Научная статья на тему 'Финансовая стратегия инвестиционного развития железнодорожного транспорта в России'

Финансовая стратегия инвестиционного развития железнодорожного транспорта в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая стратегия инвестиционного развития железнодорожного транспорта в России»

Г. КОЖЕВНИКОВ, Институт экономики РАН

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ

Транспортная компонента в развитии российской экономики всегда играла определяющую роль. И сегодня результаты экспертных оценок позволяют констатировать, что доля прироста валового внутреннего продукта формируемого с участием железнодорожного транспорта в РФ составляет более 60%. Это свидетельствует о реальном повышении влияния крупнейшей транспортной компании ОАО «РЖД» на увеличение ВВП и ускорение экономического роста. Стратегическая программа ее развития до 2030 г. предполагает, что, по сравнению с 2006 г., грузооборот ОАО «РЖД» возрастет в 1,64 раза и составит 3300 млн. тонно-км, пассажирооборот - 1,3 раз и превысит 231 млрд. пассажиро-км.

Вместе с тем, состояние материально-технической базы компании в настоящее время не в полной мере соответствуют перспективам развития грузовых и пассажирских потоков. Для поддержания роста объемов перевозок необходимо наращивание производственного потенциала в соответствии с современными техническими требованиями.

На сегодня состояние основных производственных фондов ОАО «РЖД» можно оценить следующим образом:

■ большая часть основных средств имеет высокую степень физического износа (порядка 60-65%). Особенно высок износ подвижного состава, который достиг критических величин: по грузовым вагонам - 85,9%, пассажирским вагонам -74,1%, электровозам - 72,5%;

■ серьезной проблемой является высокая доля морально устаревших технических

средств, несоответствующих современным требованиям эксплуатации: превысили

нормативные сроки службы 31% парка тепловозов, 52% -электровозов, 40% -погрузочноразгрузочной техники;

■ постепенно повышаются темпы выбытия основных фондов: по оценкам ОАО «РЖД», прогнозируется интенсивное выбытие техники, эксплуатация которой начата в 60-70 гг. ХХ в.;

■ увеличивается дефицит финансовых ресурсов, направляемых на капитальный

ремонт основных средств: большинство ремонтных предприятий отрасли и

машиностроительных заводов - поставщиков железнодорожной техники имеют физически и морально устаревший парк оборудования, не соответствующий современным техническим требованиям.

Таким образом, инвестиционный фактор становится ключевым в решении стратегических задач развития компании.

Существует ряд общих тенденций совершенствования механизма управления инвестиционной деятельностью, к которым относятся: - обязательное согласование

стратегических целей и инвестиционной политики компании на принципах программного управления; - расширение горизонтов инвестиционного управления (разработка программ развития на среднесрочный и долгосрочный период); - выделение приоритетов и их комплексная увязка с сопутствующими инвестиционными решениями; - расширение источников финансирования инвестиционной деятельностью; - переход на проектный принцип управления, при котором проект становится основным объектом обоснования, реализации и оценки конечных результатов инвестиционной политики.

Следует отметить, что указанные тенденции достаточно четко проявляются в системе управления инвестиционной деятельностью компании. В частности, программный принцип управления, предусматривающий увязку результатов инвестиционной деятельности со стратегическими целями компании, принят в отрасли с 2003 г., т.е. с начала создания ОАО «РЖД». Разработана среднесрочная инвестиционная программа на три года, а в долгосрочной программе развития компании до 2030 г. предусмотрено необходимое инвестиционное обеспечение на этот период.

В 2006 г. инвестиционная программа компании впервые была сформирована как портфель инвестиционных проектов с утвержденными бюджетами проектов и сроками их реализации, что обеспечивает более гибкое реагирование на изменения прогнозов социально-экономического развития страны в целом и наиболее важных грузообразующих регионов. Изменен формат инвестиционной программы, при котором объектом управления выступают не функциональные структуры, а целевые инвестиционные проекты. Новый формат направлен на сбалансированное развитие всех элементов процесса перевозок: обновление инфраструктуры, приобретение и

модернизацию парка подвижного состава, развитие системы ремонта и сервисного обслуживания подвижного состава и др. Инвестиционная программа базируется на основных положениях Транспортной стратегии Российской Федерации и соответствует программе структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Вместе с тем, по экспертным оценкам, в среднесрочной перспективе не удастся переломить тенденцию старения основных средств отрасли, если не будут приняты дополнительные меры по повышению инвестиционной активности, в том числе за счет применения внешних источников финансирования.

