(cc)
DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-1-22-35
УДК 339.982(045)
JEL А14, B14, В51, D71, F02, F59
Финансово-бюджетная политика как инструмент реализации стратегических приоритетов США
В. В. Перская
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Актуальность статьи обусловлена переходным периодом развития мирового сообщества в современных условиях, когда государства Запада предпринимают все возможные, часто нелегитимные попытки сохранить свое доминирование в мире. Инструментом осуществления стратегических планов западных стран в долгосрочной перспективе выступает в основном федеральный бюджет США как средство реализации стратегических приоритетов независимо от того, какая партия побеждает на выборах президента США.
Предмет исследования статьи - система финансово-экономических отношений в США, направленная на реализацию стратегических приоритетов экономической политики США на долгое время. В современных условиях это реин-дустриализация национального хозяйства наряду с выполнением задач по обеспечению социальной поддержки и защиты населения, а также по сохранению доминирования в мировом сообществе, причем любой ценой, в том числе путем переписывания так называемых нигде не утвержденных правил миропорядка и формирования коалиций стран, разделяющих политические взгляды американских политиков и экономистов, которые выступают за насаждение в мире «моральной» экономики и продвижение ее ценностей.
В статье проведен анализ стратегических экономических приоритетов политики Д. Трампа и последнего бюджетного послания президента Д. Байдена 2023 г., выявлены элементы преемственности и отражена специфика реиндустри-ализации Америки. Сделаны выводы о продолжающемся росте дефицита федерального бюджета США, свидетельствующем о продолжении реализации в экономике модели «жизни взаймы», которая основывается на выполнении долларом функции мировой валюты, средства расчетов и накопления.
Ключевые слова: США; федеральный бюджет; инвестиции; экономическая политика; стратегические приоритеты
Для цитирования: Перская В. В. Финансово-бюджетная политика как инструмент реализации стратегических приоритетов США. Экономика.Налоги. Право. 2023;16(1):22-35. DOi: 10.26794/1999-849Х-2023-16-1-22-35
Fiscal Policy as a Tool for implementing US Strategic Priorities
The relevance of the article is due to the transitional period of the development of the world community in modern conditions, when Western states are making all possible, often illegitimate attempts to maintain their dominance in the world. The instrument for implementing the strategic plans of Western countries in the long term is mainly the US federal budget as a means of implementing strategic priorities, regardless of which party wins the US presidential election.
The subject of the article is the system of financial and economic relations in the United States, aimed at implementing the strategic priorities of U.S. economic policy for a long time. In modern conditions, this is the reindustrialization of the national economy along with the fulfillment of tasks to ensure social support and protection of the population, as well as to maintain dominance in the world community, and at any cost, including by rewriting the so-called nowhere approved rules of the world order and the formation of coalitions of countries that share the political views of American politicians and economists who advocate planting a «moral» economy in the world and promoting its values. The article analyzes the strategic economic priorities of D. Trump's policy and the last budget message of President J. Biden in 2023, identifies elements of continuity and reflects the specifics of the reindustrialization of America.
© Перская В. В., 2023
V. V. Perskaya
Financial University, Moscow, Russia
ABSTRACT
Conclusions are drawn about the continued growth of the US federal budget deficit, indicating the continuation of the implementation of the "life on Loan" model in the economy, which is based on the dollar performing the functions of the world currency, a means of settlement and accumulation. Keywords: USA; federal budget; investments; economic policy; strategic priorities
For citation: Perskaya V. V. Fiscal policy as a tool for implementing us strategic priorities. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2023;16(l):22-35. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2023-16-l-22-35
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях перед США стоит дилемма: пойти по пути развития, предлагаемого демократической партией, или ориентироваться на приоритеты, выдвигаемые консерваторами из республиканской партии. Однако обе программы предполагают для США нахождение и принятие приемлемых компромиссов, которые должны способствовать обеспечению национальной безопасности и поступательности развития экономики, сохраняя и повышая ее международную конкурентоспособность. Так, демократы предлагают следующие концепты экономической стратегии для США — «Америка прежде всего», «Экономика альянсов» и «Глобализация 2.0».
В политике США доминирует стремление в одностороннем порядке восстановить конкурентоспособность промышленности частично за счет смягчения давления со стороны мировой экономики.
Под проведением экономической стратегии «Экономика альянса» подразумевается принятие мер, направленных на восстановление коммерческих отношений США со странами-партнерами, которые в основном разделяют демократические ценности США и соблюдают принятые на себя обязательства в области международной политики.
Экономическая стратегия «Глобализация 2.0» нацелена на осуществление реформ по адаптации свободного рынка и международного многостороннего порядка к потребностям XXI в. [1].
Согласно данным фонда «Наследие» республиканцы выдвигают ряд предложений, которые они формулируют как «Спасение Америки» или «Сохранение Америки». В частности, они предлагают1 предоставлять родителям возможность делать выбор в пользу образования своих детей; улучшать защиту границ Америки, сокращая тем самым преступность; обеспечивать свободные и честные выборы благодаря изменению процедуры голосования; уменьшать уровень госу-
1 Heritage unveils 7 policy priorities for 2022 and beyond. Mar 31, 2022. URL: https://www.heritage.org/press/heritage-unveils-7-policy-priorities-2022-and-beyond.
дарственного регулирования, сдерживать инфляцию; активное противостоять угрозе коммунистического Китая; привлекать к ответственности Big Tech-ком-пании — наиболее развитые в технологическом отношении ТНК, включая Google, Amazon, Facebook, Apple и Microsoft, и обеспечивать эффективную защиту семьи2.
При всей кажущейся внешней несопоставимости приоритетов, отстаиваемых политиками обеих партий, экономической политике США свойственна преемственность целеполагания, облекаемого в разные определения. Например, в стратегическом плане Департамента коммерции США на 20182022 гг.3 обозначены следующие стратегически важные задачи:
2 Согласно опросу, проведенному консервативной организацией Heritage Action в 2022 г. среди американских граждан, получены следующие результаты: примерно 50% респондентов говорят, что «родители детей школьного возраста должны играть роль в принятии решений о том, что преподают в государственных школах», а 50% также считают, что «у нас должны быть программы выбора школы, которые позволят родителям воспользоваться деньгами, которые правительство тратит на обучение детей в традиционной государственной школе, для оплаты учебы своего ребенка в государственной или частной школе по их выбору». В части признания верховенства закона высшей юридической силы по отношению ко всем другим нормативным правовым актам большинство американцев (64%) не одобряют работу президента Байдена и Конгресса по решению проблемы нелегальной иммиграции, считая, что им следует вернуться к выполнению отдельных мер, принятых ранее администрацией Трампа (61%). В части противодействия КНР подавляющее большинство американцев считают, что «военная экспансия и агрессивность Китая представляют собой прямую угрозу национальной безопасности Америки» (74%) и что «Китай десятилетиями крадет американские рабочие места и технологии и пора перестать зависеть от Китая» (87%). Что касается Big Tech, 82% респондентов считают, что «большие технологические компании имеют слишком большую власть над своими платформами и используют их для «формирования нашей политики». Примерно 56% американцев поддерживают ограничения на аборты. URL: https://www.heritage. org/press/heritage-unveils-7-policy-priorities-2022-and-beyond.
