Научная статья на тему 'Философское осмысление ключевых веков российской истории Ч. II. Точки бифуркации'

Философское осмысление ключевых веков российской истории Ч. II. Точки бифуркации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3913
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философское осмысление ключевых веков российской истории Ч. II. Точки бифуркации»

ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ВЕКОВ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ Ч.П. ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ

Николай Николаевич Кожевников,

доктор философских наук, профессор Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

Точка бифуркации - критическая точка процесса самоорганизации, в которой система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределённость в отношении её дальнейшего развития. Состояние системы может стать хаотическим или перейти на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности. Выбор одного из путей дальнейшего развития такой системы происходит случайно, остальные возможные пути «замораживаются».

В России таких точек бифуркации было много, можно даже допустить, что вся российская история состоит из таких «исторических бифуркационных точек». Конечно, это не «точки», а этапы, промежутки времени. История России охватывает XIV - XX вв. Ключевые события XIV в. рассмотрены в нашей предыдущей работе [1].

Выделим следующие переломные этапы истории России, связанные, главным образом, с борьбой за престолонаследие:

1) 1430 - 1440 гг. - годы тяжёлой борьбы младшего сына и внуков Дмитрия Донского;

2) 1497 - 1502 гг. - борьба за наследование российского престола (в конце жизни Ивана III);

3) насильственная смерть Бориса Годунова и его сына в 1605 г и последовавшая затем смута;

4) 1682 - 1689 гг. - годы борьбы Петра со сводной сестрой Софьей Алексеевной;

5) 1741 г. - смещение Ивана VI и Анны Леопольдовны, то есть победа наследников Петра I над наследниками Ивана V;

6) 1825 г. - неудавшееся восстание декабристов;

7) 1917 г. - отречение Николая II и победа большевиков.

Н. Н. Кожевников

В России (вместе с Русью), в силу централизации власти, особый тон в политической, социальной и культурной жизни задавали столицы, которых было четыре. Примерно по два века приходится на Киев, Владимир, Санкт-Петербург и четыре с половиной века - на Москву. Тон, взятый Москвой, начиная с первых князей, потомков младшего сына Невского - Данилы Александровича, в значительной степени был ориентирован на устойчивую серость. «Прежде всего, московские Даниловичи отличаются замечательно устойчивой посредственностью - не выше и не ниже среднего уровня... эти князья совмещали в себе много менее дорогих, но более доходных качеств, отличались обилием дарований, какими обыкновенно наделяются недаровитые люди. дружно живут друг с другом. Они крепко держатся завета отцов: "житии за один"» [2, с. 47]. Московские князья «были наиболее бесправные, приниженные князья, а условия их экономического положения давали им обильные средства действовать во имя личной выгоды. Поэтому они лучше других умели приспособиться к характеру и условиям своего времени и решительнее стали действовать ради личного интереса. С ними было то же, что бывает с промышленниками, у которых ремесло усиленно развивает сметливость и находчивость за счёт других высших качеств и стремлений» [2, с. 50].

В России обычно побеждала серость. Иногда это было вроде бы и неплохо, но в целом, учитывая огромные ресурсы страны, эффективное взаимодействие различных этносов в её пределах, особую защищённость территории от внешних врагов, благодаря её суровыму климату и протяжённости, - иметь такой итог, как сейчас:

что это историческая несправедливость или какая-то высшая закономерность?

