Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ СТОРОНА ПОСЛЕДНЕЙ МИЛИ В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ'

ФИНАНСОВАЯ СТОРОНА ПОСЛЕДНЕЙ МИЛИ В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / «ПОСЛЕДНЯЯ МИЛЯ» / ЛОГИСТИКА / ФИНАНСЫ / ТРАНСПОРТИРОВКА / ОТПРАВИТЕЛЬ / ПОЛУЧАТЕЛЬ / ПЕРЕВОЗЧИК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Политковская И.В., Степанова И.С., Ткачева М.М.С., Баландина В.В.

Материал, представленный в статье, посвящен вопросам, связанным с проблемой «последней мили». Данная тема является актуальной, так как именно этот участок цепи поставок требует наибольших финансовых затрат. В статье предлагаются варианты решения этой проблемы на основе использования новых технологий. В заключение приводится вывод о необходимости синергии всех звеньев логистической цепи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FINANCIAL SIDE OF THE LAST MILE IN THE TRANSPORT AND LOGISTICS INFRASTRUCTURE

The material presented in the article is devoted to issues related to the problem of the "last mile". This topic is relevant, since it is this section of the supply chain that requires the greatest financial costs. The article offers options for solving this problem based on the use of new technologies. In conclusion, a conclusion is made about the need for synergy of all links of the logistics chain.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ СТОРОНА ПОСЛЕДНЕЙ МИЛИ В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ»

ФИНАНСОВАЯ СТОРОНА ПОСЛЕДНЕЙ МИЛИ В ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ

И.В. Политковская, канд. техн. наук, профессор И.С. Степанова, студент М.М.С. Ткачева, студент В.В. Баландина, студент

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

(России, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-6-2-151-156

Аннотация. Материал, представленный в статье, посвящен вопросам, связанным с проблемой «последней мили». Данная тема является актуальной, так как именно этот участок цепи поставок требует наибольших финансовых затрат. В статье предлагаются варианты решения этой проблемы на основе использования новых технологий. В заключение приводится вывод о необходимости синергии всех звеньев логистической цепи.

Ключевые слова: инфраструктура, «последняя миля», логистика, финансы, транспортировка, отправитель, получатель, перевозчик.

Взрывной рост экосистем в глобальной экономике, ориентация экономики на потребителя, а также наращивание интеллектуального потенциала нации, являющегося целью устойчивого развития России в ближайшее десятилетие, как отмечалось на Санкт-Петербургском международном финансово-экономическом форуме в июне 2021 г., невозможно без динамичного развития инфраструктуры [2]. Именно инфраструктура, в процессе развития которой образовались целые сектора экономики, сегодня является наиболее важным фактором социального и экономического поступательного движения. В широком смысле под инфраструктурой понимается совокупность взаимосвязанных объектов и отраслей, направленных на повышение уровня жизни людей, обеспечение эффективного функционирования всей системы

и улучшение социального климата в обществе в целом, без наличия которых трудно представить наше повседневное существование. В этой совокупности можно выделить социальную, экономическую, логистическую, военную, информационную инфраструктуры. В последние десятилетия наибольшее внимание уделяется транспортной, логистической, информационной и рыночной инфраструктурам, так как именно эти составляющие способствуют стабильному развитию производства и позволяют повысить качество жизни.

Решение вопросов, связанных с транспортным обеспечением, складированием, доставкой продукции, бесперебойной работой производств, входит в сферу транспортной логистики. Однако самым ресур-созатратным звеном в этой отрасли является проблема «последней мили» (рис. 1).

Складирование

Сортировка

Расределение

| Последняя миля

I Оставшаяся стоимость цепи поставок

Рис. 1. Структура затрат на этапах логистической цепи за 2018-2019 гг. [1]

Этот термин попал в логистику из телекоммуникаций, и в логистике он характеризует последний этап доставки товара «до двери» конечного потребителя или в набирающие популярность «магазины у дома» [3]. Термин «последняя миля» получил распространение и в других сферах жизни, например, ее проблемы решают провайдеры, думая, как проложить инфраструктуру до пользователя, живущего в многоэтажном здании. Также ее решением занимаются редакторы, страдающие от некомпетентных писателей, работающих по принципу «написал-сдал» без какой-либо проверки [5].

В связи с увеличением спроса и, соответственно, объемов продаж в розничных сетях и интернет-магазинах, эффективное управление логистическими цепями поставок (рис.2) становится ключевой задачей, а проблема «последней мили» и ее своевременное и качественное решение -главным фактором сохранения лояльности клиента [6]. На практике, транспортным компаниям этап «последней мили» приносит 30-40% от всего дохода. Исходя из этого, можно сделать вывод, что последняя миля является не только удобной и прозрачной опцией для клиента, но и одной из самых доходных услуг для компании [3].

