Финансирование устойчивого развития институциональными инвесторами в Южно-Африканской Республике
DOI: 10.35854/1998-1627-2019-11-101-110 УДК 336.76
Никулина Светлана Игоревна
научный сотрудник Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ 127006, Москва, Настасьинский пер., д. ,3, стр. 2, e-mail: [email protected]
Исследование направлено на изучение институциональных инвестиций в устойчивое развитие в Южно-Африканской Республике (ЮАР). С учетом масштабности повестки дня в области устойчивого развития основное внимание в статье сосредоточено на финансировании институциональными инвесторами экологического блока целей устойчивого развития.
Цель. Определить факторы, способствующие внедрению институциональными инвесторами ЮАР принципов устойчивого финансирования в свою деятельность.
Задачи. На примере ряда крупнейших институциональных инвесторов ЮАР выявить основные элементы реализуемых ими стратегий устойчивого финансирования и приоритетные направления «зеленых» инвестиций. Изучить ключевые инициативы по внедрению ESG-факторов в инвестиционный анализ и процесс принятия решений институциональными инвесторами. Методика. При выполнении исследования применялись такие общие методы научного познания, как анализ, синтез, метод научной абстракции.
Результаты и выводы. Nedbank Group и GEPF начали внедрять принципы устойчивого финансирования в свою деятельность еще в начале 2000-х гг. Ключевые элементы стратегий устойчивого финансирования, реализуемых ими, — четкое целеполагание, наличие внутренней политики и процедур, позволяющих учитывать экологические и социальные риски при принятии финансовых решений, а также адаптация передового международного опыта в сфере финансирования проектов устойчивого развития благодаря участию в крупных международных инициативах и объединениях инвесторов. С конца 2011 г. пенсионные фонды в ЮАР законодательно обязаны учитывать ESG-факторы в процессе принятия инвестиционных решений. В банковском секторе, напротив, учет факторов устойчивости осуществляется на добровольной основе. Сегодня под руководством Национального казначейства ведется разработка национальной стратегической системы устойчивого финансирования.
Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивое финансирование, «зеленая» экономика, ответственное инвестирование, ESG-факторы, «зеленые» инвестиции, институциональные инвесторы.
Для цитирования: Никулина С. И. Финансирование устойчивого развития институциональными инвесторами в Южно-Африканской Республике // Экономика и управление. 2019. № 11 (169). С. 101-110. DOI: 10.35854/1998-1627-2019-11-101-110
о
CD
< >
Financing of Sustainable Development by the Institutional Investors
in the Republic of South Africa
Svetlana I. Nikulina
Financial Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation Nastas'inskiy Lane ,3, bldg. 2, Moscow, Russian Federation, 127006, e-mail: [email protected]
The research is aimed at the study of the institutional investments in sustainable development of the Republic of South Africa (RSA). Taking into account the large scale of agenda in the area of sustainable development, the article is focused on financing by the institutional investors of the environmental set of goals of sustainable development.
Aim. To identify factors promoting introduction of the sustainable financing principles in the operation of RSA institutional investors.
Objectives. To identify main components of the implemented strategies of sustainable financing and priority areas of "green' investments on the example of the number of largest institutional investors of RSA. To study the key initiatives of introduction of the ESG-factors into the institutional analysis and the decision making process by the institutional investors.
СГ)
о
3
О
> О
о <
Methods. Such general scientific methods of inquiry as analysis, synthesis, and method of scientific abstraction were used for research.
Results and conclusions. NedbankGroup and GEPF started introduction of sustainable financing principles in their operation in early 2000s. The key components of strategies of sustainable financing implemented by them include clear goal setting, availability of internal policy and procedures that allow taking into account the environmental and social risks when making financial decisions, as well as adaptation of the best international practices in the area of financing the projects of sustainable development thanks to participation in the large international initiatives and associations of investors. Since the end of 2011, pension funds of RSA are legislatively obliged to take into account the ESG-factors when making investment decisions. In contrast, in the bank industry the sustainability factors are taken into account on a voluntary basis. Currently, the National Treasury manages development of the national strategic system of sustainable financing.
Keywords: sustainable development, sustainable financing, "green" economics, responsible investment, ESG-factors, "green" investments, institutional investors.
For citation: Nikulina S. I. Financing of Sustainable Development by the Institutional Investors in the Republic of South Africa. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2019;(11):101-110 (In Russ.). DOI: 10.35854/1998-1627-2019-11-101-110
Введение
В настоящее время мобилизация финансовых ресурсов в целях реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. — один из приоритетных и животрепещущих вопросов для развивающихся стран. Дефицит финансирования, необходимого для выполнения Целей устойчивого развития, в этих странах достигает рекордной величины — 2,5-3 трлн долл. в год [1, с. 1]. Институциональные инвесторы рассматриваются в качестве потенциального источника финансирования проектов в области устойчивого развития ввиду размера активов, находящихся под их управлением [2, с. 9; 3, с. 80]. Развивающиеся страны запустили ряд инициатив, направленных на привлечение капитала долгосрочных институциональных инвесторов. Например, инвестиционная платформа Africa 50 создана при активной финансовой поддержке Африканского банка развития и ориентирована на «банкуемые» инфраструктурные проекты в основном в энергетическом и транспортном секторах.
Растет число институциональных инвесторов, включая пенсионные фонды, страховые компании, управляющих активами, которые принимают во внимание риски и возможности, связанные с инвестициями в устойчивое развитие. По данным масштабного опроса инвесторов (в том числе институциональных) и эмитентов в мире, проведенного в 2019 г. одним из крупнейших финансовых конгломератов HSBC, свыше 60 % инвесторов признают экологические и социальные факторы «очень важными» [4, с. 6]. Большинство опрошенных инвесторов считают настоятельной необходимостью наличие практического опыта в области ответственного инвестирования [4, с. 10].
