Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ'

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
358
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / POLICY / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА / FINANCIAL POLICY / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FINANCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарандина Наталия Львовна

В статье рассматривается вопрос о понятии финансовой политики, ее месте в системе национальной правовой политики и о значении финансовой политики в обеспечении финансовой безопасности и национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial policies and financial security

The article discusses the concept of financial policy, its place in the system of the national legal policy, and the importance of fiscal policy in ensuring financial security and national security.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

ШАРАНДИНА Наталия Львовна,

старший преподаватель кафедры финансового права

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия».

E-mail: natsharandina@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается вопрос о понятии финансовой политики, ее месте в системе национальной правовой политики и о значении финансовой политики в обеспечении финансовой безопасности и национальной безопасности.

Abstract: The article discusses the concept of financial policy, its place in the system of the national legal policy, and the importance of fiscal policy in ensuring financial security and national security.

Ключевые слова: Политика, правовая политика, финансовая политика, финансовая безопасность.

Keywords: Policy, legal policy, financial policy, financial security.

Термин «политика» происходит от слова полис (polis) - «город-государство»; в научный оборот он введен в IV в. до н.э. Аристотелем, изучившим опыт более полутора сотен греческих государств-полисов (включая Афины и Спарту). Именно Аристотель назвал политику «искусством управления государством»[1]. Политика -то, что относится к делам полиса, а в современном понимании - то, что касается государства[2].

В.И. Даль также определяет политику как «науку государственного управления»[3]. В словаре С.И. Ожегова приводится несколько значений термина «политика»: 1. Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны... 2. Вопросы и события общественной, государственной жизни. 3. Образ действий, направленных на достижение чего-нибудь[4].

Политика является объектом изучения различных наук. Ученые-политологи указывают на сложность, во-первых, политики как явления, во-вторых, определения ее сущности и выявления содержа-ния[5]. Одна из позиций заключается в том, что политика означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, классами, партиями, нациями и государствами[5].

По мнению Э. Хейвуда, политика - это создание, сохранение и обогащение наиболее общих правил общежития. Подчеркивая многозначность, много-аспектность понятия политики, автор предлагает рассматривать ее как: искусство государственного управления; публичный процесс; компромисс и консенсус; власть и распределение ресурсов[2, с. 4-5].

Другие авторы выделяют следующие значения термина «политика»: а) социальное явление; б) общественное явление; в) совокупность политических

институтов; г) политическое сознание, политическую культуру, политическую идеологию; д) политические системы и процессы; е) политические технологии[6]. Политика определяется ими как «единство институционального, нормативного и процессуального начал в совместной деятельности людей по достижению общих государственных целей в рамках определенного порядка функционирования общества и властного управления ею»[6, с. 14]. Институциональное начало составляют политические институты; нормативное -традиции, правила, законы, ценности, цели (т.е. политическое содержание); процессуальное начало включает «отношения к политическим взаимодействиям людей, в том числе в их принципиально конфликтных формах (политический процесс)[6, с. 13-14]. Представляется, что данная позиция охватывает основные составляющие политики как многомерного и многообразного явления общественной жизни.

Э. Хейвуд отмечает, что политика всегда будет неотъемлемой частью человеческого общества, что обусловлено, с одной стороны, общественным разнообразием, с другой - дефицитностью общественных ресурсов[2, с. 3].

В теории права исследуется особая форма выражения государственной политики - правовая политика, являющаяся средством легитимации и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур, представляющая собой комплекс идей, мер, задач, целей, программ, методов, установок, закрепленных в нормативных правовых актах, обеспеченных властной принудительной силой[7].

По мнению А.В. Малько и К.В. Шундикова, правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффек-

тивного механизма правового регулирования... [8].

Представляется, что особенность правовой политики состоит именно в том, что это сфера деятельности исключительно публично-правовых субъектов, в то время как субъектами политики могут выступать не только органы государственной власти, но и политические партии, общественные организации и объединения,отдельные лица.

