«Мир, - пишет А. Верстандиг, - многому научился у парфян, у этих неутомимых первооткрывателей».
В строительстве Европа научилась у парфянских зодчих айванам, архитектурному элементу приемных залов парфянских дворцов. Парфянские айваны стали обязательным архитектурным элементом многих храмовых построек не только в Европе, но и по всему материку. Туристы, ласкающие восхищенными взглядами своды архитектурных жемчужин Франции и Индии - знаменитых Собора Парижской Богоматери и Тадж-Махала - возможно, и не подозревают, что это увековеченный в камне творческий гений Парфии продолжает свою блистательную жизнь.
Парфяне, даже сойдя с исторической арены, продолжали восхищать мир, и Уильям Шекспир также не смог обойти их вниманием, введя «непобедимых парфянских всадников» в свою пьесу «Антоний и Клеопатра».
Парфяне придали всемирной истории столь мощный импульс, что теперь, история, чувствуя себя обязанной их гению, хранит в своих анналах трепетное восхищение перед туркменскими предками. Выражение «парфянская стрела» стала поговоркой в английском и французском языках, обозначая хлёсткую реплику, приберегаемую к моменту ухода. В изданном в 1994 году во Франции толковом словаре с разъяснениями происхождения устойчивых выражений в современном французском языке, наряду с такими, как «троянский конь» и «дамоклов меч», в качестве одного из самых выразительных блистает парфянское наследие: словосочетание «стрела Парфии» вместе с иллюстрацией к нему украшают обложку издания.
Предки туркмен пять столетий царствовали в геополитическом сердце мира. Парфяне, открыв новую эру, и сейчас властвуют над умами и сердцами, и мы живем в этой эре. Эта эра парфян, эта наша эра. Если уж нам суждено мчаться в космосе быстрее пули вместе с нашей планетой, то и жить на ней, оставив в стороне все сомнения, надо, как парфяне, решительно и с размахом. И пусть изумленный мир вращается вокруг нас.
Список использованной литературы:
1. Гурбангулы Бердымухамедов. Туркменистан - сердце великого шелкового пути. Ашхабад, 2017;
2. Губаев А. и др. История Туркменистана. Ашхабад 2010 г;
© Чарыев Я.А., Реджепов Р.Я., Атагулыев М.Б., 2023
УДК 9
Шаимов Х.
Ст. преподаватель кафедры "Страховое дело" канд. юрид. наук.
Туркменский государственный институт финансов
г. Ашхабад, Туркменистан
ОФИЦИАЛЬНО НЕ ПРИЗНАННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ ТУРКМЕНСКИХ ПЛЕМЁН ВОСТОЧНОГО ТУРКМЕНИСТАНА, НА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ НАЧАЛО ХХ-ВЕКА
Село "Кугк оуП" (Сорока домные) находится на Юго-Восточной части Туркменистана, ныне Лебапский велаят (раннее Чарджоуской области) Ходжамбасского этрапа (района), на левобережном части реки Аму-Дарьи, в нём основном живут племи Салыры, из родопленных деление народов туркмен. Если анализировать с точка зрения науки и логики, названия этого села "Кугк оуП" (Сорока домные) дает предположительное понятие, о том что они откуда-те, по какому-те объективном или субъективном причине или обособленной оснований переехали, на этой местности, это нам не известно. Великому сожалению об этом, почти что в научных источниках не зафикцирован и не отражен, в месте с тем
живущие поколение не знает об этом, значит возникает понятие, что они давных-давно переехали. Ну только понятно одно, что племя салыров у туркмен живут в основном Серахском этрапе, кроме того в малочисленном количестве в Каахкинском, Тедженском и Баба-Дайханском этрапах, Ахалского велаята, Серхетабатском, некоторых селах Тагта-Базрском, Иолатанском, Байрам-Алийском, Каракумском, Туркменкалинском и Алтын-Асырском (бывщий Ховуз-Ханском этрапе), Марыйского велаята, а так же некоторых селах Ходжамбасского, Керкинского, Койтен-Дагского, Халачского этрапах Лебапского велаята (Чарджоуской области) в Туркменистане. А так же начиная от Ходжамбасского этрапа Лебапского велаята, на обе стороне береги Аму-Дарьи, на Юго-Восточной стороны, до самой провинци Урумчи Китайской Народной Республики (к стати там они себа не говорят туркмен, а говорят солоры, а не салыры, черта лица и разговорный речь по произношению и акценту чут-чут изменились, по зависимостью окружающей среды в обществе, потому что там живут в основном многонациональный Азиатские народы) и в Бухарском, Кашкадаринском, Сурхандарикском и Самаркандском велаятах (областях) Узбекистана и Северном провинци Балх, городах Мазари-Шариф, Акжа, Хам-Яп, Восточном провинци Кундуз и в городах и пригородных сельских мстносях в Исламском Государстве Афганистане и на левопобережие реки Аму-Дарьи в Таджикистане в этрапах Шартуз, Жиллы-Кол, Колхозабат, Бяш-Арык, Рейгер смещанным образом живут с племией Ар-Сары. Между прочим об этом в расширенном и достоверенным фактом, обоснованно изложил Академик Академий наук Туркменистана, главный научный советник Туркменского научно-исследовательского иниститута языка