Вместе с тем они отмечают существование ряда барьеров, сдерживающих устойчивые инвестиции. В их числе указан недостаток компетенции или квалифицированного персонала, дефицит привлекательных инвестиционных возможностей, низкое качество и доступность данных об экологических, социальных и управленческих аспектах (Environmental, Socialand Governance, ESG) деятельности инвестируемых компаний, регулятивные или законодательные ограничения, низкая прибыль на инвестированный капитал и др.
Значительное внимание теме мобилизации средств институциональных инвесторов на цели устойчивого развития уделяют международные организации, особенно созданная в рамках системы Организации Объединенных Наций (ООН) Программа по окружающей среде (ЮНЕП). В 2005 г. рабочая группа по управлению активами Финансовой инициативы (ФИ) ЮНЕП заказала международной юридической компании Freshfields Bruckhaus Deringer исследование, результатом которого должен был стать ответ на вопрос о том, разрешается ли интеграция ESG-факторов в инвестиционную политику (включая распределение активов, формирование портфеля и выбор ценных бумаг) государственных и частных пенсионных фондов, страховых компаний и фондов взаимных инвестиций на добровольной основе, требуется ли она по закону или затрудняется по причине законодательных и регулятивных требований [5, с. 6]. Поставив этот вопрос, рабочая группа пояснила, что она хотела бы понять, может ли действие в интересах бенефициаров также включать другие цели, помимо максимизации прибыли. Для исследования выбраны семь развитых стран. Его итогом явилась публикация отчета, в котором утверждалось, что «связь между ESG-факторами
и финансовыми показателями все в большей мере признается... Интеграция ЕВО-факторов в инвестиционный анализ для более надежного прогнозирования финансовых результатов, несомненно, разрешается, и можно утверждать, что «она требуется во всех юрисдикциях» [5, с. 13]. В 2009 г. ФИ ЮНЕП выпустила продолжение отчета ЕгевЬАеЫв [6], в котором представила план действий в нормативно-правовой сфере для обеспечения практической реализации фидуциарами обязательства по ответственному инвестированию. В 2016 г. Принципы ответственного инвестирования, ФИ ЮНЕП и Фонд поколений запустили четырехлетний проект «Фидуциарный долг», положивший начало ряду исследований [7]. Заключительный доклад 2019 г. упрочил идею о том, что фидуциарный долг требует включения ЕВО-факторов в инвестиционный анализ и процесс принятия решений. Инвесторы, которые не учитывают ЕВО-факторы, не выполняют своих фидуциарных обязанностей и все чаще сталкиваются с проблемами юридического характера [8].
Несмотря на актуальность рассматриваемой темы, в научной русскоязычной литературе она слабо освещена. Из научных исследований за последние три года можно выделить работу К. В. Дудко [9], посвященную анализу наиболее распространенных на международном уровне стандартов в области устойчивого финансирования. Ее автор приходит к выводу о том, что финансовые институты, которые смогут продемонстрировать приверженность международным стандартам в области устойчивого финансирования, будут иметь существенное конкурентное преимущество. В еще одном исследовании прошлого года рассмотрен вопрос о формировании механизма финансирования «зеленых» инвестиций в России. В нем авторы подчеркивают, что «сегодня наблюдается трансформация ключевых подходов к управлению экономическими системами и процессами., закреплена идея о необходимости широкого вовлечения всех субъектов экономики в процесс финансирования «зеленого» роста при обязательном формировании (со стороны государства) условий для их активного участия» [10, с. 15]. Они также отмечают, что «финансовые инвестиции, банковское дело и страхование представляются главными каналами финансирования "зеленой" экономики» [11, с. 18].
Настоящая статья вносит вклад в понимание процессов, связанных с интеграцией ЕВО-факторов в национальную финансовую систему, которые протекают на уровне неко-
торых стран. Ее цель — определить факторы, g способствующие внедрению институциональ- | ными инвесторами ЮАР принципов устойчи- ° вого финансирования в свою деятельность. ° Поскольку Повестка дня в области устойчивого ® развития на период до 2030 г. масштабна, ос- ^ новное внимание в этом исследовании будет ^ сосредоточено на экологическом блоке целей ^ устойчивого развития (6, 7, 12, 13, 14, 15 и 17) ^ и «зеленых» инвестициях. ЮАР представляет s особый интерес, поскольку она одной из пер- ^ вых приняла стратегию развития «зеленой» ° экономики и в настоящее время разрабатывает с целый комплекс политических мер и принци- з пов в области устойчивого финансирования ^ для всего финансового сектора [12, с. XV]. g
Статья состоит из двух основных частей. £ В первой части на примере двух крупнейших институциональных инвесторов ЮАР (банковской группы и пенсионного фонда) описаны стратегии устойчивого финансирования и определены приоритетные направления «зеленых» инвестиций. Во второй части изучаются ключевые инициативы по внедрению ESG-факторов в инвестиционный анализ и процесс принятия решений институциональными инвесторами. Статья завершается выводами по итогам проведенного в основной части анализа.
Реализуемые институциональными инвесторами стратегии устойчивого финансирования и ключевые направления «зеленых» инвестиций
Nedbank Group — одна из крупнейших банковских групп ЮАР, являющаяся участником ряда авторитетных международных инициатив в области устойчивого развития и «зеленых» инвестиций: Принципов экватора (с ноября 2005 г.), Глобального договора ООН (с октября 2005 г.), ФИ ЮНЕП (с февраля 2004 г.), Альянса по финансированию проектов, связанных с сохранением природного капитала (Natural Capital Finance Alliance), Водного мандата высших должностных лиц (CEO Water Mandate).
