6. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. — М.: Ин-т мировой экономики, 1999. — 1248 с.
7. Котлер Ф. Основы маркетинга. — СПб.: АО «КОРУНА». АОЗТ ЛИТЕРА ПЛЮС, 1994. — 698 с.
8. Российский статистический ежегодник, 2012. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru.
9. Российский статистический ежегодник, 2013. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru.
10. Бабурина О.Н. Черноморское экономическое сотрудничество как фактор роста экономики Краснодарского края: транспортный и туристский аспекты // Региональная экономика: теория и практика. — 2013. — № 46 (325). — С. 34-40.
финансовая СФЕРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ в условиях усиления ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОв
И.А. Болдырева,
профессор кафедры экономической теории Ростовского филиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук, 1пЬоИ@гатЫег.ш
В статье предпринята попытка проанализировать влияние усиления процессов интеграции России в мировое хозяйство на состояние отдельных сегментов финансовой системы. Осуществлен анализ динамики макроэкономических показателей России в условиях первого года членства во Всемирной торговой организации (ВТО), изменение показателей доходов федерального бюджета по отдельным статьям. Выявлены проблемы и последствия для финансового сектора экономики в связи с членством России в ВТО и возможным притоком иностранного капитала.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, таможенные платежи, финансовая система, бюджет, банковский сектор
УДК 336.14, 339.54 ББК 65.26, 65.5
В условиях глобализации международные интеграционные процессы становятся неотъемлемой частью развития национальных экономик. Начальным этапом международной экономической интеграции является создание зоны свободной торговли, затем начинает функционировать таможенный союз, впоследствии формируется экономический союз.
В рамках исследования особенностей, форм и последствий участия России в международных интеграционных процессах наиболее актуальным сегодня представляется рассмотрение последствий, связанных именно с членством России в ВТО, так как вступление в эту организацию можно считать знаковым событием в новейшей экономической истории России.
Всемирная торговая организация декларирует, что к вступлению в ВТО стремится практически каждое государство, которое претендует на создание современной эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле. В 2012 году Россия ратифицировала договор с Всемирной торговой организацией и стала 156 страной-членом ВТО.
Вступлению России в ВТО предшествовал длительный переговорный процесс. В рамках переговоров по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок достигнуты договоренности о единовременном снижении Россией ввозных таможенных пошлин более чем по трети тарифных позиций. По четверти тарифных позиций снижение ставок должно быть произведено не позднее трех лет после даты присоединения.
Сама целесообразность членства России в ВТО породила широкую дискуссию в среде экспертов, ученых, предпринимателей.
В качестве выгод, приобретаемых Россией от членства в ВТО, приводятся:
— возможность влияния на правила международной торговли в соответствие со своими национальными интересами;
— стимулирование структурных сдвигов в экономике;
— повышение конкурентоспособности отечественного производства;
— увеличение прямых иностранных инвестиций;
— улучшение режима торговли в отношении российских экспортеров;
— создание правовых рамок для цивилизованного рыночного развития страны.
К отрицательным последствиям членства во Всемирной торговой организации, как правило, относят следующие:
— снижение защиты ряда российских отраслей и производителей, находящихся сегодня и без того в сложном положении (АПК, легкая и пищевая промышленность, сельхозмашиностроение, самолетостроение, автопром);
— сокращение поступлений в бюджет в результате снижения доходов от ВЭД и налоговых поступлений;
— ограничение свободы государства в области применения тех или иных эффективных мер регулирования ВЭД, особенно ограничивающих импорт;
— осложнение продвижения по пути интеграции России со странами СНГ, в частности, в рамках Таможенного союза.
Затрагивать проблему воздействия интеграционных процессов на финансовую составляющую экономики невозможно в отрыве от оценки их влияния на состояние экономики в целом.
В оценках масштабов экономических последствий выгод и рисков для экономики России, приобретаемых в связи с членством в ВТО, сложились две диаметрально противоположные позиции. По оценкам экспертов Всемирного банка членство в ВТО обеспечит прибавку российскому ВВП примерно на 2,8% в краткосрочной перспективе, 3,3% — в среднесрочной и 11% — в долгосрочной [1]. В соответствие с экспертной оценкой ассоциации российских промышленников потери экономики страны в 2020 году, обусловленные вступлением в ВТО, составят 3% ВВП (2,5 трлн руб.) [2, С. 23].
По каждой представленной позиции можно привести как множество доводов, так и контраргументов. Существенным представляется тот аргумент, что в России в последнем десятилетии фактически уже было проведено одномоментное снижение импортных пошлин в отношении всех ввозимых товаров. В течение 2001-2002 гг. российское правительство внесло кардинальные изменения в импортный тариф, сократив количество применяемых ставок пошлин и проведя их унификацию в отношении товаров с однородными или близкими характеристиками. Эта тарифная новация по существу осталась незамеченной российскими товаропроизводителями и не привела к прекращению роста производства в промышленности [3, С.33].