Рис. 2. Схема логистической цепи [7]

Для достижения цели, поставленной последней милей, транспортно-логисти-ческим компаниям необходимо ежедневно наиболее эффективным способом и четко в срок доставлять большие объемы товара. Это вызывает у них ряд трудностей, к числу которых относятся: нехватка водителей; плотный трафик в городах и малоразвитая дорожная инфраструктура в регионах; человеческий фактор и др. Все это приводит к завышению тарифов на доставку и увеличению сроков доставки из-за длительных ожиданий в пути и неэффективных маршрутов [4]. Например, крупные компании, чей ежедневный объём работ достигает десятков тысяч рейсов, часто сталкиваются с трудностями в обеспечении доставки «точно в срок», теряя лояльность своих клиентов, не всегда могут проконтролировать, насколько сотрудник был пунктуален и вежлив с покупателем.

Несмотря на усилия компаний по устранению проблем данного этапа доставки товаров, последняя миля все еще остается узким местом в логистике и наиболее дорогостоящим и неконтролируемым звеном, влияющим на финансовые результаты деятельности. Поэтому изучение финансовой составляющей данной проблемы является актуальным. В связи с этим данная работа посвящена обзору направлений и возможностей совершенствования доставки груза на этапе последней мили и улучшения экономических и финансовых показателей транспортно-логистических компаний.

Важным направлением повышения эффективности доставки грузов, позволяющим при этом улучшать финансовые показатели, является применение новых технологий доставки. На сегодняшний день сложилась такая ситуация, при которой тариф на доставку товаров весом до 5 килограмм сопоставима с их ценой, что делает данный вид услуг не особо привлекательным для потребителей, хотя именно номенклатура таких товаров наиболее характерна для розничных сетей. В поисках решения по снижению затрат на доставку и тарифов компании-отправители стали прибегать к услугам экспедиторов, кото-

рые консолидируют грузы разных компаний и перевозят их до потребителей.

Система с консолидированными грузо-отправками является более сложным вариантом с точки зрения решения экономических, организационно-технических и информационных аспектов доставки и вопросов развития и взаимодействия транспортной и логистической инфраструктуры. А усложнение выполняемых в рамках транспортно-экспедиционного обслуживания операций и возрастание их общего количества, приводит к лавинообразному росту потока документов, необходимых для оформления доставки. Поэтому необходимыми условиями функционирования системы консолидированной грузоотправки являются: наличие информационно-аналитических и интеллектуальных транспортных систем; внедрение новых форм взаимодействия всех звеньев логистической цепи; взаимосвязь работы цифровых информационных технологий, применяемых для организации перевозочного процесса с функционированием аналогичных ресурсов контрагентов.

Прорывы в телекоммуникационных технологиях сегодня позволяют получить любую информацию в максимально короткий срок. Благодаря цифровым технологиям. появилась возможность электронного документооборота, планирования и оптимизации логистической цепи, выявления узких мест, а также контроль всего процесса доставки от загрузки транспортного средства до приемки товара получателем.

Внедрение новых форм взаимодействия всех звеньев цепи позволяет повысить уровень их функционирования и быстроту реакции на любое изменение ситуации, что в конечном итоге влияет на улучшение финансовых показателей компаний. В последнее время появилась тенденция сближения всех участников логистических операций: отправителя, получателя и перевозчика. Если получится объединить их в единой цифровой среде, это приведет к повышению траспарентности, а также увеличит ответственность исполнителя и упростит процесс осуществления и контроля последней мили [8]. Одним из прин-

ципов взаимодействия всех звеньев логистической цепи является готовность и возможность партнеров к кооперации на основе понимания своей роли в логистической системе. Такую возможность дает применение передовой технологии грузоперевозок, обусловленной уровнем развития информационной инфраструктуры, основными элементами которой являются новые терминальные технологии с увеличенным функционалом.

Развитию системы консолидации груза также способствует стандартизация размеров и габаритов грузов, унификация транспортных средств, а также приведение к единым стандартам и механизмам погру-зочно-разгрузочных работ.

Все логистические схемы и маршруты строятся на основе распределения грузов по территории страны и отдельных регионов. Считается, что абсолютно любая продукция может иметь не менее двух схем для доставки:

• доставка продукции российских производителей до конечного потребителя или дистрибьютору;

• доставка продукции иностранных производителей до конечного потребителя.

Чтобы компания могла успешно работать на последней миле, она должна обладить собственными или арендованными транспортными средствами различных типов и грузоподъемности. При этом ей необходимо регулярно проводить анализ рынка потребителей услуг, быть клиент ориентированной, определять себестоимость и тариф на доставку, затраты на осуществление последней мили, сравнивая их с данными экономическими показателями доставки каждого логистического звена, учитывать на каждом звене соотношение суммарных затрат и дохода.

Для определения компанией суммарной выручки и прибыли необходимо: рассчитать количество машино-поездок для перевозки продукции путём деления суммарного тоннажа груза на среднюю грузоподъемность транспортных средств; учесть среднюю загрузку транспортного средства (в среднем она варьируется от

75% до 85%) и рассчитать себестоимость и тариф на перевозку по каждому звену логистической цепи; провести суммирование всех тарифов на перевозки по всей цепи поставок.

