Научная статья на тему 'Финансирование праздников в Афинах второй половины V – начала IV в. до н. э. по данным договоров об аренде теменосов'

Финансирование праздников в Афинах второй половины V – начала IV в. до н. э. по данным договоров об аренде теменосов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Aфины / аренда / праздник / земля / средства / эпиграфика / финансирование / Athens / rent / holiday / land / funds / epigraphies / financing

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елена В. Булычева

В статье рассматривается вопрос о финансировании праздничных церемоний в древних Афинах середины V – начала IV в. до н. э. В качестве основного источника используется эпиграфический материал – надписи, посвященные сдаче в аренду священных земельных участков (теменосов). В античной Греции существовало большое количество праздников, которые проводились помпезно. Судя по сведениям античных авторов, данным археологии и эпиграфики, на их проведение тратилось большое количество средств, которое поступало из разных источников. Анализ содержания надписей о сдаче в аренду теменосов позволяет представить, как происходило финансирование празднеств в древней Аттике в ходе сдачи в аренду священных земель. Проведенный анализ сведений эпиграфики показывает, что арендодатели (демы, фратрии и религиозные сообщества) в соответствии с условиями договоров об аренде теменосов предписывали арендаторам передавать денежные средства на финансирование общеполисных торжеств (Панафинеи, Апатурии, Дионисии), а также на местные праздники. Кроме того, часть выращенного урожая и скота отправлялась на проведение торжественных жертвоприношений, которые сопровождали каждый греческий праздник. За поступлением этих средств осуществляли контроль должностные лица афинского полиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financing of holidays in Athens of the second half of the 5th – early 4th centuries BС according tоlease agreements of temenos

The article deals with the issue of financing festive ceremonies in ancient Athens in the middle of the 5th – early 4th centuries BC Epigraphic material is used as the main source – inscriptions dedicated to the leasing of sacred land plots (temenos). In ancient Greece, there were a large number of holidays that were held pompously. Judging by the information of ancient authors, data from archeology and epigraphy, a large expenditure of funds was spent on their conduct, which came from various sources. The analysis of the content of the inscriptions on the leasing of temenos suggests how festivals were financed in ancient Attica during the leasing of sacred lands. The analysis of the epigraphic data shows that, in accordance with the terms of the temenos lease agreements, landlords (demes, phratries and religious communities) ordered tenants to transfer funds to finance public celebrations (Panathenaea, Apaturia, Dionisii), as well as for local holidays. In addition, part of the grown crops and livestock were sent to the solemn sacrifices that accompanied every Greek holiday. The receipt of those funds was monitored by officials of the Athens polis.

Текст научной работы на тему «Финансирование праздников в Афинах второй половины V – начала IV в. до н. э. по данным договоров об аренде теменосов»

Методология истории, источники историография

УДК 930.2:336.58

DOI: 10.28995/2073-6339-2024-1-12-21

Финансирование праздников в Афинах второй половины V - начала IV в. до н. э. по данным договоров об аренде теменосов

Елена В. Булычева Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, bulychevalena@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о финансировании праздничных церемоний в древних Афинах середины V - начала IV в. до н. э. В качестве основного источника используется эпиграфический материал - надписи, посвященные сдаче в аренду священных земельных участков (теменосов). В античной Греции существовало большое количество праздников, которые проводились помпезно. Судя по сведениям античных авторов, данным археологии и эпиграфики, на их проведение тратилось большое количество средств, которое поступало из разных источников. Анализ содержания надписей о сдаче в аренду теменосов позволяет представить, как происходило финансирование празднеств в древней Аттике в ходе сдачи в аренду священных земель. Проведенный анализ сведений эпиграфики показывает, что арендодатели (демы, фратрии и религиозные сообщества) в соответствии с условиями договоров об аренде теменосов предписывали арендаторам передавать денежные средства на финансирование общеполисных торжеств (Панафинеи, Апатурии, Дионисии), а также на местные праздники. Кроме того, часть выращенного урожая и скота отправлялась на проведение торжественных жертвоприношений, которые сопровождали каждый греческий праздник. За поступлением этих средств осуществляли контроль должностные лица афинского полиса.

