УДК 336:378.4
Н. А. Тюленева, С. В. Черемисина
ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Рассматриваются вопросы финансовой интеграции и опыт формирования магистерских программ. В организации бакалаврских и магистерских программ исследуется международное сотрудничество с ведущими зарубежными университетами и школами бизнеса
Ключевые слова: финансовая интеграция, экономическое образование, образовательный процесс, инновации.
Начиная с 2004 года, когда Россией была подписана Болонская декларация, активизировались исследования российских ученых, посвященные интеграционным процессам образования [1-3]. Вместе с тем не получили достаточного освещения проблемы финансовой интеграции в образовательном процессе.
В настоящее время как в отечественном, так и в международном научном сообществах сформировался устойчивый интерес к изучению интеграционных процессов. Установлено, что интеграционные процессы развиваются по некоторым отдельным основаниям, которые одновременно являются фундаментом самих интеграционных процессов. В их числе - появление нормативноправового статуса интеграции. Он предполагает включение в договорные документы о культурном сотрудничестве обязательного пункта об обмене студентами и организации стажировок для преподавателей высшей школы, что позволяет расширить практику международного сотрудничества и создать базу для формирования академической мобильности. Именно появление Болонской декларации узаконило интеграцию, придало ей межгосударственный правовой статус. Информационный материал о внутренних механизмах интеграции, ее формах, видах партнерских отношений является, в основном закрытой информацией, что объясняется усилением конкурентной борьбы
между образовательными учреждениями и образовательными системами. Проведенный анализ показал, что в качестве основных моделей научной и образовательной интеграции присутствуют следующие ее виды, сгруппированные по направлениям [1. С.9]:
1. Создание информационных ресурсов, обеспечивающих международную интеграцию, международный обмен преподавателями, аспирантами, магистрантами и студентами, осуществление заграничных стажировок, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, проведение совместных научных исследований с зарубежными вузами, обмен научно-технической информацией и педагогическими технологиями, проведение международных научных конференций и семинаров, выступление на научных симпозиумах, совместная публикация монографий и научных статей в международных научных изданиях;
2. Привлечение сотрудников из вузов-партнеров к управлению университетом, создание международных центров межвузовской и международной интеграции;
3. Организация университетских лекций с привлечением крупнейших зарубежных специалистов, выдача двойных дипломов, продолжение обучения в магистратуре и аспирантуре вуза-партнера, участие в международных грантах;
4. Реализация международных социальных проектов, сотрудничество с зарубежными вузами в культурной и спортивной сфере, проведение международных студенческих олимпиад.
Установлено также, что интеграция имеет внутренний и международный аспекты. Внутренний аспект проявляется в растущей взаимосвязи науки, власти и бизнеса в национальном масштабе. В рамках приоритетного национального проекта осуществлена значительная трансформация институциональной структуры вузов-участников, формируются элементы инновационной инфраструктуры с участием региональных органов власти и стратегических бизнес-партнеров. В 2009-2010 годах проведен конкурсный отбор исследовательских университетов, программы развития которых на ближайшие десять лет в приоритетном порядке будут поддерживаться государством. Перед университетами поставлена задача сформировать эффективные научно-образовательные кластеры инновационной направленности на основе интеграции с академической наукой, малым и средним бизнесом, стратегическими партнерами в лице крупных корпораций. Впервые в российской практике приняты законы, позволяющие университетам формировать эндаумент (целевой капитал), выступать учредителями фирм наукоемкого биз-
60
неса, что существенно повышает инновационную активность университетских бизнес-инкубаторов и технопарков. Важнейшими результатами совершенствования образовательных программ можно назвать: методическое материально-техническое обеспечение, разработку новых магистерских программ, являющихся продуктом совместной работы со стратегическими партнерами в профильных отраслях промышленности. Инновационные научно-методические решения, полученные вузами в рамках реализации приоритетного национального проекта, нашли свое отражение в государственных образовательных стандартах нового поколения, что можно рассматривать как важный системный результат реализации национального проекта.
