Научная статья на тему 'Философы в четырех волнах русской эмиграции в Америке: траектории жизненных судеб'

Философы в четырех волнах русской эмиграции в Америке: траектории жизненных судеб Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
429
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ВОЛНЫ ЭМИГРАЦИИ / РУССКИЕ ФИЛОСОФЫ / ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА / ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ В АМЕРИКАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ / ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Красиков В. И.

Статья представляет собой экспозицию философской составляющей 4 основных волн эмиграции из России в Америку в XX веке. "Философами" позиционируются интеллектуалы, которым принадлежат работы обобщающего характера, посвященные раздумьям о судьбах человека и общества, России и Америки. Выявляются особенности и факторы всех четырех волн русской эмиграции, прослеживаются судьбы ее наиболее репрезентативных представителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to a general review of Russian intellectuals who wrote about peculiarities of American and Russian mentality, about perspectives of global social development and about issues of cultural wealth. The author dwelt on the most important thinkers of fours waves of Russian emigration in America. The contributor defines main specific traits of every wave and exemplifies its typical representatives.

Текст научной работы на тему «Философы в четырех волнах русской эмиграции в Америке: траектории жизненных судеб»

УДК 13 = 161.1(7/8)

ФИЛОСОФЫ В ЧЕТЫРЕХ ВОЛНАХ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ В АМЕРИКЕ: ТРАЕКТОРИИ ЖИЗНЕННЫХ СУДЕБ В. И. Красиков

Статья представляет собой экспозицию философской составляющей 4 основных волн эмиграции из России в Америку в XX веке. "Философами " позиционируются интеллектуалы, которым принадлежат работы обобщающего характера, посвященные раздумьям о судьбах человека и общества, России и Америки. Выявляются особенности и факторы всех четырех волн русской эмиграции, прослеживаются судьбы ее наиболее репрезентативных представителей.

The article is devoted to a general review of Russian intellectuals who wrote about peculiarities of American and Russian mentality, about perspectives of global social development and about issues of cultural wealth. The author dwelt on the most important thinkers offours waves of Russian emigration in America. The contributor defines main specific traits of every wave and exemplifies its typical representatives.

Ключевые слова: волны эмиграции, русские философы, основные темы творчества, особенности адаптации в американском обществе, отношение к России

Статья подготовлена при финансовой поддержке и в рамках выполнения научно-исследовательского проекта РГНФ № 09-03-00189-а/Р

Эмигранты, как известно, создали Америку. Непрерывные волны эмиграции, начиная с момента ее открытия, наполняли людскими потоками ее необъятные просторы. Однако ХХ век намного превзошел все предшествующее: череда революций, две мировые войны и тоталитарные режимы привели европейский континент в состояние, похожее на интенсивно кипящий котел, окутанный густыми клубами пара - людей, покидавших родное пекло в поисках лучшей доли.

Особая участь выпала в ХХ в. России, испытавшей три революции, четыре войны (Русско-японскую, Первую и Вторую мировые, Гражданскую), перманентные большевистские репрессии. Тысячи и тысячи русских людей обрели свою новую родину в США, адаптировались и стали американцами. Были, однако, среди них и те, кто продолжали чувствовать себя и в Америке эмиссарами русской интеллектуальной культуры. Они оказались способными с «дистанции отстраненности» дать: и критический образ Америки, и критический образ России, произвести глубокие сопоставления этих образов - в устремленности к общечеловечности. Это были русские интеллектуалы, мыслители, философы. Разумеется, мы употребляем термин «философы» в широком смысле этого слова - для обозначения людей, занимающихся фундаментальными мировоззренче-ско-нравственными вопросами. Отчасти здесь присутствовали и чисто профессиональные философы, каковых было не так и много, в большей же степени это - представители гуманитарной интеллигенции, отметившиеся работами обобщающего порядка, размышлениями о человеке и обществе, судьбах России и Америки - социологи, психологи, богословы, писатели.

Первая волна эмиграции была вызвана революцией 1917 года и гражданской войной. Около 4 миллионов людей покинули Родину в двадцатые-тридцатые годы ХХ века. Большинство из них осели в Европе, однако некоторые оказались и в Америке.

Для эмигрантов первой волны, переживших наибольший по времени адаптационный период, характерны как наибольшая инкорпорированность в американские реалии, так и наибольшие успехи в профессиональной самореализации.