Ключевые слова: Афины, аренда, праздник, земля, средства, эпиграфика, финансирование

Для цитирования: Булычева Е.В. Финансирование праздников в Афинах второй половины V - начала IV в. до н. э. по данным договоров об аренде теменосов // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения». 2024. № 1. С. 12-21. DOI: 10.28995/20736339-2024-1-12-21

© Булычева Е.В., 2024 "Political Science. History. International Relations" Series, 2024, no. 1 • ISSN 2073-6339

Financing of holidays in Athens of the second half of the 5th - early 4th centuries BC according tolease agreements of temenos

Elena V. Bulycheva Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, bulychevalena@yandex.ru

Abstract. The article deals with the issue of financing festive ceremonies in ancient Athens in the middle of the 5th - early 4th centuries BC Epigraphic material is used as the main source - inscriptions dedicated to the leasing of sacred land plots (temenos). In ancient Greece, there were a large number of holidays that were held pompously. Judging by the information of ancient authors, data from archeology and epigraphy, a large expenditure of funds was spent on their conduct, which came from various sources. The analysis of the content of the inscriptions on the leasing of temenos suggests how festivals were financed in ancient Attica during the leasing of sacred lands. The analysis of the epigraphic data shows that, in accordance with the terms of the temenos lease agreements, landlords (demes, phratries and religious communities) ordered tenants to transfer funds to finance public celebrations (Panathenaea, Apaturia, Dionisii), as well as for local holidays. In addition, part of the grown crops and livestock were sent to the solemn sacrifices that accompanied every Greek holiday. The receipt of those funds was monitored by officials of the Athens polis.

Keywords: Athens, rent, holiday, land, funds, epigraphies, financing

For citation: Bulycheva, E.V. (2024), "Financing of holidays in Athens of the second half of the 5th - early 4th centuries BC according to the lease agreements of temenos", RSUH/RGGU Bulletin. "Political Science. History. International Relations" Series, no. 1. pp. 12-21, DOI: 10.28995/2073-63392024-1-12-21

Введение

Начиная с древнейших времен, у разных народов праздник является одной из важнейших форм общественной жизни и культуры. В Древней Греции календарь состоял из череды будних и праздничных дней. При этом существовали общегреческие праздники, которые отмечались во всех полисах Эллады, а также местные торжества, справлявшиеся на территории отдельных областей греческого мира. Как правило, они были посвящены различным богам и героям и сопровождались спортивными и мусическими агонами, а также обильными жертвоприношениями [Скржинская

2010, с. 12-13]. При этом празднества имели важное общественно-политическое значение. В праздничные дни в греческих полисах проводились важнейшие мероприятия: занесение в списки граждан новорожденных, провозглашение новых должностных лиц, чествование правителей чужеземных государств, а также прием иноземных посольств [Булычева 2018, с. 86]. Судя по описанию древнегреческих авторов и сведениям эпиграфического материала, праздники в разных областях греческого мира проводились весьма масштабно и помпезно [Скржинская 2010, с. 14-21]. Безусловно, на их проведение тратились немалые средства. Так, оратор Демосфен в одной из своих речей сообщает, что на проведение празднеств в Афинах тратились средства, которые превосходили ежегодные расходы, направляемые государством на организацию военного морского похода1. При этом возникает вопрос о том, каковы были источники поступления средств, направляемых на финансирование праздничных церемоний.

