Научная статья на тему 'Финансовая интеграция и инновации в образовательном процессе'

Финансовая интеграция и инновации в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИИ / FINANCIAL INTEGRATION / ECONOMIC EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюленева Наталия Александровна, Черемисина Светлана Васильевна

Рассматриваются вопросы финансовой интеграции и опыт формирования магистерских программ. В организации бакалаврских и магистерских программ исследуется международное сотрудничество с ведущими зарубежными университетами и школами бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of Saint Petersburg State University of Economics and Finance in development of training programs for master"s degrees is of great interest. Fifteen years of experience in international cooperation with the leading foreign universities and business schools contributes to the development of thebachelor"s and master"s education programs.

Текст научной работы на тему «Финансовая интеграция и инновации в образовательном процессе»

УДК 336:378.4

Н. А. Тюленева, С. В. Черемисина

ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Рассматриваются вопросы финансовой интеграции и опыт формирования магистерских программ. В организации бакалаврских и магистерских программ исследуется международное сотрудничество с ведущими зарубежными университетами и школами бизнеса

Ключевые слова: финансовая интеграция, экономическое образование, образовательный процесс, инновации.

Начиная с 2004 года, когда Россией была подписана Болонская декларация, активизировались исследования российских ученых, посвященные интеграционным процессам образования [1-3]. Вместе с тем не получили достаточного освещения проблемы финансовой интеграции в образовательном процессе.

В настоящее время как в отечественном, так и в международном научном сообществах сформировался устойчивый интерес к изучению интеграционных процессов. Установлено, что интеграционные процессы развиваются по некоторым отдельным основаниям, которые одновременно являются фундаментом самих интеграционных процессов. В их числе - появление нормативноправового статуса интеграции. Он предполагает включение в договорные документы о культурном сотрудничестве обязательного пункта об обмене студентами и организации стажировок для преподавателей высшей школы, что позволяет расширить практику международного сотрудничества и создать базу для формирования академической мобильности. Именно появление Болонской декларации узаконило интеграцию, придало ей межгосударственный правовой статус. Информационный материал о внутренних механизмах интеграции, ее формах, видах партнерских отношений является, в основном закрытой информацией, что объясняется усилением конкурентной борьбы

между образовательными учреждениями и образовательными системами. Проведенный анализ показал, что в качестве основных моделей научной и образовательной интеграции присутствуют следующие ее виды, сгруппированные по направлениям [1. С.9]:

1. Создание информационных ресурсов, обеспечивающих международную интеграцию, международный обмен преподавателями, аспирантами, магистрантами и студентами, осуществление заграничных стажировок, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, проведение совместных научных исследований с зарубежными вузами, обмен научно-технической информацией и педагогическими технологиями, проведение международных научных конференций и семинаров, выступление на научных симпозиумах, совместная публикация монографий и научных статей в международных научных изданиях;

2. Привлечение сотрудников из вузов-партнеров к управлению университетом, создание международных центров межвузовской и международной интеграции;

3. Организация университетских лекций с привлечением крупнейших зарубежных специалистов, выдача двойных дипломов, продолжение обучения в магистратуре и аспирантуре вуза-партнера, участие в международных грантах;

4. Реализация международных социальных проектов, сотрудничество с зарубежными вузами в культурной и спортивной сфере, проведение международных студенческих олимпиад.

Установлено также, что интеграция имеет внутренний и международный аспекты. Внутренний аспект проявляется в растущей взаимосвязи науки, власти и бизнеса в национальном масштабе. В рамках приоритетного национального проекта осуществлена значительная трансформация институциональной структуры вузов-участников, формируются элементы инновационной инфраструктуры с участием региональных органов власти и стратегических бизнес-партнеров. В 2009-2010 годах проведен конкурсный отбор исследовательских университетов, программы развития которых на ближайшие десять лет в приоритетном порядке будут поддерживаться государством. Перед университетами поставлена задача сформировать эффективные научно-образовательные кластеры инновационной направленности на основе интеграции с академической наукой, малым и средним бизнесом, стратегическими партнерами в лице крупных корпораций. Впервые в российской практике приняты законы, позволяющие университетам формировать эндаумент (целевой капитал), выступать учредителями фирм наукоемкого биз-

