Гридчин А.А.,
д.социол.н., заместитель директора Генерального секретариата международной организации уголовной полиции -ИНТЕРПОЛ, Лион (Франция) E-mail: [email protected] Пашкевич А.В.,
к. социол. н. , руководитель аппарата руководителя Антитеррористического центра государств-участников Содружества Независимых Государств - АТЦ СНГ, Москва (Российская Федерация) E-mail: [email protected]
ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ
МИРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
В работе освещаются вопросы финансирования международных проектов в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом, дается краткий анализ роли региональных и международных организаций как стабилизаторов мировой безопасности в условиях глобализации современного общества, а также ряд актуальных аспектов самого явления терроризма и особенности деятельности международных организаций в урегулировании конфликтов XXI века.
Ключевые слова: финансирование проектов, терроризм, международные и региональные организации, мировая безопасность, глобализация современного общества.
A.A. Gridchin, A.V. Pashkevich
FINANCING OF THE INTERNATIONAL PROJECTS DEDICATED TO FIGHT OF
TERRORISM AND EXTREMISM AS ONE OF THE KEY ELEMENTS IN THE CIRCUMSTANCES OF MODERN SOCIETY GLOBALIZATION
In the article there are highlighted features of financing of the international
projects dedicated to fight of terrorism and extremism, presented brief analysis of the role of regional and international organizations, as stabilizers of the world's security, in the circumstances of modern society globalization as well as some aspects of the phenomenon of terrorism, along with special aspects of these international organizations' activities in resolving conflicts of the XXI century.
Keywords: financing of international projects, terrorism, local conflicts, regional and international organizations, international security, globalization of the modern society.
Процесс трансформации современного общества затрагивает все его составляющие. Если раньше глобализации были подвержены: торговля, финансы и культура, то сегодня ведущие мировые политики и ученые активно обсуждают отношение общества к процессу глобализации локальных конфликтов, к угрозе глобального терроризма и экстремизма, а также к роли региональных и международных организаций, как стабилизаторов мировой безопасности [1].
Глобальный характер нового терроризма является реальностью, несмотря на отсутствие структуризации по территориальному принципу Так, «Исламское государство», деятельность которого запрещена в Российской Федерации и в целом ряде других государств, - международная исламистская суннитская террористическая организация, действовала, наиболее активно на территории Сирии (выборочно контролируя северо-восточные ее территории) и Ирака (отчасти контролируя территорию так называемого «суннитского треугольника») практически с 2013 года как мнимое государство (провозглашенное в качестве всемирного халифата 29 июня 2014 года) с шариатской формой правления и штаб-квартирой в сирийском городе Эр-Ракка. Наравне с Сирией и Ираком, ИГ или подконтрольные ему группировки также участвовали в боевых действиях в Афганистане, Пакистане, Ливии, Йемене, Нигерии. Разрозненные группировки ИГ и на сегодняшний день ведут террористиче-
скую деятельность в некоторых других странах региона.
Геополитическая ситуация в современном мире характеризуется расширением пространства конфликтов, а также наличием новых «игроков», которые, по оценкам экспертов, играют уже более значительную роль, нежели «Аль-Каида» [2]. Напомним, что в переводе с арабского «Аль-Каида» означает «база», на основании которой формируются сети террористов, которые в последующем распространяются по всему миру, действуя в условиях децентрализованного руководства.
Именно ими, такими как запрещенные в Российской Федерации «Исламское государство», «Талибан», «Джебхат ан-Нусра», «Аль-Шабааб», «Боко Харам», «Ансар Бейт аль-Макдис», «Джемаа Исла-мия» и др. на сегодняшний день в мире инициировано несколько сотен региональных конфликтов, нуждающихся в урегулировании [3].
В своем выступлении на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» Президент Российской Федерации Владимир Путин, характеризуя современное состояние конфликтов в мире, отметил: «Следующая очевидная угроза - это дальнейшее разрастание конфликтов на этнической, религиозной, социальной почве. Такие конфликты опасны не только сами по себе, они формируют вокруг себя зоны безвластия, беззакония и хаоса, где уютно чувствуют себя и террористы, и просто рядовые преступники, процветает пиратство, торговля людьми, наркобизнес» [4].
