Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ АПК РЕГИОНА'

ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ АПК РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ЦЕЛЕВАЯ ВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / ГРАНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эм С.Э., Воляник В.И., Езангина И.А.

Агропромышленный комплекс (АПК) и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. В этой связи исследована роль государства в сохранении многоукладности сельского хозяйства региона, в поддержке его малых форм хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ АПК РЕГИОНА»

УДК 334.722.1

С.Э. Эм, В.И. Воляник, И.А. Езангина

ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ АПК РЕГИОНА

Агропромышленный комплекс (АПК) и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. В этой связи исследована роль государства в сохранении многоукладности сельского хозяйства региона, в поддержке его малых форм хозяйствования.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, малые формы хозяйствования, государственная программа, целевая ведомственная программа, крестьянское (фермерское) хозяйство, грант.

В Астраханской области АПК рассматривается как одно из приоритетных направлений развития территории. При этом, являясь ключевым элементом социально-экономического развития региона, комплекс динамично развивается. Речь идет о многоукладной сельской экономике, включающей как крупномасштабное производство, так и малые формы хозяйствования. Под малыми формами хозяйствования в контексте исследования понимаем, крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х), а также индивидуальных предпринимателей (ИП), занимающихся сельскохозяйственным производством, личные подсобные хозяйства (ЛПХ), сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СХПК). В настоящем Астраханский сельскохозяйственный кластер включает в себя 107 СХП, 2945 (К(Ф)Х), 110 тыс. ЛПХ, 660 садоводческих обществ, 56 СХПК, которые осуществляют деятельность на территории 11 муниципальных образований области [5].

Развитие АПК региона актуализировано в рамках долгосрочной программы Астраханской области на период 2015-2020 гг., включающей реализацию 2 подпрограммы, 5 ведомственных целевых программ. Данная Программа сформирована в рамках Концепции развития сельского хозяйства РФ, изложенной в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [1]. Объем финансирования отмеченной выше региональной программы за счет всех источников предусмотрен в размере 40217649,6 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 5204735,1 тыс. рублей; бюджет субъекта - 4955009,6 тыс. рублей; бюджеты муниципальных образований - 404940,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 29652964,9 тыс. рублей [2].

Объективно АПК Области нуждается в эффективной поддержке, как на федеральном, так и региональном уровне. С учетом жестких климатических условий Астраханской области, которые сопровождаются аномально высокими температурами воздуха, суховеями, приводящими к применению высоких оросительных норм, а также поздними заморозками, сложная фитосанитарная обстановка требует дополнительных затрат на средства защиты растений, укрывные материалы на ранних посадках, дополнительных поливов и т.д. Низкое содержание элементов питания в почвах требует значительных объемов удобрений при выращивании сельскохозяйственных культур. Отрицательным фактором является и рост обязательств сельхозпроизводителей Области: задолженности перед поставщиками и подрядчиками за корма и электроэнергию; обязательств по предоставленным кредитам и займам, перед бюджетом Астраханской области и внебюджетными фондами, по лизинговым платежам [4].

Учитывая особенности региона, а именно преобладание мелкотоварного производства, требуется и государственное участие в организации такого важной институции АПК как оптово-распределительные центры (ОРЦ). В рамках региональной программы «Создание оптово-распределительных центров на базе сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов в Астраханской области на 2011-2013 годы» за период реализации создано 4 ОРЦ в районах Области. Общая площадь ОРЦ составила более 14 тыс. кв. м, объем емкости хранения растениеводческой продукции - свыше 20 тыс. т, мощность линий предпродажной подготовки - около 1 тыс. т продукции в сутки [2].

Однако законодательство РФ в части налогообложения и условий кредитования способствовало закрытию многих К(Ф)Х. Так, в 2013 году на территории Астраханской области прекратили деятель-

© Эм С.Э., Воляник В.И., Езангина И.А., 2017.

Вестник магистратуры. 2017. № 1-4(64).

ISSN 2223-4047

ность более 300 К(Ф)Х. Вместе с тем, их деятельность вносит неоценимый вклад в объем товарной продукции АПК Области. По состоянию на 01.01.2015 г. площадь земель, закрепленная за К(Ф)Х, составила 1148,0 тыс. га или 33% от площади. За последние 10 лет доля К(Ф)Х в АПК региона увеличилась и составила: от объема валовой продукции - 42% или 11,4 млрд. рублей, в том числе по растениеводству -7,9 млрд рублей и по животноводству - 3,5 млрд. рублей; от посевной площади - 60%, в том числе площадей под капельным орошением на долю К(Ф)Х приходится 88% или около 14 тыс. га; от объёма производства растениеводческой продукции - 69%; от общего поголовья крупного рогатого скота (КРС) -31%, в том числе коров - около 33%, овец и коз - 62%; от общего объема производства мяса - 39%, молока - 19% [2].

К(Ф)Х Астраханской области на протяжении длительного периода занимают лидирующие позиции по объему производства овоще-бахчевой продукции (1 место) и картофеля (2 место) в России. В 2015 г. посевная площадь бахчевых культур составила 325,5 га. При этом хозяйствами района произведено 7417,2 т, (рост к соответствующему периоду 2014 г. 2421,9 т или 148,5%) в том числе СХП - 1800 т, КФХ - 5577 т, хозяйствами населения 40,2 т. На территории Астраханской области выращивается большой ассортимент сортов картофеля с различными сроками созревания. В 2015 г. хозяйствами района произведено 9120,5 т картофеля, в том числе СХП - 640 т, КФХ - 4504 т, хозяйствами населения - 3976,5 т. Из 37 модернизированных овощехранилищ 25 приходится на долю К(Ф)Х. Высокими темпами К(Ф)Х развивают отрасль животноводства. В доказательство, в молочном животноводстве введено в эксплуатацию 8 молочно-товарных ферм с новейшими технологиями содержания скота и современными механизированными процессами; в мясном скотоводстве введены в эксплуатацию 2 откормочные площадки [6].