Поскольку учесть все логистические плечи доставки компании крайне сложно из-за сложностей дистрибуционных схем, в расчёты необходимо ввести поправочные коэффициенты, учитывающие транспортные услуги на всех плечах, а также складские услуги, и осуществить корректировку полученных результатов отдельно по неучтённым плечам и по складским услугам для всех перечисленных логистических плечей. Величины поправочных коэффициентов должны зависеть от специфики рынка доставляемой продукции. Корректировка должна осуществляться согласно сложившейся структуре рынка логистических услуг в разрезе видов услуг или на основе соотношения затрат на транспортные и складские услуги.

Приблизиться к решению проблемы последней мили можно путём приведения транспортных тарифов к единой системе. Однако для тяжеловесных и негабаритных грузов прийти к единому решению затруднительно. Часто транспортно-логистические компании сталкиваются с ситуацией, когда доставка груза из одного города в другой обходится гораздо дешевле, чем дальнейшая доставка этого самого груза со склада до потребителя [9]. Для крупных компаний выходом из данной ситуации может стать создание собственного отдела экспедирования «от двери до двери». Это позволит сократить затраты и снизить нагрузку на транспортные средства, что в целом даст возможность сократить себестоимость доставки. Однако для компаний с небольшими объемами перевозок этот вариант является не особо эффективным, поэтому они могут прибегнуть к использованию технологии MilkRun, заключающейся в дозагрузке транспортных средств, отправляющихся по маршруту «последней мили» [3]. В этом случае для наиболее эффективного решения проблемы компаниям необходимо тщательно выбирать соисполнителя. Решением может стать переоценка весовых

показателей всех исполнителей и прозрачная система распределения заказов. Для реализации принципа прозрачности может быть использовано два варианта усовершенствования процесса. В первом случае необходимо создать необходимые условия для транспарентности отношений между всеми участниками цепи поставки. Для чего можно применять инновационную технологию хранения данных ЫоскЛат, которая блокирует любые изменения информации в поставке после ее создания и заключения сделки, и в случае инцидента, позволяет отследить его место и время, а также найти всех виновных [3]. Второй случай предполагает внесение изменений в принципы договорных отношений: сделка будет считаться завершенной только в том случае, когда получатель подпишет документ о приемке товара и отсутствии претензий к отправителю. Эта идея может

гда все платежи будут блокироваться до подтверждения исполнения сделки покупателем, и только после получения акцепта все денежные средства за предоставленную услугу будут распределяться между участниками цепи поставок [3].

Поскольку общая емкость рынка логистических услуг складывается не только из складских и транспортных услуг (в этот список входят также услуги таможни и управления), то затраты этих контрагентов также следует учитывать и включать в тарифы на перевозку.

В заключение следует отметить, что решение проблемы последней мили по снижению затрат всех участников и звеньев цепи, увеличению доходов и минимизации узких мест возможно сегодня только с применением новейших разработок и технологий, сочетающих в себе эффект синергии и оптимизации.

быть реализована, например, в случае, ко-

Библиографический список

1. Затраты на этапах логистической цепи за 2018-2019 гг. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.capgemini.com/2019/05/augmented-delivery-rebooting-the-delivery-customer-experience-through-automation/.

2. Политковская И.В., Разумный А.С. Привлечение собственного капитала объектами социальной инфраструктуры // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 2-2 (72). С.37-43.

3. Последняя миля - точка роста или сдерживающий фактор? [Электронный ресурс]. -URL: https://retail-loyalty.org/expert-forum/poslednyaya-milya-tochka-rosta-ili-sderzhivayushchiy-faktor/.

4. Последняя миля в логистике и хорошее приложение. [Электронный ресурс]. - URL: https://gruzbezproblem.ru/poslednjaja-milja-v-logistike-i-horoshee-prilojenie.html /.

5. Проблема последней мили в транспортной логистике. [Электронный ресурс]. -URL:https://dot-dot.ru/blog/problema-poslednei-mili-v-transportnoi-logistike-1.

6. Софрыгин А. Последняя миля в логистике, транспорте и E-Commerce. Что это и как

решается проблема последней мили. [Электронный ресурс]. https://bespilot.com/news/541-last-mile.

7. Схема логистической цепи. [Электронный ресурс]. https://www.pinterest.ru/pin/610237818240610772/.

URL:

URL:

THE FINANCIAL SIDE OF THE LAST MILE IN THE TRANSPORT AND LOGISTICS

INFRASTRUCTURE

I.V. Politkovskaya, Candidate of Technical Sciences, Professor I.S. Stepanova, Student M.M.S. Tkacheva, Student V.V., Balandina, Student

Moscow Automobile and Highway State Technical University (MADI) (Russia, Moscow)

Abstract. The material presented in the article is devoted to issues related to the problem of the "last mile". This topic is relevant, since it is this section of the supply chain that requires the greatest financial costs. The article offers options for solving this problem based on the use of new technologies. In conclusion, a conclusion is made about the need for synergy of all links of the logistics chain.

Keywords. Infrastructure, "Last mile", logistics, finance, transportation, the sender, the recipient, the carrier.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.