Научная статья на тему 'Оценка экономической эффективности деятельности вуза в совершенствовании механизма управления'

Оценка экономической эффективности деятельности вуза в совершенствовании механизма управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / KYRGYZ REPUBLIC / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ / UNIVERSITY MANAGEMENT SYSTEM / ВУЗОВСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / UNIVERSITY MANAGEMENT / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / FINANCIAL MANAGEMENT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMIC EFFICIENCY / ВУЗЫ / UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адамкулова Чинара Усенбековна

Категория: исследовательская статья. Статья посвящена анализу экономических показателей деятельности сети высших учебных заведений Кыргызской Республики и, в частности, одного из крупнейших вузов Кыргызской Республики с 2013 по 2016 гг. Результаты анализа будут применяться при выработке механизма изменения управления финансами структурных подразделений. Планируемое исследование представлено несколькими этапами: первоначально проводится анализ концептуальных документов по развитию образования в Кыргызской Республике, определяющих вектор изменений в системе высшего образования; на следующем этапе рассмотрены статистические данные по Кыргызскому национальному университету как объекту исследования. Целью работы является проведение статистического анализа деятельности факультетов университета для принятия решения в финансовом управлении университетом. Результаты исследования показали, что существуют три группы факультетов: первая имеет фонд заработной платы ниже 50 %, во второй группе фонд заработной платы составляет от 50 % до 100 %, в третьей группе факультетов фонд заработной платы превышает 100 % от доходов. Но университет не может закрыть убыточные факультеты (естественно-научные факультеты), во-первых, из-за обязательств перед студентами, во-вторых, на этих факультетах сосредоточен основной научный потенциал университета. Качественный состав на естественно-научных факультетах составляет 80-90 %. Для стимулирования улучшения экономических показателей предложены конкретные меры по финансовому управлению университетом. Руководство университета должно проводить единую финансовую политику по отношению ко всем факультетам университета, но вместе с тем вуз должен осуществлять дифференциацию по каждому факультету в соответствии с вкладом в общий доход университета. Оригинальность статьи заключается в том, что автор предлагает отказаться от кафедральной системы и перейти к программному управлению учебным процессом, руководителям образовательных программ разрешить самостоятельно формировать штат, что позволит привлекать ведущих ученых и практиков для повышения качества обучения. Руководство университета по итогам анализа может предоставить преференции экономически наиболее эффективным образовательным программам, а программам, показавшим низкую эффективность, предоставить дотации на ограниченный период с предупреждением, что по истечении этого срока дотации прекратятся, а заработная плата преподавателей будет рассчитываться в соответствии с доходами программы. Результаты исследования будут использованы в построении экономико-математического инструментария управления вузами. Применение такого инструментария управления вузами позволяет решать следующие задачи: осуществлять научно обоснованное прогнозирование изменения количественных проявлений факторов внешней среды; получить обоснованную информационную базу для планирования деятельности вуза; привязать показатели эффективности деятельности вуза к механизмам мотивации персонала с точки зрения перспективы решения долгосрочных задач вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Адамкулова Чинара Усенбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF ECONOMIC EFFECTIVENESS OF HIGHER SCHOOL IN IMPROVING THE MECHANISM OF MANAGEMENT

Category: research article. This article analyzes the economic performance of higher education institutions network of the Kyrgyz Republic, and in particular, one of the largest universities in the Kyrgyz Republic from 2013 to 2016. The results of the analysis will be used to develop a change in the financial management mechanism of structural divisions. The planned research is presented in several stages initially, conceptual documents on the development of education in the Kyrgyz Republic are analyzed, determining the vector of changes in the higher education system; the next stage is the consideration of the Kyrgyz National University statistics as the object of the research. The aim is to carry out a statistical analysis of the university faculties in order to make a decision on financial management of the university. The research results indicated that there are three groups of faculties: the first group of faculties has a salary fund below 50 %; the second group is between 50 % and 100 %; and the third group of faculties is 100 % of income. But the university cannot close down the loss-making faculties (Scientific faculties), primarily due to obligations to the students, and secondly these faculties have the basic scientific potential of the university. The qualitative composition of the natural science faculties is 80-90 %. To stimulate the improvement of economic indicators some specific measures are proposed for financial management of the university. University management should pursue a common financial policy in relation to all the faculties of the university, but at the same time, the university must carry out the differentiation of each faculty according to the total income contribution to the university. The originality of the article is that the author proposes to abandon the faculty system and change to the program management of educational process; and allow educational programs managers to form their own staff, which will attract leading scientists and experts to improve the quality of education. According to the results of the analysis the university may prefer the most cost-effective educational programs; and the programs that show low efficiency the university may provide subsidies for a limited period of time and give a warning that at the expiration of this period, subsidies will cease, and teachers’ salaries will be calculated in accordance with the program proceeds. The results of the study will be used in the construction of economic and mathematical tools in the university management. The use of economic and mathematical tools in the university management will allow solving the following problems: implementing scientifically based forecasting of changes in quantitative manifestations of environmental factors; receiving a reasonable information base for planning the activity of the university; connecting indicators of the university effectiveness mechanisms with the staff motivation from the perspective of achieving long-term goals of the university.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической эффективности деятельности вуза в совершенствовании механизма управления»