3 U.S. department of commerce, strategic plan 2018-2022. Helping the american economy grow. URL: chrome-
extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https:// www.commerce.gov/sites/default/files/us_department_of_ commerce_2018-2022_strategic_plan.pdf. Р. 34.
• содействие закреплению лидерства США;
• увеличение количества рабочих мест посредством уменьшения регуляторных правил; оживления внутренней торговли и укрепления промышленной базы США при росте производственного экспорта США;
• повышение государственного суверенитета США посредством обеспечения национальной и экономической безопасности, включая увеличение потенциала реагирования государства на климатические вызовы;
• обеспечение высокого качества обслуживания, ориентированного на клиентов, содействие ускорению модернизации информационных технологий и снижению затрат.
Симптоматично, что на период 2022-2026 гг. практически повторяются с некоторым уточнением выдвигавшиеся ранее задачи. В частности, задачу по повышению инновационности национального хозяйства и его глобальной конкурентоспособности предлагается решать путем оживления внутри США производственных цепочек создания стоимости, коммерциализации новейших технологий, расширения международного сотрудничества, а защиту национальных интересов — рассматривать в части соблюдения правил мировой торговли, прав интеллектуальной собственности, создания условий для обеспечения кибербезопасности, укрепления лидерства США в космической сфере.
Несколько обновленной выступает идея содействия инклюзивному капитализму и справедливому экономическому росту благодаря созданию условий для увеличения количества рабочих мест в первую очередь в США, формирования устойчивых «карьерных путей», ориентированных на работодателей в целях удовлетворения потребностей в талантливых специалистах. Кроме того, ставится тактическая задача модернизации экономической и демографической ситуации в США 4.
В этой связи промышленная политика, провозглашенная Д. Трампом, получила на деле полное подтверждение в принимаемых решениях прези-
4 U.S. department of commerce, strategic plan 20222026. Innovation, equity, and resilience strengthening american competitiveness in the 21st Century. URL: hrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www. commerce.gov/sites/default/files/2022-03/D0C-Strategic-Plan-2022-2026.pdf.
дента Д. Байдена5. Нагнетание обстановки вокруг Тайваня, имевшее место в 2022 г. как следствие визита Н. Пелоси на остров, было также подчинено идее переноса производства полупроводников компанией Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (далее — TSMC) в страны с более благоприятной для США хозяйственной средой, поскольку в современных условиях компания не может полноценно выполнять свои обязательства перед компаниями США и Китая6. Подтверждением справедливости данной идеи является визит Председателя Совета национального развития Тайваня Гун Минсинь, приуроченный к открытию завода тайваньской компании TSMC в штате Аризона, США (6 декабря 2022 г.)7.
Одновременно руководство США посредством усиления государственного регулирования в национальных интересах8 продвигает на практике программу «Сделано в Америке». В частности администрация президента Д. Байдена акцентрирует внимание на промышленной стратегии, направленной на оживление производственной базы, укрепление важнейших цепочек поставок и создание условий для конкурирования и лидирования на глобальном уровне в XXI в. Эти общегосударственные усилия ведут к восстановлению американского производства: с тех пор, как президент Д. Байден вступил в должность, в экономике появилось 375 000 рабочих мест в обрабатывающей промышленности; направлено 80 млрд долл. США инвестиций в производство полупроводников и более 100 млрд
5 Industrial Policy and International Trade. May 23, 2022. Congressional Research Service (CRS). URL: https://crsreports. congress.gov.
6 См. например, The brookings institution and center for strategic and international studies. Vying for Talent Podcast. "Can semiconductor manufacturing return to the US?". April 14, 2022, рр. 9-10; Chris Miller. Rewire: semiconductors and U.S. industrial policy. September 19, 2022. URL: https://www.cnas.org/publications/reports/ rewire-semiconductors-and-u-s-industrial-policy?utm_ medium=email&utm_campaign=Press%20Release%20
-%20Rewire%20Semiconductors%20and%20US%2 0 Industrial%20Policy&utm_content=Press%20Release%20 -%20Rewire%20Semiconductors%20and%20US%2 0 Industrial%20Policy+CID_e0a0f16c26e7fb57e4b17581fd729dd 1&utm_source=Campaign%20Monitor&utm_term=Rewire%20 Semiconductors%20and%20US%20Industrial%20Policy.
7 Вавилов Н. Гадание на микрочипах. URL: https://t.me/ shuohuaxia/8454.
8 Fact sheet: Biden-harris administration delivers on made
in america commitments. March 04, 2022. Investments in
U. S. Manufacturing.
долл. США инвестиций в производство электромобилей, аккумуляторов и добычу критически важных полезных ископаемые на 2021 г., а 54 млн долл. США — в расширение собственно производственных мощностей и строительство заводов по производству полупроводников.
Одной из приоритетных задач в рамках программ стимулирования производства и покупки товаров Made in USA является укрепление процесса формирования внутристрановых цепочек создания стоимости критически важных товаров и компонентов. Но при этом характерен тот факт, что США наравне с программами стимулирования процесса реиндустриализации ставят задачу по восстановлению ментальности национальной идентичности9 американского общества, отмечая что она не противоречит основам либеральной демократии.
В этой связи полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о роли бюджетных средств в реализации намечаемых планов и программ США.
КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ РЕГИОНОВ
И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ США
С учетом важности не только индикативного планирования, но и координации усилий всех ведомств федерального и регионального уровней стратегическое планирование и координирование экономики в США осуществляются на уровне EDA (Управления экономического развития Министерства торговли) — федерального правительственного учреждения, занимающегося исключительно экономическим развитием. EDA играет решающую роль в содействии усилиям администрации президента США по региональному экономическому развитию во всех штатах страны10. Политика EDA нацелена на обеспечение устойчивого роста экономики США в целом, увеличение количества рабочих мест, а также создание прочной региональной экономики на всей территории США. Ключевыми экономическими движущими силами являются инновации и региональное взаимодействие. Если первые — источник глобальной конкурентоспособности, представляющий собой инструмент создания основ устойчивой экономи-
9 Francis Fukuyama. A country of their own. Liberalism needs the nation. May/June 2022. URL: https://www.foreignaffairs. com/articles/ukraine/2022-04-01/francis-fukuyama-liberalism-country.