Международная интеграция проявляется в интернационализации высшего образования и выражается в таких формах сотрудничества, как развитие институционального партнерства и создание стратегических образовательных альянсов; формирование новых интернациональных стандартов учебных планов и образовательных программ; организация академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава [2. С. 11-12]. При этом академическая мобильность выступает одним из ключевых критериев оценки инновационного потенциала вузов, важным требованием Болонской декларации, залогом успешной интеграции вузов в международное образовательное пространство.
В результате усиливающихся интеграционных процессов для вузов актуализируются проблемы финансовой интеграции, предполагающие, с одной стороны, аккумуляцию различных источников финансирования для международного сотрудничества, с другой стороны, получение студентами более качественного образования, общепризнанных дипломов, дающих право на последующее трудоустройство. Следует заметить, что на рынке образовательных услуг развитых стран наблюдается тенденция предпочтения обучению в магистратуре и аспирантуре в зарубежных странах как последипломных программ образования, нежели обучению по основным программам (данные по США за 2006/07 учебный год: 46,3% и 40,5% соответственно) [2. С. 18].
В современных условиях, когда главными субъектами регулирования образовательного рынка выступают профессиональное сообщество и потребители, первостепенное значение в образовательном процессе придается научноисследовательской работе. По оценке В.М. Жу-раковского и соавт., доля преподавателей высшей школы, вовлеченных в научные исследования, возрастет с 16% в 2007 г. до 35% в 2015 г. и 42%
- в 2020 г. При этом в федеральных исследовательских университетах эти показатели составят соответственно 65% и 75%. Для поддержки наиболее талантливых студентов, закрепления их последующего академического выбора им будет выплачиваться стипендия в размере средней заработной платы в экономической сфере. К 2015 г. эта система будет охватывать 20% магистров и 35% аспирантов федеральных исследовательских университетов, а к 2020 г. 25% и 50% соответственно [3. С. 7-8].
Изучение зарубежного опыта свидетельствует, что характерной чертой ведущих европейских университетов является связь между научной и преподавательской деятельностью, так как именно университеты находятся на пересечении научных исследований, образования и инноваций. Политика конкуренции за лучших студентов и преподавателей в ЕС базируется на идеологии исследовательского превосходства, решающим фактором которого является превосходство в обучении исследовательской деятельности. Причем исследовательская позиция в обучении ставит перед университетом задачу обеспечения преподавания дисциплин практикующими исследователями не только на старших, но и на более ранних курсах. Создание обобщенных ресурсов знаний - новейшее направление в европейской образовательной политике. В основе данной концепции лежит объединение в сетевые структуры научных сред университетов на глобальном уровне, позволяющее использовать сильные стороны своих участников-партнеров. Таким образом, наблюдается выстраивание идеологии образовательного превосходства знаний Европы. Сети превосходства ЕС, объединившие лучшие исследовательские университеты и научные центры, не оставляют надежды на «место под солнцем» для других стран [4. С. 22].
По мнению западных специалистов, в ближайшей перспективе Европа должна сделать научные исследования действенным средством для решения проблем образования. Преподаватели должны идти в ногу с последними достижениями в сфере теории познания. Отправной точкой для «образования через научные исследования» должно стать использование научных исследований как методик обучения. Таким образом, на повестку ставятся вопросы эффективной педагогической операцио-нализации научных исследований в качестве методик обучения и включения в культуру обучения генеративного познания, т.е. познания, влекущего к созданию нового знания [4. С.25-26]. Установка на исследовательское обучение реконструирует архитектуру учебных сообществ в направлении интегрированных образовательных систем (трансформационные партнерства). Методы обучения
здесь получают объединенную основу не только в виде ресурсной базы и знаний, но и в лице вовлекаемых специалистов. Ассоциация европейских университетов рассматривает образовательную систему как основное коммуникационное звено экономики знаний, а современные университеты - как открытые и мобильные образовательные институты, консолидирующие взаимодействие общественных, культурных организаций, государственных структур и делового сообщества.
