Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ КАК ВОПРОШАНИЕ О БЫТИИ'

ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ КАК ВОПРОШАНИЕ О БЫТИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ / ВОПРОШАНИЕ / БЫТИЕ / СУЩЕЕ / МЕТАФИЗИКА / ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ / ИММАНЕНТНОЕ / ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бурханов Рафаэль Айратович

Статья посвящена исследованию философствования как вопрошания. Обосновывается, что по содержанию философствование представляет собой, во-первых, мировоззренческое вопрошание о мире и месте в нем человека; во-вторых, концептуальное вопрошание, которое реализуется в развитой философской теории; в-третьих, метафизическое вопрошание, целью которого является познание бытия как такового; в-четвертых, трансцендирующее вопрошание, расширяющее и усложняющее сферы познания и практики; в-пятых, проективное вопрошание, направленное на создание и воплощение в жизнь возможных моделей человека; в-шестых, личностное вопрошание, формирующее сознание конкретного индивида. Анализируются различные типы философствования в древней, средневековой, новоевропейской и современной мысли. Подчеркивается, что определение основного вопроса философии как вопроса об отношении мышления к бытию, духа к природе имеет смысл только в рамках классической мысли. В постнеклассической философии вопрошание осуществляется внутри разрозненных смысловых "кластеров", посредством которых невозможно постигнуть сущее как таковое, познать мировое целое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHIZING AS A QUESTIONING ABOUT BEING

The article is devoted to the study of philosophizing as questioning. It is substantiated that in terms of content, it is, firstly, an ideological questioning about the world and the place of human in it; secondly, conceptual questioning, which is realized in a developed philosophical theory; thirdly, metaphysical questioning, the purpose of which is the knowledge of being as such; fourth, transcending questioning, expanding and complicating the spheres of knowledge and practice; fifth, projective questioning aimed at creating and implementing possible models of a person; sixth, personal questioning, which forms the consciousness of a particular individual. Various types of philosophizing in ancient, medieval, modern European and modern thought are analyzed. It is emphasized that the definition of the main issue of philosophy as the question of the relationship of thinking to being, spirit to nature makes sense only within the framework of classical thought. In post-non-classical philosophy, interrogation is carried out within disparate semantic "clusters", through which it is impossible to comprehend the being as such, to cognize the world whole.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ КАК ВОПРОШАНИЕ О БЫТИИ»

PHIL OSOPHIZING ASA QUESTIONING A BOUT BEING

Burkhanov Rafael Ayratovich, DSc of Philosophical sciences, Professor, Head of the Philosophy and Law Department, Surgut State University, Surgut

The article is devoted to the study of philosophizing as questioning. It is substantiated that in terms of content, it is, firstly, an ideological questioning about the world and the place of human in it; secondly, conceptual questioning, which is realized in a developed philosophical theory; thirdly, metaphysical questioning, the purpose of which is the knowledge of being as such; fourth, transcending questioning, expanding and complicating the spheres of knowledge and practice; fifth, projective questioning aimed at creating and implementing possible models of a person; sixth, personal questioning, which forms the consciousness of a particular individual. Various types of philosophizing in ancient, medieval, modern European and modem thought are analyzed. It is emphasized that the definition of the main issue of philosophy as the question of the relationship of thinking to being, spirit to nature makes sense only within the framework of classical thought. In post-non-classical philosophy, interrogation is carried out within disparate semantic "dusters" through which it is impossible to comprehend the being as such, to cognize the world whole.

Keywords:philosophy;philosophizing; being; existence as such; metaphysics; transcendent; immanent; transcendence; transcending.

DOI 10.24923/2222-243Х.2021 -41.24

ФИЛОСОФСТВОВАНИЕ КАК ВОПРОШАНИЕ О БЫТИИ

Статья посвящена исследованию философствования каквопрошания. Обосновывается, что по содержанию философствование представляет собой, во-пер-вых, мировоззренческое вопрошание о мире и месте в нем человека; в о-вторых, концептуальное вопрошание, которое реализуется в развитой философской теории; в-третьих, метафизическое вопрошание, целью которого является познание бытия как такового; в-четвертых, трансцендирующее вопрошание, расширяющее и усложняющее сферы познания и практики; в-пятых, проективное вопрошание, направленное на создание и воплощение в жизнь возможных моделей человека; в-шестых, личностное вопрошание, формирующее сознание конкретного индивида. Анализируются различные типы философствования в древней, средневековой, новоевропейской и современной мысли. Подчеркивается, что определение основного вопроса философии как вопроса об отношении мышления к бытию, духа к природе имеет смысл только в рамках классической мысли. В постнеклассической философии вопрошание осуществляется внутри разрозненных смысловых "кластеров" посредством которых невозможно постигнуть сущее как таковое, познать мировое целое.