1. 1430 - 1440 гг. Эти годы ознаменовались изнурительной борьбой между Василием Васильевичем Вторым (Тёмным) и Юрием Дмитриевичем - младшим братом его отца - Василия I. Внутренние распри между потомками Дмитрия Донского поставили страну на грань катастрофы, поскольку в первой половине XV в. только что родившаяся Россия1 и так с огромным трудом балансировала между Западом и Востоком (Литвой и Ордой). С одной стороны, литовский князь Витовт, приходившийся Василию Васильевичу дедом, всячески пытался «закабалить» своего внука, который в 10 лет занял московский престол, с другой стороны, все политические процессы в России контролировались ордынскими ханами. «Юрий Дмитриевич... по смерти Витовта (1430) начал открытую борьбу с племянником за Москву и Владимир. В борьбе приняли участие и сыновья Юрия: Василий Косой и Шемяка» [4, с. 173]. Они несколько раз захватывали Москву, отправляли Василия II вместе с семьей в ссылку, ослепили его. «Юрий умер, обладая Москвой, на великом княжении» [4, с. 173-174] в 1433 г Однако народ и боярство были за новый порядок наследования (от отца к сыну) и поддерживали Василия Второго несмотря ни на что, в то время как Юрий и его сыновья выступали за отжившие себя феодальные порядки наследования престола (великого княжения), когда власть переходила к старшему в роду, что создавало многочисленные перемещения, смену элит и т. п. Кроме того, попав в плен к татарам, Василий Второй был отпущен за выкуп 200 тыс. рублей, что было сопоставимо с бюджетом государства того времени. На население

Победа Василия Васильевича над Василием Юрьевичем.

Миниатюра из Лицевого летописного свода Ивана Грозного (http://www.runivers.ru/lib/book6958/)

Дмитрий Иванович (1483 -1509 гг.) -сын Ивана Ивановича Молодого и Елены Волошанки, внук Ивана III

Миниатюра из Лицевого летописного свода Ивана Грозного (http://www.runivers.ru/lib/book6958/)

России были наложены огромные поборы, приехала целая толпа новых сборщиков дани. Но начиная с 1450 г, в качестве соправителя Василия упоминается его сын, будущий Иван III. В этом же году было окончательно разбито войско Шемяки (последнего из князей-противников), сам он вскоре умер, и постепенно Россия начала преодолевать эти тяжелые обстоятельства, в результате которых она могла быть отброшена далеко назад.

2. 1497 - 1502 гг. - важный бифуркационный этап в истории России. Он связан с преемником Ивана III, за которого боролись две боярских группировки. Одна поддерживала линию первой жены Марии Борисовны Тверской (умерла в 1467 г), Ивана Ивановича «Молодого»2 и его сына Дмитрия, другая - наследников второй жены (с 1472 г) - Софьи Палеолог. В 1470 г Иван III присвоил своему сыну Ивану Ивановичу титул великого князя и объявил его своим соправителем, но в 1490 г. Иван Иванович умер. Тогда, вопреки всем проискам противной партии, в 1498 г на царство3 был венчан Дмитрий Иванович. Этому способствовало раскрытие заговора «с целю убийства Дмитрия... Заговорщики решили действовать, когда в 1497 г. они узнали, что Иван III наконец принял решение объявить Дмитрия своим соправителем и преемником» [5, с. 133]. Однако в 1499 г. (частично) и в 1502 г. (окончательно) снова победила группировка, выдвигавшая преемником старшего сына Софьи Палеолог (умерла в апреле 1503 г.) Василия Ивановича, который стал соправителем отца, а Дмитрий с матерью попали в опалу, затем в темницу. Елена умерла там в январе 1505 г., Дмитрий -в 1509 г.

Елена Молдаванская и её окружение были для своего

1 Дату рождения России связывают с Куликовской битвой (1380 г.), которая «считается тем событием, после которого новая этническая общность - Московская Русь - стала реальностью, фактом всемирно исторического значения» [3, с. 164).

2 Иван Иванович «Молодой» - наследник престола - был женат на Елене Стефановне («Елене Молдаванке», «Елене Волошан-ке») - дочери молдавского господаря.

3 Именно на царство, а не на великое княжение. Это было первое венчание в Успенском соборе Кремля такого уровня в истории России.

