Научная статья на тему 'ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОГО ПАРФЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА'

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОГО ПАРФЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОГО ПАРФЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА»

Eneolithic period is significantly different from the Zeitun culture period in terms of quality and quantity. The Eneolithic lasts for 1.5 thousand years. This is it During this period, livestock and farming households are strongly affected settles down, and the land used for farming increases and therefore the settled rural population is increasing, such as the arts, metalworking, textiles and pottery industries.

Bronze Age. B. e. to the period from the beginning of the 3rd millennium BC to the end of the 2nd millennium BC. It is called the Bronze Age. People managed to get tin and copper and bronze. Made of bronze the tools of labor were stronger.

Iron Age. B. e. with the discovery of iron and its introduction into production at the end of the previous II millennium. With the beginning, scientists call this age the Iron Age they gave a name. Production with the advent of iron is wider, new socio economic relations are emerging came out and initiated the development of society. Literature:

1. Musaev A. History of Turkmenistan (Lecture). 2012. Publisher: TOHU. 2018-2023 Electronic Library.

2. Gubaev A. History of Turkmenistan (from the earliest times to the 7th century). 2010. Publisher: TDU.

© MbipaTflypflbieBa H.H., CeMMTMyxaMegoB fl., 2023

УДК 9

Чарыев Я.А., преподаватель Туркменского государственного института Финансов,

г. Ашхабад, Туркменистан Реджепов Р.Я., преподаватель Туркменского государственного института экономики и управления,

г. Ашхабад, Туркменистан Атагулыев М.Б., студент Туркменского государственного института Финансов,

г. Ашхабад, Туркменистан

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОГО ПАРФЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА

История туркменского народа уникальна тем, что туркмены и их предки создали крупные государства не только на своей исконной земле на территории нынешнего Туркменистана, но и ряд больших и малых государств на Ближнем и Среднем Востоке. На территории Туркменистана сформировался ряд древних государств. На обширном пространстве распространялись владения Парфянской, Сельджукской и Османской империй.

Парфянский император Митридат II, открыл новую страницу всемирной истории, оставив нам в наследие не только свое изобретение, получившее название Великого Шёлкового пути, но, возможно, нечто гораздо более важное - пример того, как надо мыслить: масштабно и смело.

Геостратегическое положение Туркменистана в центре крупнейшего материка стало важным фактором, предопределившим лидирующую роль страны в мировой истории. Но главным, все же было то, что на каждом витке истории появлялась личность, гравитационное поле которой втягивало в её орбиту нацию, а за ней и остальные народы.

До определенного времени, говорить о единой истории можно было лишь с большой натяжкой. Лишь в III тысячелетии до н.э. между разбросанными по континентам очагами древних цивилизаций появляются первые связующие нити - торговые пути. Истоком этих предвестников будущих торговых магистралей, расходящихся во все стороны света, словно лучи восходящего Солнца, из единого

центра цивилизации бронзового века - Алтын-депе. Уже с тех дальних времен туркменская земля стала центром мирового культурного взаимодействия, в который были вовлечены египетский, месопотамский, китайский и индийский цивилизационные пласты.

Но история терпеливо ждала, когда появится Личность - парфянский император Митридат II (12388/87 гг. до н.э.). Именно он установил монопольный контроль над межконтинентальными торговыми путями и, используя выгодное геостратегическое положение своей империи, не допускал непосредственных контактов между Римом и Китаем. Этим объясняется, например, то, что в китайских источниках можно найти точные сведения о путях лишь до парфянской границы, но не дальше. То же относится и к римлянам, которых, согласно китайской летописи «Истории младших Хань», парфяне «не пропускали через свои пределы в Китай».

Как отмечает французская исследовательница Кларисс Дидлон в работе «Мир как территория», «международная торговля способствует международному разделению труда и становится первым шагом к глобальной организации мирового пространства». Митридат II стал не только автором проекта, получившего впоследствии название Великого Шёлкового пути, но и инициатором международного разделения труда, и что ещё более важно, глобальной организации мирового пространства.

Парфия организовала функционирование Великого шёлкового пути и вовлечение той или иной страны в общий поток означало начало её участия в общемировой культурной работе. Дорога стала наднациональным организмом, сердце которого билось в Парфии, на туркменской земле.