ЭКОНОМИКА УНИВЕРСИТЕТОВ

DOI 10.15826/итра.2017.06.073

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ

Ч. У. Адамкулова

Кыргызский Национальный университет им. Ж. Баласагына Кыргызская Республика, 720033, г. Бишкек, ул. Фрунзе, 547; chinara.adam@gmail.com

Ключевые слова: Кыргызская Республика, модернизация высшего образования, система управления вузом, вузовский менеджмент, финансовый менеджмент, экономическая эффективность, вузы.

Категория: исследовательская статья.

Статья посвящена анализу экономических показателей деятельности сети высших учебных заведений Кыргызской Республики и, в частности, одного из крупнейших вузов Кыргызской Республики с 2013 по 2016 гг. Результаты анализа будут применяться при выработке механизма изменения управления финансами структурных подразделений.

Планируемое исследование представлено несколькими этапами: первоначально проводится анализ концептуальных документов по развитию образования в Кыргызской Республике, определяющих вектор изменений в системе высшего образования; на следующем этапе рассмотрены статистические данные по Кыргызскому национальному университету как объекту исследования. Целью работы является проведение статистического анализа деятельности факультетов университета для принятия решения в финансовом управлении университетом.

Результаты исследования показали, что существуют три группы факультетов: первая имеет фонд заработной платы ниже 50 %, во второй группе фонд заработной платы составляет от 50 % до 100 %, в третьей группе факультетов фонд заработной платы превышает 100 % от доходов. Но университет не может закрыть убыточные факультеты (естественно-научные факультеты), во-первых, из-за обязательств перед студентами, во-вторых, на этих факультетах сосредоточен основной научный потенциал университета. Качественный состав на естественно-научных факультетах составляет 80-90 %.

Для стимулирования улучшения экономических показателей предложены конкретные меры по финансовому управлению университетом.

Руководство университета должно проводить единую финансовую политику по отношению ко всем факультетам университета, но вместе с тем вуз должен осуществлять дифференциацию по каждому факультету в соответствии с вкладом в общий доход университета.

Оригинальность статьи заключается в том, что автор предлагает отказаться от кафедральной системы и перейти к программному управлению учебным процессом, руководителям образовательных программ разрешить самостоятельно формировать штат, что позволит привлекать ведущих ученых и практиков для повышения качества обучения.

Руководство университета по итогам анализа может предоставить преференции экономически наиболее эффективным образовательным программам, а программам, показавшим низкую эффективность, предоставить дотации на ограниченный период с предупреждением, что по истечении этого срока дотации прекратятся, а заработная плата преподавателей будет рассчитываться в соответствии с доходами программы.

Результаты исследования будут использованы в построении экономико-математического инструментария управления вузами. Применение такого инструментария управления вузами позволяет решать следующие задачи:

- осуществлять научно обоснованное прогнозирование изменения количественных проявлений факторов внешней среды;

- получить обоснованную информационную базу для планирования деятельности вуза;

- привязать показатели эффективности деятельности вуза к механизмам мотивации персонала с точки зрения перспективы решения долгосрочных задач вуза.