Историография проблемы и характеристика источников

В историографии вопрос о финансировании праздничных торжеств в Афинах второй половины V - начала IV в. до н. э. практически не изучен. Как правило, исследователи обращают внимание на проблему организации празднеств на территории Афин, Малой Азии и Северного Причерноморья. Чаще всего рассматривается период эллинизма (III-II вв. до н. э.) [Скржинская 2010, с. 7-8]. Проблема финансирования праздничных церемоний в отдельных регионах древнегреческого мира очень редко исследуется в научной литературе [Булычева 2015, с. 11]. При этом, как правило, изучая этот вопрос, исследователи используют в качестве основного источника сообщения античных авторов (Демосфена, Павсания и Страбона), а также данные эпиграфического и археологического материала, полученные на территории Малой Азии и Северного Причерноморья в IV—II вв. до н. э. [Parke, Wormell 1956, pp. 30-45]. В историографии практически неизученным остается вопрос об источниках финансирования праздников в Афинах второй половины V - начала IV в. до н. э. [Parke 1986]. В связи с этим цель настоящей статьи заключается в том, чтобы рассмотреть процесс финансирования праздничных церемоний в афинском полисе в середине V - начале IV в. до н. э.

1 Демосфен. Речи. IV. 35 // Демосфен. Речи. Т. 1-3 / Пер. В.Г. Борухо-вича. М.: Памятники исторической мысли, 1994.

В качестве основного источника будет использован эпиграфический материал - сведения надписей, представляющих собой договоры о сдаче в аренду священных земель (теменосов)2. Эти источники впервые введены в научный оборот для изучения данного вопроса. Надписи о сдаче в аренду священных земель содержат подробную информацию об условиях земельных сделок в Афинах, которые проводились на территории храмовых комплексов, посвященных богам и героям [Булычева 2018, с. 10-15]. В них подробно перечисляются права и обязанности арендаторов (частных лиц) и арендодателей (демов, фратрий и религиозных сообществ) теменосов, предписания о выполнении работ по уходу за священными полями и садами. При этом в надписях также содержится информация по другим важным вопросам повседневной жизни афинского общества. В частности можно найти ряд указаний на то, что некоторые доходы, полученные от аренды священных земель, использовались для финансирования праздничных мероприятий Афин.

Доходы от аренды священных земель и финансирование праздников в Афинах второй половины V в. до н. э.

До нашего времени практически полностью сохранилась надпись, датированная второй половиной V в. до н. э., посвященная сдаче в аренду священных земельных участков, принадлежащих дему плотейцев. В самом начале текста речь идет о том, какое количество денежных средств, полученных в ходе аренды, плотейцы должны перечислить на празднества в честь различных богов и героев, которые проводит афинский полис. В частности сказано,

2 Для изучения данного вопроса будут привлечены материалы надписей, которые содержатся в сборнике эпиграфических материалов, изданном под редакцией Дж. Кирхнера: Inscriptiones Graecae II et III: Inscrip-tiones Atticae Euclidis anno posteriores. 2nd ed. Parts 1-3 / Ed. J. Kirchner. Berlin: De Gruyter, 1913-1940. В историографии принято сокращенное обозначение - IG. II2 с последующим указанием номера надписи и соответствующих строк текста (например, IG. II2. 2501.32-33), которое мы будем использовать в данной статье. Кроме того, будет привлечен эпиграфический материал из сборника, изданного под редакцией П. Родза и Р. Осборна: Greek historical inscriptions 404 - 323 ВС / Ed. by R. Rhodes, R. Osborne. Oxford, 2003. Общепринятое сокращение в историографии -Greek historical inscriptions.

