Научная статья на тему 'Филюшкин А. И. История России с древнейших времен до 1801 г. : пособие для вузов. М. , 2004. 336 с.'

Филюшкин А. И. История России с древнейших времен до 1801 г. : пособие для вузов. М. , 2004. 336 с. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1330
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Филюшкин А. И. История России с древнейших времен до 1801 г. : пособие для вузов. М. , 2004. 336 с.»

2005

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 2, 2005, вып. 2

РЕЦЕНЗИИ

Филюшкин А.И. История России с древнейших времен до 1801 г.: Пособие для вузов. М., 2004. 336 с.

В 2004 г. в издательстве «Дрофа» вышла новая книга А.И. Филюшкина, статус которой определен как «учебное пособие», имеющее официальный гриф Министерства: «Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия по дисциплине “Отечественная история” для студентов высших учебных заведений неисторических специальностей». По сути же это учебник, который может быть использован не только (и даже не столько) как вспомогательная, дополняющая основной объем материала книга, но и как базовая учебная книга при прохождении курса. Причем сразу следует отметить, книга по многим показателям выгодно отличается от некоторых изданий, вышедших в последнее десятилетие и носящих гордое звание «учебники», учебники для исторических специальностей.

Создание учебника - задача чрезвычайно сложная. Хороший учебник должен удовлетворять нескольким взаимоисключающим требованиям. Во-первых, читатель в праве ожидать, что, с одной стороны, учебник будет содержать ясную систему фактов, набор которых прошел проверку временем. С другой стороны, в учебнике приветствуется информация о новейших изысканиях специалистов. Во-вторых, учебники по историческим дисциплинам должны вмещать в себя достаточное количество занимательных подробностей, без которых история суха и неинтересна. С другой стороны, тексты должны быть достаточно краткими и жестко структурированными, поскольку они предназначены и для систематического заучивания. В-третьих, учебник должен быть современным и по кон-

© В.В. Долгов, 2005

цепции, и по подаче материала. С другой стороны, учебник по отечественной истории - это канал сохранения интеллектуальной традиции, инструмент формирования национальной идентичности, которая неизбежно разрушится, если между учебниками, по которым училось поколение отцов и поколение детей, будет радикальное различие. Рецензируемая работа являет собой вполне удачный пример решения многих методических проблем.

В пособии весьма четко соблюдается равновесие между различными теоретическими подходами к наиболее сложным основополагающим проблемам отечественной исторической науки. Так, в главе, посвященной этногенезу славян, автор стремиться в сжатой и емкой форме представить основные концепции происхождения восточнославянской общности. И хотя за пределами внимания остались некоторые подходы (например, недостаточно внимания уделено концепции балто-славянского единства, родоначальником которой был Шахматов), можно считать, что А.И. Филюшкину это вполне удалось. По прочтении пособия студент будет иметь ровно тот объем информации, который реально можно запомнить и который на самом деле необходим для человека с высшим образованием.

Крометого, А.И. Филюшкину удалось точно дозировать традиции и новации в отборе фактов. Например, в главе, посвященной образованию Киевской Руси наравне с марксисткой концепцией экономической обусловленности процесса политогенеза, знакомой всем, прошедшим школу советского обществознания, содержится иной взгляд на образование государства путем институализации рэкета. Обращение к этой теории непривычно для отечественной учебной литературы, для которой формирование государственности - это почти сакральный процесс, описываемый в исключительно возвышенных категориях. Тем не менее такое отклонение от учебной традиции в раскрытии данной темы выглядит вполне

оправданно, поскольку не только знакомит студента с весьма распространенной на сегодняшний день концепцией, но и позволяет связать историю с актуальными явлениями современности.

Ни для кого не секрет, что формирование культуры абстрактного мышления в современной школе оставляет желать много лучшего. Поэтому для того, чтобы обеспечить преемственность образовательного процесса, университетским преподавателями приходится апеллировать не только к понятийно-терминологическому аппарату науки, но и к повседневному сознанию. Впрочем, подобный прием весьма часто использовался и раньше (можно взять для примера хотя бы курс лекций В.О. Ключевского, который делал это блестяще). Главное, чтобы это «снижение» выводило в конечном итоге к «подъему», т.е. к пониманию важных фактов, осознание которых будет для обучаемых шагом вперед. Именно так строится изложение материала в пособии А.И. Фи-люшкина. Механизм формирования государства через завоевание, через политическое насилие сначала объясняется путем конструирования понятного для вчерашнего школьника образного примера {«Отряд подобных удальцов просто приходил в ближайшее селение и объявлял, что будет собирать с него дань. Несогласных с такой постановкой вопроса убивали или заставляли платить силой. Взамен воины предлагали свою защиту...»). Затем это проговаривается с использованием метаязыка науки, т.е. выводится на теоретический уровень («Таким образам, государство образуется, по выражению историка Ч. Тилли, путем институализации рэкета. Оно рождается как институт для обеспечения монопольного права власть имущих на налогообложение и применение насилия. Это приводит к установлению социального и имущественного неравенства и расслоению общества»).

