Научная статья на тему 'ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН'

ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовая культура / финансовая грамотность / финансовое поведение / потребители финансовых услуг / универсальная компетенция / образовательный процесс / федеральные государственные образовательные стандарты / социально-культурная деятельность / financial culture / financial literacy / financial behavior / consumers of financial services / universal competence / educational process / federal state educational standards / socio-cultural activities

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Елена Александровна

В статье рассмотрена психолого-педагогическая природа понятия «финансовая культура». Феномен финансовой культуры носит сложный междисциплинарный характер. В преддверии принятия «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года» представляется актуальным исследование и уточнение понятийно-категориального аппарата системы формирования и развития финансовой культуры населения. В отечественной научной литературе категория финансовой культуры наиболее подробно исследована в социологии и экономике. Потребность ее изучения в образовательной науке и практике связана с изменением федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования. Понятие финансовой культуры трактуется авторами достаточно широко и включает в себя совокупность традиций, норм, идей, ценностей, отражающих уровень финансовой грамотности; знание и понимание финансовых принципов, необходимых для принятия финансовых решений; способность адекватно принимать эффективные финансовые решения; навыки и поведение людей в области финансовых отношений и продуктов, влияющих на финансовое благополучие. Сравнительный анализ содержания понятия финансовой культуры как психолого-педагогического феномена позволил выделить в его составе когнитивный (знания), эмпирический (поведение, личный опыт принятия финансовых решений) и аксиологический (ценности, установки) элементы. Формирование финансовой культуры осуществляется в процессе социализации личности и может носить как стихийный, так и специально организованный характер. Система отечественного образования призвана развить и, при необходимости, скорректировать процесс формирования элементов финансовой культуры личности в соответствии с приоритетными целями и задачами стратегического развития государства и общества, при этом следует обязательно учесть социальные, культурные факторы, а также индивидуально-психологические особенности различных категорий населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL CULTURE AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article considers the psychological and pedagogical nature of the concept ‘financial culture’. The phenomenon of financial culture has a complex interdisciplinary character. On the eve of the adoption of the Strategy for Improving Financial Literacy and the formation of financial culture until 2030, it seems relevant to study and clarify the conceptual and categorical apparatus of the system for the formation and development of financial culture of the population. In the Russian scientific literature, the category of financial culture is most thoroughly studied in sociology and economics. The need to study this concept in educational science and practice is associated with changes in federal state educational standards at all levels of education. As the review of foreign and domestic scientific literature has shown, the concept of financial culture is interpreted by the authors quite broadly and includes a set of traditions, norms, ideas, values reflecting the level of financial literacy; knowledge and understanding of financial principles necessary for making financial decisions; the ability to make effective financial decisions; skills and behavior of people in the field of financial relationships and products that affect financial well-being. A comparative analysis of the content of the concept of financial culture as a psychological and pedagogical phenomenon allowed us to identify cognitive (knowledge), empirical (behavior, personal experience of making financial decisions) and axiological (values, attitudes) elements in its composition. The author concludes that the formation of financial culture is carried out in the process of socialization of the individual and can be both spontaneously and specially organized. The national education system is designed to develop and, if necessary, adjust the process of forming elements of the financial culture of the individual in accordance with the priority objectives of the strategic development of the state and society, while it is necessary to take into account social, cultural factors, as well as individual psychological characteristics of various categories of the population.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН»

ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

DOI: 10.23888/humJ2023114332-342

ФИНАНСОВАЯ КУЛЬТУРА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

FINANCIAL CULTURE AS PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

Соколова Е. А.