Система высшего образования в Кыргызской

Республике (KP) в последние 5 лет претерпевает значительные изменения. Эти изменения обусловлены принятием концептуальных, стратегических и программных документов, определяющих векторы модернизации и долгосрочного развития сферы высшего образования в стране (среди таких документов: Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года1, Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы2, План действий по реализации Стратегии развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2014 годы в качестве первого трехлетнего плана реализации Стратегии развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы3). Была также разработана Концепция оптимизации сети высших учебных заведений Кыргызской Республики на 2014-2015 годы4, основная цель документа - создание эффективно функционирующей сети высших учебных заведений различных форм собственности, согласованной с экономической и образовательной политикой и потребностями рынка труда. Данная Концепция была разработана Общественным экспертным советом5 по вопросам развития образования при Президенте

1 Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Кыргызской Республики. URL: http://edu.gov.kg/ru/docs/ statistics/standards/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-v-kyrgyzskoj-respublike-do-2020-goda/ (дата обращения: 04.04.2017).

2 Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Кыргызской Республики. URL: http://edu.gov.kg/ru/docs/ statistics/standards/strategiya-razvitiya-obrazovaniya-v-kyrgyzskoj-respublike-na-2012-2020-gody/ (дата обращения: 04.04.2017).

3 План действий по реализации Стратегии образования в Кыргызской Республике на 2012-2014 годы в качестве первого трехлетнего плана реализации Стратегии развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы [Электронный ресурс] / Министерство юстиции Кыргызской Республики. URL: http://cbd. minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92984/20?cl=ru-ru (дата обращения: 04.04.2017).

4 Концепция оптимизации сети высших учебных заведений Кыргызской Республики на 2014-2015 годы [Электронный ресурс] / Официальный ресурс Централизованного Банка данных правовой информации Кыргызской Республики.URL: http://cbd.minjust. gov.kg/act/view/ru-ru/96541 / (дата обращения: 01.11.2017).

5 Общественный экспертный совет по вопросам развития образования [Электронный ресурс] / Официальный ресурс

Президента Кыргызской Республики. URL: http://www.president. kg/ru/apparat_prezidenta/sovety_pri_ prezidente/obschestvennyj_ ekspertnyj_sovet_po_voprosam_razvitija_obrazovanija/ (дата обращения: 01.11.2017).

Кыргызской Республики. Общественный экспертный совет является совещательным органом при Президенте Кыргызской Республики, образованным в целях привлечения представителей гражданского общества и экспертного сообщества к работе по формированию и реализации государственной политики по развитию образования и воспитания нового поколения граждан Кыргызстана. Автор данной статьи является ключевым экспертом Общественного совета по вопросам реформирования высшего образования Кыргызстана.

Разработанные и принятые на национальном уровне концептуальные и стратегические документы вносят существенные изменения в систему управления кыргызскими вузами. Так, меняются требования к содержанию образовательных программ, пересматриваются уровни образования, внедряются новые способы внутреннего и внешнего контроля качества предоставления образовательных услуг, вузам предоставляется большая самостоятельность в управлении. При этом одним из основных концептуальных и стратегических направлений изменения моделей управления вузами КР является перевод их на механизм самофинансирования.

Практическая реализация концептуальных и стратегических задач, а также мер по их достижению началась с разработки нормативной базы и ее внедрения в деятельности вузов КР. Постановлением Правительства КР от 11 апреля 2016 года № 191 «О внесении дополнений и изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики»6 с 2016 г. отменено государственное регулирование тарифов на платные образовательные услуги. Отмена регулирования стоимости образовательных услуг частными вузами ставит все образовательные учреждения государства в равные конкурентные условия. Отметим, что механизм, предполагающий отсутствие методов прямого государственного регулирования стоимости образовательных услуг, практикуется во многих зарубежных странах и соседних государствах (к примеру, в Казахстане).

6 Постановление Правительства Кыргызской Республики от 11 апреля 2016 года № 191 «О внесении дополнений и изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики» [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/98433/10?mode=tekst (дата обращения: 05.04.2017).

Новый механизм финансирования бюджетных мест в вузах КР будет работать по принципу фиксированной стоимости, оплачиваемой только из республиканского бюджета, что, как указывает министр образования и науки КР, «позволяет использовать принцип "деньги идут за студентом" и создает более справедливую систему финансирования государственных вузов».

Таким образом, в системе высшего образования КР в последние годы возникли объективные предпосылки для изменения способов управления финансовыми подсистемами вузов. Это требует со стороны субъектов управления вузами, прежде всего государственными, создания методической базы для оптимального изменения используемых подходов к управлению финансовыми подсистемами.