Рапопорт (Rapoport) Анатоль (Анатолий Борисович) (р. 1911, Лозовая, Россия) - философ, представитель операционализма, биолог, психолог. В Америку привезен родителями в 11 лет, однако, как вспоминает он сам, первые четыре года читал исключительно русскую литературу [1]. Был даже членом Коммунистической партии Америки, правда, три года (с 1938) - это к вопросу о левизне многих американских интеллектуалов. В 1941 г. окончил Чикагский университет. С 1955 г. - профессор математической биологии Института психиатрии Мичиганского университета. Виднейший представитель операционализма, придавший ему реалистическую интерпретацию - взаимоотношений между языком, мышлением и действием. Был среди основателей (1955) и президентом (1965) Международного общества по исследованию проблем общей семантики. Один из ведущих редакторов журналов ETC и Behavior Science. В последние годы перед Emeritus Professor (аналог нашей почетной пенсии) -профессор в университете Торонто (Канада). Разработал общую теорию систем, которую он трактовал не как теорию в узком смысле, а как общий взгляд на мир или методологию. Автор великолепной междисциплинарной работы о насилии, в которой одним из первых стал применять теорию игр для психологического анализа, широко использовать математические модели для исследования проблем войны, мира и безопасности. В 1962 году был в СССР в Институте философии АН, где установил партнерские связи с отечественными философами (В. Лекторский).

Сорокин Питирим Александрович (1889 - 1968)

- социальный философ, социолог и культуролог. Представляет собой, вероятно, самый яркий пример не просто успешной, но, вероятно, и максимально возможной профессиональной самореализации человека, переехавшего в Америку уже в зрелом возрасте (в 1923 ему было 34 года).

|_^естникКемГУ

В 1924 - 1930 гг. он, будучи профессором социологии Миннесотского университета, за шесть лет публикует шесть книг, ставших классикой социологии. Это примечают в Гарварде и приглашают его «под открытие» социологического факультета, в котором около двадцати лет (1930 - 1959) он был профессором, организатором и первым деканом социологического факультета (1931 - 1942) - до «захвата власти» на факультете молодыми профессорами во главе с Т. Парсонсом. И там его продуктивность также просто феерична, а книги переводятся на десятки языков. Последний впечатляющий аккорд его карьеры - открытие на деньги, лично Сорокину поверившему, магната фармацевтической корпорации (125 тыс. долларов - очень приличная сумма по тем временам), Гарвардского исследовательского центра по созидательному альтруизму, директором которого он был в течение десяти лет (1949 - 1959). Итогом были книги, впервые применившие социологические и статистические методы в анализе таких явлений, на первый взгляд столь трудно поддающихся исчислениям и замерам, как бескорыстная любовь и альтруизм [2, с. 215 - 237].

Гребенщиков Георгий Дмитриевич (1882 - 1964)

- писатель и культуролог, наш земляк (Томск, Барнаул). Им написаны более 100 романов, повестей и рассказов, среди них - эпопея «Чураевы». В 1924 г. переехал в США, где в штате Коннектикут создал культурный центр Чураевка [3] («кержацкая заимка в Америке» (из письма к брату)), центр пропаганды русской культуры для многих деятелей эмиграции. Писатель указывал на разобщенность, духовную «тяжеловесность» русской колонии, отмечал, что, по мере улучшения материального благосостояния, эмигранты постепенно отходят от родной русской культуры, «русскости», вообще, ставил задачу сохранения и объединения «Американской Руси» как уникального культурного феномена.

Гребенщиков создал оригинальную культурологическую концепцию, включавшую в себя положения о кризисе культуры, о необходимости духовнопрактического преображения мира, о роли России в космо-эволюционном развитии, об общине как принципе будущей культуры. В 30-е Гребенщиков

— один из духовных лидеров русской эмиграции в Америке и ведет переписку с А. Куприным, И. Буниным, Н. Рубакиным, представителями династии Романовых. Много внимания он уделял пропаганде русской культуры, говоря о ее вкладе в духовную культуру Запада. В конце 30-х переселился во Флориду, где в Лейкленде преподавал русскую литературу в тамошнем университете [4].

Розенбаум Алиса Зиновьевна (1905 - 1982) - философ и писатель. Бывшая студентка Н. Лосского, с 1926 в Соединенных Штатах, получившая за океаном новое имя - Айн Рэнд. Рэнд сошла на берег в Нью-Йорке, совершенно не говоря по-английски, вооруженная лишь печатной машинкой и немногими личными вещами, которые ее мать купила, продав фамильные драгоценности. Самая изобретательная русская иммигрантка выбрала себе имя Айн и проявила свои творческие способности, приняв в

качестве фамилии название марки своей печатной машинки «Ремингтон Рэнд» (Remington Rand, Inc.).