Научно-исследовательский институт федеральной службы исполнения наказаний, Москва, Российская Федерация

Аннотация:

В статье рассмотрена психолого-педагогическая природа понятия «финансовая культура». Феномен финансовой культуры носит сложный междисциплинарный характер. В преддверии принятия «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года» представляется актуальным исследование и уточнение понятийно-категориального аппарата системы формирования и развития финансовой культуры населения. В отечественной научной литературе категория финансовой культуры наиболее подробно исследована в социологии и экономике. Потребность ее изучения в образовательной науке и практике связана с изменением федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней образования. Понятие финансовой культуры трактуется авторами достаточно широко и включает в себя совокупность традиций, норм, идей, ценностей, отражающих уровень финансовой грамотности; знание и

Sokolova E. A.

Research Institute of the Federal Penitentiary Service, Moscow, Russian Federation

Abstract:

The article considers the psychological and pedagogical nature of the concept "financial culture". The phenomenon of financial culture has a complex interdisciplinary character. On the eve of the adoption of the Strategy for Improving Financial Literacy and the formation of financial culture until 2030, it seems relevant to study and clarify the conceptual and categorical apparatus of the system for the formation and development of financial culture of the population. In the Russian scientific literature, the category of financial culture is most thoroughly studied in sociology and economics. The need to study this concept in educational science and practice is associated with changes in federal state educational standards at all levels of education. As the review of foreign and domestic scientific literature has shown, the concept of financial culture is interpreted by the authors quite broadly and includes a set of traditions, norms, ideas, values reflecting the level of financial literacy; knowledge

понимание финансовых принципов, необходимых для принятия финансовых решений; способность адекватно принимать эффективные финансовые решения; навыки и поведение людей в области финансовых отношений и продуктов, влияющих на финансовое благополучие. Сравнительный анализ содержания понятия финансовой культуры как психолого-педагогического феномена позволил выделить в его составе когнитивный (знания), эмпирический (поведение, личный опыт принятия финансовых решений) и аксиологический (ценности, установки) элементы. Формирование финансовой культуры осуществляется в процессе социализации личности и может носить как стихийный, так и специально организованный характер. Система отечественного образования призвана развить и, при необходимости, скорректировать процесс формирования элементов финансовой культуры личности в соответствии с приоритетными целями и задачами стратегического развития государства и общества, при этом следует обязательно учесть социальные, культурные факторы, а также индивидуально-психологические особенности различных категорий населения

and understanding of financial principles necessary for making financial decisions; the ability to make effective financial decisions; skills and behavior of people in the field of financial relationships and products that affect financial well-being. A comparative analysis of the content of the concept of financial culture as a psychological and pedagogical phenomenon allowed us to identify cognitive (knowledge), empirical (behavior, personal experience of making financial decisions) and axiological (values, attitudes) elements in its composition. The author concludes that the formation of financial culture is carried out in the process of socialization of the individual and can be both spontaneously and specially organized. The national education system is designed to develop and, if necessary, adjust the process of forming elements of the financial culture of the individual in accordance with the priority objectives of the strategic development of the state and society, while it is necessary to take into account social, cultural factors, as well as individual psychological characteristics of various categories of the population.

Ключевые слова:

финансовая культура; финансовая грамотность; финансовое поведение; потребители финансовых услуг; универсальная компетенция; образовательный процесс; федеральные государственные образовательные стандарты; социально-культурная деятельность

Keywords:

financial culture; financial literacy; financial behavior; consumers of financial services; universal competence; educational process; federal state educational standards; socio-cultural activities

Актуальность

Феномен финансовой культуры носит сложный междисциплинарный характер. Данное понятие активно используется не только в научном обороте, но и в официальных комментариях средств массовой информации, юридических документах отраслевого стратегического планирования.

Так, одним из первых федеральных документов подобного рода стала «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р. Она определила приоритеты, цели и задачи, способы их эффективного достижения в сфере государственного управления отношениями, возникающими по поводу повышения финансовой грамотности населения, создания системы финансового обра-

333

зования и информирования о защите прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации на среднесрочный период. Следует отметить, что документ использует понятие финансовой культуры, включает в себя положения, характеризующие особенности финансовой культуры россиян, но при этом не раскрывает самого содержания термина.