10 URL: https://eda.gov/about.
ки и достижения национальных экономических целей, то региональное сотрудничество служит основой для восстановления экономики, так как штаты в США — это по факту центры конкуренции в глобальной экономике, и восстановление цепочек создания стоимости внутри страны является условием обретения США внутренней и международной конкурентоспособности и устойчивости11.
В целом именно EDA12 осуществляет де-факто координацию усилий регионов и федерального центра для достижения стратегических целей на предстоящий период.
Именно EDA планирует и контролирует достижение конкретных параметров проекта и его реализацию в запанированные сроки.
В 2020 г. был составлен план, который отражал оценку состояния бюджета США и его взаимообусловленность с экономическими показателями развития национального хозяйства США до 2030 г. В частности, утверждается, что существенно увеличится федеральный долг при сохранении всех существующих правил функционирования экономики США и ее глобального лидерства. Однако в 2020 г. не учитывались «вертолетные деньги» и денежные средства на оказание помощи гражданам страны в связи с пандемией коронавируса до 2022 г. В результате долг населения в процентах от ВВП к 2049 г. прогнозируется на 30 п.п. выше, чем в предыдущих долгосрочных прогнозах. Федеральный долг вырастет в ближайшее десятилетие с 81% ВВП в 2020 г. до 98% ВВП, а к 2050 г. он достигнет 180% ВВП.
Постоянно растущий федеральный долг станет причиной сокращения национальных сбережений и доходов, увеличит процентные платежи правительства, ограничит способность политиков реагировать на непредвиденные события и повысит вероятность финансового кризиса13.
Указывается также, что будут нарастать темпы инфляции, но ее повышение должно отставать от темпов экономического роста. Прогнозируется рост дискреционных расходов, которые будут связаны с расходами на здравоохранение, социальное обеспечение и медицинскую помощь. При этом аналитики исходят из того, что будет расти объем реального сектора примерно на
11 URL: https://eda.gov/integration.
12 Investment priorities. URL: https://eda.gov/about/ investment-priorities.
13 A visual summary of the budget and economic outlook: 2020
to 2030. Congressional budget office/nonpartisan analysis for
the U. S. Congres / January 2020.
1,7% в год, что обусловлено реальной квалификационной обеспеченностью рабочей силы, средним числом отработанных часов, реальными капиталовложениями государства и частного сектора14.
РАСХОДЫ И ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Федеральный бюджет США состоит из обязательных расходов (в том числе на выполнение программ Medicare и Social Security), дискреционных расходов на оборону, функционирование ведомств, а также сумм, предназначенных на выплаты процентов по государственному долгу.
Федеральные расходы при президенте Д. Трампа составили в 2019 г. 4,4 трлн долл. США, в т.ч. 62% общей суммы, направленных на финансирование программ, не подлежащих рассмотрению Конгрессом в обычном режиме, 30% — на дискреционные программы (финансируемые по усмотрению власть придержащих), на которые Конгресс должен регулярно выделять средства, 8% — на погашение процентов по государственному долгу.
Обязательные расходы федерального бюджета, предназначенные для покрытия возникающих затрат, состоят в подавляющем большинстве из средств, направляемых на финансирование программ по выплате таких пособий, как социальное обеспечение, медицинская помощь для престарелых, медицинская помощь для неимущих и т.д. И вот эти расходы выросли примерно с 31% бюджета в 1962 г. до 61% в 2019 г. Во многом данное увеличение обусловлено действием новых правил, включая Medicare — медицинское страхование в США для лиц от 65 лет и старше и Medicaid — медицинская помощь нуждающимся (обе программы были введены в 1965 г.), а также налоговой скидкой на полученный доход (1975 г.) и налоговой льготой для детей (1997 г.). Кроме того, старение американского общества и рост числа инвалидов обуславливают увеличение расходов на социальное обеспечение и медицинскую помощь15.
Дискреционные расходы охватывают программы, которые требуют ассигнований Конгресса и регулярного подтверждения. В настоящее время их доля снизилась против 1962 г. почти в два раза.
14 A visual summary of the budget and economic outlook: 2020 to 2030. Congressional budget office/nonpartisan analysis for the U. S. Congres / January 2020.
15 Federal budget and economy. URL: https://www.taxpolicycenter. org/briefing-book/how-does-federal-government-spend-its-money.
Больше половины этих средств было направлено в 2019 г. на финансирование национальной обороны, а остальная часть — на выполнение внутренних программ, включая транспорт, образование и обучение, пособия ветеранам, обеспечение гарантированного дохода и здравоохранение. Примерно 4% дискреционных расходов предназначалось на оказание международной иностранной помощи16. Размеры выплат процентов по государственному долгу за последние полвека колебались вместе с размером государственного долга и процентными ставками. Он вырос с 6,5% от общих расходов в 1962 г., составив к 2019 г. 8,4%.
В 2019 г. примерно 50% федеральных доходов было получено за счет подоходного налога с физических лиц, 7% — корпоративного подоходного налога и еще 36% — налога на заработную плату (социальное страхование), посредством которой финансируются программы социального страхования. Остальные 5% — благодаря прочим кумулятивным источникам17.
Полагаем целесообразным подчеркнуть, что федеральные, государственные и местные поступления составили в 2018 г. 5,4 трлн долл. США. Из них федеральные поступления — 64% от общей суммы, поступления штатов и местных органов власти (за исключением межправительственных трансфертов) — 21 и 15% соответственно18.
В отличие от бюджета времен президентства Д. Трампа, преследующего цели обеспечения экономического роста, сбалансированности бюджета посредством снижения налогов и увеличения бюджетных расходов, администрация Д. Байдена при формировании бюджета на 2023 г. в качестве основной задачи называла вывод страны на разумную бюджетную и экономическую траекторию развития, подразумевая, что должны быть обеспечены целевая ориентированность бюджетных ресурсов, сокращение дефицита и окупаемость вкладываемых инвестиций, а также поступательность развития экономики реиндустриализации в контексте нового технологического уклада, что позволит решать
16 Там же.
