Научная статья на тему 'Вахромеева о Б. Духовное пространство университета. Высшие женские (Бестужевские) курсы 1878-1918 гг. : исследование и материалы. СПб. , 2003'

Вахромеева о Б. Духовное пространство университета. Высшие женские (Бестужевские) курсы 1878-1918 гг. : исследование и материалы. СПб. , 2003 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
715
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вахромеева о Б. Духовное пространство университета. Высшие женские (Бестужевские) курсы 1878-1918 гг. : исследование и материалы. СПб. , 2003»

пособие имеет все потенции для превращения в полноценный учебник для студентов-истори-ков. Для этого, как кажется, стоило бы, не меняя хронологических рамок, дополнить учебник главами по истории культуры и искусства, более подробным картографическим материалом, различными вспомогательными схемами, генеалогическими и хронологическими таблицами, иллюстрациями.

Статаья поступила в редакцию 24 марта 2005 г.

«История России» А.И. Филюшкина - не столь частый на современном рынке учебной литературы пример по-настоящему профессиональной работы. Можно выразить надежду, что университетское сообщество обратит внимание на книгу петербургского историка, использует ее в преподавании и оценит по достоинству.

В. В. Долгов

Вахромеева О.Б. Духовное пространство университета. Высшие женские (Бестужевские) курсы 1878-1918 гг.: исследование и материалы. СПб., 2003.

История создания и деятельности Высших женских (Бестужевских) курсов является одной из ярких страниц общественного движения за равноправие женщин и истории отечественной высшей школы в целом. Нельзя сказать, что эта тема была обойдена вниманием отечественной историографией. Еще во время существования ВЖК издавалось немало материалов, рассказывающих о различных сторонах их деятельности. Изданный в 1956 г. (2-е изд. в 1973 г.) сборник статей и воспоминаний самих слушательниц курсов фрагментарно освещал многие вопросы жизни и деятельности курсов1. Советская историография имела тенденцию выдвигать на первый план общественно-политическую сторону жизни курсисток, особенно их участие в революционном движении или социалистическом строительстве2. Эта же тенденция привела к тому, что в 1966 г. на здании курсов (10-я линия В.О., д. 33) была установлена мемориальная доска, подчеркивающая не огромное научно-культурное значение этого учебного заведения для истории России, а то обстоятельство, что на курсах учились известные революционерки, в том числе две сестры и жена В.И. Ульянова (Ленина).

В настоящее время нам необходим серьезный и строгий анализ истории создания и деятельности ВЖК, свободный от какой-либо иде-

© И.Л. Тихонов, 2005

ологической предвзятости. Знакомство с рассматриваемой книгой показывает, что решение этой задачи удалось молодой, начинающей исследовательнице в полную меру. Обращение к рассматриваемой теме для О.Б. Вахромеевой не случайно, так как это тема - продолжение и развитие кандидатской диссертации, успешно защищенной в 2001 г. на историческом факультете СПбГУ.3 Если в диссертации освещалась только история создания и первое десятилетие деятельности курсов, то монография охватывает уже весь период существования ВЖК. Важно, что О.Б. Вахромеева включила и материал, связанный с деятельностью объединения бывших бестужевок в 1950-1980-е годы, поскольку они немало сделали для сбора материалов по истории курсов и пропаганде их достижений. Абсолютно правилен выбранный автором подход по анализу деятельности ВЖК в тесной связи с историей Санкт-Петербург-ского университета. Хотя формально курсы были самостоятельным, не зависящим от университета учебным заведением, фактически они могут рассматриваться как часть Петербургского университета для женщин, что четко осознавалось и подчеркивалось многими про-фессорами университета, одновременно являвшимися и преподавателями ВЖК. И вот эта духовная связь с университетом, выражавшаяся прежде всего в принципах организации учебного процесса и подбора преподавателей, удачно подчеркнута уже в самом названии книги. Детально рассмотрена роль общественных организаций, способствовавших успеху деятельности курсов, особенно. Общества для доставления средств курсам, благодаря которому они, соб-

ственно, и существовали. Очень информативна вторая глава книги, пожалуй, впервые дающая полное представление о процессе обучения на ВЖК. Она абсолютно правильно построена как обзор преподавания по факультетам и отдельным дисциплинам. Здесь убедительно показано, что основная часть профессорско-преподавательского состава курсов состояла из профессоров и приват-доцентов Санкт-Петер-бургского университета, что и позволяло современникам называть Бестужевские курсы «пятым факультетом» университета.

Немало внимания уделено автором рецензируемой книги анализу политики правительства и настроения разных социальных слоев общества по вопросу о высшем женском образовании. Однако представляется, что здесь Вахромеева не выходит за рамки определенного историографического стереотипа, сложившегося еще до революции и противопоставляющего «либеральный» подход сторонников высшего женского образования «реакционному» подходу его противников или по крайней мере скептиков. Вероятно, здесь дело в другом - в начавшемся во второй половине XIX в. общеевропейском процессе эмансипации женщин, изменения представлений о роли и функциях женщины в обществе, и прежде всего в сфере производственных отношений и общественном разделении труда. В частности, об этом свидетельствуют и приводимые на с. 4 сведения о положении дел в других европейских странах, имеющих куда более либеральные, по сравнению с самодержавной Россией, политические режимы и тем не менее открывших двери университетов для женщин примерно вто же самое время. В этом контексте становится понятно, почему император Александр III, «не любивший ученых женщин» и в других вопросах не очень-то считавшийся с европейским общественным мнением, в 1889 г. не воспользовался сложившейся ситуацией, чтобы закрыть первый в России женский университет. А в избранном ракурсе вся противоречивая и непоследовательная политика русского правительства в этом вопросе сводится к проблеме политической благонадежности, а вернее, неблагонадежности слушательниц курсов и участия некоторых из них в революционном движении.

