УДК 334.722.1
С.Э. Эм, В.И. Воляник, И.А. Езангина
ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ АПК РЕГИОНА
Агропромышленный комплекс (АПК) и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. В этой связи исследована роль государства в сохранении многоукладности сельского хозяйства региона, в поддержке его малых форм хозяйствования.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, малые формы хозяйствования, государственная программа, целевая ведомственная программа, крестьянское (фермерское) хозяйство, грант.
В Астраханской области АПК рассматривается как одно из приоритетных направлений развития территории. При этом, являясь ключевым элементом социально-экономического развития региона, комплекс динамично развивается. Речь идет о многоукладной сельской экономике, включающей как крупномасштабное производство, так и малые формы хозяйствования. Под малыми формами хозяйствования в контексте исследования понимаем, крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х), а также индивидуальных предпринимателей (ИП), занимающихся сельскохозяйственным производством, личные подсобные хозяйства (ЛПХ), сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СХПК). В настоящем Астраханский сельскохозяйственный кластер включает в себя 107 СХП, 2945 (К(Ф)Х), 110 тыс. ЛПХ, 660 садоводческих обществ, 56 СХПК, которые осуществляют деятельность на территории 11 муниципальных образований области [5].
Развитие АПК региона актуализировано в рамках долгосрочной программы Астраханской области на период 2015-2020 гг., включающей реализацию 2 подпрограммы, 5 ведомственных целевых программ. Данная Программа сформирована в рамках Концепции развития сельского хозяйства РФ, изложенной в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [1]. Объем финансирования отмеченной выше региональной программы за счет всех источников предусмотрен в размере 40217649,6 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 5204735,1 тыс. рублей; бюджет субъекта - 4955009,6 тыс. рублей; бюджеты муниципальных образований - 404940,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 29652964,9 тыс. рублей [2].
Объективно АПК Области нуждается в эффективной поддержке, как на федеральном, так и региональном уровне. С учетом жестких климатических условий Астраханской области, которые сопровождаются аномально высокими температурами воздуха, суховеями, приводящими к применению высоких оросительных норм, а также поздними заморозками, сложная фитосанитарная обстановка требует дополнительных затрат на средства защиты растений, укрывные материалы на ранних посадках, дополнительных поливов и т.д. Низкое содержание элементов питания в почвах требует значительных объемов удобрений при выращивании сельскохозяйственных культур. Отрицательным фактором является и рост обязательств сельхозпроизводителей Области: задолженности перед поставщиками и подрядчиками за корма и электроэнергию; обязательств по предоставленным кредитам и займам, перед бюджетом Астраханской области и внебюджетными фондами, по лизинговым платежам [4].
Учитывая особенности региона, а именно преобладание мелкотоварного производства, требуется и государственное участие в организации такого важной институции АПК как оптово-распределительные центры (ОРЦ). В рамках региональной программы «Создание оптово-распределительных центров на базе сельскохозяйственных снабженческо-сбытовых потребительских кооперативов в Астраханской области на 2011-2013 годы» за период реализации создано 4 ОРЦ в районах Области. Общая площадь ОРЦ составила более 14 тыс. кв. м, объем емкости хранения растениеводческой продукции - свыше 20 тыс. т, мощность линий предпродажной подготовки - около 1 тыс. т продукции в сутки [2].
Однако законодательство РФ в части налогообложения и условий кредитования способствовало закрытию многих К(Ф)Х. Так, в 2013 году на территории Астраханской области прекратили деятель-
© Эм С.Э., Воляник В.И., Езангина И.А., 2017.
Вестник магистратуры. 2017. № 1-4(64).
ISSN 2223-4047
ность более 300 К(Ф)Х. Вместе с тем, их деятельность вносит неоценимый вклад в объем товарной продукции АПК Области. По состоянию на 01.01.2015 г. площадь земель, закрепленная за К(Ф)Х, составила 1148,0 тыс. га или 33% от площади. За последние 10 лет доля К(Ф)Х в АПК региона увеличилась и составила: от объема валовой продукции - 42% или 11,4 млрд. рублей, в том числе по растениеводству -7,9 млрд рублей и по животноводству - 3,5 млрд. рублей; от посевной площади - 60%, в том числе площадей под капельным орошением на долю К(Ф)Х приходится 88% или около 14 тыс. га; от объёма производства растениеводческой продукции - 69%; от общего поголовья крупного рогатого скота (КРС) -31%, в том числе коров - около 33%, овец и коз - 62%; от общего объема производства мяса - 39%, молока - 19% [2].
К(Ф)Х Астраханской области на протяжении длительного периода занимают лидирующие позиции по объему производства овоще-бахчевой продукции (1 место) и картофеля (2 место) в России. В 2015 г. посевная площадь бахчевых культур составила 325,5 га. При этом хозяйствами района произведено 7417,2 т, (рост к соответствующему периоду 2014 г. 2421,9 т или 148,5%) в том числе СХП - 1800 т, КФХ - 5577 т, хозяйствами населения 40,2 т. На территории Астраханской области выращивается большой ассортимент сортов картофеля с различными сроками созревания. В 2015 г. хозяйствами района произведено 9120,5 т картофеля, в том числе СХП - 640 т, КФХ - 4504 т, хозяйствами населения - 3976,5 т. Из 37 модернизированных овощехранилищ 25 приходится на долю К(Ф)Х. Высокими темпами К(Ф)Х развивают отрасль животноводства. В доказательство, в молочном животноводстве введено в эксплуатацию 8 молочно-товарных ферм с новейшими технологиями содержания скота и современными механизированными процессами; в мясном скотоводстве введены в эксплуатацию 2 откормочные площадки [6].