В сложившихся условиях большинству кыргызских вузов необходимо изменить подходы к управлению своим стратегическим развитием. Кроме того, требуется пересмотр управления финансовой подсистемой вузов. Задача перевода вузов КР на модель самофинансирования и последствия ее реализации для обеспечения качества высшего образования и эффективности всей национальной экономики изучены в недостаточной степени. Характеризуя разработанность выбранной проблематики статьи, можем выделить лишь небольшое число исследований, в которых изучаются или затрагиваются проблемы и отдельные вопросы перевода вузов КР на самофинансирование, среди которых работы Б. Л. Аграновича [1], К. А. Алымбекова [3], У. Т. Асан [4], В. Г. Бубнова [5], И. А. Дмитриенко [6], Н. Ж. Жолдошбековой [7], Д. Нур уулу [8], Ф. И. Рыскулуевой [10], К. М. Сманалиева [10], Г. Ж. Сабыровой [11], Н. М. Содикова [12], Н. М. Тюлюндиевой [13], Обзор экономической эффективности системы образования Кыргызстана, представленный Счетной палатой Кыргызской Республики [9] и др.

Пересмотр системы управления финансовой подсистемой вузов требует анализа финансово-экономической эффективности деятельности данных учреждений. Автором исследования был проведен анализ экономической эффективности деятельности подразделений одного из крупнейших вузов КР - Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына. На основе данного анализа был разработан план по усилению эффективности экономической деятельности структурных подразделений, имеющих отрицательное сальдо по итогам последних лет. Автор, будучи ректором Кыргызского нацио-

нального университета в 2015/2016 и 2016/2017 учебных годах, руководил проведением анализа, составлением плана и реализацией мероприятий по усилению эффективности деятельности университета.

В ходе проведения анализа изучались следующие группы показателей:

1. Абсолютные:

- поступления (доходы) вуза, в том числе бюджетные и внебюджетные, в целом и по отдельным структурным подразделениям;

- совокупные расходы вуза и расходы структурных подразделений;

- объемы расходов по основным статьям затрат: затраты на оплату труда, взносы в социальный фонд, расходы на служебные поездки, коммунальные расходы.

2. Относительные:

- уровень зависимости вуза от бюджетных поступлений (как доля бюджетного финансирования в общем объеме поступлений вуза);

- удельные расходы на бюджетное финансирование студентов (бюджетных форм обучения);

- удельные поступления на одного студента контрактной формы обучения;

- доля затрат на оплату труда;

- доля иных видов затрат в совокупном объеме затрат вуза и структурных подразделений;

- финансовая результативность вуза.

Приведем наиболее важные результаты сделанного анализа.

В последние годы наблюдалось увеличение объемов поступлений (доходов) Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына (рис. 1).

4№л в»

«ХЦ

® год

§ МО

им пи

ОН

2013-2014 2014-2015

Рис. 1. Динамика совокупных поступлений (доходов) Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына за 2011/2012-2015/2016 учебные годы, млн сом Источник: по данным внутренней отчетности вуза.

За выделенный период поступления нарастающим итогом составили 1,5 млрд сом.

2011-2012

Поступления вуза формируются из двух основных источников:

- бюджетных поступлений;

- внебюджетных поступлений, основанных преимущественно на оплате обучающихся по контрактным формам обучения.

На рис. 2 представлено изменение соотношения поступлений Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына за 2011/20122015/2016 учебные годы по указанным источникам поступлений.

2013-2014 уч. год

2014-2015 уч. год 2015-2016 уч. год

Рис. 2. Соотношение бюджетных и внебюджетных поступлений (доходов) Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына за 2011/20122015/2016 учебные годы, % Источник: по данным внутренней отчетности вуза.

Таким образом, за выделенный период финансовая зависимость вуза от бюджетных поступлений снизилась на 7,1 %: с 24,2 % в 2011/2012 учебном году до 17,1 % в 2015/2016 учебном году. За весь же выбранный период доля бюджетного финансирования составила 23,1 %, а подавляющая часть поступлений пришлась на внебюджетные источники, составившие 76,9 % от совокупного объема поступлений.

Совокупный объем внебюджетных поступлений за счет контрактных средств за выбранный период составил 1,2 млрд сом. С учетом перевода ряда государственных вузов Кыргызской Республики на механизм самофинансирования выявленные тенденции следует отнести к позитивным, создающим предпосылки для обеспечения финансовой и управленческой самостоятельности вуза.

