ся о
О О
>
ш
О
о <
Финансирование устойчивого развития: глобальный подход и национальные решения
DOI: 10.35854/1998-1627-2019-11-20-32 УДК 330.34:504
Аносова Людмила Александровна
начальник отдела — заместитель академика-секретаря Отделения общественных наук РАН, доктор экономических наук, профессор, почетный профессор СПбУTУиЭ 119991, Москва, Ленинский пр., д. 32а, e-mail: [email protected]
Кабир Людмила Сергеевна
главный научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, доктор экономических наук, профессор, профессор РАН 127006, Москва, Настасьинский пер., д. 3, стр. 2, e-mail: [email protected]
В статье проанализированы общие причины формирования концепции устойчивого развития и основанной на ней «зеленой» экономики, а также рассмотрены вопросы влияния перехода к «зеленой» экономике на финансовые рынки и стратегии развития стран.
Цель. Систематизировать информацию о роли концепции устойчивого развития в формировании новой модели экономического роста.
Задачи. Обобщить историю становления понятий «устойчивое развитие» и «зеленая экономика»; выявить трансформации финансовых рынков и изменения в инвестиционном процессе, вызванные переходом к «зеленой» экономике; описать формирующуюся систему регулирующего воздействия на инвесторов и финансовые рынки, складывающуюся в процессе перехода к «зеленой» экономике; обобщить современный опыт стран в части интеграции темы устойчивого развития и «зеленой» экономики в национальные стратегические планы.
Методология. С помощью общих методов научного познания выявлены и охарактеризованы особенности финансирования устойчивого развития в глобальном масштабе, а также его отражение в национальной политике стран.
Результаты. Описана трансформация понятия «устойчивое развитие», обусловленная интеграцией в его контур ESG-критериев и понятия «зеленой» экономики. Выявлены направления трансформационного воздействия концепции устойчивого развития на финансовые рынки и инвестиционное поведение хозяйствующих субъектов. Предложено описание системы, через которую проводится регулирующее воздействие на инвесторов и финансовые рынки (структура, уровни, ключевые организации). Уточнены задачи, решаемые странами, вставшими на путь устойчивого развития и «зеленого» экономического роста. Обобщены основные направления и меры, предпринимаемые странами с целью формирования политики финансирования устойчивого развития. Выводы. Несмотря на то, что страны существенно различаются по количественным и качественным характеристикам факторов, воздействующих на формирование национальных приоритетов, они демонстрируют одинаковые подходы в части формирования политики, направленной на финансирование устойчивого развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, «зеленая» экономика, финансирование устойчивого развития, ООН, ЮНЭП, ESG-критерии, инвестиции, модернизация, национальные финансовые рынки.
Для цитирования: Аносова Л. А., Кабир Л. С. Финансирование устойчивого развития: глобальный подход и национальные решения // Экономика и управление. 2019. № 11 (169). С. 20-32. DOI: 10.35854/1998-1627-2019-11-20-32
Financing of Sustainable Development: Global Approach and National Solutions
Lyudmila A. Anosova
Social Sciences Division of the Russian Academy of Sciences (Moscow) Leninskiy Ave 32/A, Moscow, Russian Federation, 119991, e-mail: [email protected]
Lyudmila S. Kabir
Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation (Moscow) Nastas'inskiy Lane 3, Bld. 2, Moscow, Russian Federation, 127006, e-mail: [email protected]
The article analyzes general reasons of formation of the sustainable development concept and "green" economics based on it, as well as examines the issues of effect of transition to "green' economics on the financial markets and strategies of development of the countries.
Aim. To systemize information about the role of sustainable development concept in designing the new model of economic growth.
Objectives. To summarize the history of establishing the concepts of "sustainable development" and "green economics", to find out transformations of financial markets and changes in the investment process caused by transition to "green" economics; to describe the developing system of the governing effect on investors and financial markets that is being established in transition to "green" economics; to summarize contemporary experience of the countries in terms of integration of the topic of sustainable development and "green' economics into the national strategic plans.
Methods. The features of financing of sustainable development in a global scale were identified and characterized by means of both methods of scientific inquiry, as well as its representation in the national policy of the countries.
Results. Transformation of the concept of "sustainable development" stipulated by integration of ESG-criteria, as well as the concept of "green" economics was described. Areas of transformation effect of the concept of sustainable development on financial markets and investment behavior of the economic entities were identified. Description of the system is proposed, through which the governing effect on investors and financial markets (structure, levels, and key companies) is made. Objectives of the countries that entered on the path of sustainable development and "green" economic growth are specified. The main areas and measures taken by the countries for establishing the policy of sustainable development financing are summarized.
Conclusions. Despite that the countries significantly differ in quantitative and qualitative characteristics of the factors affecting development of the national priorities, they demonstrate similar approaches to establishing the policy aimed at financing of sustainable development.
Keywords: sustainable development, "green" economics, financing of sustainable development, UN, UNEP, ESG-criteria, investments, modernization, national financial markets.
For citation: Anosova L. A., Kabir L. S. Financing of Sustainable Development: Global Approach and National Solutions. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2019;(11):20-32 (In Russ.). DOI: 10.35854/1998-1627-2019-11-20-32
о
:X>
<
Введение
Самым первым определением устойчивого развития (англ. sustainable development) и одновременно наиболее распространенным является его определение как «удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [1]. Оно было дано в 1987 г. в докладе Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, которая создана Организацией Объединенных Наций (ООН) в 1983 г. в связи с растущей озабоченностью ухудшением состояния окружающей среды и последствиями ухудшения экономического и социального развития [2]. В последующие годы данное определение развивалось и уточнялось, поскольку развивалась практика его применения [3; 4; 5].
К числу наиболее значимых изменений следует отнести произошедшее в конце 1990-х гг. обновление трактовки устойчивого развития за счет интеграции в ее контур ESG-критериев [4, с. 40]. ESG-критерии (акроним от английского Environmental, Social, Corporate Governance, ESG) — это критерии экологического, социального и корпоративного управления, под которыми подразумеваются правила принятия решений при оценке деятельности компании, используемые ответственными инвесторами для определения объекта инвестиций. В общих чертах экологические критерии позволяют установить,
каким образом компания выступает в качестве распорядителя естественной среды. Социальные критерии определяют, как компания управляет отношениями со своими сотрудниками, поставщиками, клиентами и сообществами, в которых она работает. Корпоративное управление характеризует действия руководства компании в отношении исполнения обязательств по заработной плате, аудита и внутреннего контроля, а также соблюдения прав акционеров.
