Научная статья на тему 'Финансовая поддержка АПК в Тюменской области: источники и направления финансирования'

Финансовая поддержка АПК в Тюменской области: источники и направления финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / STATE REGULATION / FINANCIAL SUPPORT / SOURCES OF FUNDING / AREAS OF FUNDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстолесова Л. А.

В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования и поддержки аграрно-промышленного комплекса на региональном уровне. Выделены основные формы и направления финансовой поддержки АПК в Тюменской области. Были исследованы источники, механизм и направления финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SUPPORT FOR AGRICULTURE IN THE TYUMEN REGION: SOURCES AND DIRECTIONS OF FINANCING

The article considers the issues of state regulation and support of agriculture at the regional level. The main forms and directions of financial support of agriculture in the Tyumen region have been allocated. The sources, mechanism and areas of funding have been researched.

Текст научной работы на тему «Финансовая поддержка АПК в Тюменской области: источники и направления финансирования»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

Третий блок - проверочный. Здесь необходимо проведение ряда подготовительных тестовых мероприятий по выявлению наиболее подходящего рекламного обращения в соответствии с целями рекламодателя, а при выборе носителя учитываются показатели собранные на этапе диагностики.

Четвёртый блок - воплощение. После длительной и тщательной подготовки, рекламная кампания запускается через группы в социальных сетях, видеохостинги, форумы и Интернет-ресурсы.

При оценке коммуникативной эффективности определяют уровень воздействия рекламы на потребителя. Наиболее приоритетными показателями оценки коммуникативной эффективности являются хиты - это просмотренные страницы, их число в единицу времени позволяет определить рекламную мощность сайта, хосты -уникальные пользователи, делающие хиты (просматривающие страницы), новые пользователи - параметр показывает число уникальных посетителей, посетивших впервые наш сайт за определенный промежуток времени, просмотр -параметр дает среднеарифметические данные о числе страниц нашего сайта, которые были просмотрены всеми посетителями в целом, а также замеченность, запоминаемость, узнаваемость, CTR (Click-Through Rate) и другие.

Заключительным этапом четвёртого блока является подведение итогов рекламной кампании. Исходя из ранее полученных данных главное отследить динамику прироста до начала размещения рекламы, во время размещения и после окончания и определить меру реализации поставленной цели.

Данная технология включает в себя большой объём информации, постоянно совершенствуется и пополняется новыми данными. Также стоит отметить в ходе какой-либо рекламной кампании последовательность этапов может измениться, в зависимости от различных обстоятельств. В тоже время вполне актуально применять данную технологию в комплексе с другими видами рекламы, (наружная, телевизионная, печатная) для достижения наилучшей коммуникации с целевой аудиторией, при условии, если это не противоречит целям кампании.

В заключении отметим, что использование технологии разработки рекламного обращения может быть более эффективным в комплексе мер по внутренней и внешней оптимизации, для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей (SEO), изменению веб-дизайна, внутренней перепланировке, постоянному обновлению и дальнейшей популяризации в социальных сетях с использованием интерактивных средств.

Литература

1. Лавдэй, Л. Проектирование прибыльных веб-сайтов [Текст]// Лэнс Лавдэй, Сандра Нихаус; пер. с англ. Александра Иосада. - М. :Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 248 c.

2. Эш,Т. Повышение эффективности интернет-рекламы. Оптимизация целевых страниц для улучшения конверсии [Текст]// Тим Эш ; пер.с англ. Михаила Фербера.- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 408 c.

References

1. Lavdey, L. Proektirovanie pribilnih veb saitov [Text]// Lance Lavdey, Sandra Niehaus; per. from English. Alexander Iosada. - М.: Mann, Ivanov and Ferber, 2011. - 248 p.

2 .Ash, Т. Povyshenie effektivnosti internet reklamy. Optimizachiaya zhelevih stranch dlya uluchenia konvercii [Text]// Tim Ash; per.s Eng. M .: Ferbera.- Michael Mann, Ivanov and Ferber 2011. - 408 p.

DOI: 10.18454/IRJ.2015.42.039

Толстолесова Л.А.

Доктор экономических наук, доцент, Тюменский государственный университет ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА АПК В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ:

ИСТОЧНИКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования и поддержки аграрно-промышленного комплекса на региональном уровне. Выделены основные формы и направления финансовой поддержки АПК в Тюменской области. Были исследованы источники, механизм и направления финансирования.