По результатам анализа показателей эффективности деятельности вуза стоит отметить, что в последние годы не происходило значительного увеличения удельных бюджетных затрат на реализацию граждан права на бесплатное образование (как бюджетных поступлений на одного студента бюджетной формы обучения). Ниже представлена динамика удельных объемов бюджетного финансирования обучающихся в Кыргызском национальном университете имени Ж. Баласагына за 2013/2014-2015/2016 учебные годы (рис. 3).

Рис. 3. Динамика удельного объема бюджетных поступлений на обучающихся бюджетных форм обучения в Кыргызском национальном университете имени Ж. Баласагына за 2013/20142015/2016 учебные годы (поступления на одного обучающегося бюджетной формы обучения), сом Источник: по данным внутренней отчетности вуза.

Из данных рис. 3 следует, что несмотря на ежегодные инфляционные процессы, повышение затрат вуза на отдельные статьи расходов (оплату труда, коммунальные услуги), уровень бюджетных поступлений остается примерно на одном уровне, а в 2015-2016 гг. даже снизился на 3,8 тыс. сом на одного обучающегося бюджетной формы обучения. Такие тенденции, безусловно, могут оказать отрицательное влияние на возможность качественной реализации вузом своих социальных задач, его финансовую устойчивость, материально-техническое и инфраструктурное обеспечение, возможность исполнения обязательств перед различными партнерами. В связи с этим вузом активно предпринимались меры по диверсификации источников поступлений, снижению зависимости от бюджетного финансирования, реализация механизмов самофинансирования.

Так, на 2015/2016 учебные годы в вузе обучалось 5,4 тысячи студентов контрактной формы обучения, что составляет 71,6 % от всего количества обучающихся. При этом в отдельные годы доля обучающихся контрактной формы составляла 75 % от общего объема обучающихся в вузе (рис. 4).

Рис. 4. Соотношение студентов бюджетной и контрактной формы обучения в КНУ имени Ж. Баласагына за 2013/2014-2015/2016 учебные годы,%

Источник: по данным внутренней отчетности вуза.

В последние годы вузом предпринимается комплекс мер для диверсификации источников внебюджетных поступлений, для снижения зависимости от бюджетных поступлений. Интересно в этом смысле представить структуру обучающихся по формам и уровням образования (табл. 1).

По данным таблицы видно, что вуз использует предоставленные государством возможности перехода на механизм самофинансирования в полной мере. Так, кроме традиционных форм контрактного обучения, вузом в последние годы используется относительно новая, альтернативная форма обучения, реализованная в виде дистанционного обучения. В 2014/2015 дистанционно обучалось 247 студентов.

При используемой совокупности мер для перехода на механизм самофинансирования финансовая результативность не всех подразделений Кыргызского национального университета имени имени Ж. Баласагына в последние годы демонстрирует положительные значения. На рис. 5 представлена финансовая результативность основных факультетов вуза накопленным итогом в виде разницы между совокупными поступлениями и расходами.

Проведенный экономический анализ состояния финансовой подсистемы вуза и факторов, влияющих на нее, стал одним из этапов изменения механизма управления этой подсистемой, внесения структурных преобразований. Так, чтобы повысить эффективность организации финансового управления вузом, были предложены и проведены следующие мероприятия:

- ввиду перехода на двухуровневую систему подготовки (бакалавриат и магистратура) осуществить отказ от института кафедр и перейти к программному управлению учебным процессом;

- разрешить самостоятельное формирование руководителем образовательных программ штата из-за упразднения кафедр - это позволит привлекать профессиональных сотрудников и повысить качество обучения;

- создать субсчета по каждой образовательной программе, то есть осуществлять оценку каждой образовательной программы по доходам и расходам для оценки их экономической эффективности;

- предоставлять преференции наиболее эффективным образовательным программам, дополнять их зарубежными стажировками, возмож-

Таблица 1

Структура обучающихся в Кыргызском национальном университете имени Ж. Баласагына за 2013/2014-2015/2016 учебные годы по формам и уровням образования

Показатель 2013/2014 2014/2015 2015/2016

Количество студентов бюджетной дневной формы обучения бакалавриата, чел. 1904 1982 2158

Доля студентов бюджетной дневной формы обучения бакалавриата, % 23,3 25,1 28,4

Количество студентов бюджетной формы обучения магистратуры, чел. 142 71 0

Доля студентов бюджетной формы обучения магистратуры, % 1,7 0,9 0,0

Количество студентов контрактной дневной формы обучения бакалавриата, чел. 3792 3610 3834

