Научная статья на тему 'Финансовая аналитика: проблемы и решения'

Финансовая аналитика: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовая аналитика: проблемы и решения»

точное развитие инфраструктуры (дорог, сетей, энергетики) препятствует созданию новых и расширению существующих производств. Обостряют проблемы существующий дефицит и недостаточная мобильность квалифицированных инженерных и рабочих кадров. В итоге, суммарное действие этих факторов неизбежно может привести в последующие годы к замедлению темпов экономического роста российской экономики до 5—4 % в год.

Решение обозначенных задач с использованием только бюджетного финансирования невозможно, в том числе в силу ограниченности государственных ресурсов. Вместе с тем привлечение частных инвестиций осложняется высокими рисками и долгосроч-ностью соответствующих проектов. Механизмом, способствующим решению задач по развитию и диверсификации экономики и позволяющим повысить эффективность использования государственных ресурсов, являются специализированные организации с государственным участием. Именно институты развития станут катализаторами частных инвестиций в приоритетные сектора и отрасли экономики, будут способствовать внедрению инноваций, улучшат институциональную среду.

Только российские институты развития являются своевременным, необходимым и эффективным инструментом государственной экономической политики, позволяющим комплексно решать неотложные проблемы с минимальными затратами, диверсифицировать экономику, обеспечить развитие инфраструктуры и высокотехнологичных производств, а также не только поддерживать, но и наращивать темпы экономического роста в стране на долгосрочной основе.

Роль конкурентной стратегии современного коммерческого банка

М. В. Михайлова

Развитие и существование коммерческого банка в жестких условиях банковского рынка зависят

от управления. Управление в свою очередь в широком смысле слова — это управление финансовыми активами, управление ростом, управление филиальной и региональной сетью банка, разработка конкурентной стратегии совместно со стратегией развития. В настоящее время без согласования, утверждения и выполнения планов развития на долгосрочную перспективу, т. е. стратегий, не может обойтись никакой банк. Во многих банках уже давно существуют специальные подразделения, которые непосредственно занимаются разработкой стратегий, анализом прошлых результатов, полученных путем реализации стратегий, и именно такие банки выходят в лидеры в условиях конкуренции. Таким образом, утвердившись и приняв определенную и более подходящую стратегию, банк дает знать о себе не только партнерам, клиентской базе, но и своим конкурентам — другим коммерческим банкам. Ведь на банковском рынке практически все услуги одинаковы, те же кредиты и вклады, услуги лизинга, депозитарий и ипотека, весь банковский рынок однороден, вот почему за клиента постоянно идет борьба по части привлечения в свой банк, это связано с увеличением числа банков и их филиалов в регионах, поэтому в выигрыше будет тот банк, который грамотно относится к своей выбранной стратегии развития.

Также полное внимание необходимо уделять персоналу, ведь управление банком — это также управление коллективом и сплоченной командой. Необходимо учитывать, что банк — это структурная организация, и руководить им невозможно только одному человеку. Формирование стратегии и ее разработка, утверждение и выполнение во многом зависят от того, кто ее принимает и разрабатывает, поэтому тут подчеркивается связь между этапами создания банковской стратегии и формированием банковского коллектива, т. е. основного «костяка» структуры банка, и данные процессы в той или иной степени друг на друга влияют.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ 9 (9) - 2009 СЕНТЯБРЬ

Проблемы перехода к инновационной экономике

А. В. Зверев

Одним из ключевых факторов роста российской экономики в настоящее время являются темпы и масштабы внедрения новых технологий, в целом вовлеченность страны в процесс научного

и технологического развития. Только при задействовании указанных механизмов можно перейти от инерционного и экспортно-сырьевого пути развития экономики к инновационному.

Очевидно, что решение стратегической задачи перевода российской экономики на инновационный путь развития должно быть тесно увязано

с государственной инновационной политикой регионов.