17 Это доходы от налогов на наследство и дарение, таможенные пошлины, доходы от Федеральной резервной системы и различных сборов и сборов — авт.
18 URL: https://www.taxpolicycenter.org/briefing-book/
what-breakdown-revenues-among-federal-state-and-local-
governments.
стратегически важные задачи США на предстоящие годы19.
При этом спецификой «реиндустриализации» по-американски является то, что бюджет и частные предприниматели США лишь частично способны восстановить производственно-технологический потенциал страны.
Все будет делаться за счет других государств. Политически спровоцированный США кризис энергоносителей в Западной Европе приведет к закрытию производств в Европе, а «план Евросоюза по реорганизации энергетической системы Европы ради перехода на «зеленую» энергетику и отказ от топлива из России потребует 565 млрд евро до конца десятилетия [3]. Рост тарифов приведет к нехватке промышленного сырья в Европе, в том числе металлов. Вслед за резким скачком цен на энергоносители и удорожанием импорта из-за девальвации евро последует снижение прибыли, следовательно вполне ожидаемым будет перенос производств из Европы на территорию США, где останутся стабильными тарифы на энергоносители, нет санкционного давления и будут предоставляться послабления бизнесу, отвечающему критериям высокотехнологичного производства20.
По оценкам экспертов компании McKinsey «Европа отстает по ценности и росту информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и других прорывных инноваций... В период 2014-2019 гг. крупные европейские компании были на 20% менее прибыльными (по рентабельности инвестированного капитала или ROIC), доходы росли на 40% медленнее, инвестировалось на 8% меньше капитала (капитальные затраты по отношению к запасу инвестированного капитала) и тратилось на 40% меньше средств на исследования и разработки, чем у компаний в США. Недостаток масштаба европейских трансверсальных технологий
19 Budget of the U.S. .Government FISCAL YEAR 2023. Office Of Management And Budget. Р. 3.
20 «Очевидно, что необходимо перемещать производство в Соединенные Штаты», — сказал Ахмед Эль-Хоши (Ahmed El-Hoshy), исполнительный директор амстердамской химической компании OCI NV; датская ювелирная компания Pandora и немецкий автопроизводитель Volkswagen объявили о расширении деятельности в США, Tesla ставит на паузу реализацию своих планов по производству аккумуляторных батарей в Германии, а прибыль, получаемая люксембургской компанией ArcelorMittal от деятельности в США, выше, чем в Европе. Высокие цены на газ заставляют европейские компании переносить производство в США. URL: https://inosmi.ru/amp/20220922/evropa-256277203.html.
ставит под угрозу позиции Европы почти во всех секторах экономики, включая автомобилестроение и производство предметов роскоши. Европа не поспевает за США в первой технологической волне (интернет и программное обеспечение), и сейчас она находится в ослабленном положении в межсекторальных технологиях. Европейские игроки имеют на 38% больше патентов на чистые технологии, чем фирмы в США, и более чем в два раза больше, чем в Китае. ... Перспективы Европы стать лидером в области чистых технологий исчезают в силу того, что Китай лидирует в использовании экологически чистых технологий почти во всех областях, часто с долей рынка более 50%, а Соединенные Штаты превосходят другие страны в большинстве прорывных технологий» [4].
При этом для Европы представляется важным пересмотр экономической политики в отношении Китая, «мы говорим о полной корректировке нашего взгляда на Китай за последние шесть месяцев»,— сказал Йорг Вуттке, президент Торговой палаты Европейского Союза в Китае. Прямые иностранные инвестиции из ЕС в Китай сократились на 11,8% в 2020 г. против 2019 г. Политика блокировки и неопределенности для бизнеса превратили Китай в «закрытую» и «совершенно другую» страну, которая может побудить компании уйти»21.
Немаловажную роль в определении качества наполнения бюджета США играет повышение налогового бремени на богатых и крупнейшие корпорации, что позволит в течение десяти последующих лет сократить дефицит бюджета на 1 трлн долл. США22. Причем предполагается, что только в результате действия Закона об инфляции, принятого в августе 2022 г., уменьшится бюджетный дефицит на сумму 300 млрд долл. США благодаря установлению 15%-ной ставки минимального корпоративного налога и направления 437 млрд долл. США на обеспечение энергобезопасности и устранение последствий изменения климата. Действие этого закона пролонгируется до 2030 г., а получаемые преимущества для ведения бизнеса распределяются следующим
21 Evelyn Cheng. European businesses are rethinking their plans for a 'closed' China. Sep. 20 2022. URL: https://www.cnbc. com/2022/09/20/european-businesses-are-rethinking-their-plans-for-a-closed-china.html.
22 Fact sheet: the president's budget for fiscal year 2023. The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/omb/briefing-room/2022/03/28/fact-sheet-the-presidents-budget-for-fiscal-year-2023/3/12.
образом: в 2022 г. — продление существующих субсидий ACA23 на три года; предоставление жилищных кредитов на использование и производство чистой энергии для содействия развитию и продвижению «зеленых» технологий; продление предоставления кредита в размере 7500 долл. США на покупку электромобиля до 31 декабря 2032 г.; выделение 80 млрд долл. США Службе внутренних доходов на усиление борьбы с уклонением от налогообложения; предоставление в 2023 г. налоговых кредитов компаниям, которые инвестируют в производство экологически чистой энергии и энергетическую безопасность; предоставление в 2025-2026 гг. льгот на покупку рецептурных и дорогостоящих лекарств; расширение в 2029 г. номенклатуры лекарств до 20 препаратов24.
В Налоговый кодекс вводится понятие минимального налога для 0.01% домохозяйств США на доходы, превышающие 100 млн долл. США, обременение налогом которых составит 20% от общего дохода и более в виде федерального подоходного налога. Одновременно в США повышается ставка корпоративного налога на корпорации до 28%, остающейся низкой со времен Второй мировой войны, а также постепенно сворачивается возможность бизнеса использовать налоговые убежища на территории США, что негативно отразится на уровне доходов преимущественно мультинациональных предприятий.
Одновременно в США состоялись несколько конференций на уровне финансовых ведомств 130 стран с целью введения международно согласованного глобального минимального налога на доходы ТНК для исключения практики использования налоговых убежищ и стимулирования ТНК к переносу своей деятельности в США и страны, поддерживающие политику либеральных ценностей США.
Бюджет США нацелен на поощрение создания в ускоренные сроки производственных мощностей на территории США25. Особое внимание в бюджетном послании Президента США уделено крупномас-
23 АСА (Affordable Care Act) или Obamacare —Закон о доступном медицинском обслуживании. URL: https://www. healthcare.gov/glossary/affordable-care-act.
