Научная статья на тему 'Философское значение правового института свободы совести в российском законодательстве'

Философское значение правового института свободы совести в российском законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВОБОДА СОВЕСТИ / СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / УБЕЖДЕНИЕ / ВЕРА / АТЕИЗМ / FREEDOM OF CONSCIENCE / FREEDOM OF RELIGION / IDEOLOGY / BELIEF / FAITH AND ATHEISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мордовцева Татьяна Васильевна

В статье выявляются особенности толкования правового института свободы совести и вероисповедания, нивелирующие его философское содержание как общечеловеческой ценности и свободы мировоззрения, в соответствии с которой человек провозглашается свободным в выборе убеждений, а также наделяется правом «иметь или не иметь религиозную веру», публично защищать интересы науки, атеизма и иных форм познания мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The philosophical significance of the legal institution of freedom of conscience in the Russian legislation

The study revealed significant limitations in the interpretation of legal and constitutional norms of freedom of conscience and religion, its philosophical content leveling as a universal human values of freedom of ideology, according to which man is free in the choice of belief and the right to have or not to have faith, to publicly defend the interests of science, atheism and other forms of knowledge.

Текст научной работы на тему «Философское значение правового института свободы совести в российском законодательстве»

Исследование правовых основ в сфере свободы совести предполагает прежде всего уяснение сущности и философского значения свободы как нравственной ценности человека, лежащей в основе конкретных юридических формулировок. Изучение свободы с позиции правовой науки несколько ограничено ввиду формализованного понятийного аппарата юриспруденции, однако это делает возможной трансформацию свободы как важнейшего нравственного императива в норматив социально приемлемого поведения людей, высший ценностный ориентир деятельности государственных и общественных образований. Данная проблема занимает особое место в юридической действительности, объективируясь в понятии института прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых на международном и национальном уровнях.

В российской дореволюционной юридической литературе [1] подчеркивалось, что сама возможность существования правовых норм обусловлена свободой воли. При этом вопрос о свободе воли ставится применительно к сфере сознательных действий человека и только в тех случаях, когда есть право выбора из нескольких возможных путей. Современные исследователи обращают внимание на то, что понятие свободы не означает абсолютной независимости от государства, а предполагает формирование активной, инициативной и ответственной (в плане выбора способов осуществления своих интересов) личности [2, с. 80]. Реализация свободы индивида связана с благополучием общества и государства и, следовательно, не должна нарушать публичный порядок. Таким образом, налицо две составляющие свободы: субъективная, выраженная интересом и возможностью субъекта правоотношений совершения или несовершения каких-либо действий, и объективная, связанная с ограничением реализации субъективных притязаний личности интересами других людей, потребностями сохранения благополучия и безопасности общества, государства или мирового правопорядка. Как пишет О.А. Иванюк, «главный признак правового измерения свободы заключается в сознательном выборе одного из нескольких возможных действий или в выборе между действием и бездействием. Сознательный элемент свободы предполагает, что ее носителем является физическое правосубъектное лицо, которое осознанно выбирает, как поступать» [3, с. 47].

Таким образом, свобода есть возможность действовать в соответствии со своим выбором, границы которого должны быть предопределены нормами права и морали. При этом юридическое восприятие свободы нередко фактически сводится к институту диспозитивности, т.е. выбору одного из нескольких вариантов поведения, что и получило наиболее широкое признание в праве.

В международно-правовых актах, в частности в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозглашается, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». В российском законодательстве существуют специальные нормативно-правовые акты, направленные на гарантирование и реализацию тех или иных прав и свобод человека и гражданина, включая свободу совести и вероисповедания. Порядок защиты прав и свобод человека и гражданина закрепляется в процессуальном законодательстве. Вместе с тем социальная практика неизбежно вносит коррективы в содержание признанных свобод, в том числе в одну из наименее неясных по своим юридическим критериям - свободу совести.

В исследовании О.А. Иванюк предлагается рассматривать свободу совести в двух аспектах -субъективном и объективном. С субъективной стороны свобода совести - это возможность индивида самостоятельно определять свои мировоззренческие позиции, делать нравственный выбор. С объективной стороны свобода совести представляет собой нормативно закрепленное право, признанное и гарантированное государством. В данном смысле право на свободу совести рассматривается как неотъемлемый атрибут нравственного самоопределения личности в плане возможности выбирать ту или иную веру, а также придерживаться нейтральной позиции по отношению к религии или быть атеистом. В связи с этим большинство правоведов отмечают, что свобода совести не принадлежит исключительно к сфере религии, а является более широким понятием в сравнении со свободой вероисповедания.