что: «ежегодно ...на праздник в честь Афродиты - 1200 драхм; Анакии - 1200 драхм; на Аполлонии: 1100 драхм»3. Судя по сведениям других эпиграфических памятников, найденных на территории Афин и других областей греческого мира, празднества в честь Афродиты были весьма почитаемы, проходили в течение нескольких, как правило, трех дней. Праздник имел важное общественно-политическое значение, поскольку во время его проведения встречались члены фратрий для совершения совместных церемоний и обсуждения различных вопросов, связанных с повседневной жизнью гражданского коллектива [Скржинская 2010, с. 84-91]. Особое социальное значение было связано с последним днем празднества, когда отцы семейств представляли своих детей, рожденных в законном браке с последующим их занесением в списки граждан полиса [Булычева 2015, с. 11]. Кроме того, в дни торжества проводились масштабные жертвоприношения, а также мусические агоны, на которых победители и призеры получали почетные награды [Parke 1986, p. 88]. В нашем распоряжении нет подробных сведений о том, какие точно денежные средства выделялись на проведение этих церемоний, но известно, что на принесение жертв отцы семейств выделяли овец или коз стоимостью от 60 до 100 драхм [Parke 1986, p. 92]. Кроме того, опираясь на сведения эпиграфики, М.В. Скржинская установила, что на территории Северного Причерноморья в III-II вв. до н. э. существовали специальные религиозные союзы-фиасы, которые являлись почитателями Афродиты и имели собственную казну, из которой выделяли средства на праздники, устраиваемые в ее честь [Скржинская 2010, с. 81]. До нашего времени сохранились некоторые сведения о том, какие средства поступали на организацию праздника в честь богини Афины, знаменитые Панафинеи, которые были одним из самых масштабных мероприятий того времени. Например, на призы победителям в различных соревнованиях выделялись суммы от 1200 до 500 драхм, а также на жертвоприношения передавались быки стоимостью в 200 и 300 драхм [Гвоздева 2013, с. 89-91]. Безусловно, что Панафинеи были масштабнее праздника в честь Афродиты, кроме того, торжество имело общегосударственное значение. Можно предположить, что указанные средства, скорее всего, поступали из общеполисной казны, в то время как празднество Афродиты финансировалось из отдельных гражданских поступлений. По-видимому, арендодатели выделяли примерно одинаковую сумму на праздники, поскольку по условиям арендного соглашения, на Анакии следовало передать

3 IG. II2 1172. 5-10. "Political Science. History. International Relations" Series, 2024, no. 1 • ISSN 2073-6339

1200 драхм, а на Аполлонии 1100 драхм из доходов, полученных от сдачи теменоса в аренду. Интересно отметить тот факт, что Анакии очень редко упоминаются в афинских надписях, это празднество чаще справлялось на территории Пелопоннеса и было посвящено легендарным братьям - близнецам Кастору и Поллуксу [Булычева 2015, с. 12]. Возможно, что мы не встречаем упоминания этого праздника в афинском эпиграфическом материале IV-III вв. до н. э., поскольку он перестал массово отмечаться в это время, а в надписи плотейцев Анакии упоминаются, так как это вторая половина V в. до н. э. Аполлонии, судя по сведениям эпиграфики, были наиболее популярны на территории Северного Причерноморья [Скржинская 2010, с. 49]. В Афинах они, скорее всего, отмечались выходцами из других областей греческого мира, к которым, возможно, принадлежали некоторые представители дема плотейцев. При этом, согласно сведениям эпиграфики, празднество в честь Аполлона проходило в течение трех или даже пяти дней и сопровождались спортивными и мусическими агонами, собирающими талантливых участников из разных областей, что, безусловно, требовало немалых материальных затрат [Parke 1986, p. 148]. В тексте договора об аренде земли плотейцев также сказано, что кроме этих установленных денежных пожертвований на организацию праздников арендодателям также следует выделять средства, которые могут быть получены от продажи плодов собранного урожая4. Кроме того, в надписи говорится о предоставлении вина для возлияний на праздничных жертвоприношениях5. Судя по сведениям эпиграфики, данным археологии и сообщениям античных авторов, праздничные жертвоприношения, которые проводились в осенние месяцы, часто сопровождались принесением вина [Parke 1986, p. 59]. В договоре сообщается о том, как происходило распределение средств на праздничные мероприятия. В частности, говорится, что контроль за передачей денежных сумм, полученных от сдачи земельного участка в аренду, следует осуществлять архонту6. Известно, что архонт, являясь высшим должностным лицом полиса, выполнял также определенные экономические функции, следил за перераспределением финансовых средств, в том числе предоставленных на организацию празднеств и жертвоприношений [Булычева 2018, с. 128].