24 Congress.gov. «H.R. 5376. Inflation Reduction Act of 2022. URL: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/house-bill/5376/text.
25 Fact sheet: the president's budget for fiscal year 2023. The
White House. URL: https://www.whitehouse.gov/omb/briefing-
room/2022/03/28/fact-sheet-the-presidents-budget-for-fiscal-year-2023/ 4/12.
штабным инвестициям в развитие инфраструктуры. Симптоматично, что ее развитие в США означает в первую очередь модернизацию дорог, мостов, портов и аэропортов, строительство национальной сети зарядных станций для электромобилей, замену трубопроводной системы всей страны, в том числе водопроводов, предоставление доступного высокоскоростного интернета для каждого американца и противостояние кибер- и физическим угрозам, включая разрушительные последствия климатического кризиса. Сбои в глобальных цепочках поставок в условиях пандемии коронавируса, а также введенные санкции против ряда стран, включая вторичные санкции, способствовали росту цен в США. В бюджетном послании инфляционные явления в США названы следствием мировой инфляции (сентябрьский индекс потребительских цен, отражающий данные об инфляции за август 2022 г, составил 8,3% в результате повышения потребительских цен на газ — +25,6%; тарифы авиакомпаний — +33,4%; электричество — +15,8%; продукты питания — +13,5%; новые автомобили — +10,1% и подержанные легковые и грузовые автомобили — +7,8%; сферу общественного питания — +8,0%; аренду и ипотеку — +6,2%; медуслуги — +5,6%; одежду — +5,1%.)26. Именно в Бюджетном послании президента США указывается на то, что «мы объединяемся с союзниками и партнерами, чтобы написать новые правила экономики, торговли и технологий XXI в., подробно описать следующие шаги на нашем пути к реализации нового экономического видения, сокращению расходов для семей, уменьшению дефицита и построению лучшей Америки»27.
В бюджете предпринята попытка соединить процесс реиндустриализации экономики США и повышения уровня социальной ориентированности бюджета, провозглашая стремление к справедливости для всех граждан Америки и равенству, отражая двухпартийное единство.
При этом Д. Байден дает обещание, что все домохозяйства заработают не менее 400 тыс. долл. США в год. Бюджет предусматривает 3,2 млрд долл. США в виде дискреционных ресурсов для государ-
26 Kent Thune. Unpacking the September CPI: what's next for rates and markets for 2022 and 2023 Sep. 15, 2022. URL: https:// seekingalpha.com/artide/4541144-unpacking-september-cpi-whats-next-rates-markets-2022-2023.
27 Budget of the U.S. government fiscal year 2023. P.2. Office Of Management And Budget.
ственных и местных грантов и 30 млрд долл. США в виде обязательных расходов на поддержку правоохранительных органов, предотвращение преступности в обществе, включая увеличение числа сотрудников полиции для охраны общественного порядка по всей стране. Около 1.7 млрд долл. США направляется на расширение многонациональных ударных сил.
Ориентированность бюджета на содействие созданию рабочих мест, снижение ценового давления и повышение производственного потенциала предполагают, что, поскольку в США владение жильем становится все более недоступным, ложась бременем на семейный бюджет и сдерживая экономический рост, в бюджете выделяется 50 млрд долл. США на строительство жилья, что будет реализовываться путем предоставления грантов через Департамент жилищного строительства и городского развития государственных и местных агентств по финансированию жилья28.
Нацеленность расходования бюджетных средств на восстановление производственного процесса в США обусловлена положениями Закона об инфраструктуре, который предполагает инвестировать примерно 230 млн долл. США в реализацию Программы развития портовой инфраструктуры для укрепления морских грузовых мощностей и 1,7 млрд долл. США — в Трастовый фонд обслуживания портов для обеспечения безопасного, надежного и экологически устойчивого судоходства в прибрежных портах.
На нужды подготовки квалифицированных кадров, способных работать на современных производствах в условиях расширения производственного потенциала, выделяются 303 млн долл. США (+118 млн долл. США против 2022 г.), в т.ч. для получения знаний и переподготовки на специальности в быстрорастущих отраслях — информационные технологии, передовое производство, здравоохранение и транспорт. Одновременно в бюджете выдвинуто условие об обеспечении доступа к средствам инвестирования недостаточно представленных групп населения независимо от цвета кожи и полового разнообразия. Инвестируются 100 млн долл. США местным колледжам для подготовки кадров, в том числе среднего технического звена, для го-
28 Fact sheet: the president's budget for fiscal year 2023. The
White House 16.09.2022. URL: https://www.whitehouse.gov/
omb/briefing-room/2022/03/28/fact-sheet-the-presidents-
budget-for-fiscal-year-2023/ 6/12.
сударственной службы и работы на предприятиях, созданных с участием государственных инвестиций. Федеральный бюджет США на 2023 г., по мнению Минфина США, должен обеспечить развитие конкурентных и продуктовых рынков при соблюдении антимонопольного законодательства посредством дополнительного финансирования в сумме 88 млн долл. США.
Особое внимание в бюджете США на 2023 г. уделяется «восстановлению американского лидерства и противостоянию глобальным угрозам». По мнению Д. Стиглица, «в поисках благосклонности мира США придется наверстывать упущенное. Разрыв в доверии становится еще больше, когда речь идет об изменении климата. .. В то время как основные развивающиеся рынки сегодня стали основными источниками выбросов парниковых газов, совокупные выбросы в США по-прежнему остаются самыми большими. Развитые страны продолжают увеличивать их и, что еще хуже, даже не выполняют свои скудные обещания помочь бедным государствам справиться с последствиями климатического кризиса. Вместо этого банки США способствуют надвигающимся долговым кризисам во многих странах, часто демонстрируя развратное безразличие к страданиям людей, которые они вызывают. Европа и Америка преуспели в обучении других тому, что является морально правильным и экономически разумным. Но . сельскохозяйственные субсидии в США и Европе — это пример того, что «делай то, что я говорю, а не то, что я делаю». .Америка больше не может претендовать на моральное превосходство и не имеет права давать советы. Неолиберализм и периодически проседающая экономика никогда не были широко распространены на Глобальном Юге» [5].
В восстановлении лидерства в качестве ширмы используются лозунги инклюзивности, заботы о правах человека, гендерном разнообразии и в рамках НАТО преследуется цель сплочения своих союзников на финансовой базе бюджета США.