времени образованными людьми, которых основная масса населения того времени считала «еретиками». Суть споров была в непримиримой позиции двух направлений церкви («иосифлян» и «нестяжателей»), где у Ивана III была компромиссная линия. С одной стороны, он хотел отобрать у монастырей земли и использовать их для формирования дворянского ополчения. С другой стороны, как верующий человек не хотел сильно ссориться с консервативным крылом церкви. Отобрать земли не получилось, хотя он много раз пытался, но «еретиков» на расправу он также долго не отдавал (до декабря 1504 г.). В отличие от отца Василий твёрдо встал на позиции консерваторов, и они целиком поддержали его.

Трудно сказать, к чему бы привело царствование Дмитрия (1483 г рождения), который был достаточно чистым и благородным человеком, но вряд ли оно было бы хуже царствования Василия III (1479 г. рождения), которое породило Ивана IV (Грозного), устроившего кровавое побоище всех социальных слоёв, населявших Россию, и обрушившего династию Рюриковичей. Именно это привело, в конечном счете, к страшной смуте начала XVI в. Кружок бояр и служивых людей вокруг Елены погубил превышение им среднего уровня окружающей социальной среды и простоты поведения. Консерваторы и «византийцы» были гораздо изощрённее в дворцовых интригах.

3. 1605 г. - смерть Бориса Годунова. Это был очень неплохой царь, о котором также как и о его сыне Фёдоре сохранились достаточно объективные положительные свидетельства. Он находился во главе России 21 год: 14 лет - как реальный правитель при слабом царе Фёдоре Иоановиче (своём шурине), который делами практически не занимался, проводя время в молитвах4, и 7 лет - как выбранный всеми сословиями и регионами царь. Однако его правительство, «несмотря на то, что была налажена хозяйственная жизнь страны, сделаны большие государственные запасы, упорядочена налоговая система, было мало популярно в народе» [3, с. 217]. «Стремясь устроить государство при помощи крепкой организации средины тогдашнего московского общества, Борис давил на верхи и низы общества. В тех и других установленный Борисом государственный порядок нашёл своих врагов. Враги эти, однако, вряд ли смогли бы представить серьёзную опасность для государственного порядка, если бы не нашли поддержки извне, в латинской Польше» [6, с. 190]. Такова судьба всех реформаторов в России.

Историю пишут победители. Годунова ненавидели Романовы, которые считали его выскочкой, оспаривали легитимность выборов его на царство и пытались обосновать правомерность передачи престолонаследия в случае пресечения мужской линии Рюриковичей по линии женской. Все это было не совсем так. Борис Годунов действительно происходил из татар, однако его предки переселились в Россию за двести с лишним лет до его рождения (в 1310 - 1320 гг.). Выборы на царство у Годунова были самыми честными по сравнению с Михаилом Романовым и тем более Василием Шуйским.

Борис Фёдорович Годунов (ок. 1552 - 1605 гг.) -дворянин, русский царь с 1598 г.

Выдвинулся во время опричнины. Брат жены царя Фёдора I Иоанновича и фактический правитель государства при нём в 1587 - 1598 гг. (http://www.troitsa-horoshevo.ru/o-hrame/hist/hramozdatel)

Романовых на царство «выкрикнули казаки», вроде того, как Совету пятисот в окружённом конницей Мю-рата Люксембургском дворце было объявлено, что они будут сидеть взаперти, пока не выберут Бонапарта первым консулом в ноябре 1799 г. Передачи престолонаследия по женской линии в 1560 г, когда умерла первая жена Ивана Грозного, не существовало. Она была из рода Захарьиных-Юрьевых, к которому принадлежали и Романовы, однако Грозный оставил после себя двух сыновей, опекунский совет из пяти человек, и вопроса о правах наследников Анастасии на престол в то время реально не возникало.