Nedbank Group поддержала и привела свои операции в соответствие с Принципами финансирования с положительным воздействием1 (Principles for Positive Impact Finance), разработанными в 2017 г. в рамках одноименной инициативы (Positive Impact Initiative), в которой банковская группа принимает активное участие. Эти принципы представляют собой руководство для финансистов и инвесторов по
1 Под таким финансированием понимается финансирование любого вида коммерческой деятельности, оказывающей верифицируемый положительный эффект на экономику, социальную сферу или окружающую среду, при котором в то же время гарантируется, что любой возможный отрицательный эффект надлежащим образом определен и смягчен.
g анализу, мониторингу и раскрытию социаль-i ного, экологического и экономического воз-z действия финансовых продуктов и услуг. Они 8 применимы ко всем категориям финансовых ^ инструментов, включая, но не ограничиваясь ° кредитами, акциями, облигациями, мезонин-^ ным финансированием.
s В 2015 г. Nedbank Group утвердила стра-° тегию «Справедливая доля 2030» (Fair Share > 2030) и приступила к внедрению понятия Q устойчивости во все направления своей дея-5 тельности. Сущность этой стратегии заклю-^ чается в увеличении потока кредитных ресур-о сов для финансирования проектов в области ^ устойчивого развития. Она включает в себя
< декарбонизацию кредитного портфеля Группы. £ Спустя два года, в 2017 г., разработаны Ос-
< новы деятельности Nedbank Group в области устойчивого развития (Nedbank Sustainable Development Framework). Учитывая, что наибольший вклад в выполнение Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. банковская группа может внести через коммерческое предложение, приоритет отдается развитию соответствующих финансовых продуктов и услуг. Из 17 целей устойчивого развития Nedbank Group выбрала девять — приоритетных (4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 15), которые, по ее мнению, открывают перспективные возможности для разработки инновационных банковских продуктов и услуг, отвечающих неудовлетворенным потребностям клиентов. С 2018 г. Группа приняла решение о прекращении проектного финансирования либо других форм финансирования, где полученные денежные средства направляются на строительство новых угольных электростанций, независимо от страны или применяемых технологий. Одно из приоритетных направлений деятельности для Nedbank Group — поддержка проектов в сфере возобновляемой энергетики. C 2013 г. объем средств, предоставленных банковской группой на реализацию таких проектов, вырос в 6 раз, составив 22,8 млрд южноафриканских рандов в 2018 г. [13, с. 79].
В 2012 г. Nedbank Group выпустила первые «зеленые» сберегательные облигации для розничных клиентов с фиксированным сроком погашения от 1,5 до 5 лет, выгодной процентной ставкой и гарантированным доходом для обеспечения безопасности капитала. Чистый приток инвестиций в эти облигации в течение 2018 г. составил 5,3 млрд южноафриканских рандов. Общий объем вложений в них достиг 31,3 млрд южноафриканских рандов [14, с. 7]. Поступления от облигаций предназначены для поддержки проектов в сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ),
реализуемых в ЮАР. В апреле 2019 г. Nedbank стал первым коммерческим банком в ЮАР, разместившим «зеленые» облигации, эмитированные для привлечения финансирования под проекты по развитию солнечной и ветроэнергетики, в сегменте «зеленых» облигаций Йоханнесбургской фондовой биржи1. Эти облигации соответствуют Принципам «зеленых» облигаций Международной ассоциации рынков капитала и Стандарту климатических облигаций. Они оказались настолько привлекательны для инвесторов, что аукцион прошел с переподпиской.
Nedbank Group также активно поддерживает проекты, связанные с повышением эффективности применения природных ресурсов, в частности водных и энергетических. В течение 2017 г. завершен и сдан в аренду первый «зеленый» жилой комплекс «Белхар Гарденс» (Belhar Gardens). Его строительство профинансировано из объединенного «зеленого» фонда Nedbank и Банка развития Южной Африки. Всего 630 семей с низким уровнем доходов в настоящее время пользуются преимуществами энерго- и водосбережения в этом комплексе. Город Кейптаун назвал данный проект новым стандартом в сфере социального жилья, а Министерство по вопросам населенных пунктов ЮАР признало его лучшим проектом социального жилья 2017 г. на церемонии вручения национальной премии имени Гована Мбеки.
Группа вносит значимый вклад в сохранение экосистем суши посредством различных программ, осуществляемых в партнерстве с южноафриканским отделением Всемирного фонда дикой природы. В качестве примера можно привести Программу по развитию устойчивого сельского хозяйства, созданную для продвижения ответственных методов ведения сельского хозяйства и стимулирования инноваций в этой сфере. За шесть лет ее реализации Группа вложила 18 млн южноафриканских рандов в поддержку работы южноафриканского отделения Всемирного фонда дикой природы с фермерами, потребителями и правительством [14, с. 17]. В рамках программы разработаны передовые общеотраслевые экологические стандарты производства сельскохозяйственной продукции и созданы успешные партнерства на уровне стоимостной цепочки, выполняющие эти стандарты. У Группы существует совместный «зеленый» трастовый фонд со Всемирным фондом дикой природы, через который она вкладывается в национальные проекты по рациональному управлению водными ресурсами и сохранению морских экосистем.
Пенсионный фонд государственных служащих (Government Employees Pension Fund,
1 Этот сегмент создан в октябре 2017 г. Он способствует мобилизации капитала в «зеленые» проекты.