При этом модель профессиональной компетенции служит основой для построения моделей специалистов по отдельным специальностям, настраиваясь на актуальные потребности профессиональной среды деятельности в меняющихся условиях среды. Как справедливо замечает Л.Д. Медведева, эту функцию не могут выполнять государственные образовательные стандарты, поскольку они не способны учитывать региональные факторы состояния и динамику потребностей рынка труда [5. С. 22-23].
Возрастающая роль научных исследований в современной экономике характеризуется тем, что повседневные знания, которыми люди руководствуются в повседневной жизни, все более замещаются научными знаниями, с помощью которых можно достичь устойчивого развития и стабильности. Наука по мере развития генерирует новые проблемы, на которые обыденное знание не дает ответа. Она призвана открывать новые горизонты социального и экономического развития по возможности с меньшими рисками. Изучение изменения научного ландшафта ФРГ за последнее десятилетие и обобщение мнения ведущих немецких социологов относительно проводимой в Германии реформы образования позволили Г. Бехманну и соавт. сделать вывод, согласно которому новой глобальной элитой из ведущих американских университетов насаждается американский опыт, неприменимый в иных социокультурных условиях, включая Западную Европу. В результате происходящих трансформаций исследовательского и образовательного ландшафта рождаются уродливые гибриды, не соответствующие традиционным национальным приоритетам и уже не отвечающие глобальным вызовам [6. С. 42].
Из вышеизложенного следует, что введение образовательных стандартов третьего поколения предполагает усиление научно-исследовательской составляющей образования. Перед российской системой высшего экономического образования стоит задача пересмотра требований к магистерским программам. В этой связи актуальным является изучение опыта ведущих университетов страны. Представляется целесообразным создание Института магистратуры, идею которого мы почерпнули
на стажировке в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов (СПбГУЭФ, или ФИНЭК), имеющим десятилетний опыт разработки магистерских программ.
СПбГУЭФ, основанный в 1930 году, является признанным лидером подготовки специалистов в области экономики и бизнеса. На 14 факультетах и 40 кафедрах работают более 90 профессоров и 410 доцентов. Более 2000 магистрантов и аспирантов получают здесь послевузовское образование. Ежегодно публикуется более 100 научных работ. Университет поддерживает активные международные отношения со 109 партнерами и имеет опыт участия в международных проектах: Tempus, Erasmus Mundus, Prometee, RECEP.
Особый интерес представляют магистерские программы в области экономики: «Корпоративные финансы» и «Учет. Анализ. Аудит».
Магистерская программа «Корпоративные финансы» сформирована на основе многолетнего опыта научно-исследовательской, практической и преподавательской деятельности специалистов кафедры финансов. Главной целью программы является подготовка специалистов по управлению финансами компаний, способных оперативно и адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся экономические и финансовые условия, противостоять кризисным явлениям, сохранять и приумножать свой бизнес в условиях неблагоприятной конъюнктуры сырьевых, товарных и финансовых рынков. Такими профессиональными качествами и навыками могут обладать лица, в полной мере освоившие предлагаемые современной финансовой наукой теории и модели, с одной стороны, и способные применить полученные теоретические знания для решения конкретных управленческих задач, с другой.
Основными задачами магистерской программы «Корпоративные финансы» являются:
- обеспечение углубленного изучения теории корпоративных финансов как фундаментальной основы финансового управления компаниями;
- создание благоприятных условий для освоения магистрантами специальных дисциплин и формирования системного видения проблематики финансового управления компанией;
- формирование практических навыков финансового управления компанией, обеспечение коммуникационных связей магистрантов с профессиональным сообществом;
- содействие освоению инструментария адекватной оценки влияния внешней среды (конъюнктуры финансовых, товарных рынков) на результативность функционирования компании и процесса принятия финансовых решений в условиях меняющейся конъюнктуры;
62
- обучение приемам адаптации финансового управления компании к меняющимся правилам ведения бизнеса (законодательная база, предпринимательские практики);
- создание условий для освоения магистрантами методологии научных исследований, овладения методами сбора, анализа и интерпретации научной информации, использования современных компьютерных и информационных технологий;
- обучение приемам подготовки аналитических, научных, инновационных докладов и публичных выступлений.
