Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ'

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

1126
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / КОРПОРАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ОЦЕНКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макухина Е. П.

В статье исследованы процессы формирования финансовой стратегии в системе корпоративного управления предприятиями. Отмечается, что Финансовая стратегия корпорации занимает лидирующее место в системе стратегического управления компанией, т. к. непосредственно затрагивает области обеспечения финансовыми ресурсами, финансирования других функциональных стратегий, а также оказывает прямое воздействие на финансовую и рыночную устойчивость организации в долгосрочной перспективе. С методологической точки зрения, финансовая стратегия сочетает в себе элементы финансового планирования, прогнозирования и моделирования, к тому же выступает более мощным инструментом реализации финансовых целей коммерческой организации в быстро меняющихся условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ»

корпорации. Для оценки формирования и распределения прибыли важно проводить их анализ. На сегодняшний день разработано множество методик, но основная часть имеет схожие этапы. Последовательность анализа включает оценку динамики и структуры прибыли, оценку себестоимости и анализ дивидендной политики. Для более полного анализа и выявления всех причин изменения прибыли используется факторный анализ, который учитывает цену и количество проданного товара, структурные изменения доходов и расходов.

Список использованных источников:

1. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об акционерных обществах» // Клнсультант Плюс.

2. Кулагина Н. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Кулагина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 135 с.

3. Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент в 2 ч. Часть 2. Инвестиционная и финансовая политика фирмы: учебник и практикум для вузов / И. Я. Лукасевич. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 304 с.

4. Теплова Т. В. Корпоративные финансы в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. В. Теплова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 390 с.

5. Шохин Е. И. Корпоративные финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. И. Шохина. — 2-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2018. — 318 с.

6. Эскиндаров М. А., Федотова М. А., Покова Ю. А. Корпоративное управление и корпоративные финансы в акционерных обществах с государственным участием. — М.: КНОРУС, 2019. — 500 с.

Макухина Е. П. 1

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ КОРПОРАЦИИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация. В статье исследованы процессы формирования финансовой стратегии в системе корпоративного управления предприятиями. Отмечается, что Финансовая стратегия корпорации занимает лидирующее место в системе стратегического управления компанией, т. к. непосредственно затрагивает области обеспечения финансовыми ресурсами, финансирования других функциональных стратегий, а также оказывает прямое воздействие на финансовую и рыночную устойчивость организации в долгосрочной перспективе. С методологической точки зрения, финансовая стратегия сочетает в себе элементы финансового планирования, прогнозирования и моделирования, к

1 Макухина Катерина Павловна, магистрант, АНО ВО «Московский гуманитарный университет».

138

тому же выступает более мощным инструментом реализации финансовых целей коммерческой организации в быстро меняющихся условиях.

Ключевые слова: финансы, финансовая стратегия, корпорация, стратегическое планирование, управление, оценка, экономические факторы, этапы стратегического планирования, внутренняя среда, контроль.

Сегодня сложно представить коммерческую организацию без анализа и прогнозирования ее деятельности. Эффективность финансовой стратегии корпорации определяет прежде всего правильно построенная модель финансовой политики. Финансовая политика корпорации — это совокупность мероприятий в области организации финансовых отношений в компании, которые позволяют обеспечивать решение задач, отраженных в стратегии и тактике развития предприятия. Таким образом, финансовая политика включает в себя комплекс задач финансовой стратегии предприятия и реализацию конкретной тактической финансовой политики на операционном уровне. Характерно, что в условиях популярной ныне цифровой экономики обязательным условие эффективного функционирования российских компаний является наличие четко проработанного и обоснованного финансового стратегического плана, нацеленного на обеспечение устойчивого развития организации в будущем периоде. Современная методология стратегического планирования финансовой деятельности основывается на различных подходах, имеющих в своем арсенале различный набор инструментов.Финансовую стратегию корпорации стоит рассматривать с точки зрения обеспечения конкурентоспособности компании, ее живучести и выживаемости на рынке в условиях цифровизации.

