значительные территории, где расположено наибольшее количество объектов культурного наследия, включая выявленные, которые могут быть отнесены в большинстве своем к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, улучшится учет объектов культурного наследия, будут созданы более благоприятные условия для их сохранения.
С другой стороны, предоставление права разработки целевых муниципальных программ сохранения объектов культурного наследия при организации системы многоканального финансирования таких мероприятий позволит разгрузить республиканский бюджет, оптимизировать управление финансовыми потоками и повысить эффективность работ по сохранению объектов наследия.
Внедрение механизмов государственно-частного партнерства, в совокупности с вышеизложенными мероприятиями, позволит существенно улучшить инвестиционный климат в сфере сохранения и рационального использования историко-культурного наследия, будет способствовать развитию въездного и внутреннего туризма за счет расширения инфраструктуры индустрии туризма и гостеприимства (создания в отреставрированных зданиях-памятниках малых гостиниц и других средств размещения, предприятий питания, сувенирных мастерских и магазинов и т. д.), расширения числа туристских достопримечательностей (за счет открытия новых музеев и других объектов показа, создания комплексных музеев-заповедников республиканского и муниципального значения и т. д.).
Список литературы:
1. Из вступительного слова на совместном заседании президиума Госсовета и президиума Совета по культуре и искусству Президента РФ В.В. Путина. 23 марта 2005 г., Кострома. - URL: http: //www. archive kremlin.ru/text/appears/2005/03/85741. shtml (дата доступа 16.02.2013).
2. Матвеева Л. Д., Лебедев А.И. Создание Республиканской туристической информационной системы и ее роль в формировании имиджа Республики Башкортостан // Вестник УГУЭС. - 2012. - № 2 (2). - С. 37-41.
3. Федеральныù закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 // Российская газета. - 2002. - № 116-117.
4. Нудненко Л.А. Проблемы правовой регламентации охраны памятников истории и культуры в России. - URL: http://www.juristlib.ru/book_9615.html (дата доступа 17.02.2013); Каркачев К.А. Участие Рос-охранкультуры в судебных процессах, связанных с нарушением режимов использования земель в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, на примере судебной практики Нижне-Волжского управления Росохранкуль-туры. - URL: http://www.juristlib.ru/ book_7781.html (дата доступа 17.02.2013).
5. Лихачев Д.С. Избранное о культурном и природном наследии / Экология культуры: Альманах Института Наследия «Территория». - М.: Институт Наследия, 2000. - С. 17.
6. Дзасохов A.C. О мерах по сохранению историко-культурного наследия народов Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. - 2009. - № 5 (372). - С. 7.
7. Сохранение культурного наследия: каждый день в России исчезают 3 памятника. - URL: http://news. mail.ru/ society/6533859/ (дата доступа 16.02.2013).
8. Охрана культурного наследия Республики Башкортостан. - URL: http://www. mknprb.ru/File/oxrana% 20nasledia. rtf (дата доступа 17.02.2013).
9. Электронный ресурс: http://archive.kremlin.ru/text/ap-pears2/2005/03/23/96108.shtml (дата доступа 16.02.2013).
10. Лебедев А.И. Становление и развитие органов государственной охраны памятников истории и культуры в 1917-2010 годах (по материалам Башкирии): Научное издание. - Уфа: УГУЭС, 2012. - С. 126.
11. Конституция Российской Федерации. - М.: Издательство «Ось-89», 2001. - С. 14.
12. Сохранение памятников истории и культуры на основе государственно-частного партнерства. - URL: http:// www.gipanis.ru/?level=351&type=page (дата доступа 17.02.2013).
13. Латыпов B.C.. Воротников A.M. Перспективы использования государственно-частного партнерства в сфере культуры и развития культурно-познавательного туризма // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2010. - № 4 (45). - URL: http://dpr.ru/ journal/journal_43_9.htm (дата доступа 17.02.2013).
-
Чинаев Т.В.
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Региональная экономика и управление» Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа
Шаяхметов И.Т.
доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика и менеджмент» Уфимского государственного университета экономики и сервиса, Россия, г. Уфа
УДК 332.834.13
ФИНАНСИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В ЖИЛИЩНОМ СЕКТОРЕ РЕГИОНА: КРЕДИТНЫЙ АСПЕКТ
В статье реализуется попытка исследовать некоторые теоретические и практические особенности и необходимость финансирования инвестиционных процессов в жилищном секторе региона с помощью кредитования.