Ключевые слова: аграрно-промышленный комплекс, государственное регулирование, финансовая поддержка, источники финансирования, направления финансирования.

Tolstolesova L.A.

PhD in Economics, assosiate professor Tyumen state University FINANCIAL SUPPORT FOR AGRICULTURE IN THE TYUMEN REGION: SOURCES AND DIRECTIONS OF FINANCING

Abstract

The article considers the issues of state regulation and support of agriculture at the regional level. The main forms and directions offinancial support of agriculture in the Tyumen region have been allocated. The sources, mechanism and areas of funding have been researched.

Keywords: agro-industrial complex, state regulation, financial support, sources of funding, areas of funding.

Сельскохозяйственное производство, обеспечивая продуктами питания, население и сырьем отдельные виды промышленной деятельности, имеет важное значение для экономики страны в целом и каждого региона. Агропромышленный комплекс (АПК) - один из важных стратегических народнохозяйственных комплексов, с развитием которого связана продовольственная безопасность страны, резко возросшая в условиях применения западных санкций. В силу характера деятельности, обусловленного природными факторами, он требует поддер жки со стороны государства, и в первую очередь финансовой. Исходя из этого исследование механизма и форм

111

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

финансовой поддержки АПК, выявление направлений и источников их финансирования на региональном уровне, представляется чрезвычайно важным и актуальным.

Тюменская область - довольно уникальна по структуре своей экономики. С одной стороны, ее северные территории являются зоной разработки топливно-энергетических ресурсов мирового масштаба, с другой стороны южные территории представляют собой зону развитого сельскохозяйственного производства. Агропромышленный комплекс области является одним из крупных производителей продукции сельского хозяйства в Уральском федеральном округе, его доля составляет более 20%. Область занимает третье место по объему производства сельхозпродукции и первое по производству продукции на душу населения. Несмотря на то, что сельскохозяйственные угодья занимают всего около 3%, регион полностью себя обеспечивает основными видами продуктов питания. Собственное производство полностью обеспечивает потребность населения в яйце, картофеле и овощах, на 95% - в хлебных продуктах, на 98% - в молоке и молочных продуктах, на 88% - в мясе и мясопродуктах. Кроме того тюменская продукция конкурентоспособна на рынке по уровню затрат и качеству, осуществляется ее вывоз в другие регионы [3].

В Тюменской области развиты практически все отрасли сельского хозяйства: растениеводство, рыбоводство, животноводство. Переработка сельскохозяйственного сырья представлена зернохранением, молокопереработкой, мясо- и рыбопереработкой, хранением овощей и картофеля и прочими видами [6;3]. Виды сельскохозяйственной деятельности, получившие развитие в регионе, отражены в табл.1.

Таблица 1 - Состав и структура производителей сельскохозяйственной продукции ________________________по видам деятельности в 2014г.______________________

Вид деятельности количество организаций, ед. % к итогу

Многопрофильные хозяйства 185 40,66

Растениеводство всего: 225 49,45

в том числе:

производство зерновой и зернобобовой продукции 212 46,59

овощеводство 13 2,86

Животноводство 32 7,03

Рыбоводство и рыболовство 13 2,86

Всего хозяйств: 455 100,00

Составлено автором на основе [6;3]

Основными видами деятельности сельхозпроизводителей являются: растениеводство (49,45%), включая производство зерновой и зернобобовой продукции- 46,59%; многопрофильное производство-40,66%; животноводство-7,03%; рыбоводство и рыболовство-2,86% . Произведенная этими сельхозпроизводителями продукция по категориям хозяйств распределилась следующим образом (таб.2).[6]

Таблица 2 - Структура произведенной сельхозпродукции по формам хозяйствования, в %

Формы хозяйствования 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Хозяйства всех категорий в млрд.руб. 30,7 34,5 44,9 47,4 48,2 60,9 58,2 61,3 72,3

Хозяйства всех категорий в % 100 100 100 100 100 100 100 100 100

в том числе:

Сельскохозяйственные организации 40,7 43,7 42,7 44,7 41,7 45,3 41,8 44,0 43,1

Хозяйства населения 55,5 51,9 52,6 50,3 53,6 48,6 51,9 49,2 50,1

Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели 3,8 4,4 4,7 5,0 4,7 6,1 6,3 6,8 6,8

Составлено на основе[6]

Приведенные данные свидетельствуют, что основной объем сельхозпродукции производится в хозяйствах населения и сельскохозяйственных организациях разной специализации.