и литературы имени Матымгулы Праги, историк, языковед по туркменскому языку и литературы, покойный Солтанша Атаниязов, на своем научно-популярном книге "Шежере", Ашхабад 1994 г. Издательство "Туркменистан", пуст земля будет ему пухом, бедний много труд, здоровья и жизинь уложил, на установление истенных фактов языка, литературы, обычий, традиций и других жизненных вопросов туркмен, от начала, до самой последной пути, проживающий во всех краях и странах в мире. В месте с тем автор академик, на этом книге подчеркнул, что туркмени живут в Арабских государствах, Индии, Пакистане, Иране, Турции, Азербейжане, в некоторых краях, республиках, областях, районах и почти что во всех селах Северного кавказа Российкой Федераций, в Республике Молдовий, Проднестровия гагаузы, (гок) синие огузы, из племий туркмен и в других государствах мира. Автор подчеркивает, что живущие туркмени в Арабских государствах, особенно в Ираке при Президентстве Саддама Хусеина, основные военачальники, наивысшего уровня были туркмены, из племени салыров. Выходит такие предположение, что предки племени салыров, были войнами, вояками, в результате их поведение, характерный образ жизини, наверняка разбросила, по всему миру планеты. Вообще-то их нынешный характер сейчас то же, в чем-те совпадает их с поведением, большинстве из них вспывчивый, но мужественный, добрый, одзивчивый, преденный в дружбе, трудолюбивый, жизнерадостный, шутливый, шедрый, пунктуальный и ещё ряд других позитивно-потенциальным характером в дружественных отношениях.
Таким образом племя салыры живущий в селе "Кугк оуП" не имеет родоплеменные отношений салырами живущих в Ахалском и Марыйском велаяте Туркменистана и провинци Урумчи в Китая, живущих в Арабских госудврствах, Иране, Туреций и других государствах мира, в месте этого имеет полный связь салырами живущих Керкинского, Халачского, Довлетлинского и Койтен-Дагского этрапах Лебапского велаята Туркменистана, а так же живущих в Узбекистане, Таджикистане и Афганистане. Значит выходит такой научный гипотез, о том что с кем сохранился до сих пор связь, с ними имелись отношение, с кем нет, значить по какому-то предлогом или причином разорван отношение и связь.
На основание вышеизложенных фактов, остоновимся о судьбе человека, которого непосредственно связаные с этой племией и являлся бывшим жителем этого села, в первой половине ХХ века. Его звали Баба-мерген (Дед с меткой стрелбой), он приблизительно дожил возросте 45-50 лет. Его убили революционеры в осенный месяц 1935 года, при планированном обстоятельстве и тактике, в перестрелке, в речном причале, в поселке Кер-Кичи, противоположной стороны города Керки, Лебапского велаята Туркменистана, на левобережье реки Аму-Дарьи.
Баба-мерген был простым, не грамотным дехганином, животноводом, занимался охотой на касули, архара, фазана и рыб. Внешнее телесложение была средного роста, ловка владел мечами, хорошо сидел и управлял коням и метка стрелял в винтовке, от солидной расстояний, за что привлекал и собрал вокруг себя людей единемышленников. Однако то что происходил в обществе револьюционная движения, того периода, начиная от 1920 по 1935 годах, он ни как не мог был понят, приставить, просходящих ситуаций, вокруг своего села, народа и в обществе. После револьюций, начиная 1924 года, город Туркменабат (Чарджоу) находящейся от селы Баба мергена на Севере Западной стороны, на право побережий Аму-Дарьи, в растояние от 180 до 190 км., город Керки Лебапского велаята Туркменистана, от селы Баба-мергена расположен на Юго Восточной стороны, на право побережий Аму-Дарьи, в пределе 30-35 км., город Бухара, расположен от села Баба мергена на Севере Западной стороны, в растояни по прямому пустиний "Кызыл-Кума" где-то 300-350 км., город Карши, расположен от села Баба мергена, на Севере Восточной стороны, в растояни по прямому по пустинию "Кызыл-Кума", где-то 130-140 км., и город Термез расположен от села Баба-мергена на Юго-Восточной стороны, на лево пебережие Аму-Дарьи, в растояние по прямому пустинной дороги "Кызыл-Кума" и горным тропам Койтен-Дага, где-то 250-260 км., распологающихся на террторий Узбекистана, был уже завоеван революценером и прочно установлен советский власть, под командованием настоящих полководцов, револьюционеров В.И.Ленина, М.Фрунзой и В.