Ключевые слова: инвестиции, финансирование, ипотечный кредит, система, отрасли экономики, регион.
FUNDING INVESTMENT PROCESSES IN THE REGION HOUSING:
ASPECT OF CREDIT
The paper attempts to explore implemented some of the theoretical and practical aspects of financing the investment processes in the housing sector in the region through lending.
Key words: investment, financing, mortgage loan system, economic sector, region.
В экономических отношениях «кредитор - заемщик» первый уступает принадлежащий ему денежный капитал заемщику на определенный период времени на условиях возвратности, срочности и платности. В рамках этих отношений специфические условия для заемщика возникают в том случае, когда есть особая институциональная поддержка данного направления кредитования. Например, имеются государственные гарантии какого-либо вида кредитования, уменьшающие риск для кредитора, или имеются льготы по налогообложению. Только очевидные дополнительные выгоды для кредитора служат основанием для предпочтительного выделения данного направления кредитования. Если рассматривать процесс в целом, то он укладывается в рамки общих закономерностей движения ссудного капитала, когда капитал авансируется ради получения прибыли, то есть самовозрастания. В этом случае кредит для кредитора
представляет особую форму авансирования капитала для получения прибыли.
Рассмотрим ипотечное кредитование как источник финансирования инвестиций. Из экономической науки известно, что в условиях развитой конкуренции норма доходности особых форм капитала выравнивается, и ипотечное кредитование подчиняется общим законам движения авансирования капитала. Так выглядит ипотечный кредит с точки зрения движения индивидуального капитала. Но с общественной точки зрения роль экономической сущности ипотечного кредита будет важна, если он будет потрачен заемщиком на потребительские цели, приобретение ценных бумаг, основной капитал, жилищное строительство, поскольку именно эти области инвестиций создают условия для формирования благоприятной социальной среды. В связи с чем необходимо подчеркнуть важность общественного значения направлений
использования заимствованных средств. Следует отметить, что выделенные кредитные средства направляются в реальный сектор экономики. Это способствует решению ряда социально-экономических проблем: приобретению гражданами важнейшего жизненного блага - жилья; созданию рабочих мест; получению дополнительных доходов для рабочих и предпринимателей. В связи с чем целевая направленность ипотечного жилищного кредита (далее ИЖК) и результаты его целевого использования отличают его от других форм кредита, где он приобретает форму инвестиций в реальный сектор экономики. Следовательно, инвестиции в жилищное строительство расширяют потребительский рынок и социальные блага, они же выступают как инвестиции в основной капитал, тем самым расширяя рынок средств производства и предпринимательские блага [8].
На основе выделения экономического содержания ИЖК можно сделать вывод, что он служит эффективным средством превращения наличных сбережений в инвестиции, и это способствует росту экономики. В свою очередь, рост экономики служит основой для социально-экономического развития страны. Тем не менее необходимо учитывать, что выражение общественного назначения ИЖК заключается в его специфических проявлениях функциональных особенностей соответствующих кредитных отношений.
Рассмотрим, как их систематизируют ряд авторов.
1. И.В. Павлова рассматривает данные специфические проявления следующим образом: 1) обеспечение мобилизации средств на финансирование кредитов; 2) предоставление и обслуживание кредитов; 3) рождение и осуществление функций инвестора [2].
2. М.П. Логинов выделяет другие: 1) стабилизирование гражданского оборота; 2) инструмент поддержания финансово-плановой дисциплины на должном уровне; 3) гарант прав и закладных интересов кредиторов; 4) обеспечение перехода национальных богатств в руки отдельно и эффективно действующих собственников [5].
3. У С.М. Печатниковой свой взгляд: 1) перераспределение ресурсов между регионами, отраслями и секторами экономики посредством продаж долговых ценных бумаг, обеспеченных пулом; 2) помощь кредиторам и строителям при падении процентных ставок в будущем, через выпуск обязательств по участию в покупках ипотек с фиксированной процентной ставкой или доходностью; 3) выравнивание потоков ипотечных средств [7].