60

неса, что существенно повышает инновационную активность университетских бизнес-инкубаторов и технопарков. Важнейшими результатами совершенствования образовательных программ можно назвать: методическое материально-техническое обеспечение, разработку новых магистерских программ, являющихся продуктом совместной работы со стратегическими партнерами в профильных отраслях промышленности. Инновационные научно-методические решения, полученные вузами в рамках реализации приоритетного национального проекта, нашли свое отражение в государственных образовательных стандартах нового поколения, что можно рассматривать как важный системный результат реализации национального проекта.

Международная интеграция проявляется в интернационализации высшего образования и выражается в таких формах сотрудничества, как развитие институционального партнерства и создание стратегических образовательных альянсов; формирование новых интернациональных стандартов учебных планов и образовательных программ; организация академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава [2. С. 11-12]. При этом академическая мобильность выступает одним из ключевых критериев оценки инновационного потенциала вузов, важным требованием Болонской декларации, залогом успешной интеграции вузов в международное образовательное пространство.

В результате усиливающихся интеграционных процессов для вузов актуализируются проблемы финансовой интеграции, предполагающие, с одной стороны, аккумуляцию различных источников финансирования для международного сотрудничества, с другой стороны, получение студентами более качественного образования, общепризнанных дипломов, дающих право на последующее трудоустройство. Следует заметить, что на рынке образовательных услуг развитых стран наблюдается тенденция предпочтения обучению в магистратуре и аспирантуре в зарубежных странах как последипломных программ образования, нежели обучению по основным программам (данные по США за 2006/07 учебный год: 46,3% и 40,5% соответственно) [2. С. 18].

В современных условиях, когда главными субъектами регулирования образовательного рынка выступают профессиональное сообщество и потребители, первостепенное значение в образовательном процессе придается научноисследовательской работе. По оценке В.М. Жу-раковского и соавт., доля преподавателей высшей школы, вовлеченных в научные исследования, возрастет с 16% в 2007 г. до 35% в 2015 г. и 42%

- в 2020 г. При этом в федеральных исследовательских университетах эти показатели составят соответственно 65% и 75%. Для поддержки наиболее талантливых студентов, закрепления их последующего академического выбора им будет выплачиваться стипендия в размере средней заработной платы в экономической сфере. К 2015 г. эта система будет охватывать 20% магистров и 35% аспирантов федеральных исследовательских университетов, а к 2020 г. 25% и 50% соответственно [3. С. 7-8].

Изучение зарубежного опыта свидетельствует, что характерной чертой ведущих европейских университетов является связь между научной и преподавательской деятельностью, так как именно университеты находятся на пересечении научных исследований, образования и инноваций. Политика конкуренции за лучших студентов и преподавателей в ЕС базируется на идеологии исследовательского превосходства, решающим фактором которого является превосходство в обучении исследовательской деятельности. Причем исследовательская позиция в обучении ставит перед университетом задачу обеспечения преподавания дисциплин практикующими исследователями не только на старших, но и на более ранних курсах. Создание обобщенных ресурсов знаний - новейшее направление в европейской образовательной политике. В основе данной концепции лежит объединение в сетевые структуры научных сред университетов на глобальном уровне, позволяющее использовать сильные стороны своих участников-партнеров. Таким образом, наблюдается выстраивание идеологии образовательного превосходства знаний Европы. Сети превосходства ЕС, объединившие лучшие исследовательские университеты и научные центры, не оставляют надежды на «место под солнцем» для других стран [4. С. 22].