GEPF) — крупнейший пенсионный фонд Африки с активами стоимостью свыше 1,8 трлн южноафриканских рандов [15]. Как утверждается на официальном веб-сайте, Фонд находится среди лидеров социально ответственного инвестирования в ЮАР. Он учитывает ESG-факторы при принятии инвестиционных решений. Фонд является подписантом Принципов ответственного инвестирования (Principles for Responsible Investment, PRI) с апреля 2006 г. В своем последнем отчете, размещенном на веб-сайте PRI, он указал, что продвигает ответственные инвестиции самостоятельно, а не посредством участия в совместных инициативах с другими организациями [16]. В начале 2009 г. Фонд находился во главе создания сети PRI в ЮАР.
GEPF представляет интерес также потому, что он являлся активным участником отраслевой инициативы Sustainable Returns for Pensions and Society, направленной на разработку последовательной системы и набора инструментов, содействующих пенсионным фондам ЮАР в выполнении пересмотренного Положения 28 (Regulation 28) и Кодекса ответственного инвестирования в ЮАР (Code for Responsible Investing in South Africa, CRISA). Фонд сыграл ключевую роль в разработке этого Кодекса. Государственная инвестиционная корпорация (Public Investment Corporation, PIC)1 и менеджеры фондов, которые осуществляют инвестиционную деятельность от имени и по поручению GEPF, приняли принципы Кодекса.
У Фонда имеется политика в отношении инвестиций в развитие, в соответствии с которой он отводит для них 5 % общего инвестиционного портфеля [17, с. 16]. В основе этой политики — несколько важных составляющих: развитие экономической и социальной инфраструктуры, содействие устойчивому будущему (формированию «зеленой» экономики), создание рабочих мест, новых предприятий, расширение экономических возможностей темнокожего населения [18, с. 6].
GEPF активно поддерживает развитие альтернативной энергетики в ЮАР. Согласно отчету за 2018 г., он вложился в ряд проектов [17, с. 41]: по строительству объектов ветровой генерации мощностью 140 МВт инвестировано 313 млн южноафриканских рандов, в области солнечной энергетики — 4,925 млрд южноафриканских рандов, в газовые проекты
в различных регионах страны — 142 млн юж- g
ноафриканских рандов. |
PIC от имени и по поручению GEPF, совмест- °
но с другими партнерами Abengoa Group, IDC g
и Xina Community Trust вложилась в много- ®
миллиардный проект в области солнечной s
энергетики под названием Xina Solar One ^
около Пофаддер (Pofadder) в Северо-Капской ^
провинции. Доля GEPF в проекте составляет ^
20 %. Проект предполагает строительство сол- s
нечной электростанции мощностью в 100 МВт ^
на участке площадью 300 га, которая будет °
генерировать электроэнергию для 95 000 до- с
машних хозяйств в ЮАР в течение пикового з
i
периода. Помимо возобновляемой энергетики, ^ Фонд инвестирует в проекты в сфере образо- g
вания, жилищного строительства, здравоохра- £
„ <
нения, а также содействует развитию малого и среднего бизнеса в ЮАР.
Инициативы по внедрению ESG-факторов в деятельность институциональных инвесторов
Регуляторные инициативы В феврале 2011 г. министр финансов ЮАР объявил о важных изменениях в Положении 28 Закона о пенсионных фондах (Pension Funds Act), включающих в себя новое требование для пенсионных фондов учитывать должным образом в процессе принятия инвестиционных решений любой фактор, который может существенно повлиять на устойчивость активов фонда в долгосрочной перспективе, включая факторы экологического, социального и управленческого характера [19]. Пересмотренное Положение 28 вступило в силу с 1 июля 2011 г. Впоследствии Совет по финансовым услугам (Financial Services Board)2 продлил срок его выполнения до конца декабря 2011 г.
После введения нового регулятивного требования пенсионные фонды столкнулись с очевидным недостатком необходимых компетенций в сфере ответственного инвестирования. Возникшая у них потребность в развитии соответствующих компетенций и инструментов вылилась в отраслевую инициативу под названием Sustainable Returns for Pensions and Society Project. Этот проект запущен в декабре 2011 г. благодаря усилиям Ассоциации высших должностных лиц пенсионных фондов
1 Государственная инвестиционная корпорация — это компания по управлению активами, принадлежащая правительству ЮАР, представленному министром финансов. PIC инвестирует средства от имени и по поручению организаций государственного сектора, в том числе GEPF. Инвестиционная политика PIC определяется мандатом, который она получает от клиентов. PIC управляет 87,12 % инвестиционного портфеля GEPF напрямую, а оставшейся частью — через местных и международных независимых менеджеров, назначаемых ею.
2 Совет по финансовым услугам был органом финансового регулирования, ответственным за отрасль небанковских финансовых услуг в ЮАР с 1990 г. по март 2018 г. С 1 апреля 2018 г. Совет прекратил свое существование. Его заменило Управление по регулированию и надзору за поведением финансового сектора (Financial Sector Conduct Authority, FSCA).
g ЮАР (Principal Officers Association of South i Africa), Ассоциации в сфере сбережений и ин-z вестиций ЮАР (Association for Savings and 8 Investment South Africa), Пенсионного фонда ^ государственных служащих и Международной ° финансовой корпорации. В итоге планирова-^ лось разработать последовательную систему и s набор инструментов для содействия пенсион° ным фондам, управляющим активами и менед-> жерам фондов в выполнении пересмотренного
ш
Q Положения 28.
s Благодаря усилиям экспертов, в сентябре ^ 2013 г. вышло в свет руководство «Ответствен-о ное инвестирование и владение активами — ^ руководство для пенсионных фондов в ЮАР»
< (Responsible Investment and Ownership — £ a Guide for Pension Fundsin South Africa).