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что ИЖК как механизм реализации соответствующих кредитных отношений позволяет опреде-
лить специфические проявления перераспределительной и стимулирующей функции кредита этой сферы:
• Социальное
ИЖК позволяет государству снять часть социальных задач, стоящих перед органами государственной власти по повышению жизненного уровня населения. Это относится к улучшению жилищных условий, общему подъему качества жизни.
• Потребительское
Очевидно, что ИЖК стимулирует потребление. Во-первых, потребители, стремясь к извлечению максимума полезности, начинают обоснованно и взвешенно оценивать свои текущие и будущие доходы. Во-вторых, ИЖК создает новые формы активов как для потребителей, так и для кредиторов, что в дальнейшем приводит к созданию новых финансовых инструментов - ипотечных закладных и производных ценных ипотечных бумаг.
• Инвестиционное
ИЖК обеспечивает взаимосвязь между денежными ресурсами населения, кредитными учреждениями и предприятиями стройиндустрии, направляя финансовые средства в реальный сектор экономики, стимулируя, таким образом, платежеспособный спрос населения, укрепление кредитно-финансовой системы, оживление и развитие многих смежных секторов экономики [1].
В результате ИЖК, путем перераспределения долгосрочных финансовых ресурсов, реализуются инвестиционные интересы кредиторов, обеспечивается расширение потребления населения, стимулируется развитие экономики и решаются важные социальные задачи.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что ИЖК представляет собой особую разновидность кредита. Его специфика заключается в особом субъектно-объектном составе, предопределяющем крупные размеры и длительные сроки этого кредита, высокую степень риска и соответствующее обеспечение способа исполнения обязательств залогом недвижимого имущества, необходимость расширения состава инвесторов, финансирующих предоставление этих кредитов, а также вовлечения в процесс кредитования государства в его право-определяющих и правообеспечительных функциях и функциях соинвестора.
Следовательно, в соответствии с главной целью системы ИЖК она выполняет следующие ключевые задачи:
- стимулирует оборот жилого недвижимого имущества, когда иные способы экономически нецелесообразны или юридически невозможны;
- является экономическим инструментом привлечения источников финансирования в область материального производства.
Однако одним из важных аспектов этой системы являются принципы ее организации. Следует отметить, что если построение системы ИЖК будет основано только на общих принципах кредитования (возвратность;
платность; срочность; обеспеченность; целевой характер), тогда не будут учтены все отличительные признаки ИЖК. Следовательно, основные принципы организации данной системы будут следующими - см. табл.
Принципы организации системы ипотечного жилищного кредитования
№ Принципы Содержание
1 Целостность Предполагает установление взаимосвязанности и взаимозависимости всех элементов системы, четкое распределение прав и обязанностей между участниками системы, непротиворечивое и справедливое для всех ее участников законодательство, а также определенно установленных связей между всеми элементами системы, определение роли и места каждого элемента системы, унификацию и стандартизацию взаимосвязей и процессов, протекающих между всеми элементами системы.
2 Открытость Показывает необходимость ориентации системы на реализацию множества программ, моделей, схем ИЖК и различных типов потребителей, а также создания равной информированности всех участников ипотечного процесса и предоставления достоверной и доступной информации друг другу участниками этого процесса.
3 Рыночная ориентация Предполагает организацию системы, ориентированной не на бюджетные средства, а на эффективное использование финансовых ресурсов, привлеченных с кредитного, финансового рынков и собственных средств населения с целью получения прибыли и приобретения жилья. Также выражает необходимость формирования и развития системы, которая должна способствовать реализации целей, задач и интересов всех участников процесса ИЖК, а также иметь положительный результат от своей деятельности.
Необходимо учитывать отличие роли данной системы от функции кредита в этой сфере. Если функция - есть выражение общественного назначения ИЖК, то через роль данной системы раскрываются результаты использования этого кредита на основе выполняемых функций. Но, несмотря на различие понятий функций и роли данной системы, они взаимосвязаны.
Прежде чем перейти к рассмотрению роли системы ИЖК в финансировании региональных инвестиционных процессов, необходимо отметить, что в экономической теории по вопросу о роли кредита в экономике выделяется несколько теорий. Так, Дж. Кейнс, базируясь на капиталотворческой теории, обосновал принципы кредитного регулирования экономики, согласно которым кредит определяет экономическое развитие. Теория монетаризма Милтона Фридмана основными инструментами регулирования экономики называла изменение денежной массы и процентных ставок, что дает возможность чередовать кредитную экспансию и рестрикцию [3]. Нельзя не заметить, что кредит имеет
немаловажное значение в современной региональной экономике.