Одним из видов правовой политики и частью общей государственной политики является финансовая политика. Понятие «финансовая политика» активно используется в нормативных правовых актах, в правовой и экономической науке, в средствах массовой информации. В то же время, приходится признать, что его содержание в законодательстве не раскрывается, соответственно, легальное определение финансовой политики отсутствует.

Конституция РСФСР 1918 г.[9] содержала разд. 5 «Бюджетное право», начинавшийся ст. 79, устанавливавшей: «Финансовая политика Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской Республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности». Как видно, здесь присутствует описание целей, задач и отчасти мер в сфере финансовой политики, но само понятие не определяется[10].

В последующих Конституциях СССР и РСФСР упоминания о финансовой политике как целостном правовом явлении отсутствуют, хотя термин «политика» так или иначе употребляется или, по меньшей мере, презюмируется, что просматривается в нормах, устанавливающих и разграничивающих предметы ведения субъектов права, среди которых «утверждение бюджета, установление государственных и местных налогов, сборов и неналоговых доходов, заключение внешних и внутренних займов»[11], «установление единой денежной и кредитной политики»[12]; позднее (в 1936 г.) добавилось «управление банками, ... руководство денежной и кредитной системой, организация государственного страхования»[13], в 1977 г. - «определение политики в области цен и оплаты труда»[14].

В действующей Конституции РФ понятие «финансовая политика» используется, но также не раскрывается. В частности ст. 114 устанавливает, что Правительство Российской Федерации обеспечивает поведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики (п. «б»). Кроме того, содержание финансовой политики раскрывается также посредством перечисления предметов ведения публично-правовых образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований) и полномочий высших органов государственной власти в сфере финансовой деятельности (п. «е», «ж», «з» ст. 71; п. «и» ст. 72)[15].

В действующем законодательстве и подзаконных актах РФ часто упоминается финансовая политика, но чаще ее отдельные аспекты. В частности, п. 1 ст. 8 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»[16] устанавливает: «Золотой запас Российской Федерации. предназначен для осуществления финансовой политики государства.». Согласно п/п. 3. ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне»[17] к числу сведений, составляющих государственную тайну, отнесены сведения о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства. Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации»[18] к числу функций Счетной палаты отнесено проведение экспертизы документов, затрагивающих вопросы бюджетно-финансовой политики и даче заключений по ним (ст. 13, 24). Приказ Минпромторга РФ № 248, Минсельхоза РФ № 482 от 31 октября 2008 г. «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года»[19] содержит п. 6.2.4. «Формирование финансовой и ценовой политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов», регламентирующий условия и порядок финансирования охраны, защиты и воспроизводства лесов» и т.д. Тем не менее, следует признать, что содержание понятия «финансовая политика» является, по преимуществу, доктринальным и разрабатывается учеными -экономистами, правоведами, иногда - политологами.

В современной финансовой науке - экономической и правовой - активно предпринимаются попытки выработать определение понятия «финансовая политика». И сама финансовая политика, ее сущность, роль, содержание, структура и др. находят-

ся в фокусе научных исследований.

«Современный экономический словарь» определяет финансовую политику как «политику государства, правительства в отношении использования государственных финансовых ресурсов, регулирования доходов и расходов, формирования и исполнения государственного бюджета, налогового регулирования управления денежным обращением, воздействия на курс национальной валюты»[20]. Представляется, что здесь не раскрыта сущность финансовой политики, которая определяется через то же понятие - «политика», «политика в отношении...».

Ряд ученых определяет финансовую политику, как представляется, достаточно утилитарно - через понятие «деятельность». В частности, по мнению А.Е. Дворецкой, финансовая политика - «основанная на финансовом законодательстве систематическая деятельность государства и муниципалитетов, направленная на образование, распределение и использование публичных финансов для осуществления задач и функций государства и его органов»[21]. Идентична позиция Е.Н. Кондрат, утверждающей, что «финансовая политика - это основанная на финансовом законодательстве целенаправленная деятельность государства, связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их распределением и использованием для выполнения государством своих функций»[22]. Определение финансовой политики в обоих приведенных определениях идентична определению понятия финансовой деятельности государства и муниципальных образований с той лишь разницей, что один автор говорит о «систематической», другой - о «целенаправленной» деятельности.