В аналогичном документе на очередной период времени — «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года», разработанной Банком России совместно с Минфином России, проект которой в настоящее время вынесен на общественное обсуждение, понятие финансовой культуры не только включено в само название стратегии, но и раскрывается в перечне терминов, используемых в документе (ценности, установки и поведенческие практики в финансовой сфере, определяемые уровнем финансовой грамотности, воспитанием, опытом принятия финансовых решений, уровнем развития финансового рынка и общественных институтов).

Такой подход позволяет рассчитывать на появление некоторой определенности в содержании понятийно-категориального аппарата деятельности, связанной с формированием финансовой культуры населения, что, в свою очередь, может стать основой разработки методологически обоснованной концепции развития финансовой культуры.

В настоящее время в современных исследованиях термин «финансовая культура» не имеет единообразного исчерпывающего толкования, что определяется многозначностью самого понятия «культура», имеющего большое количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Так, толковый словарь С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой приводит 5 аспектов понятия «культура» (лат. cultura — возделывание, обрабатывание): 1) совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей; 2) культурность; 3) разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного; 4) разводимое растение, а также клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях; 5) высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение [1].

Только часть из предложенных аспектов понятия носят социально-гуманитарный характер и могут быть использованы соответствующими науками для объяснения феномена «финансовая культура».

Следует отметить, что в отечественной научной литературе наиболее подробно категория финансовой культуры исследована в социологии и экономике.

Так, социологи рассматривают финансовую культуру как продукт социализации личности, формирующийся в результате наблюдения за моделями финансового поведения отцов и дедов [2], сложное единство материального и духовного в обществе, находящемся на конкретном историческом этапе своего развития [3]. Понятие финансовой культуры трактуется большинством авторов достаточно широко — как совокупность традиций, норм, идей, ценностей, отражающих уровень финансовой грамотности, навыки и поведение людей в области финансовых отношений [3-5].

Особенностями конструкта финансовой культуры являются: детерминированность традиционными ценностями населения, религиозной принадлежностью, уровнем доверия общества к финансовой системе и государственным институтам [5]; историческая обусловленность [6]; постоянная динамика [7]; противоречивость образующих

финансовую культуру элементов (традиций, морально-нравственных норм и правил хозяйственно-экономической деятельности) в условиях непрекращающейся социеталь-ной трансформации [2].

В экономической науке понятие финансовой культуры исследуется преимущественно в контексте предприятия, фирмы и рассматривается в следующих аспектах: как разновидность организационной культуры в области финансовой деятельности предприятия (Г. Колесников); субкультура организационной культуры субъекта хозяйствования и критерий качества его финансовых операций (О. Никифоров); инструмент кредитной и инвестиционной политики предприятия, обусловливающий степень активности предприятий и финансовую грамотность менеджеров (Ю. Моисеенко, В. Зотов, В. Афонин); критерий уровня финансового риска при работе с организацией (В. Кравченко, В. Веретнов) [8].

В экономической социологии финансовая культура признается сложным социально-экономическим явлением для исследования, затрагивающим экономическую и социально-духовную сферы жизнедеятельности, объединяющим экономику и культуру и выступающим в этом качестве самостоятельным специальным объектом исследования [9].

Обращаясь к области педагогических знаний, следует отметить, что финансовая культура является относительно новым предметом исследования в образовательной науке и практике. Потребность в ее изучении связана с изменением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Так, в ФГОС начального общего образования финансовая грамотность обозначена в требованиях к результатам освоения предметов «Математика» и «Окружающий мир». На уровне основного общего образования вопросы финансовой грамотности включены в обязательные предметы школьной программы: математику, географию, обществозна-ние и информатику.

Согласно обновленному ФГОС среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (с изм. и доп.), предметным результатам освоения базового курса обществознания должна быть, в числе прочих, готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства.

