ (date of access: 03/20/2023).

14. Tasks of the Trade and Industrial Board in the field of foreign economic activity. Official website of the Chamber of Commerce and Industry. URL: https://www.tpprf.ru/ (date of access: 03/20/2023).

15. State program of the Russian Federation "Development of foreign economic activity". Official site of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. URL: https://www. economy.gov.ru/ (date of access: 03/20/2023).

16. Priority directions of foreign economic policy. Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/ (date of access: 03/20/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.