Рэнд написала художественно-философские романы «Мы - живые» (1936), «Гимн» (1938), «Источник» (1943), «Атлант расправил плечи» (1957), «Для нового интеллектуала» (1961), «Добродетель эгоизма» « (1964), «Философия: кому она необходима?» (1982). Эти семь книг были проданы в количестве тридцати миллионов экземпляров в течение последних сорока лет. Институт Натаниэла Брэндена в Нью-Йорке стал центром ее «объективистской философии». В 60 - 70-х Рэнд посетила множество университетов, включая Гарвардский, Йельский и Колумбийский, в качестве лектора, пропагандируя свою философию.

Приехав в Америку как в страну обетованную индивидуалистов и прагматистов, она попала в реалии, далекие от идеалов ее отцов-основателей. Интеллектуалы - так те вообще были поражены левизной и любовью к коммунизму. Парадоксально, но беженка из страны Советов, цитадели коллективизма, смогла стать новой мессией для потомков нонконформистов и диссидентов, расцветив индивидуализм, капитализм и утилитаризм новыми красками художественного и философского слова.

Рэнд - философский трибун капиталистической системы, и ее значение для капитализма сравнивают со значением для коммунизма Карла Маркса. Защита демократии как политического принципа и тотального, нерегулируемого, свободного рынка как основополагающего экономического принципа капитализма - лейтмотив и пафос основных ее произведений. Бежав из Советской России, разорившей ее отца, она считала коммунизм не только своим личным, но и смертельным врагом для любой творческой личности. Капитализм же - не только самая продуктивная и практичная система, но также и самая нравственная, потому что она не отнимает у человека плодов его труда. Айн Рэнд - единственная среди философов и экономистов, создала некую теорию нравственного одобрения капитализма, проповедуя, что мир живет по законам племени, которые неизбежно превратили бы человека в посредственное животное, ведомое альтруизмом и гедонизмом, если бы не капитализм.

Ее «философия объективизма» базируется на сверхрационализме и предельном утилитаризме как принципах организации: и жизни, и философии. В понимании природы человека Айн Рэнд напоминает великих эгоистов эпохи Возрождения (Пико делла Мирандола, «Речь о достоинстве человека»): «Каждый человек волен подняться настолько высоко, насколько позволяют ему его желания и способности; но только его собственное представление о пределах своего развития определяет эти пределы». Причем «каждый» - это, прежде всего, мужчина-

рационалист (она была убежденной антифеминисткой только потому, что считала себя по природе мужчиной, ее кумиром была Екатерина Великая). Отсюда ее концепция мужчины как героического существа, нравственная цель жизни которого -его собственное счастье, многочисленные материаль-

ные и духовные плоды - результат энтузиазма его деятельности, а разум - его единственное божество. Преклонение перед образом жизни и философией этой женщины было продемонстрировано на церемонии ее похорон в 1982 году в Нью-Йорке, где одними только цветами было выложено гигантское изображение знака доллара, в качестве символа обожествления ею капиталистического образа жизни [5].

Вторая волна эмиграции (конец тридцатых -пятидесятые годы ХХ в.) связана с людскими потоками, вызванными в жизнь Второй мировой войной: бежали сначала от преследований нацистов, потом от преследований коммунистов. Причем для многих это была уже «вторичная» эмиграция - наши русские уезжали из европейских стран, где они прежде нашли приют после выдворения из Советской России, ввергнутых в послевоенную разруху и лишения. Америка стала последним пристанищем для переживших потрясения Второй мировой войны и уже немолодых русских религиозных мыслителей.

Лосский Николай Онуфриевич (1870 - 1965) -один из классиков русской философии начала ХХ в. Хотя формально он представитель первой волны русской эмиграции, высланный из России в 1922 г., однако для Америки он эмигрант второй волны, поскольку переехал на пмж в 1946 г. (гражданин США с 1951 года). В 1947 - 1950 гг. - профессор Св.-Владимирской духовной академии. Увы, но все великое уже создано ранее. Будучи уже в преклонном возрасте (за восемьдесят) он отходит от активной преподавательской и научной деятельности, сопровождая везде, вернее, находясь под опекой своего младшего сына Андрея Лосского [6].