Монография О.Б. Вахромеевой создана на серьезной источниковедческой базе. Использованы все основные документальные фонды, от-

ложившиеся в различных архивах от деятельности Высших женских курсов. Особенно следует отметить, что фактически впервые введен в научный оборот ценный и информативный архив Комитета бестужевок, собранный в послевоенные десятилетия и хранящийся в Музее истории Санкт-Петербургского государственного университета. Проработав в музее почти десять лет, О.Б. Вахромеева хорошо освоила этот значительный массив документов и воспоминаний бывших бестужевок. Книга хорошо проиллюстрирована несколькими десятками фотографий, но вызывает полное недоумение тот факт, что, в отличии от имеющихся ссылок на документальные материалы, нигде не указаны источники и места хранения изобразительных материалов, бульшая часть которых происходит из этого же архива и публикуется впервые. Это является серьезным упущением автора и грубым нарушением существующих правил публикации архивных материалов.

На наш взгляд, недостаточно освещена историография ВЖК, которая по существу оказалась сведена к одной странице текста с кратким перечислением предшествующих работ, хотя здесь хотелось бы увидеть серьезный историографический анализ имеющейся литературы, особенно монографии Э.П. Федосовой, изданной в 1980 г. и посвященной той же теме. Это тем более странно, потому что, судя по автореферату, в диссертации О.Б. Вахромеевой сама история изучения деятельности курсов рассмотрена более подробно.

Несколько скомканной, не развернутой представляется структура книги, состоящая всего из трех глав: «Создание и деятельность Высших женских (Бестужевских) курсов во второй половине XIX - начале XX столетия», «Учебно-научный процесс на Высших женских курсах (1878-1918 гг.)», «Деятельность бестужевок в 50-80-е годы. XX столетия. Воспоминания бывших слушательниц Бестужевских курсов как источник по истории русской культуры» и приложений. Более детализированная разбивка интересного текста способствовала бы его лучшему восприятию читателями. Так, например, 30 страниц, повествующих об истории создания высших женских курсов университетского типа в Санкт-Петербурге, явно просятся в отдельную главу. На стр. 4 предлагается периодизация истории ВЖК, состоящая из пяти перио-

дов: 1878-1886 гг., 1886-1889, 1889-1906, 1907-1914, 1914-191 8 гг., изложенная в трех строчках сноски. А между тем, если это собственный важный вывод автора, следовало бы его аргументировать, развернуть. Непонятно, почему последний период, определяемый как «кризисный» начинается с 1914г., ведь в 1914-1916 гг. ВЖК нормально функционировали, увеличился прием слушательниц, более того, в 1915 г. правительством были приняты важные решения, уравнивающие права мужчин и женщин в сфере высшего образования. Что же тут кризисного?

Стоило бы, как то выделить ценные и интересные фрагменты текста о структуре, принципах организации и деятельности обществ по доставлению средств курсам, вспомоществования слушательницам, вспоможения окончившим курс наук на ВЖК. А интереснейшие и ранее никогда не публиковавшиеся воспоминания бывших слушательниц из архива Комитета бестужевок, помещенные в третью главу и занимающие 42 страницы из 50 всей главы, следовало бы поместить в приложение. Судя по отточиям в скобках, некоторые воспоминания публикуются с сокращениями, а это в соответствии с правилами публикации исторических документов нужно было бы оговорить особо.

Вообще, в приложениях к книге О.Б. Вахромеевой собран важный документальный материал, раскрывающий различные стороны истории ВЖК. Большой интерес представляет составленный автором и приведенный в приложении №14 список профессорско-преподавательского состава Бестужевских курсов, за все время их существования насчитывающий 368 фамилий. А вот происхождение приложения № 5 о зданиях курсов непонятно: если это авторский текст, его лучше было бы поместить в основную часть книги, а если это какой-то другой документ, то не указаны его местонахождение и авторство.

Есть в работе и отдельные мелкие неточности: так на стр. 5. мы можем прочитать, что О. А. Добиаш-Рождественская была первой в дореволюционной России женщиной, получившей докторскую степень по истории. Тут сразу две ошибки: во-первых, первой в России докторскую степень по истории получила в 1910 г. от Харьковского университета А.Я. Ефименко; во-вторых, О.А. Добиаш-Рождественская защитила докторскую диссертацию в 1918 г., о чем, кстати, упоминается на стр. 129. На стр. 55 речь идет

о публикации К.Н. Бестужева-Рюмина в «Новом времени», а ссылка почему-то дается на другое издание - «Неделя». На стр. 73. утверждается, что в 1889 г. специально-математическое отделение было ликвидировано, между тем в этом же абзаце написано: «На математическом отделении большее внимание стало уделяться математике...»

В заключение следует заметить, что высказанные замечания имеют частный или рекомендательный характер и не могут заслонить общей высокой оценки серьезного, значительного, нужного и полезного труда О.Б. Вахромеевой, который, вероятно, станет основным пособием по изучению истории создания и деятельности первого женского университета России.

1 Санкт-Петербургские Высшие женские (Бестужевские) курсы (1878-1918)/ Под ред.

С.Н. Валка. Л., 1956. 2-е изд. Л., 1973.

2 См., напр.: Бестужевки в рядах строителей социализма. М., 1969.

1 Вахромеева О Б. Бестужевские курсы и русское общество (60-80-е годы XIX века): Автореф. канд. дис. СПб., 2001.

И.Л. Тихонов

Статаья поступила в редакцию 24 марта 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.