Близкую точку зрения высказывают И.А. Майбуров, Н.В. Ушак и М.В. Косов, предлагающие понимать финансовую политику как «комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства»[23].

Л.М. Подъяблонская рассматривает финансовую политику как «определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и решения отдельных социальных, экономических и политических задач общества»[24], что свидетельствует о признании автором стратегичес-

кого характера финансовой политики.

С.В. Мирошник считает финансовую политику «квинтэссенцией», стержневым элементом финансовой деятельности[25]. Автор расширяет и конкретизирует направления и цели финансовой политики, указывая, что - это «деятельность государства - публичного субъекта по разработке и реализации концептуальных идей, положений, программ, нацеленных на создание и совершенствование механизма финансово-правового регулирования общественных отношений»[26].

Следует согласиться с И.В. Рукавишниковой, что финансовая политика «определяет цели, задачи, принципы, направления, способы правового регулирования, а также формы деятельности органов государственной власти РФ, иных уполномоченных органов и организаций, в области формирования, распределения, управления и контроля за использованием публичных денежных фондов в целях эффективного воздействия на развитие экономики страны, повышения благосостояния государства и личности»[27].

Таким образом, в правовой науке все большее развитие получает отношение к пониманию финансовой политики не как деятельности, а как сферы государственной деятельности, связанной с постановкой стратегических целей и определением задач, инструментов и методов их достижения в сфере финансовой деятельности национального масштаба.

Представляется бесспорным, что финансовая политика теснейшим образом связана с финансовой деятельностью, опосредуется ею. В то же время, если финансовая деятельность осуществляется на всех уровнях власти - федеральном, региональном и местном, - то финансовая политика - безусловная прерогатива органов власти федерального уровня. При этом главная цель финансовой политики России в настоящее время заключается в обеспечении финансовой стабильности и безопасности, качественного уровня жизни российских граждан[26].

В то же время, вопрос о месте и роли финансовой политики в системе государственной политики остается дискуссионным. Так, в предложенном И.В. Рукавишниковой варианте легального определения финансовой политики государства автор утверждает, что «государственная финансовая политика - составная часть социально-экономической политики», в чем позиция автора совпадает с точкой зрения И.А. Май-бурова, Н.В. Ушак и М.В. Косова, считающих, что финансовая политика выполняет вспомогательную роль -роль средства - при осуществлении социально-эконо-

мической политики и может разрабатываться и эффективно проводиться только в рамках последней[23].

Представляется, что в данном случае уважаемые авторы принижают роль финансовой политики, которая если и является частью, то общенациональной политики; финансовая политика не только равноправна с социально-экономической политикой, но обе могут осуществляться исключительно во взаимосвязи и взаимозависимости. Более того, без финансовой политики осуществление никакой другой, в том числе (и в особенности) социально-экономической политики не представляется возможным.

По этому поводу очень четко сформулирована позиция М.В. Карасевой. «Финансовая политика государства, - подчеркивает автор, - является лишь одним из видов государственной политики наряду с социальной, оборонной, экологической и т.д. Однако гарантировать проведение в жизнь своей политики в самых различных направлениях государство может лишь в том случае, если это финансово обеспечено. ... Воплощение в жизнь государством разработанных политических программ, закрепленных в самых различных с отраслевой точки зрения правовых нормах, возможна, главным образом, лишь в случае их адекватного финансового обеспечения, достигаемого путем реализации финансово-правовых норм. Поскольку финансовая политика обеспечивается, главным образом, претворением в жизнь финансово-правовых норм, постольку совершенно очевидно, что финансовое право, финансовая политика государства являются одной из важнейших гарантий всех других направлений государственной политики»[28].