К созданию негативного образа Годунова, по-видимому, в угоду Романовым приложили руку Н. М. Карамзин и А. С. Пушкин. Шуйский в его знаменитой пьесе так характеризует Годунова. «Какая честь для нас, для всей Руси! / Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, / Зять палача и сам в душе палач, / Возьмет венец и бармы Мономаха...» [7, с. 259].

Во время борьбы против иноземных захватчиков в 1605 - 1613 гг. выдвинулось много талантливых людей, но в феврале 1613 г. избрали, наверное, самого слабого кандидата из всех возможных - Михаила Романова,

1 Фёдор Иоанович начинал каждый день с молитвы: «Дай, Господи, никому не сделать ничего плохого» [3, с. 217].

правда, с прицелом на совместное правление его с отцом, который до 1619 г. находился в польском плену. Такое двоевластие после освобождения Филарета действительно состоялось, окончившись со смертью последнего в 1633 г.

4. 1682 - 1689 гг. - годы борьбы Петра I с Софьей Алексеевной. В 1682 г после смерти царя Фёдора Алексеевича партия Нарышкиных попыталась посадить на трон царевича Петра в обход старшего, но больного брата Ивана (от первой жены Алексея Михайловича Мило-славской). В ответ Милославские подняли стрелецкий бунт (15 мая 1682 г.), вскоре вышедший из-под их контроля (Хованщина), и в конечном счете, испугавший все сословия России, так что стрельцов вскоре усмирили. Ещё в начале этого бунта был предложен компромисс. «26 мая дума вместе с патриархом и архиереями решила: Иоанну быть первым царем, а Петру вторым, что и объявили стрельцам и всему народу... правительство, по молодости обоих государей, было вручено сестре их, царевне Софье Алексеевне» [8, с. 267]. Её правление продолжалось с 1682 по 1689 гг., когда окончательно победила боярско-дворянская группировка, поддерживающая Петра I. Софья была отправлена в ссылку, а затем, после также подавленного стрелецкого

Царевна Софья в Новодевичьем монастыре.

Картина И. Репина (1879 г.) (http://vsdn.ru/museum/catalogue/exhibit6656.htm)

Петр I (1672 - 1725 гг.) - Московский царь из династии Романовых, последний царь Всея Руси, первый император Всероссийский (с 1721 г.), сформировавший основные направления развития Российского государства в XVIII в., один из наиболее ярких государственных деятелей в истории России. Посмертный романтизированный портрет Петра I. Художник Поль Деларош (1838 г.) (https://ru.wikipedia.org/wiki/Пётр_I)

восстания 1698 г, пострижена в монахини. Царь Иоанн (Иван V) умер в 1696 г., при жизни он сумел сохранить со своим сводным братом Петром дружеские отношения [9].

Вестернизация и модернизация были начаты отцом этих юных царей Алексеем Михайловичем. Делались они по многим направлениям и основательно с далекой перспективой. Царевна Софья продолжила этот процесс. «Все петровские реформы были, по существу, логическим продолжением реформаторской деятельности его предшественников: Алексея Михайловича и Ордин-Нащокина, Софьи и Василия Голицина - да и проблемы он решал те же самые» [3, с. 287]. Первые же попытки сближения с европейскими странами начались гораздо раньше. «Уже при Борисе Годунове при первом движении к западу начинается между русскими подражание иностранцам в наружности, начинается бритье бород... в 1681 году царь Федор Алексеевич издал указ всему синклиту и всем дворянам и приказным людям носить короткие кафтаны вместо прежних длинных

охабней и однорядок: в охабне или однорядке никто не смел являться не только во дворец, но и в Кремль» [10, с. 549]. Интересно, что современники Петра не считали его реформатором, а относили эту деятельность к Софье и её сподвижнику Василию Голицину. «Несмотря на все декоративные новшества, которые ввёл Петр,. никто из современников не воспринимал его как нарушителя традиций. Привлечение Петром на службу иностранных специалистов русскими людьми вообще воспринималось как нечто вполне привычное. Знающих иностранцев заманивали на русскую службу еще в XIV в. - тогда ими были татары. А в XV столетии нанимали уже и немцев, и притом немало» [3, с. 287].