По мнению западных специалистов, в ближайшей перспективе Европа должна сделать научные исследования действенным средством для решения проблем образования. Преподаватели должны идти в ногу с последними достижениями в сфере теории познания. Отправной точкой для «образования через научные исследования» должно стать использование научных исследований как методик обучения. Таким образом, на повестку ставятся вопросы эффективной педагогической операцио-нализации научных исследований в качестве методик обучения и включения в культуру обучения генеративного познания, т.е. познания, влекущего к созданию нового знания [4. С.25-26]. Установка на исследовательское обучение реконструирует архитектуру учебных сообществ в направлении интегрированных образовательных систем (трансформационные партнерства). Методы обучения

здесь получают объединенную основу не только в виде ресурсной базы и знаний, но и в лице вовлекаемых специалистов. Ассоциация европейских университетов рассматривает образовательную систему как основное коммуникационное звено экономики знаний, а современные университеты - как открытые и мобильные образовательные институты, консолидирующие взаимодействие общественных, культурных организаций, государственных структур и делового сообщества.

При этом модель профессиональной компетенции служит основой для построения моделей специалистов по отдельным специальностям, настраиваясь на актуальные потребности профессиональной среды деятельности в меняющихся условиях среды. Как справедливо замечает Л.Д. Медведева, эту функцию не могут выполнять государственные образовательные стандарты, поскольку они не способны учитывать региональные факторы состояния и динамику потребностей рынка труда [5. С. 22-23].

Возрастающая роль научных исследований в современной экономике характеризуется тем, что повседневные знания, которыми люди руководствуются в повседневной жизни, все более замещаются научными знаниями, с помощью которых можно достичь устойчивого развития и стабильности. Наука по мере развития генерирует новые проблемы, на которые обыденное знание не дает ответа. Она призвана открывать новые горизонты социального и экономического развития по возможности с меньшими рисками. Изучение изменения научного ландшафта ФРГ за последнее десятилетие и обобщение мнения ведущих немецких социологов относительно проводимой в Германии реформы образования позволили Г. Бехманну и соавт. сделать вывод, согласно которому новой глобальной элитой из ведущих американских университетов насаждается американский опыт, неприменимый в иных социокультурных условиях, включая Западную Европу. В результате происходящих трансформаций исследовательского и образовательного ландшафта рождаются уродливые гибриды, не соответствующие традиционным национальным приоритетам и уже не отвечающие глобальным вызовам [6. С. 42].

Из вышеизложенного следует, что введение образовательных стандартов третьего поколения предполагает усиление научно-исследовательской составляющей образования. Перед российской системой высшего экономического образования стоит задача пересмотра требований к магистерским программам. В этой связи актуальным является изучение опыта ведущих университетов страны. Представляется целесообразным создание Института магистратуры, идею которого мы почерпнули

на стажировке в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов (СПбГУЭФ, или ФИНЭК), имеющим десятилетний опыт разработки магистерских программ.

СПбГУЭФ, основанный в 1930 году, является признанным лидером подготовки специалистов в области экономики и бизнеса. На 14 факультетах и 40 кафедрах работают более 90 профессоров и 410 доцентов. Более 2000 магистрантов и аспирантов получают здесь послевузовское образование. Ежегодно публикуется более 100 научных работ. Университет поддерживает активные международные отношения со 109 партнерами и имеет опыт участия в международных проектах: Tempus, Erasmus Mundus, Prometee, RECEP.

Особый интерес представляют магистерские программы в области экономики: «Корпоративные финансы» и «Учет. Анализ. Аудит».

Магистерская программа «Корпоративные финансы» сформирована на основе многолетнего опыта научно-исследовательской, практической и преподавательской деятельности специалистов кафедры финансов. Главной целью программы является подготовка специалистов по управлению финансами компаний, способных оперативно и адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся экономические и финансовые условия, противостоять кризисным явлениям, сохранять и приумножать свой бизнес в условиях неблагоприятной конъюнктуры сырьевых, товарных и финансовых рынков. Такими профессиональными качествами и навыками могут обладать лица, в полной мере освоившие предлагаемые современной финансовой наукой теории и модели, с одной стороны, и способные применить полученные теоретические знания для решения конкретных управленческих задач, с другой.