Юридическая доктрина традиционно причисляет свободу совести к личным (гражданским) правам [4, с. 2]. В целом же правовое регулирование свободы совести является комплексным и

межотраслевым: оно включает в себя нормы, определяющие содержание данные свободы, а также меры ее гарантирования, защиты и ограничения [5]. При этом «защита нравственности, прав и законных интересов других лиц, государственных границ, обеспечение безопасности государства направлены на гарантирование права на духовное достоинство и связанную с ним свободу совести и вероисповедания» [6, с. 26]. Здесь задействованы нормы практически всех отраслей права: конституционного (провозглашение и гарантирование права на свободу совести), административного (порядок регистрации и деятельности организаций, основы государственного и муниципального управления в сфере свободы совести), гражданского (имущественные отношения, возникающие в связи с реализацией права на свободу совести), трудового (трудовые отношения в соответствующих организациях и защита прав всех категорий работников на свободу совести), уголовного права и законодательства об административных правонарушениях (установление уголовной или административной ответственности за нарушение права на свободу совести).

Понимание свободы совести исторически и содержательно связано с осмыслением свободы вероисповедания. Более того, многие теоретики права убеждены, что содержание свободы совести составляет свобода в определении отношения субъекта к вопросам веры и религии, т.е. к проблемам свободы вероисповедания. Поскольку понятие веры не может быть признано юридической категорией в силу абстрактности и значительной философско-мировоззренческой нагрузки его смысла, оно и не используется в законотворчестве в чистом виде. Для права вера имеет значение в форме вероисповедания, т.е. открытого провозглашения своих религиозных убеждений и их свидетельств. Вера характеризует внутреннее, нерациональное чувство человека, а вероисповедание является внешним проявлением, особым типом социального поведения религиозной личности, поэтому к нему применимы все санкции контроля. Подобная точка зрения, по мнению О.А. Иванюк, неизбежно приводит к заключению о том, что «свобода вероисповедания означает свободу не любых, а именно религиозных убеждений и их внешних проявлений» [3, с. 52].

Несколько иную позицию занимают М.В. Баглай и В.А. Туманов, которые считают, что «свобода совести и вероисповедания - право человека как быть атеистом, т.е. не верить в Бога, так и верить в Бога в соответствии с той или иной свободно выбранной им религией (вероисповеданием)» [7, с. 414]. При всей важности этого вывода авторы недооценили такой религиоведческий фактор, как разнообразие форм веры, объектом которой далеко не всегда выступает персонифицированный «Бог», но в том числе и божество как абсолют, проявление высшей, надчеловеческой силы, порядка. К сожалению, при всей неопределенности правового значения термина «вера», невозможно установить и четких религиоведческих дефиниций. Даже в специальной философской и религиоведческой литературе нет четкого определения того, что есть вера и что может выступать объектом вероисповедания. Поэтому в законотворчестве следует придерживаться устоявшихся смыслов тех понятий, которые характеризуют не столько область человеческого духа, сколько сферу человеческого поступка и деяния.

Собственно юридический аспект темы свободы совести и вероисповедания может быть выявлен в контексте соотношения объемов понятий, выявления их родовых и видовых признаков. Вполне корректно об этом пишет И.В. Осин: «Свобода вероисповедания - это составной элемент свободы совести, внутреннее содержание которой значительно шире, чем отношение человека к религии, к выбору той или иной веры. Свобода совести оперирует понятием “убеждение”, а убеждения могут быть не только религиозными» [8, с. 26]. Таким образом, свобода совести заключается в возможности самостоятельно, без чьего-либо принуждения (в том числе государственного) формировать собственные нравственные суждения, действовать в соответствии со своими убеждениями (светского или религиозного характера), а также распространять их.

Некоторые исследователи предлагают вообще отказаться от использования в законодательных актах понятия «свобода совести», сохранив лишь термин «свобода вероисповедания» по следующим причинам: во-первых, совесть - категория морали, а не права; во-вторых, с учетом понимания свободы как меры возможного поведения оно достаточно для определения отношения к религии. Данная позиция с теоретической точки зрения представляется достаточно обоснованной, однако вряд

ли она может быть в ближайшем будущем реализована на практике, что объясняется сложностью прохождения соответствующих законодательных инициатив.

