Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ КАК ВОПРОШАНИЕ О СУЩЕМ (К ВОПРОСУ О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ФИЛОСОФИИ)'

ФИЛОСОФИЯ КАК ВОПРОШАНИЕ О СУЩЕМ (К ВОПРОСУ О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ФИЛОСОФИИ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
147
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / МИФОЛОГИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НАУКА / СУБЪЕКТ / ОБЪЕКТ / ЧЕЛОВЕК / МИР / БЫТИЕ / СУЩЕЕ / НИЧТО / ПОЗНАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ВОПРОШАНИЕ / МЕТАФИЗИКА / ОНТОЛОГИЯ / ГНОСЕОЛОГИЯ / ПРАКСИОЛОГИЯ / ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ / ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ / PHILOSOPHY / MYTHOLOGY / WORLDVIEW / SCIENCE / SUBJECT / OBJECT / PERSON / WORLD / BEING / EXISTING / NOTHING / COGNITION / THINKING / INTERROGATING / METAPHYSICS / ONTOLOGY / EPISTEMOLOGY / PRAXEOLOGY / TRANSCENDENT / TRANSCENDING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бурханов Рафаэль Айратович

Статья посвящена рассмотрению вопроса о самоопределении философии. Ее целью выступают выявление и анализ статуса мировоззренческого трансцендирования, которое делает возможным вопрошание человека о сущем. В отличие от науки в философии проблемное поле не ограничивается имманентным для человека миром, но простирается на все бытие, проецируя себя за его пределы. Научная новизна работы заключается в обосновании метафизического вопрошания как фундаментального определения философии, дополняющего имеющиеся в отечественной литературе дефиниции. Подчеркивается, что философия в сущности есть, во-первых, мировоззренческое вопрошание, результатом которого являются самосозидание человека и осознание им своего места в мире; во-вторых, метафизическое вопрошание, направленное на познание мира в целом, а не на изучение устройства конкретных областей мироздания; в-третьих, трансцендирующее вопрошание, в ходе которого происходит расширение границ познания, усложнение опыта человека, развитие самого философского мировоззрения. Автор приходит к выводу, что важнейшая задача философии - вопрошание о сущем, бытии как таковом, что должно найти отражение в ее самоопределении. По содержанию философствование есть мировоззренческое трансцендирование, метафизическое вопрошание человека о мире в целом и самом себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY AS A INTERROGATING ABOUT EXISTING (TO THE QUESTION OF SELF-DETERMINATION OF PHILOSOPHY)

The paper focuses on the consideration of the self-determination of philosophy. Its purpose is to identify and analyze the status of worldview transcending, which makes it possible to question a person about existing. In philosophy, unlike science, the problem field is not limited to the world immanent for man, but extends to all being, projecting itself beyond it. The scientific novelty of the work lies in the substantiation of metaphysical interrogation as a fundamental definition of philosophy, complementing existing definitions in Russian literature. It is emphasized that philosophy, in essence, is, firstly, a worldview questioning, the result of which is self-creation of a person and his awareness of his place in the world; secondly, metaphysical interrogation aimed at understanding the world as a whole, and not at studying the structure of specific areas of the universe; thirdly, the transcending questioning, in the course of which the expansion of the boundaries of cognition, the complication of human experience, the development of the philosophical worldview itself takes place. The author comes to the conclusion that the most important task of philosophy is to question existing, being as itself, which should be reflected in its self-determination. In its content, philosophizing is a worldview transcending, a metaphysical questioning of a person about the world as a whole and to himself.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ КАК ВОПРОШАНИЕ О СУЩЕМ (К ВОПРОСУ О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ФИЛОСОФИИ)»

УДК 101.1

Бурханов Рафаэль Айратович

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и права Сургутского государственного университета

ФИЛОСОФИЯ КАК ВОПРОШАНИЕ О СУЩЕМ (К ВОПРОСУ О САМООПРЕДЕЛЕНИИ ФИЛОСОФИИ)

Burkhanov Rafael Ayratovich

D.Phil., Professor, Head of the Philosophy and Law Department, Surgut State University

PHILOSOPHY AS A INTERROGATING ABOUT EXISTING (TO THE QUESTION OF SELF-DETERMINATION OF PHILOSOPHY)

Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению вопроса о самоопределении философии. Ее целью выступают выявление и анализ статуса мировоззренческого трансцендирования, которое делает возможным вопрошание человека о сущем. В отличие от науки в философии проблемное поле не ограничивается имманентным для человека миром, но простирается на все бытие, проецируя себя за его пределы. Научная новизна работы заключается в обосновании метафизического вопрошания как фундаментального определения философии, дополняющего имеющиеся в отечественной литературе дефиниции. Подчеркивается, что философия в сущности есть, во-первых, мировоззренческое вопрошание, результатом которого являются самосозидание человека и осознание им своего места в мире; во-вторых, метафизическое вопрошание, направленное на познание мира в целом, а не на изучение устройства конкретных областей мироздания; в-третьих, трансцендирующее вопрошание, в ходе которого происходит расширение границ познания, усложнение опыта человека, развитие самого философского мировоззрения. Автор приходит к выводу, что важнейшая задача философии - вопро-шание о сущем, бытии как таковом, что должно найти отражение в ее самоопределении. По содержанию философствование есть мировоззренческое трансцендирование, метафизическое вопро-шание человека о мире в целом и самом себе.

Ключевые слова:

философия, мифология, мировоззрение, наука, субъект, объект, человек, мир, бытие, сущее, ничто, познание, мышление, вопрошание, метафизика, онтология, гносеология, праксиология, трансцендентное, трансцендирование.

Summary:

The paper focuses on the consideration of the self-determination of philosophy. Its purpose is to identify and analyze the status of worldview transcending, which makes it possible to question a person about existing. In philosophy, unlike science, the problem field is not limited to the world immanent for man, but extends to all being, projecting itself beyond it. The scientific novelty of the work lies in the substantiation of metaphysical interrogation as a fundamental definition of philosophy, complementing existing definitions in Russian literature. It is emphasized that philosophy, in essence, is, firstly, a worldview questioning, the result of which is self-creation of a person and his awareness of his place in the world; secondly, metaphysical interrogation aimed at understanding the world as a whole, and not at studying the structure of specific areas of the universe; thirdly, the transcending questioning, in the course of which the expansion of the boundaries of cognition, the complication of human experience, the development of the philosophical worldview itself takes place. The author comes to the conclusion that the most important task of philosophy is to question existing, being as itself, which should be reflected in its self-determination. In its content, philosophizing is a worldview transcending, a metaphysical questioning of a person about the world as a whole and to himself.

Keywords:

philosophy, mythology, worldview, the science, subject, object, person, world, being, existing, nothing, cognition, thinking, interrogating, metaphysics, ontology, epistemology, praxeology, transcendent, transcending.

Актуальность проблемы самоопределения философии обусловлена тем, что в современной мысли она является такой же важной, как в античной, средневековой и новоевропейской. Решая ее, философия познает свой объект и определяет собственный предмет. В философии в отличие от науки проблемное поле не ограничивается имманентным для человека миром, а распространяется на все бытие, проецируя себя за его рамки.

Цель работы - определение и оценка статуса мировоззренческого трансцендирования, которое делает возможным вопрошание индивида о сущем. Научная новизна обусловлена конструированием метафизического вопрошания как фундаментального определения философии, дополняющего уже существующие в отечественной литературе дефиниции.

Что такое философия? На этот, казалось бы, несложный вопрос нет однозначного ответа. Широко представленные во многих учебниках и учебных пособиях определения философии как формы общественного сознания или науки о наиболее общих законах бытия, познания и общества в настоящее время не могут быть признаны исчерпывающими. Наряду с ними также встречаются другие формулировки, согласно которым философия трактуется как жизненная мудрость [1, с. 11]; особый вид рационалистического учения о всеобщих формах взаимодействия человека

и мира [2, с. 11]; форма духовной деятельности, направленная на решение коренных мировоззренческих вопросов [3, с. 1]; специфический вид теоретической деятельности, изучающей предельные основания бытия и познания [4, с. 16-18]; учение о бытии, мышлении и самой философии [5, с. 31-32]; рационально-теоретическая форма мировоззрения, являющаяся рефлексией предельных оснований всех видов человеческо-исторической практики [6, с. 26]; мировоззрение, которое относится к научной сфере общественного сознания [7, с. 4], и т. д. Разумеется, данными определениями не ограничиваются все возможные дефиниции философии.