Следует отметить, что у инвесторов существует некая степень свободы при формировании набора факторов ESG, на основе которых формируются критерии. В качестве примера можно привести комбинацию факторов, предлагаемую PwC, что находит отражение на рисунке 1. Хотя наблюдается определенная тенденция в этой сфере, но инвесторы, исходя из своих особенностей, могут формировать набор факторов, принимаемых к учету при разработке правил оценки.
Еще одно изменение в понятийной базе и, соответственно, в концепции устойчивого развития произошло вследствие деятельности Программы ООН по окружающей среде (ЮНЭП, UNEP). В соответствии с данной программой в 2008 г. была запущена инициатива «Зеленая экономика» (Green Economy Initiative), состоявшая из нескольких компонентов, общая цель которых — обеспечить анализ и политическую поддержку процессу инвестирования в «зеленые» секторы экономики [6].
ся о
О О
>
ш
О
о <
Рис. 1. ESG-факторы в трактовке PwC
Источник: ESG-факторы в инвестировании. URL: https://www.pwc.ru/ru/sustainability/assets/pwc-responsible-investment.pdf (дата обращения: 10.08.2019).
Нельзя не сделать экскурс в область истории появления термина «зеленая экономика». Согласно информации, размещенной на платформе знаний ООН по устойчивому развитию [7], этот термин впервые был использован в названии доклада «План зеленой экономики» (Blueprint for a Green Economy), подготовленного в 1989 г. группой ведущих экономистов-экологов. Доклад был предназначен для информирования правительства Великобритании в отношении существующего на тот момент времени консенсусного определения термина «устойчивое развитие» и последствий устойчивого развития для измерения экономического прогресса, а также оценки проектов и политики. Помимо заголовка, в докладе отсутствовали ссылки на «зеленую» экономику. Данный факт позволяет предположить, что рассматриваемый термин был идеей авторов, пришедшей к ним в конце исследования.
В 2008 г. этот термин был восстановлен ЮНЭП в контексте обсуждения политики реагирования на многочисленные глобальные кризисы [8]. В аспекте темы финансового кризиса и опасений глобальной рецессии ЮНЕП отстаивала идею «пакетов зеленого стимулирования» и определила конкретные области, в которых крупномасштабные государственные инвестиции могли бы привести к «зеленой экономике». Таким образом, деятельность ЮНЭП в рамках инициативы «Зеленая экономика» привела к формированию и обоснованию в рамках концепции устойчивого развития «зеленой» экономики. Благодаря этой инициативе и ра-
боте других организаций ООН, данная тема в контексте устойчивого развития и искоренения нищеты была включена в повестку дня на конференции ООН в 2012 г., состоявшейся в Рио-де-Жанейро (Рио+20) и признана в качестве инструмента достижения устойчивого развития [9]. Позднее, на Генеральной Ассамблее ООН в 2015 г., ЮНЭП представила «раскрытие путей к инклюзивной зеленой экономике» [9].
В итоге устойчивое развитие сегодня трактуется как гармоничное или сбалансированное развитие, характеризует процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом, укрепляют потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений [10]. «Зеленая» экономика представляется ориентированным на действие подходом для достижения устойчивого развития, который должен обеспечить более целостную структуру для разработки, оценки, мониторинга и реализации стратегий и политик [11].
Обоснование решения о признании «зеленой» экономики в качестве инструмента достижения устойчивого развития
На рисунке 2 представлен общий алгоритм процесса обоснования. Череда кризисов, на-
ИДЕЯ: обеспечить устойчивое развитие
О
ОБОСНОВАНИЕ: нерациональное распределение капитала. Существующие стимулы позволяют бизнесу управлять неучтенными социальными и экологическими внешними проявлениями экономической деятельности
ПАРАДИГМА: материальные блага не должны предоставляться вольно за счет растущих экологических рисков, экологических дефицитов и социального неравенства
О
о
КОНЦЕПЦИЯ: придание равного веса, равной роли в развитии и экономическом планировании экономическому, экологическому, социальному и управленческому факторам (ESG). Поощрение инвестиций в сфере устойчивых производств
ЦЕЛЬ: поддержать сдвиг в сторону более устойчивого производства и потребления на национальном уровне, в соответствии с глобальными приоритетами
О
о
CD
< >
Рис. 2. Алгоритм обоснования «зеленой» экономики в качестве инструмента достижения устойчивого развития
блюдаемая со второй половины ХХ в. (экономический, финансовый, экологический, продовольственный, водный, энергетический и др.), а особенно мировой кризис 2008-2009 гг., привели к формированию понимания того, что все они вызваны действующей моделью экономического развития, вошедшей в стадию исчерпания своего потенциала. Причина кризисов — нерациональное распределение капитала, которое способствует укреплению экономических секторов, негативно влияющих на окружающую и социальную среду [11, с. 15]. Подобное оказалось возможным ввиду того, что существующие политические и рыночные стимулы позволяют бизнесу управлять существенными, в значительной степени неучтенными и непроверяемыми социальными и экологическими внешними проявлениями экономической деятельности [2, с. 17-18].
Чтобы этот процесс остановить, необходимо выстроить систему, которая не позволит бизнесу получать материальные блага бесконтрольно, за счет растущих экологических рисков, экологических дефицитов и социального неравенства [2, с. 14]. Принятие этой парадигмы послужило обоснованием решения о необходимости изменения модели экономического развития и признанием «зеленой» экономики в качестве инструмента для достижения устойчивого будущего.
Основной замысел «зеленой» экономики опирается на придание равного веса, равной
роли в развитии и экономическом планировании экономическому и ЕВО-факторам и заключается в поощрении инвестиций и расходов в сфере производства в областях, которые, во-первых, содействуют инновациям в области новых технологий и поведения, жизненно важных для «зеленых» рынков; во-вторых, создают инфраструктуру, необходимую для успешного внедрения определенных «зеленых» инноваций; в-третьих, способствуют зарождению «зеленой» промышленности.