Уникальная роль АПК в обеспечении условий для жизнедеятельности общества в целом и отдельных регионов определяет необходимость его регулирования и поддержки государством, обусловленную влиянием целого ряда причин:

- высокой зависимостью производства от природных условий и колебаниями объема производимой сельхозпродукции;

- нестабильностью производства в сельском хозяйстве, сопровождающейся финансовой нестабильностью производителей и ограничивающей возможности инвестиций за счет собственных средств;

112

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

- спецификой сельскохозяйственного производства, связанной с тем, что оно осуществляется на обширных территориях, рабочая сила распылена в небольших поселениях, селах, что усложняет обеспечение населения коммунально-бытовыми и социальными услугами;

- высоким уровнем конкурентности в сфере производства и одновременно высоким уровнем монополизации в сферах снабжения ресурсами перерабатывающих отраслей.

Регулирование сферы АПК осуществляется через государственную аграрную финансово-экономическую политику, которая реализуется посредством таких инструментов, как: нормативно-законодательная деятельность; механизм ценообразования, налогообложения и кредитования; субсидирование отдельных видов сельхозпродукции и производств; стимулирование экспорта определенных видов сельскохозяйственной продукции; финансирование развития производственной и социально-бытовой инфраструктуры на селе.

На разных этапах развития регулирование АПК осуществлялось разными методами. Так, в период централизованного планирования, государство регулировало агропромышленное производство с помощью прямых и косвенных финансово-экономических методов, к которым можно отнести: централизованное утверждение объемов и целевое распределение инвестиций между отраслями АПК; обязательность выполнения планов поставки продукции; финансирование отраслей из государственного бюджета; соблюдение установленных правил хозяйственной деятельности;

соблюдение правил строительства и эксплуатации производственных объектов; установление уровня цен и их соотношения; система государственных дотаций к ценам; регулирование уровня доходов предприятий; регулирование уровня заработной платы и индивидуальных доходов; регулирование внешнеторговых связей.

В рыночных условиях основой упор делается на косвенные методы регулирования, в первую очередь на методы поддержки и стимулирования.

В рамках государственных программ развития сельского хозяйства поддержка агропромышленного комплекса осуществляется чаще всего в форме предоставления государством субсидий бюджетам субъектов федерации на условиях софинансирования. Такие субсидии выделяются на следующие цели: развитие племенного животноводства; поддержку овцеводства, коневодства, северного оленеводства; приобретение химических средств защиты растений; страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений; развитие элитного семеноводства; компенсацию части процентов по кредитам и займам. Вместе с тем, не совсем корректно в систему государственной поддержки включать только финансово-бюджетную, т.к. такая поддержка может включать и методы финансового оздоровления и реструктуризацию долгов сельхопредприятий, а также защиту внутреннего рынка от внешней экспансии и др.

Аграрная финансово-кредитная политика, реализуемая в Тюменской области, включает следующие взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга элементы: поддержка простого и расширенного воспроизводства в сфере АПК; субсидии на пополнение дефицита оборотных средств, возникшего в ходе текущей деятельности производителей сельхозпродукции; информационно-консультационная и финансовая поддержка деятельности АПК. [1,с.236].

Поддержка производителей сельскохозяйственной продукции осуществляется в соответствие с Законом «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области» [2], в котором определены: субъекты господдержки; ее основные направления, включая отраслевой (растениеводство, животноводство) и функциональный признаки (развитие материально-технической базы, техническое и технологическое перевооружение АПК); формы государственной поддержки.

Конкретные формы государственной финансовой поддержки АПК указаны в подзаконных актах, утвержденных Правительством Тюменской области [5] и предусматривают:

- субсидии на частичное возмещение расходов субъектам поддержки;

- субсидии на техническое и технологическое переоснащение производства, развитие материально-технической базы АПК;

- приобретение имущества для господдержки и предоставление субъектам поддержки инвестиций и (или) имущества (в том числе в собственность).