Н.И. Химичева также отмечает, что финансовая политика является относительно самостоятельной сферой деятельности государства, выступая средством реализации государственной политики в любой отрасли общественной деятельности, что обусловлено управляющей ролью финансовой деятельности во всех сферах жизнедеятельности общества и государства[29].

Таким образом, финансово-правовая политика - составная часть правовой политики Российского государства, особый вид публичной деятельности, состоящей в определении направлений, путей и способов реализации задач государства и муниципальных образований в сфере финансов путем их закрепления в нормах финансового права с установлением мер ответственности за совершенные правонарушения[30].

Представляется возможным констатировать

наличие сформированной системы финансовой политики. В качестве элементов в системе финансовой политики выделяют налоговую, бюджетную, денежно-кредитную, ценовую, таможенную, социальную, инвестиционную политику, политику внешних и внутренних заимствований, а также политику в сфере международных финансов[31].

В научной литературе также высказываются мнения о структуре финансовой политики. Например, Н.М. Артемов указывает на наличие в финансовой политике двух составляющих: 1) финансовой стратегии -долгосрочной линии поведения, основанной на выработке перспективных целей, на достижение которых должна быть направлена финансовая деятельность государства, и выборе приоритетных методов их достижения; 2) финансовой тактики, направленной на решение конкретных задач, возникающих на отдельных этапах развития государства[32].

С.В. Мирошник также выделяет две составные части финансовой политики государства: концептуальную (подготовительную), включающую разработку общей концепции, определение тактических и стратегических целей и задач, а также конкретного механизма их достижения; и правоприменительную -как процесс непосредственной реализации основных идей при осуществлении финансовой деятельности уполномоченными государственными органами[26].

Следует согласиться с И.В.Рукавишниковой, что «финансовая политика государства может быть реализована только в том случае, если входящие в ее состав идеи, принципы, программы получат юридически определенную форму»[25, с. 33-34].

Нормативной базой финансовой стратегии (концептуальной части финансовой политики) являются, прежде всего, Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [27], определяющий принципы, задачи, состав и правовой статус участников стратегического планирования, а также перечень и требования к документам стратегического планирования (среди которых ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию, бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период, основные направления деятельности Правительства РФ, государственные программы РФ и др.). К документам, определяющим стратегические направления, в том числе, и финансовой политики, также относятся различные концепции, стратегии, планы и др.

Финансовая тактика (правоприменительная часть финансовой политики) регулируется норматив-

ными правовыми актами органов государственной власти. Кроме того, Правительство РФ ежегодно утверждает подготовленные Министерством финансов РФ «Основные направления бюджетной политики» и «Основные направления налоговой политики» на среднесрочную перспективу (следующий финансовый год и двухлетний плановый период), а также основные направления таможенно-тарифной политики - документы, не являющиеся нормативными правовыми актами, но материалы которых необходимо учитывать при подготовке проектов бюджетов всех уровней на соответствующий период и представляющие собой основание для внесения изменений в бюджетное законодательство и законодательство о налогах и сборах, а также в таможенное законодательство. Центральный банк РФ также ежегодно готовит «Основные направления денежно-кредитной политики». «Основные направления бюджетной политики РФ», «Основные направления налоговой политики РФ» и «Основные направления таможенно-тарифной политики РФ» на очередной финансовый год и плановый период вносятся в Государственную Думу РФ одновременно с проектом бюджета[33]. Проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу представляет Центральный банк РФ не позднее 1 октября текущего года РФ[34]. Субъектами финансовой политики являются высшие органы государственной власти.

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; осуществляет руководство внешней политикой РФ [35]. Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ является основой для определения стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, определения направления достижения этих целей, важнейших задач, подлежащих решению, а также для разработки других документов стратегического планирования. Во исполнение ежегодного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ Президент РФ издает указы[36].

Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) ежегодно рассматривают и принимают федеральный закон «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год и пла-

новый период, а также федеральный закон об исполнении федерального бюджета. Являясь субъектами законодательной инициативы, палаты Федерального Собрания и отдельные депутаты вправе вносить проекты нормативных правовых актов, в том числе, по вопросам финансовой политики.

Правительство РФ в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ[33] и со ст. 15 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[37] обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; с п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ и со ст. 15 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен, а также разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества[38].

Министерство финансов РФ разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам налоговой политики, валютной политики, политики в сфере таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела; регулирования деятельности субъектов и участников страхового рынка; финансовых взаимоотношений РФ с иностранными государствами, межгосударственными объединениями с участием РФ и международными финансовыми организациями; политики в сфере финансовых рынков; осуществляет координацию бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики. Основными задачами Министерства финансов РФ являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере финан-

совых рынков, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, таможенного дела[39]. Во взаимодействии с Центральным банком РФ Минфин России разрабатывает основные направления развития финансового рынка[40].

Основной функцией Центрального банка РФ является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти[41]; цели деятельности ЦБ РФ заключаются в развитии и укреплении банковской системы РФ, обеспечении стабильности и развитии национальной платежной системы и финансового рынка РФ[42]. Во взаимодействии с Правительством РФ Банк России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ. Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение[43], а также участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики[44].

Одна из основополагающих целей финансовой политики государства - обеспечение финансового суверенитета страны, что, в свою очередь, является одним из факторов финансовой безопасности и национальной безопасности в целом.

В указе Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» национальная безопасность Российской Федерации определена как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних уг-

роз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации»[45].

Поскольку все перечисленные направления тесно связаны с эффективностью финансовой политики, так как без финансового обеспечения невозможно реализовать никакие - даже самые благие - цели и намерения; поскольку финансовый суверенитет является непременным атрибутом государства, - соответственно, финансовая безопасность - неотъемлемый элемент национальной безопасности, а финансовая политика - средство обеспечения финансовой безопасности и национальной безопасности в целом.

Можно согласиться с тем, что «финансовая безопасность - это состояние защищенности централизованных и децентрализованных финансовых потоков от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается эффективное и безопасное функционирование финансов посредством использования оптимального формата сотрудничества всех органов государственной власти»[46]. Представляется, что условиями обеспечения финансовой безопасности при осуществлении мероприятий финансовой политики может быть комплекс факторов: точный выбор приоритетов и целей; в случае же, «если цели финансовой политики государства имеют ложную направленность, то необходимо пересматривать или корректировать общие ориентиры политики государства, там искать способы приведения политики государства в соответствие с закономерностями развития общества, его интересами»[47]; неукоснительное соблюдение законодательства и нормативных установлений и правил всеми субъектами финансовой политики; согласованность действий субъектов финансовой политики в процессе стратегического планирования и реализации; повышение уровня ответственности (как позитивной, так и юридической) субъектов финансовой политики.

Библиография:

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. 9.

Аристотель. Сочинения. В 4-х т. М., 1983. Т. 4.

Хейвуд Э. Политология: учебник для студентов вузов / Пер. с англ. Под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Вельского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. С. 5.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1989. Т. 3. С. 261.

Ожегов С.И. Словарь русског языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 15-е изд. М.: Русский язык, 1984. С. 490.

Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 6.

Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.К. Батурина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004 // КонсультантПлюс.

Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право. 2001. № 7. С. 5-15.

Конституция (Основной Закон) РСФСР (принята V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 г.). Ст. 17 // СУ РСФСР.

1918. № 51, ст. 582; КонсультантПлюс.

10. В Конституциях СССР и РСФСР в последующий период Советской власти понятие финансовой политики отсутствует.