Поэтому в данных условиях особую актуальность и значимость приобретает проблема теоретического обоснования формирования финансовой стратегии компании и решения методических и практических задач ее реализации в условиях развития цифровой экономики. При проведении исследования были изучены труды авторов, заложивших основы современного стратегического планирования. Так, мировой опыт стратегического управления и планирования изучался по работам И. Ансоффа, С. О'Доннела, Ф. Котлера, Г. Кунца, Д. Лэм-пела, М. Мескона, Г. Минцберга, М. Портера, А. Чандлера и др. Общетеоретические и методологические аспекты разрабоки финансовой стратегии в отечественных организациях изучались по трудам таких исследователей, как М. И. Бухалков, Е. С. Вайс, О. С. Виханский, В. А. Горемыкин, А. Я. Кибанов, П. А. Левчаев, Б. Г. Литвак, В. И. Ляско, Р. А. Фатхутдинов и др. В работах М. Портера, А. В. Фролова, В. Ф, Шутилова, В. В. Лизунова расстраивается этапы разработки финансовой стратегии. При этом стоит отметить, что в научной и учебной литературе крайне слабо освещены проблемы стратегического планирования в условиях цифровой экономики, что указывает на новизну и научную значимость темы исследования.Тактическая финансовая политика непосредственно связана с текущим управлением финансами в компании, состоит в постоянном решении конкретных задач. Обычно тактическая финансовая политика предполагает оперативное реагирование на вызовы рынка. Тактическая финансовая политика носит подчиненный характер по отношению к

финансовой стратегии предприятия и является практическим выражением финансовой стратегии. При этом отметим, что в экономической науке сформировались ряд принципов тактической финансовой политики, которые носят текущий характер и направлены на создание культуры финансовых отношений к компании:

1. Принцип самоокупаемости. Состоит в том, что все бизнес решения компанией оцениваются с точки зрения их финансовой эффективности для собственников бизнеса. То есть, решения оцениваются с точки зрения рисков, обоснованности затрат и возможности получения дохода. При этом в практике принято проводить оценку проектов с точки зрения чистой приведенной стоимости проекта.

2. Принцип самоуправления. Состоит в том, что менеджмент несет всю ответственность за оперативное управление финансами в рамках своих полномочий.

3. Принцип финансовой ответственности за результаты деятельности и заинтересованности.

4. Принцип непрерывности контроля за деятельностью организации. В современной экономике главную роль в обеспечении эффективного функционирования предприятия играет финансовая стратегия. Именно поэтому , каждому предприятию следует отчетливо формировать как свою общую, так и финансовую стратегию. В целом в управление выделяют: общую бизнес-стратегию, продуктовую стратегию и ряд функциональных стратегий. По сути, финансовая стратегия часто рассматривается как разновидность функциональной стратегии компании наряду с маркетинговой или стратегией в области ИЯ.

В этом случае, финансовая стратегия компании определяет:

- задачи, которые должны быть решены, чтобы достичь поставленные стратегические цели (например, обеспечение финансирования крупного проекта);

- объемы, сроки, ограничения в финансовых операциях компании. И. А. Бланк определяет финансовую стратегию как вид функциональной стратегии, направленную на достижение долгосрочных финансовых целей [1]. А. И. Наумов [2], В. С. Кузнецов [3] и некоторые другие ученые (О. С. Вихан-ский, Н. Н. Турусова) рассматривают стратегию как один из пяти взаимозависимых управленческих процессов стратегического планирования. Отметим, что данные процессы закономерно вытекают один из другого. Тем не менее, присутствует и устойчивая обратная связь, а в соответствии с этим, обратное воздействие каждого этапа на другие и также в целом на их совокупность. Можно также обоснованно считать, что финансовая стратегия есть набор методов, которые помогают реализовываться финансовой политике предприятия на практике, при однозначности понимания финансовой политики первичной по отношения к стратегии.