Цель внедрения «зеленой» экономики — поддержать сдвиг в сторону более устойчивого производства и потребления на национальном уровне путем полного включения вопросов окружающей среды и социального развития в процесс принятия решений в соответствии с глобальными приоритетами в области устойчивого развития [11, с. 15; 12]. Главным в «зеленой» экономике следует признать обеспечение сдвига промышленного производства в сторону нового технологического уклада, позволяющего избежать кризисов, которые проявляются сегодня и случались в прошлом. Иными словами, «зеленая» экономика по своей сути выступает глобальным модернизационным проектом.
Данное видение экономики будущего вошло в программы и стратегии развития ряда стран. В целом 65 стран вступили на путь в направлении к инклюзивной «зеленой» экономике и связанным с ней стратегиям [9]. Черты но-
^ вой «зеленой» экономики становятся все бо-
1 лее четкими, и она представляется в формате 8 несырьевой модели развития, где основой яв-8 ляются новые инновационные секторы, кото-^ рые должны заместить традиционные секторы
° экономики.
—
2
£ Трансформация финансовых рынков
ш и изменения в инвестиционном
ш процессе, вызванные переходом о „
ю к «зеленой» экономике
^ Планы построения «зеленой» экономики, о т. е. решение задачи по ее модернизации тре-^ буют ресурсного обеспечения, в результате
< чего происходит трансформация финансо-£ вых рынков и изменяется инвестиционный
< процесс. Процесс трансформации финансовых рынков, начавшийся в связи с распространением в мире концепции устойчивого развития, входит сегодня в новую стадию. Происходящее объясняется тем, что финансирование проектов «зеленой» экономики от единичных операций, реализуемых на отдельных сегментах национальных и международных рынков, переходит в стадию повсеместного распространения и превращения в обычную деловую практику.
Суть наблюдаемых трансформаций финансовых рынков заключается в выдвижении со стороны инвесторов требования об обеспечении не только определенной нормы дохода, но и о соответствии объекта инвестиций ряду социальных, экологических критериев, соблюдении определенных норм корпоративного управления (ESG-критериев). Именно под воздействием этого требования в настоящее время переформатируются как глобальная, так и национальные финансовые системы. Сущность переформатирования сводится к разработке специальных стандартов инвестирования и созданию структур, осуществляющих внешнюю оценку соответствия инвестиций новым требованиям. Причем, с одной стороны, стандартизации и оценке подвергаются как объект инвестиций (инвестиционный проект), так и субъект, принимающий инвестиции (эмитент), а также финансовый инструмент, посредством которого осуществляется инвестиция (финансирование проекта). С другой стороны, инвесторы, финансовые организации и организации инфраструктуры финансового рынка также мотивируются к принятию стратегий, учитывающих ESG-критерии. Цель этого переформатирования — формирование источников финансирования, создание каналов распределения и налаживание механизмов финансирования перехода к «зеленой» экономике.
Обратим внимание на два аспекта: 1) роль инвестиций; 2) институты, мотивирующие
участников финансового рынка к его трансформации и изменению своего поведения. Значимая роль инвестиций обоснована тем, что они запускают механизм структурных экономических преобразований, являющийся основой перезапуска модели экономического роста. Поэтому инвестиционная политика и вопросы инвестирования находятся в центре внимания любого правительства, любых стран и не только стран (пример — наднациональные образования: ООН, ОЭСР, ЕС, АСЕАН и др.). По сути, решая задачу перехода к «зеленой» экономике, мы решаем обычную модернизационную задачу, в ходе которой необходимо избавиться от устаревших производств и технологий. При этом существуют готовые решения, опробованные предыдущим опытом экономического развития. Но очевидны и новые сложности. Сложность современной ситуации состоит в том, что мы живем в глобальном мире, который ставит перед нами задачи, и их необходимо срочно решать. Две из этих задач имеют отношение к рассматриваемой теме:
1) в настоящее время у суверенного государства сокращаются возможности по управлению инвестиционным процессом, протекающим в национальных границах, поскольку глобализация, пришедшая на смену экономической интеграции и интернационализации, вывела процесс воспроизводства за рамки национальных границ;
2) наднациональные структуры пытаются в этой ситуации переформатировать систему управления странами и континентами, укрепляя свою роль и свое значение.
Не удивительно, что в центр всеобщего внимания помещен инвестиционный процесс. Кто управляет инвестиционным процессом, тот управляет миром. Естественным оказалось пристальное внимание к двум вопросам. Содержание первого из них сводится к тому, какие секторы экономики должны стать локомотивом, выводящим мир на новый уровень развития и благосостояния. Несмотря на выделение в документах ООН десяти центральных отраслей (сельское хозяйство, рыболовство, лесное и водное хозяйство — отрасли, извлекающие выгоды из природного капитала; транспорт, энергетика и производство — отрасли, «созданные» капиталом, и торговля, финансы, инфраструктура рынка — как создающие благоприятные условия для успешного перехода к «зеленой» экономике), страны по-разному расставляют акценты, формируя национальные приоритеты и основы устойчивого роста [12, с. 99]. Второй вопрос (о том, кто за это заплатит) в настоящее время остается открытым и находится в стадии активной разработки.
Институты и инструменты трансформации финансовых рынков и инвестиционного поведения
Принимая глобальную повестку в области устойчивого развития, страны — члены ООН выразили намерение изменить среду, в которой функционирует финансовая система, участники рынка, регуляторы, а также заинтересованные стороны. Реализация этого намерения требует создания системы, через которую будет проводиться регулирующее воздействие на инвесторов и финансовые рынки, что приведет к изменению национальных финансовых систем и в конечном итоге к трансформации экономической и политической систем. Данная система организации устойчивого финансирования (инвестиций в «зеленую» экономику) имеет несколько уровней и опирается на ряд ключевых организаций, как видно из рисунка 3.
Глобальный уровень
Общий контур регулирования
1. Финансовая инициатива Программы ООН по окружающей среде (United Nations Environment Programme Finance Initiative, FIUNEP).