В свете возможного отрицательного воздействия исследуемых интеграционных процессов на российскую экономику именно в краткосрочном периоде представляется важным проанализировать состояние отечественной экономики на современном этапе, определить влияние факта членства в ВТО на изменение отдельных макроэкономических показателей за прошедший год, оценить насколько подтвердились ранее даваемые прогнозы.
Негативные тенденции в отечественной экономике сформировались уже со второго полугодия 2012 года, что выразилось в снижении темпов роста ВВП до 2,1% в четвертом квартале. В первом полугодии 2013 года темпы роста ВВП снизились на 3,4% в сравнении с аналогичным периодом 2012 года. Рост ВВП в первом полугодии составил всего 1,4 % при планировавшемся в 3,5% в 2013 году. Таким образом, произошло существенное замедление темпов экономического роста, которое большинство экономистов оценивают как проявление рецессии.
К концу 2013 года Всемирный банк понизил прогноз по росту экономики России в 2013 году с 2,3 до 1,8%. По данным Всемирного банка в 2014 году рост экономики России увеличится до 3,1%. В качестве причины замедления темпа экономического роста эксперты Всемирного банка называют медленное восстановление глобальной экономики, что, в частности, отражается на российском экспорте. Кроме того, специалисты отметили слабый внутренний спрос, а также то, что российская экономика функционирует близко к уровню своего потенциала.
Прогноз по росту ВВП России понизили и в Международном валютном фонде, где полагают, что экономика страны в 2013 году вырастет всего на 1,5%, а в 2014 году — на 3%.
По прогнозам Минэкономразвития, скорректированным в очередной раз, ВВП России в 2013 году вырастет на 1,8%.
Таблица 1
Динамика макроэкономических показателей России*
Показатель I полугодие 2012 I полугодие 2013 Динамика, %
Рост ВВП,% 4,5 1,4 -3,1
Экспорт, млрд долл. США 262,5 252,6 -3,8
Импорт, млрд долл. США 154,1 161,9 +4,4
Внешнеторговое сальдо, млрд долл. США 108,4 91,6 -15,5
Чистый сальдированный финансовый результат организаций, трлн руб. 3,96 3,05 -22,9
Вывоз капитала, млрд долл. США 38,6 35,2 -8,8
Чистые прямые инвестиции, млрд долл. США -6,1 -15,9 -160
* Данные Росстата и Банка России: http://www.gks.ru, ИИр:// www.cbr.ru
российский экспорт снизился на 3,8% как из-за сокращения физических объемов вывоза нефти, так и за счет снижения средних экспортных цен на нефть (на 4,5%). По большинству других товарных групп экспорта, в первую очередь металлов, сложилось более значительное падение цен (от 7 до 14%).
В отношении импорта в 1 полугодии 2013 года отмечался рост на 4,4% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Ранее прогнозировались более высокие темпы роста импорта после вступления в ВТО.
Сложившаяся динамика экспорта и импорта в 1 полугодии 2013 года обусловила снижение положительного внешнеторгового сальдо на 15,5% в сравнении с соответствующим периодом 2012 года.
Положительной тенденцией следует считать некоторое снижение темпов роста вывоза частного капитала в 2013 году. В тоже время темпы роста прямых инвестиций России в экономику других стран продолжают превышать темпы роста прямых иностранных инвестиций в экономику России.
Если рассматривать динамику экспорта и импорта по отдельным группам товаров, то следует отметить значительное снижение экспорта по злакам (на 40%), минеральным удобрениям (на 35%), цветным и черным металлам (на 10-12%). В импорте наибольшими темпами увеличивался ввоз тех товаров, на которые в новом ЕТТ, введенном после присоединения к ВТО, пошлины были снижены. Существенно увеличился импорт лекарственных средств, продукции химической промышленности, обуви и одежды. Рост импорта по продовольственным товарам и сельскохозяйственному сырью в среднем увеличился в 1 полугодии 2013 года в сравнении с аналогичным периодом 2012 г. на 5,2%. Однако, по отдельным товарным группам (молоко, фрукты, овощи, подсолнечное масло) рост импорта был более существенный (от 10 до 40%).
О проблемах в сфере финансов хозяйствующих субъектов свидетельствует снижение сальдированного финансового результата (прибыли) организаций на 23%, т.е. почти на 1 трлн руб. Наибольшие потери наблюдались в сельском хозяйстве и в обрабатывающей промышленности.
Вызывает тревогу сложившееся в 2013 году, впервые за последние десять лет, превышение кредиторской задолженности организаций над дебиторской задолженностью. Усиление данной тенденции в будущем может привести к проблемам с платежеспособностью предприятий реального сектора экономики.