Учебный план магистерской программы «Корпоративные финансы» включает следующие блоки дисциплин.
1. Обязательные базовые экономические дисциплины государственного стандарта, обеспечивающие фундаментальность магистерской подготовки. Это дисциплины «Макроэкономика-2», «Микроэкономика-2» и «Эконометрика-2», читаемые на продвинутом уровне, а также дисциплины «Математические модели и методы в экономике», «Альтернативные хозяйственные системы» и «Компьютерные технологии в экономике».
2. Дисциплины региональной компоненты. К ним отнесены дисциплины общей профессиональной подготовки: «Инвестиции и инвестиционные решения», «Международные стандарты финансовой отчетности», «Корпоративные финансы-2». Дополнительно студенты имеют возможность выбрать две дисциплины из следующих: «Экономика и организация деятельности фирмы в конкурентной среде», «Международные финансы», «Финансовые институты в условиях глобализации», «Конфликтология», «Компенсационный менеджмент».
3. Дисциплины специальной подготовки: «Финансовый контроллинг», «Управление стоимостью бизнеса», «Консолидированная отчетность», «Финансовое конструирование и новации в финансовом менеджменте», «Финансовая стабилизация кризисных предприятий», «Стратегический финансовый менеджмент». Дополнительно студенты могут выбрать две дисциплины из следующих: «Налоговое планирование», «Общественные финансы», «Внутренний аудит», «Налоговый, бухгалтерский учет операций на РЦБ». В рамках этого блока студенты изучают деловой иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский). Завершается обучение подготовкой и защитой магистерской диссертации.
Магистерская программа «Учет. Анализ. Аудит» является результатом многолетнего опыта преподавания, а также практического опыта ведения бухгалтерского учета, проведения анализа и аудита, накопленного преподавателями кафедр
бухгалтерского учета и аудита, а также экономического анализа. Главная цель программы - подготовка специалистов в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, обладающих высокой адаптивностью и востребованностью в постоянно меняющихся условиях рынка труда и, что особенно важно, в условиях кризиса в экономике.
Основными задачами программы являются:
- приобретение знаний и компетенций в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита в соответствии с современными методами менеджмента;
- изучение проблем адаптации российского бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами учета и финансовой отчетности;
- изучение и использование современных методов и технологий учета.
В результате у студентов формируются следующие специальные компетенции:
- знание теории и практики ведения бухгалтерского учета, анализа и аудита;
- изучение методов управления организацией на основе информации, содержащейся в бухгалтерском учете и отчетности;
- знание методики формирования информации об элементах отчетности (активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах), ее анализ и использование в управлении организацией;
- обретение навыков аудита активов, обязательств, капитала, доходов, расходов организации;
- умение анализировать учетную информацию для совершенствования механизма управления организацией;
- овладение знаниями в области международного учета, отчетности и аудита;
- овладение знаниями в области международных стандартов аудита;
- навыки научной работы;
- способности и стремление непрерывно повышать свою квалификацию.
К дисциплинам по направлению «Учет. Анализ. Аудит», относятся: Международные стандарты финансовой отчетности, Международные стандарты аудита, Консолидированная отчетность, Бюджетный учет и отчетность, Контроль и ревизия, Особенности учета в строительстве, Учет на предприятиях малого бизнеса, Налоговый учет. Анализ в зарубежных странах, Инвестиционный анализ, Информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений.