В глобальное партнерство между ЮНЕП и финансовым сектором, основанное в 1992 г., входят около 270 финансовых учреждений, в том числе банки, инвестиционные и страховые компании. Миссия инициативы заключается в распространении принципов устойчивости на все сферы деятельности финансовых учреждений и поощрении включения экологических и социальных стандартов во взаимоотношения членов партнерства и их клиентов.
2. Глобальный договор ООН (UN Global Compact, 2000 г.) — крупнейшая международная инициатива ООН в сфере корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития. Глобальный договор объединяет более 13 000 участников из почти 160 стран мира и более 80 национальных сетей. Основа деятельности Глобального договора — признанные на международном уровне принципы в сфере прав человека, трудовых отношений, окружающей среды и противодействия коррупции. Участники Глобального договора подтверждают свою приверженность принципам устойчивого развития и принимают на себя обязательства скорректировать систему управления бизнесом, изменяя свои коммерческие стратегии в пользу долгосрочной устойчивости в интересах более справедливого, экологичного, инклюзивного развития экономики, территорий, общества и планеты в целом.
3. Принципы устойчивого страхования ЮНЕП (UNEP Principles for Sustainable In-
surance, UNEPPSI) — инициатива Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в страховом секторе, действующая с 2012 г. и направленная на внедрение принципов устойчивого развития с целью управления рисками в сфере экологии, социального развития и управления. Цель инициативы — внедрение на страховой рынок практики по учету и управлению рисками в области охраны окружающей среды, социального развития и управления. Инициатива объединяет более 120 страховых компаний, подтвердивших свою приверженность принципам ответственного страхования.
4. Принципы ответственного банковского обслуживания ЮНЕП (UNEP Principles for Responsible Banking, UNEPPRB) — инициатива Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в банковском секторе, действующая с 2019 г. и объединяющая 130 банков из 49 стран. Участники инициативы обязуются вести бизнес в соответствии с целями Парижского соглашения об изменении климата и целями ООН в области устойчивого развития и увеличивать вклад в их достижение. Ожидается, что следование принципам ответственного банковского обслуживания будет стимулировать банки изменять структуру своих портфелей в направлении сокращения углеводородных активов в пользу более экологически чистых проектов.
5. Глобальная инициатива по отчетности (Global Reporting Initiative, GRI) — международная добровольная инициатива в области устойчивого развития, действующая с 1997 г. и объединяющая более 400 государственных и частных компаний. Инициатива направлена на внедрение стандартов корпоративной отчетности, требующих от компаний составления регулярных отчетов о соблюдении принципов устойчивого развития. Участие в инициативе GRI позволяет компаниям демонстрировать широкому кругу заинтересованных сторон свою практическую приверженность принципам устойчивого развития, влияет на улучшение репутации компании в деловом мире, укрепляет доверие инвесторов и партнеров, создает дополнительные конкурентные преимущества, стимулирует внутренние улучшения в компании.
6. Инициатива ООН по устойчивому развитию фондовых бирж (United Nations Sustainable Stock Exchanges, SSE) запущена в 2009 г. Задача инициативы — наращивать потенциал фондовых бирж и регуляторов рынка ценных бумаг для поощрения ответственных инвестиций в устойчивое развитие и повышения эффективности деятельности корпораций по экологическим, социальным и управленческим вопросам. Реализует три взаимосвязанных направления деятельности:
ACTUAL PROBLEMS DEVELOPMENT OF ECONOMICS
Глобальный уровень Общий контур регулирования UN EP FI (1992) — 274 участника Global Reporting Initiative, GRI (1997) — 414 участников UN Global Compact (2000) — 13 809 участников UNEP PSI (2012) — 120 страховых организаций UNEPPRB (2019) — 130 банков United Nations Sustainable Stock Exchanges, SSE (2009) — 90 бирж
Глобальный уровень Специальное регулирование
Методологическое обеспечение регулирования инвестиционной деятельности Principles for Responsible Investment, PRI (2006) — 2 300 участников
Climate Bonds Initiative, CBI (2010) — 100 участников
Green Bond Principles, GBP (2014) — 580 участников The Global Innovation Lab for Climate Finance, GILCF (2014) — 58 членов
Глобальный уровень Специальное регулирование
Методологическое обеспечение регулирования финансовых рынков Sustainable Banking Network, SBN (2012) — 38 стран Network of Central Banks and Supervisors for Greening the Financial System, NGFS (2017) — 46 стран Centre on Green Finance and Investment, OECD (2016) — 36 стран The Green Finance Study Group, GFSG (2016) — 20 стран Task Force on Climate-related Financial Disclosures, TCFD (2015) — 24 страны+ЕС Equator Principles (2003) — 97 участников
Региональный уровень
Методологическое обеспечение регулирования региональных финансовых рынков Technical Expert Group on Sustainable Finance, TEG (2018) — 28 стран ASEAN Capital Markets Forum, ACMF — 10 стран The Marrakech Pledge (2016) — 23 страны. Green Finance LAC, GFL (2012) — 33 страны
Национальный уровень / Методологическое обеспечение регулирования национальных финансовых рынков Национальные организации, разрабатывающие и распространяющие методические материалы в сфере «зеленых» финансов и ответственного инвестирования
Рис. 3. Инициативы, формирующие методологию устойчивого развития и переход к «зеленой» экономике
исследования, достижение консенсуса и техническую помощь. В число партнеров входят почти все биржи мира (90 бирж), которые присоединяются к SSE, подписывая добровольное публичное обязательство.
Специальное регулирование
Методологическое обеспечение регулирования инвестиционной деятельности
1. Принципы ответственного инвестирования (Principles for Responsible Investment, PRI). Ассоциация учреждена в 2006 г. в результате совместных усилий Финансовой инициативы ЮНЕП и Глобального договора ООН по инициативе Генерального секретаря ООН Кофи Аннана. Приоритетная цель принципов ответственного инвестирования ООН — интеграция проблематики окружающей среды, общества и корпоративного управления (ESG-факторы) в деятельность фондов акционерного капитала и инвестиционных фондов. Присоединяясь к принципам ответственного инвестирования ООН, организация обязуется обеспечить учет ESG-факторов в качестве одного из центральных компонентов анализа потенциальных инвестиций, а также вести учет соответствующих аспектов в собственной деятельности.