Как только Парфия поставила под свой контроль сообщение на материке, с этого момента жизни народов двух континентов - Европы и Азии - стали зависеть от Парфии. Митридат II скрепил в единую транснациональную структуру Рим и Китай, которые, сами того не осознавая, оказались на периферии мировых процессов. Академик В.В. Бартольд писал, что Митридат II стал первым государем в истории, отправлявшим посольства и на крайний восток, и на крайний запад, в Китай и в Римскую империю.

Парфянское царство

Последующие парфянские императоры продолжили линию Митридата II по контролю мирового пространства. Сеть торговых путей, постепенно превращаясь в яркий калейдоскоп межкультурного общения народов, разрасталась до ментального вихря планетарного уровня, расширяя сознание.

Парфия не просто контролировала потоки идей, научных и технических достижений, но и сама стала источником новшеств, заимствуемых по всему миру. Бельгийский историк Андре Верстандиг в своей книге «История Парфянской империи» отмечает, что парфяне в истории древнего мира играли роль первого плана и значительно способствовали распространению искусств, развитию торговли и продвижению евразийского проекта - знаменитого «Шелкового пути», великими инициаторами которого они и стали.

«Мир, - пишет А. Верстандиг, - многому научился у парфян, у этих неутомимых первооткрывателей».

В строительстве Европа научилась у парфянских зодчих айванам, архитектурному элементу приемных залов парфянских дворцов. Парфянские айваны стали обязательным архитектурным элементом многих храмовых построек не только в Европе, но и по всему материку. Туристы, ласкающие восхищенными взглядами своды архитектурных жемчужин Франции и Индии - знаменитых Собора Парижской Богоматери и Тадж-Махала - возможно, и не подозревают, что это увековеченный в камне творческий гений Парфии продолжает свою блистательную жизнь.

Парфяне, даже сойдя с исторической арены, продолжали восхищать мир, и Уильям Шекспир также не смог обойти их вниманием, введя «непобедимых парфянских всадников» в свою пьесу «Антоний и Клеопатра».

Парфяне придали всемирной истории столь мощный импульс, что теперь, история, чувствуя себя обязанной их гению, хранит в своих анналах трепетное восхищение перед туркменскими предками. Выражение «парфянская стрела» стала поговоркой в английском и французском языках, обозначая хлёсткую реплику, приберегаемую к моменту ухода. В изданном в 1994 году во Франции толковом словаре с разъяснениями происхождения устойчивых выражений в современном французском языке, наряду с такими, как «троянский конь» и «дамоклов меч», в качестве одного из самых выразительных блистает парфянское наследие: словосочетание «стрела Парфии» вместе с иллюстрацией к нему украшают обложку издания.

Предки туркмен пять столетий царствовали в геополитическом сердце мира. Парфяне, открыв новую эру, и сейчас властвуют над умами и сердцами, и мы живем в этой эре. Эта эра парфян, эта наша эра. Если уж нам суждено мчаться в космосе быстрее пули вместе с нашей планетой, то и жить на ней, оставив в стороне все сомнения, надо, как парфяне, решительно и с размахом. И пусть изумленный мир вращается вокруг нас.

Список использованной литературы:

1. Гурбангулы Бердымухамедов. Туркменистан - сердце великого шелкового пути. Ашхабад, 2017;

2. Губаев А. и др. История Туркменистана. Ашхабад 2010 г;

© Чарыев Я.А., Реджепов Р.Я., Атагулыев М.Б., 2023

УДК 9

Шаимов Х.

Ст. преподаватель кафедры "Страховое дело" канд. юрид. наук.

Туркменский государственный институт финансов

г. Ашхабад, Туркменистан

ОФИЦИАЛЬНО НЕ ПРИЗНАННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ ТУРКМЕНСКИХ ПЛЕМЁН ВОСТОЧНОГО ТУРКМЕНИСТАНА, НА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ НАЧАЛО ХХ-ВЕКА

Село "Кугк оуП" (Сорока домные) находится на Юго-Восточной части Туркменистана, ныне Лебапский велаят (раннее Чарджоуской области) Ходжамбасского этрапа (района), на левобережном части реки Аму-Дарьи, в нём основном живут племи Салыры, из родопленных деление народов туркмен. Если анализировать с точка зрения науки и логики, названия этого села "Кугк оуП" (Сорока домные) дает предположительное понятие, о том что они откуда-те, по какому-те объективном или субъективном причине или обособленной оснований переехали, на этой местности, это нам не известно. Великому сожалению об этом, почти что в научных источниках не зафикцирован и не отражен, в месте с тем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.