Основными задачами магистерской программы «Корпоративные финансы» являются:

- обеспечение углубленного изучения теории корпоративных финансов как фундаментальной основы финансового управления компаниями;

- создание благоприятных условий для освоения магистрантами специальных дисциплин и формирования системного видения проблематики финансового управления компанией;

- формирование практических навыков финансового управления компанией, обеспечение коммуникационных связей магистрантов с профессиональным сообществом;

- содействие освоению инструментария адекватной оценки влияния внешней среды (конъюнктуры финансовых, товарных рынков) на результативность функционирования компании и процесса принятия финансовых решений в условиях меняющейся конъюнктуры;

62

- обучение приемам адаптации финансового управления компании к меняющимся правилам ведения бизнеса (законодательная база, предпринимательские практики);

- создание условий для освоения магистрантами методологии научных исследований, овладения методами сбора, анализа и интерпретации научной информации, использования современных компьютерных и информационных технологий;

- обучение приемам подготовки аналитических, научных, инновационных докладов и публичных выступлений.

Учебный план магистерской программы «Корпоративные финансы» включает следующие блоки дисциплин.

1. Обязательные базовые экономические дисциплины государственного стандарта, обеспечивающие фундаментальность магистерской подготовки. Это дисциплины «Макроэкономика-2», «Микроэкономика-2» и «Эконометрика-2», читаемые на продвинутом уровне, а также дисциплины «Математические модели и методы в экономике», «Альтернативные хозяйственные системы» и «Компьютерные технологии в экономике».

2. Дисциплины региональной компоненты. К ним отнесены дисциплины общей профессиональной подготовки: «Инвестиции и инвестиционные решения», «Международные стандарты финансовой отчетности», «Корпоративные финансы-2». Дополнительно студенты имеют возможность выбрать две дисциплины из следующих: «Экономика и организация деятельности фирмы в конкурентной среде», «Международные финансы», «Финансовые институты в условиях глобализации», «Конфликтология», «Компенсационный менеджмент».

3. Дисциплины специальной подготовки: «Финансовый контроллинг», «Управление стоимостью бизнеса», «Консолидированная отчетность», «Финансовое конструирование и новации в финансовом менеджменте», «Финансовая стабилизация кризисных предприятий», «Стратегический финансовый менеджмент». Дополнительно студенты могут выбрать две дисциплины из следующих: «Налоговое планирование», «Общественные финансы», «Внутренний аудит», «Налоговый, бухгалтерский учет операций на РЦБ». В рамках этого блока студенты изучают деловой иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский). Завершается обучение подготовкой и защитой магистерской диссертации.

Магистерская программа «Учет. Анализ. Аудит» является результатом многолетнего опыта преподавания, а также практического опыта ведения бухгалтерского учета, проведения анализа и аудита, накопленного преподавателями кафедр

бухгалтерского учета и аудита, а также экономического анализа. Главная цель программы - подготовка специалистов в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, обладающих высокой адаптивностью и востребованностью в постоянно меняющихся условиях рынка труда и, что особенно важно, в условиях кризиса в экономике.

Основными задачами программы являются:

- приобретение знаний и компетенций в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита в соответствии с современными методами менеджмента;

- изучение проблем адаптации российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами учета и финансовой отчетности;

- изучение и использование современных методов и технологий учета.

В результате у студентов формируются следующие специальные компетенции:

- знание теории и практики ведения бухгалтерского учета, анализа и аудита;

- изучение методов управления организацией на основе информации, содержащейся в бухгалтерском учете и отчетности;

- знание методики формирования информации об элементах отчетности (активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах), ее анализ и использование в управлении организацией;

- обретение навыков аудита активов, обязательств, капитала, доходов, расходов организации;

- умение анализировать учетную информацию для совершенствования механизма управления организацией;

- овладение знаниями в области международного учета, отчетности и аудита;

- овладение знаниями в области международных стандартов аудита;

- навыки научной работы;

- способности и стремление непрерывно повышать свою квалификацию.