< Оно было одобрено Национальным казначейством в качестве авторитетных методических рекомендаций для отрасли и утверждено отраслевым регулятором — Советом по финансовым услугам. Руководство предназначено для фондов, которые, как правило, нанимают независимых управляющих через отдельные мандаты.
В июне 2019 г. опубликованы методические рекомендации в отношении устойчивости инвестиций и активов пенсионных фондов [20]. Они представляют собой детальное руководство для пенсионных фондов, призванное помочь им в раскрытии информации об учете ESG-факторов и их возможном влиянии на активы фонда, а также в подготовке соответствующей отчетности.
Под руководством Национального казначейства осуществляется процесс, направленный на разработку национальной стратегической системы устойчивого финансирования. В январе 2017 г. Национальное казначейство созвало Рабочую группу из представителей органов, регулирующих финансовый сектор, и отраслевых ассоциаций для разработки рамочного документа по устойчивому финансированию, который планировалось опубликовать в 2018 г. [21]. Инициатива Национального казначейства получила поддержку Международной финансовой корпорации и Государственного секретариата Швейцарии по экономическим вопросам. Рамочный документ должен был включать в себя определение устойчивых финансов с учетом приоритетов национального развития, описывать мировые и национальные движущие факторы устойчивого финансирования, а также существующие отраслевые инициативы и предлагать рекомендации относительно национального стратегического подхода к развитию устойчивого финансирования.
Однако какая-либо информация о публикации этого документа отсутствует.
Добровольные инициативы участников финансового рынка
В 2011 г. Комитет по ответственному инвестированию институциональными инвесторами в ЮАР1, созванный Институтом управленцев в ЮАР (Institute of Directors, South Africa), выпустил в свет добровольный Кодекс ответственного инвестирования. Принципы, закрепленные в нем, получили поддержку Совета по финансовым услугам и Йоханнесбургской фондовой биржи. Кодекс распространяется на пенсионные фонды, страховые компании, управляющих активами и консультантов.
Если резюмировать принципы и практические рекомендации, составляющие основу Кодекса, их суть сводится к следующему [22].
1. Институциональным инвесторам рекомендуется разработать политику по учету факторов устойчивости в инвестиционном анализе и инвестиционной деятельности в целом, обеспечить реализацию этой политики и установить процедуры, необходимые для контроля за ее соблюдением.
2. Институциональному инвестору следует проявить ответственный подход к участию в акционерном капитале инвестируемой компании, который включает, но не ограничивается применением руководящих принципов, например, Королевского кодекса корпоративного управления, для определения проблем в инвестируемой компании, связанных с ESG-факторами, механизмами вмешательства в случае выявления проблем, голосованием на собраниях акционеров.
3. Институциональным инвесторам рекомендуется сотрудничать с другими акционерами, регуляторами, инвестируемыми компаниями и конечными бенефициарами для продвижения Кодекса ответственного инвестирования в ЮАР и надежного управления.
4. Институциональным инвесторам необходимо разработать политику по предотвращению и управлению конфликтами интересов и установить процедуры для контроля за ее соблюдением.
5. Институциональным инвесторам рекомендуется не менее одного раза в год полностью и публично раскрывать заинтересованным сторонам информацию о том, в какой степени применяется Кодекс.
В 2016 г. Королевским комитетом по корпоративному управлению под эгидой выше-
1 В этот комитет вошли представители финансового регулятора, отраслевых ассоциаций, пенсионных фондов и управляющих активами.
Организация как неотъемлемая часть общества
Организации действуют в общественной среде, на которую они влияют и которая влияет на них
Интегрированное мышление
Учитывает связи и взаимозависимости между рядом факторов, которые влияют на способность организации к созданию ценности со временем
Корпоративное гражданство
Поскольку организация — неотъемлемая часть общества, она имеет корпоративное гражданство. Этот статус предоставляет ей права и налагает на нее обязанности перед обществом и окружающей средой, от которой общество зависит
Взаимодействие с заинтересованными сторонами
Отношения между организацией и заинтересованными сторонами взаимозависимые. Способность организации к созданию ценности для себя зависит от ее способности создавать ценность для других
Устойчивое развитие
Выживание и успех организации тесно
связаны с тремя взаимозависимыми подсистемами: экономикой, обществом и окружающей средой
Интегрированная отчетность
<IR>
INTEGRATED REPORTING
Рис. 1. Концептуальная основа Королевского кодекса корпоративного управления IV
Источник: составлено автором на основе [23].
упомянутого Института управленцев в ЮАР опубликован обновленный Королевский кодекс корпоративного управления IV (King IV Code). С концептуальной точки зрения, он не претерпел значительных изменений, продолжая опираться на концепцию устойчивого развития, что отражено на рисунке 1.
По сравнению с предыдущей редакцией Королевский кодекс IV содержит меньше принципов (17), учитывая, что ранее их насчитывалось 75, что значительно повышает прозрачность и упрощает отчетность об их применении. 16 принципов применимы ко всем организациям, независимо от их организационно-правовой формы, включая финансовые институты, а семнадцатый принцип — только к институциональным инвесторам. Последний сформулирован следующим образом: «Руководящий орган институционального инвестора должен способствовать практической реализации подхода ответственного инвестирования для содействия эффективному
управлению и созданию ценности инвестируемыми компаниями» [23, с. 73].