2. Партнерская программа «Инициатива по выпуску климатических облигаций» (Climate Bonds Initiative, CBI, 2010 г.) — международная некоммерческая организация, которая работает исключительно в целях мобилизации рынка облигаций на сумму 100 трлн долл. США для поиска решений по противодействию изменения климата. Партнерская программа CBI направлена на получение поддержки деятельности со стороны инвесторов, банков, эмитентов, правительств и соответствующих институтов. Формат поддержки — следование стандартам, которые разрабатываются CBI. В 2011 г. разработан первый добровольный стандарт климатических облигаций; в 2012-2015 гг. разработаны и утверждены еще четыре стандарта; в 2017 г. вышла «Версия 2.1» стандартов. Готовится «Версия 3.0».
3. Принципы «зеленых» облигаций (Green Bond Principles) Международной ассоциации рынков капитала (International Capital Market Association, ICMA). Добровольные стандарты эмиссии «зеленых» облигаций разработаны в 2014 г. международной саморегулируемой организацией, объединяющей профессиональных участников рынков капитала (ICMA). Стандарты обновлялись несколько раз. Последнее обновление состоялось в июне 2018 г.
4. Инновационная лаборатория климатических финансов (The Global Innovation Lab for Climate Finance, GILCF) создана в 2014 г.
по инициативе финансовых организаций g США, Великобритании, Германии в партнер- | стве с крупнейшими участниками рынка из ° Дании, Франции, Японии, Нидерландов при ° поддержке правительственных организаций ® разных стран. Цель инновационной лабора- ^ тории — стимулировать процесс направления ^ потоков капитала в проекты, связанные с низ- ^ коуглеродной экономикой, а также направлен- ^ ные на решение проблем изменения климата. s В достижении цели она опирается на опыт ^ и знания со всего мира. При этом выявля- ° ется, разрабатывается следующее поколение с инструментов финансирования климатических з проектов и происходит опробование. ^
Методологическое обеспечение i
регулирования финансовых рынков <
1. Сеть устойчивого банковского финансирования (Sustainable Banking Network, SBN). Добровольное сообщество регулирующих органов финансового сектора и банковских ассоциаций развивающихся рынков создано в 2012 г. На 38 стран-членов приходится 85 % совокупных банковских активов на развивающихся рынках.
Члены SBN привержены движению своих финансовых секторов к устойчивости, преследуя двойную цель: улучшить управление ESG-рисками (включая раскрытие климатических рисков) и увеличить потоки капитала для деятельности с положительным воздействием на климат. В рамках этой платформы осуществляется обмен знаниями по наращиванию потенциала и практическая поддержка членов при разработке ими и реализации национальных инициатив.
2. Сеть центральных банков и надзорных органов для экологизации финансовой системы (Network of Central Banks and Supervisors for Greening the Financial System, NGFS) создана в 2017 г. центральными банками и надзорными органами. Цель — обмен опытом и развитие управления экологическими и климатическими рисками в финансовой сфере, усиление глобальных ответных мер, необходимых для достижения целей устойчивого развития, повышение роли финансовой системы в управлении рисками и мобилизации капитала в «зеленые» и низкоуглеродные инвестиции. Объединяет в качестве членов регулирующие органы 46 стран.
В качестве наблюдателей присоединились Банк международных расчетов, ЕБРР, ЕИБ, ОЭСР, Форум по устойчивому страхованию, Всемирный банк, МФК.
3. Центр «зеленых» финансов и инвестиций ОЭСР (Centre on Green Finance and Investment, OECD) создан в 2016 г. Цель — способствовать наращиванию «зеленых» инве-
g стиций посредством разработки эффективной
i политики, институтов и инструментов для
z «зеленого» финансирования и инвестиций.
8 В задачи центра входит проведение анализа,
^ разработка практических рекомендаций, ор-
° ганизация мероприятий и дискуссий для обе-
^ спечения сотрудничества и взаимодействия
J между правительствами и государственными
° органами, вовлечения частных лиц и граж-
> данского общества.
ш
Q 4. Исследовательская группа по «зеленым» % финансам G20 (The Green Finance Study Group, ^ GFSG). Деятельность GFSG началась в 2016 г. о В ее задачи входило выявить организационные ^ и рыночные препятствия для «зеленого» фи-
< нансирования и, исходя из опыта стран, раз-£ работать варианты для расширения возмож-
< ностей финансовой системы по мобилизации частного капитала для «зеленых» инвестиций. Первоначальная программа из пяти компонентов охватывала три сектора: банки, рынок облигаций и институциональных инвесторов, а также два межотраслевых вопроса — анализ рисков и измерение прогресса. В 2018 г. члены G20 под председательством Аргентины адаптировали работу Исследовательской группы по «зеленым» финансам (GFSG) к более широкой концепции устойчивого финансирования, что привело к изменению ее названия на Исследовательскую группу по устойчивому финансированию (SFSG).
5. Рабочая группа по вопросам раскрытия финансовой информации, относящейся к изменениям климата (Task Force on Climate-related Financial Disclosures, TCFD) учреждена Советом по финансовой стабильности (Financial Stability Board) в 2015 г. в связи с тем, что климатические изменения признаны в качестве риска, способного нарушить стабильность мировой финансовой системы. В целевую группу входят назначенные Советом представители крупных компаний, которые вырабатывают рекомендации в отношении требований по раскрытию компаниями информации о финансовых рисках, связанных с изменениями климата. Цель рабочей группы — распространение лучшей практики в области управления климатическими рисками в финансовом секторе.
6. Принципы Экватора (Equator Principles) — включают в себя десять принципов и представляют собой систему управления рисками, принимаемую финансовыми учреждениями для определения, оценки и управления экологическими и социальными рисками в проектном финансировании. В первую очередь предназначены в целях обеспечения минимального стандарта для должной осмотрительности при поддержке принятия ответственных решений о рисках. По состоянию на сентябрь 2019 г. 97 финансовых учреждений в 37 странах офици-
ально приняли Принципы Экватора, охватывающие большую часть международных обязательств по финансированию проектов на развивающихся и развитых рынках. Принципы Экватора, официально введенные в действие в Вашингтоне 4 июня 2003 г., основывались на существующих принципах экологической и социальной политики, установленных Международной финансовой корпорацией.
