Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4
Экономика
УДК 330
Финансовая устойчивость вуза в условиях организационных изменений
Мирзагалямова З.Н.
Кандидат экономических наук, профессор кафедры экономической теории, заместитель директора по науке и развитию образования Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева - КАИ
Одним из направлений достижения финансовой устойчивости вуза в условиях организационных изменений является диверсифицированное финансирование. Как субъект рыночной экономики вуз действует в конкурентной среде, обладает определенным набором экономических ресурсов, комбинируя которые предлагает населению образовательные продукты. Отсюда следует, что расширение видов образовательных услуг, объемов их предоставления и есть способ зарабатывания дополнительных средств вузом. Комплексное взаимодействие вуза и предприятий представляется перспективным инновационным, долгосрочным методом получения вузом дополнительного финансирования.
Ключевые слова: вуз как субъект рынка, образовательный продукт, единство сил конкуренции и монополизации на рынке образовательных услуг, бизнес-план образовательного учреждения, финансовая база вуза как индикатор конкурентного потенциала, диверсификация источников финансирования вуза.
Высшее учебное заведение наравне с другими хозяйствующими субъектами действует в рыночной среде. Образовательные учреждения в этих условиях все более превращаются в организации предпринимательского типа, осуществляющие свою деятельность на принципах самоокупаемости. Такой подход предполагает снижение стоимости бизнеспроцессов, сокращение избыточных внутривузовских расходов и работ. Важно преодолеть затратный механизм в отношении использования своих ресурсов. Необходимо переходить на инвестиционную стратегию вложения средств с запланированным эффектом в будущем.
В условиях рынка у образовательного учреждения должен быть определенный набор стратегий поведения для изменяющихся условий внешней среды.
Одним из направлений достижения финансовой устойчивости образовательного учреждения является диверсифицированное финансирование. Диверсификация дает больше общих ресурсов, возможности маневра, гибкости, финансовой стабильности. Негосударственные вузы являются более свободными в управлении ресурсами. Однако в отличие от государственных вузов, где финансирование идет
из бюджета страны, они сами вынуждены формировать свою финансовую базу, изыскивать альтернативные источники доходов.
В новых условиях хозяйствования меняется парадигма организации высшей школы. Вуз не просто готовит кадры специалистов для экономики, но и удовлетворяет потребности населения в образовательных услугах. Отсюда вуз можно рассматривать как предприятие с определенным набором и комбинацией ресурсов, которое предлагает населению специфические услуги, образовательные продукты, имеющие стоимость и пользующиеся спросом на рынке.
Образовательный продукт вуза, который мы называем образовательными услугами, на самом деле представляет комплекс товаров и услуг и включает: собственно образовательные услуги; сопутствующие услуги (консалтинговые, организационно-управленческие, рекрутинговые, услуги гостеприимства); товары, сопровождающие и обеспечивающие учебный процесс.
К собственно образовательным услугам следует отнести передачу знаний, организацию процесса обучения, предоставление возможности участия
65
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4
Экономика
в научно-исследовательской работе, организацию практики студентов и др.
К сопутствующим услугам относится предоставление проживания в общежитиях вуза, консультации студентов по вопросам трудоустройства, организация ярмарок вакансий, проведение культурных мероприятий. Сопутствующие услуги могут оказываться самими вузами либо приобретаться последними у других организаций (аутсорсинг).
Помимо перечисленных услуг вуз на рынке предлагает и товары: учебники и учебные пособия, подготовленные преподавателями, монографии, сборники статей, журналы и другие периодические издания. Данные товары вуз предлагает как студентам, так и другим группам потребителей: абитуриентам, родителям, бизнес-сообществу, предприятиям, компаниям. Для данных групп потребителей рассчитаны также проведение презентаций, научных исследований по заказам предприятий, курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации, организация бизнес-парков и др. От спектра и объема предоставляемых услуг зависит доход образовательного учреждения.
Современный российский рынок образовательных услуг - это рынок несовершенной конкуренции (входные барьеры, значительное вмещательство государства). Это означает, что экономические отношения на этом рынке характеризуются как единство сил конкуренции и монополизации. Образовательные учреждения подвержены большему регулированию и контролю со стороны государства, нежели обычные хозяйствующие субъекты и менее свободны в своей рыночной деятельности. Также монопольное положение образовательным учреждениям на рынке образовательных услуг придают их географическое расположение, реализуемые ими уникальные образовательные программы.
Одновременно на рынке образовательных услуг постоянно возрастают силы конкуренции как в национальном, так и международном масштабе. Это связано с количеством образовательных учреждений, которые ведут соперничество за лучшие условия использования экономических ресурсов и получения результатов. В таблице 1 представлены данные о численности образовательных учрежде-
ний высшего профессионального образования в Российской Федерации.