С точки зрения правового статуса Королевский кодекс IV представляет собой набор добровольных принципов и практических рекомендаций. В ЮАР развита смешанная система корпоративного управления, когда некоторые успешные управленческие практики со временем закрепляются на законодательном уровне, действуя одновременно с добровольным королевским кодексом корпоративного управления. Однако при возникновении коллизии между законодательством и королевским кодексом законодательство имеет преимущественную силу. Королевский же кодекс IV и Кодекс ответственного инвестирования в ЮАР подкрепляют и дополняют друг друга. Несмотря на то, что Королевский кодекс IV является добровольным, Йоханнес-бургская фондовая биржа ввела требование к котируемым компаниям о представлении
g на ежегодной основе отчетности о степени
i его выполнения.
Примечательны начинания по учету ESG-8 факторов в банковском секторе. В частности, ^ Банковская ассоциация ЮАР, среди членов ° которой свыше трех десятков банков, вклю-^ чая Nedbank, учредила Комитет по устойчи-s вому финансированию для содействия пони° манию устойчивого финансирования и про> движения передового опыта в этой области
ш
о на национальном уровне. Данный комитет 5 разработал Принципы управления экологи-^ ческими и социальными рисками, применяем ющиеся ко всем видам финансовой деятельности. Однако их выполнение не является
< обязательным. Комитет обсуждает вопросы, £ связанные с реализацией этих принципов,
< и делится успешными практическими примерами.
Заключение
Примеры Nedbank Group и GEPF показывают, что одни из крупнейших институциональных инвесторов ЮАР начали внедрять принципы устойчивого финансирования в свою деятельность еще в начале 2000-х гг. посредством присоединения к авторитетным международным инициативам. Так, с 2004 г. Nedbank Group участвует в ФИ ЮНЕП, которая вовлекла широкий круг финансовых учреждений, в том числе коммерческие, инвестиционные банки, венчурных инвесторов, управляющих активами, а также многосторонние банки развития, в конструктивный диалог о необходимости учета факторов устойчивости при принятии решений финансовым сектором. GEPF поддерживает Принципы ответственного инвестирования с момента их создания в 2006 г.
Ключевыми элементами стратегий устойчивого финансирования, реализуемых Nedbank Group и GEPF, являются четкое целеполага-ние, наличие внутренней политики и процедур, позволяющих учитывать экологические и социальные риски при принятии финансовых решений, а также адаптация передового международного опыта в сфере финансирования проектов устойчивого развития и непрерывное развитие через накопление знаний, благодаря участию в крупных международных инициативах и объединениях инвесторов. Очевидно, рассмотренные институциональные инвесторы ЮАР признают, что как финансовые институты они могут оказывать косвенное воздействие на окружающую среду посредством поддержки клиентов и деловых партнеров, и стремятся адекватно оценивать социальные и экологические риски, связанные с финансируемыми ими проектами. Например, с 2018 г. Nedbank Group
решила прекратить финансирование проектов строительства новых угольных электростанций и предпринимает значительные усилия по декарбонизации своего кредитного портфеля. GEPF установил определенную долю для инвестиций в развитие от общего инвестиционного портфеля.
Ввиду масштабности задач и целей, поставленных в Повестке дня в области устойчивого развития, Nedbank Group и GEPF концентрируются на ряде целей устойчивого развития и определяют приоритетные направления устойчивого финансирования. В числе приоритетов Nedbank Group — возобновляемая энергетика, повышение эффективности применения водных и энергетических ресурсов, устойчивое сельское хозяйство, сохранение морских экосистем. В центре внимания GEPF — возобновляемые источники энергии и другие проекты в области «зеленой» экономики, экономическая и социальная инфраструктура, поддержка новых предприятий, в особенности малых и средних, социальные проекты, улучшающие экономические возможности темнокожего населения.
GEPF начал внедрять принципы устойчивого финансирования в начале 2000-х гг., поэтому он был отчасти готов к тому, что практика, некогда добровольная, может перейти в категорию обязательной. В 2011 г. требование об учете ESG-факторов в процессе принятия инвестиционных решений пенсионными фондами было закреплено на законодательном уровне, что положило начало отраслевой инициативе Sustainable Returns for Pensions and Society Project по наращиванию потенциала пенсионных фондов, управляющих активами и менеджеров фондов в сфере устойчивых инвестиций. Наряду с регулированием действуют такие добровольные кодексы, как Кодекс ответственного инвестирования в ЮАР, Королевский кодекс корпоративного управления IV.
В отличие от пенсионной отрасли, в банковском секторе ЮАР учет ESG-факторов осуществляется на добровольной основе. Банковская ассоциация ЮАР ведет активную деятельность, направленную на продвижение устойчивого финансирования на национальном уровне. Она разработала Принципы управления экологическими и социальными рисками для всех видов финансовой деятельности и делится успешными кейсами. В настоящее время под руководством Национального казначейства проводится разработка национальной стратегической системы устойчивого финансирования. Таким образом, правительство ЮАР дает финансовому сектору ясный сигнал о том, какого политического курса оно намерено придерживаться.
1.
2
3
4
5.
6
7
8
9
10.
11
12
13.
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23.
Литература
Roadmap for Financing the 2030 Agenda for Sustainable Development 2019-2021: Executive Summary // United Nations (UN). URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/wp-content/uploads/2019/07/ EXEC.SUM_SG-Roadmap-Financing-SDGs-July-2019.pdf (дата обращения: 06.10.2019). From Funding to Financing: Transforming SDG Finance for Country Success // World Economic Forum. 2019. April. 29 p. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_From_Funding_to_ Financing.pdf (дата обращения: 06.10.2019).