Для выявления состояния инновационной деятельности в регионах Аналитический центр при Правительстве РФ провел во II кв. 2008 г. опрос руководителей ведомств субъектов РФ. В опросе приняли участие более 400 экспертов, имеющих непосредственное отношение к инновационной деятельности в регионах, из 77 субъектов РФ. Цель опроса — получение качественной информации о существующем инновационном потенциале региона, источниках финансирования инновационной деятельности, наличии инновационной инфраструктуры, уровне спроса на инновационную продукцию со стороны бизнеса, факторах, препятствующих инновационной деятельности и др.

В ходе опроса региональные эксперты дали весьма сдержанную оценку имеющимся возможностям для развития инновационного процесса — не более трети из них отметили высокий уровень инновационного потенциала своего региона. Наиболее благоприятные условия для внедрения инноваций, по мнению респондентов, сложились в настоящее время в промышленном производстве и строительстве, худшие — на транспорте и в малом бизнесе.

Для перевода экономики страны на инновационный путь развития необходимо, в первую очередь, создать систему комплексной поддержки инновационной деятельности, повышения конкурентоспособности наукоемкой продукции. Необходимо усовершенствовать нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности и механизмы ее стимулирования. И главное, консолидировать усилия органов государственной власти на всех уровнях и общественных организаций страны для решения задачи по активизации инновационной деятельности и признания ее определяющего влияния на темпы развития российской экономики.

Переход на инновационный путь развития позволит экономике страны расти с темпами более 6 % в год, что создаст возможности решения достаточно амбициозной задачи — до 2020 г. вхождение России в пятерку ведущих экономик мира.

Стрипинг государственных ценных бумаг

Б. И. Алехин

На рынке государственных ценных бумаг (ГЦБ) стрипы заполняют нишу, которая образуется из-за неготовности многих инвесторов долго держать бескупонные облигации. Государству нравятся эти простейшие облигации, поскольку они не предусматривают выплаты регулярных процентов и, следовательно, не подставляют бюджет под процентный риск и упрощают бюджетное планирование. Государство финансировало бы ими не только свою

ближнюю, но и дальнюю финансовую потребность. Но многие инвесторы соглашаются держать длинные ГЦБ только в обмен на регулярные проценты, которые образуют основу компенсации за высокий риск владения длинными ГЦБ. Риск владения ГЦБ с погашением в пределах года невелик, и инвесторы не настаивают на промежуточных выплатах. Кроме того, непрактично, а значит, дорого выпускать купонные облигации на такой короткий срок. Вот почему дальний рыночный долг государства состоит сплошь из купонных облигаций, а ближний (источающий процентный риск) — из дисконтных.

С точки зрения инвесторов типа «купил и держу» стрипы имеют следующие плюсы:

• доходность стрипов и сумма выплаты по стрипам известны, если держать стрипы до погашения (это не относится к стрипам, изготовленным из индексированных ГЦБ);

• дилеры могут сконструировать пакет стрипов на любой вкус, и инвестору не придется держать многие стрипы;

• можно реализовать прирост капитала, вложенного в стрипы, если цена кредита пойдет вниз;

• можно сэкономить на налогах, если вместо обычной облигации держать стрипы от того же эмитента с тем же денежным потоком.

С точки зрения инвесторов типа «купил и держу» стрипы имеют следующие минусы:

• поскольку многие стрипы имеют долгий срок до погашения, непредсказуемые перемены (например, в том же налоговом законодательстве) могут отрицательно сказаться на финансовом результате инвестиций в такие стрипы;

• налоговое законодательство может предусматривать уплату налогов с причитающегося, но не полученного дохода.

С точки зрения спекулянтов и активно торгующих инвесторов стрипы имеют следующие плюсы:

• можно получать арбитражную прибыль, «курсируя» между рынком ГЦБ и рынком стрипов;

• можно реализовать прирост капитала, вложенного в стрипы, если цена кредита пойдет вниз. С точки зрения спекулянтов и активно торгующих инвесторов стрипы имеют следующие минусы:

• из-за неликвидности рынка стрипов трансак-ционные издержки значительны;

• из-за неликвидности рынка стрипов высока вероятность убытка капитала при продаже стрипов;

• продажа стрипов до погашения оборачивается убытком капитала, если цена кредита снижается к моменту продажи.