Спекторский Евгений Васильевич (1873 - 1951)

- социальный философ, правовед, профессор Русской православной академии в Нью-Йорке с 1947, в возрасте 64 лет [7] Америка для него, как и для Лос-ского, - последнее пристанище. Он стал основателем и первым председателем Русской академической группы в США. Из готовых к печати рукописей, оставшихся после смерти Спекторского,

Н. П. Полторацкий упоминает «Церковное право», «Опыт христианской этики и социологии», «Религиозные мотивы в русской литературе», «Три типа реальности», «Проблема будущего и христианство» [8]. Его научные интересы в основном концентрировались вокруг трех кардинальных тем: механизмов общественной жизни, веры и религии, духовной и социальной культуры. По каждой из этих тем он создал значительные труды.

Федотов Георгий Петрович (1886 - 1951) - религиозный мыслитель, философ культуры, историк и публицист. В 1941, будучи в 55-летнем возрасте, прибыл в Нью-Йорк, где до конца жизни преподавал в Свято-Владимирской православной семинарии. Публиковал статьи в религиозно-эмигрантских изданиях: «Новом журнале», «За свободу»; читал публичные лекции при «Обществе друзей Богословского института в Париже». В последние годы работал над большим трудом по истории русской духовной культуры (доведенном до XV в.), где он выявляет ее глубо-

кое своеобразие. Архив Федотова хранится в Бахметь-евском архиве Колумбийского ун-та в США [9].

Флоровский Георгий Васильевич (1893 - 1979) -религиозный мыслитель, богослов и историк. Переехал в США в 1948, так же, как и Федотов, в 55летнем возрасте. В 1948 - 1955 - профессор (с 1951

- декан) Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке. С 1956 - профессор в Гарвардском университете, где преподает историю Восточной церкви, литургику, патристику и христианскую духовность на богословском факультете, на отделении славистики, на гуманитарном и естественнонаучном факультетах. Единственным профессором на богословском факультете был до того лишь знаменитый Пауль Тиллих.

Участвовал в экуменическом движении, избирался в Исполнительный комитет Всемирного совета церквей (1948), причем выступал с докладами не только на официальных экуменических собраниях: для проповеди в местных приходах его приглашают и католики, и англикане, конгрегационисты и методисты. Один из учредителей Всемирного совета церквей. В 1964 году, в возрасте 71 года, он переезжает с супругой в Принстон и преподает там еще в течение 8 лет как приглашенный профессор на факультетах религии и славяноведения.

Флоровский был привержен идее «неопатристи-ческого синтеза» - возвращения к учению Отцов Церкви. Такой путь, по его убеждению, предполагает восприятие и «синтез» метафизического содержания патристики с учетом современного философского опыта (Вперед - к Отцам). Самая известная книга Флоровского - «Пути русского богословия» (1937), где рассматривается история русской религиозно-философской мысли [10].

Андреевский Иван Михайлович (1894 - 1976) -филолог, философ, врач-психиатр, историк церкви. В США с 1950 (56 лет). До 1971 г. преподавал в качестве профессора нравственного богословия и русской литературы в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле - духовно-учебном заведении Русской православной церкви за границей. Автор ряда статей по церковной истории и работ по психологии, философии, апологетике и русской литературе. Его труды о Катакомбной церкви являются одним из немногих источников по её истории, написанных участником событий. С 1974 г. имел очень натянутые отношения с руководством РПЦЗ, запретившими ему обнародование важных документов Катакомбной церкви [11].

Шпаковский Анатолий Игнатьевич (1895 -1988) - доктор философии, профессор, культуролог и социолог. Переселился в США в 1951 г. (56 лет). С 1957 г. - профессор социологии Джексонвиллского колледжа в штате Алабама. Среди работ, опубликованных на русском языке: «Разрешение судьбы человеческой» (Новый Сад, 1934); «Философские мелочи» (Новый Сад, 1935); «Человеческое «Я» и культура. Аналитическая структура человеческого сознания» (Новый Сад, 1936). Основные труды, как следует из датировок, написаны еще в Европе.

| Вестник КемГУ № 2 2009 Философия

Основная темы его философии - личность как творец культуры. Он различает тип человека периферии жизни (человек от мира сего), с утилитарным началом, и тип человека глубин жизни (человек не от мира сего), творящего культуру как высший лик жизни. Первый тип в лучшем случае закрепляет культуру, но большей частью живет духовным и моральным паразитом. В эпоху кризиса культуры начинает воскресать интерес к религиозному преображению человека: «Человек нашего времени устал от бега своего духа в мир внешний, феноменальный и ищет в себе самом преодоление своего бессилия перед миром и его динамикой» [12].