К дисциплинам по направлению «Учет. Анализ. Аудит», относятся: Международные стандарты финансовой отчетности, Международные стандарты аудита, Консолидированная отчетность, Бюджетный учет и отчетность, Контроль и ревизия, Особенности учета в строительстве, Учет на предприятиях малого бизнеса, Налоговый учет. Анализ в зарубежных странах, Инвестиционный анализ, Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений.

В организации международных бакалаврских и магистерских программ в СПбГУЭФ успешно применяется пятнадцатилетний опыт международного сотрудничества с ведущими

зарубежными университетами и школами бизнеса. Здесь разработаны четыре международные магистерские программы: 1) Магистерская программа с университетом им. Пьера Мендес-Франца (Гренобль, Франция) и с университетом Сапи-енца (Рим, Италия); 2) Магистерская программа Гамбург-Петербург; 3) Магистерская программа Париж-Дофин; 4) Магистерская программа «Экономика энергетики и устойчивое развитие».

Существуют единые требования к поступающим в магистратуру по международным программам: диплом о высшем образовании (бакалавра, специалиста); свободное владение английским языком; высокая мотивация. При поступлении претендент проходит тестирование на знание английского языка и проходит мотивационное собеседование.

Срок обучения на программе - 2 года, что составляет 120 кредитных единиц (ECTS). Обучение проходит на английском языке преподавателями из России и других стран-партнеров и включает 4 семестра. Первые три семестра - лекционнопрактические занятия, четвертый семестр предполагает стажировку, написание и защиту магистерской диссертации. Стоимость обучения составляет, в среднем, 3500 евро в год. По окончании магистратуры выпускники получают одновременно два диплома: магистерский диплом СПбГУЭФ и магистерский диплом вуза-партнера в соответствии с выбранной специализацией.

Рассмотрим возможности и особенности каждой программы.

Магистерская программа с университетом им. Пьера Мендес-Франца (Гренобль, Франция) и с университетом Сапиенца (Рим, Италия) «Экономика предприятия и международная интеграция» создана при поддержке Европейского Союза. Реализуется с 2005 года консорциумом европейских университетов в рамках программы «European Master-Economy of Enterprise and International Integration». Программа направлена на развитие у студентов профессиональных и общенаучных компетенций, необходимых для успешной карьеры в области экономики предприятия. Студенты получают знания и развивают профессиональные компетенции, необходимые для принятия управленческих решений на локальных и международных рынках. Системный подход к анализу деятельности предприятия, а также углубленные знания в области управления человеческими ресурсами, инноваций и управления качеством позволяют выпускникам программы планировать свою профессиональную карьеру в различных функциональных подразделениях ведущих российских и международных компаний. Международный характер подготовки обеспечивается активным участием зарубежных

академических и бизнес-партнеров в разработке концепции и в определении содержания программы.

В рамках магистерской программы предлагаются две специализации.

1. «Управление человеческими ресурсами и международная конкурентоспособность» совместно с Университетом им. Пьера Мендес-Франца (Гренобль, Франция).

Специализация «Управление человеческими ресурсами и международная конкурентоспособность» представляет европейский подход к управлению персоналом и предусматривает изучение дисциплин, выполнение НИРС, кейсов под руководством ведущих французских и российских преподавателей. Подготовка охватывает четыре основные области управления человеческими ресурсами в условиях глобализации:

- оценка влияния процессов международной интеграции на стратегическое развитие предприятий и УЧР;

- применение современных методов и инструментов менеджмента в области УЧР с целью повышения конкурентоспособности предприятия в международной среде;

- обогащение практического опыта и повышение уровня профессионализма студентов, в том числе в процессе прохождения практики и работы над магистерской диссертацией;

- развитие аналитических навыков в профессиональной среде в процессе работы над магистерской диссертацией и прохождения практики.

2. «Управление качеством и инновации» совместно с Университетом Сапиенца (Рим, Италия). Программа поддерживается Генеральным консульством и Институтом внешней торговли Италии в Санкт-Петербурге.