С учетом вышесказанного следует признать, что свобода вероисповедания является одним из видов свободы совести, которая, в свою очередь, не исчерпывается исключительно религиозным содержанием и предполагает свободу убеждений светского, атеистического и теистического характера. Итак, свобода совести - право убеждений (философских, мировоззренческих, политических, светских, религиозных и пр.), в том числе право на их перемену, а равно и воздержание от них, т.е. свобода не исповедовать никакой веры. Свобода вероисповедания - право открыто заявлять о своих убеждениях, религиозной вере и совершать соответствующие религиозные обряды, открыто возвещать о своих религиозных убеждениях и своей принадлежности к определенному религиозному течению, а также проповедовать свою веру. Все это зафиксировано в ст. 28 Конституции Российской Федерации, в которой каждому гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

На основе нормы, закрепленной в ст. 28, можно выделить семь правомочий, которые И.В. Осин относит к субъективному праву на свободу совести и вероисповедания.

1. Право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, т.е. создавать организации, объединения религиозного толка, либо исповедовать культ в индивидуальном порядке.

2. Право не исповедовать никакой религии, т.е. занимать нейтральную позицию по отношению к какой-либо вере.

3. Право выбирать убеждения, т.е. свободно избирать моральные, мировоззренческие, философские, атеистические императивы, быть агностиком или скептиком.

4. Право иметь убеждения, относящиеся к совести, но отличные от религиозных, обладать ценностно-смысловыми, этическими ценностями.

5. Право менять убеждения, т.е. свободно менять веру, а равно и менять религиозные убеждения на атеистические или наоборот.

6. Право распространять убеждения, т.е. делать их доступными, известными определенному кругу лиц. Распространение убеждений может осуществляться как непосредственно, так и опосредованно - с помощью книг, брошюр, кинофильмов, сайтов в Интернете и т.п. Причем речь идет не только об убеждениях любого толка (религиозных и атеистических), что чрезвычайно важно в сложившихся условиях политико-правового режима свободы совести в современной России. К тому же следует признать, что распространение религиозных убеждений до сих пор слабо законод ательно урегулировано, о чем свидетельствует обширная судебная практика в связи с деятельностью так называемых «нетрадиционных религий» или, как их еще именуют, «деструктивных культов». Именно в этой сфере обнаруживается наибольшее число злоупотреблений правом.

7. Право на действия в соответствии с убеждениями - юридически гарантированная возможность посредством активных действий (либо осознанного бездействия) проявлять свои убеждения, например, через пропаганду, критику, религиозные действия, связанные с отправлением культа.

Таким образом, юридические категории «свобода совести» и «свобода вероисповедания» неизбежно получают морально-нравственное, ценностно-смысловое измерение с весьма сходными признаками, что и служит нередко причиной их отождествления в процессе законотворчества для достижения компромиссного решения, например в Федеральном законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. В связи с этим в практике реализации рассматриваемых свобод следует учитывать различия между их внутренними (мотивы поведения) и внешними (гарантирование, защита со стороны государства) характеристиками.

Можно поддержать высказанное многими правоведами мнение о том, что пренебрежение правом на свободу совести и вероисповедания препятствует укоренению иных прав человека и отрицательно сказывается на формировании правового государства и гражданского общества: «разрушение государством религии неизбежно влечет за собой нравственный распад общества, пренебрежение правовыми запретами, вседозволенность» [9, с. 75]. Законодательное регулирование, устанавливая

приемлемые способы и границы осуществления названных свобод, призвано в конечном счете обеспечить социальный мир и стабильность при разумном балансе интересов граждан, их объединений, общества и государства.

Литература

1. Зверев Н.А. Свобода воли и право. М., 1898.

2. Орлова О.В. Правовая свобода личности в гражданском обществе // Журнал российского права. 2007. № 5.

3. Иванюк О.А. Свобода совести и свобода вероисповедания: соотношение понятий и границы законодательного регулирования // Журнал российского права. 2010. № 9.

4. Луковская Д.И. Классификация прав и свобод человека и гражданина // История государства и права. 2007. № 15.

5. Придворов Н.А., Тихонова Е.В. Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России. М., 2007.

6. Шарнина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 11.

7. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.

8. Осин И.В. Свобода совести как субъективное право // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 23.

9. Лукашева Е.А. Право и мировые религии в формировании цивилизаций // Труды Института государства и права РАН. 2009. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.