Третья волна эмиграции. Ее часто называют диссидентско-еврейской. После известных антисемитских кампаний Сталина, еврейская гуманитарная интеллигенция, долгое время бывшая одним из оплотов большевистского режима, совершила радикальный поворот к борьбе с ним в форме борьбы за права человека, правозащитного движения. Особенно много было в этой волне (60 - 80 гг. ХХ в.) журналистов, филологов, поэтов и писателей (Василий Аксенов, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский, Вадим Крейд, Александр Г енис, Сергей Довлатов, Эммануил Штейн, Ирина Машинская, Андрей Гриц-ман, Марк Поповский, Людмила Штерн, Белла Езерская, Анатолий Либерман, Филипп Берман, Максим Шраер и др. менее известные). Еще одним мотивом эмиграции была проблема профессиональной самореализации: консерватизм советского режима, эпохи начала «заморозков» после «оттепели» и последовавшим за ними «застоем» особенно сильно проявлялся в сферах художественной и общественной мысли. Многие уезжают, чтобы опробовать свои новые идеи и подходы.

Ровнер Аркадий Борисович (р. 1940) - философ, мистик, поэт. Окончил философский факультет МГУ (1959 - 1965), затем, в 1973, эмигрировал в США. В 70 - 80-х гг. учился в докторантуре Колумбийского университета в Нью-Йорке, преподавал в Нью-Йоркском университете и в Новой школе социальных исследований. Преподавал курсы по патристике, восточным религиям и современному мистицизму в университетах Вашингтона, Нью-Йорка и Москвы.

Аркадий Ровнер - автор более дюжины книг прозы, поэзии, философской эссеистики. Составитель энциклопедий: «Мистики XX века», «Энциклопедия символов, знаков и эмблем» «Что такое просветление?», редактор серии раннехристианской литературы «Учители неразделенной церкви». В 70 -90 гг. создал в Нью-Йорке издательство «Gnosis Press», издавал религиозно-философский и литературный журнал «Gnosis» [13].

Зильберман Давид Беньяминович (1938 - 1977) -философ. В 1968 году познакомился с Г. П. Щедро-вицким и по его рекомендации принят в аспирантуру Института конкретных социальных исследований АН СССР (научный руководитель - Ю. А. Левада). В аспирантские годы (до 1972) участвовал в семинарах Московского методологического кружка и в социологическом семинаре Левады, переводил ли-

тературу по индуизму, публиковал статьи на ту же тему. Диссертацию о типологии культур по окончании аспирантуры защитить не удалось. В связи с публикацией за рубежом статьи о каббале (1972) попал под особое наблюдение КГБ. После окончания аспирантуры был вынужден вернуться из Москвы в Одессу, не мог найти постоянную работу. В ноябре 1973 эмигрировал в США.

С 1973 жил в США, читал лекции по философии и антропологии в Нью-Йоркском университете, преподавал индийскую философию в университете Чикаго, последние два года жизни был профессором философии Брандайзского университета. Автор трудов по индийской философии, философии каббалы, современной социальной антропологии, философской эпистемологии, типологии культур по их отношению к традиции. Лишь малая их часть опубликована на английском и русском языках. Архив Зильбермана находится в Центре философии и истории науки Бостонского университета. Погиб в дорожной аварии 25 июля 1977 [14].

Зильберман предпринял попытку создания «фи-лософологии», универсального философского синтеза. Основные сочинения: «Православная этика и материя коммунизма» (1977), «Генезис значения в философиях индуизма» (1988), «Приближающие рассуждения между тремя лицами о модальной методологии и сумме метафизик» и мн. др. [15].

Шалин Дмитрий Николаевич (р. 1947) - социолог, эмигрировал в 1975 году. Имеет аналитические работы по истории русской социологии второй половины ХХ в. [16]. В начале 90 гг. становится участником проекта Центра демократической культуры Университета Невада (Лас-Вегас), а затем и его директором. Здесь можно отметить некоторое созвучие с Питиримом Сорокиным, с его Центром альтруизма. В сфере интересов Дмитрия Николаевича вопросы о связи прагматизма и демократии, проблемы социальной теории. Им был проведен цикл конференций по особенностям советской и российской культуры.

Солженицын Александр Исаевич (1918 - 2008) -писатель, историк, философ. С 1976 эмигрирует в США, где пребывал недалеко от города Кавендиш, штат Вермонт около 20 лет, причем предоставления американского гражданства он не просил. С представителями прессы и общественности общался редко, из-за чего прослыл «вермонтским затворником». Критиковал как советские порядки, так и американскую действительность. В 1994 году вернулся в Россию.