В программу специализации «Управление качеством и инновации» включены учебные дисциплины магистерской программы итальянского Университета Сапиенца «Технология, сертификация и качество», предусматривающие, во-первых, изучение современных аналитических инструментов, применяемых в области качества и инноваций; во-вторых, изучение и адаптацию современных ресурсов, процессов и технологий, ориентированных на решение задач в рамках подхода «enterprise-based approach».

Что касается организации обучения, то в учебном плане первого года все дисциплины и НИРС являются обязательными для изучения, на втором году студенты могут выбирать специализацию. Дисциплины специализации, оцениваемые европейскими преподавателями, предлагаются студентам в режиме on-line на английском языке и сопровождаются практическими занятиями с

российскими преподавателями. На первом и втором году проводятся научно-исследовательские работы студентов. Подготавливаются кейсы и проекты. Важную роль играют семинары в рамках НИРС, которые проходят в Санкт-Петербурге с обязательным участием европейских преподавателей, руководителей и специалистов ведущих российских и международных компаний.

Программа предлагает дополнительные возможности: программы академической мобильности (содействие в получении грантов и стипендий); совершенствование английского языка (Business and Scientific English) и изучение второго иностранного языка (французского, итальянского); стажировки (академический семестр или практика) в странах ЕС; продолжение обучения в аспирантуре и подготовка диссертации под двойным научным руководством (в СПбГУЭФ и европейском вузе); льготные условия кредитов на образование от банков-партнеров.

Первый год обучения включает обязательные блоки д исциплин общенаучного и профессионального циклов: общенаучный цикл; профессиональный цикл; организационное развитие в международной среде; экономика предприятия и управление инновациями; финансы и инвестиции. Проводится семинар «Стратегии развития предприятия и источники конкурентоспособности».

Второй год обучения включает дисциплины профессионального цикла по выбору специализации: «Управление человеческими ресурсами и международная конкурентоспособность» или «Управление качеством и инновации». Также проводятся семинары: «Реструктуризация и международная интеграция»; «Управление человеческими ресурсами в международной среде: стратегии и инструменты»; «Социальный диалог и управление изменениями на предприятии: практика ЕС и России»; «Управление технологическими и организационными инновациями»; «Конкурентоспособность и управление цепями поставок».

Далее остановимся на магистерских программах «Гамбург - Петербург». Здесь можно выделить несколько программ с участием немецких партнеров.

1. «MiBA — Master of international business administration HAMBURG — STPETERSBURG» (Магистр международного бизнес-администрирования Г амбург - Санкт-Петербург). Эта программа получила международное признание. Она была начата Университетом Гамбурга в 1998 г. В 2005 программа начала работать в Санкт-Петербурге. Здесь она предлагается как совместная магистерская программа в сотрудничестве с СПбГУЭФ. Программа аккредитована германским аккредитационным агентством ACQUIN и Министерством

науки и образования РФ и пользуется поддержкой DAAD (Германская служба академических обменов) и Германского Федерального Министерства образования и науки.

2. «MASTER OF INTERNATIONAL BUSINESS — CORPORATE FINANCE? CONTROL AND PROJECT MANAGEMENT» (Магистр международного бизнеса — корпоративные финансы, управление и прожект-менеджмент)

Программа «International Business» основана на курсе совместной российско-германской программы «MiBA — Master of International Business Administration Hamburg — St.Petersburg». Курс читается российскими и немецкими лекторами на английском языке. Изучаются различные аспекты бизнес-администрирования и развиваются коммуникативные навыки и личные качества.

3. «International Financial Management» (Международный финансовый менеджмент)

Цель программы — дать студентам системное понимание принципов финансового менеджмента в условиях международной кооперации. Современная коммерческая среда требует глубокого знания финансов от каждого желающего стать успешным менеджером или бизнесменом.

4. «EUROPEAN MASTER: ECONOMY OF ENTERPRISE AND INTERNATIONAL INTEGRATION» (Европейская магистерская программа: экономика предприятия и международная интеграция).