Цель - подержание, дальнейшее развитие сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качеств жизни в сельской местности, увеличение доходов и снижение издержек малых форм товаропроизводителей через их участие в сельскохозяйственных потребительских кооперативах - зафиксирована в ведомственной целевой программе «Экономически значимая региональная программа государственной поддержки развития малых форм хозяйствования в Астраханской области», рассчитанной на период 2016-2018 гг. При этом основными формами государственной поддержки выступают: грантовая помощь, а также возмещение части процентной ставки по кредитам. Общий объем финансирования предусмотрен в размере 724217,2 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет -368753,7 тыс. рублей; бюджет Астраханской области -172573,6 тыс. рублей; внебюджетные средства -182889,9 тыс. рублей [3]. В первом полугодии 2016 г. получено в общей сложности из всех источников 149752,2 тыс. руб. (из 180533,3 тыс. руб. запланированных на год), в том числе по мероприятию:

- «предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам» освоено 39874,5 тыс. руб.;

- «предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм» освоено 58945 тыс.

руб.;

- «возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам» освоено 27875,88 тыс. руб.

- «предоставление грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных кооперативов» освоено 23056,84 тыс. руб.

С целью недопущения сокращения К(Ф)Х и создания условий для развития агробизнеса ЛПХ до уровня товарного производства с дальнейшим переходом их в категорию К(Ф)Х реализуются мероприятия по направлениям «Начинающий фермер» и «Развитие семейных животноводческих ферм». По первому направлению оказана поддержка 115 фермерским хозяйствам, а полученные средства направлялись на приобретение земельных участков, разработку проектно-сметной документации, приобретение, ремонт, переустройство помещений, подключение к инженерным сетям, приобретение техники, семян и удобрений. В конкурсе «Начинающий фермер» может принять участие глава КФХ, с момента регистрации которого не прошло более 24 месяцев и которое выступает единственным его местом работы. Победитель конкурсов обязан отработать не менее пяти лет после получения гранта, а также создать новые рабочие места - не менее одного на каждые полученные 500 тысяч рублей. Максимальный размер гранта составляет 1,5 млн. рублей, а сумма единовременной помощи - 250 тыс. рублей. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит к 2020 году в регионе обеспечить прирост численности К(Ф)Х по направлениям «Начинающий фермер» - до 30 хозяйств в год, «Развитие семейных животноводческих ферм» - до 7 хозяйств в год, создать на базе К(Ф)Х около 170 хозяйств, более 400 новых рабочих мест и привлечь дополнительные доходы в бюджет Астраханской области.

В целом реализация государственной и ведомственно-целевой программ предусматривает: индекс производства продукции К(Ф)Х до 101,6% в год; увеличение их количества до 3155 единиц.

Наконец, Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности области актуализирует важное направление развития - взаимодействие науки и производства для решения проблем импортоза-

мещения. В 2016 года в Области состоялся семинар «Перспективные сорта и гибриды паслёновых культур в Астраханской области для насыщения рынка и повышения конкурентоспособности», где было представлено свыше 60 сортообразцов томатов, перцев, баклажанов.

Таким образом, К(Ф)Х как малая форма хозяйствования в современном АПК региона объективно требует государственной поддержки в формате прямого и косвенного участия. Реализация исследуемых мероприятий в перспективе будет способствовать сбалансированному и эффективному использованию производственных ресурсов в К(Ф)Х, позволит устранить тенденции, тормозящие развитие фермерского производства.

Библиографический список

1.«О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 http://base.garant.ru/70210644/

2.«О Государственной программе «Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области»: постановление Правительства Астраханской области № 368-П от 10.09.2014 https://msh.astrobl.ru/section/gp-razvitie-agropromyshlennogo-kompleksa-astrahanskoy-oblasti

2.«Об утверждении ведомственной целевой программы «Экономически значимая региональная программа государственной поддержки развития малых форм хозяйствования в Астраханской области»: распоряжение Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности №12 от 26.02.2016 г. https://msh.astrobl.ru/ sites/default/files/ vcp_mal_for_no 12_ot_26.09.2016. pdf

3.Езангина И.А., Шахбазян Е.М. Микрофинансовые организации в России: опыт прошлого, настоящее, будущие перспективы // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57-1). С. 854-859.

4.Езангина И.А. Региональный кластерный подход как основа формирования инновационного потенциала государства // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 367.

5.Итого работы отрасли растениеводства в 2015 году https://msh.astrobl.ru/section/rastenievodstvo-1

6.Езангина И.А. Межфирменный стратегический альянс как организационная форма неполного от-ношенческого контакта // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2013. № 1. С. 85-88.

7.Езангина И.А. Преимущества воспроизводства корпоративного капитала в интегрированных структурах бизнеса // Молодой ученый. 2012. №11. С. 157-160.

ЭМ СВЕТЛАНА ЭДУАРДОВНА - студент, Волгоградский государственный технический университет, Россия.

ВОЛЯНИК ВИКТОРИЯ ИГОРЕВНА - студент, Волгоградский государственный технический университет, Россия.

ЕЗАНГИНА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат экономических наук, доцент, Волгоградский государственный технический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.