В России есть три «кита», на которых стоит электронный стрипинг:

• объект электронного стрипинга: бездокументарные средне- и долгосрочные облигации федерального займа, субфедеральные и корпоративные облигации;

• потребитель стрипов: Пенсионный фонд России, частные пенсионные фонды, компании по страхованию жизни, банки, нефинансовые корпорации и индивидуальные инвесторы с отдаленным временным горизонтом;

• естественный претендент на роль центра электронного стрипинга: НДЦ с его монополией на хранение ГЦБ, огромной клиентской базой, многолетним опытом работы с электронными учетными системами и статусом нумерующего агентства.

Также есть «политическая воля»: Министерство финансов РФ обещало запустить стрипинг до конца текущей декады. «С целью развития национального рынка государственных ценных бумаг..., — читаем мы в проекте основных направлений долговой политики на 2008—2010 гг., — будут проведены мероприятия по дальнейшему совершенствованию его структуры, предусматривающие. введение на рынке механизма «стрипования» (разделение облигаций на номинальную сумму и купоны, торговля которыми производится раздельно) государственных ценных бумаг Российской Федерации.».

Есть первые нормативные наработки и осознание необходимости кропотливой работы по привязке стрипинга к российским законам. По словам президента ММВБ Александра Потемкина, «соответствующие предложения ММВБ были подготовлены и направлены в Министерство финансов РФ и Банк России. При этом мы, конечно, осознаем, что проект этот долгосрочный, а для его реализации необходима разработка детальной нормативной базы по аналогии с опытом большинства зарубежных стран, где процессы стрипования и реконституции регламентируются нормативными актами министерств финансов или центральных банков. Также необходимо решение вопросов налогообложения стрипов, определение подходов к процедурам стрипования и реконституции с точки зрения бюджетной классификации».

Есть организации, предлагающие решения всех тех проблем, с которыми Россия может столкнуться, переходя с одной ступени эволюции централизованного сервиса на другую. Например, часто упоминавшийся в настоящей работе CDS через свое консультативное подразделение CDS Innovations делится «ноу-хау» с коллегами в других странах. Признанием достижений CDS (и возможностью показать себя во «всей красе») явилось проведение в Торонто в мае 1999 г. CSD5 — Пятой международной конференции центральных депозитариев ценных бумаг.

Можно сказать, Россия вышла на старт длинной дистанции к достойной цели. Главное препятствие — низкая ликвидность рынка ГЦБ. Стрипинг без деликатного регулирования и компенсирующих механизмов вроде реконституции и РСО может сделать рынок еще менее ликвидным.

Критерии выбора оптимальной политики финансирования деятельности сельскохозяйственной организации

В. Л. Морозова

Финансовая устойчивость — результат осуществляемой политики в области финансирования деятельности организации, успех которой заключается в повышении эффективности использования собственного капитала. Политика в области финансирования деятельности субъекта хозяйствования, на взгляд автора, должна оцениваться с точки зрения ее оптимальности (оптимальность—наилучший способ экономического поведения, экономических действий). Последняя в свою очередь означает отнюдь не преобладающую долю собственного капитала в структуре источников обеспечения функционирования, а способность организации обеспечить максимальный доход от разумного комбинирования капитала различной природы (как собственного, так и заемного). устойчивость в теории систем определяется способностью сохранять свое качество в условиях изменяющейся среды и внутренних трансформаций (случайных или преднамеренных).

Система должна быть организована так, чтобы обеспечить собственное выживание, стабильность в динамической среде и одновременное развитие. Финансовая же устойчивость на сегодняшний день оценивается лишь по структурным соотношениям в рамках основного источника информации для этих целей — бухгалтерского баланса. Никакой интеграции с динамикой финансово-результативных показателей не проводится, следовательно, и выводы по результатам анализа не дают ответа на вопрос: «Оптимальна ли политика финансирования деятельности организации? Происходит ли повышение эффективности использования капитала?»