5. MASTER OF ARTS IN COMMUNICATION AND LEADERSHIP (магистерская программа «Коммуникация и лидерство»).

Наиболее популярной является программа MiBA, которая получила широкое признание международного бизнес-сообщества. MiBA готовит международных бизнес-экспертов, способных принимать компетентные и эффективные решения в глобальной экономической среде. В программе уделяется особое внимание развитию навыков межкультурной коммуникации посредством работы в мультикультурных группах. Программа включает несколько курсов, предлагающих бизнес-ситуации (кейсы), связанные с актуальными текущими проблемами международного сотрудничества. Материал для анализа предоставляется в эксклюзивном порядке ведущими международными компаниями. Конечный результат представляется в форме видеоконференции, организованной между Петербургом и Гамбургом.

Организация обучения построена следующим образом. В 1 и 2-м семестрах преподают основные курсы: международные исследования рынка и стратегии, международный брендинг, международная корпоративная организация, международное управление логистическими цепочками, ми-

ровая торговля, математические модели и ИТ в менеджменте, методы исследования в международном бизнесе, международные case studies (анализ бизнес-ситуаций), международный финансовый менеджмент, международное управление человеческими ресурсами, международное контрактное право, мировые финансовые рынки, межкультур-ный менеджмент в глобализированном мире, деловой английский, деловой немецкий.

В течение 3-го семестра можно выбирать из примерно восьми разнообразных курсов и составить дифференцированную программу обучения в соответствии с собственными предпочтениями. В заключительном семестре предоставлена возможность применить полученные знания на практике во время трехмесячной стажировки. Завершается семестр написанием и защитой магистерской диссертации.

Магистерская программа Париж-Дофин -Санкт-Петербург. Сотрудничество СПбГУЭФ и Университета Париж-Дофин началось с 1992 года. Это один из крупнейших вузов Франции. Здесь обучаются 7,5 тысяч студентов и работает 365 преподавателей. Университет Париж-Дофин во Франции обладает бесспорным авторитетом и занимает первое место по подготовке специалистов в области финансовых и управленческих информационных технологий и компьютерных систем [2. С.18]. С 2008 г. запущены две программы: 1) магистерская программа двойного диплома (2 года обучения); 2) программа профессиональной переподготовки (1 год обучения).

Данные программы носят прикладной характер и направлены на подготовку специалистов в области финансового анализа, управленческого учета, банковского дела, аудита, инвестиционного консультирования, управления портфелем. Особое внимание уделяется изучению современных финансовых технологий и их использованию в управлении рисками. К основным преимуществам программ относятся:

- преподаватели из ведущих университетов России и Франции;

- развитие навыков коммуникации в межкуль-турной среде;

- стажировка в международной компании;

- модульная организация учебного процесса;

- выпускники программ работают в России и за рубежом.

По окончании обучения магистерской программы двойного диплома выпускники получают два диплома: диплом магистра по направлению «Менеджмент», специализация «Финансовый менеджмент» (СПбГУЭФ) и Диплом магистра менеджмента по направлению «Финансы и учет» (Университет Париж-Дофин).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По окончании обучения программы профессиональной переподготовки «Финансы, учет, управление рисками» выпускники получают диплом по направлению «Финансы, учет, менеджмент, аудит» (Университет Париж-Дофин).

Международная магистерская программа «Экономика энергетики и устойчивое развитие» -это двухгодичная магистерская программа, разработанная в сотрудничестве с российскими техническими вузами и европейскими университетами. Международный характер программы обеспечивается специализированными курсами второго года, которые преподаются в сотрудничестве с европейскими университетами: Университет им. Пьера Мендес-Франса, Гренобль (Франция), Университет Ла Сапьенца, Рим (Италия), Международная школа менеджмента г. Дортмунда (Германия), Университет прикладных наук Савониа (Финляндия), а также с российскими и международными корпорациями: компанией RWE (ФРГ), компанией E ON, компанией SCHNEIDER ELECTRIC, группой компаний ИНТЕГРА.

Целью программы является развитие профессиональных и общенаучных компетенций, необходимых для успешного развития карьеры в области энергетики и управления устойчивым развитием организаций энергетического сектора, которые удовлетворяли бы требования компаний и организаций при работе в новых условиях и новом международном регулировании.