В ФГОС высшего образования последнего поколения по многим направлениям подготовки и специальностям была включена новая универсальная компетенция «Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность», охватывающая способность принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности.

Вышеизложенное свидетельствует об очевидной актуальности исследования феномена финансовой культуры в психолого-педагогическом аспекте — как образовательного результата обучающегося на различных этапах получения образования.

335

Вместе с тем обращает на себя внимание отсутствие единого подхода в понятийном поле исследуемого феномена. Субъективизм авторских подходов отмечается в раскрытии содержания и природы понятий «финансовая культура», «финансовая грамотность», «финансовое поведение», их уровней формирования, индикаторов, методик и технологий достижения соответствующих результатов.

Цель

Уточнение понятия и содержания финансовой культуры как психолого-педагогического феномена.

Задачи

- обзор основных научных подходов к пониманию финансовой культуры и его соотношению со смежными категориями финансовой грамотности и финансового образования;

- определение компонентов психолого-педагогического характера, образующих содержание финансовой культуры как компетенции, формирующейся на разных этапах социализации личности.

Материалы и методы

Для реализации указанных задач в рамках поставленной цели были изучены научные публикации зарубежных и отечественных авторов по заявленной тематике за последние 20 лет. В ходе исследования использовались аналитический, формальнологический и компаративистский методы исследования. Аналитический метод позволил выявить основные элементы финансовой культуры. Посредством формальнологического метода проводилось изучение психолого-педагогической природы финансовой культуры. Компаративистский метод позволил выявить оптимальной содержание финансовой культуры как личностной компетенции, формируемой в рамках образовательного процесса.

Результаты и их обсуждение

Как показал анализ зарубежной литературы, понятие «финансовая культура» (financial culture) не сводится к простому владению финансовой информацией и определяется как знание и понимание финансовых принципов, необходимых для принятия финансовых решений, и продуктов, влияющих на финансовое благополучие [10], включает в себя способность адекватно принимать эффективные финансовые решения [11]. Финансовая культура рассматривается в тесной связи с финансовым образованием [12]. В целом, в англоязычной научной литературе понятие «финансовая культура» используется сравнительно редко, хотя вопросам культурной обусловленности финансового поведения населения, домохозяйств, фирм и корпораций уделяется значительное внимание [13-15]. Ученые единодушно признают прямое влияние культурных традиций и особенностей на стратегии финансового поведения, склонность к финансовому риску, отношение к финансовым институтам.

Наиболее популярным в зарубежной литературе является понятие «financial literacy», соответствующее в буквальном переводе термину «финансовая грамотность». Как правило, понятие финансовой грамотности связывают с компетентностью человека в управлении деньгами. Этот научный конструкт не всегда именовался финансовой грамотностью, но сама идея восходит к началу 1900-х гг. и появлению исследований и инициатив в области просвещения потребителей в Соединенных Штатах Америки. Финансовая грамотность обычно измеряется на индивидуальном уровне, а затем агрегируется по различным социальным группам, чтобы обеспечить макропредставление.

Основываясь на обзоре зарубежных исследований, проведенных в течение последних 20 лет, можно выделить следующие аспекты понятия финансовой грамотности: 1) знание финансовых концепций; 2) способность взаимодействовать на основе финансовых концепций; 3) способность управлять личными финансами; 4) умение принимать соответствующие финансовые решения; 5) уверенность в эффективном планировании будущих финансовых потребностей [16].

С позиции государственных стратегий и программ, реализуемых за рубежом в целях повышения уровня финансовой грамотности населения, главной задачей и миссией этих проектов выступает формирование готовности и способности потребителей финансовых услуг принимать на себя ответственность за свое финансовое положение в условиях меняющихся потребностей, жизненных событий и экономических реалий.

Анализ тематики исследования финансовой грамотности за рубежом позволяет выделить три направления: 1) измерение уровня финансовой грамотности в различных демографических областях; 2) исследование влияния финансовой грамотности на финансовые решения; 3) изучение эффектов, преимуществ финансового образования [17].