Традиционный набор индикаторов в России таков, что при его применении более 80 % анализируемых предприятий имеют формально-правовые признаки неплатежеспособности и обладают в достаточной мере всеми характеристиками для признания их банкротами.

На сегодняшний день их количество относительных показателей финансовой устойчивости достигает 20. При этом имеющаяся тенденция развития аналитической науки направлена на увеличение их количества. Из всего набора оценочных показателей по аспекту анализа финансовой

устойчивости мы предлагаем рассчитывать лишь коэффициент финансовой независимости и коэффициент соотношения заемного и собственного капитала. Проблему отсутствия интеграции коэффициентов, рассчитываемых по данным баланса, с финансово-результативными показателями, «решает» эффект финансового рычага.

Доля собственного и заемного капитала в формировании активов предприятия и уровень финансового левериджа зависят от отраслевых особенностей предприятия. Для предприятий сельскохозяйственной отрасли в условиях недостаточности собственных источников финансирования деятельности для целей модернизации производства, тесно связанной с повышением эффективности исполь-

зования капитала, процесс привлечения заемных средств — вопрос острой актуальности. Более того, на стимулирование, а потому субсидирование процентов по привлеченным источникам, направлена долгосрочная политика Правительства РФ.

Имея возможность отслеживания динамики коэффициента финансового левериджа, характеризующего степень риска организации, а также соотношения процентов ссудного капитала и доходности использования капитала по предлагаемой авторами модифицированной формуле определения эффекта финансового левериджа для сельхозтоваропроизводителей, можно целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой источников финансирования деятельности предприятия.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 17 (122) - 2008 СЕНТЯБРЬ

Организация системы управления стоимостью компании

Н. В. Бекетов

Для акционеров предприятий и организаций центральным вопросом является прирост их благосостояния, возникающий в результате функционирования объектов владения. Рост благосостояния акционеров измеряется не количеством введенных мощностей или нанятых сотрудников, не оборотом компании, а стоимостью предприятия, которым они владеют. Поэтому ключевой задачей управления компанией часто становится создание акционерной стоимости.

Немногие компании действительно знают как управлять стоимостью. Создание большой акционерной стоимости требует хорошей стратегии и хорошей ее реализации. И хотя многие компании уже начинают видеть связь между стратегией и акционерной стоимостью, относительно немногие последовательно реализовывали подобные стратегии на протяжении последних 10-15 лет.

Внедрение системы управления стоимостью представляет собой достаточно продолжительный процесс, составляющий 2—3 года. В статье рассмотрены основные этапы внедрения системы управления стоимостью на предприятии, а именно:

1) определение точки отсчета;

2) определение основных факторов стоимости;

3) создание системы оценки оперативных и стратегических управленческих решений;

4) анализ вклада подразделений в стоимость компании.

Во время реализации второго, третьего и четвертого этапов оценки осуществляется параллельная работа по внедрению системы оперативного контроля над стоимостью активов и подготовке кадров;

5) подготовка отчета с позиции управления стоимостью.

Применение концепции управления стоимостью способно не только улучшить финансовое состояние компании, но и одновременно повысить имидж компании в глазах акционеров и потенциальных инвесторов.

Теоретические и методические основы оценки вклада инновационного иностранного капитала в рост стоимости бизнеса компаний региона

С. М. Бухонова, Ю. А. Дорошенко, Т. А. Тумина, С. В. Бухонова В последнее время и в России все в большей степени формируется понимание того, что в конечном итоге эффективность управления компанией определяется не его ликвидностью или рентабельностью, не величиной прибыли, а увеличением «цены» бизнеса.

Не в последнюю очередь новая парадигма управления компании сформировалась под влиянием все возрастающей динамики, диффузии в российскую экономику инновационного иностранного капитала. Причем в наибольшей степени это стало возможным в силу того, что иностранные инновации характеризуются прежде всего организационно-управленческой направленностью, приводящей к росту неосязаемых (интеллектуальных,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.