Научная статья на тему 'ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сейталиева Ж.У., Молдакунов У.А., Асанова Н.А., Тлеубердиева С.С.

Расходы на образование считаются одним из ключевых показателей социального развития, так как отражают степень внимания, уделяемого государством и обществом образованию граждан. Инвестиции в образование не только важный способ увеличения человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического развития, они имеют и собственную ценность, поскольку образование расширяет кругозор людей, обеспечивает им возможность самореализации, способствует их материальному благополучию и здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCING OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE KYRGYZ REPUBLIC

Expenditures on education are considered to be one of the key indicators of social development, since they reflect the degree of attention paid by the state and society to the education of citizens. Investing in education is not only an important way to increase the country’s human capital and improve the prospects for economic development, they also have their own value, because education broadens people’s horizons, provides them with the possibility of self-realization, contributes to their material well-being and healthy lifestyle.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УДК 336.71

Сейталиева Ж. У., Молдакунов У. А., Асанова Н. А., Тлеубердиева С. С.

ФИНАНСИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Кыргызский Национальный университет им. Ж. Баласагына Евразийский Национальный университет им. Л. Н. Гумшева

Аннотация. Расходы на образование считаются одним из ключевых показателей социального развития, так как отражают степень внимания, уделяемого государством и обществом образованию граждан. Инвестиции в образование не только важный способ увеличения человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического развития, они имеют и собственную ценность, поскольку образование расширяет кругозор людей, обеспечивает им возможность самореализации, способствует их материальному благополучию и здоровому образу жизни.

Ввиду развития рыночных отношений происходит смена механизма во многих отраслях экономики, в том числе и в сфере образования. Многие авторы на современном этапе перед научным обществом ставят проблему финансирования образования.

Образование в жизни общества в целом, и в жизни каждого отдельно взятого человека в частности, играет одну из самых важнейших ролей. Это связано с тем, что развитие любого государства напрямую зависит от того, какой уровень и качество образовательных услуг может предоставить это самое государство своим гражданам.

Расходы на образование являются одним из важнейших показателей социального развитая, отражающих степень внимания государства к образованию граждан. Уровень национальных расходов на образование - это относительная величина, которая рассчитывается как общий объём государственных и частных расходов на образование в течение календарного года, включая государственные бюджеты всех уровней, частные фонды, внешние заимствования, гранты и пожертвования от международных учреждений и неправительственных организаций. Уровень расходов на образование выражается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП). Показатель рассчитывается на основе данных национальной статистики и международных организаций. В качестве источника информации выступает база данных Всемирного банка «World Development Indicators», которая обновляется ежегодно.

Этот показатель не учитывает, насколько равномерно или неравномерно распределяются расходы на образование по различным социальным группам внутри того или иного государства, соотношение между государственными и частными расходами на образование и структуру этих расходов, а также связанные с этим факторы.

Таблица 1. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование

Место Страна Расходы (%)

1 Тимор-Лешти 14.0

2 Лесото 13.0

3 Куба 12.9

4 Бурунди 9.2

5 Молдова 9.1

25 Кыргызстан 6.2

52 Соединённые Штаты Америки 5.4

98 Россия 4.1

100 Таджикистан 4.0

104 Япония 3.8

125 Казахстан 3.1

153 Объединённые Арабские Эмираты 1.0

Согласно данным таблицы 1, Кыргызстан занимает 25 место по уровню расходов на образование, опережая страны средней азии. Но надо учитывать, что объемы ВВП в этих странах разные.

Приведенные данные не позволяют ответить на вопрос о том, достаточно ли средств выделяется для образования. Кроме того, доля расходов определяется от разных по странам величин государственных расходов и ВВП. Тем не менее приведенные показатели имеют не очень значительный разброс, что может свидетельствовать о наличии каких-то общих закономерностей в определении государственных расходов на образование.

В то же время объемы выделяемых образованию государственных средств практически повсеместно оцениваются как недостаточные, что в определенном смысле можно представить как постоянно действующий фактор недостаток ресурсов. Воздействие этого фактора заставляет искать дополнительные источники и формировать механизмы рационального использования имеющихся ресурсов.

Основным видом ресурсов, выделяемых системе образования в Кыргызстана, являются средства

бюджетов различных уровней, т. е. общественные средства.