Региональный уровень
1. Группа технических экспертов по устойчивому финансированию Европейской комиссии (Technical Expert Group on Sustainable Finance, TEG) создана в 2018 г. по итогам работы Группы экспертов высокого уровня по устойчивому финансированию (2016), в задачи которой входила разработка дорожной карты по финансированию устойчивого развития в странах ЕС. Эта группа подготовила и представила в 2018 г. План действий по финансированию устойчивого развития (Action Planon Financing Sustainable Growth). Именно с целью оказания консультативной помощи в рамках реализации Плана действий и создана TEG. В задачи группы входит оказание методологической и консультативной помощи при разработке нормативно-правовой базы европейского рынка «зеленых» финансов и устойчивого финансирования.
2. Форум рынков капитала Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, АСЕАН (ASEAN Capital Markets Forum, ACMF) разработал и опубликовал в 2017 г. стандарты «зеленых» облигаций стран АСЕАН, которые основаны на стандартах Ассоциации междун родных рынков капитала (ICMA). В 2018 г. стандарты обновлены. В апреле 2019 г. на совещании министров финансов стран АСЕАН одобрена Дорожная карта для рынков устойчивого капитала АСЕАН. Дорожная карта представляет собой описание ведущих направлений деятельности по формированию рынков устойчивого капитала, роль и формат участия эмитентов, инвесторов, раскрытие информации, разработку индексов, наращивание потенциала и усиление межведомственной координации для укрепления рынков устойчивого капитала как движущей силы устойчивого развития.
3. Инициатива по развитию «зеленых» рынков капитала в Африке «Обязательство Марракеш» (The Marrakech Pledge) создана в 2016 г. Представляет собой коалицию регуляторов и бирж, действующую в поддержку развития «зеленых» рынков капитала в Африке и обеспечения эффективного перехода к низкоуглеродной экономике.
В настоящее время в рамках коалиции The Marrakech Pledge подготовлены, поддержа-
ны и распространяются руководства, рекомендации и разъяснительные материалы, которые создают единое понимание процессов ответственного инвестирования и «зеленых» финансов национальными регуляторами, биржами и участниками рынка. Кроме того, выравнивают различные нестыковки, сглаживают несоответствия между подходами и принципами, заложенными в методиках глобального уровня, и возможностями стран африканского региона.
4. Платформа «Зеленые финансы» Латинской Америки и Карибского региона (Green Finance LAC, GFL) создана в 2012 г. Межамериканским банком развития (IDB) в сотрудничестве с Латиноамериканской ассоциацией финансовых институтов развития (ALIDE) при технической поддержке профильных министерств Дании, Германии и Швейцарии. Предназначена для обмена знаниями и информацией о «зеленом» финансировании, в целях удовлетворения потребностей национальных банков развития и других институциональных инвесторов на финансовом рынке Латинской Америки. Платформа LGI нацелена на согласование интересов и обеспечение взаимовыгодного сотрудничества заинтересованных лиц.
На национальном уровне, где осуществляется методологическое обеспечение регулирования национальных финансовых рынков, представлены национальные организации, разрабатывающие и распространяющие методические материалы в сфере «зеленых» финансов и ответственного инвестирования.
Финансирование устойчивого развития: опыт стран
Особенность современного периода — прохождение странами этапа интеграции темы устойчивого развития и «зеленых» инвестиций в национальные стратегические планы. Страны, которые становятся на путь устойчивого развития, включают вопросы формирования «зеленой» экономики во все основные документы стратегического планирования и трактуют в контексте процесса модернизации национальной экономики [12]. Правительства стран отчетливо осознают, что предпринимаемые ими на текущем этапе действия являются началом будущих значительных изменений и одновременно условием долгосрочного развития страны.
В связи с этим страны четко формулируют национальную повестку в области устойчивого развития, раскрывают суть предпринимаемых мер и действий в данном направлении, заявляют о наличии национальных стратегий, программ, планов действий и законов, определяющих институциональные рамки устойчивого
развития и организующих процесс перехода ^
к новой модели экономики. |
Реформа энергетического сектора становит- °
ся приоритетом для многих стран [13]. При °
этом большое внимание в своей политике они ®
уделяют вопросам повышения роли в энерго- ^
балансе возобновляемых источников энергии ^
и принятии в связи с этим соответствующих ^
мер. Государства указывают и на значимость ^
принимаемых программных мер, решений по з
обеспечению энергоэффективности экономи- ^
ки и отдельных ее секторов, демонстрируют °
действия по реформированию транспортного с
сектора, стимулированию чистой мобильности. з
Существенное внимание в национальной поли- ^
тике стран уделяется проблемам управления ^
отходами и ведению климатического сельского £
<
хозяйства, вопросам землепользования и лесного хозяйства.
Страны демонстрируют активность в части разработки и принятия национальных программ социального развития, а корпоративный сектор экономики — в части разработки и принятия национальных добровольных принципов социальной, экологической и экономической ответственности. Опыт стран показывает применение широкого спектра компенсационных мер и финансовой поддержки отдельных секторов, в то же время все государства заявили о введении углеродных и иных налогов, акцизов на бензин, дизельное топливо и налогов на уголь, а также о создании специализированных финансовых институтов с целью аккумуляции «зеленых» или устойчивых финансов. Страны привлекают значительное финансирование, создавая специализированные климатические и «зеленые» банки, фонды, финансовые корпорации и посылают ценовой сигнал предприятиям и населению через тарифы, субсидии, налоги и государственные программы.