Указанные формы финансовой поддержки, исходя из влияния на воспроизводственные процессы, подразделяют на прямые и косвенные. Прямые субсидии предназначены для непосредственного финансирования расширенного воспроизводства: строительство объектов производственного назначения, приобретение сельскохозяйственных машин и оборудования, закупку сельскохозяйственных животных. Косвенные субсидии фактически восполняют недостаток собственных оборотных средств сельхозпредприятий и не предназначены для обновления основных средств. Однако, благодаря данным субсидиям, у сельскохозяйственных производителей появляется возможность финансировать воспроизводство за счет собственных средств, в том числе осуществлять уплату платежей по лизингу и кредитам.

Рассмотрим действующую систему финансирования сельского хозяйства Тюменской области, объемы и направления финансовой помощи, осуществляемой за счет бюджетных ресурсов. Из областного бюджета на финансирование сельского хозяйства направляется в среднем 4 - 5% всех расходов (таб.3) [3;6], при этом отчетливо видно сокращение выделяемых ассигнований с 2011по 2014гг. на 964,4 млн. руб. или на 15%. Хотя в 2015-16гг. запланирован некоторый рост этих расходов, однако он составит лишь 89% от уровня 2011г.( сокращение 11%).

113

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

Таблица 3 - Состав и структура расходов бюджета Тюменской области на сельское хозяйство, млн. руб.

2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.план 2016г.план

Всего расходов бюджета 161 099,5 169973,2 111921,8 104445,5 125042,6 128905,1

из них:

расходы на сельское хозяйство и рыболовство 6558,2 8330,0 5579,7 5593,8 5896,1 5831,3

в % 4,1 4,9 5,0 5,4 4,7 4,5

Составлено на основе [3;6]

В среднем, в пересчете на одно условное хозяйство в 2011г. приходилось 14,4 млн.руб. расходов бюджета, в 2012г. -18, 3 млн.руб. 2013г.- 12,3 млн.руб., 2014г.12,3 млн.руб., 2015г.- 12,9 млн.руб., в 2016г. предполагается 12,8 млн.руб.

Финансовая помощь сельхозпроизводителям, как показали результаты проведенного анализа, предоставлялась из бюджетов разного уровня по следующим направлениям (табл.4). [3; 4]

Можно отметить, что за период 2012-2013гг. объем финансовой помощи федерального бюджета на меры по поддержке сельского хозяйства вырос на 211,2 млн.руб. или в 1,4 раза. В структуре финансирования несколько меняются направления затрат. Если в 2012г. основная доля финансирования приходилась на поддержку растениеводства (50,75%), то в 2013г. - на субсидирование процентных ставок по кредитам (66,8%).

Таблица 4 - Состав и структура направлений финансовой помощи для поддержки сельского хозяйства, ________выделяемой из федерального бюджета и бюджета Тюменской области, млн. руб.___________

Показатели Финансовая помощь, выделяемая из федерального бюджета в бюджет Тюменской области, млн.руб. Финансовая помощь, выделяемая из бюджета Тюменской области, млн.руб.

2012 2013 2012 2013

Направления государственной поддержки сумма % к итогу сумма % к итогу сумма % к итогу сумма % к итогу

всего предоставлено помощи 551,6 100 762,8 100 1206,2 100 1682,7 100

в том числе:

на поддержку животноводства 17,2 14,0 107,0 3,1 489,2 40,6 999,3 59,4

на поддержку растениеводства 105,3 50,8 387,1 19,1 407,7 33,8 465,9 27,7

субсидирование % ставок по кредитам 368,4 28,5 217,1 66,8 89,2 7,4 40,9 2,4

ФЦП "Развитие села" 56,6 6,5 49,3 10,3 187,9 15,6 176,6 10,5

поддержка начинающих фермеров 4,0 0,3 1,9 0,7 9,2 0,8 0 0

прочие 0,1 0,1 0,5 0,01 23,0 1,9 0 0

Составлено автором на основе [3;4]

Общий объем финансовой помощи, выделяемой из бюджета Тюменской области, возрос на 476,5 млн. руб. или в 1,39 раза. Наиболее крупными направлениями финансирования являются: поддержка животноводства (2012г.- 40,6%, 2013г.-59,4%); поддержка растениеводства (2012г.-33,8%, 2013г.-27,7%); целевая программа «Развитие села»(2012г.-15,6%, 2013г.-10,5%)

В 2014-2015гг. приоритетные направления финансовой поддержки за счет бюджетов разных уровней несколько меняются, значительный упор сделан на развитие племенного, высокопродуктивного животноводства, в первую очередь молочного, (табл.5) [4].