Роль системы ИЖК в обеспечении экономического роста региона достаточно велика. Развитие ипотечного бизнеса позитивно влияет на реальный сектор экономики, вследствие чего увеличиваются объемы производства в ряде отраслей промышленности, возникает возможность модернизации производства, которая приводит к повышению качества и конкурентоспособности продукции практически во всех отраслях. Это, в свою очередь, увеличивает экономический потенциал региона, содействует повышению инвестиционной активности [6].
Таким образом, система ИЖК является механизмом, который обеспечивает взаимосвязь между денежными ресурсами населения, банками и предприятиями стройиндустрии, направляя финансовые средства в реальный сектор экономики. Она также будет стимулировать платежеспособный спрос населения, укреплять кредитно-финансовую систему, способствовать оживлению и развитию многих
секторов экономики. Следовательно, в целом улучшит экономическую ситуацию в регионе. В конечном счете развитие системы ИЖК способствует преодолению социальной нестабильности в обществе путем удовлетворения потребностей населения в жилье.
Известно, что ВРИ, являющийся показателем уровня экономического развития региона, связан с объемом наличной и безналичной денежной массы коэффициентом денежного обращения. В 2011 году ВРИ Республики Башкортостан был равен 951,7 млрд. рублей [9], а объем денежной массы - 448 млрд. рублей. Таким образом, один рубль денежной массы в республике создает два рубля ВРИ. Естественно, что дополнительное вовлечение в оборот денежной массы, имеющейся в накоплении у населения (темпы роста денежных доходов опережают темпы роста потребительских расходов, вследствие чего повышается объем накоплений) [9], даст существенный мультипликационный эффект. Кроме того, мировой опыт, а также опыт российских регионов показывает, что ипотечное кредитование обладает четырехкратным мультипликативным эффектом. Это значит, что каждый рубль этого кредита в конечном итоге вовлекает в хозяйственный оборот не менее четырех рублей из средств граждан [4]. Очевидно, что благодаря этой системе можно задействовать огромные финансовые средства, хранящиеся на руках у населения, например, в виде наличной иностранной валюты.
Большое значение ИЖК имеет для повышения эффективности функционирования банковской системы региона. В частности, ИЖК более безопасны для банков, чем другие виды, поскольку при невозврате кредита кредитор реализует залог и возвращает свои средства. Более того, заемщики, кредитующиеся в банке, держат в нем свои сбережения, открывают расчетные счета. Специалисты отмечают, что операции с недвижимостью часто являются менее рискованными по сравнению с текущими кредитными операциями коммерческих банков.
Этот вид кредитования является одним из самых надежных и проверенных на практике способов привлечения инвестиций в жилищную сферу. Он влечет за собой подъем производства в различных отраслях строительной индустрии: стеклопро-изводстве, деревообработке, изготовлении металлоконструкций и других. Существенно влияет на развитие сопряженных со строительством других многочисленных сфер деятельности, таких как: возведение объектов инфраструктуры, предприя-
тий торговли, городской транспорт, образование, проектирование, дорожное строительство.
ИЖК способствует переводу денежных средств в эффективные и надежные отрасли, а именно: в жилищное строительство, производство строительных материалов, сопутствующих товаров, работ и услуг, стимулируя таким образом развитие легкой, обрабатывающей промышленности, связи, транспорта и сельского хозяйства. Привлечение инвестиций в жилищное строительство ведет к снижению издержек производства, что, в свою очередь, влияет на развитие системы потребления, позволяя членам общества получать больше благ в настоящем и осуществлять новые инвестиции в строительство и смежные отрасли. Кроме того, ИЖК позволяет государству снять часть проблем, стоящих перед органами власти по повышению жизненного уровня населения. Это относится к улучшению жилищных условий, общему подъему качества жизни. Итак, данная система оказывает значительное влияние на объемы финансирования инвестиций в жилищный сектор региона.