На современном этапе политика развития стран предполагает выделение секторов экономики, в которых планируется достижение преимуществ новых технологий; определение горизонтов планирования; осуществление проработки механизма, позволяющего переключиться с существующей модели экономического развития на новую «зеленую», устойчивую, ради которой и задуман модернизационный проект. Не случайным является и выбор ключевых отраслей экономики, в первоочередном порядке подвергаемых «озеленению». Энергетика, транспорт, строительство — сектора, обладающие наибольшим мультипликативным эффектом инвестирования. Финансы — сектор, обеспечивающий развитие экономики. Устойчивые финансы — это лишь один из источников финансирования инвестиций, направленных на модернизацию и перезапуск
^ существующей модели экономического роста. 1 Государства разрабатывают сложные стратегии 8 и «соединяют» различные элементы регули-8 рования в требуемых для достижения целей ^ национального развития и обеспечения кон° курентоспособности национальной экономики ^ комбинациях и пропорциях. ^ Первая задача, которую необходимо ре° шать, — обеспечение согласованности дей-> ствий широкого круга инициатив и программ
0 в сфере устойчивого развития с целью консоли-
1 дации усилий государства и общества. Страны ^ демонстрируют схожие подходы, распределяя о в рамках программных бюджетов финансо-^ вые ресурсы на цели устойчивого развития,
< осуществляя управление по целям. В зави-£ симости от заданного горизонта бюджетного
< планирования происходит формирование программ и консолидация источников финансирования. Тем не менее и в этой сфере наблюдаются инновационные походы. Там, где расходы выходят за пределы программ, возникает необходимость в контроле и выстраивании прозрачной системы бюджетного планирования и расходования средств.
Второй задачей признается широкое вовлечение частного сектора в финансирование и реализацию планов устойчивого развития, а также выстраивание партнерств с международными организациями. Вовлечение частного сектора является актуальной задачей. Страны проводят реформы в финансовом регулировании, направленные на развитие системы кредитования приоритетных отраслей экономики, развитие рынка «зеленых» облигаций. Огромное внимание уделяется формированию правил обязательного раскрытия, в первую очередь финансовыми институтами, информации об управлении экологическими и социальными рисками, а также поддержке рыночных инициатив по развитию системы добровольной отчетности в области устойчивого развития. Именно наличие этих правил и системы отчетности лежит в основе развития финансирования «устойчивых» инвестиций.
С целью мотивации институциональных и иных инвесторов национальными фондовыми биржами разрабатываются специальные социальные, устойчивые и «зеленые» рейтинги компаний, акции которых котируются на бирже.
Выстраивание партнерств осуществляется по нескольким направлениям. Во-первых, одно из направлений — членство страны в глобальных инициативах ООН с целью адаптации к передовым устойчивым практикам, имеющимся в других странах, и получения финансирования из создаваемых при инициативе/поддержке ООН глобальных и международных финансовых институтов, фондов. Во-вторых, в качестве важного направления выступает
инициатива корпоративного сектора, когда компании самостоятельно принимают решение об участии в международных инициативах и проектах в области устойчивого развития. Цель подобных решений — использование зарубежного опыта с целью адаптации устойчивых практик в деятельности компаний и получение консультационной поддержки, привлечение зарубежного (фондового и рыночного) финансирования.
Третья задача — поиск инновационных решений в области финансирования устойчивого развития, что охватывает как добровольные рыночные инициативы, так и правительственные меры в области поддержки рыночных инициатив. Решение этой задачи демонстрирует широкую палитру предпринимаемых действий — от финансового консалтинга (например, финансовая лаборатория, осуществляющая разработку, оценку и тестирование финансовых инноваций, направленных на устойчивое развитие) до создания специализированных финансовых институтов и инструментов.
Процесс формирования политики финансирования устойчивого развития имеет длительную и непростую историю. Если на первоначальных этапах финансирование устойчивого развития предполагало существенную роль международного финансирования, а также финансирование правительствами развитых стран проектов, реализуемых в развивающихся странах, то в настоящее время бремя финансирования возлагается на сами страны, а мобилизация частного капитала является наиактуальнейшей задачей, поскольку признается, что без крупных сумм долгосрочного капитала, аккумулируемого институциональными инвесторами, невозможно модернизировать существующие инфраструктуру и экономику настолько быстро, насколько это необходимо для достижения целей устойчивого развития. Политика финансирования устойчивого развития формируется по ряду направлений, в рамках которых применяется определенный набор инструментов. Главные направления реализации инициатив в области устойчивого развития охватывают шесть тематических областей, связанных с функционированием финансовой системы.
1. Разработка стратегии устойчивого развития рынков капитала — повышение кредитоспособности институтов, корректировка оценки рисков и создание налоговых стимулов в целях создания основы для дальнейшего расширения рынка «зеленых» облигаций.
2. Укрепление ключевых финансовых учреждений — усиление роли специализированных агентств, агентств по развитию возобновляемых источников энергии, иных институтов
развития путем создания новой линейки продуктов, выдачи гарантий и увеличения сроков кредитования.
3. Адаптация требований к финансовым институтам в части устойчивого развития, касающихся прежде всего мер по обеспечению доступа к кредитам приоритетных секторов экономики. Разработка новых законов, регулирующих финансовую деятельность и инвестиционные операции, предоставляет возможность для учета требований финансирования развития в регулировании финансовой системы страны.
4. Наращивание потенциала финансового сектора — потенциал финансового сектора должен быть усилен в ряде областей, в частности в области построения финансовых рейтингов, раскрытия финансовой информации и принятия решений о «зеленом» кредитовании, в том числе в отношении производства сельскохозяйственной продукции и лесного хозяйства.
5. Расширение доступа к финансированию — доступ к финансовым ресурсам пока ограничен. В странах идет поиск дополнительных стимулов для направления финансовых средств на цели устойчивого развития, которые коррелируют с наиболее острыми проблемами в области социального обеспечения, загрязнения окружающей среды, создания эффективных производств.
6. Мобилизация международных финансовых потоков — страны располагают различными возможностями для привлечения средств глобальных и международных фондов. Предпринимаются действия по привлечению «зеленых» кредитов из-за рубежа за счет из-
менения правил внешних коммерческих за- ^ имствований. |
В рамках этих шести направлений деятель- ° ности директивные органы стран выстраивают ° регулирование национального рынка, в грани- ® цах которого участники финансового сегмента ^ экономики могут выстроить свою политику, ^ отвечающую потребностям, проблемам и воз- ^ можностям, вытекающим из целей устойчиво- ^ го развития того или иного государства. 2
Заключение ^
Несмотря на то, что все страны существенно з различаются по количественным и качествен- ^ ным характеристикам факторов, воздейству- ^
ющих на формирование национальных при- £
<
оритетов, тем не менее они демонстрируют одинаковые подходы в части формирования политики, направленной на финансирование устойчивого развития. Подводя итоги проведенного анализа, сделаем ряд обобщений.