114

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

Таблица 5 - Направления государственной финансовой поддержки АПК Тюменской области за счет средств _________________________бюджетов разных уровней в 2014- 2015гг., тыс.руб._________________________

Направление государственной поддержки Предусмотрено в 2014 году, тыс. руб. Предусмотрено в 2015 году, тыс. руб.

Всего в т.ч. за счет Всего в т.ч. за счет

средств федераль- ного бюджета Средств бюджета субъекта РФ средств федераль- ного бюджета Средств бюджета субъекта РФ

i 2 3 4 5 6 7

1. Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, всего 33 750 20 250 13 500 16 175 3675 13500

2. Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам, всего 235 426 164 896 70 530 504 451 385 451 119 000

2.1.по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства 34 782 29 382 5 400 119 484 85 484 34 000

2.2. по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства 77 698 56 698 21 000 69 076 49 076 20 000

2.3. По краткосрочным кредитам (займам) для развития животноводства 13 307 8 963 4 344 84 683 65 225 19 458

2.4. по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства 43 384 25 598 17 786 167 568 132 026 35 541

2.5. по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования 66 255 44 255 22 000 63 641 53 641 10 000

3. Государственная поддержка отраслей животноводства, всего 1 254 059 19 309 1 234 750 1 034 553 84 426 950 128

3.1. развитие молочного животноводства 916 150 0 916 150 666 702 60 702 606 000

3.2. поддержка племенного животноводства 255 376 16 776 238 600 257 503 21 203 236 300

3.3.поддержка племенного крупного рогатого скота мясного направления 82 533 2 533 80 000 110 349 2 521 107 828

4. Государственная поддержка отраслей растениеводства 97 409 2 445 94 964 90 840 8 260 82 580

4.1.возмещение части затрат на приобретение элитных семян 97 409 2 445 94 964 90 840 8 260 82 580

Продолжение таблицы 4

1 2 3 4 5 6 7

5. Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства 447 195 213 971 233 224 477 290 334 103 143 187

6. Государственная поддержка малых форм хозяйствования 7 588 1 880 5 708 10 694 4 986 5 708

6.1. поддержка начинающих фермеров 6 267 1 880 4 387 9 183 4 796 4 387

6.2.Субсидии на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей 1 321 0 1 321 1 511 190 1 321

Составлено автором на основе [4]

Данные, приведенные в таблице, показывают, что в настоящее время основные объемы финансовой поддержки предприятий АПК смещаются на региональный уровень, а сам характер помощи становится адресным и целевым. Финансовые ресурсы выделяются в основном в рамках господдержки импортозамещения, обеспечения продовольственной безопасности, для реализации высокоэффективных проектов. Несмотря на то, что объемы финансирования и выделенной финансовой помощи растут, доля этих средств в расходах областного бюджета, по -прежнему, невелика. Все это требует решения проблемы повышения эффективности использования ограниченных бюджетных средств в региональном агропромышленном комплексе, отбора для финансирования наиболее эффективных проектов с оптимальными сроками окупаемости.

Литература

1. Горохов А.А. Региональная финансово-кредитная политика в агропромыш-ленном комплексе (на материалах Тюменской области)/ в монографии «Публичные финансы: история и современность»/под.ред. С.С.Жуковой. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2013. 300с.- С.234-273.

115

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 11 (42) ■ Часть 1 ■ Декабрь

2. Закон Тюменской области от 28.12.2004 г. № 305 «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Тюменской области». - ст. 4.; п. 3 ст. 1.; п.4 ст. 1.:Правительство Тюменской области. [Электронный ресурс] URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm (дата обращения 21.10.2015г.)

3. Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области. Официальный сайт. [Электронный ресурс]

URL: http://www.admtyumen.ru/ogv_ru/gov/administrative/agro_department/general_information/ (дата обращения

20.10.2015г.)

4. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Департамент экономики и государственной поддержки АПК: Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://www.gp.specagro.ru/ (дата обращения 26.10.2015г.)

