Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ: ПОНЯТИЕ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ КОМПАНИИ'

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ: ПОНЯТИЕ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ЦЕЛИ / ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярмош Е. С., Мартынова Т. А.

В статье в сравнении рассматривается формирование финансовых стратегий телекоммуникационных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL STRATEGY: THE CONCEPT AND ROLE IN THE DEVELOPMENT OF THE COMPANY

The article in comparison formation of financial strategies of telecommunication companies is considered.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ: ПОНЯТИЕ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ КОМПАНИИ»

УДК 336.6

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ: ПОНЯТИЕ И РОЛЬ В РАЗВИТИИ КОМПАНИИ

Е.С. Ярмош, Т.А. Мартынова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: Lena-yarmosh@mail.ru, tatyana-mart@yandex.ru

В статье в сравнении рассматривается формирование финансовых стратегий телекоммуникационных компаний.

Ключевые слова: Финансовая стратегия, финансовые цели, элементы финансовой стратегии.

FINANCIAL STRATEGY: THE CONCEPT AND ROLE IN THE DEVELOPMENT

OF THE COMPANY

E.S. Yarmosh, T.A. Martynova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Lena-yarmosh@mail.ru, tatyana-mart@yandex.ru

The article in comparison formation of financial strategies of telecommunication companies is considered.

Keywords: Financial strategy, financial objectives, elements of financial strategy.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала и уметь организовать его движение так, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для развития. Являясь частью общей стратегии экономического развития компании, финансовая стратегия носит по отношению к ней подчиненный характер и должна быть согласована с ее целями и направлениями [3].

Для развития сущности понятия «финансовая стратегия» следует более детально проанализировать элементы, из которых состоит данное понятие, а имеено, «стратегия».

Несмотря на разнообразный и большой объем литературы, которая так или иначе связана с проблемами определения стратегии и фактическиими материалами, которые характеризуют стратегию развития различных хозяйствующих субъектов, в том числе и корпоративных, до сих пор единого устоявшегося понятия «стратегия» не существует. А также, нет даже единых подходов к его определению, как в принципе, нет этого и для других категорий, связанных с основным понятием или дополняющим его. Рассмотрим несколько понятий:

Ансофф И.Г. представляет стратегию как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Боумэн К.: Стратегия - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. Стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Демидов В.Е. определяет стратегию как набор правил и приемов, обеспечивающих конкурентное преимущество для достижения основополагающих целей.

Дойль П.: Стратегия - комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3

Томпсон А. А. говорит, что стратегия это образ действий руководителей, стремящихся достичь целей организации.

Брихем Ю., Гапенски Л.: стратегия - это наиболее общие подходы к организации и осуществлению ее дейтельности, а не детальные планы [2].

Анализ вышепредставленных понятий позволяет отметить то, что большая часть авторов определяет стратегию как «действия». Различия в их понятиях касаются некоторых нюансов. В одном случае эти действия помогают достижению целей, в другом - модель действий для достижения целей, в третьем - действия и подходы управленческого персонала к достижению показателей дейстельности, в четвертом - запланированные и незапланированные действия. Множество определений свидетельствует о том, что рассматриваемое явление отличается сложностью, которая обусловлена как многообразие объектов, к которым ее применяют, так и разнообразие ситуаций, в которых объекты находятся и целями, стоящими перед ними.

Финансовая стратегия также упоминается и в работах отечественных учетных, в связи с рассмотрением отдельных, близких к ней вопросов. Г. Клейнер пишет об инвестиционно-финансовой стратегии, а А.Г. Мовсенян - об интеграционно-финансовой стратегии при исследовании современного состояния процессов инвестиций и интеграции, не ставя задачу изучения ее как самостоятельной экономической категории. Конечно же, точка зрения профессора И. А. Бланка является наиболее обоснованной и общепризнанной. Он считает финансовую стратегию самостоятельным экономическим понятием [1].

Учитывая все выше изложенное, можно сформировать следующее определение: «финансовая стратегия» - это обобщающая модель действий, которые необходимы для достижения определенных поставленных целей в рамках избранной миссии путем координации, распределения и использования финансовых ресурсов предприятия.

Рассмотрение формирования финансовой стратегии было проведено на примере телекоммуникационных компаний.

