УДК 93
Шаимов Х.
кандидат юридических наук, старший преподаватель Туркменский государственный институт финансов (г. Ашхабад, Туркменистан)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЗНАТНЫХ ЛЮДЕЙ ТУРКМЕНСКИХ ПЛЕМЁН ВОСТОЧНОГО ТУРКМЕНИСТАНА, В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Аннотация: туркмены имеют богатую историю. В разные периоды истории они защищали свою священную землю, проявляя храбрость.
Ключевые слова: туркмен, племя, государство, народ, история.
Село "Кугк буН" (Сорока домные) находится на Юго-Восточной части Туркменистана, ныне Лебапский велаят (раннее Чарджоуской области) Ходжамбазского этрапа (района), на левобережном части реки Аму-Дарьи, в нём основном живут племя Салыры, из родопленных деление народов туркмен. Если анализировать с точка зрения науки и логики, названия этого села "Кугк буН" (Сорока домны) дает предположительное понятие, о том, что они откуда-те, по какому-те объективном или субъективном причине или обособленной оснований переехали, на этой местности, этого нам не известно. Великому сожалению об этом, почти что в научных источниках не зафиксирован и не отражен, в месте с тем живущие поколение не знает об этом, значит возникает понятие, что они давних-давно переехали.
Племя салыры живущий в селе "Кугк буН" не имеет родоплеменные отношений салырами живущих в Ахалском и Марыйском велаяте Туркменистана и провинции Урумчи Китая, живущих в Арабских, Иранских, Турецких и других государствах мира, в месте этого имеет полный связь салырами живущих Керкинского, Халачского и Койтен-Дагского этрапах
Лебапского велаята Туркменистана, а также живущих в Узбекистане, Таджикистане и Афганистане. Значит выходит такой научный гипотез, о том, что с кем сохранился до сих пор связь, с ними имелись отношение, с кем нет, значить по какому-то предлогом, причинам разорван отношение и связь.
На основание вышеизложенных фактов, остановимся о судьбе человека, которого непосредственно связанные и являются из этой племени и бывший житель этого села, в первой половине ХХ века. Его звали Баба-мерген (Дед с меткой стрельбой), он приблизительно дожил возрасте 45-50 лет. Его убили в 1935 году, при с планированным обстоятельством и тактикой, при перестрелке, в поселке Кер-Кичи, противоположной стороны города Керки, Лебапского велаята Туркменистана, на левобережье реки Аму-Дарьи.
Баба-мерген был простым, не грамотным дехканином-животноводом, занимался охотой на косули, архара, фазана и рыб. Внешнее телосложение была среднего роста, ловка владел мечами, хорошо сидел и управлял коням и метка стрелял в винтовке, от солидной расстояний, за что привлекал и собрал вокруг себя людей. Однако то что происходил в обществе революционная движения, того периода, начиная от 1920 по 1935 годах, он никак не мог был приставить, происходящих ситуаций, вокруг своего села, народа и в обществе. После революций, начиная 1924 года, город Туркменабат (Чарджоу) находящейся от Селы Баба мергена на Севере Западной стороны, на право побережий Аму-Дарьи, в расстояние от 180 до 190 км., город Керки Лебапского велаята Туркменистана, от Селы Баба-мергена расположен на Юга Восточной стороны, на право побережий Аму-Дарьи, в пределе 30-35 км., город Бухара, расположен от села Баба мергена на Севере Западной стороны, в расстоянии по прямому пустыни "Кызыл-Кума" где-то 300-350 км., город Карши, расположен от села Баба мергена, на Севере Восточной стороны, в расстоянии по прямому по пустыню "Кызыл-Кума", где-то 130-140 км., и город Термез расположен от села Баба-мергена на Юго-Восточной стороны, на лево побережье Аму-Дарьи, в расстояние по прямому пустынной дороги "Кызыл-Кума" и горным тропам Койтен-Дага, где-то 250-260 км., располагающихся на территорий Узбекистана.
А вокруг села Баба-мергена и вышеназванные расстояние и территории, на дол левопобережие, начиная от поселок Фараб, расположенной на левобережие города Туркменабат (Чарджоу), до села Клиф Сурхандарийского велаята (области) Узбекистана, в расстояние 450-460 км., целая территория пустынно-равнинной, песчано-горным холмами и ущельями "Кызыл-Кума" в дол реки Аму-Дарьи, на Юго-Восточной стороны, большинстве части относящихся на территории Узбекистана, почти что была под прямым присмотра у Баба-мергена. У него была около 400 регулярных подготовленных воинов, кроме того в случае необходимости, в коротающий срок мог был собрать, ещё около 3000-4000 тысячи воинов, из этих располагаемых территории. Кроме того, у него были мастера по ремонту винтовок, конная кавалерия, по оперативному тактику, оборону и других военных искусств.