Во-первых, объявив о вступлении на путь устойчивого развития, страны приступили к модернизации своих экономик. Во-вторых, для достижения цели модернизации национальной экономики страны заимствуют идею «зеленой» экономики, сформированную на глобальном уровне, и применяют схожие подходы в политике финансирования устойчивого развития. В-третьих, проблема, которую пытаются решить страны, едина для всех, и сущность ее заключается в поиске источника покрытия разрыва между потребностями финансирования расходов по модернизации национальной экономики и возможностями бюджета удовлетворить эти потребности.
Литература
1. Our Common Future. Report of the World Commission on Environment and Development. United Nations. 1987. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/5987our-common-future.pdf (дата обращения: 10.08.2019).
2. Навстречу «зеленой» экономике. Пути к устойчивому развитию и искоренению бедности: обобщающий доклад для представителей властных структур. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), 2011. 52 с. URL: http://cawater-info.net/green-growth/files/unep5.pdf (дата обращения: 10.08.2019).
3. Кузнецова Ю. А. Этапы формирования и развития концепции устойчивого развития // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 337-339.
4. Пахомова Н. В., Рихтер К. К., Малышков Г. Б. Стратегия устойчивого развития и переход к зеленой экономике: обновление приоритетов и механизмов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2013. Вып. 4. С. 35-54.
5. Гомбоев Б. О., Бадмаев А. Г. «Зеленая» экономика как одно из оснований достижения целей устойчивого развития // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2017. № 2. С. 109-116.
6. Green Economy. UN Environment Programme // Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). URL: https://www.unenvironment.org/ru/node/1566 (дата обращения: 10.08.2019).
7. Green Economy // Sustainable Development Knowledge Platform. URL: https://sustainabledevel-opment.un.org/index.php?menu=1446 (дата обращения: 11.08.2019).
8. A Guidebook to the Green Economy. Green Economy, Green Growth and Low-Carbon Development -history, definitions and a guide to recent publications // Division for Sustainable Development. UNDESA. 2012. Is. 1. 65 p. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/ GE%20Guidebook.pdf (дата обращения: 11.08.2019).
о
о <
g 9. What is an "Inclusive Green Economy"? UN Environment's Green Economy Initiative (GEI) //
United Nations Environment Programme. URL: https://www.unenvironment.org/explore-topics/ green-economy/why-does-green-economy-matter/what-inclusive-green-economy (дата обращения: о 11.09.2019).
10. Устойчивое развитие // Глобальная экономика: энциклопедия // Словари онлайн. URL: https://1148.slovaronline.com/6814-устойчивое_развитие (дата обращения: 11.09.2019).
11. Яковлев И. А. Кабир Л. С. Механизм финансирования «зеленых» инвестиций как элемент национальной стратегии финансирования устойчивого развития // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. № 3. С. 9-20. DOI: 10.31107/2075-19902018-3-9-20
12. Кабир Л. С. Государственная поддержка «зеленых» инвестиций и рыночное «зеленое» финансирование: зарубежный опыт // Инноватика и экспертиза: научные труды. 2019. № 1. С. 97-108.
13. Яковлев И. А. Кабир Л. С. Климатические финансы в контексте устойчивого развития // Экономика. Налоги. Право. 2019. № 5. С. 44-51. DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-5-44-51
References
1. Our common future: Report of the World Commission on Environment and Development. United Nations. 1987. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/5987our-common-future.pdf (accessed on 10.08.2019).
2. Towards a green economy: Pathways to sustainable development and poverty eradication — A synthesis for policy makers. Nairobi: UNEP: 2011. 52 p. URL: https://sustainabledevelopment. un.org/content/documents/126GER_synthesis_en.pdf (accessed on 10.08.2019).
3. Kuznetsova Yu. A. Stages of formation and development of the concept of sustainable development. Molodoi uchenyi = Young Scientist. 2013;(5):337-339. (In Russ.).
4. Pakhomova N. V., Rikhter K. K., Malyshkov G. B. Sustainable development strategy and transition to the green economy: Modernization of priorities and rules. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika = St Petersburg University Journal of Economic Studies (SUJES). 2013;(4):35-54. (In Russ.).
5. Gomboev B. O., Badmaev A. G. "Green economy" as one of the grounds for reaching the goals of sustainable development. Vestnik Buryatskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniya Rossiiskoi akademii nauk. 2017;(2):109-116. (In Russ.).
6. Green economy. UN Environment Programme. URL: https://www.unenvironment.org/ru/node/1566 (accessed on 10.08.2019).
7. Green economy. Sustainable Development Knowledge Platform. URL: https://sustainabledevelop-ment.un.org/index.php?menu=1446 (accessed on 11.08.2019).
8. A Guidebook to the green economy. Issue 1: Green economy, green growth and low-carbon development - history, definitions and a guide to recent publications. New York: Division for Sustainable Development, UN DESA; 2012. 65 p. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/docu-ments/GE%20Guidebook.pdf (accessed on 11.08.2019).
9. What is an "Inclusive Green Economy"? UN Environment's Green Economy Initiative (GEI). UN Environment Programme. URL: https://www.unenvironment.org/explore-topics/green-economy/ why-does-green-economy-matter/what-inclusive-green-economy (accessed on 11.09.2019).
10. Sustainable development. Global economy: Encyclopedia. Dictionaries online. URL: https://1148. slovaronline.com/6814-устойчивое_развитие (accessed on 11.09.2019). (In Russ.).
11. Green investment financing mechanism as an element of the national strategy for sustainable development financing. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal. 2018;(3):9-20. (In Russ.). DOI: 10.31107/2075-1990-20183-9-20
12. Kabir L. S. State support for green investments and market green financing: Foreign experience. Innovatika i ekspertiza: nauchnye trudy = Innovatics and Expert Examination. 2019;(1):97-108. (In Russ.).
13. Yakovlev I. A. Kabir L. S. Climate finance in the context of sustainable development. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, Taxes & Law. 2019;(5):44-51. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-5-44-51