5. 1741 г. - смещение Ивана VI и Анны Леопольдовны. После смерти Петра II мужская линия его деда пресеклась. Дочери Петра I - Анна и Елизавета - считались незаконнорожденными, поскольку брак с Мартой Скав-ронской, будущей Екатериной I, состоялся после их рождения. В то же время у Ивана V оставались три взрослых дочери: Екатерина, Анна, Прасковья. Тайный совет отдал предпочтение Анне, как более смирной, чем Екатерина. Однако все те, кто собирался «управлять» Анной на основе написанных для неё «кондиций», жестоко просчитались. «Кондиции» она порвала через месяц, и её правление вместе с фаворитом Бироном было одним из самых жестоких и бездарных в истории России.

К концу правления Анны её сестры умерли, большинство их детей тоже, так что у правительницы оставалась только одна племянница - Анна Леопольдовна, которая в августе 1739 г. необыкновенно пышно была выдана замуж за Антона Браунгшвейского. Ровно через год родился наследник престола - Иоанн VI, которому в момент смерти Анны Иоанновны было всего два месяца. Естественно встал вопрос о регенте, которым сначала три недели был Бирон, а затем год и месяц Анна Леопольдовна (с мужем). Последняя была совершенно не предрасположена к правлению, делами не занималась, в народе зрело недовольство, все обстоятельства постепенно сложились в пользу цесаревны Елизаветы Петровны. Последней каплей была угроза ею ближайшей ссылки или ареста, поскольку из Петербурга было велено убрать гвардейские полки, дружественно настроенные к Елизавете.

«24 ноября в 1 часу пополудни правительство отдало приказ по всем гвардейским полкам быть готовым к выступлению в Финляндию против шведов. но во дворце Елисаветы поняли так, что правительство нарочно хочет удалить гвардию, зная приверженность её к цесаревне, и люди близкие, Воронцов, Разумовский, Шувалов и Лесток, начали настаивать, чтоб Елисавета немедленно с помощью гвардии произвела переворот» [11, с. 119]. Затем Елизавета Петровна привлекла в качестве наследника сына своей старшей сестры Анны (будущего Петра III), и линия Петра I окончательно восторжествовала над линией Ивана V, которая была, по-видимому, более консервативной. Делами Елизавета также занималась мало, но она привлекла к управлению государством достаточно умных людей и не мешала их деятельности.

Елизавета I (1709 - 1762 гг.) - российская императрица из династии Романовых.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны.

Холст, масло, Государственный музей-заповедник «Царское Село» (1757 г.) (http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/ istoпja-carskogo-sela-v-licah/romanova-elizaveta-petrovna-1709--1762.html)

6. 1825 г. - неудавшееся восстание декабристов. Оно, в случае успеха, могло бы радикально изменить историю России. Молодые дворяне, вдохновлённые целями Великой французской революции, хотели совершить нечто подобное в России. Многие из них были впечатлены «Заграничным походом» российских войск в 1812 - 1814 гг. после изгнания Наполеона из России. К чему бы это привело? Скорее всего, к распаду российской империи и к затяжной гражданской войне. Смогли бы они воплотить в жизнь конституции Н. Муравьева или «Русскую правду» П. Пестеля? Политическую программу декабристам реализовать не удалось - слишком плохо это восстание было организовано, однако «декабристы проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека, резко отличного по своему поведению от всего, что знала предшествующая история. В этом смысле они выступили как подлинные новаторы» [12]. Чисто практическое поведение переходило «из разряда не-оцениваемых действий в группу поступков, осмысляемых как "благородные" и "возвышенные" или "гнусные", "хамские" (по терминологии Н. Тургенева) и "подлые"... Сознанию декабриста была свойственна резкая

Восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г.