ПАО «МегаФон» укрепляет технологическое лидерство, развивая инфраструктуру в соответствии с передовыми мировыми трендами. Компания предоставляем быстрое и устойчивое соединение и максимально высокое качество связи. Существующее технологическое преимущество ПАО «МегаФон» позволяет выстраивать лидерство и в цифровых услугах. Доля рынка по абонентам в России ПАО «МегаФон» составляет 29,6%.

Одним из приоритетных направлений развития компании ПАО «МТС» является расширение сетей передачи данных, домашнего и мобильного интернета. Доля рынка компании составляет 31%.

В таблице 1 представлены стратегии и финансовые цели компаний.

Анализ элементов финансовых стратегий компаний показал, что телекоммуникационные компании придерживаются примерно одинаковой финансовой стратегии связанной с формированием финансовых заемных ресурсов. Активы компании финансируют за счет заемного капитала, доля которого увеличивается с каждым годом. С ростом финансовой зависимости у компаний снижается уровень платежеспособности. С каждым годом увеличивается величина инвестированного капитала, при этом у МегаФона наблюдается снижение отдачи на инвестированный капитал. Компании выплачивают дивиденды больше величины чистой прибыли, что приводит к снижению собственного капитала и как следствие увеличиваются обязательства. Только ПАО «МегаФон» с 2017 года прекратил выплату дивидендов.

В IV квартале 2017 года один из акционеров ПАО «МегаФон», Telia Company, ранее владевший блокирующим пакетом акций в размере 25,17% уставного капитала компании, разместил около 6,2% акций «МегаФона» на Московской бирже с использованием процедуры ускоренного сбора заявок, а затем продал оставшийся пакет принадлежащих ему акций в размере 18,96% Газпромбанку, тем самым полностью выйдя из капитала компании.

По состоянию на 31 декабря 2017 года, основными акционерами ПАО «МегаФон» являлись USM Group (56,32% уставного капитала) и Газпромбанк (18,96% уставного капитала). MegaFon Investments (Cyprus Limited) (100% дочерняя компания МегаФона) владела 3,92% уставного капитала компании. Доля акций в свободном обращении в конце 2017 года составляла 20,80%, что на 6,2 п. п. превышает прошлогодний показатель.

Стратегии и финансовые цели компаний

ПАО «МегаФон» ПАО «МТС»

Стратегия: «Развиваем цифровой мир»: способствовать росту дохода от клиента на протяжении всей истории его взаимоотношения с компанией за счет предложения лучших, полезных и охватывающих все аспекты жизни абонента услуг. «3D: Data. Digital. Dividends»: увеличении проникновения услуг мобильного интернета, диверсификации услуг компании, повышении операционной эффективности компании и, как следствие, увеличении выплат акционерам.

Цели: Рост выручки на 2-3% Высокая доходность для акционеров Инвестиционная и операционная эффективность Рост выручки на 2-3% Оптимальный уровень долга Высокая доходность для акционеров Инвестиционная и операционная эффективность

В 2018 году контрольный пакет акций ПАО «МегаФон» принадлежит USM Group, холдингу Алишера Усманова и его партнеров. Около 18,96% компании принадлежат Газпромбанку и ещё чуть более 22,5% принадлежит дочерней структуре самого «МегаФона». В свободном обращении находится лишь 2,2% акций компании. Изменение произошло в результате принятия решения в июле 2018 года о выкупе всех своих акций, находящихся в свободном обращении на Лондонской бирже, и последующем делистинге. «Мегафон» заявил, что для решения проблемы они хотят работать с госкорпорациями, покупать доли в рисковых активах и «инвестировать в инфраструктуру с меньшей доходностью». На дивиденды денег не хватит. Смысла держать акции «Мегафона» нет.

Таким образом, анализируемые компании придерживаются одинаковой финансовой стратегии, но при этом наблюдается не сочетание достижения поставленных целей. Кроме этого, реализация стратегии ПАО «МегаФон» привела к уходу компании с биржи.

Библиографические ссылки

1. Рябова Е.В. Анализ финансовой стратегии компаний на основе модели устойчивого роста // Финансовая аналитика проблемы и решения. 2011. №41. С. 19-27.

2. Дорофеев М.Л. Особенности применения Матрицы финансовых стратегий Франшона и Романе в стратегическом финансовом анализе компании // Финансы и кредит. 2009. №23. С. 359361.

3. Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: учебное пособие, 4-е изд. М.: Издательство «Флинта», 2010, 264 с.

© Ярмош Е. С., Мартынова Т. А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.