Таблица 1

Оценка инвестиционной потребности в заемных ресурсах

Наименование показателя Единиц а измере ния 2005 2010

Гарантиров анный вариант Базовый вариант Сценарный вариант

Объем инвестиций, всего млрд. руб 147,7 219,3* 267,0* 374,1*

В том числе собственные средства млрд. руб 136,9 155,8 166,6 182,8

Темп роста объема перевозок за период % 100 113,8* 121,7* 133,5*

Потребность в инвестиционных заемных ресурсах млрд. руб 10,8 63,5 101,0 191,3

* - принято в соответствии c программой развития отрасли до 2010 г.

В соответствии с логикой принятия решения о привлечении заемного капитала была проведена оценка кредитного потенциала ОАО «РЖД». Анализ баланса компании показал, что доля заемных средств в пассивах весьма незначительна. Заемный капитал в основном представлен в виде краткосрочных кредитов и займов.

Таблица 2

Структура пассивов ОАО «РЖД»

Статьи пассива баланса 31.12.2004 31.12.2005 31.12.2006

I. Капитал и резервы, всего в том числе: 91,49 91,86 91,82

Уставный капитал 84,13 84,05 72,68

Добавочный капитал 7,05 7,04 18,39

Резервный капитал 0,00 0,02 0,03

Нераспределенная прибыль 0,32 0,75 0,71

П.Долгосрочные обязательства, всего в том числе: 1,86 1,87 1,66

займы и кредиты 0,00 0,44 0,39

Ш.Краткосрочные обязательства, всего в том числе: 6,65 6,27 6,52

займы и кредиты 0,56 0,98 2,16

кредиторская задолженность 5,94 5,09 4,21

Валюта баланса 100,00 100,00 100,00

Выполненные расчеты подтвердили вывод о высоком заемном потенциале ОАО «РЖД» и недостаточном уровне его использования, поскольку фактические значения основных показателей кредитоспособности хозяйствующего субъекта (финансовой напряженности, независимости, устойчивости ) существенно ниже пороговых нормативов.

В этой связи уместна оценка возможности привлечения заемного капитала отраслевой банковской системы и ее основной структуры ОАО «ТрансКредитБанк».

Выступая в качестве опорного банка железнодорожной отрасли, приоритетно ориентированного на удовлетворение потребностей стратегического партнера ОАО «РЖД», «ТрансКредитБанк» является универсальным финансовым институтом и

предоставляет клиентам широкий спектр банковский продуктов и услуг, реализуемых на основе современных управленческих и информационных технологий. Основные направления размещения кредитов связаны с железнодорожным транспортом. При этом в структуре кредитов отмечают рост доли кредитов, предоставляемых на срок свыше 1 года (на начало 2007 г. она составила 37 % против 9% годом ранее). ОАО «ТрансКредитБанк» перешел от преимущественно прямого кредитования ОАО «РЖД» к финансированию стратегически важных для отрасли предприятий и проектов. Положительные тенденции отмечаются также в активизации деятельности в рамках сотрудничества с кредитными агентствами и западными банками по закупке дорогостоящего технологического оборудования и фондируемых ресурсов для российских компаний - партнеров и поставщиков ОАО «РЖД». Развитие сети филиалов ОАО «ТрансКредитБанк», удельный вес которых составил более 30% общего объема кредитных операций, расширяет географию предоставления кредитов и диверсификацию кредитного портфеля по регионам, что принципиально важно для качественного банковского обслуживания компании.

По результатам анализа финансового обеспечения инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» определены наиболее приемлемые для условий железнодорожного транспорта заемные формы внешнего финансирования инвестиционных проектов и программ компании. Их сравнительная характеристика приведена ниже.

Таблица 3

Сравнительная оценка форм привлечения заемных ресурсов

Облигационный займ ■ Сравнительнонизкая стоимость привлечения ресурсов; ■ Возможностьпересмотра стоимости ресурсов в зависимости от конъюнктуры рынка; ■ Возможностьпривлечения значительною объема средств; ■ Невысокаяпериодичность платежей (как правило, раз в полугодие); ■ Формированиеимиджа участника финансового рынка. ■ Дополнительныерасходы, связанные срегистрацией и размещением займа; ■ Возможноаьнецелевого использования реурсов; ■ Рискнеразмещения займа.