Куйбышевом. А вокруг села Баба-мергена и на вышеназванных растояниях и тереторриях, на дол левопобрежие Аму-Дарьи, начиная от поселок Фараб, расположенной на левобережие города Туркменабат (Чарджоу), до села Клиф Сурхандарийского велаята (области) Узбекистана, была под прямым присмотре Баба-мергена. У револьюционных завоевателей царила желания что-бы завоевать эти тереторрии. Растояние, конечно целая тереторрия по длине почти что 450-460 км., ширине тоже почти что где-то 150-200 км., где-то по меньше, пустынно-равнинной, песчанно-горным холмами и ущелями "Кызыл-Кума" в дол реки Аму-Дарьи, на Юго-Восточной стороны, большенстве части тереторрии относился на территории Узбекистана. Все эти тереторрии для военно-тактического и оборонительного плана для Баба-мергена и его единемышленников была настолько удобным. У него была около 400 регулярных подготовленных войнов, кроме того в случае необходимости, в коротчающий срок мог был собрать, ещё около 3-4 тысячи войнов, из этих распологаемых тереторрии. Кроме того у него былы мастера по ремонту винтовок, конная ковелерия, по оперативному тактику, оборону и других военных искусств. Он сам хорошо управлял винтовками, в мете с тем, со своим войнами проводил регулярно тактические и огновые подготовки. Вооружение и другие предпособлений в военного предназначение, в основном он приобретал от Афганского религёзного монарха, с перва у Заир, а потом от его сына Давуд шаха. Если все эти анализировать, с точка зрения военно-тактической и оперативной характеристики, это была более серезной и солидной военной сойдиненией. Имея именно таких военных группировки Баба-мерген, после завоеваний революций с 1924 года, до самого 1935 года, на эти терретории Средной Азии, была под его пресмотра и контроля. Революцинеры долгие время не смогли были найти выход что-бы завлодет эти тереторри со стороны пустиний, реки и по воздху. Не смотря всего этого, вокруг Баба-мергена была начертан клетка советским властом, он этого чуствовал, тем не менее не пощел никаких компромисов и переговоры. Он прекрасно знал, как сложился судьба эмира Бухари Сеид Ахмед Исфендияр Бахадура, Ургенчского, а в последствие потом хан всего Хорезмской провинции и Ташауза Жунеет-хана, а так же судьба Эзиз-хана в Ахалском провинции Туременистана. Хотя он не имел поддерки и авторитет как эти ханы, со стороны иностранных государств из зарубежа, видать он не верил, всех револьюцинеров и зарубежных гострелеров, их он читал без божным и врагом. Свой действи он читал свешенным, борьба против безбожников, за честь и достоинствы и дух предких своего тереторриального народа туркменов.
Исходя из вышеизложенных ситуации, положение Баба-мергена с каждым днем осложнялся, он этого чуствовал, исходя из этого, по тихарью из свих близких и преданых людей, одно из них отправлял в Афганскому шаху, за военно-снарижен,еской и людской помощии, против борьбы безбожников.
Отправленного представителья в Афганистан, на границе в пустыне Кара-Кумске, в тереторрии Керкинском этрапе, задержали пограничники, преданному револьюционному местному властью ВЧК Ф.Э.Джержинскому. Его держить в определенный период в Керкинском ВЧК (в отделение Всесоюзного Черезвычайного Комитета), потому что к тому времени, на дол границы с Афганистаном, на терреторий Керкинского этрапа, была установлен кольючие провольки и охраняли в соответствии с требованием советского закона и порядки. Револьюционная спецслужба установила личность представителя Баба-мергена и выявил цель и намерения переход за границы, с каким методом этого установили нам не известно, конечно без пытки и истезаний, это действие никак не обощлось-бы, он так просто не признал-бы. Тем самым сотрудники оперативной службы подготовили контроперация, против Баба-мергена и его отважного войска. Через определенный период оперативники, в месте представителья Баба-мергена, отправляет обработанного агента, с ложенным сообщением, якоби Ваш преданный представитель, человек дошел до Афганского шаха и выручил Ваш привет и пожеланию, о военно-снариженческой и людской помощии, против борьбы безбожников. рубили толи тапором, толи мечом, в размере человеческой ухи. Список использованной литературы:
1. М.Х. Хыдыров. "бwшmli уо11аг" Нуучно - популярная книга. Ашхабад Издательство "Туркменистан" 1977 г.
2. С.А. Атаниязов. "Шежере" (Тигктепт nesil daragty) Ашхабад Издательство "Туркменистан" 1994 г.
© Шаимов Х., 2023
УДК-94
Якубов Т.А.
студент первого курса, факультета экономики и управления, Пятигорского института (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске,
г. Пятигорск, РФ Мещерякова А.В.
кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой государственно - правовых дисциплин
Пятигорского института (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске,
г. Пятигорск, РФ Бондаренко С.И.
кандидат исторических наук, доцент кафедры государственно - правовых дисциплин
Пятигорского института (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске,
г. Пятигорск, РФ Научный руководитель: Бондаренко Н.Г. доктор философских наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Пятигорского института (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске,
г. Пятигорск, РФ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС В США Аннотация
В статье анализируются причины и условия вступления мировой экономики в острый финансовый