Следует признать, сложность выявления влияния факта членства в ВТО на экономику России от массы других факторов, которые также воздействовали на ее состояние. В тоже время признание проблемы рецессии в экономике вне зависимости от факта вступления в ВТО, свидетельствует о том, что возможные негативные последствия могут быть еще значительнее.
Отдельно следует остановиться на проблеме финансовой безопасности, связанной с предполагаемыми потерями федерального бюджета от членства России в ВТО. Факт вступления
Причинами замедления экономического роста в большей степени являются изменение внешней конъюнктуры (снижение спроса на российский экспорт) и падение инвестиционной привлекательности российской экономики. В тоже время нельзя недооценивать и воздействие возросшего импорта (обусловленного снижением ввозных таможенных пошлин) на состояние отечественных товаропроизводителей.
Размер российского экспорта составляет почти четверть от ВВП. В период с 2000 по 2012 годы среднегодовые темпы роста экспорта в 2 раза превышали темпы роста ВВП. За первое полугодие 2013 года в денежном выражении
2500
2000
1500
1000
500
-500
2013
Рис. 1. Сальдо прибылей и убытков организаций (без субъектов малого предпринимательства) по Российской Федерации в 2004-2013 годах, млрд руб.
0
^^Дебиторская задолженность ^^Кредиторская задолженность • Превышение кредиторской задолженности над дебиторской задолженностью
Рис. 2. Динамика задолженности организаций (без субъектов малого предпринимательства) по Российской Федерации в 2007-2013 гг. (на конец отчетного периода, млрд руб.)
России в ВТО окажет существенное воздействие на изменение показателей бюджетного планирования в ближайшем трехлетнем периоде, в первую очередь, за счет снижения доходов от ввозных таможенных пошлин.
В структуре доходов федерального бюджета ввозные таможенные пошлины составляют 5-6%. Снижение ставок ввозных таможенных пошлин по прогнозам Минфина будет способствовать уменьшению доходов федерального бюджета в ближайшие три года в объемах от 200 до 300 млрд руб. в год.
При этом снижение доходов от ввозных таможенных пошлин, вероятнее всего, не сможет быть компенсировано даже увеличением физических объемов импорта. Это наглядно подтверждают статистические данные.
В 1 полугодии 2013 года прогнозы о сокращении доходов бюджета, увы, подтвердились. Произошло снижение доходов от внешнеэкономической деятельности на 106 млрд руб. или на 4%. Конечно, в большей степени это обусловлено снижением доходов от экспорта. Однако впервые за последние три года наблюдалось и сокращение доходов по соглашениям в рамках Таможенного союза (на 29,7%), что обусловлено именно снижением ставок ввозных пошлин после вступления России в ВТО.
Сектор финансовых услуг (банковские услуги, страхование) по принятым Россией в связи с членством в ВТО обязательствам, защищен в наибольшей степени. Данный сектор вызывает особый коммерческий интерес у ведущих стран — членов ВТО (США, ЕС, Канады, Японии, Швейцарии). В связи с этим предполагается только частичное открытие финансового сектора для иностранного капитала.
В соответствии с обязательствами, принятыми Россией при вступлении в ВТО, в банковской сфере доля иностранного капитала не должна превышать 50% в уставных капиталах банков. При расчете этой доли не будут учитываться иностранные инвестиции, вложенные в российскую банковскую систему до 1 января 2007 года, а также иностранные инвестиции в капитал банков, которые будут приватизированы после даты присоединения России к ВТО. По соглашениям в рамках ВТО также предусмотрен запрет на деятельность в России филиалов иностранных банков.
В сфере страхования открытие филиалов иностранных страховых компаний отсрочено до 2021 года. При этом обязательное страхование иностранным филиалам будет запрещено (за исключением страхования ОСАГО и страхования в сфере госзакупок). До 2017 года доля иностранного участия в уставном капитале компаний, осуществляющих страхование жизни, обязательное страхование пассажиров и обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автомобилей, не может превышать 51%.
Таблица 2
Динамика доходов федерального бюджета в 2012-2013 гг., млрд руб.*
Статья доходов 1 полугодие 2012 года 1 полугодие 2013 года Динамика
Доходы федерального бюджета из них: 6200,4 6257,6 +57,2
Налог на прибыль организаций 177,8 160,6 -17,2
НДС 978,4 978,7 +0,3
Доходы от ВЭД, из них: 2 426,1 2 320,1 -106
— ввозные таможенные пошлины 0,15 -0,06 -0,2
— вывозные таможенные пошлины 2 028,7 1 893,1 -132,6
— таможенные сборы 15,1 7,8 -7,3
— доходы по соглашениям между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в рамках Таможенного союза 414,7 385,0 -29,7
Доходы от имущества, находящегося в госсобственности 138,2 159,7 +21,5
Платежи за пользование природными ресурсами 38,5 158,5 +120,0
* Данные Федерального казначейства: http:// www.roskazna.ru
Необходимость защиты отечественного банковского сектора от иностранного капитала в условиях членства в ВТО представляется неоднозначной. С одной стороны, отечественный банковский сектор по-прежнему будет защищен от конкуренции. Следовательно, не приходится надеяться на повышение эффективности работы банков под давлением прямой конкуренции с иностранцами и снижение стоимости кредитов для промышленности и сельского хозяйства [2, С.16].