Современные конфликты, прежде всего вооруженные, формируют угрозу не только отдельному человеку, его фундаментальным правам и свободам, но и обществу в целом. Сегодня исключительно важно разработать, обосновать и применить эффективные способы профилактики и разрешения конфликтов, поддержания и защиты мира.
Одним из наиболее эффективных инструментов объединения усилий в международной практике в борьбе с терроризмом и экстремизмом на сегодняшний день является реализация программ региональных
и международных организаций, предусматривающих в том числе финансирование целевых проектов, направленных на борьбу с конкретным видом преступности. Цели подобных проектов акцентируют на точечной идентификации проблемы в том или ином регионе и ее поэтапном решении с привлечением компетентных партнеров на международном, региональном и государственном уровнях. Несомненно, подобные проекты реализуются с учетом опыта ранее имплементированных программ. В процессе их разработки необходимо помнить о необходимости устойчивого развития региона, а также предвидеть все возможные ситуации, представляющие риск для реализации компонентов проекта.
Формат подобных проектов должен соответствовать международным требованиям и методологии. При подготовке проектов необходимо наметить методологию имплементации и последующего мониторинга, в частности финансового, разработать и предложить мероприятия, отвечающие целям и задачам проекта, а также определить требования к отбору персонала, ответственного за реализацию проекта и его должностные обязанности. Количественный состав персонала может варьироваться, однако для эффективного выполнения поставленных задач он должен состоять из как минимум координатора проекта и сотрудников, которые отбираются в соответствии с проектными требованиями и планом его реализации.
Обоснование этапов, предложенных технических решений, а также мероприятий, направленных на повышение квалификации сотрудников, должно быть разработано с учетом требований, которые могут включать в себя анализ проблематики, юридическое и финансовое обоснование, признаки-индикаторы, поддающиеся объективной проверке, источники и средства контроля, предложения по дальнейшему развитию проекта.
Исходя из намеченных целей и задач проекта, его длительности, предложенной методологии и конкретных особенностей, в том числе региональных, производится как общий расчет бюджета, так и детальное
финансирование составляющих проекта. Так, при подготовке проектного предложения должны быть учтены затраты на техническую составляющую проекта (в большинстве проектов, направленных на борьбу с терроризмом и экстремизмом, предусматривается частичное или полное переоборудование и переоснащение правоохранительных структур средствами, обеспечивающими прямой доступ к базам данных различных региональных и международных организаций), организацию учебных программ и программ повышения квалификации, включая командировочные и транспортные расходы бенефициаров и персонала проекта, а также экспертов, приглашенных для имплементации проекта на временной или на постоянной основе, расходы на приобретение необходимого оборудования, страховые банковские расходы и др.
Детальное описание бюджета выполняется в формате, предложенном организацией-донором либо страной (группой стран) - донором. Это объясняется не только удобством представления и централизованным оформлением проектного предложения, но и необходимостью возможности его финансового мониторинга и аудита.
Подобная практика разработки и им-плементации проектов, направленных на борьбу с терроризмом и экстремизмом для международных организаций, выступающих в роли партнеров или спонсоров, получила в последние годы активное распространение.
Однако при этом необходимо отметить, что за последние десять лет (отсчет условно можно вести с начала распространения мирового финансово-экономического кризиса 2008 года и активного поиска в это время мировым сообществом путей его локализации и выхода из него) произошли значительные изменения в самой сущности терроризма. Эти «мутации» в террористической активности требуют соответствующе модифицированных реакций со стороны мирового сообщества.
Аналитиками Антитеррористического центра государств-участников СНГ
(АТЦ СНГ) уже в начале 2009 года на обсуждение антитеррористического сообщества стран Содружества ставились вопросы формирования стратегий противодействия экстремистским и террористическим угрозам в условиях текущего общемирового кризиса и формирующихся под его воздействием трансформированных проявлений терроризма и экстремизма.
Полагаем сейчас уже можно отметить ряд конкретных изменений, которые произошли в террористической активности.
Во-первых, терроризм определенно стал инструментом для решения теми или иными странами, финансовыми, промышленными и политическими группами своих внешнеполитических и внутриполитических вопросов.
Во-вторых, терроризм в значительной своей части перерос в формат диверсионной деятельности. Под эгидой терроризма и насильственного экстремизма решаются вполне глобальные экономические задачи. А возможными для применения в будущем объектами диверсионно-террористической активности, в основном становятся объекты транспорта, связи, критически важной энергетической инфраструктуры, а также военные объекты, такие как склады оружия.