В организации международных бакалаврских и магистерских программ в СПбГУЭФ успешно применяется пятнадцатилетний опыт международного сотрудничества с ведущими
зарубежными университетами и школами бизнеса. Здесь разработаны четыре международные магистерские программы: 1) Магистерская программа с университетом им. Пьера Мендес-Франца (Гренобль, Франция) и с университетом Сапи-енца (Рим, Италия); 2) Магистерская программа Гамбург-Петербург; 3) Магистерская программа Париж-Дофин; 4) Магистерская программа «Экономика энергетики и устойчивое развитие».
Существуют единые требования к поступающим в магистратуру по международным программам: диплом о высшем образовании (бакалавра, специалиста); свободное владение английским языком; высокая мотивация. При поступлении претендент проходит тестирование на знание английского языка и проходит мотивационное собеседование.
Срок обучения на программе - 2 года, что составляет 120 кредитных единиц (ECTS). Обучение проходит на английском языке преподавателями из России и других стран-партнеров и включает 4 семестра. Первые три семестра - лекционнопрактические занятия, четвертый семестр предполагает стажировку, написание и защиту магистерской диссертации. Стоимость обучения составляет, в среднем, 3500 евро в год. По окончании магистратуры выпускники получают одновременно два диплома: магистерский диплом СПбГУЭФ и магистерский диплом вуза-партнера в соответствии с выбранной специализацией.
Рассмотрим возможности и особенности каждой программы.
Магистерская программа с университетом им. Пьера Мендес-Франца (Гренобль, Франция) и с университетом Сапиенца (Рим, Италия) «Экономика предприятия и международная интеграция» создана при поддержке Европейского Союза. Реализуется с 2005 года консорциумом европейских университетов в рамках программы «European Master-Economy of Enterprise and International Integration». Программа направлена на развитие у студентов профессиональных и общенаучных компетенций, необходимых для успешной карьеры в области экономики предприятия. Студенты получают знания и развивают профессиональные компетенции, необходимые для принятия управленческих решений на локальных и международных рынках. Системный подход к анализу деятельности предприятия, а также углубленные знания в области управления человеческими ресурсами, инноваций и управления качеством позволяют выпускникам программы планировать свою профессиональную карьеру в различных функциональных подразделениях ведущих российских и международных компаний. Международный характер подготовки обеспечивается активным участием зарубежных
академических и бизнес-партнеров в разработке концепции и в определении содержания программы.
В рамках магистерской программы предлагаются две специализации.
1. «Управление человеческими ресурсами и международная конкурентоспособность» совместно с Университетом им. Пьера Мендес-Франца (Гренобль, Франция).
Специализация «Управление человеческими ресурсами и международная конкурентоспособность» представляет европейский подход к управлению персоналом и предусматривает изучение дисциплин, выполнение НИРС, кейсов под руководством ведущих французских и российских преподавателей. Подготовка охватывает четыре основные области управления человеческими ресурсами в условиях глобализации:
- оценка влияния процессов международной интеграции на стратегическое развитие предприятий и УЧР;
- применение современных методов и инструментов менеджмента в области УЧР с целью повышения конкурентоспособности предприятия в международной среде;
- обогащение практического опыта и повышение уровня профессионализма студентов, в том числе в процессе прохождения практики и работы над магистерской диссертацией;
- развитие аналитических навыков в профессиональной среде в процессе работы над магистерской диссертацией и прохождения практики.
2. «Управление качеством и инновации» совместно с Университетом Сапиенца (Рим, Италия). Программа поддерживается Генеральным консульством и Институтом внешней торговли Италии в Санкт-Петербурге.
В программу специализации «Управление качеством и инновации» включены учебные дисциплины магистерской программы итальянского Университета Сапиенца «Технология, сертификация и качество», предусматривающие, во-первых, изучение современных аналитических инструментов, применяемых в области качества и инноваций; во-вторых, изучение и адаптацию современных ресурсов, процессов и технологий, ориентированных на решение задач в рамках подхода «enterprise-based approach».