Определение философии, осуществляемое самой философией, представляет собой ее самоопределение. Как известно, слово «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости», в соответствии с этим философ - человек, которому присуще неудержимое стремление к познанию; в русском эквиваленте данное слово звучит как «любомудрие». Так, под «софией» (aoфía) Платон понимал не субъективное свойство ума человека, а объективное качество гармонично и разумно устроенного мира - космоса. (Космосом древние эллины считали органичное образование, содержащее в себе упорядоченность, в противовес хаосу - состоянию неупорядоченному и дезорганизованному.) Будучи смертным существом, человек неспособен слиться с софией-мудростью (что присуще лишь божеству), но может «любить» ее, устремляться к ней, пытаться постигнуть абсолютную и вечную истину [8, с. 113-114].

Аристотель размышлял о том, что следует считать началом философии, усматривая его в присущем людям удивлении [9, с. 69]. Удивление понимается Стагиритом не только как свойственная всем людям эмпирическая любознательность, но прежде всего как способность к вопроша-нию. Она побуждает задумываться об ограниченности обыденного представления об устройстве и познании мира, искать сверхчувственный смысл в простых вещах и явлениях. (Так, в раннегрече-ских учениях вода, воздух, огонь, всеобъемлющее первовещество вообще (оплро^ или число как таковое становятся основаниями мироздания, а конкретные образования - стул, стол, кровать, дом, лошадь и др. - воплощениями божественных идей.) В ходе подобного вопрошания человек не только познает чувственно воспринимаемые вещи, но также пытается постичь сущность мира.

Именно здесь пролегает граница между теми, кто изучает причины различных сфер бытия, природы, и теми, кто нацелен на постижение исходной первопричины бытия как такового, сущего самого по себе. Первых древние греки называли физиками, а вторых - философами.

Однако философия древних цивилизаций возникла не из науки, а из мифологии (А.Ф. Лосев), в основе которой лежит логика постижения мира в образах, базирующаяся на воспроизводстве смысла повседневных жизненных реалий. Характерной чертой мифологического мировоззрения является синкретичность. Это нерасчлененный комплекс представлений и чувств, понятий и ассоциаций, размышлений и действий, внутри которого формируются рассуждения о мире (космология и космогония), познании (постижение мироустройства) и самом человеке (смысл жизни и судьба). В отличие от этого философское освоение мира категориально, оно предполагает строгое и последовательное развертывание абстрактно-понятийных схем. Становление философии (вместе со становлением математики) обусловило появление в культуре первых форм теоретической мысли.

Античная философия начинается с фундаментального вопроса: «Почему, собственно, есть нечто, а не наоборот - ничто?» [10, с. 87-89]. Он знаменует собой рождение философской мысли как таковой - не мифологического или обыденного представления о месте и условиях обитания людей, а мысли о том, что в противоположность хаосу в мире существует определенный порядок, нечто организованное и гармоничное [11, с. 20-23]. Здесь мир представлен как проблема, решение которой предполагает понимание, т. е. соразмерность между человеком и тем, что он стремится понять, а также постановку задач (методологию) о путях и способах решения мировых загадок. Ведь проблема всегда выражает неполноту наших знаний о мире.

По содержанию философия есть вопрошание человека о мире и самом себе, результатом которого являются не только совокупность сведений об окружающей действительности, но прежде всего самосозидание и самоосознание человека как разумного и действующего существа, который рождается и развивается в лоне не природы, а культуры.

Размышления о бытии и небытии, бытии и мышлении реализуются посредством мировоззренческой рефлексии. Следовательно, рассуждение человека о мире и своем месте в нем есть мировоззренческое вопрошание. Конечно, в том или ином виде оно осуществляется в различных формах мировоззрения (например, в религии или искусстве), синтезирующих в себе рациональные абстракции и чувственные образы. Однако философствование не может реализовываться в формах чувственного восприятия, ему несвойственны эмпирические методы познания. В философском мировоззрении вопрошание происходит через понятия и категории, теоретические модели и концепты, его целью является постижение сущего как такового.