Доля студентов контрактной дневной формы обучения бакалавриата, % 46,4 45,8 50,5

Количество студентов контрактной формы обучения магистратуры, чел. 199 245 0

Доля студентов контрактной формы обучения магистратуры, % 2,4 3,1 0,0

Количество студентов контрактной заочной формы обучения бакалавриата, чел. 2065 1733 1603

Доля студентов контрактной заочной формы обучения бакалавриата, % 25,3 22,0 21,1

Количество студентов контрактной дистанционной формы обучения, чел. 76 247 0

Доля студентов контрактной дистанционной формы обучения, % 0,9 3,1 0,0

Итого студентов бюджетной формы обучения, чел. 2046 2053 2158

Доля студентов бюджетной формы обучения, % 25,0 26,0 28,4

Итого студентов контрактной формы обучения, чел. 6132 5835 5437

Доля студентов контрактной формы обучения, % 75,0 74,0 71,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого студентов 8178 7888 7595

Источник: по данным внутренней отчетности вуза.

Факультет философских наук и социально-педагогических технологий

Факультет истории регионоведения

Факультет иностранных языков

Факультет Кыргызской филологии

Факультет физики и электроники

Факультет географии и экологии

Факультет химии и химических технологий

Факультет математики, информатики и кибернетики

Факультет биологии

Факультет русской и славянской филологии Факультет журналистики

Факультет информационных и инновационных технологий Экономический колледж

Факультет государственного управления и политологии Экономический факультет Юридический факультет

-16 44:1,9

-11 53Ci,7

-9901,8

-8315,0

-7235,7

-5851,9

-1158,7

-326,1 230

7

4704 5878,6 6340,4 8336,7 11 038,8

62 454,9

Рис. 5. Финансовая результативность основных структурных подразделений Кыргызского национального университета имени Ж. Баласагына за 2013/2014-2015/2016 учебные годы накопленным итогом, тыс. сом

Источник: по данным внутренней отчетности вуза

0

ностью участия в международных конференциях, материальным поощрением;

- программам, показавшим низкую эффективность, предоставлять дотации с временным лагом на 1 год и предупреждением, что по истечении этого срока дотации прекратятся, а заработная плата преподавателей будет рассчитываться в соответствии с доходами программы.

Список литературы

1. Агранович Б. Л., Похолков Ю. П., Чудинов В. Н., Чучалин А. И. Стратегический менеджмент в техническом университете // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 2. С. 34-43.

2. Адамкулова Ч. У. Реформирование управления системой высшего образования Кыргызской Республики в рамках программы ТЕМПУС // Наука, новые технологии и инновации. 2015. № 4. С. 150-152.

3. Алымбеков К. А., Тешебаева Г. Ы. Интеграционные процессы в экономическом образовании Кыргызстана // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Бизнес и образование: интеграционная модель развития». Новосибирск: НФ РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2014. С. 318-325.

4. Асануулу Т. Формирование системы частного высшего образования в Кыргызстане // ALATOO ACADEMIC STUDIES. 2014. № 2. С. 37-43.

5. Бубнов В. Г. [и др.] Система высшего образования и образовательные стандарты в Кыргызской Республике: аналит. докл. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2006. 75 с.

6. Дмитриенко И. А. Вопросы финансирования высшего профессионального образования: опыт зарубежных стран [Электронный ресурс]. URL: http://www.ksla.kg/

upload/file/vestnik/vestnik_2013_3/i_a_dmitrienko.pdf (дата обращения: 03.04.2017).

7. Жолдошбекова Н. Ж. Эффективный менеджмент в системе высшего образования Кыргызской Республики // Вестник Международного университета Кыргызстана. 2015. № 1 (27). С. 77-80.

8. Нур уулу Д. Основные проблемы и перспективы развития высшего образования в Кыргызстане при переходе на двухуровневую систему образования // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2013. Т. 13. № 6. С. 109-113.

9. Обзор экономической эффективности системы образования Кыргызстана. Счетная палата Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://esep.kg/ wp-content/uploads/Education-Report.pdf (дата обращения: 01.11.2017).

