УДК 338.244
ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
СТАРТАПА
1* 2 И. А. Ксейнова , Д. В. Еремеев
1 Общество с ограниченной ответственностью «Первая бетонная компания» Российская Федерация, 660054, город Красноярск, улица Сплавучасток, дом 3 строение 7
2Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
*Е-шаП: irisha03_@mail.ru
Для предприятий аэрокосмического комплекса, на сегодняшний момент возникает задача диверсификации производства. С данной целью создаются малые инновационные предприятия (стартапы), которые могут реализовать накопленный инновационный потенциал материнской компании.
Ключевые слова: аэрокосмическая отрасль, диверсификация, гражданская продукция.
FINANCIAL ASSESSMENT OF THE LEVEL OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS
OF A STARTUP
1* 2 I. A. Ksejnova , D. V. Eremeev
1Limited Liability Company «The First Concrete Company» 3-7, Splavuchastok street, Krasnoyarsk, 660054, Russian Federation 2Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *B-mail: irisha03_@mail.ru
For the enterprises of the aerospace complex, at the moment there is a problem of diversification of production. For this purpose, small innovative enterprises (startups) are created that can realize the accumulated innovative potential of the parent company.
Keywords: aerospace industry, diversification, civil products.
Высокий объем капиталовложений позволяет осуществить непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, что делает возможным увеличение объемов производства, и в итоге, проведение структурной перестройки аэрокосмической отрасли. Одним из направлений перестройки деятельности аэрокосмической отрасли является выпуск наукоемкой высокотехнологичной продукции. Что в свою очередь, требует увеличения финансирования со стороны инвесторов, что в настоящий момент весьма проблематично осуществить из-за негативного воздействия множества внешних факторов. В связи с этим одной из первоочередных задач макроэкономической политики, направленной на модернизацию отраслей промышленности в Российской Федерации, является создание условий для динамичного инвестиционного процесса с разными участниками рынка. На сегодняшний день ясно всем, что бюджетных средств недостаточно для кардинальной перестройки, хотя бы одной отрасли промышленности. Общемировые тенденции говорят о
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3
необходимости развития не только крупных экономических систем, но и небольших инновационных предприятий. Одной из форм развития малых предприятий является стартап.
Вследствие новизны такой формы деятельности как стартапы и существенной неопределенности результатов, возникающих при реализации проекта, актуальной проблемой на сегодняшний момент является разработка инструментария оценки инвестиционной привлекательности такой деятельности. Методам финансово-экономической оценки инновационной привлекательности малого бизнеса посвящены работы теоретиков и практиков экономической науки [1, 2, 3]. Большинство из них строится около изложения общеизвестной методики оценки показателя КРУ в его традиционной форме. Однако при расчетах по таким критериям часто возникают сложности связанные с оценкой и определением расчетных показателей. Это связанно с особенностями реализации стартап-проектов и имеющейся высокой степени неопределенности внешних факторов, влияющих на развитие предприятия.
Считаем, что в таких условиях наиболее точно можно оценить подобные инициативные проекты с помощью методов экспертной оценки. В качестве основы предлагается взять методику, Е. А. Колесниченко, Ю. Н. Степановой, А. В. Ивановой [4].
Для решения поставленной задачи необходимо формализовать факторы и выделить в структуре малого инновационного предприятия ряд относительно составляющих, которые имеют наибольшее влияние на конечные характеристики проекта. И уже в дальнейшем, по отношению к выделенным составляющим, определиться с критериями оценки. А также определить их состояния и оценить влияния на уровень инвестиционной привлекательности анализируемого проекта. Комплексно составляющие данные представлены на рис. 1.
Рис. 1. Факторы оценки инвестиционной привлекательности стартапов
Рассмотрим эти факторы более подробно.
Оригинальность проекта. Оригинальность - качество продукта деятельности, выражающееся как неповторимость, своеобразие, нестандартность.
Новизна проекта. Это одна из ключевых характеристик стартапа. Новизна проявляется в расширении поля исследования проблемы.
Проработанность проекта. Оценка проработанности проекта производится по двум параметрам: уровню проработанности и степени комплексности.
Эффективность реализации проекта. Эффективность инновационного проекта - это категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам участников проекта, под которыми понимаются субъекты инвестиционной деятельности и общества в целом.
Доля целевого рынка продукта проекта. Доля рынка характеризует положение компании относительно конкурентов. Данный показатель определяет, какое место занимает фирма в соответствующем рыночном сегменте относительно своих конкурентов.
Оценивая реализацию стартапа, через призму этих факторов можно получить приемлемый результат, на основании которого и принимается решения о реализации проекта.
Библиографические ссылки
1. Консультант Плюс. Поддержка малого предпринимательства: бухгалтерский и налоговый учет [Электронный ресурс]. URL: http://consultantpuls.ru (дата обращения: 10.10.2020).
2. Костина Л. Г. Инфраструктурное обеспечение поддержки малого предпринимательства / Л. Г. Костина // Проблемы и перспективы социально-экономического развития Кировской области: Материалы внутривузовской научно-практической конференции 2 апреля 2009 года. Изд-во АУ «Редакция газеты «Нива», 2009. С. 66-71.
3. Киселева О. В. Использование финансово-кредитного механизма для активизации малого бизнеса и предпринимательства в России / О. В. Киселева, С. В. Карцев // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. №1, Том 8. [Электронный ресурс]. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/70EVN116.pdf (дата обращения: 18.06.2019).
4. Колесниченко Е. А. Методический инструментарий оценки уровня инвестиционной привлекательности стартапов / Е. А. Колесниченко, Ю. Н. Степанова, А. В. Иванова // Экономический анализ: теория и практика. 2015. №12 (411). [Электронный ресурс]. URL: http://puma/article/n/metodicheskiy-instrumentariy-otsenki-urovnya-investitsionnoy-rivlekatelnosti-startapov (дата обращения: 24.11.2020).
© Ксейнова И. А., Еремеев Д. В., 2021