Художник К. Кольман. 1830-гг. Акварель. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Кольман!_Карл_Иванович)

поляризация моральных и политических оценок: любой поступок оказывался в поле "хамства", "подлости", "тиранства" или "либеральности", "просвещения", "героизма". Нейтральных или незначимых поступков не было, возможность их существования не подразумевалась... В результате, во-первых, бытовое поведение перестает быть только бытовым: оно получает высокий этико-политический смысл. Во-вторых, обычные соотношения планов выражения и содержания применительно к поведению - меняются: не слово обозначает поступок, а поступок обозначает слово... Декабристы культивировали серьёзность как норму поведения... Характерно, что бытовое поведение сделалось одним из критериев отбора кандидатов в общество. Именно на этой основе возникало специфическое для декабристов рыцарство, которое, с одной стороны, определило нравственное обаяние декабристской традиции в русской культуре, а с другой - сослужило им плохую службу в трагических условиях следствия и неожиданно обернулось нестойкостью: они не были психологически подготовлены к тому, чтобы действовать в условиях узаконенной подлости» [12].

Что касается поведения жён декабристов, то это не было чем-то новым в российском менталитете. «Существовали ли в русском дворянском обществе до подвига декабристок какие-либо поведенческие предпосылки, которые могли бы придать их жертвенному порыву

какую-либо форму сложившегося уже поведения? Такие формы были. Прежде всего, надо отметить, что следование за ссылаемыми мужьями в Сибирь существовало как вполне традиционная норма поведения в нравах русского простонародья: этапные партии сопровождались обозами, которые везли семьи сосланных в добровольное изгнание. Более того, в допетровском быту та же норма действовала и для семьи ссылаемого боярина (если относительно его жены и детей не имелось специальных карательных распоряжений)... Кроме того здесь "виновата" была русская литература, создавшая представление о женском эквиваленте героического поведения гражданина, и моральные нормы декабристского круга, требовавшие прямого перенесения поведения литературных героев в жизнь» [12].

«Декабристы не были шутниками. Вступая в общества карнавализованного веселья молодых ли-бералистов, они, стремясь направить их по пути "высоких" и "серьезных" занятий, разрушали самую основу этих организаций... Отменяя господствующее в дворянском обществе деление бытовой жизни на области службы и отдыха, "либералисты" хотели бы превратить всю жизнь в праздник, заговорщики - в "служение". Все виды светских развлечений - танцы, карты, волокитство - встречают с их стороны суровое осуждение как знаки душевной пустоты» [12]. Специальный пункт «Зеленой книги»5 предписывал:

5 «Зелёная книга» - устав Союза благоденствия; названа так по цвету переплёта, который был выбран не случайно. Зелёный цвет символизировал надежду. В первой части излагались основные организационные принципы тайного общества и обязанности его членов. «Сокровенная цель» Союза благоденствия, состоявшая во введении представительного правления и в уничтожении крепостного права, была означена во второй части «Зелёной книги», которая формально не была принята декабристами и до нас не дошла.

«Не расточать попусту время в мнимых удовольствиях большого света, но досуги от исполнения обязанностей посвящать полезным занятиям или беседам людей благомыслящих» [13, с. 567].

«Становится возможным тип гусара-мудреца, отшельника и учёного - Чаадаева... идеал бытового поведения декабриста, в отличие от базаровского поведения, строился не как отказ от выработанных культурой норм бытового этикета, а как усвоение и переработка этих норм. Это было поведение, ориентированное не на Природу, а на Культуру... Подлинно хорошее воспитание культурной части русского дворянства означало простоту в обращении и то отсутствие чувства социальной неполноценности и ущемленности, которые психологически обосновывали базаровские замашки разночинца... Эта способность быть без наигранности, органически и естественно "своим" и в светском салоне, и с крестьянами на базаре, и с детьми составляет культурную специфику бытового поведения декабриста, родственную поэзии Пушкина и составляющую одно из вершинных проявлений русской культуры... Перенесение свободы из области идей и теорий в "дыхание" - в жизнь. В этом суть и значение бытового поведения декабриста» [12].