11. Постановление XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г. «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР» (вместе с «Конституцией (Основным Законом) РСФСР») // СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218; Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1925. № 118; КонсультантПлюс; Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г. «Об утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» (вместе с Конституцией). Ст. 19 // СУ РСФСР. 1937. № 2. Ст. 11; КонсультантПлюс; Конституция (Основной Закон) РФ - России (принята ВС РСФСР 12 апреля 1978 г.) (в ред. от 10 декабря 1992 г.) // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407; КонсультантПлюс.

12. Основной Закон (Конституция) СССР (утв. ЦИК СССР 6 июля 1923 г.). Разд. 2. Гл. 1. Ст. 1 // СУ РСФСР. 1923. № 81. Ст. 782; КонсультантПлюс.

13. Конституция (Основной Закон) СССР (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936). Ст. 14 // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. № 283; КонсультантПлюс.

14. Конституция (Основной Закон) СССР (принята ВС СССР 7 октября 1977 г.). Ст. 73 // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617 // КонсультантПлюс.

15. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.

16. О драгоценных металлах и драгоценных камнях. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1463.

17. О государственной тайне. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (в ред. от 8 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 82208235.

18. О Счетной палате Российской Федерации. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1649.

19. Приказ Минпромторга РФ № 248, Минсельхоза РФ № 482 от 31 октября 2008 г. «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года» // КонсультантПлюс.

20. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИН-ФРА-М, 2011 // КонсультантПлюс.

21. Дворецкая А.Е. Финансы: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014. С. 50.

22. Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. Угрозы финансовой безопасности и пути противодействия. М.: Юстицинформ, 2014 // КонсультантПлюс.

23. Майбуров И.А. Теория и история налообложения: уч. пособие / И.А. Майбуров, НГ.В. Ушак, М.Е. Косов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 192.

24. Подъяблонская Л.М. Финансы: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 79.

25. Мирошник С.В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности // Банковское право. 2015. № 3. С. 33.

26. Мирошник С.В. Финансовая политика и финансовая система страны // Финансовое право. 2008. № 4 // КонсультантПлюс.

27. Рукавишникова И.В. Финансовая политика государства как категория финансового права // Финансовое право. 2008. № 4 // КонсультантПлюс.

28. Карасева М.В. Бюджетное и налоговое право России (политический аспект): Юристъ, 2003. С. 39.

29. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Норма, 2005. С. 99.

30. Химичева Н.И. Финансово-правовая политика // Правовая политика: словарь и проект концепции / Под ред. А.В. Малько. Саратов: Изд-во «Саратовская государственная академия права», 2010. С. 134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Майбуров И.А. Теория и история налообложения: уч. пособие для студентов вузов / И.А. Майбуров, НГ.В. Ушак, М.Е. Косов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 193; Алехин Э.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Пенза, 2010.

32. Артемов Н.М. К вопросу о термине «финансовая политика» // Проблемы финансового права в условиях рынка в XXI веке: Сб. материалов международной научно-практич. конференции / Отв. ред. О.Н. Горбунова. М.: ТК «Велби», Проспект, 2005. С. 26; Арзуманова Л.Л. Финансовая политика как составная часть государственной политики // Вестник ун-та им. О.Е. Кутафина. 2014. № 4. Вып. «Финансовое право». С. 117.

33. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // СЗ РФ. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3378.

34. Ч. 4 ст. 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

35. Ч. 7 ст. 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

36. www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.

37. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

38. О Правительстве Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

39. Ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

40. Вопросы Министерства финансов Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185 (в ред. от 13 апреля 2016 г.) // СЗ РФ. 2004. № 14. Ст. 1578.

41. О Министерстве финансов Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 (в ред. от 1 июля 2016 г.) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3258.

42. Ч. 1, 2 ст. 75 Конституции Российской Федерации.

43. Ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

44. Пп. 1, 1.1, 2 ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

45. Ст. 21 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790.

46. О стратегии национальной безопасности РФ. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.

47. Кондрат Е.Н. Международная финансовая безопасность: современное состояние и роль финансового контроля в ее обеспечении // Юридический мир. 2011. № 12. С. 32-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.