Ключевые слова: философия; философствование; вопрошание; бытие; сущее; метафизика; трансцендентное; имманентное; трансценденция; грансценди-рование.

УДК 101.1 ВАК РФ 09.00.03

© Бурханов P.A., 2021

OJ

О CU

-О 0-

ш

<

ж

3-

or

5

131

Истоком философии античные мыслители считали удивление. Так, в диалоге "Теэтет" Платон замечает, что удивление - это "мать мудрости". "Ибо как раз философу, свойственно испытывать такое изумление, - говорит Сократ своему собеседнику Теэтету. - Оно и есть начало философии..." [7, т. 2, с. 208]. Об этом размышлял и Аристотель. "...И теперь, и прежде удивление побуждает людей философствовать" [1, с. 69], - пишет он в трактате "Метафизика". Это не просто эмпирическая любознательность, а присущая от природы способность к вопрошанию, посредством которой они стремятся постигнуть бытие. Сначала люди удивляются тому, что вызывает недоумение, а затем вопрошают о более значимых вещах и явлениях.

Возникновение концептуальной рефлексии, т.е. способности сознания уходить от традиционных религиозно-мифологических форм и находить в себе мировоззренческую точку опоры, обусловило кардинальные изменения в интеллектуальной жизни людей. В период между 800 и 200 гг. до н.э., который Карл Ясперс назвал "осевым временем", в древних обществах Индии, Китая и Греции появляется рационально-теоретический способ духовного освоения мира,

БУРХА НОВ Рафаэль Айратович, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой Философии и права, Сургутский государственный университет, Сургут

и формируется новый тип человека, который в своих основаниях существует и поныне [13, с. 32-50,76-78].

Еще древние греки различали философствование и философию. Первая - это особая духовная практика, к которой мы обращаемся, когда выходим за рамки повседневных ситуаций, вторая - концептуально оформленная теория, стремящаяся постигнуть сущее как таковое. Она включает в себя определенную "технику понимания", совокупность предельных ходов мысли [5, с. 25-26,53,140-151 ]. Ведь в жизни мы встречаем и живое философствование, и академическую философию, и преподавание философских дисциплин. Скажем, одни люди стремятся постичь бытие и прояснить его смыслы, а другие - распространяют почерпнутые у мудрецов истины.

Философствование выражает саму суть философии [3, № 6, с. 23-25]. Это "последнее выго-варивание" и "последний спор", захватывающие целиком и постоянно, которые всегда нацелены на целое и предельнейшее [10, с. 27-28]. Его результатом является постижение мира, а также самоосознание и самосозидание человека как разумного, действующего и свободного существа.

Цель статьи - исследовать философствование как вопрошание о бытии, проанализировать его различные типы в древней, средневе-ковой, новоевропейской и современной мысли. Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые специально рассматриваются основные характеристики вопрошания как философской попытки познать мир в целом, постигнуть сущее как таковое.

По своему содержанию философствование представляет собой мировоззренческое воп-рошаниео мире и месте в нем человека, о сущности мироздания и предназначении человека. В той или иной степени оно происходит в различных формах мировоззрения, синтезирующих в себе рационально-рассудочные абстракции и чувственные образы

В философском мировоззрении, целью которого является постижение бытия и человека в нем, вопрошание осуществляется посредством понятий, суждений и умозаключений, категорий, идеальных моделей и концептов. Поэтому философствование предполагает определенную логику и совокупность методов исследования и изложения. Это концептуальное вопрошание, которое всегда реализуется в развитой философской теории. В ходе его субъект не только постигает, но и творит мир.

Наряду с философией концептуальное вопрошание также осуществляется и в науке. Однако здесь оно направлено не на бытие в целом, а на устройство конкретных сфер бытия (естествознание) и людей, объединенных в сообщества различных уровней (социально-гума-нитарное знание).

Наука - сложное явление, ее целью является получение истинных знаний о природе и обществе, материальных и духовных процессах. Наука не является формой мировоззрения, как, например, искусство или религия; мировоззренческие интенции в нее привносит философия, а естествознание, обществознание и человекознание дают для этого материал. Отношение человека к миру и мира к человеку науку в принципе не интересует. Ее усилия направлены на изучение конкретных причин и законов, действующих в различных областях мироздания. В других формах мировоззрения, например, в религии, искусстве или обыденном сознании, вопрошание не носит системного и теоретического характера.