Действительно в российской банковской практике ситуация с высокими ставками по долгосрочным кредитам (на уровне средневзвешенной ставки в 11%) усугубляет проблемы реального сектора экономики в части кредитования инвестиционных проектов в целях модернизации, внедрения новых технологий, расширения масштабов деятельности. Кроме того, низкие в сравнении с индексом инфляции ставки по депозитам (на
уровне средневзвешенной ставки в 5-6%) обесценивают накопления граждан.
В данной ситуации хотя бы частичное открытие банковского сектора за счет допуска филиалов зарубежных банков на российский рынок в краткосрочной перспективе, действительно, могло бы оживить конкуренцию, привести к снижению ставок по кредитам, повышению ставок по депозитам и т.д.
С другой стороны, в долгосрочном периоде существенный приток иностранного капитала, значительную долю которого составляют чисто спекулятивные деньги, может привести к потере банковского суверенитета России, что опасно для всей финансовой системы государства.
На момент вступления России в ВТО доля иностранного капитала в банковском секторе уже достигла 30%, увеличившись за последние 10 лет с 8%. Несмотря на то, что под контролем иностранных банков на сегодняшний день находится всего 10% банковских активов России, ученые-экономисты не без основания опасаются, что контролируя потоки крупнейших российских производителей, иностранные банки получат контроль над финансовыми потоками и состоянием платежеспособности российской экономики не только по экспортным, но и по внутренним платежам [4, С.147].
Риски макроэкономического характера в условиях увеличения доли иностранного капитала в банковском секторе обусловлены также расширением денежной массы за счет валютной составляющей, что усиливает зависимость отечественного финансового сектора от колебаний мирового финансового рынка.
Кроме того, возможные риски российского банковского сектора в связи с появлением иностранных конкурентов могут быть связаны со снижением доходности операций, потерей платежеспособности и как следствие к проблемам с выплатой
процентов вкладчикам и возвратом размещенных денежных средств.
Подводя итог вышеизложенному, отметим следующее:
— во-первых, наличие признаков рецессии в экономике России, осложняющее возможности анализа и прогнозирования возможных последствий членства в ВТО для экономического развития (снижение темпов роста ВВП, финансовых результатов деятельности, темпов роста кредиторской задолженности предприятий и организаций реального сектора экономики представляется необоснованным напрямую связывать с членством в ВТО);
— во-вторых, подтверждение ранее даваемым прогнозам относительно отрицательного воздействия на бюджетную сферу факта членства в ВТО в краткосрочном периоде (сокращение поступлений в федеральный бюджет по доходам от импортных таможенных пошлин в рамках функционирования Таможенного союза сложилось даже при росте импорта в натуральных объемах);
— в-третьих, необходимость в кратчайшие сроки повышения конкурентоспособности российского банковского сектора без усиления влияния со стороны иностранного капитала (даже незначительное снижение ставок по долгосрочным кредитам способно активизировать инвестиционные процессы в реальном секторе экономики).
Следует также отметить, что на современном этапе не найден консенсус позиций Правительства РФ, представителей бизнеса и научных сообществ в видении перспектив экономического развития в условиях членства России в ВТО. Но, в любом случае в ближайшем будущем всем сторонам предстоит совместное решение проблем адаптации экономики России к новым условиям хозяйствования.
Литература
1. Резерфорд Т., Тарр Д. Вступление России в ВТО: влияние на экономику, отрасли, рынок труда и домохозяйства — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.worldbank.org/trade/russia-wto. — Загл. с экрана.
2. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации / Бабкин К.А., Кузнецов, А.В., Корчевой Е.А., Пронин В.В., Самохвалов В.А. — М.: ООО «Радуга», 2012. — 42 с.
3. Оболенский В.П. Обязательства России в ВТО: плюсы и минусы // Российский внешнеэкономический вестник. — 2012. — № 2. — С.18-36.
4. Пономарева М.А., Маклакова Т.Р. Влияние вступления в ВТО на банковскую систему РФ // Актуальные проблемы экономики, финансов и права на современном этапе развития: Международная науч.-практ. конф., г. Сочи, 22-25 апреля 2013 г. / Под ред. Т.Е. Гварлиани. — Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2013. — 298 с.