Большая часть руководителей и собственников бизнеса вкладывают такой смысл в понятие «финансовая стратегия» — это определение макро- и микроэкономических показателей, которые отражают будущие результаты развития бизнеса. В большинстве случаев такие параметры являются для них как «хочу, чтобы в будущем было так».Важным является также связь и

идентификация финансовой стратегии в общую систему управления на предприятии, чему посвящены исследования профессора П. А. Левчаевах [4].

Существуют также точки зрения, рассматривающие финансовую стратегию, как набор принципов и правил, которые определяют денежные потоки компании, границы рисков, и цели, которые формулируются в определенном наборе показателей и правилах их формирования. Уверенно можно сказать, что формирование финансовой стратегии невозможно без общей стратегии развития компании. Более того, стратегирование возможно при изменениях внешних условий ведения бизнеса, или при внутренних противоречиях и нестыковок в бизнес-процессах.

На практике выделяют несколько целей, таких как планируемая выручка, целевая прибыль или маржинальная прибыль, рентабельность, далее на основе принятых целей и имеющейся статистики составляют бюджет доходов и расходов. Под финансовой стратегией также понимают совокупность инструментов и методов работы, направленной на эффективное привлечение, размещение и обслуживание в процессе производственного цикла денежных ресурсов, в том числе, с проведением в рамках реализации финансовой стратегии контрольно-аналитической работы (управления доходами и затратами).

Процесс формирования финансовой стратегии у таких ученых тесно связан с процессом планирования. В настоящее время фокус при определении финансовой стратегии сместился с тактического управления на управление капиталом. В начале надо определить главные факторы управления капиталом - это привлечение и распределение ресурсов. Затем, каждый фактор разбить на более конкретные направления.

Цель финансовой стратегии — повышение рентабельности и оптимизации структуры капитала. Относительно определения методов финансовой стратегии существует точка зрения, что под ними понимают систему действий, направленную на формирование и разработку финансовой стратегии. Из методов финансовой стратегии выделяют: стратегическое финансовое планирование, долгосрочное финансовое прогнозирование, финансовое моделирование. Отметим, что финансовая стратегия связана с финансовым планированием как с одной из функций управления предприятием. По сути, финансовое планирование снижает степень неопределенности, позволяет делать прогноз относительно будущего компании. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки и принятия целей и задач финансовой стратегии, а также вариантов их достижения.

Объектами финансового планирования выступают:

- формирование финансовых ресурсов;

- распределение финансовых ресурсов;

- формирование и поддержка параметров финансового равновесия компании;

- повышение качества управления финансовой деятельности.

Основные задачи метода заключаются в следующем:

- определить совокупности инвестиционных возможностей, которыми обладает компания;

- запланировать источники привлечения с определением их стоимости;

- определить направления вложения капитала;

- дать оценку эффективности использования капитала;

- поддерживать равновесие между источниками и объектами вложения капитала с учетом финансовых резервов, в результате чего риски неопределенности будущего уменьшаются также, как и их отрицательное воздействие;

- планировать мероприятия, которые направлены на улучшение системы управления финансовой деятельностью.

Задача стратегического финансового планирования — определение темпов расширенного воспроизводства, а также выработка долгосрочной финансовой политики, обеспечивающей достижение поставленных перед организацией целей. В качестве основы метода стратегического финансового планирования выступает метод финансового прогнозирования. Процесс прогнозирования является ключевым звеном планирования и заключается в формировании вероятного суждения о возможном состоянии деловой активности при выборе определенного варианта управления[8].

Как метод финансовой стратегии он представляет собой процесс создания картины наиболее вероятных версий развития финансов организации и параметров внешней и внутренней среды. Реализация метода осуществляется двумя этапами. Первый — это выявление факторов внешней и внутренней среды, способных оказывать влияния на деятельность организации, а второй — исследование тенденций их развития. Третьим методом финансовой стратегии является финансовое моделирование. Финансовая стратегия в целом может выступать объектом моделирования. В компании могут моделировать как отдельные проекты, так и бизнес-процессы.