В философии проблемное поле не ограничивается имманентнымдлялюдей миром,а простирается на все бытие, проецируя себя за пределы наличного существования. В этом плане философствование есть метафизическое вопрошание- оно вне-природно и над-природно, точнее, - сверх-природно. Его целью является познание бытия как такового, а не изучение устройства его отдельных областей, уровней или фрагментов. Это попытка конечного существа понять бесконечный мир. "Метафизика есть вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос" [10, с. 33], - пишет Мартин Хайдеггер. Категории метафизики призваны постигать мир в его всеобщей и универсальной взаимосвязи.

Метафизические утверждения М.К. Мамар-дашвили называл "онтологическими", поскольку они содержат в себе такого рода бытийствен-ные рассуждения [5, с. 120-121 ]. Бытие есть то, что порождает отдельные формы и проявления бытия, что имеет причину в самом себе. Онтологические утверждения о бытии и мире суть способы организации и структурирования нашего опыта. Они в принципе не могут быть выведены из эмпирии, поскольку сами являются аксиомами, постулатами опыта. Метафизические высказывания толкуют об условиях и предпосылках того, как человек вообще может иметь какой-либо опыт или что-нибудь мыслить о нем, что приводит к размышлениям

о трансценденции,трансцендентном и транс-цендировании.

Трансценденция постигается нами тогда, когда мир предстает не как состоящий из себя самого, а как "переход" из "внешней" для нас сферы бытия в сферу, где мы обитаем [14, с. 112]. Категорией трансцендентного философы обозначают "запредельную" для опыта область бытия, как бы "находящуюся" по ту сторону нашей жизни. В онтологическом плане трансцендентное не может быть сведено к особой "потусторонней" реальности или "пустому" ничто; это предпосылка и исток того "слоя" мира, который составляет основу нашего существования. В гносеологическом плане трансцендентное есть метафизическое ноуменальное понятие, используя которое философы пытаются получить знание о предельных основаниях бытия, познания и практики. В праксеологическом плане трансцендентное представляет собой основу деятельности людей по преобразованию окружающей реальности и самих себя.

Субъект полагает трансцендентное как границу объекта, предел для актов познания и деятельности. Поэтому для нас трансцендентное обладает не реальным,а лишь потенциальным существованием из-за его неадекватности имеющимся в настоящее время средствам и условиям преобразования и постижения мира [4, с. 9]. Актуальное бытие трансцендентного выявляется в ходе трансцендирования, когда люди ставят под зотространсцендентное как исток и границу своего существования.

Понятием имманентного обозначается совокупность опытов людей конкретных обще-ственно-исторических эпох, существующих в социокультурных формах современности, которые в своей взаимосвязи образуют безгранично расширяющееся "поле" познания, целе-полагания и практики [2, № 8, с. 10-13].

Мыслить метафизически - значит пытаться познать мир в целом, трансцендировать его единство, постигать и удерживать в нем всеобщее. Поэтому философствование есть транс-цендирующее вопрошание, поскольку оно расширяет сферу познания и практики и усложняет их содержание.

Важнейшим свойством философии является проективность-способность человеческого сознания к опережающему видению бытия. В этом смысле философствование представляет собой проективное вопрошание. Задавая вопросы, философия способна моделировать ситуацию, обозначая контуры грядущего. "Смысл философии и философствования коренится в особом, проективном преломлении

персонально-сущего философа и продвижении его персонального проекта (проектов) в публичную сферу..." [8, с. 162].

Будучи результатом трансцендирования, философская проективность принципиально отличается от научной проективности, цель которой состоит в моделировании конкретных свойств, изначально не встречающихся в природе и обществе. Философское вопрошание направлено на гармонизацию человека, создание возможных моделей его существования на основе идеалов Истины, Добра и Красоты

Реализуя себя в системе культурных связей и отношений, философия выступает гарантом целостности духовного развития личности. Будучи особой формой духовной практики, философия проясняет и создает смыслы индивидуального и общественного существования. Вот почему философствование - всегда личностное вопрошание. Это свойство связано с его активным и творческим характером, органической включенностью в процесс духовного производства, формирующего сознание конкретного индивида.

Как отмечает Макс Шелер, философское знание служит образовательным знанием, которое непосредственно направлено на формирование личности и ее духовное развитие. Оно не сводится к передаче определенной суммы информации, а выступает формой познания мира человеком и способом возрастания его духа. Главная задача, в решении которой философия призвана играть ключевую роль, - приобретение душой человека личностной формы\ЛЛ, с. 20-21,32-33,36-37].