Область философских интересов: философия истории, проблемы человеческого существования, эстетика. Он - продолжатель «почвеннического» направления в русской философии (Ф. М. Достоевский, И. А. Ильин и др.). В согласии с традициями православной мысли Солженицын видит мир в его определяемости Богом и верит в предначертанность жизненного пути человека. Пережив тяжелейшие испытания, приходит к выводу: «Вся возвращенная мне жизнь с тех пор — не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель». Универсальная, духовная

| Вестник КемГУ № 2 2009 Философия

основа мира предполагает, по Солженицыну, существование единой и единственной Истины. Множественность и разнообразие усилий в постижении Истины не означают множественности самой Истины. Идея плюрализма в отношении истины — опасное, ведущее к распаду духовности явление, «энтропия мысли», угрожающе расширяющаяся как в западной, так и в русской культуре. Философско-художественное осмысление современности приводит его к выводу о том, что вторая половина XX столетия становится переломным периодом исторического развития. Утверждавшийся в течение нескольких веков приоритет рационализма и технократизма, материальных благ обусловил духовную дисгармонию общества. Главный же смысл прогресса - в нравственности, в следовании добру, а нравственное возрождение требует следования сверхличным ценностям и возвращения у человека сознания Целого и Высшего над ним, способности смирения. Это возможно на основе самовоспитания, духовного совершенствования и самоограничения как свободного выбора человечеством иного, по сравнению с нынешним, пути. [17]

Ефимов Игорь Маркович (р. 1937) - писатель и философ. В США с 1978, живет в Энглвуде, штат Нью-Джерси. Основатель и директор издательства «Эрмитаж» (с 1980). В 1978 году под псевдонимом Андрей Московит вышла его работа «Метаполитика (философия истории)», а после эмиграции, уже в США, вышли книги «Без буржуев» (о советской экономике), «Практическая метафизика», «Бремя добра» (о русской литературе). Также он автор «Как одна ночь», «Архивы Страшного суда», «Седьмая жена», «Не мир, но меч» («Пелагий Британец»), сборников афоризмов «Светляки» и «Четыре горы», историкодокументального исследования «Кеннеди, Освальд, Кастро, Хрущев» и философско-политической работы «Стыдная тайна неравенства»[18].

Шляпентох Владимир Эммануилович (р. 1927) -социолог. С 1979 г. в Америке. Стал доктором наук и профессором еще в СССР. Профессор социологии Мичиганского университета. Также пример успешной карьеры. Он - консультант правительства Соединенных Штатов, регулярно докладывает относительно социальных процессов, идеологии и общественного мнения в России и других бывших Советских Республиках [19].

Лефевр Владимир Александрович (р. 1936) - философ и психолог. С 1974 г. в Америке. Работает в Калифорнийском университете в г. Ирвайн. Автор оригинальной концепции рефлексии, которую он представил в виде многоуровневой системы, впервые предложивший ее логически формализовать. Весьма интересна его экстраполяция о космической роли рефлексивных структур, неизбежности их возникновения в масштабах, превосходящих человека [20] - нечто напоминающее Тейяра де Шардена с его идеей о рефлексии как высшей, также вполне онтологической фазе развития психоэнергетики вселенной [21]. Основные работы: «Конфликтующие структуры», «Космический субъект», «Психографика», «Элементы логики рефлексивных игр» - пред-

ставлены на русском языке в книге: Лефевр, В. А. Рефлексия. - М.: Когито-Центр, 2003. - 496 с.

Четвертая волна эмиграции

Эмигранты первых трех волн эмиграции в Америку уезжали, в большинстве случаев, не по доброй воле: их «выдавливали» политические, мировоззренческие или же профессиональные обстоятельства. Эмигранты четвертой волны - скорее «челноки», по выражению М. Эпштейна, соединяющие, «сшивающие» две культуры. Проще же говоря, они - в силу своей неординарности интеллектуального и коммуникационного планов, повышенной жизненной энергетики - способны извлекать преимущества жизни и в Америке, и в России, куда они постоянно возвращаются и где, собственно, они и имеют свою благодарную аудиторию, реализуют свой креативный потенциал.