Финансовое моделирование может применяться для решения следующих

задач:

- обосновать ключевые показатели бизнеса, такие как цена, затраты, для обеспечения целевых параметров финансовой стратегии;

- выявить проблемные зоны в бизнесе, в том числе, с учетом различных стресс-сценариев развития внешней среды (таких как цены на нефть, темпы роста ВВП, безработица, валютных курсов).

- разработать различные варианты роста, с учетом кризисных сценариев. На основе модели уровня достижимого роста определяется компромисс между желаемыми показателями роста фирмы и реальными условиями внешней и внутренней среды.

Рассчитанное значение уровня достижимого роста показывает максимальный коэффициент роста продаж, согласованный с другими коэффициентами. Будет ли он достигнут в стратегическом периоде — зависит от объективных факторов внешней среды и эффективной работы менеджмента. Моделью уровня достижимого роста учитываются характеристики финансовой, производственной сторон деятельности организации, а также такие факторы

как взаимоотношение между владельцем предприятия и его менеджментом, положение компании на товарном рынке. При моделировании экономического роста компании важность приобретает соответствующий методический инструментарий, позволяющий учитывать влияние тех или иных факторов на конечную результативность деятельности субъекта.

Зачастую подобным модифицированным факторным анализом, с помощью которого могут быть определены и измерены причины, обусловливающие изменение рентабельности, выступает уравнение Дюпона (известное как формула (модель) Дюпона). Другой известной моделью является факторная модель в виде древовидной структуры. Она основывается на показателе рентабельности собственного капитала (ROE) и в качестве основных составляющих элементов содержит факторы финансовой и производственной деятельности компании[9].

Следовательно, разделение причин, влияющих на ROE, производится для выяснения того, от каких факторов в большей или меньшей мере зависит рентабельность собственного капитала экономического субъекта. В любом случае исходным побудительным мотивом разработки финансовой стратегии компании, выступает необходимость учета и идентификации основополагающих факторов, влияющих на основные и результирующие финансовые показатели компании. Интересно, что экономист Пурусов А. считает целесообразным начинать разрабатывать финансовую стратегию организации в двух основных случаях. Во-первых, для хеджирования рисков. Во вторую очередь, для управления расходами предприятия. Пурусов А. предлагает разрабатывать финансовую стратегию на 3 года. По его мнению [7], сначала нужно определить систему целей финансовой стратегии.

Как правило выделяют следующие шаги, направленные для построения такой стратегической финансовой цели:

1. На основе дерев целей включить финансовые цели в общую стратегию компании.

2. Установить общую финансовую цель. Например, это может быть рыночная стоимость компании, которая может быть выражена как в абсолютных, так и в относительных показателях.

3. Определить базовые цели финансовый стратегии (2 уровень). Каждая из этих целей должна быть краткой и четкой, а также отражена в конкретных показателях - это целевые стратегические нормативы.

4. Определить действия по достижению финансовых целей (3 уровень). К примеру, провести заем на некую сумму. Существует две группы целей: цели, которые существует независимо от стратегии организации и стратегические цели. То есть не только цели могут определять стратегии, но и стратегии оказывают влияние на определение целей. Поэтому, стратегия определяется долгосрочными целями и задачами предприятия. Кроме того, стратегические цели планируют от 1 года. Через постановку задач финансовой стратегии предприятия определяются способы достижения целей. Задачи выступают в качестве количественной конкретизации целей с указанием способов и сроков их достижения для каждого уровня: корпоративный, деловой, функциональный.

Задачи формулируются одновременно с целями и определением миссии предприятия. На наш взгляд этот подход достаточно точно учитывает особенности стратегического планирования, однако он не лишен и отдельных недостатков. Так совершенно не принимаются во внимание ряд промежуточных задач, увязывающих среднесрочные ориентиры деятельности субъекта при реализации им портфеля заказов и формирования соответствующей программы развития и маркетинговой политики жизненного цикла деятельности [7].