Программа формирует представление о функционировании современных энергетических комплексов и дает фундаментальные знания, необходимые для анализа и оценки деятельности компаний и решения ключевых проблем развития энергетического и промышленного сектора.

Она предназначена как для студентов, так и для молодых специалистов, инженеров и менеджеров, уже работающих в сфере энергетики и смежных с ней отраслей, предоставляя им возможность продолжить образование. Программа также уделяет особое внимание вопросам международного регулирования энергетической отрасли и устойчивому развитию при ограничениях, накладываемых окружающими условиями и экологическими требованиями.

Программа сочетает в себе как интенсивное обучение в области экономики и менеджмента промышленных проектов, так и специализацию в конкретной области энергетики (нефтегазовая отрасль, электроэнергетика), финансов в энергетике, а также проблем устойчивого развития промышленных комплексов и территорий.

Степень, полученная по завершении программы, предоставит выпускникам широкие возможности трудоустройства, включая финансовые и

Тюленева Н. А., Черемисина С. В. ■ ■ ■____________________________

экономические отделы ведущих российских и зарубежных энергетических компаний, а также других промышленных корпораций, аналитические отделы финансовых организаций, в том числе и государственных (министерства и регулирующие органы).

Организацию обучения структурно можно представить следующим образом.

Первый курс включает обязательные модули: Экономика, Основы технологических процессов в энергетике, Экономика и устойчивое развитие в энергетической отрасли, Развитие общих навыков (методы системного анализа, языковые навыки), НИРС, годовую работу и кейсы совместно с техническими вузами

Второй курс включает обязательные модули: Проекты в энергетике, НИРС, научный семинар «Энергетический баланс России и энергетические рынки», стажировку и написание магистерской диссертации.

Второй курс также включает модули по выбору (2 из 4):

1. Финансы в энергетике (Анализ и управление портфелем, Деривативы в энергетике, Оценка энергетических компаний).

2. Устойчивое развитие территорий и промышленных отраслей (Природные ресурсы и экосистемы, Альтернативные источники энергии, Управление инновациями).

3. Экономика нефтегазовой отрасли (Регулирование нефтегазовой отрасли;

Международное право в области энергетики; Международные нефтегазовые рынки).

4. Экономика энергетики (Экономика энергетики и тарифы, Торговля и продажи, Либерализация энергетических рынков).

В заключение отметим, материалы, представленные в данной статье, могут быть использованы при разработке магистерских программ в соответствии с новым поколением ФГОС ВПО; при написании докторских и кандидатских дис-

сертаций, выполнении студенческих научноисследовательских работ и магистерских диссертаций, написании монографий и сборников статей по проблемам исследования финансовой интеграции и инноваций в образовательном процессе; в развитии и систематизации интеграционных процессов между ЭФ, ФБД ВШБ Томского государственного университета и образовательными учреждениями других уровней отечественной и зарубежной систем образования, органами власти и представителями бизнес-сообщества.

Литература

1. Сластенин В. А., Жог В. И., Борисова Н. Ю., Плешаков В. А., Подымова Л. С. Модели системной интеграции инновационной международной образовательной практики в систему национального образования России // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 1. - С. 4-11.

2. Артамонова Е. И., Ставрук М. А. Академическая мобильность как средство интеграции-российских вузов в мировую систему высшего образования // Педагогическое образование и наука.

- 2010. - № 1. - С. 11-20.

3. Жураковский В. М, Сазонова З. С. Актуальные задачи модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 4-12.

4. Карпов А. О. Исследовательская парадигма в образовании // Инновации в образовании. -2010. - № 7.- С. 12-32.

5. Медведева Л. Д. О профессиональной компетентности специалистов экономического профиля // Инновации в образовании. - 2010. - № 6.

- С. 16-23.

6. Готтхард Бехманн, Горохов В. Г. Изменения в научно-исследовательском ландшафте Германии: новая роль исследовательских университетов // Высшее образование сегодня. - 2010. - №1.

- С. 34-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.