Философия каждого периода общественной истории представляет собой теоретическое самосознание эпохи, где выявляются и анализируются ее основные черты и особенности. Но если со сменой эпох, которые продуцируют и формируют возможные варианты рассуждений о сущем, меняется проблемное поле концептуальной рефлексии, правомерно ли вести речь об основном вопросе философии, едином для всех исторических эпох и мировоззренческих интенций?

По нашему мнению, сформулированное Фридрихом Энгельсом определение - "великий основной вопрос всей... философии есть вопрос об отношении мышления к бытию" - имеет смысл только в рамках классической мысли. В современных философских построениях "вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе" [12, т. 21, с. 282-283], т.е. о том, что является первичным -материя или сознание, - теряет то значение,

которое он имел еще полтора - два столетия назад.

Философская мысль начинается с фундаментального вопроса: "Почему вообще есть сущее, а не наоборот - ничто?" [9, с. 87-89; 5, с. 23-24, 35]. В древней философии этот вопрос был сформулирован в виде проблемы единого и многого, решение которой предполагало поиски всеобщего субстрата мироздания - материального или идеального.

Первый тип философствования, обеспечивающий производство, накопление и трансляцию знаний о бытии, возник в недрах космологического способа мышления. Так, в религиозно-ми-фологическом мировоззрении Древней Индии, из которого постепенно сформировалась ее предфилософия, лучшим способом усвоения истины считалась имеющая сакральный характер устная передача знания от учителя к ученику. Подобная форма бытования философии встречается и в Древнем Китае, где традиционные школы, как правило, ссылались на "волю Неба", и в Древней Греции, где изречения первых философов нередко принимали сакрально-авторитарную форму. (Достаточно вспомнить распространенное среди членов Пифагорейского союза утверждение "Сам сказал", апеллирующее к высказываниям самого Пифагора).

В классической греческой и эллинистичес-ки-римской мысли в недрах космологизма постепенно сформировался антропологический тип мышления и зародилась новая форма бытования философии. Условно ее можно назвать перипатическимспособом философствования, хотя в тех школах, где она встречается (Академия Платона, Сад Эпикура и др.), организация исследования, преподавания и быта во многом отличались от Ликея Аристотеля.

В Средние века сакральная традиция философского образования усилилась, а перипатетическая ослабла. Будучи служанкой богословия, схоластическая мысль смогла обеспечить только теологическую форму философствования, в которой главной проблемой были вопросы о сотворении Богом мира и человека. Высшей истиной считались Священное Писание и Священное Предание. Занятия философией, как и занятия богословием, в Западной Европе того времени, как правило, осуществлялись в монастырях, а затем под надзором Церкви стали происходить в университетах.

Формирующийся в Новое время тип мировоззрения, идущий на смену теологизму Средних веков, оказал большое влияние на европейскую философию и науку, что привело к

изменению методов познания природы и человека. В XVI1-ХЛ/1II столетиях в Западной Европе ведущей парадигмой мышления стало естествознание, в особенности механика, и человек из творения Божьего превратился в объект среди объектов, вещь среди вещей, частичку великой Природы.

Тем не менее социальная жизнь вовсе не казалась мыслителям того времени частью природной жизни или ее модификацией. Моделью объяснения природы и социума стал натуралистический антропологизм. В отличие от природы общество представлялось "искусственным", а не "естественным" телом, которое сотворено самими людьми.

В новоевропейской классической философии /«первый план выходят гносеологические проблемы. Борьба сенсуализма и рационализма обусловила возникновение ориентированного на науку философствования, одной из главных задач которого была разработка вопросов логики и методологии познания. Это привело к формированию институализиро-ванных сообществ ученых.

В XIX в. в европейской мысли происходит становление и развитие нового этапа неклассической философии. В "индустриальном обществе" была создана мощная техническая и социальная (институциальная) инфраструктура производства и распространения знаний. В "постиндустриальном обществе", а затем и в "информационном обществе" производство и распространение знаний стали основным и экономически прибыльным занятием технически развитых наций. Производство знания здесь в основном связано с наукой, с ее технической составляющей, вследствие чего философия постепенно перемещается на периферию социально-гуманитарного познания.

В рамках классической традиции философия в основном рассматривалась как метафизика - учение о сверхчувственных принципах и предельных основаниях бытия и познания, где основными темами размышлений были проблемы существования всеобщего, сущности мира и человека, универсальных методов познания, всеобщих принципов истории и т.п. Неклассическая философия отказывается от традиционной метафизики, от поиска универсалий, проявляя интерес к единичному и стремясь воссоздать полноту, многогранность, уникальность отдельных форм и сторон бытия.