Как видно из таблице 1, за период с 2000/2001 учебного года по 2010/2011 учебный год прослеживается тенденция увеличения количества образовательных учреждений высшего профессионального образования. Темп роста государственных и муниципальных учреждений составляет 109,2 %, негосударственных - соответственно 129,1 %. Однако на начало 2011/2012 учебного года произошло сокращение количества образовательных учреждений: государственных и муниципальных - на 4,4 %; негосударственных - на 3,5 %. Часть вузов, неэффективных, не удовлетворяющих меняющимся и постоянно усложняющимся запросам потребителей, прекратили свое существование.
Интенсивность конкурентным отношениям на рынке образовательных услуг придает также филиальная сеть образовательных учреждений. В таблице 2 представлена динамика количественных параметров филиальной сети образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Филиалы, как правило, сталкиваются с уже сложившимся распределением рынка образовательных услуг и ощущают резкий дефицит клиентской базы. Но, с другой стороны, они имеют поддержку со стороны головных вузов, что обеспечивает им определенную ресурсную базу.
В условиях развития конкурентных отношений для образовательных учреждений становятся актуальными стратегическое и тактическое планирование. Для определения места учебного заведения на рынке образовательных услуг, оценки его конкурентоспособности, детализации стратегических целей и задач на перспективу большую помощь может оказать составление бизнес-плана, включающего мониторинг внешней среды вуза, анализ внутренней среды, образовательные услуги и продукты, финансовую стратегию, риски, мероприятия по реализации плана.
Устойчивое положение вузов на рынке образовательных услуг обеспечивается за счет их конкурентных преимуществ, определяемых конкурентным потенциалом. Важной составляющей конкурентного потенциала вуза выступает его финансовая база. Возможности оказания качественных услуг образовательными учреждениями определяются их финансовыми возможностями. В структуре средств государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования в 2011 г. на долю
Таблица 1
Образовательные учреждения высшего профессионального образования (на начало учебного года) [1, с. 246]
Учебный год 2000/ 2001 2005/ 2006 2006/ 2007 2007/ 2008 2008/ 2009 2009/ 2010 2010/ 2011 2011/ 2012
Всего, в т.ч. 965 1068 1090 1108 1134 1114 1125 1080
Государственные и муниципальные учреждения 607 655 660 658 660 662 663 634
Негосударственные учреждения 358 413 430 450 474 452 462 446
66
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4
Экономика
Таблица 2
Филиалы образовательных учреждений высшего профессионального образования (на начало учебного года) [1, c. 246]
2005/ 2006 2006/ 2007 2007/ 2008 2008/ 2009 2009/ 2010 2010/ 2011 2011/ 2012
Всего, в тч. 1621 1646 1701 1663 1637 1668 1639
Государственных и муниципальных учреждений 1102 1114 1135 1102 1066 1069 1045
Негосударственных учреждений 519 532 566 561 571 599 594
В расчете на одно учреждение ВПО 15 15 15 15 15 15 15
Государственных и муниципальных учреждений 17 17 17 17 16 16 16
Негосударственных учреждений 13 12 13 12 13 13 3
бюджетных средств приходилось 59,6 %, средств организаций - 12,3 %, средств населения соответственно - 25,4 %, внебюджетных фондов - 1 %, иностранных источников - 0,5 %, собственных средств - 1,2 %. По негосударственным образовательным учреждениям структура финансовых ресурсов по источникам имеет следующий вид: средства населения - 80,8 %, средства организаций - 9,6 %, собственные средства - 7,3 %, бюджетные средства -1,4 %, средства из иностранных источников - 0,2 %, внебюджетные фонды - 0,8 % [2, с. 92]. Тенденцией современного этапа развития является урезание государственного финансирования вузов. Такие же процессы происходят в европейских странах. Так, например, в Швеции большинство университетов находится на грани банкротства из-за резкого снижения государственного финансирования. Это снижает возможности оказания качественных образовательных услуг. В таких условиях, чтобы поддерживать свою конкурентоспособность, государственным вузам необходимо серьезно задуматься об альтернативных источниках доходов.
Главным направлением в формировании финансовой базы негосударственного высшего учебного заведения является плата за обучение. В стремлении максимизировать доходы высшие учебные заведения намеренно двигаются в сторону увеличения платы за обучение. Экономической основой ценообразования являются издержки образовательного учреждения, а также законы спроса и предложения на рынке образовательных услуг. Следствием агрессивной стратегии на повышение платы за обучение является тенденция в сторону увеличения приема студентов, способных платить. Это решает краткосрочные финансовые проблемы, но в качестве долгосрочной образовательной политики государства не годится.
Перед образовательной системой страны стоит задача качественного улучшения работы по подготовке кадров. Российское образование способно быть конкурентоспособным. Конкурентные пре-
имущества учебных заведений необходимо постоянно поддерживать. На это направлена и реструктуризация вузов, предполагающая:
- обеспечение качества образования, его доступности на всех уровнях (начальное, среднее, высшее профессиональное), соз-
дание системы непрерывного образования в течение всей активной жизни человека в соответствии с реальными потребностями предприятий и организаций.