Не смотря всего этого, положение Баба-мергена с каждым днем осложнялся, он этого чувствовал, исходя из этого, по тихарью из своего близкого и преданного человека отправляет в Афганскому шаху, за военно-снариженческой и людской помощи, против борьбы безбожников. Отправленного представителя в Афганистан, на границе в пустыне Кара-Кумске, в Керкинском этрапе, задержали пограничники.
Его держит в определенный период в Керкинском ВЧК, потому что к тому времени, на дол границы с Афганистаном, на территорий Керкинского этрапа, была установлен кольючие провольки и охраняли в соответствии с требованием закона и порядки. Но спецслужба установила личность представителя Баба-мергена и выявил цель и намерения переход за границы, с каким методом этого установили нам не известно. Тем самым спецслужба подготовила контр операция, против Баба-мергена и его отважного войска. Через определенный период представители спецслужбы, в месте представителя Баба-мергена, отправляет обработанного агента, с лаженным сообщением, якобы Ваш преданный представитель, человек дошел до Афганского шаха и выручил Ваш привет и пожеланию, о военно-снариженческой и людской помощи, против борьбы безбожников. Шах Ваш идеи и пожеланию полностью разделяет, тем
самым поддерживает и постарается выполняет Ваш просьбы о помощи, так что ждите на таком месяце и таком священном дня помощи, с двумя баржами (киштами, в афганском языке их так называет), несколько тысяча Афганских Солдатов и вооружение, в речном портовом буфте, поселке Кер-Кичи. Ваш покойный и покорный представитель, которого отправили в Афганистан, в обратном пути, умер от страшной болезни, в нашем кашаре, в Кара-Куме Керкинского этрапа, перед успокоением, он умолял сообщить Вам эти важные информации, которого обещал сам шах. Баба-мерген молча и холоднокровна принял этого поддельного представителя, тем не менее ему не давал никаких сомнительных поводов, о не доверия, а также не стал его задерживать и отправлял обратно, свободным образом. На ночь, перед обещанного ложного срока шаха, придуманные представителями спецслужб, Баба-Мерген видел не важный сон, об этом он объявил своим близким, что он очень обеспокоен, с этим встречам и не верить этих словесных обещаний, пока не будет вести переговоры, глаз на глаз, может быть он провокатор.
Тем не менее Баба-мерген, без желаний пошел на эти ложный встреч. Они встретили ложных гостей с национальным обычаем и традицией в горном буфте речки, перед встречам при приезде порезали головы нескольких отаров. Ранее утром приехавшие лаженные гости оказались солдаты Туркестана, переодеты на форму одежды солдата афганского государства. Тут же начинается перестрелка между ними, это продолжается до самого позднего вечера, на осенний период года. В результате Баба-Мерген был с легка ранен, тем не менее не перестал воевать, в результате уже повторна был ранен смертельно и стал жертвой, в этой священной борьбе. Об этом кровавом эпизоде пишут заведующий кафедры "Туркменского языка и литературы" Туркменского государственного университета им Магтум-Кули, профессор М.Х.Хыдыров, на своем художественно-публисистическом книге "Оврумли ёллар" ("Крутые дороги" Издательство "Туркменистан" Ашхабад 1977 г.
Имя настоящего и идеального человека в историй остается в глубине душе всегда о хорошем, с уважением, так что пусть земля для них будет пухом,
но есть одно, после смерти Баба-мергена знатные люди из этого аула были и выявились братья сироти Баба Пенжиев председателем колхоза в этом же ауле "Кырк ойли" и его брат младший Эгем Пенжиев, Первый секретарь райком компартии Ходжамбасского этрапа (района) Чаржоуской области, на территорий района, когда-то управлял односельчанин Баба-мерген. Эгем Пенжиев почти что был единственным героем Социалистического труда, в масштабе Туркменистана на должности первого секретаря райком компартии Туркменистана. Все это пишу не ради того что я сам то же являюсь родом из этой племени и соседнего села, но я с 1975 года живу в Ашхабаде, себя считаю преданным сторонником идею международного интернационализма, не коем случае сторонник велико шовинистического национализма, в родоплеменных делений наций и народов, не только в пределе в Туркмений, но во всем мире в планеты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. М.Х.Хыдыров. "ÖwrümH yollar" Нуучно - популярная книга. Ашхабад Издательство "Туркменистан" 1977 г.
2. С.А. Атаниязов. "Шежере" Ашхабад Изд. "Туркменистан" 1994 г.
Shayymov H.
Turkmen State Institute of Finance (Ashgabat, Turkmenistan)
THE HISTORY OF LIFE DEVELOPMENT OF PERSONALITY
OF NOBLE PEOPLE OF TURKMEN TRIBES IN EASTERN TURKMENISTAN, IN FIRST HALF OF EARLY XX CENTURY
Abstract: Turkmens have a rich history. In different periods of history, they defended their sacred land, showing courage and indifference.
Keywords: turkmen, tribe, state, people, history.