Finance for sustainable development // World Economic Situation and Prospects. New York: United Nations, 2017. P. 74-103. URL: https://www.un.org/development/desa/dpad/wp-content/ uploads/sites/45/2017wesp_chap3_en.pdf (дата обращения: 06.10.2019).
Sustainable Financing and Investing Survey 2019. Markets Alert to the Environment and Society // Global Banking and Markets. HSBC. URL: https://www.gbm.hsbc.com/insights/sustainable-fi-nancing/sustainable-financing-and-investing-survey-2019 (дата обращения: 06.10.2019). A Legal Framework for the Integration of Environmental, Social and Governance Issues into Institutional Investment // Freshfields Bruckhaus Deringer. 2005. October. 154 p. URL: https://www.unepfi.org/ fileadmin/documents/freshfields_legal_resp_20051123.pdf (дата обращения: 06.10.2019). Fiduciary Responsibility: Legal and Practical Aspects of Integrating Environmental, Social and Governance Issues into Institutional Investment // UNEP FI. Asset Management Working Group. 2009. July. URL: https://www.unepfi.org/fileadmin/documents/fiduciaryII.pdf (дата обращения: 06.10.2019).
Publications // Fiduciary Duty. URL: https://www.fiduciaryduty21.org/publications.html (дата обращения: 06.10.2019).
Fiduciary Duty in the 21st Century. Final Report // United Nations Principles for Responsible Investment (UN PRI). URL: https://www.unpri.org/download?ac=9593 (дата обращения: 06.10.2019). Дудко К. В. Международные стандарты в области устойчивого финансирования // Вестник науки и образования. 2018. Т. 2, № 2. С. 40-43.
Яковлев И. А., Кабир Л. С. Механизм финансирования «зеленых» инвестиций как элемент национальной стратегии финансирования устойчивого развития // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. № 3. С. 9-20. DOI: 10.31107/2075-19902018-3-9-20
Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И., Раков И. Д. Финансирование «зеленого» экономического роста: концепции, проблемы, подходы // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 3. С. 9-21.
Global Progress Report. Sustainable Banking Network (SBN). Washington, DC: International Finance Corporation. 2018. February. URL: https://www.unepfi.org/fileadmin/events/2018/syd-ney/SustainableBankingNetwork_Global_Progress_Report.pdf (дата обращения: 06.10.2019). Creating value by using our financial expertise to do good: Nedbank Group integrated report 2018. Johannesburg: Nedbank Group Ltd.; 2018. 100 p. URL: https://www.nedbank.co.za/content/dam/ nedbank/site-assets/AboutUs/Information%20Hub/Integrated%20Report/2018/2018%20Nedbank%20 Group%20Integrated%20Report.pdf (дата обращения: 06.10.2019).
Creating value by using our financial expertise to do good: Sustainable development review 2018. Johannesburg: Nedbank Group Ltd.; 2018. 32 p. URL: https://www.nedbank.co.za/content/dam/ nedbank/site-assets/AboutUs/Sustainability/Supporting%20Documents/2018%20Sustainable%20 Development%20Review.pdf (дата обращения: 06.10.2019).
Who is GEPF? // Government Employees Pension Fund (GEPF). URL: https://www.gepf.gov.za/ who-is-gepf/ (дата обращения: 06.10.2019).
Government Employees Pension Fund of South Africa // Principles responsible investment (PRI). URL: https://reporting.unpri.org/surveys/PRI-reporting-framework-2019/49064F70-CDE2-4D35-8636-876DB4151718/57749b1a39a14fe6942aabb90698b3c1/html/2/?lang=en&a=1 (дата обращения: 06.10.2019).
Annual Report 2018 // Government Employees Pension Fund (GEPF). URL: http://www.gepf. gov.za/wp-content/uploads/2019/07/AR_2018_20181128_Final_Submitted-min.pdf (дата обращения: 06.10.2019).
Investment Policy Statement // Government Employees Pension Fund (GEPF). URL: http://www. gepf.gov.za/wp-content/uploads/2019/08/GEPF_Investment_Policy_Statement.pdf (дата обращения: 06.10.2019).
SRI in Africa // Africa SRI. URL: http://africasri.co.za/regulatory-frameworks/south-africa/ (дата обращения: 06.10.2019).
Sustainability of Investments and Assets in the Context of a Retirement Fund's Investment Policy Statement // Financial Sector Conduct Authority (FSCA). URL: https://www.fsca.co.za/ Regulatory%20Frameworks/Pages/Guidelines.aspx (дата обращения: 06.10.2019). About the Initiative // South Africa Sustainable Finance Initiative. URL: http://sustainablefi-nanceinitiative.org.za/ (дата обращения: 06.10.2019).
Code for Responsible Investing in South Africa // Institute of Directors, Southern Africa. 2011. URL: https://cdn.ymaws.com/www.iodsa.co.za/resource/resmgr/crisa/crisa_19_july_2011.pdf (дата обращения: 06.10.2019).
King IV Report on Corporate Governance for South Africa // Institute of Directors, Southern Africa. 2016. URL: https://cdn.ymaws.com/www.iodsa.co.za/resource/collection/684B68A7-B768-465C-8214-E3A007F15A5A/IoDSA_King_IV_Report_-_WebVersion.pdf (дата обращения: 06.10.2019).
>
m
O
O <
g References
q 1. Roadmap for financing the 2030 agenda for sustainable development 2019-2021: Executive summary.
z New York: United Nations; 2019. 16 p. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/wp-content/
uploads/2019/07/EXEC.SUM_SG-Roadmap-Financing-SDGs-July-2019.pdf (accessed on 06.10.2019). 2. From funding to financing: Transforming SDG finance for country success. Geneva: World Economic Forum; 2019. 29 p. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_From_Funding_to_Financing.pdf t; (accessed on 06.10.2019).