Ко второй половине V в. до н. э. также относится надпись, посвященная сдаче в аренду священного участка святилища Кодры, Нелея

4 IG. II2. 1172. 29-31.

5 IG. II2. 1172. 35-36.

6 IG. II2. 1172. 16-21.

и Басилы7. В ней содержится упоминание о том, что денежные средства, полученные от сдачи в аренду теменоса, должны быть предоставлены на финансирование празднеств в честь различных богов Афин8. При этом не указано, какую точно сумму следует передать и за какой период времени. В надписи говорится, что аренда продолжается в течение 20 лет, скорее всего, предполагается передача ежегодного дохода от сдачи земли в аренду, поскольку сказано, что следует отдавать необходимые взносы аподектам в девятую прита-нию текущего года9. Судя по сведениям эпиграфики и сообщениям древнегреческих авторов, аподекты представляли собой коллегию из 10 человек, которая в конце V в. до н. э. становится важнейшей финансовой магистратурой полиса [Rhodes 1985, p. 211]. Аподекты контролировали доходы и расходы афинского государства, а также занимались их распределением на различные нужды полиса [Rhodes 1985, p. 211]. В связи с этим совершенно понятным становится, почему они указаны в качестве распределителей доходов от аренды священных земель в надписи, посвященной сдаче в аренду теменоса Кодры, Нелея и Басилы. Интересно отметить, что в надписи сказано о передаче средств в казначейства разных богов, в связи с чем можно предположить, что предполагалось финансирование нескольких праздников и, по-видимому, выделялись немалые денежные суммы.

Аренда теменосов Саламиниев и финансовые затраты на праздничные церемонии в Афинах начала IV в. до н. э.

К началу IV в. до н. э. относится весьма подробная надпись, в которой говорится о финансировании различных праздничных церемоний в Афинах из средств, полученных от сдачи в аренду земельного участка сообщества Саламиниев10. При этом не ясно, что представлял собой данный коллектив. В науке существуют споры по этому вопросу. Одни авторы полагают, что это родовое сообщество, другие - относят их к религиозному объединению [Булычева 2018, с. 81]. В данной статье мы не предполагаем рассматривать

7 В сборнике эпиграфического материала, изданном под редакцией Р. Кирхнера, это надпись представлена под номером 94 (общепринятое сокращение - IG. I2. 94).

8 IG. I2. 94. 5-10.

9 IG. I2. 94. 8-10.

10 Надпись содержится в сборнике "Greek Historical Inscriptions" под номером 37.

проблему статуса Саламиниев в афинском полисе. Для нас важно, что, судя по данным эпиграфики, в начале IV в. до н. э. этот коллектив распоряжался различными земельными участками, посвященными богам и героям. Саламинии сдавали их в аренду, используя полученные доходы для финансирования праздничных церемоний в полисе [Булычева 2018, с. 82]. В надписи сообщается, что перед началом торжественных жертвоприношений, устраиваемых в честь празднеств различных богов и героев, Саламинии должны предоставлять жрецам храмов денежные средства и мясо животных11. При этом в надписи подробно указано, на какие торжественные мероприятия выделяются пожертвования и в каком количестве. В частности, говорится, что на праздник Панафинеи в честь богини Афины сообществу следует выделить свинью стоимостью 40 драхм, а также 3 драхмы на покупку древесины, которая будет использована на разжигание священного огня и другие цели12. Судя по содержанию надписи, Саламинии принимали активное участие в финансировании праздников, посвященных Гераклу. Они предоставляют на праздничные церемонии, организованные в честь этого героя, отборных быков стоимостью в 70 драхм13. Можно предположить, что этот герой особо почитался среди Саламииев, поскольку в договоре указано, что ему посвящены специальные земельные участки, уход за которыми возложен на сообщество Саламиниев14. Строки 93-94 данной надписи посвящены указанию на то, что коллектив выделяет жертвенных животных стоимостью около 40 драхм на праздник Апатурий. Кроме того, в тексте надписи содержится ряд указаний на то, что Саламинии предоставляют жертвенных животных (коз, свиней и т. д.) стоимостью от 3 до 40 драхм на праздники в честь разных богов и героев, почитаемых в Афинах15. В частности отмечается, что мясо животных стоимостью в 40 драхм следует передать на праздники в честь Посейдона Гипподромия, а также Аполлона Отеческого16. В строках 90-92 содержится предписание о выделении средств на празднества в честь героя Еврисака, который, скорее всего, почитался как покровитель родового сообщества Саламиниев [Булычева 2018, с. 83]. Контроль за поступлением средств осуществляют управляющие, выбранные из состава сообщества, а также жреческий персонал [Булычева 2018, с. 91]. Судя