При этом практически все авторы отмечают, что финансовые знания являются важным компонентом в принятии финансовых решений, но одних только знаний недостаточно для обеспечения ответственного финансового поведения. Анализируя взаимосвязь знаний и поведения потребителей финансовых услуг, исследователи отмечают следующую закономерность: вновь полученные специализированные знания никак не влияют на качество принимаемых их носителями финансовых решений и текущее финансовое поведение, то есть уровень финансовой ответственности лиц, повысивших свою финансовую грамотность, ничем не отличается от аналогичного показателя у лиц, которые этого не делали [18]. Вместе с тем, исследователи предполагают существенное положительное влияние финансовой грамотности на долгосрочное поведение потребителей финансовых услуг в более позднем возрасте, когда в полной мере начинают осознаваться неблагоприятные последствия необдуманных безответственных финансовых решений. Однако подтверждение данной гипотезы осложнено менее своевременной обратной связью респондентов [19].

Обращаясь к отечественным исследованиям финансовой культуры, следует отметить тенденцию, аналогичную наблюдаемой в зарубежной науке и связанную с более детальной разработанностью в научной литературе именно категории финансовой грамотности, которая признается элементом финансовой культуры как более широкого понятия.

Отечественные авторы трактуют финансовую грамотность достаточно широко, включая в данную категорию способность человека сознательно участвовать в общественном воспроизводстве в качестве инвестора [20]; способность физических лиц управлять своими денежными средствами и принимать эффективные финансовые решения, как в текущем периоде, так и на долгосрочную перспективу [21]; социальную установку человека [22]; и др.

Финансовая грамотность входит в число терминов, определение которых приводится в «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.», что вносит некоторую ясность в содержание понятийно-категориального аппарата. Документ трактует финансовую грамотность как результат процесса финансового образования — сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге — для достижения финансового благосостояния.

Таким образом, в отечественных документах стратегического планирования понятие финансовой грамотности включает в себя не только когнитивный, но и поведенческий компонент, что подчеркивает его сложную психолого-педагогическую природу.

Финансовое поведение различных категорий населения в отечественной науке является самостоятельным предметом исследования [23]. Российские авторы рассматривают финансовое поведение в тесной связи с финансовой грамотностью - как индикатор, отражающий уровень ее сформированности [23].

Сочетание финансовой грамотности и финансового поведения в качестве основных элементов финансовой культуры является общепризнанным и находит отражение в приведенных выше подходах к определению понятия финансовой культуры. В этом смысле конструкт финансовой культуры связывается авторами с приобретением определенной компетентности в финансовой сфере, которая определяется наличием у потребителя финансовых услуг актуальных финансовых знаний и навыков, а также опыта рационального финансового поведения.

Из этой же позиции исходит и проект «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года», включая в содержание термина «финансовая культура» ценности и установки, формируемые в рамках развития финансовой грамотности и в процессе воспитания.

Следует отдельно отметить, что методологически нецелесообразно связывать финансовую культуру с финансовым образованием. Факт наличия более высокого уровня финансовой культуры у лиц, получивших профильное профессиональное образование, очевиден. Однако финансовая культура в смысле государственных стратегий выступает базовой компетенцией, обладание которой является элементом функциональной грамотности любого члена современного общества, условием безопасности его повседневной жизнедеятельности как участника финансовых правоотношений в их самом широком аспекте (включая кредитные, сберегательные, потребительские, налоговые, а также страховые, инвестиционные, пенсионные и другие правоотношения). В этом контексте финансовая культура призвана быть результатом не столько финансового, сколько общего образования, как следует из анализа соответствующих ФГОС.

Выводы

Таким образом, финансовая культура как психолого-педагогический феномен включает в себя когнитивный (знания), эмпирический (поведение, личный опыт принятия финансовых решений), а также аксиологический (ценности, установки) элементы.