Родос Валерий Борисович (р. 1940) - философ, логик, писатель. Дважды судим за антисоветскую агитацию и пропаганду в 1957 и 1959 гг. В январе 1961 г. вышел из заключения. В 1970 г. закончил философский факультет Московского государственного университета, а в 1973 году защитил кандидатскую диссертацию. С 1973 г. преподавал логику в Томском государственном университете вплоть до эмиграции в 1989 г. Живет в г. Провиденс, штат Род-Айленд. Внес значительный вклад в теорию полемики. Выработал собственный уникальный стиль преподавания логики, сочетавший расширенное изложение материала с сократической иронией и элементами артистизма. Философские работы Родоса решали задачу снятия любых целостных и законченных форм описания для того, чтобы раскрыть удивительное и необычное в повседневном восприятии. К этому он стремится и в своих художественных произведениях, в которых обыденность выражается сюрреалистически, а страшная действительность - иронически [22].

Эпштейн Михаил Наумович (р. 1950) - философ, культуролог, литературовед, эссеист. С 1990 г. профессор университета Эмори. Автор 17 книг и более 400 статей и эссе, переведенных на 14 иностранных языков.

В философии разрабатывает новые принципы мышления, основанные на модальности возможного и вводящие в третью, посткритическую эпоху философии (первая - докритическая, докантовская; вторая, критическая, началась с кантовского переворота и заканчивается теорией деконструкции). Также занимается изучением сменяющихся модальностей в истории мысли и культуры. Вместо «бритвы Оккама» и императива «осуществи свои возможности» -выдвигаются принципы «умножения сущностей (универсалий) по мере возможности» и «потенциа-ция действительности» [23].

Дерлугьян Георгий Матвеевич (р. 1961) - социолог и историк. С августа 1990 г. работал у Иммануила Валлерстайна в Центре имени Фернана Броделя по изучению экономик, исторических систем и цивилизаций в университете штата Нью-Йорк в Бинхемтоне. В настоящее время преподает макроис-

і^ВестникКемГУ

торическую социологию в Северо-Западном университете г. Чикаго.

Основные темы исследований последних лет: реинтерпретация траектории СССР в перспективе миросистемного анализа, постсоветские войны на Кавказе, глобальная капиталистическая трансформация наших дней. Является заместителем директора Центра международных и сравнительных исследований Северо-Западного университета (Чикаго, США) [24].

Докторов Борис Зусманович (р. 1941) - социолог. В Америке с 1994 г., когда ему уже было 53 года, Главная причина - эмиграции переезд к сыну. Удивительная судьба: в России он был доктором наук, профессором, одним из отцов-основателей социологии. Однако, переехав не по академической линии (приглашение на работу от какого-либо университета), а как частное лицо, он оказался никому не нужным. «Наше прошлое никого не интересует в Америке, все надо начинать с нуля» [25]. И профессор вновь стал студентом. Три года учился в колледже, затем проработал три года в качестве сертифицированного секьюрити, т. е. простого охранника. Хотел даже поменять профессию: «Мы узнали все прелести начала эмигрантской жизни: полное непонимание окружающего мира, безденежье, фуд-стемпы (квазиденьги для покупки продуктов), отсутствие работы и ее поиски. В какой-то момент я работал там, где белого физически и психически здорового американца практически не увидишь» [26]. Лишь спустя 6 лет он смог вернуться в профессию, благодаря помощи того же Шляпентоха. Последние монографии: Отцы-основатели. История изучения общественного мнения. - М.: Центр социального прогнозирования, 2006; Первопроходцы мира мнений: от Гэллапа до Грушина. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2005; Докторов Б. З., Ослон А. А., Петренко Е. С. Эпоха Ельцина: мнения россиян. Социологические очерки.

- М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002.

Аист Татьяна (р. 1956) - поэт, прозаик, переводчик, профессор китайской философии и религии. В США с 1989 г. Живет в Калифорнии, преподает в Пасифик-университете. Книги: «Китайская грамота» на русском, английском и китайском языках, 1996. Циклы стихотворений «Япония под снегом» (на русск., англ. и япон. языках), «Стихи о безвременье», «Китайские мелодии». Более ста научных работ в области философии и религии [27].

Сергеев Михаил (р. 1960) - философ, приехавший на аспирантскую учебу в США в 1990 году и, став магистром искусств по религиоведению (1993 г.), а затем и доктором философии (1997 г.), начал преподавать в ряде университетов Нью-Джерси и Пенсильвании. С отличием защитил докторскую диссертацию «Религиозно-философская концепция Софии: ее генеалогия и эволюция в русской мысли XIX и XX столетий». Он - автор около пяти десятков содержательных философских статей на русском и английском языках, сборников стихов «Смех

сквозь стоны» и пьес «Железный занавес», «Проект просвещения» (2004) [28].