5. Положение о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства. - утв. Постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 г. № 180-п. - п. 1.3. Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL:

http://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm (дата обращения 21.10.2015г.)

6. Тюменьстат: Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://tumstat.gks.ru (дата обращения 24.10.2015г.)

References

1. Gorohov A.A. Regional'naja finansovo-kreditnaja politika v agropromysh-lennom komplekse (na materialah Tjumenskoj oblasti)/ v monografii «Publichnye finansy: istorija i sovremennost'»/pod.red. S.S.Zhukovoj. Tjumen': Izd-vo TjumGU, 2013. 300s.- S.234-273.

2. Zakon Tjumenskoj oblasti ot 28.12.2004 g. № 305 «O gosudarstvennoj podderzhke sel'skohozjajstvennogo proizvodstva v Tjumenskoj oblasti». - st. 4.; p. 3 st. 1.; p.4 st. 1.:Pravitel'stvo Tjumenskoj oblasti. [Jelektronnyj resurs] URL: http://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm (data obrashhenija 21.10.2015g.)

3. Departament agropromyshlennogo kompleksa Tjumenskoj oblasti. Oficial'nyj sajt. [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.admtyumen.ru/ogv_ru/gov/administrative/agro_department/general_information/ (data obrashhenija 20.10.2015g.)

4. Ministerstvo sel'skogo hozjajstva Rossijskoj Federacii. Departament jekonomiki i gosudarstvennoj podderzhki APK: Oficial'nyj sajt. [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.gp.specagro.ru/ (data obrashhenija 26.10.2015g.)

5. Polozhenie o porjadke predostavlenija sredstv oblastnogo bjudzheta na gosudarstvennuju podderzhku sel'skohozjajstvennogo proizvodstva. - utv. Postanovleniem Pravitel'stva Tjumenskoj oblasti ot 14.05.2012 g. № 180 -p. - p. 1.3. Oficial'nyj sajt. [Jelektronnyj resurs] URL:

http://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm (data obrashhenija 21.10.2015g.)

6. Tjumen'stat: Oficial'nyj sajt. [Jelektronnyj resurs] URL: http://tumstat.gks.ru (data obrashhenija 24.10.2015g.)

DOI: 10.18454/IRJ.2015.42.030

Толстолесова Л.А.

Доктор экономических наук, доцент, Тюменский государственный университет ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ОГРАНИЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены содержание и специфика политики инфляционного таргетирования. Выделены основные режимы таргетирования инфляции. Выявлены преимущества и недостатки режима, ограничения при его реализации.

Ключевые слова: инфляционное таргетирование, режимы таргетирования инфляции, преимущества и ограничения режима.

Tolstolesova L.A.

PhD in Economics, assosiate professor , Tyumen state University INFLATION TARGETING: ADVANTAGES AND LIMITATIONS OF USING

Abstract

The article considers the content and specificity of the inflation targeting policy. The main modes of inflation targeting highlighted. The advantages and disadvantages of mode, restrictions in the implementation are defined.

Keywords: inflation targeting, inflation-targeting regimes, the advantages and limitations of mode.

В современных условиях широкое распространение приобретает денежно-кредитная политика в виде режима инфляционного таргетирования, сторонников которой становится все больше, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Выявление сущности и особенностей использования режима инфляционного таргетирования стран с разным уровнем экономического развития определило цель исследования. Актуальность рассмотрения этих вопросов обусловлена, прежде всего, тем, что Банк России объявил в конце 2014г. о завершении многолетнего перехода к режиму таргетирования инфляции, а, следовательно, целесообразно выявить преимущества, недостатки и проблемы, связанные с его реализацией.

Инфляционное таргетирование можно трактовать как установление целевых ориентиров инфляции, достижение которых в среднесрочном периоде обязательно для монетарных органов регулирования. Высказывается мнение, что данный режим представляет собой довольно простую процедуру, которая заключается в следующих действиях. Центральный эмиссионный банк страны осуществляет прогнозирование предполагаемого уровня инфляции, после чего эти прогнозные значения сопоставляются с целевыми ориентирами инфляции, которые нужно достичь, а полученная разность между прогнозируемыми параметрами и целевым ориентиром показывает, каким образом требуется скорректировать монетарную политику.

116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.