Что касается организации обучения, то в учебном плане первого года все дисциплины и НИРС являются обязательными для изучения, на втором году студенты могут выбирать специализацию. Дисциплины специализации, оцениваемые европейскими преподавателями, предлагаются студентам в режиме on-line на английском языке и сопровождаются практическими занятиями с
российскими преподавателями. На первом и втором году проводятся научно-исследовательские работы студентов. Подготавливаются кейсы и проекты. Важную роль играют семинары в рамках НИРС, которые проходят в Санкт-Петербурге с обязательным участием европейских преподавателей, руководителей и специалистов ведущих российских и международных компаний.
Программа предлагает дополнительные возможности: программы академической мобильности (содействие в получении грантов и стипендий); совершенствование английского языка (Business and Scientific English) и изучение второго иностранного языка (французского, итальянского); стажировки (академический семестр или практика) в странах ЕС; продолжение обучения в аспирантуре и подготовка диссертации под двойным научным руководством (в СПбГУЭФ и европейском вузе); льготные условия кредитов на образование от банков-партнеров.
Первый год обучения включает обязательные блоки д исциплин общенаучного и профессионального циклов: общенаучный цикл; профессиональный цикл; организационное развитие в международной среде; экономика предприятия и управление инновациями; финансы и инвестиции. Проводится семинар «Стратегии развития предприятия и источники конкурентоспособности».
Второй год обучения включает дисциплины профессионального цикла по выбору специализации: «Управление человеческими ресурсами и международная конкурентоспособность» или «Управление качеством и инновации». Также проводятся семинары: «Реструктуризация и международная интеграция»; «Управление человеческими ресурсами в международной среде: стратегии и инструменты»; «Социальный диалог и управление изменениями на предприятии: практика ЕС и России»; «Управление технологическими и организационными инновациями»; «Конкурентоспособность и управление цепями поставок».
Далее остановимся на магистерских программах «Гамбург - Петербург». Здесь можно выделить несколько программ с участием немецких партнеров.
1. «MiBA — Master of international business administration HAMBURG — STPETERSBURG» (Магистр международного бизнес-администрирования Г амбург - Санкт-Петербург). Эта программа получила международное признание. Она была начата Университетом Гамбурга в 1998 г. В 2005 программа начала работать в Санкт-Петербурге. Здесь она предлагается как совместная магистерская программа в сотрудничестве с СПбГУЭФ. Программа аккредитована германским аккредитационным агентством ACQUIN и Министерством
науки и образования РФ и пользуется поддержкой DAAD (Германская служба академических обменов) и Германского Федерального Министерства образования и науки.
2. «MASTER OF INTERNATIONAL BUSINESS — CORPORATE FINANCE? CONTROL AND PROJECT MANAGEMENT» (Магистр международного бизнеса — корпоративные финансы, управление и прожект-менеджмент)
Программа «International Business» основана на курсе совместной российско-германской программы «MiBA — Master of International Business Administration Hamburg — St.Petersburg». Курс читается российскими и немецкими лекторами на английском языке. Изучаются различные аспекты бизнес-администрирования и развиваются коммуникативные навыки и личные качества.
3. «International Financial Management» (Международный финансовый менеджмент)
Цель программы — дать студентам системное понимание принципов финансового менеджмента в условиях международной кооперации. Современная коммерческая среда требует глубокого знания финансов от каждого желающего стать успешным менеджером или бизнесменом.
4. «EUROPEAN MASTER: ECONOMY OF ENTERPRISE AND INTERNATIONAL INTEGRATION» (Европейская магистерская программа: экономика предприятия и международная интеграция).
