Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / МАТРИЦА ФИНАНСОВЫХ СТРАТЕГИЙ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ / FINANCIAL STRATEGY / MATRIX OF FINANCIAL STRATEGIES / TELECOMMUNICATION COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ярмош Е.С., Мартынова Т.А.

В сравнении рассматривается формирование финансовых стратегий телекоммуникационных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FINANCIAL STRATEGY OF TELECOMMUNICATION COMPANIES

In the article in comparison formation of financial strategies of telecommunication companies is considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ»

УДК 336.6

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ

Е. С. Ярмош, Т. А. Мартынова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 E-mail: Lena-yarmosh@mail.ru, tatyana-mart@yandex.ru

В сравнении рассматривается формирование финансовых стратегий телекоммуникационных компаний.

Ключевые слова: финансовая стратегия, матрица финансовых стратегий, телекоммуникационные компании.

FORMATION OF FINANCIAL STRATEGY OF TELECOMMUNICATION COMPANIES

E. S. Yarmosh, T. A. Martynova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Lena-yarmosh@mail.ru, tatyana-mart@yandex.ru

In the article in comparison formation of financial strategies of telecommunication companies is considered.

Keywords: financial strategy, matrix of financial strategies, telecommunication companies.

Успех в деятельности любой компании зависит не только от влияния рыночных механизмов, но и от того насколько успешно эта компания планирует свои действия. Недостаточное внимание к предварительному анализу и планированию деятельности, отсутствие финансовой стратегии, и, как следствие, нерациональное использование финансовых ресурсов, может привести компанию к кризисному состоянию. Актуальность темы очевидна, так как разработка финансовой стратегии является одним из главных факторов повышения эффективности хозяйственной деятельности компаний.

По определению И. А. Бланка, «финансовая стратегия представляет собой один из важнейших видов функциональной стратегии предприятия, обеспечивающей все основные направления развития его финансовой деятельности и финансовых отношений путем формулирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов при изменении условий внешней среды [1].

Рассмотрение формирования финансовой стратегии было проведено на примере телекоммуникационных компаний «МТС» и «МегаФон». Данные компании являются одними из самых крупнейших компаний в данной отрасли.

В табл. 1 представлены стратегии и цели телекоммуникационных компаний. Главными целями компаний можно выделить: высокая доходность для акционера, инвестиционная и операционная эффективность и рост выручки. Компания «МТС» также придерживается еще одной цели: оптимальный уровень долга.

Анализ элементов формирования финансовых стратегий телекоммуникационных компаний представлен в табл. 2.

Секция «Финансово-кредитные отношения на предприятиях аэрокосмической отрасли»

Таблица 1

Стратегия и цели компаний Мегафон и МТС

МегаФон МТС

Стратегия «Развиваем цифровой мир»: способствовать росту дохода от клиента на протяжении всей истории его взаимоотношения с компанией за счет предложения лучших, полезных и охватывающих все аспекты жизни абонента услуг «3D: Data. Digital. Dividends»: увеличении проникновения услуг мобильного интернета, диверсификации услуг компании, повышении операционной эффективности компании и, как следствие, увеличении выплат акционерам

Цели 1. Рост выручки на 2-3 %. 2. Высокая доходность для акционеров. 3. Инвестиционная и операционная эффективность 1. Рост выручки на 2-3 %. 2. Оптимальный уровень долга. 3. Высокая доходность для акционеров. 4. Инвестиционная и операционная эффективность

Таблица 2

Основные элементы финансовых стратегий телекоммуникационных компаний

Элементы МТС МегаФон

2015 2016 2017 2015 2016 2017

Дивидендная политика

Дивиденд на акцию, руб. 24,8 25,2 26 80,64 80,63 32,25

Доход на акцию, руб. 22,94 24,24 28,32 63,25 41,27 8,58

Дивидендная доходность,% 9,45 8,7 11,64 1,6 13,47 8,22

Коэффициент дивидендных выплат 1,1 1,1 0,9 1,2 1,8 3,8

Политика управления капиталом

Доля заемного капитала, % 74,23 73,56 77,46 68,52 73,12 70,57

Коэффициент платёжеспособности 0,91 0,97 1,04 0,95 1,07 1,02

Политика управления инвестициями

Инвестиционный капитал, млн. руб. 495 468 430 142 453 982 352 823 377 632 391 969

Рентабельность инвест. капитала, % 15,3 16,3 16,9 18,9 12 12,2

Политика уп] завления денежными потоками, млн руб.

Операционный денежный поток 144 088 130 565 144 640 113 878 102 958 133 862

Финансовый денежный поток -27 595 -83 038 -50 445 -70 199 -36 106 -24 781

Инвестиционный денежный поток -145 356 -57 302 -81510 -55 038 -49 040 -103 221

Всего чистый поток -28 863 -9 775 12 685 -11359 17 812 5 860

Финансовая политика, млн руб.

Чистый оборотный капитал 1 107 -36 551 -10 639 -33 016 -29 465 -37 305

Собственный оборотный капитал -325 990 -309 528 -280 833 -238 088 -259 147 -297 293

Анализ элементов финансовых стратегий компаний показал, что телекоммуникационные компании придерживаются примерно одинаковой финансовой стратегии связанной с формированием финансовых заемных ресурсов. Активы компании финансируют за счет заемного капитала, доля которого увеличивается с каждым годом. С ростом финансовой зависимости у компаний снижается уровень платежеспособности. С каждым годом увеличивается величина инвестированного капитала, при этом у МегаФона наблюдается снижение отдачи на инвестированный капитал. Компании выплачивают дивиденды больше величины чистой прибыли, что приводит к снижению собственного капитала и как следствие увеличиваются обязательства.

При формировании финансовых стратегий по матрице Франшона и Романе используют три основополагающих параметра [2]:

1. Результат хозяйственной деятельности, который говорит о ликвидности предприятия после финансирования всех расходов, связанных с его развитием.

2. Результат финансовой деятельности, который отражает финансовую политику предприятия, а именно привлечение заемных средств или функционирование без их привлечения.

3. Результат финансово-хозяйственной деятельности, который показывает величину и динамику денежных средств компании после совершения всего комплекса инвестиционно-производственной и финансовой деятельности [3].

В 2017 году по сравнению с прошлыми годами у компаний ситуация ухудшается, так как они перешли в 9 квадрант, что говорит о кризисном положении компаний (см. рисунок), так как наблюдается нехватка собственных средств и увеличение привлечения заемного капитала, что говорит о их не ликвидности. У компаний идет больше оттоков на гашение заемных средств и выплату дивидендов.

Матрица финансовых стратегий Ж. Франшона и И. Романе

Таким образом, анализируемые компании придерживаются одинаковой финансовой стратегии, но при этом наблюдается не сочетание достижения поставленных целей. Поэтому «МТС» и «МегаФон» рекомендуется пересмотреть дивидендную политику в пользу компаний. В целом, результаты реализации финансовой стратегии компании «МТС» более эффективнее в сравнении с «МегаФоном».

Библиографические ссылки

1. Рябова Е. В. Анализ финансовой стратегии компаний на основе модели устойчивого роста // Финансовая аналитика проблемы и решения. 2011. № 41. С. 19-27.

2. Дорофеев М. Л. Особенности применения Матрицы финансовых стратегий Франшона и Романе в стратегическом финансовом анализе компании // Финансы и кредит. 2009. № 23 (359).

3. Акулов В. Б. Финансовый менеджмент : учеб. пособие. 4-е изд. М. : Флинта, 2010. 264 с.

© Ярмош Е. С., Мартынова Т. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.