10. Рыскулуева Ф., Сманалиев К. Перспективы развития высшего образования Кыргызстана: задачи и проблемы присоединения к Болонскому процессу // Региональная конференция Темпус «Высшее образование в Центральной Азии: текущие реформы и перспективы развития» [Электронный ресурс]. URL: Ы1р://еасеа. ec.europa.eu/tempus/doc/tashkent_ru.pdf (дата обращения: 01.11.2017).

11. Сабырова Г. Ж. Учет, анализ и аудит средств бюджетных программ в высшей школе: теория, методология и практика (на материалах Кыргызской Республики): ав-тореф. дис. ... д. э. н. Бишкек, 2015. 49 с.

12. Содиков Н. М., Калдыбаев С. К. Реформы в системе высшего образования Кыргызстана в постсоветский период // Наука, новые технологии и инновации. 2016. № 1. С. 168-171.

13. Тюлюндиева Н. М. Концепция управления бюджетом государства. Бишкек: [б. и.], 2011. 274 с.

DOI 10.15826/umpa.2017.06.073

EVALUATION OF ECONOMIC EFFECTIVENESS OF HIGHER SCHOOL IN IMPROVING THE MECHANISM OF MANAGEMENT

Ch. U. Adamkulova

Kyrgyz National University named after J. Balasagyn 547 Frunze str., Bishkek, 720033, Kyrgyz Republic; chinara.adam@gmail.com

Keywords: Kyrgyz Republic, modernization of higher education, university management system, university management, financial management, economic efficiency, universities.

Category: research article.

This article analyzes the economic performance of higher education institutions network of the Kyrgyz Republic, and in particular, one of the largest universities in the Kyrgyz Republic from 2013 to 2016. The results of the analysis will be used to develop a change in the financial management mechanism of structural divisions.

The planned research is presented in several stages - initially, conceptual documents on the development of education in the Kyrgyz Republic are analyzed, determining the vector of changes in the higher education system; the next stage is the consideration of the Kyrgyz National University statistics as the object of the research. The aim is to carry out a statistical analysis of the university faculties in order to make a decision on financial management of the university.

The research results indicated that there are three groups of faculties: the first group of faculties has a salary fund below 50 %; the second group is between 50 % and 100 %; and the third group of faculties is 100 % of income. But the university cannot close down the loss-making faculties (Scientific faculties), primarily due to obligations to the students, and secondly these faculties have the basic scientific potential of the university. The qualitative composition of the natural science faculties is 80-90 %.

To stimulate the improvement of economic indicators some specific measures are proposed for financial management of the university.

University management should pursue a common financial policy in relation to all the faculties of the university, but at the same time, the university must carry out the differentiation of each faculty according to the total income contribution to the university.

The originality of the article is that the author proposes to abandon the faculty system and change to the program management of educational process; and allow educational programs managers to form their own staff, which will attract leading scientists and experts to improve the quality of education.

According to the results of the analysis the university may prefer the most cost-effective educational programs; and the programs that show low efficiency - the university may provide subsidies for a limited period of time and give a warning that at the expiration of this period, subsidies will cease, and teachers' salaries will be calculated in accordance with the program proceeds.

The results of the study will be used in the construction of economic and mathematical tools in the university management. The use of economic and mathematical tools in the university management will allow solving the following problems:

- implementing scientifically based forecasting of changes in quantitative manifestations of environmental factors;

- receiving a reasonable information base for planning the activity of the university;

- connecting indicators of the university effectiveness mechanisms with the staff motivation from the perspective of achieving long-term goals of the university.

References

1. Agranovich B. L. Strategicheskii menedzhment v tekhnicheskom universitete [Strategic Management in a Technical University]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis], 2002, no. 2, pp. 34-43.

2. Adamkulova Ch. U. Reformirovanie upravleniya sistemoi vysshego obrazovaniya Kyrgyzskoi Respubliki v ramkakh programmy TEMPUS [Reforming the Management System of Higher Education of Kyrgyz Republic within the Framework of the TEMPUS Program]. Nauka, novye tehnologii i innovatsii [Science, New Technologies and Innovations], 2015, no. 4, pp. 150-152.

3. Alymbekov K. A., Teshebaeva G. Y. Integrat sionnye protsessy v ekonomicheskom obrazovanii

Kyrgyzstana [Integration processes in the economic education of Kyrgyzstan]. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Biznes i obrazovanie: integratsionnaya model' razvitiya» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference «Business and Education: the Integration Model of Development»], Novosibirsk, 2014, pp. 318-325.