11 Greek Historical Inscriptions. 37. 27-85.

12 Ibid. 88-89.

13 Ibid. 87.

14 Ibid. 81-84.

15 Ibid. 49-94.

16 Ibid. 83-84.

по сведениям надписи, местное управление должно было провести контроль за поступлением средств в казну сообщества Саламиниев, а затем, проведя необходимые подсчеты, передать часть средств архонту17.

Заключение

Таким образом, на основании всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы. Финансирование праздничных церемоний в древней Аттике осуществлялось благодаря привлечению различных средств, которые поступали в полисную казну, в частности использовались доходы, полученные от сдачи в аренду священных земель (теменосов). Арендодатели (различные сообщества) предоставляли деньги, а также мясо жертвенных животных. Контроль за поступлением этих средств осуществлялся как на уровне всего полиса, так и отдельных объединений, которые были весьма заинтересованы в достойном проведении праздничных церемоний, имеющих важное общественно-политическое значение.

Литература

Булычева 2015 - Булычева Е.В. Аренда храмовых земель и финансирование религиозных церемоний в Аттике в IV в. до н. э. // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2015. № 9. С. 9-17. Булычева 2018 - Булычева Е.В. Древняя Аттика в конце V-IV вв. до н. э.: Распоряжение общественной землей в полисе. М.: РГГУ, 2018. 246 с. Гвоздева 2013 - Гвоздева Т.Б. Награды на Панафинейских играх // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. 2013. № 3. С. 85-96.

Скржинская 2010 - Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье. СПб.: Алетейя, 2010. 464 с. Parke 1986 - Parke H.W. Festivals of the Athenians. N.Y.: Cornell University Press, 1986. 208 p.

Parke, Wormell 1956 - Parke H.W., WormellD.E. The Delphic oracle. Oxford: Blackwell, 1956. 436 p.

Rhodes 1985 - Rhodes P.J. The Athenian Boule. Oxford: Clarendon Press, 1985. 357 p.

17 Ibid. 90-91.

References

Bulycheva, E.V. (2015), "The lease of temple lands and the financing of religious ceremonies in Attica in the 4th century B.C.", RSUH/RGGU Bulletin. "History. Philology. Cultural Studies. Oriental Studies " Series, no. 9, pp. 9-17. Bulycheva, E.V. (2018), Drevnyaya Attika v kontse V—IV vv. do n. e.: Rasporyazhenie obshchestvennoi zemlei v polise [Ancient Attica at the end of 5th - 4th centuries B.C. The disposal of public land in the polis], RGGU, Moscow, Russia. Gvozdeva, T.B. (2013), "Prizes in Panathenaic games", RUDNJournal of World History, no. 3, pp. 85-96.

Parke, H.W. (1986), Festivals of the Athenians, Cornell University Press, New York, USA.

Parke, H.W. and Wormell, D.E. (1956), The Delphic oracle, Blackwell, Oxford, UK. Rhodes, P.J. (1985), The Athenian Boule, Clarendon Press, Oxford, UK. Skrjinskaya, M.V. (2010), Drevnegrecheskieprazdniki v Ellade i Severnom Prichernomor'e [Ancient Greek holidays in Hellas and the Northern Black Sea region], Aleteyya, Saint Petersburg, Russia.

Информация об авторе

Елена В. Булычева, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125047, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; bulychevalena@yandex.ru ORCID ID: 0009-0000-2117-7671

Information about the author

Elena V. Bulycheva, Cand. of Sci. (History), associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, 6, Miusskaya Sq., Moscow, Russia, 125047; bulychevalena@yandex.ru ORCID ID: 0009-0000-2117-7671

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.