В частности, на военные цели в 2023 г. будут направлены 773 млрд долл. США, что более чем на 8% [6] больше, чем в бюджете 2022 г., для продолжения политики комплексного сдерживания, позволяя американским вооруженным силам проводить операции по всему миру в соответствии с обозначенными приоритетами, модернизируя объединенные силы и оказывая значимую поддержку преданным
сотрудникам и их семьям29. При построении бюджета США на военные цели Пентагон соблюдает принципы новой Стратегии национальной обороны, которая Россию оценивает как «вызывающую озабоченность», а Китай — «как постоянную угрозу для Америки»30. Предполагается, что 130,1 млрд долл. США, или примерно 16.8%, будут направлены на НИОКР для повышения готовности армии США в области передовых технологий.
В бюджете на 2023 г финансируется модернизация всех трех ветвей ядерной триады, чтобы гарантировать создание эффективных средств ядерного сдерживания.
Более 3 млрд долл. США предназначены для устранения последствий изменения климата, а также адаптации к климатическим вызовам.
В бюджете 479 млн долл. США будут направлены на финансирование комиссии по рассмотрению дел о сексуальных домогательствах, учитывая факт гендерного разнообразия в вооруженных силах. При этом предполагается повысить на 4,6% заработную плату военному и гражданскому персоналу, что существенно ниже реальной инфляции в США.
Финансовый 2023 год будет нацелен на реализацию политики глобального лидерства США31. Характерно, что в последние годы президенства Д. Байдена военные расходы на оборону составляют более 10% федерального бюджета32 и около половины дискреционных расходов [7]. В силу сложившейся практики военного ведомства США использования аутсорсинга, частных подрядных организаций во всех сегментах военно-промышленного комплекса основная доля затрат бюджета идет на заработную плату, техобслуживание вооружений, оборудование
29 Заявление министра обороны Ллойда Дж. Остина III о президентском бюджете на 2023 финансовый год. URL: https://www.defense.gov/News/Releases/Release/ Article/2980014/the-department-of-defense-releases-the-presidents-fiscal-year-2023-defense-b...1/8.
30 Jim Garamone.Fiscal 2023 budget funds military for today, future. March 28, 2022. URL: https://www.defense.gov/News/ News-Stories/Article/Article/2980669/fiscal-2023-budget-funds-military-for-today-future.
31 Заявление министра обороны Ллойда Дж. Остина III о президентском бюджете на 2023 финансовый год. URL: https://www.defense.gov/News/Releases/Release/ Article/2980014/the-department-of-defense-releases-the-presidents-fiscal-year-2023-defense-b...4/8.
32 Предельным уровнем расходования бюджета на военные цели принято считать 5% ВВП, в случае превышения — фактор подготовки государства к военным действиям при одновременном замедлении реальных темпов развития экономики страны — авт.
и аренду учебных помещений, закупки и разработку новых продуктов, в т.ч. программы ядерной триады (34,4 млрд долл. США)33 и военную помощь зарубежным странам При этом численность занятых в ВПК США составляла на середину 2022 г. около 1,4 млн человек34.
По предварительной оценке американских экспертов после 2022 г. расходы Министерства обороны США будут только увеличиваться и к 2031 г. приблизятся к 1 трлн долл. США, чему будут способствовать рост расходов на оплату труда военнослужащих и гражданских служащих (1/5 всех расходов, прочих расходов на эксплуатацию и содержание сил).
Стратегия национальной обороны в рамках подготовки США к полицентризму «требует поддержания постоянной готовности к соперничеству великих держав»35. Комиссия по стратегии национальной обороны сделала вывод, что «Америка очень близка к точке стратегической несостоятельности, когда ее «средства» сильно расходятся с ее «целями», в связи с чем надо начинать реально оценивать свои военные возможности и инвестировать в вооруженные силы денежные средства, ориентируясь на эффекты, которые надо получить»36.
Вместе с тем рецессия в США, обусловленная повышением процентных ставок ФРС, приведет к сокращению мирового спроса на импорт и вызовет хаос на финансовых рынках, а так как последствия рецессии в Европе обычно распространяются по всему миру в основном за счет снижения спроса, вызванного войной, сонмом санкций, замедление может радикально подорвать деловое доверие к финансовым рынкам во всем глобально связанном мире [8].
Согласно оценке экспертов «большой пузырь» государственных облигаций стран Запада «сдувается» с 1949 г. Неделя за неделей идет обвал на рынке
33 На гиперзвуковое оружие выделяется 34,4 млрд долл. США с перспективой установки на кораблях ВМС к 2025 г., и гиперзвуковые крылатые ракеты — к 2027 г.. Еще 24,7 млрд долл. США идут на противоракетные и оборонные инициативы. Jim Garamone.Fiscal 2023 budget funds military for today, future. March 28, 2022. URL: https://www.defense. gov/News/News-Stories/Article/Article/2980669/fiscal-2023-budget-funds-military-for-today-future.
34 Там же.
35 Long-term costs of the administration's 2022 defense budget. URL: https://www.cbo.gov/publication/57541.
36 Dave Deptula. The proposed 2023 defense budget doesn't
meet U. S. Security Goals URL: https://www.forbes.com/sites/ davedeptula/2022/06/09/does-the-proposed-2023-defense-budget-meet-us-security-goals/?sh=1d57731b4bcc.
Рис. 1 / Fig. 1. Валовой федеральный долг США (в % к ВВП) / Gross US Federal debt (as % of GDP)
Источник/Source: URL: https://tradingeconomics.com/united-states/government-debt-to-gdp.
облигаций. Двухлетние казначейские облигации США находятся в середине самой худшей полосы потерь с 1976 г.37 Растущие потери являются следствием политики ФРС США и других ЦБ стран Запада в части повышения ставок и ужесточения денежно-кредитной политики для подавления рекордной за 40 лет инфляции, спровоцированной антироссийскими санкциями. При этом рост ставок приведет к дальнейшему сжатию экономик развитых стран.
Реальные данные по государственному долгу США и постоянному росту дефицита федерального бюджета США свидетельствуют о продолжении реализации модели «жизни взаймы», которая в немалой степени основывается на выполнении долларом функции мировой валюты цены, средства расчетов и накопления.
На рис. 1 показано, что государственный долг США к 2024 г. приблизится к 140% к ВВП, что де-факто означает неспособность государства погашать свои обязательства при падении доверия «союзников» к незыблемости экономической системы США, снижая их готовность покупать долговые бумаги США. По состоянию на 22 сентября 2022 г. феде-
ральный долг США составляет 30, 90638 трлн долл. США против 28,39 трлн долл. США39 на конец 2021 финансового года.