Поэтому философствование, в сущности, есть метафизическое вопрошание; ядром его проблематики выступает познание мира в целом, а не изучение устройства различных областей мироздания. Метафизика есть совокупность рассуждений о мире и человеке, которые описывают то, что мы в принципе не можем наблюдать в опыте. Конституируя себя как учение о сверхчувственных первоначалах бытия, она стремится постигнуть внутримирное целое. Размышляя о дои сверхопытных предпосылках бытия и познания, метафизика также рассуждает о трансцендентном. Речь здесь идет о трансцендировании или полагании трансцендентного.

В онтологическом плане трансцендентное не может быть сведено ни к особой «запредельной» сфере, ни к «пустому» ничто (об этом нельзя рассуждать в терминах нашего существования); это исток того слоя бытия, который является предпосылкой существования людей. В гносеологическом плане трансцендентное есть метафизическое понятие, применяя которое философы пытаются получить знание о предельных основаниях бытия, познания и практики. В прак-сеологическом плане трансцендентное представляет собой основу деятельности людей по преобразованию реальности и самих себя. Субъект полагает трансцендентное как границу своих действий, результаты которых создают предпосылки для новых действий.

Следовательно, для людей трансцендентное обладает не реальным, а только потенциальным существованием из-за его неадекватности имеющимся в данное время средствам и условиям преобразования и постижения мира. Как мы отмечали ранее, актуальное бытие трансцендентного выявляется в процессе трансцендирования, результатом которого выступают расшре-ние границ и усложнение опыта людей [12, с. 10]. Трансцендирование всегда происходит в мире человека, для которого характерно «стояние в просвете бытия» (М. Хайдеггер). Трансцендируя, люди ставят под вопрос трансцендентное как основу и пределы своего бытия, познания и действия. Поэтому вопрошание в философии есть трансцендирующее вопрошание, оно увеличивает проблемное поле нашего познания о бытии, следовательно, расширяет сферу и усложняет содержание нашей практики как совокупного опыта человечества.

Метафизическое вопрошание всегда направлено сверх сущего, за его границы, в результате чего мы получаем для понимания сущее в целом. Трансцендирование есть онтологическая выдвинутость нашего бытия в ничто, перешагивание за сущее как таковое. Именно вопрошание об этом ничто демонстрирует метафизику саму по себе [13, с. 39-40]. Тем не менее метафизика неспособна вывести за пределы опыта трансфизически, ее цель заключается в правильном и всестороннем его объяснении.

Таким образом, главной задачей философии является вопрошание о сущем, бытии как таковом, что должно найти выражение в ее дефиниции. По содержанию философствование представляет собой мировоззренческое трансцендирование, метафизическое вопрошание индивида о мире и собственном месте в нем, природе и предназначении людей.

Ссылки:

1. Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф. Философия: dtv-Atlas : пер. с 9-го нем. изд-я / науч. ред., пер. В.В. Миронов. М., 2002. 268 с.

2. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия : справочник студента. М., 1999. 672 с.

3. Философия : учебник для вузов / под общ. ред. В.В. Миронова. М., 2005. 673 с.

4. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия : учебник для вузов. 2-е изд. СПб., 2006. 536 с.

5. Мамардашвили М.К. Введение в философию // Философские чтения. СПб., 2002. С. 8-174.

6. Ильин В.В. Философия : учебник. В 2 т. Ростов н/Д., 2006. Т. 1. 232 с.

7. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия : учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2002. 588 с.

8. Платон. Пир // Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. М., 1993. С. 81-134.

9. Аристотель. Метафизика // Сочинения. В 4 т. Т. 1. М, 1976. С. 63-450.

10. Хайдеггер М. Введение в метафизику. СПб., 1997. 304 с.

11. Мамардашвили М.К. Вильнюсские лекции по социальной философии (Опыт физической метафизики). СПб., 2012. 319 с.

12. Бурханов Р.А. О статусе категории трансцендентного в философии // Общество: философия, история, культура. 2017. № 8. С. 10-13. https://doi.org/10.24158/fik.2017.8.1.

13. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / пер. с нем В.В. Бибихина. М., 2007. 303 с.

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.