Формирование финансовой культуры осуществляется в процессе социализации личности и может носить как стихийный характер, так и специально организованный. Система отечественного образования призвана развить и, при необходимости, скорректировать процесс формирования элементов финансовой культуры личности в соответствии с приоритетными целями и задачами стратегического развития государства и общества.

Значительным потенциалом в формировании финансовой культуры личности обладает также социально-культурная деятельность педагогического характера (финансовое просвещение, финансовое волонтерство и другие практики).

Принимая во внимание смешанную психолого-педагогическую природу финансовой культуры, важно учитывать социальные и культурные факторы, а также индивидуально-психологические особенности различных категорий населения (молодежи, пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и т. д.) в целях обеспечения эффективности программ развития финансовой грамотности и формирования финансовой культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ; 1992. Доступно по: https://ozhegov.info/slovar/. Ссылка активна на 28.08.2023.

2. Ореховская Н.А. Формирования финансовой культуры молодежи как ценность глобального мира // Инновации в образовании. 2019. № 1. С. 117-122.

3. Фатихов А.И., Насибуллин Р.Т. Проблемы формирования финансовой культуры населения россии сквозь призму социологических исследований // Вестник ТОГУ. 2010. № 2 (17). С. 235-244.

4. Лочан С.А. Цифровизация как драйвер финансовой культуры. В сб.: Современные тренды и технологии просвещения и обеспечения финансовой безопасности населения. М.; 2021. С. 7-13.

5. Шевченко Д.А., Давыденко А.В. О содержании и взаимосвязи понятий «финансовая грамотность» и «финансовая культура». В сб.: Финансовые аспекты нмодернизации экономики. Ростов-на-Дону; 2014. С. 100-105.

6. Созыкина О.А. Роль страхования в обществе и экономике. В. сб.: Социально-экономическая

REFERENCES:

1. Ozhegov SI, Shvedova NYu. Explanatory dictionary of the Russian language. Moscow: Az; 1992. Available at: https://ozhegov.info/slovar/. Accessed: 2023 August 28. (In Russ).

2. Orekhovskaya NA. Formation of financial culture of youth as values of the global world. Innovations in Education. 2019;(1):117-22. (In Russ).

3. Fatikhov AI, Nasibullin RT. Problems of formation of financial culture of the population of Russia through the prism of sociological research. Bulletin of the TOGU. 2010;(2):235-44. (In Russ).

4. Lochan SA. Digitalization as a driver of financial culture. In: Modern trends and technologies of education and financial security of the population. Moscow; 2021. P. 7-13. (In Russ).

5. Shevchenko DA, Davydenko AV. On the content and relationship of the concepts of «financial literacy» and «financial culture». In: Financial aspects of modernization of the economy. Rostov-on-Don; 2014. P. 100-5. (In Russ).

6. Sozykina OA. The role of insurance in society and the economy. In: Socio-economic role of the day in

339

роль денег в обществе: материалы XII Международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики; 2016. С. 36-40.

7. Беленко А.Н., Крыксин Г.В. Финансовая культура. В сб.: Актуальные проблемы развития экономических, финансовых и кредитных систем. Белгород: Издательский дом «Белгород»; 2017. С. 139-144.

8. Балакишиева О.Р. К вопросу о понятии финансовой культуры предприятия. В сб.: Румянцева А.Ю., ред. Социально-экономическая роль денег в обществе: материалы XII Международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики; 2016. С. 142-145.

9. Голубева К.А. Финансовая культура как объект исследования экономической социологии. В сб.: Скворцов Н.Г., Асочаков Ю.В. Социолог: образование и профессиональные траектории: материалы Всероссийской научной конференции XV Ковалевские чтения 25-27 ноября 2021 г. СПб.: Скифия-принт; 2021. С. 208-209.

10. Basu S. Discussion of "Conditional and Unconditional Conservatism: Concepts and Modeling" // Review of Accounting Studies. 2005. No. 10. P. 311-321.