5. MASTER OF ARTS IN COMMUNICATION AND LEADERSHIP (магистерская программа «Коммуникация и лидерство»).
Наиболее популярной является программа MiBA, которая получила широкое признание международного бизнес-сообщества. MiBA готовит международных бизнес-экспертов, способных принимать компетентные и эффективные решения в глобальной экономической среде. В программе уделяется особое внимание развитию навыков межкультурной коммуникации посредством работы в мультикультурных группах. Программа включает несколько курсов, предлагающих бизнес-ситуации (кейсы), связанные с актуальными текущими проблемами международного сотрудничества. Материал для анализа предоставляется в эксклюзивном порядке ведущими международными компаниями. Конечный результат представляется в форме видеоконференции, организованной между Петербургом и Гамбургом.
Организация обучения построена следующим образом. В 1 и 2-м семестрах преподают основные курсы: международные исследования рынка и стратегии, международный брендинг, международная корпоративная организация, международное управление логистическими цепочками, ми-
ровая торговля, математические модели и ИТ в менеджменте, методы исследования в международном бизнесе, международные case studies (анализ бизнес-ситуаций), международный финансовый менеджмент, международное управление человеческими ресурсами, международное контрактное право, мировые финансовые рынки, межкультур-ный менеджмент в глобализированном мире, деловой английский, деловой немецкий.
В течение 3-го семестра можно выбирать из примерно восьми разнообразных курсов и составить дифференцированную программу обучения в соответствии с собственными предпочтениями. В заключительном семестре предоставлена возможность применить полученные знания на практике во время трехмесячной стажировки. Завершается семестр написанием и защитой магистерской диссертации.
Магистерская программа Париж-Дофин -Санкт-Петербург. Сотрудничество СПбГУЭФ и Университета Париж-Дофин началось с 1992 года. Это один из крупнейших вузов Франции. Здесь обучаются 7,5 тысяч студентов и работает 365 преподавателей. Университет Париж-Дофин во Франции обладает бесспорным авторитетом и занимает первое место по подготовке специалистов в области финансовых и управленческих информационных технологий и компьютерных систем [2. С.18]. С 2008 г. запущены две программы: 1) магистерская программа двойного диплома (2 года обучения); 2) программа профессиональной переподготовки (1 год обучения).
Данные программы носят прикладной характер и направлены на подготовку специалистов в области финансового анализа, управленческого учета, банковского дела, аудита, инвестиционного консультирования, управления портфелем. Особое внимание уделяется изучению современных финансовых технологий и их использованию в управлении рисками. К основным преимуществам программ относятся:
- преподаватели из ведущих университетов России и Франции;
- развитие навыков коммуникации в межкуль-турной среде;
- стажировка в международной компании;
- модульная организация учебного процесса;
- выпускники программ работают в России и за рубежом.
По окончании обучения магистерской программы двойного диплома выпускники получают два диплома: диплом магистра по направлению «Менеджмент», специализация «Финансовый менеджмент» (СПбГУЭФ) и Диплом магистра менеджмента по направлению «Финансы и учет» (Университет Париж-Дофин).
По окончании обучения программы профессиональной переподготовки «Финансы, учет, управление рисками» выпускники получают диплом по направлению «Финансы, учет, менеджмент, аудит» (Университет Париж-Дофин).
Международная магистерская программа «Экономика энергетики и устойчивое развитие» -это двухгодичная магистерская программа, разработанная в сотрудничестве с российскими техническими вузами и европейскими университетами. Международный характер программы обеспечивается специализированными курсами второго года, которые преподаются в сотрудничестве с европейскими университетами: Университет им. Пьера Мендес-Франса, Гренобль (Франция), Университет Ла Сапьенца, Рим (Италия), Международная школа менеджмента г. Дортмунда (Германия), Университет прикладных наук Савониа (Финляндия), а также с российскими и международными корпорациями: компанией RWE (ФРГ), компанией E ON, компанией SCHNEIDER ELECTRIC, группой компаний ИНТЕГРА.
Целью программы является развитие профессиональных и общенаучных компетенций, необходимых для успешного развития карьеры в области энергетики и управления устойчивым развитием организаций энергетического сектора, которые удовлетворяли бы требования компаний и организаций при работе в новых условиях и новом международном регулировании.