Эпоха московского средневековья выписана в учебнике особенно удачно. Наряду с выверенной системой «школьных» фактов, освоение которых составляет необходимый и обязательный minimum программы, учебник содержит массу «вкусных» малоизвестных подробностей, которые делают чтение по-на-стоящему увлекательным. Помимо политических реформ и боевых действий, описание которых привычно в учебной литературе, много

внимания уделено анализу социально-психологических явлений (легенд и народной молвы, идеологии и массового сознания), влияние которых на исторический процесс в отечественной исторической науке было недооценено. Так, например, весьма колоритен рассказ о генеалогических проблемах, которые пришлось преодолевать Василию Ш. Обычно учебники ограничиваются лишь указанием на бесплодие первой жены великого князя и на вызванный этим обстоятельством повторный брак. Но разве не важно для понимания духа эпохи знать об обвинениях в колдовстве, которые были выдвинуты Соломонии Сабуровой? Разве не характеризует время молва о тайно рожденном и чудом спасшемся сыне Соломонии, который стал знаменитым лесным разбойником Кудеяром? Разве можно пренебречь упорными слухами о «нецарском» происхождении Ивана Грозного, которые, возможно, стали причиной его патологической подозрительности и крайней жестокости? Обо всем этом студент узнает в новом учебнике.

Следует отдельно отметить, что А.И. Фи-люшкину удалось нащупать верную стилистику языка, которым написан учебник. Стараясь противопоставить обезличенному и неэмоциональному языку советских учебников нечто новое, некоторые авторы пустились разнообразить учебные тексты «литературными красотами» весьма сомнительного качества.

А.И. Филюшкин же проявил достаточно вкуса и такта, чтобы избежать, с одной стороны, сухого и серого официоза, с другой - наивного и бессодержательного украшательства. Учебник написан в стиле увлекательного рассказа, этим мастерски владели историки дореволюционной школы.

Итак, перед нами качественное учебное пособие, которое отвечает назревшим потребностям вузовского преподавания истории Отечества. Думается, однако, что было бы целесообразно продолжить начатую работу в двух направлениях. Во-первых, было бы хорошо дополнить книгу написанными в том же ключе разделами по истории России Х1Х-ХХ вв. Это позволило бы создать исчерпывающий учебник для неисторических факультетов вузов, который преподаватель мог бы рекомендовать студентам как основную (и достаточную для подготовки к экзамену) книгу Во-вторых, рассматриваемое

пособие имеет все потенции для превращения в полноценный учебник для студентов-истори-ков. Для этого, как кажется, стоило бы, не меняя хронологических рамок, дополнить учебник главами по истории культуры и искусства, более подробным картографическим материалом, различными вспомогательными схемами, генеалогическими и хронологическими таблицами, иллюстрациями.

Статаья поступила в редакцию 24 марта 2005 г.

«История России» А.И. Филюшкина - не столь частый на современном рынке учебной литературы пример по-настоящему профессиональной работы. Можно выразить надежду, что университетское сообщество обратит внимание на книгу петербургского историка, использует ее в преподавании и оценит по достоинству.

В. В. Долгов

Вахромеева О.Б. Духовное пространство университета. Высшие женские (Бестужевские) курсы 1878-1918 гг.: исследование и материалы. СПб., 2003.

История создания и деятельности Высших женских (Бестужевских) курсов является одной из ярких страниц общественного движения за равноправие женщин и истории отечественной высшей школы в целом. Нельзя сказать, что эта тема была обойдена вниманием отечественной историографией. Еще во время существования ВЖК издавалось немало материалов, рассказывающих о различных сторонах их деятельности. Изданный в 1956 г. (2-е изд. в 1973 г.) сборник статей и воспоминаний самих слушательниц курсов фрагментарно освещал многие вопросы жизни и деятельности курсов1. Советская историография имела тенденцию выдвигать на первый план общественно-политическую сторону жизни курсисток, особенно их участие в революционном движении или социалистическом строительстве2. Эта же тенденция привела к тому, что в 1966 г. на здании курсов (10-я линия В.О., д. 33) была установлена мемориальная доска, подчеркивающая не огромное научно-культурное значение этого учебного заведения для истории России, а то обстоятельство, что на курсах учились известные революционерки, в том числе две сестры и жена В.И. Ульянова (Ленина).

В настоящее время нам необходим серьезный и строгий анализ истории создания и деятельности ВЖК, свободный от какой-либо иде-

© И.Л. Тихонов, 2005

ологической предвзятости. Знакомство с рассматриваемой книгой показывает, что решение этой задачи удалось молодой, начинающей исследовательнице в полную меру. Обращение к рассматриваемой теме для О.Б. Вахромеевой не случайно, так как это тема - продолжение и развитие кандидатской диссертации, успешно защищенной в 2001 г. на историческом факультете СПбГУ.3 Если в диссертации освещалась только история создания и первое десятилетие деятельности курсов, то монография охватывает уже весь период существования ВЖК. Важно, что О.Б. Вахромеева включила и материал, связанный с деятельностью объединения бывших бестужевок в 1950-1980-е годы, поскольку они немало сделали для сбора материалов по истории курсов и пропаганде их достижений. Абсолютно правилен выбранный автором подход по анализу деятельности ВЖК в тесной связи с историей Санкт-Петербург-ского университета. Хотя формально курсы были самостоятельным, не зависящим от университета учебным заведением, фактически они могут рассматриваться как часть Петербургского университета для женщин, что четко осознавалось и подчеркивалось многими про-фессорами университета, одновременно являвшимися и преподавателями ВЖК. И вот эта духовная связь с университетом, выражавшаяся прежде всего в принципах организации учебного процесса и подбора преподавателей, удачно подчеркнута уже в самом названии книги. Детально рассмотрена роль общественных организаций, способствовавших успеху деятельности курсов, особенно. Общества для доставления средств курсам, благодаря которому они, соб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.