11. Worthington E. Jr., Lavelock C., Witvliet C., et al. Measures of Forgiveness. In: Boyle G.J., Saklofske D.H., Matthews G., editors. Measures of Personality and Social Psychological Constructs. Cambridge, MA: Academic Press; 2015. P. 474-502.

12. Makdissi R., Nehme A., Chahine R. The Influence of Financial Culture on SME's Financial Performance // Journal of Financial Risk Management. 2020. Vol. 09, No. 01. P. 1-22. doi: 10.4236/jfim.2020.91001

13. Dutta N., Mukherjee D. Is culture a determinant of financial development? // Applied Economics Letters. 2012. Vol. 19, No. 6. P. 585-590.

14. Kwok Ch.C.Y., Tadesse S. National culture and financial systems // Journal of International Business Studies. 2006. Vol. 37. P. 227-247.

15. Stulz R.M., Williamson R. Culture, openness, and finance // Journal of Financial Economics. 2003. Vol. 70, No. 3. P. 313-349.

16. Remund D.L. Financial literacy explicated: The case for a clearer definition in an increasingly complex economy // Journal of Consumer Affairs. 2010. Vol. 44, No. 2. P. 276-295.

17. Bay Ch., Catasus B., Johed G. Situating financial literacy // Critical Perspectives on Accounting. 2014. Vol. 25, No. 1. P. 36-45.

18. Mandell L., Schmid Klein L. The Impact of Financial Literacy Education on Subsequent Financial

society: materialy KhII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Saint-Petersburg; 2016. P. 36-40. (In Russ).

7. Belenko AN, Kryksin GV. Financial culture.

In: Actual problems of the development of economic, financial and credit systems. Belgorod: Belgorod; 2017. P. 139-44. (In Russ).

8. Balakishieva OR. On the question of the concept of financial culture of the enterprise. In: Rumyantseva AY, editor. Socio-economic role of the day in society. Saint-Petersburg; 2016. P. 142-5. (In Russ).

9. Golubeva KA. Financial culture as an object of economic sociology research. In: Kovalevsky VV, Skvortsov NG, Asochakova YuV, editors. Sociology: Education and professional trajectories. Saint-Petersburg: Scythia- print; 2021. P. 208-9. (In Russ).

10. Basu S. Discussion of "Conditional and Unconditional Conservatism: Concepts and Modeling". Review of Accounting Studies. 2005;(10):311-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Worthington E Jr, Lavelock C, Witvliet C, et al. Measures of Forgiveness. In: Boyle GJ, Saklofske DH, Matthews G, editors. Measures of Personality and Social Psychological Constructs. Cambridge, MA: Academic Press; 2015. P. 474-502.

12. Makdissi R, Nehme A, Chahine R. The Influence of Financial Culture on SME's Financial Performance. Journal of Financial Risk Management. 2020 ; 9 ( 1 ): 1 - 22. doi: 10.4236/jfrm.2020.91001

13. Dutta N, Mukherjee D. Is culture a determinant of financial development? Applied Economics Letters. 2012;19(6):585-90.

14. Kwok ChCY, Tadesse S. National culture and financial systems. Journal of International Business Studies. 2006;37:227-47.

15. Stulz RM, Williamson R. Culture, openness, and finance. Journal of Financial Economics. 2003;70(3):313-49.

16. Remund DL. Financial literacy explicated: The case for a clearer definition in an increasingly complex economy. Journal of Consumer Affairs. 2010;44(2):276-95.

17. Bay Ch, Catasus B, Johed G. Situating financial literacy. Critical Perspectives on Accounting. 2014;25(1):36-45.

18. Mandell L, Schmid Klein L. The Impact of Financial Literacy Education on Subsequent Financial Behavior. Journal of Financial Counseling and Planning. 2009;20(1):1-10.