В-третьих, как о свершившемся факте можно говорить о том, что террористическая и экстремистская активность приобрела новое качество и стала частным случаем локальных боевых действий.
Эти трансформации сами по себе заставляют нас пересмотреть современное состояние контртеррористической безопасности, требуют глубокого анализа и коллективной выработки государствами, международными и региональными организациями таких стратегий, которые бы в полной мере соответствовали реалиям современного терроризма, в том числе и подхода к финансированию международных проектов, направленных на борьбу с терроризмом и экстремизмом.
В связи с этим хотелось бы уточнить, что для упорядочения противоречий в мире и разрешения жарких конфликтов существуют структуры, ориентированные на
осуществление и реализацию проектов, направленных на борьбу с терроризмом и экстремизмом. Среди указанных выше структур можно отметить Организацию Объединенных Наций, Международную Организацию Уголовной Полиции ИНТЕРПОЛ, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также ряд других, в том числе организаций регионального уровня, таких как антитеррористический центр Содружества Независимых Государств, Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества и Организация Договора о коллективной безопасности, являющихся стабилизаторами мировой безопасности.
В соответствии с установленными правилами и нормативными актами этих организаций главной целью этих структур является установление и поддержание мира и безопасности в мире. В результате данные структуры наделены полномочиями по принятию коллегиями эффективных решений, в том числе финансовых, с целью предотвращения угроз мировой безопасности, террористических актов и других тяжких правонарушений. В обязанности данных структур также входит оказание содействия при международных спорах, способных привести к дестабилизации мира. Сотрудники могут пользоваться и применять дипломатические подходы для урегулирования конфликтов, а также организовывать работу в соответствии с принципами международного права. Так, ООН постоянно осуществляет миротворческие миссии и обладает значительными организационными ресурсами, необходимыми для их реализации [5]. В настоящее время выработаны и приняты к использованию и применению нормы международного права, где определен процесс урегулирования международных отношений.
Наряду с ООН, одну из ключевых ролей в борьбе с глобализацией терроризма и урегулирования конфликтных ситуаций в мире играет Международная организация уголовной полиции - ИНТЕРПОЛ. На сегодняшний день членами ИНТЕРПОЛ являются 192 государства. Именно вопросам поддержания общественной безопасности
и борьбы с терроризмом этой организацией уделяется особое внимание.
Глобализация терроризма является предметом общей и возрастающей озабоченности и для стран-участниц ОБСЕ. Как отмечается в документах, регламентирующих деятельность Антитеррористического подразделения данной организации, тесное международное взаимодействие является важнейшим элементом и решающим фактором эффективного проведения антитеррористической политики и сотрудничества между странами-участницами.
Все эти организации вносят свой весомый вклад в создание и финансирование международных и региональных проектов в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом. И сегодня, рассуждая о мировой безопасности, было бы неправильным не отметить конкретные государства, группу государств или даже регионы, подверженные в различной степени террористическим проявлениям.
Удаление ИГИЛ как государства, с одновременной потерей его территориальной «целостности», а также потеря способности насаждать контроль и управление «политическими институтами» на обширном пространстве Ближнего Востока вынудят выживших и новых последователей «халифата» искать новые базы, отмечает издание Inopressa со ссылкой на материалы, опубликованные в итальянской газете La Repubblica [6].
Издание Inopressa выделяет целый ряд мест, в которые могут перебросить свои силы последователи «халифата». Во-первых, это небольшие области Сирии, где до сих пор частично под контролем ИГИЛ находятся незначительные территории, такие как юг от Дейр-эз-Зора вплоть до бывшей границы с Ираком, которую упразднило провозглашение «халифата».
Во-вторых, это ближайший сосед -Ирак, где противостояние между «пешмер-га» и иракскими солдатами в районе Киркука позволило джихадистам вновь появиться в провинции Дибис.
В-третьих, это Ливия - самый первый регион военных действий, а также самый близкий и опасный для Европы. От-
сутствие наличия организованного государства, управляемых и подконтрольных государству вооруженных сил и полиции, делает Ливию самым уязвимым местом, где джихадисты попробуют переорганизоваться.