Правильная оценка внешних угроз и потенциальных возможностей, а также адаптация предприятия к внешней финансовой среде невозможна без проведения ее анализа. Определение сильных и слабых сторон предприятия невозможно без проведения внутреннего анализа финансовой среды, потому что сильные стороны компания может целенаправленно и эффективно использовать в ходе проведения финансово-хозяйственной деятельности, а для слабых сторон может выработать защитные механизмы. Первоначально требуется уточнить финансовую структуру предприятия, переосмыслить расстановку центров ответственности.

После чего, проанализировать факторы, которые влияют на стоимость компании, оценить их значимость и наметить план мероприятий по управлению ими. Далее необходимо определить значения показателей рентабельности в соответствии с анализом внешней среды и затем разработать политику в отношении дебиторов и кредиторов. Третий шаг — определить потребность в оборотном капитале. Последний шаг — разработать учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета.

Вывод. Таким образом, финансовая стратегия — это основная составляющая успешно развивающейся коммерческой организации. Она является частью общей стратегии развития компании и оказывает значительное воздействие на ее формирование — это взаимоувязанные составляющие одной системы. Финансово-экономическая стратегия ориентирована на достижение ведущей цели коммерческой деятельности компании: увеличение доли прибыли и обеспечение ее необходимым запасом денежных ресурсов.

Список использованных источников:

1. Бланк И. А. Финансовый менеджмент / И. А. Бланк. Киев: Эльга, Ника-Центр, 2017. — 556 с.

2. Наумов В. Н. Стратегический маркетинг. Учебник для магистрантов / В. Н. Наумов. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 272 с.

3. Кузнецов Б. . Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Б. Т. Кузнецов. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 623 а

4. Левчаев П. А. Финансовые ресурсы предприятия: теория и методология системного подхода / науч. ред. проф. П. В. Шичкин. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. — 104 с.

5. Левчаев П. А. Обеспечение стоимостного прироста финансовых ресурсов экономических субъектов в условиях инновационной экономики: теория и методология исследования. — Диссертация на соискание ученой степени

доктора экономических наук / Орловский государственный технический университет. — Орел, 2007.

6. Левчаев П. А. Особенности мышления и научного познания в современном мироустройстве // Интеграция образования. — 2005. — № 1/2. — С. 84-89.

7. Корпан А. С. Финансовая стратегия корпорации: принципы формирования и особенности реализации / А. С. Корпан // Моделирование региональной экономики: сб. наук. трудов. — Ивано-Франковск : Плай, 2018. — № 1. — С. 143-161.

8. Градов А. П. Экономическая стратегия фирмы / А. П. Градов; под ред. А. П. Градова. — СПб. : Спец. литература, 2015. — 589 с.

9. Аранчий В. И. Финансовая стратегия в системе управления финансами предприятия / В. И. Аранчий, А. П. Заря // Вестник Полтавской государственной аграрной академии. — 2017. — №2. — С. 156-159.

Моисеев Д. В.1

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СВОБОДУ ИНФОРМАЦИИ

В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются основные проблемы, связанные с реализацией права на свободу информации. Приведены конкретные примеры по реализации указанного права в международных актах и действующем законодательстве.

Ключевые слова: права, человек, информация, свобода, международные стандарты.

Права человека определяются как специфические нормативно-структурированные особенности и свойства жизни (сущности) человека, выражающие его свободу и являющиеся необходимыми и неотъемлемыми частями и условиями жизни человека, а также отношения с обществом, государством и другими индивидами.

Человек-это существо, обладающее способностью мыслить и анализировать. Эта способность является существенным критерием и необходимым условием полноценного существования в обществе. Кроме того, способность мыслить относится к духовным потребностям человека. Исходя из этого, кажется разумным и очевидным предположение о том, что человек не нуждается в разрешении или согласии, чтобы реализовать эту потребность в свободной форме в любое время. Кроме того, из необходимости мыслить возникает другая потребность — способность делиться своими мыслями с другими людьми, будь они родственниками и друзьями или совершенно незнакомыми людьми. Существует множество способов распространения информации, в том числе выра-

1 Моисеев Дмитрий Валерьевич, кандидат юридических наук, доцент, АНО ВО «Национальный институт бизнеса».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.