Быкова Марина Федоровна - философ. С 2000 года живет постоянно в Америке, до того были научные стажировки. Доктор философии, профессор кафедры философии и религии колледжа гуманитарных и социальных наук университета штата Северная Каролина [29]. Автор трех книг и более 80 научных статей и переводов по немецкой классической философии и континентальной традиции, издатель «Феноменологии духа» Гегеля в серии «Памятники философской мысли». С января 2008 - издатель американского журнала «Русские исследования в философии».

Итак, четыре волны эмиграции, четыре поколения мыслителей - однако и сто лет назад, и сейчас лучшие сыны и дочери России едут за океан не от хорошей жизни, а, скорее, от нашей извечной неустроенности.

Литература

1. Раппопорт, А. Возможно ли самоосвобождение? / А. Раппопорт // Человек. - 1991. - № 5.

2. Сорокин, П. А. Долгий путь: автобиографический роман [пер. с англ.] / П. А. Сорокин. - Сыктывкар: Шыпас, 1991. - 304 с.

3. Название поселению дала многотомная эпопея Г. Д. Гребенщикова «Чураевы». В 1988 году Чу-раевка была внесена в Национальный реестр исторических мест США и охраняется государством. В официальных документах бывшее поселение русских эмигрантов значится как Русская деревня (Russian Village Historic District). Общая площадь Русской деревни - 1100 акров (440 га). На территории расположено 29 строений.

4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/40576.

5. Джин. Н. Ландрам. «Профили гениев. Тринадцать женщин, которые изменили мир». - С.455-469 http://www.pseudology.org/evrei/Rand Ayn.htm.

6. Лосский, Н. О. Воспоминания (окончание) / Н. О. Лосский // Вопросы философии. - 1991. -№ 12.

7. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. Гл. XXII. - М.: Советский писатель, 1991. - С. 387.

8. Щеглов, В. В., Щеглова Л. В. Философский портрет Е. В. Спекторского http://www.philos.msu.ru/ vestnik/philos/art/1997/sheglov spektor.htm.

9. http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/FEDOTOV GEORGI PETROVICH.html.

10. http://www.kmgo svet. ru/enc/gumanitarnye nauki/filosofiya/FLOROVSKI GEORGI VASILEVICH.html.

11. http://zarubezhj e.narod.ru/av/a 009. htm.

12. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc biography/ 120308/%D0%A8%D0%BF%D0%B0%D0%BA%D0 %BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

13. http ://dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/677512.

14. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/230945.

16.http://www.unlv.edu:80/centers/cdclv/archives/a

rticles/shalin partioticsoc.html

| Вестник КемГУ № 2 2009 Философия

http://www.unlv.edu/centers/cdclv/pragmatism/shalin l evadabio.html.

17.

http://slovo.ws/bio/rus/Solzhenitsyn Aleksandr Isaevic h/index.html.

18. http://www.ozon.ru/context/detail/id/238585/.

19. http ://www.pseudolo gy.org/Reklama/index. htm.

20. Он обнаружил в спектре излучения звездного объекта SS433 соответствие с законами музыкальной гармонии, позволившее ему выдвинуть гипотезу о «космических субъектах». Шрейдер Ю. А. Лефевр Владимир Александрович // П. В. Алексеев. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. 4-е изд., перераб. И доп. М.: Академический проект, 2002. - С.554.

21. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987.

22. http://www.hro.org/node/2455.

23. http://www.emory.edu/INTELNET/bio.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. http://www.archipelag.ru/authors/derlugyan/.

25. Борис Зусманович Докторов. Я живу в двуедином пространстве... // «Социологический журнал», 2006, выпуск 1-2 http://www.pseudology.org/ Gallup/Interview.htm.

26. Борис Зусманович Докторов. Мне наиболее интересны методы познания и сам исследователь ... // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев». - 2006. - № 3. - С. 2 - 13. http://www.pseudology.org/Gallup/Interview2.htm.

27. http ://www.coastmagazine.org/coast/16/c gi-bin/about.cgi.

28. Предисловие Леонида Столовича к сборнику

Михаила Сергеева «Проект Просвещения. Религия, философия, искусство» http://www.hrpublishers.

org/ru/nashi-avtori/sergeev/.

29. http://faculty.chass.ncsu.edu/bykova/files/cv. pdfhttp://faculty.chass.ncsu.edu/bykova/.

Рецензент - Балабанов П. И. - ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.