Список литературы:
1. Валиев Ш.З., Чинаев Т. В. Ипотечное кредитование в региональной экономической системе. - Уфа: Ди-зайнПолиграфСервис, 2008. - 128 с.
2. Павлова И.В. Ипотечное жилищное кредитование в России: история и современность // Банковское дело. - 2000. - № 10. - С. 34.
3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. - М., 1978; X. Зайдель, Р. Теммен. Основы учения об экономике / Пер. с нем. - М., 1994.
4. Лактионов А.Н. Современные финансово-кредитные инструменты организации финансирования жилищного строительства // Дайджест-финансы. -2005. - № 6. - С. 42.
5. Логинов М.П. Система ипотечного жилищного кредитования в России: проблемы и пути решения // Деньги и кредит. - 2002. - № 4. - С. 17.
6. Нугаев Р.А., Кириченко Е.Г. Региональные схемы ипотечного кредитования и проблемы их дальнейшего развития // Деньги и кредит. - 2004. - № 10. - С. 25.
7. Печатникова С.М. Жилищный ипотечный рынок, как он построен? // Финансовый менеджмент. - 2004. - № 5. - С. 24.
8. Федорова А.Е. Ипотечное кредитование в системе экономических отношений / Дис. на соиск. учен, степ. канд. экон. наук. - Екатеринбург, 2006. - 165 с.
9. Электронный ресурс: http://www.bashkortostan.ru/ investment and finance/.
Шендерова C.B.
доктор экономических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Россия, г. Санкт-Петербург
УДК 378.11-044.325
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗА: ФАКТОРЫ И ВОЗМОЖНОСТИ
В статье проанализированы основные факторы, которые необходимо учитывать в ходе применения лучших управленческих практик ведущих университетов мира в российских вузах. Это: исторические особенности взаимоотношений вузов и государства; внешняя институциональная среда экономической деятельности вузов, включая государственный контроль их инновационных образовательных проектов (ИОП); репутационный фактор и ряд иных внутривузовских факторов. Автором разработана организационная схема управления вузом, которая может быть использована при реформе вузовского топ-менеджмента.
Ключевые слова: организационные изменения, внутривузовский менеджмент, проректор, репутация университета, институциональная среда, инновационные образовательные проекты (ИОП).
ORGANIZATIONAL CHANGES IN THE STRUCTURE OF THE UNIVERSITY MANAGEMENT: FACTORS AND OPPORTUNITIES
The author analyzes the main factors need to be taken into account during the implementation of the world-class universities" best practices in Russian higher education institutes (HEIs). There are the history of the interactions between HEIs and the state, the external institutional environment for HEIs economic activities including state control restrictions for their innovation educational projects, the influence of the reputation considerations and some factors of theHEFsinternal institutional environment. The author works out the organizational chart, which can be used for the Russian HEI top-management system reform.
Key words: organizational changes, HEI management, vice-rector, university reputation, institutional environment, innovation educational projects.
При бенчмаркинге университетов и их экономико-управленческих практик с целью выявления наиболее применимого в российских условиях опыта следует учитывать влияние исторического, общеинституционального и репутационного факторов. Российским вузам в силу исторических предпосылок в наибольшей степени свойственна ориентация на государственное финансирование и регулирование. Естественным образом и общеэкономические институциональные факторы не способствовали развитию предпринимательства как в России в целом, так и в университетской среде.
Это, по мнению автора, обусловливает одно из коренных и труднопреодолимых различий между российским и американским обществом в целом и образованием в частности. Не стоит забывать: не только интеллектуальный потенциал американских университетов, но и экономика США выросли
после Второй мировой войны, - физически, экономически и интеллектуально искалечившей Европу и Россию.
Американские университеты начали процветать значительно позже Великой депрессии, к которой привел разгул монополизированного бизнеса. Среди основ их лидерства развитое налоговое право и незыблемость основного института - прав собственности, позволяющие бизнесу вкладывать колоссальные средства в университеты и даже основывать их; социальное измерение в деятельности государства и бизнеса; действенность высшего образования как института вертикальной мобильности, и, наконец, общий рост благосостояния и продолжительности жизни населения, имеющего возможность и мотивы предъявлять спрос на дополнительные услуги университетов.
На этом базируется концепция обучения в течение всей жизни lifelong learning (LLL), построение на