^ 3. Finance for sustainable development. In: World economic situation and prospects 2017. New York:
^ United Nations; 2017:74-103. URL: https://www.un.org/development/desa/dpad/wp-content/
^ uploads/sites/45/2017wesp_chap3_en.pdf (accessed on 06.10.2019).
4. Sustainable financing and investing survey 2019: Markets alert to the environment and society. Global banking and markets. London: HSBC Bank plc; 2019. 58 p. URL: https://www.gbm.hsbc.com/insights/ sustainable-financing/sustainable-financing-and-investing-survey-2019 (accessed on 06.10.2019).
5. A legal framework for the integration of environmental, docial and governance issues into institutional investment. London: Freshfields Bruckhaus Deringer; 2005. 154 p. URL: https://www. unepfi.org/fileadmin/documents/freshfields_legal_resp_20051123.pdf (accessed on 06.10.2019).
6. Fiduciary responsibility: Legal and practical aspects of integrating environmental, social and governance issues into institutional investment. Genève: UNEP FI; 2009. 92 p. URL: https:// www.unepfi.org/fileadmin/documents/fiduciaryII.pdf (accessed on 06.10.2019).
7. Publications. Fiduciary duty. URL: https://www.fiduciaryduty21.org/publications.html (accessed on 06.10.2019).
8. Fiduciary duty in the 21st century. Final report. Genève: UNEP FI; 2016. 60 p. URL: https:// www.unpri.org/download?ac=9593 (accessed on 06.10.2019).
9. Dudko K.V. International standards for sustainable financing. Vestnik nauki i obrazovaniya = Herald of Science and Education. 2018;2(2):40-43. (In Russ.).
10. Yakovlev I.A., Kabir L.S. Green investment financing mechanism as an element of the national srategy for sustainable development financing. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal. 2018;(3):9-20. (In Russ.). DOI: 10.31107/2075-1990-2018-3-9-20
11. Yakovlev I.A., Kabir L.S., Nikulina S.I., Rakov I.D. Financing green economic growth: Conceptions, problems, approaches. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal. 2017;(3):9-21. (In Russ.).
12. Global progress report. Sustainable banking network (SBN). Washington, DC: International Finance Corporation; 2018. 74 p. URL: https://www.unepfi.org/fileadmin/events/2018/sydney/Sustainable BankingNetwork_Global_Progress_Report.pdf (accessed on 06.10.2019).
13. Creating value by using our financial expertise to do good: Nedbank Group integrated report 2018. Johannesburg: Nedbank Group Ltd.; 2018. 100 p. URL: https://www.nedbank.co.za/content/dam/ nedbank/site-assets/AboutUs/Information%20Hub/Integrated%20Report/2018/2018%20Nedbank% 20Group%20Integrated%20Report.pdf (accessed on 06.10.2019).
14. Creating value by using our financial expertise to do good: Sustainable development review 2018. Johannesburg: Nedbank Group Ltd.; 2018. 32 p. URL: https://www.nedbank.co.za/content/dam/ nedbank/site-assets/AboutUs/Sustainability/Supporting%20Documents/2018%20Sustainable%20 Development%20Review.pdf (accessed on 06.10.2019).
15. Who is GEPF? Government Employees Pension Fund (GEPF). URL: https://www.gepf.gov.za/ who-is-gepf/ (accessed on 06.10.2019).
16. Government Employees Pension Fund of South Africa. Principles for responsible investment (PRI). URL: https://reporting.unpri.org/surveys/PRI-reporting-framework-2019/49064F70-CDE2-4D35-8636-876DB4151718/57749b1a39a14fe6942aabb90698b3c1/html/2/?lang=en&a=1 (accessed on 06.10.2019).
17. Annual report 2018: Ensuring your future. Pretoria: Government Employees Pension Fund (GEPF); 2018. 110 p. URL: http://www.gepf.gov.za/wp-content/uploads/2019/07/AR_2018_20181128_ Final_Submitted-min.pdf (accessed on 06.10.2019).
18. Investment policy statement. Government Employees Pension Fund (GEPF). URL: http://www. gepf.gov.za/wp-content/uploads/2019/08/GEPF_Investment_Policy_Statement.pdf (accessed on 06.10.2019).
19. SRI in Africa. Africa SRI. URL: http://africasri.co.za/regulatory-frameworks/south-africa/ (accessed on 06.10.2019).
20. Sustainability of investments and assets in the context of a retirement fund's investment policy statement. Financial Sector Conduct Authority (FSCA). URL: https://www.fsca.co.za/Regulatory%20 Frameworks/Pages/Guidelines.aspx (accessed on 06.10.2019).
21. About the initiative. South Africa Sustainable Finance Initiative 2017. URL: http://sustainable-financeinitiative.org.za/ (accessed on 06.10.2019).
22. CRISA: Code for responsible investing in South Africa. Institute of Directors, Southern Africa. 2011. URL: https://cdn.ymaws.com/www.iodsa.co.za/resource/resmgr/crisa/crisa_19_july_2011. pdf (accessed on 06.10.2019).
23. King IV report on corporate governance for South Africa. Institute of Directors, Southern Africa. 2016. URL: https://cdn.ymaws.com/www.iodsa.co.za/resource/collection/684B68A7-B768-465C-8214-E3A007F15A5A/IoDSA_King_IV_Report_-_WebVersion.pdf (accessed on 06.10.2019).