Программа формирует представление о функционировании современных энергетических комплексов и дает фундаментальные знания, необходимые для анализа и оценки деятельности компаний и решения ключевых проблем развития энергетического и промышленного сектора.
Она предназначена как для студентов, так и для молодых специалистов, инженеров и менеджеров, уже работающих в сфере энергетики и смежных с ней отраслей, предоставляя им возможность продолжить образование. Программа также уделяет особое внимание вопросам международного регулирования энергетической отрасли и устойчивому развитию при ограничениях, накладываемых окружающими условиями и экологическими требованиями.
Программа сочетает в себе как интенсивное обучение в области экономики и менеджмента промышленных проектов, так и специализацию в конкретной области энергетики (нефтегазовая отрасль, электроэнергетика), финансов в энергетике, а также проблем устойчивого развития промышленных комплексов и территорий.
Степень, полученная по завершении программы, предоставит выпускникам широкие возможности трудоустройства, включая финансовые и
Тюленева Н. А., Черемисина С. В. ■ ■ ■____________________________
экономические отделы ведущих российских и зарубежных энергетических компаний, а также других промышленных корпораций, аналитические отделы финансовых организаций, в том числе и государственных (министерства и регулирующие органы).
Организацию обучения структурно можно представить следующим образом.
Первый курс включает обязательные модули: Экономика, Основы технологических процессов в энергетике, Экономика и устойчивое развитие в энергетической отрасли, Развитие общих навыков (методы системного анализа, языковые навыки), НИРС, годовую работу и кейсы совместно с техническими вузами
Второй курс включает обязательные модули: Проекты в энергетике, НИРС, научный семинар «Энергетический баланс России и энергетические рынки», стажировку и написание магистерской диссертации.
Второй курс также включает модули по выбору (2 из 4):
1. Финансы в энергетике (Анализ и управление портфелем, Деривативы в энергетике, Оценка энергетических компаний).
2. Устойчивое развитие территорий и промышленных отраслей (Природные ресурсы и экосистемы, Альтернативные источники энергии, Управление инновациями).
3. Экономика нефтегазовой отрасли (Регулирование нефтегазовой отрасли;
Международное право в области энергетики; Международные нефтегазовые рынки).
4. Экономика энергетики (Экономика энергетики и тарифы, Торговля и продажи, Либерализация энергетических рынков).
В заключение отметим, материалы, представленные в данной статье, могут быть использованы при разработке магистерских программ в соответствии с новым поколением ФГОС ВПО; при написании докторских и кандидатских дис-
сертаций, выполнении студенческих научноисследовательских работ и магистерских диссертаций, написании монографий и сборников статей по проблемам исследования финансовой интеграции и инноваций в образовательном процессе; в развитии и систематизации интеграционных процессов между ЭФ, ФБД ВШБ Томского государственного университета и образовательными учреждениями других уровней отечественной и зарубежной систем образования, органами власти и представителями бизнес-сообщества.
Литература
1. Сластенин В. А., Жог В. И., Борисова Н. Ю., Плешаков В. А., Подымова Л. С. Модели системной интеграции инновационной международной образовательной практики в систему национального образования России // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 1. - С. 4-11.
2. Артамонова Е. И., Ставрук М. А. Академическая мобильность как средство интеграции-российских вузов в мировую систему высшего образования // Педагогическое образование и наука.
- 2010. - № 1. - С. 11-20.
3. Жураковский В. М, Сазонова З. С. Актуальные задачи модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 4-12.
4. Карпов А. О. Исследовательская парадигма в образовании // Инновации в образовании. -2010. - № 7.- С. 12-32.
5. Медведева Л. Д. О профессиональной компетентности специалистов экономического профиля // Инновации в образовании. - 2010. - № 6.
- С. 16-23.
6. Готтхард Бехманн, Горохов В. Г. Изменения в научно-исследовательском ландшафте Германии: новая роль исследовательских университетов // Высшее образование сегодня. - 2010. - №1.
- С. 34-42.