В системе образования Кыргызской Республики существует три основных источника финансирования: государственное, частное и внешнее финансирование. Государственные источники - это государственный бюджет (который включает расходы как республиканского, так и местного бюджетов) пополняемый за счет поступлений от общего налогообложения. Частные средства включают в себя выплаты от домохозяйств (родительские фонды при школах, дошкольных учреждениях). Внешнее финансирование представляет собой средства, направляемые международными организациями в систему образования Кыргызской Республики.

Средства из республиканского бюджета поступают в Министерство образования и науки Кыргызской Республики, которое, в свою очередь, осуществляет финансирование:

• государственных общеобразовательных организаций (кроме расходов на коммунальные услуги и на содержание зданий и помещений);

• районных и городских отделов образования;

• расходов по фонду оплаты труда дошкольных, внешкольных и других организаций образования.

В настоящее время полноценное финансирование из местного бюджета осуществляется лишь из бюджета города Бишкек, в связи с тем, что согласно принятого 30 мая 2013 года Постановления Правительства Кыргызской Республики «О переводе организаций образования, финансируемых из местных бюджетов айыльных аймаков и городов, на финансирование из республиканского бюджета через территориальные подразделения Министерства образования и науки Кыргызской Республики» с 1 августа 2013 года был осуществлен перевод финансирования с местного уровня на республиканский. Из бюджетов других органов местного самоуправления финансируются только расходы на коммунальные услуги и содержание зданий и помещений общеобразовательных организаций, а также всех расходов (кроме заработной платы и отчислений в Социальный фонд) дошкольных, внешкольных и других организаций образования.

Частные расходы в Кыргызстане представлены, в основном, средствами домохозяйств. Домашние хозяйства осуществляют платежи за предоставляемые услуги образования в частных учреждениях образования или в так называемые родительские фонды в виде общественных объединений (чаще всего при государственных школах и дошкольных учреждениях). Данный вид платежей может быть, как формальным (оплата согласно перечня платных

услуг), так и неформальным. Такая практика наиболее распространена в крупных городах страны, особенно в Бишкеке.

Объемы частных средств оценить не представляется возможным, так как их централизованный учет не ведется (только в рамках отдельно взятой организации образования). Кроме того, получение достоверной информации о финансовых потоках в родительских фондах крайне затруднено и отличается непрозрачностью, как доходов, так и расходов.

На начало 2018/2019 учебного года в республике действовало 2265 дневных общеобразовательных организаций, (2262 организации - на начало 2017/2018 учебного года). Численность учащихся таких организаций по сравнению с предыдущим годом возросла на 3,7 процента и составила более 1268 тыс. человек. В числе общеобразовательных организаций в республике осуществляют деятельность 139 гимназий, где 111 обучаются более 171 тыс. учащихся, а также 68 лицеев (около 41 тыс. учащихся). На начало учебного года из 144 тыс. детей, принятых в первый класс, предшкольную подготовку получили 129 тыс. учащихся. В текущем учебном году в общеобразовательных организациях занято около 78 тыс. педагогов, из них более 87 процентов - с высшим образованием.

На начало 2018/2019 учебного года действовало 148 образовательных организаций среднего профессионального образования, численность студентов которых составила около 92 тыс. человек, уменьшившись по сравнению с предыдущим годом на 342 человека. По-прежнему, преобладает контрактная форма обучения, на долю которой в общем числе студентов приходится более 87 процентов. В образовательных организациях среднего профессионального образования занято более 7 тыс. преподавателей, из которых 98 процентов - с высшим образованием.

На начало 2018/2019 учебного года в 51 образовательной организации высшего профессионального образования обучалось около 165 тыс. студентов, численность которых по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 2 процента. В общем числе студентов доля обучавшихся на контрактной основе, составила около 85 процентов.

Численность студентов, обучавшихся в 8 совместных образовательных организациях высшего профессионального образования и филиалах иностранных образовательных организаций, составила 2,8 тыс. человек. В системе высшего профессионального образования занято около 12 тыс. преподавателей, из них ученую степень доктора наук имели 785 человек, кандидата наук - 3471, ученое звание профессора - 671 и доцента - 2241 человек.

Таблица 2. Распределение средств стимгрантов по категориям

на 31.12.2018 г.