На рис. 2 показана динамика ускоренного роста государственных федеральных расходов США как инструмента ускорения индустриализации национального хозяйства и подготовки кадров.
Прогноз государственных расходов в % к ВВП согласно американским аналитическим разработкам представлен на рис. 3 и за 2022 г. не должен превысить 38,40% к ВВП.
Но полагаем, что этот порог государственных расходов будет достаточно трудно сохранить, поскольку процесс индустриализации должен сопровождаться социализацией в обществе [9], а последняя не отвечает интересам реального бизнеса даже в условиях внедрения ESG — стандартов как обязательного условия развития предпринимательства в США.
На рис. 4 отражен систематический дефицит государственного бюджета США, который начиная с 2020 г.(пандемии коронавируса) по настоящее время приближается к 17%, а в условиях дедоллари-
37 The great bond bubble is 'poof, gone' in worst year since 1949. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-09-24/ the-great-bond-bubble-is-poof-gone-in-worst-year-since-1949?srnd=markets-vp&leadSource=uverify%20wall.
38 URL: https://www.usgovernmentspending.com/federal_debt.
39 URL: https://www.statista.com/statistics/273294/public-debt-of-the-united-states-by-month.
www.etl.fa.ru
40.2
2012
2 ht
206
2018
2020
4«
и
¿2
чо
33
за
и
TUi'J&ECC^ICW« CCM J 'K'lCAC
Годы / Years
Рис. 2 / Fig. 2. Государственные расходы в % к ВВП / Government expenditures as % of GDP
Источник/Source: URL: https://tradingeconomics.com/united-states/government-budget.
Годы / Years
%%
Рис. 3 / Fig. 3. Прогноз государственных расходов к ВВП, в % / Forecast of government spending to GDP, in %
Источник/Source: URL: https://tradingeconomics.com/united-states/government-spending-to-gdp.
зации мировой торговли и роста нежелания стран приобретать долговые обязательства США дефицит бюджета, покрываемый внутренними долговыми обязательствами, будет только увеличиваться.
2023 г. по оценке экспертов ФРС США будет достаточно сложным для национального хозяйства США в силу того, что идет достаточно быстрый процесс реиндустриализации экономики в соответствии с новым технологическим укладом и постепенно снижается роль доллара в системе международных расчетов. Временная инфляция переходит в постоянно действующую, с которой ФРС будет бороться
путем повышения процентной ставки до 5% или немного выше40.
Экономика США замедлится в силу высоких процентных ставок и инфляционного давления. ФРС прогнозирует, что уровень безработицы вырастет до 4,4% и при этом темпы роста заработной платы будут уступать инфляции. Эксперты Bank of America Securities считают, что повышением ФРС процент-
40 Taylor Tepper. Benjamin Curry. 2023 federal reserve outlook. URL: https://www.forbes.com/advisor/investing/fed-outlook-2023.
Рис. 4 / Fig. 4. Дефицит государственного бюджета США 2012-2022 гг. (федеральное правительство) / US Government Budget Deficit 2012-2022 (Federal Government)
Источник/Source: URL: https://tradingeconomics.com/united-states/government-budget.
ных ставок до диапазона от 5 до 5,25% обусловит увеличение выплат по займам, хотя и в настоящее время ставки по федеральным фондам составляют от 3,75 до 4% против марта 2022 г. в размере 0,25% до 0,50%41.
Конгресс США намерен принять меры по экономии бюджетных расходов, в т.ч. в части прекращения выплат по дополнительным вспомоществованиям в связи с пандемией COVID-19, которые в основном должны быть завершены в декабре 2022 г., несмотря на изменение динамики заболеваемости в США. В конце 2021 г была введена временная премиальная выплата врачам в размере 3% до 31 декабря 2022 г,, одновременно истекает срок действия 50%-ного порогового значения дохода для альтернативной модели оплаты (APM) Medicare для врачей, ориентированной на конечные результаты деятельности в 2022 г, снижая уровень доходов врачей42. Но при этом с 1 января 2023 г. согласно Закону о снижении инфляции компании, достигшие порога дохода, начиная с 2023 г. будут платить минимальный корпоративный налог. Начиная с 2023 г. вступят в силу налоговые льготы на
41 См. Federal funds rate history 1990 to 2022.URL: https:// www.forbes.com/advisor/investing/fed-funds-rate-history.
42 См. www.crfb.org%2Fblogs%2Fupcoming-congressional-fiscal-
policy-deadlines&usg=AOvVaw3kl3bT61DFBbtuJY 2n36ZJ.
чистое производство и будут внесены отдельные изменения в льготы на лекарства, отпускаемые по рецепту Medicare, но в 2024 финансовом году будет начато непропорциональное сокращение доли Medicaid в больницах, которое продолжится до 2027 финансового года, повышая уровень платности услуг за счет личных средств граждан. При этом расходы на лекарства для пожилых людей в Medicare будут ограничены суммой 2000 долл. США к 2025 г.
Однако основную проблему для США на предстоящий период будет составлять по оценке Кристофера Торнберга, директора Калифорнийского университета в Риверсайде, растущий дефицит федерального бюджета, который будет зависеть от того, как долго рынки облигаций будут готовы терпеть чрезмерный уровень национального долга США43.
Рост национального долга США в перспективе означает повышение процентных ставок (как по казначейским бумагам, так и по ипотеке и кредитным заимствованиям), повышение цен на всю продукцию (оптовую и розницу), сокращение государственных расходов на социальные и прочие
43 Will the U.S. economy fall into recession in 2023? Only if the Fed intensifies current tightening policies. URL: https:// news.ucr.edu/articles/2022/10/05/will-us-economy-fall-recession-2023-only-if-fed-intensifies-current-tightening.
цели, а также падение цен на жилье. «Единственный способ получить больше доходов — это увеличить налоги или сократить расходы. Правительство может уменьшить расходы на инфраструктуру, систему социальной защиты, службы экстренного реагирования и образование. Эти программы оказывают прямое влияние на повседневную жизнь американцев»44.