Behavior // Journal of Financial Counseling and Planning. 2009. Vol. 20, No. 1. P. 1-10.

19. Wagner J., Walstad W.B. The Effects of Financial Education on Short-Term and Long-Term Financial Behaviors // Journal of Consumer Affairs. 2019. Vol. 53, No. 1. P. 234-259.

20. Восканян Р.О. Финансовая грамотность как условие формирования финансовой культуры // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7, № 1 (22). С. 86-88.

21. Абышева А.В., Корчемкина Е.С. Актуальные вопросы повышения финансовой грамотности населения: отечественный и зарубежный опыт // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10, № 2. С. 1-9. Доступно по: https://esj.today/PDF/16ECVN218.pdf. Ссылка активна на 28.08.2023.

22. Дмитриева О.Ю., Дмитриева Н.А., Крылов В.В. Повышение финансовой грамотности населения региона // Деньги и кредит. 2017. № 12. С. 81-84.

23. Нариманова О.В. Поведенческая экономика: интеграция и синергия экономики и психологии // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2023. Т. 11, № 3 (42). С. 205-218. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=572. Ссылка активна на 28.08.2023. doi: 10.23888/humT2023113205-218

24. Шемякин А.Б. Сущность, факторы формирования и типология финансового поведения населения. В сб.: Мочалов Н.Ю., Рыжков О.В., ред. Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания: материалы X Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Тагил: Изд-во НГСПИ (ф) РГППУ; 2016. С. 113-118.

19. Wagner J, Walstad WB. The Effects of Financial Education on Short-Term and Long-Term Financial Behaviors. Journal of Consumer Affairs. 2019;53(1):234-59.

20. Voskanyan RO. Financial literacy as a condition for the formation of financial culture. Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018;7(1):86-8. (In Russ).

21. Abysheva AV, Korchemkina ES. Topical issues of improving financial literacy of the population: domestic and foreign experience. Bulletin of Eurasian Science. 2018;10(2):1-9. Available at: https://esj.today/PDF/ 16ECVN218.pdf. Accessed: 2023 August 28. (In Russ).

22. Dmitrieva OYu, Dmitrieva NA, Krylov VV. Improving financial literacy of the population of the region. Money and Credit. 2017;(12):81-4. (In Russ).

23. Narimanova OV. Behavioral economics: integration and synergy of economics and psychology. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2023;11(3):205-18. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=572. Accessed: 2 0 2 3 August 28. (In Russ). doi: 10.23888/humT2023113205-218

24. Shemyakin AB. Essence, factors of formation and typology of financial behavior of the population. In: Mochalova NYu, Ryzhkova OV, editors. Actual problems of modern socio-humanitarian knowledge: materialy X Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Nizhny Tagil; 2016. P. 113-8. (In Russ).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Соколова Елена Александровна — кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию проблем трудовой занятости осужденных и экономических проблем функционирования УИС центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в УИС. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9983-2653. E-mail: sokolova-umu@yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

Elena A. Sokolova — Cand. Sci. (Pedag.), Associate Professor, Leading Researcher of the Department for the Study of the Problems of Employment of Convicts and Economic Problems of the Functioning of the Penitentiary System of the Center for the Study of Problems of Management and Organization of the Execution of Sentences in the Penitentiary System. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9983-2653. E-mail: sokolova-umu@yandex.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 28.08.2023 . ДАТА ОДОБРЕНИЯ: 24.10.2023. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.12.2023.

PAPER RECEIVED: 28.08.2023 . PAPER REVISED: 24.10.2023. PAPER ACCEPTED: 01.12.2023.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Соколова Е.А. Финансовая культура как психолого-педагогический феномен // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2023. Т. 11, № 4 (43). С. 332-342. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ш/art&id=583. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888^ит12023114332-342

FOR CITATION:

Sokolova EA. Financial culture as psychological and pedagogical phenomenon. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2023;11(4):332-342. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=583. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2023114332-342

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.