7. 1917 г. - отречение Николая II и победа большевиков. После неудачного восстания декабристов революцию в России ждали все - от рабочих и крестьян до интеллигенции и «великих князей» [14]. Она представлялась неким волшебством, которая сделает жизнь прекрасной для всех. Особая роль при этом той же интеллигенцией отводилась необыкновенной духовности России. Не нужно никаких экономических программ, главное убрать царя, а дальше благодаря российской духовности все само собой устроится. М. А. Алданов приводит типичный разговор между адвокатом Креме-нецким и инженером-химиком Брауном. «Однако разрешите мне сказать вам, что ведь и Россия не пропадет, правда?... И всё же я думаю, что этот духовный голод. эти мятущиеся искания, эта святая неудовлетворённость составляют лучшее украшение русского духа... Мы очень отстали от запада в смысле культуры материальной. Но по духовности, если можно так выразиться, запад отстал от нас на версту. Но во имя чего ведется борьба? Во имя конституционного или республиканского строя, то есть ради того, что на западе давно осуществлено» [15, с. 161].

Истории революции в России посвящено огромное количество литературы. Достаточно упомянуть «Красное колесо» А. И. Солженицына, где рассмотрены двадцать узлов этого «колеса», первые четыре - в романах и V - XX - конспективно, в книге «На обрыве повествования». ХХ узел - «весна двадцать второго». Кроме того имеется пять «Эпилогов» (1928, 1931, 1937, 1941, 1945). Всё это даёт достаточно полное представление и о революции, и о её последствиях. Однако эта революция была не социальной, а метафизической, она никогда бы не победила, если бы одновременно с ней не произошла «культурная революция масс», о которой

Последний российский император Николай II.

Э.-К. Липгарт. Холст, масло (1900 г.) (http://www.ic-xc-nika.ru/ikons/portret/tzar_nikolai_ii/000.html)

впервые заговорил Ортега-и-Гассет и которая упростила основные моральные и культурные нормы. Многие предостерегали о нарастании подобных метафизических сил: авторы «Вех», С. Н. Трубецкой. «Гоголя мучило, что Россия одержима духами зла и лжи, что она полна рож и харь и трудно найти в ней человека. Ошибочно видеть в Гоголе сатирика. Он видел метафизическую глубину зла, а не только социальное его проявление» [16, с. 68]. П. Я. Чаадаев считает Россию «уроком и предостережением для других народов» [16, с. 23]. «Русская литература и русская мысль свидетельствуют о том, что в императорской России не было единой целостной культуры, что был разрыв между культурным слоем и народом... Культурных консервативных сил в России не было. Все мечтали о преодолении раскола и разрыва, в той или иной форме коллективизма. Всё шло к революции» [16, с. 77].

В истории России акценты делаются на территориях, приобретённых в царствование Ивана III, Василия III, Ивана IV, Фёдора Иоанновича и других царей. Кто считается выдающимся царём, можно судить по захоронениям в Архангельском соборе Кремля. В алтаре

Ленин на митинге в Петрограде в 1917 г.

(https://ш.wikipedia.org/wikiЮктябрьская_революция)

похоронены Иван IV и его сыновья (царевич Иван и царь Фёдор Иоаннович). На солее (ступенях к алтарю) -Василий III, Иван III, Василий II. Остальные - в общем пространстве собора.