Вместе с тем согласно оценке Центра Хатчинса перспективы США на предстоящий период достаточно мрачные, так как основной вывод экспертов заключается в том, что фискальная политика США обусловила снижение роста ВВП США в III квартале 2022 г. на 2,7 п.п. в годовом исчислении. Бюджетное торможение экономического роста в III квартале было в основном вызвано снижением реальных трансфертных платежей федеральными органами власти, правительствами штатов и местными органами власти, что ведет к снижению размеров пособий по страхованию от безработицы в связи с пандемией коронавируса и более высокой инфляцией. При этом прогнозируется продолжение фискальных ограничений в течение следующих двух лет, что представляется весьма реальным, повышение уровня неопределенности в развитии экономики США45. Таким образом, приход в Белый Дом республиканцев будет в первую очередь ознаменован проведением аудита произведенных расходов демократов, попытками урезания их инициатив, но содействием ускорению реализации политики индустриализации. Политика стабильного отхода от доллара в ближайшие годы крупных экономик мира плюс неправовые санкции в отношении российского Центробанка становятся фактором, уменьшения доминирования доллара46.
ВЫВОДЫ
1. Несмотря на достаточно ожесточенное противостояние партий демократов и республиканцев, бюджетные послания и собственно бюджет США отражают долгосрочную концепцию вы-
44 Daniel Rodriguez, COO at hill wealth strategies, in "U. S. National Debt Surpasses $ 30 Trillion: What This Means For You". URL: https://www.forbes.com/advisor/debt-relief/u-s-national-debt-surpasses-30-trillion-what-this-means-for-you.
45 Hutchins center fiscal impact measure. Thursday, December 1, 2022. URL: https://www.brookings.edu/interactives/hutchins-center-fiscal-impact-measure.
46 См. URL: https://rn.realnoevremya.ru/news/247286-ft-ocenila-perspektivu-smerti-dollara.
страивания экономической стратегии как внутри страны, так и на внешнем контуре. Согласие двух партий ориентировано на стремление к обеспечению гегемонии США, хотя аналитики осознают, что потенциал финансового капитализма США постепенно исчерпывается.
2. Ориентированность демократов на расширение социальной поддержки и защищенности социума обусловливает последовательность роста расходов на социальные нужды, в то время как республиканцы предпочитают стимулирование предпринимательства и сокращения налоговой нагрузки на бизнес. В этой связи полагаем, что при президенте Д. Байдене будет расти дефицит федерального бюджета, ускоряться инфляция.
3. В случае смены лидерства в США и прихода к власти республиканцев полагаем, что будет сделан акцент на собственно процесс реинду-стриализации и привнесение реального сектора на территорию США, в т.ч. из стран, где США будут способствовать разворачиванию конфликтных ситуаций.
4. Независимо от того, представитель какой партии будет президентом, США будут стараться удерживать свое лидерство в мировом сообществе, придавая значение расширению присутствия военного и гражданского персонала за пределами США как фактора устрашения и морального давления на несогласных. Вместе с тем, по оценке американских военных экспертов, фактический потенциал вооруженных сил США вряд ли выдержит реального противостояния со всеми странами, обозначенными США в военной стратегии в качестве противников американской гегемонии.
5. Государственному федеральном бюджету США свойственна некая преемственность в части целевой направленности расходов, определяемая стратегическими задачами позиционирования США на мировой арене, выходящими за пределы даже двойных президентских сроков. Решение внутренних задач хозяйственного строительства также подчинено в длительной перспективе росту экономического могущества США, в связи с чем бюджет отражает фактический межпартийный консенсус и обеспечивает возможность реализации долгосрочных программ стратегического характера. Однако вполне ожидаемой может быть реорганизация процесса расходования бюджетных средств, направляемых на долгосрочные программы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / REFERENCES
1. Christopher S. Chivvis, Ethan Kapstein S. Strategy and economic statecraft: understand-ing the tradeoffs. URL: https://carnegieendowment.org/2022/04/28/u.s.-strategy-and-economic-statecraft-understanding-tradeoffs-pub-86995.
2. Fukuyama Francis. A country of their own. liberalism needs the nation. May/June 2022. URL: https://www. foreignaffairs.com/articles/ukraine/2022-04-01/francis-fukuyama-liberalism-country.
3. Юшкявичюте А. Global times: ЕС грозит деиндустриализация из-за спровоцированного США кризиса на Украине. URL: https://m.gazeta.ru/amp/business/news/2022/09/25/18647563.shtml. Yushkeviciute A. Global times: the EU is facing deindustrialization due to the US-provoked crisis in Ukraine. URL: https://m.gazeta.ru/amp/business/news/2022/09/25/18647563.shtml. (In Russ.).
4. Sven Smit, Magnus Tyreman, Jan Mischke, Philipp Ernst, Eric Hazan, Jurica Novak, Solveigh Hieroni-mus, and Guillaume Dagorret. Securing europe's competitiveness: addressing its technology gap. URL: https://www. mckinsey.com/capabilities/strategy-and-corporate-finance/our-insights/securing-europes-competitiveness-addressing-its-technology-gap.
5. Stiglitz Joseph E. How the US could lose the new cold war. URL: https://www.project-syndicate.org/ commentary/us-squandering-soft-power-appeal-in-cold-war-with-china-by-joseph-e-stiglitz-2022-06.
6. Garamone Jim. Fiscal 2023 budget funds military for today, future. March 28, 2022. URL: https://www.defense. gov/News/News-Stories/Article/Article/2980669/fiscal-2023-budget-funds-military-for-today-future.
7. Timothy Earl. U.S. defense budget 2022: How much does the United States spend on its defense budget. URL: https://executivegov.com/articles/u-s-defense-budget-2022-how-much-does-the-united-states-spend-on-its-defense-budget.
8. Kenneth Rogoff. Risk of recession in Europe, US and China is rising by the day. URL: https://www.theguardian. com/business/2022/apr/28/risk-of-recession-in-europe-us-and-china-is-rising-by-the-day.
9. Mercola Joseph. US life expectancy falls again in 'historic' decline. URL: https://www.theepochtimes.com/us-life-expectancy-falls-again-in-historic- decline_4732330.html?utm_source=top5noe&src_src=top5noe&utm_ campaign=top5-2022-09-24&utm_medium=email&est=070wNFIJLHABxbK%2BciawkzxJ5aqq8s%2BF0qD 5k8wKA5We4blzGgTD2aeAhHYH9KWJbAm32A%3D%3D.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Виктория Вадимовна Перская — доктор экономических наук, профессор, директор Института исследований международных экономических отношений, заслуженный экономист России, Финансовый университет, Москва, Россия
Victoria V. Perskaya — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Director of the Institute of International Economic Relations Research, Honored Economist of Russia, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-1988-4374 [email protected]
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 26.09.2022; принята к публикации 02.12.2022. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 26.09.2022; accepted for publication 02.12.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.