Инвестиционный Кредит ■ Окутствиепервоначальною взноса; ■ Возможность изменения процентной ставки; ■ Возможностьвключения расходов по погашению процентов в себестоимость; ■ Формированиекредитного рейтинга. ■ Фиксированные сроки плагежейсвысокой периодичностью (ежемесячно); ■ Возможноаьнецелевого использования реурсов; ■ Высокая процентная ставка

Лизинг ■ Возможноаьгибкого графика лизинговыхплатежей; ■ Уменьшение налогооблагаемой прибыли; ■ Уменьшениеналогана имущество засчет ускоренной амортизации; ■ Белевойхаракгер использования ресурсов; ■ Наличиепервоначального взноса в виде авансового платежа; ■ Увеличениепроцентной ставки (маржализинговой компании).

В дополнение к качественным характеристикам были проведены расчеты уровня риска каждой формы внешнего заимствования с использованием процентного риска, оцененного на базе показателей доходности заемного капитала за 2004-2007 гг.

Результаты расчетов показали наибольшую вероятность изменения процентной ставки по облигациям, далее следует кредит и менее значителен риск по лизингу. При этом повышенная рискованность обуславливает снижение платы за привлечение ресурсов.

Таблица 4

Экономическая оценка форм заемного капитала

Форма заемного капитала Уровень риска Плата за привлечение ресурсов, %

Облигационный заем 0,243 7,3

Инвестиционный кредит 0,209 12,0

Лизинг 0,149 12,4

При выборе форм привлечения заемного капитала приоритетно был рассмотрен выпуск облигационного займа, поскольку компания имеет положительный опыт использования этой формы заимствования. Условия выпуска облигационных займов совокупным объемом 37 млрд. руб. приведены ниже.

Таблица 5

Характеристика облигационных займов ОАО «РЖД»

Займы Объем, Ставка по Дата начала Дата

млн. руб. купонам, % в год размещения погашения

01 4 000 6,59 08.12.2004 07.12.2005

02 4 000 7,75 08.12.2004 05.12.2007

03 4 000 8,33 08.12.2004 02.12.2009

04 10 000 6,59 15.12.2005 14.06.2007

05 план. 10 000 Срок обращения 3 года

06 10 000 7,35 16.11.05 10.11.2010

07 5 000 7,55 16.11.05 07.11.2012

Размещение займов стало одним из самых успешных в истории российского рынка ценных бумаг. Облигации ОАО «РЖД» агентством 51апдаМ&Роог'з присвоен рейтинг «гиЛЛ+» - самый высокий среди выпусков облигаций российских корпоративных заемщиков. Вторичные торги этими облигациями проходят на Фондовой бирже ММВБ и внесены в котировальный лист «А» второго уровня. Кроме того, они включены в ломбардный список Центрального Банка РФ, что позволит российским кредитным организациям привлекать ломбардные кредиты Банка России под обеспечение облигаций ОАО «РЖД».

Приведенные данные подтверждают известные преимущества лизинговых схем финансирования для обновления транспортной техники: - снижение финансовой нагрузки на субъект хозяйствования не требуется значительных единовременных затрат, -кредитование осуществляется не деньгами, а имуществом, - возникает эффект налогового щита (лизинговые платежи учитываются в составе операционных расходов) и др. Действие этих факторов обусловило активизацию деятельности по обновлению железнодорожного подвижного состава с использованием лизингового финансирования.

Существенно возросла заинтересованность банковского сектора в развитии этого направления инвестиционного финансирования. При общей стоимости конкурсных объектов лизинга (пассажирских и грузовых вагонов, локомотивов, рельсовых автобусов и др.) 20,6 млрд. руб. объем поданных заявок на право заключения договоров сроком на 4-8 лет составил 76,7 млрд. руб. В дальнейшем, организация широкого конкурса на право заключения договоров лизинга с одновременным повышением кредитного рейтинга ОАО «РЖД» и расширением его кредитной истории позволит Компании активно позиционировать себя на финансовом рынке.

Перспективным направлением финансирования предоставляется также использование международных синдицированных кредитов, позволяющих привлечь ресурсы, сопоставимые с размерами облигационных займов при несколько меньших издержках по обслуживанию долга. Кроме того, это позволит сформировать публичную кредитную историю и создать положительный деловой имидж крупных транспортных компаний на российском и международном рынках капитала. В настоящее время ОАО «РЖД» ведет работу по оформлению международного синдицированного кредита в размере 600 млн. долл., что определяет необходимость отработки технологии этого вида заимствования. Именно использование современных форм финансирования инвестиций, включая размещение облигаций целевого инвестиционного займа, организацию синдицированного кредитования крупных проектов, применение лизинговых технологий обновления транспортной техники является основным направлением финансовой стратегии инвестиционного развития ведущей российской транспортной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.