4. Asan U. T. Formirovanie sistemy chastnogo vysshego obrazovaniya v Kyrgyzstane [Formation of the System of Private Higher Education in Kyrgyzstan]. ALATOO ACADEMIC STUDIES, 2014, no. 2, pp. 37-43.

5. Bubnov V. G. [et al.] Sistema vysshego obrazovaniya i obrazovatel'nye standarty v Kyrgyzskoi Respublike [The system of higher education and

educational standards in the Republic of Kirghizia], Analytical Report, Moscow, 2006, 75 p.

6. Dmitrienko I. A. Voprosy finansirovaniya vysshego professional'nogo obrazovaniya: opyt zarubezhnykh stran [Issues of financing higher professional education: the experience of foreign countries], available at: http://www. ksla.kg/upload/file/vestnik/vestnik_2013_3/i_a_dmitrienko. pdf (accesed 03.04.2017).

7. Zholdoshbekova N. Zh. Effektivnyi menedzhment v sisteme vysshego obrazovaniya Kyrgyzskoi Respubliki [Effective Management in the System of Higher Education of the Kyrgyz Republic]. Vestnik Mezhdunarodnogo universiteta Kyrgyzstana [Bulletin of the International University of Kyrgyzstan], 2015, no. 1 (27), pp. 77-80.

8. Nur uulu D. Osnovnye problemy i perspektivy razvitiya vysshego obrazovaniya v Kyrgyzstane pri perekhode na dvukhurovnevuyu sistemu obrazovaniya [The Main Problems and Prospects of Higher Education in Kyrgyzstan during the Transition to Two-Tier Education System]. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiiskogo slavyanskogo universiteta [Bulletin of Kyrgyz-Russian Slavic University], 2013, vol. 13, no. 6, pp. 109-113.

9. Obzor ekonomicheskoi effektivnosti sistemy obrazovaniya Kyrgyzstana. Schetnaya palata Kyrgyzskoi Respubliki [Review of the Economic Efficiency of the Kyrgyz Education System. Accounts Chamber of the Kyrgyz Republic], available at: http://esep.kg/wp-content/uploads/ Education-Report.pdf (accessed 01.11.2017).

10. Ryskulueva F., Smanaliev K. Perspektivy razvitiya vysshego obrazovaniya Kyrgyzstana: zadachi i problemy prisoedineniya k Bolonskomu protsessu [Prospects for the development of higher education in Kyrgyzstan: Challenges and Problems of Accession to the Bologna Process]. In: Regional 'naya konferentsiya Tempus «Vysshee obrazovanie v Tsentral'noi Azii: tekushchie reformy i perspektivy razvitiya» [The Tempus Regional Conference «Higher Education in Central Asia: Ongoing Reforms and Future Perspectives»], available at: http://eacea.ec.europa.eu/tempus/ doc/tashkent_ru.pdf (accessed 01.11.2017).

11. Sabyrova G. Zh. Uchet, analiz i audit sredstv byudzhetnykh programm v vysshei shkole: teoriya, metodologiya i praktika (na materialakh Kyrgyzskoi Respubliki) [Accounting, Analysis, and Audit of the Means of Budgetary Programmes in Higher Education: Theory, Methodology, and Practice (on the materials of the Kyrgyz Republic)], Abstract of Doctor's thesis, Bishkek, 2015, 49 p.

12. Sodikov N. M., Kaldybaev S. K. Reformy v sisteme vysshego obrazovaniya Kyrgyzstana v postsovetskii period [Reforms of Higher Education in Kyrgyzstan at Post-Soviet Period]. Nauka, novye tekhnologii i innovatsii [Science, New Technologies and Innovations], 2016, no. 1, pp. 168-171.

13. Tyulyundieva N. M. Kontseptsiya upravleniya byudzhetom gosudarstva [The Concept of State Budget Management], Bishkek, 2011, 274 p.

Информация об авторе / Information about the author:

Адамкулова Чинара Усенбековна - кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления Кыргызско-Европейского факультета Экономики и управления Кыргызского Национального Университета; chinara.adam@gmail.com.

Chinara U. Adamkulova - Candidate of Sciences (Economics), Professor, Professor of the Department of Economics and Management, Kyrgyz-European Faculty of Economics and Management, Kyrgyz National University; chinara.adam@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.