Цель - подержание, дальнейшее развитие сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшение качеств жизни в сельской местности, увеличение доходов и снижение издержек малых форм товаропроизводителей через их участие в сельскохозяйственных потребительских кооперативах - зафиксирована в ведомственной целевой программе «Экономически значимая региональная программа государственной поддержки развития малых форм хозяйствования в Астраханской области», рассчитанной на период 2016-2018 гг. При этом основными формами государственной поддержки выступают: грантовая помощь, а также возмещение части процентной ставки по кредитам. Общий объем финансирования предусмотрен в размере 724217,2 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет -368753,7 тыс. рублей; бюджет Астраханской области -172573,6 тыс. рублей; внебюджетные средства -182889,9 тыс. рублей [3]. В первом полугодии 2016 г. получено в общей сложности из всех источников 149752,2 тыс. руб. (из 180533,3 тыс. руб. запланированных на год), в том числе по мероприятию:
- «предоставление грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам» освоено 39874,5 тыс. руб.;
- «предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм» освоено 58945 тыс.
руб.;
- «возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам» освоено 27875,88 тыс. руб.
- «предоставление грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных кооперативов» освоено 23056,84 тыс. руб.
С целью недопущения сокращения К(Ф)Х и создания условий для развития агробизнеса ЛПХ до уровня товарного производства с дальнейшим переходом их в категорию К(Ф)Х реализуются мероприятия по направлениям «Начинающий фермер» и «Развитие семейных животноводческих ферм». По первому направлению оказана поддержка 115 фермерским хозяйствам, а полученные средства направлялись на приобретение земельных участков, разработку проектно-сметной документации, приобретение, ремонт, переустройство помещений, подключение к инженерным сетям, приобретение техники, семян и удобрений. В конкурсе «Начинающий фермер» может принять участие глава КФХ, с момента регистрации которого не прошло более 24 месяцев и которое выступает единственным его местом работы. Победитель конкурсов обязан отработать не менее пяти лет после получения гранта, а также создать новые рабочие места - не менее одного на каждые полученные 500 тысяч рублей. Максимальный размер гранта составляет 1,5 млн. рублей, а сумма единовременной помощи - 250 тыс. рублей. Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит к 2020 году в регионе обеспечить прирост численности К(Ф)Х по направлениям «Начинающий фермер» - до 30 хозяйств в год, «Развитие семейных животноводческих ферм» - до 7 хозяйств в год, создать на базе К(Ф)Х около 170 хозяйств, более 400 новых рабочих мест и привлечь дополнительные доходы в бюджет Астраханской области.
В целом реализация государственной и ведомственно-целевой программ предусматривает: индекс производства продукции К(Ф)Х до 101,6% в год; увеличение их количества до 3155 единиц.
Наконец, Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности области актуализирует важное направление развития - взаимодействие науки и производства для решения проблем импортоза-
мещения. В 2016 года в Области состоялся семинар «Перспективные сорта и гибриды паслёновых культур в Астраханской области для насыщения рынка и повышения конкурентоспособности», где было представлено свыше 60 сортообразцов томатов, перцев, баклажанов.
Таким образом, К(Ф)Х как малая форма хозяйствования в современном АПК региона объективно требует государственной поддержки в формате прямого и косвенного участия. Реализация исследуемых мероприятий в перспективе будет способствовать сбалансированному и эффективному использованию производственных ресурсов в К(Ф)Х, позволит устранить тенденции, тормозящие развитие фермерского производства.
Библиографический список
1.«О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»: постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 http://base.garant.ru/70210644/
2.«О Государственной программе «Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области»: постановление Правительства Астраханской области № 368-П от 10.09.2014 https://msh.astrobl.ru/section/gp-razvitie-agropromyshlennogo-kompleksa-astrahanskoy-oblasti
2.«Об утверждении ведомственной целевой программы «Экономически значимая региональная программа государственной поддержки развития малых форм хозяйствования в Астраханской области»: распоряжение Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности №12 от 26.02.2016 г. https://msh.astrobl.ru/ sites/default/files/ vcp_mal_for_no 12_ot_26.09.2016. pdf
3.Езангина И.А., Шахбазян Е.М. Микрофинансовые организации в России: опыт прошлого, настоящее, будущие перспективы // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4-1 (57-1). С. 854-859.
4.Езангина И.А. Региональный кластерный подход как основа формирования инновационного потенциала государства // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 367.
5.Итого работы отрасли растениеводства в 2015 году https://msh.astrobl.ru/section/rastenievodstvo-1
6.Езангина И.А. Межфирменный стратегический альянс как организационная форма неполного от-ношенческого контакта // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2013. № 1. С. 85-88.
7.Езангина И.А. Преимущества воспроизводства корпоративного капитала в интегрированных структурах бизнеса // Молодой ученый. 2012. №11. С. 157-160.
ЭМ СВЕТЛАНА ЭДУАРДОВНА - студент, Волгоградский государственный технический университет, Россия.
ВОЛЯНИК ВИКТОРИЯ ИГОРЕВНА - студент, Волгоградский государственный технический университет, Россия.
ЕЗАНГИНА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат экономических наук, доцент, Волгоградский государственный технический университет, Россия.