В классической традиции разум понимался как "разумность" природы, истории и деятельности человека,обусловливающие гносеологическую "прозрачность" бытия и практики. Это,

прежде всего, познавательная способность, которая имеет сверхопытную сущность, не выводимую из опыта и не сводимую к нему. Неклассическая традиция значительно расширила проблемное поле философствования, введя в него новые темы (коммуникация, понимание, повседневность, экзистенция и др.) [6, с. 376-378].

Отказ от принципа монизма, характерного для классической мысли, привел к размыванию проблемного поля современной философии, где постановка основного вопроса теряет всякий смысл. В постнеклассической философии вопрошание осуществляется внутри разрозненных смысловых "кластеров", посредством которых невозможно постигнуть сущее как таковое, познать мировое целое.

Таким образом, философствование по своей сути есть вопрошание о бытии, о мире в целом. Назначение философа состоит в том, чтобы обращаться к бытию с вопросами, поскольку само бытие через человека обладает способностью вопрошать.

Литература:

1. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль, 1976. - Т. 1. - С. 63-367.

2. Бурханов P.A. О статусе категории трансцендентного в философии // Общество: философия, история, культура. - Краснодар: Хоре, 2017. - № 8. -С. 10-13.

3. Бурханов P.A. Философия как вопрошание о сущем (к вопросу о самоопределении философии)

//'Общество: философия, история, культура.- Краснодар : Хоре, 2020. - № 6. - С. 23-25.

4. Лаврухина И.М. Идея трансцендентного: концептуальные версии в культуре: автореф.дис. ...д-ра филос. наук. - Ростов-н/Д., 2008. - 42 с.

5. Мамардашвили М.К. Введение в философию// Мамардашвили М.К. Философские чтения. - СПб.: Азбука-классика, 2002. - С. 5-170.

6. Мельникова Л.Л. Основные черты неклассической философии // История философии: учебник / под ред. Ч.С. Кирвеля. - 2-е изд., исп. - Минск : Новое знание, 2001. - С. 374-379.

7. Платон. Театет// Платон. Собрание сочинений: В 4 т. - М.: Мысль, 1993. - Т. 2. - С. 192-274.

8. Резник Ю.М. Что значит быть философом? // Философ и наука. Александр Павлович Огурцов / Отв. ред. С.С. Неретина. - М.: Голос, 2016. - С. 155-188.

9. Хайдеггер М. Введение в метафизику. - СПб. : Высшая религиозно-философская школа, 1998. -301 с.

10. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. Мир - конечность - одиночество. - СПб.: Владимир Даль, 2013.-592 с.

11. Шелер М. Формы знания и образование // Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994.-С. 15-56.

12. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1961. -Т. 21.-С. 269-317.

13.Ясперс К. Истоки истории и ее цель//Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991.-С. 27-286.

14. Ясперс К. Шифры трансценденции// Культуры в диалоге / отв. ред. A.C. Гагарин. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1992. - С. 104-115.

си о ш

м о.

ш

<

ж

3-

у-

S

135

PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY OF MAX SCHELER AS AN ESSENTIAL PHENOMENOLOGY AND THEONOM/C AXIOLOGY OF HUMAN

Burkhanov Rafael Ayratovich, DSc of Philosophical sciences, Professor, Head of Department Nikulina Olga Vyacheslavovna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor Department of Philosophy and Law, Surgut State University, Surgut

The article analyzes the role and significance of phenomenology and axiology in the concept of human by Max Scheler. It is noted that by phenomenology he understands such an attitude of spiritual contemplation, through which one can see or comprehend in the experience a certain area of "facts". Phenomenological philosophy seeks to understand the transcendent foundations of the Universe, absolute essences that are constituted in values that are ethically loaded. It is emphasized that Scheler?s philosophical anthropology was formed on the basis of essential phenomenology and theonomic axiology. The German thinker sees the specificity of a human in his fundamental lack of root, ontological inadequacy, and anthropological incompleteness in the world. This is a becoming being, aspiring to the highest values emanating from God. His special position in the Universe lies in the ability to transcend himself beyond the boundaries of everyday life. The goal of human development is "moral soaring" through which the core of the personality tries to take part in the essential. This is the realization of the ideal of "whole human" as a concrete integrity of the human spirit, the formation of a comprehensive and spiritually developed personality.

Keywords: Max Scheler; philosophical anthropology; phenomenology; axiology; metaphysics; being; human; God; whole human; phenomenon; value; transcendent; transcending.

DOI 10.24923/2222-243X.2021 -41.25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.