Афганистан - еще одна территория, где ИГИЛ, бросив вызов «Талибану» в борьбе за гегемонию джихада, заключило союз с «Сетью Хаккани», фундаменталистской группировкой, которая отличается от других крайней жестокостью проводимых терактов, в которых не щадят даже мусульман. В конце января со ссылкой на данные собственного исследования ВВС сообщила, что боевики группировки «Исламского государства» стали более активны в этой стране, чем прежде. Но при этом их влияние в регионе по-прежнему гораздо менее значительное, чем у боевиков «Талибана», которые, по данным того же BBC, контролируют уже до 70% территории Афганистана [7].
В Египте входящие в бедуинские племена фундаменталисты дали клятву верности «Исламскому государству». В результате фундаменталисты сосредоточились на Синайском полуострове и нападают на вооруженные силы Египта и полицию.
Часть боевиков ИГ может перебазироваться в Африку и Филиппины, а также другие регионы, в том числе в страны СНГ, в первую очередь, Центрально-азиатского региона.
В связи с этим особенную актуальность имеет информация АТЦ СНГ о формировании новых баз боевиков ИГИЛ в Афганистане и Пакистане, откуда они готовят так называемые «атаки вдохновения» или одиночные атаки боевиков на территории стран СНГ. Призывы к таким атакам уже представлены в медийном пространстве, организованном ИГИЛ на языках народов СНГ.
По данным Антитеррористического центра СНГ, сейчас происходит обновление боевого ядра ИГИЛ, поэтому возрастает интенсивность вербовки молодежи Афганистана и представителей схожих этнических групп с целью последующего их обучения в лагерях подготовки боевиков.
Подобное «перераспределение» сил делает очевидным необходимость формирования более «широкого» взгляда на развитие обстановки в мире. И, как представляется, особую роль в этом играют ранее упомянутые региональные и международные организации. Именно на их «площадках» возможно консолидированными усилиями собрать разрозненную информацию в единую картину трансформации террористических и экстремистских угроз, установить новые места дислокации международных террористических организаций, определить основные направления их «ударов». Региональные и международные организации, несомненно, играют важнейшую роль в формировании стратегии противодействия этим угрозам, создании и развитии эффективных механизмов их локализации и устранении, в том числе посредством создания целевых программ и финансирования международных проектов.
Именно эти организации определяют результативность борьбы с чумой XXI века - терроризмом и экстремизмом. Именно от них мировое сообщество ожидает повышения эффективности работы, связанной с финансированием проектов в сфере борьбы с подобными явлениями.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гридчин А.А. Пашкевич А.В. Тенденции трансформации международного терроризма. - Социально-гуманитарные знания. - 2015. №8. - С.30-38.
2. Поколение «смерть». - Мир и политика. № (106)7. - 2015. - С.38-41.
3. Гридчин А.А. Методология урегулирования региональных конфликтов. -Свободная мысль. 2009. № 7 - (1602). С. 121-128.
4. «Заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай». - Президент России. Официальный сайт. -news.kremlin.ru/transcripts/46860/print - 8 с.
5. Гридчин А.А. Международные полицейские силы в миротворческих миссиях ООН. - Белгород, 2001.
6. Что остается от ИГИЛ? -https://www.inopressa.ru/article/18oct2017/re pubblica/isis01
7. Террористы, дислоцирующиеся на территории Афганистана, могут организовывать одиночные атаки боевиков на территории стран СНГ. -http://www.newsru.com/world/20feb2018/ne wisis.html
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Gridchin A.A., Pashkevich A.V. Transformation tendencies of international terrorism. - Social-humanitarian sciences. -2015. - №8. - p. 30-38.
2. Generation "death". - World and politics. № (106)7. - 2015. - p. 38-41.
3. Gridchin A.A. Methodology of regional conflict resolving. Liberal idea. 2009. № 7 - (1602). p. 121-128.
4. Meeting of the international discussion club "Valday". - President of the Russian Federation. - Official site. -news.kremlin.ru/transcripts/46860/print - p. 8.
5. Gridchin A.A. International police forces in the peace-keeping missions of the United Nations. - Belgorod. 2001.
6. What is remaining of ISIS?-https://www.inopressa.ru/article/18oct2017/re pubblica/isis01
7. Terrorists, located on the territory of Afghanistan, may organize individual attacks on the territory of the CIS countries. -http://www.newsru.com/world/20feb2018/ne wisis.html