- направленность высшего образования не только на получение профессиональных знаний, но и на развитие созидательных способностей и качеств личности, умение и стремление учиться, умение и стремление исследовать, познавать, умение и стремление нравственно действовать.
- повышение роли и ответственности учебных заведений в решении социально-экономических задач, стоящих перед страной, реальном участии ученых в научном обосновании эффективной системы управления [3].
Высокое качество образовательных услуг приводит к хорошо оплачиваемым выпускникам и создает объективную основу для роста цен за обучение.
Вуз должен быть постоянно занят поиском возможностей создания новых образовательных продуктов и услуг, разрабатывать и внедрять те из них, которые служат интересам учебного заведения, региона, страны.
Важным направлением деятельности высшего учебного заведения является научно-исследовательская работа. Частные источники финансирования становятся важной частью доходов для поддержания научных исследований.
Определенные возможности по формированию диверсифицированной финансовой базы создают также альянсы учебных заведений с бизнесом и промышленностью.
Эта возможность возникает в случае изменения государственной политики по развитию взаимосвязей «высшая школа - организации, предприятия отрасли», разработки механизмов адаптации высшего образования и отраслей экономики к новым условиям хозяйствования. Такой организационно-правовой формой выступает образовательный кластер. На рисунке 1 представлена схема взаимодействия участников образовательного кластера.
Кластерный подход в образовании позволяет, на наш взгляд, сместить акценты с процессов использо-
67
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4
Экономика
Рис. 1. Система взаимодействия участников образовательного кластера
вания имеющейся рабочей силы на процессы создания качественно новой рабочей силы, поддержания ее конкурентных преимуществ за счет непрерывности профессионального образования, постоянного обновления знаний, умений в соответствии с технико-технологическими изменениями производства и инновациями. Эта задача в кластере достигается за счет взаимодействия учебных заведений профессионального образования различных уровней между собой (введение системы непрерывного профессионального образования) и с работодателями.
Образовательный кластер выступает формой решения проблемы деактуализации человеческого капитала в связи с возникновением безработицы, неполной занятостью, позволяет поддерживать профессиональные знания в конкурентоспособном состоянии.
Эти альянсы расширяют формы и источники финансирования образовательных учреждений в виде дарений, партнерских программ, исследовательских грантов и контрактов, тренинговых программ. Сотрудничество в рамках образовательных кластеров позволяет компенсировать неспособность образовательного учреждения закупить современное оборудование для процесса обучения, предоставив наиболее успевающим студентам возможность проходить производственную практику, лабораторные курсы на предприятиях, имеющих современное оборудование.
Образовательные учреждения в рамках образовательного кластера воссоздают также исследовательские связи с предприятиями и организациями.
Важное значение как дополнительный источник доходов образовательного учреждения в современных условиях получает реализация программ дополнительного профессионального образования. Это связано прежде всего с превращением образования в пожизненный процесс. Значение этого вида образовательных услуг особенно возрастает в периоды экономических кризисов, когда увеличивается количество безработных, стоит задача их переобучения.
Также важным направлением диверсификации доходов является сдача в аренду собственного оборудования, учебно-лабораторных площадей.
В новых условиях хозяйствования в рамках образовательных учреждений необходимо создать административную структуру с высокопрофессиональным персоналом по управлению новыми и диверсифицированными источниками доходов.
Перед бухгалтерскими службами учебных заведений стоит задача обеспечения достоверности учета, информационной поддержки принятия управленческих решений, защиты экономических интересов учебного заведения в ходе взаимодействия с государственными органами и контрагентами. Эти проблемы можно решить через совершенствование методологии учета и внедрение информационных технологий.
Литература:
1. Индикаторы образования. Статистический сборник. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - 280 с.
2. Индикаторы образования-2011. Статистический сборник. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. - 287 с.
3. Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России. Социальное партнерство в системе непрерывного образования: материалы IX Всеросс. конф. и всеросс. форума по дополнительному образованию (10-11 декабря 2008 г., г. Казань) / Под ред. В.В. Кондратьева. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 554 с.
68
Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4
Экономика
Financial Stability of the Higher Education Institution in the Context of Organizational Changes
Z.N. Mirzagalyamova
Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev
Diversified funding is one of the ways of guaranteeing financial stability of university in the context of organizational changes. As a subject of market economy university acts in competitive environment, possesses a number of economic resources, combining which it offers educational products to the population. Therefore, a wider range of educational services provided by university becomes the way of earning extra-budgetary resources. The author argues that complex cooperation of a higher education institution and enterprises is a promising, innovative and long-term method of additional funding.
Key words: higher education institution as a subject of market economy, educational product, unity of competition and monopolization on the educational services market, business-plan of educational establishment, financial base of a higher education institution as an indicator of competitive potential, diversification of university's sources of finance.
69