Акцент на точках бифуркации позволяет вспомнить об альтернативных вариантах развития страны. Были ли в истории России возможности для постепенного формирования демократических институтов, институализации их в политику, в структуры своей собственной цивилизации и культуры. «История культуры в России вплоть до сегодняшнего дня шла необычным курсом. С того момента, как она вошла в Ойкумену около одиннадцати столетий тому назад, она всегда играла в мировых делах видную роль, как культурную так и военно-политическую, хотя до сих пор Россия и не создала свою собственную цивилизацию. Три раза в течение тысячи ста лет она воспринимала иноземные цивилизации: сначала Скандинавскую, позже Византийскую, затем Западную, причем последнюю - сначала в либеральной, а затем в коммунистической форме... Скандинавская цивилизация была подавлена, как только Россия присоединилась к ней. Связь России с Византийским миром и Западом длилась дольше, и в каждом из этих двух взаимодействий цивилизация, воздействовавшая на Россию, в дальнейшем оказывалась вовлеченной в перетягивание каната и каждый раз сателлит угрожал поменять роли взаимодействующих сторон, узурпировав себе место солнца и понизив изначальное солнце до статуса сателлита» [17, с. 224]. История России трагична, поучительна и может помочь в исследовании многих вопросов современного мира.

Список литературы

1. Кожевников, Н. Н. Философское осмысление ключевых веков российской истории. Ч. I. XIV век / Н. Н. Кожевников, В. С. Данилова // Наука и техника в Якутии. - 2015. - № 1 (28). - С. 109-113.

2. Ключевский, В. О. Курс русской истории / В. О. Ключевский. Собрание соч. в 9 т. - М. : Мысль, 1988. - Т. II. - 447 с.

3. Гумилёв, Л. Н. От Руси к России : очерки этнической истории / Л. Н. Гумилёв. - М.: Экопрос, 1992. - 336 с.

4. Платонов, С. Ф. Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. - СПб.: Кристалл, 1998. - 840 с.

5. Вернадский, Г. В. Россия в средние века / Г. В. Вернадский. - Пер. с англ. -Тверь: ЛЕАН, Москва: АГРАФ, 2001. - 352 с.

6. Вернадский, Г. В. Начертание русской истории / Г. В. Вернадский. - СПб. : Лань, 2000. - 320 с.

7. Пушкин, А. С. Борис Годунов / А. С. Пушкин. Собр. соч. в 6 т. - М. : Гос.

изд-во художест. литературы, 1950. - Т. 3. - 516 с.

8. Соловьёв, С. М. История России с древнейших времен в 15 книгах. Книга II (тома 3-4) / С. М. Соловьёв. - М. : Издательство социально-экономической литературы, 1960. - 784 с.

9. Карамзин, Н. М. История государства Российского в 4-х книгах / Н. М. Карамзин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. - Кн. вторая (т. IV- VI). - 608 с.

10. Соловьёв, С. М. История России с древнейших времен в 15 книгах / С. М. Соловьёв. - М. : Мысль, 1991. - Книга VII (тома 13 - 14). - 701 с.

11. Соловьёв С. М. История России с древнейших времен в 15 книгах / С. М. Соловьёв. - М.: Мысль, 1993. Книга XIV (тома 21 - 22). - 620 с.

12. Лотман, Ю. М. Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологи-ческая категория) / Ю. М. Лотман. - Режим доступа : http://sobolev.franklang.ru/index.php/pushkin-i-ego-vremya/ 141-lotman-yu-m-dekabrist-v-povsednevnoi-zhizni.

13. Пыпин, А. Н. Общественное движение в России при Александре I/А. Н. Пыпин. - СПб., 1908. - С. 567.

14. Солженицын, А. И. Красное колесо. Соч. в 30 т. / А. И. Солженицын. - М. : Время, 2007-2009. - Т. 7-16.

15. Алданов, М. А. Собрание соч. в 6 т. / М. А. Алда-нов. - М.: Пресса, 1993. - Т. 3. - 544 с.

16. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. - М. : Наука, 1990. - 224 с.

17. Тойнби, А. Дж. Цивилизация перед судом истории / А. Дж. Тойнби ; пер с англ. - М. : Рольф, 2002. -592 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.