п/п Категории Количество объектов Объем стимгрантов (тыс. сом)

1 Школы 54 76225,6

2 Детские сады 49 77 129,7

3 Объекты культурного значения 16 26104,4

4 Объекты спортивного назначения 31 56251,6

5 Объекты здравоохранения 15 25629,0

6 Объекты инженерно-коммуникационной инфраструктуры 37 68153,5

7 Объекты административного значения и прочие 10 18 947,3

Итого 213 348 441,1

Расходы на образование из республиканского бюджета Кыргызской Республики за январь-декабрь 2018 года профинансированы на 28563,1 млн сомов.

По итогам 2018 года за счет стимулирующих грантов профинансировано 213 проектов на сумму 348,4 млн сомов из них 153,4 млн сомов в сферу образования (табл. 2).

Финансирование проектов зависит от предоставленных отчетов исполнительных органов местного самоуправления (в соответствии с запрашиваемой суммой и требуемым объемом стимулирующий (долевой) грант предоставляется траншами, с учетом освоения средств (собственных, привлеченных, республиканского бюджета) в зависимости от типа проекта, после представления отчета).

Образование является приоритетным стратегическим направлением государственной политики Кыргызской Республики. Образование в республике основывается на принципах, провозглашенных

в международных договорах и пактах, во всеобщей Декларации прав человека, на принципах демократии и гуманистических ценностях народа, мировой культуры.

Государство, в лице Правительства Кыргызской Республики, обеспечивает право граждан на образование, в том числе, путем создания необходимых социально-экономических и правовых условий для получения:

• бесплатного обязательного основного общего;

• общедоступного бесплатного среднего общего;

• бесплатного начального профессионального;

• на конкурсной основе, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных образовательных организациях в пределах государственного заказа и образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Объекты йдм. значение - >0 Сумма: ^ 3.9 или сомов

Объекты здравоохранения -15 Сумма: 25,6 млн СОМОВ

Объекту культурного значения - Н

Суммзг МЛН СОМиЕ

| |оъекты спортийног: назначения - 31

Суммл £¿.2 млнсемов

Объесть» инжемерпо-комм.

инфраструктуры -

Сумма. ¿3,2 млн сомов

Детские сады - 49 Сумма: 77.1 млн сомов

Школы - 54 Сумма: 76.2 млн сомов

Рисунок 1. Распределение средств по категориям

Бесплатность образования для обучающихся реализуется через бюджетное финансирование содержания государственных образовательных организаций, оплату бюджетными средствами покупки образовательных услуг образовательных организаций, либо предоставлением государственных образовательных грантов.

Таким образом, государство гарантирует обеспечение и обязывает своих граждан в получении следующего образования:

• обязательность и бесплатность получения каждым гражданином начального и основного общего образования, а также бесплатность получения среднего общего образования в государственных и муниципальных учебных заведениях;

• возможность получения бесплатного начального, среднего и высшего профессионального

образования в государственных учебных заведениях в пределах требований государственных образовательных стандартов.

Существующая система бюджетного финансирования сферы образования, в которой выделение бюджетных средств осуществляется строго в соответствии со статьями экономической классификации расходов бюджета, не дает ясного представления об эффективности использования средств. Это обусловлено тем, что распределение бюджетных средств по экономическим статьям бюджетной классификации практически не связано с результатами деятельности, а контроль за использованием ресурсов сводится к отслеживанию целевого использования, опять же, в соответствии со статьями бюджетной классификации. В результате, такой контроль приводит к ограничениям в маневрировании средствами, возможно, снижая при этом эффективность.

Список использованных источников

1. М. Л. Агранович, Н. Б. Озерова, С. А. Беляков, Т. Л. Клячко. Система ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ анализ эффективности. - 2013.

2. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование. Гуманитарная энциклопедия: Исследования [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006-2019.

3. Сайт НСКР www.stat.kg.

4. Сайт Министерство финансов КР www.miiifm.kg.

5. Сайт Министерство экономики КР www.mineconom.gov.kg.

Seitaliyeva J. U., Moldokunov U. A., Asanova N. A., Tleuberdiyeva S. S. FINANCING OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE KYRGYZ REPUBLIC

Kyrgyz National University J. Balasagyn Eurasian National University. L. N. Gumilyov

Summary. Expenditures on education are considered to be one of the key indicators of social development, since they reflect the degree of attention paid by the state and society to the education of citizens. Investing in education is not only an important way to increase the country's human capital and improve the prospects for economic development, they also have their own value, because education broadens people's horizons, provides them with the possibility of self-realization, contributes to their material well-being and healthy lifestyle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.