Научная статья на тему 'Философское образование в Казанском университете в конце 40-50-х гг. Xx вв. (по материалам газеты «Ленинец») (статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ 11-13-16003 а/в/2011. )'

Философское образование в Казанском университете в конце 40-50-х гг. Xx вв. (по материалам газеты «Ленинец») (статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ 11-13-16003 а/в/2011. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ И ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ / МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ / УНИВЕРСИТЕТ / PHILOSOPHY / DIALECTICAL AND HISTORICAL MATERIALISM / MARXISM-LENINISM / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Ю. Н.

На основе анализа материалов университетской газеты «Ленинец» освещается процесс философского образования в Казанском университете в конце 40 50-хх гг. XX в. Показывается зависимость этого процесса от общественно-политической жизни страны, роли партии в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Иванов Ю. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY EDUCATION IN KAZAN UNIVERSITY IN 1940S 1950S

The aktiele expores the trends in philosophy edication in Kazan University. Based on the analysis of the university newspaper Leninets, the author shows the relationiens between these trends and the social and political life of the country, particularly the rolt of the communistie party.

Текст научной работы на тему «Философское образование в Казанском университете в конце 40-50-х гг. Xx вв. (по материалам газеты «Ленинец») (статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ 11-13-16003 а/в/2011. )»

УДК 1 (091) (470)

Ю.Н.Иванов

ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В КОНЦЕ 40-50-Х ГГ.

XX ВВ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «ЛЕНИНЕЦ»)

(Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ 11-13-16003 а/В/2011.)

На основе анализа материалов университетской газеты «Ленинец» освещается процесс философского образования в Казанском университете в конце 40 - 50-хх гг. XX в. Показывается зависимость этого процесса от общественно-политической жизни страны, роли партии в этом процессе.

Ключевые слова: философия, диалектический и исторический материализм, марксизм-ленинизм, университет.

Juriy Ivanov PHILOSOPHY EDUCATION IN KAZAN UNIVERSITY IN 1940S - 1950S.

The aktiele expores the trends in philosophy edication in Kazan University. Based on the analysis of the university newspaper “Leninets", the author shows the relationiens between these trends and the social and political life of the country, particularly the rolt of the communistie party.

Keywords: philosophy,dialectical and historical materialism, Marxism-leninism, university.

История философского образования в СССР практически не стала еще предметом специального исследования. Появление юбилейных очерков по истории отдельных вузов, исследований по истории подготовки специалистов по различным отраслям знаний носят обобщающий и нередко очень общий характер. Ярким примером этому служат юбилейные издания к 200-летию Казанского университета. Среди серии биографий ученых университета не вышло ни одного очерка о преподавателях философии. К сожалению, время неумолимо. Многие из тех, кто работал и формировал университетскую философию, потихонечку уходят из жизни. Их опыт и педагогическое наследие, не востребованное потомками, также исчезает. Исчез, я бы сказал, уничтожен, личный архив Д.Г. Морозова,

хранившийся долгое время его дочерью. Правда, есть и исключения. В недалеком прошлом

состоялась научная конференция в мединституте, посвященная памяти зав. кафедрой философии Р. Г.Балтанова, по материалам которой вышел сборник статей о его научно-педагогической и общественной деятельности. Есть и школьный музей им. М.И.Абдрахманова в селе Н. Ибрайкино, в котором собран значительный материал из его личного архива. Практически не востребован, пусть суховатый и официальный, материал

архивов. Все это делает особенно актуальным изучение данной проблемы в настоящее время.

В данной статье предпринята попытка взглянуть на проблемы состояния философского образования в Казанском университете в конце 40х - 50-х годах прошлого столетия. В качестве основного источника для анализа послужил

материал, извлеченный из многотиражной газеты университета «Ленинец». Нужно отметить, что данный источник очень слабо привлекается исследователями. В тоже время это очень

интересный, содержательный и информативный источник. Газета отразила реальную жизнь университетского коллектива в указанный период, в том числе и процесс философского образования. Весь материал газеты можно разделить на следующие группы: официальные материалы

(перепечатки из центральных газет, материалы с партийных собраний, заседаний Ученого Совета); информационные (объявления, информация о проведенных мероприятиях); материалы, отражающие учебный процесс (обзоры экзаменационных сессий, рассказы об изучении студентами философии, фото и т.п.). Нами проанализированы годовые подшивки за 1947-1960 гг. Разнообразный материал позволил выделить некоторые узловые моменты многосторонней жизни кафедр марксизма-ленинизма и диалектического и исторического материализма, «научные сотрудники» (как их тогда называли) которых, занимались философским образованием.

Существенной стороной всей жизни университетского коллектива, как и страны в целом, была жесткая опека со стороны партии, стремящейся перевести всю систему образования на марксистскую методологию, понимаемую как большевистская. Конец 40-х - первая половина 50-х гг. характеризуется всевозможными политическими компаниями по борьбе то с космополитами, то вейсманистами и подобными явлениями. Кафедре марксизма-ленинизма, а с 1948 г. и диалектического и исторического материализма в силу своего идеологического и мировоззренческого положения приходилось не только разъяснять суть всего происходящего, но и напрямую участвовать в этом процессе. Для философов серьезным испытанием стала дискуссия по книге Г.Ф.Александрова «История западноевропейской философии». Как вспоминает К.Ф.Фасеев, в1947 г. он (тогда еще молодой работник ОК ВКП(б)) вместе с Д.Г.

Морозовым участвовал в этой дискуссии. 2 октября 1947 г. Д.Г.Морозов на собрании научных сотрудников и студентов университета «сделал доклад о дискуссии по книге тов. Александрова ...». И в дальнейшем Д.М.Морозову, и не только ему, еще не раз приходилось включаться в мероприятия подобного рода; материалы газеты тому яркое подтверждение. Все это болезненно сказывались, прежде всего, на состоянии университетского коллектива, формируя неуверенность, страха за свою судьбу. Ситуация начнет меняться, судя по газете, со второй половины 1953 года. Однако вплоть до конца 50-х гг. она будет сказываться на работе членов общественных кафедр. В статье М.Маркова «О принципиальности в науке», опубликованной в 1955 г., в частности, отмечается: «Не менее большой вред наносит и боязнь критики, которая заставляет некоторых научных работников университета отказываться от печатания своих работ. В этом отношении особенно отличаются кафедры общественно-политических наук. Здесь до сих пор имеются доценты, не имеющие ни одной напечатанной работы».

Другой стороной этой проблемы была задача быстрейшего овладения всеми сотрудниками университета, прежде всего преподавательского состава, марксистской теорией. Этому должна была способствовать система партийного образования и самообразования. Практически все были вовлечены в этот процесс. Размеры статьи не позволяют в полном объеме показать все стороны этой проблемы, отметим только, что знакомство с газетой дает основания заключить, что овладение идейно-теоретической основы марксизма едва ли не было главной стороной повседневной жизни коллектива. Эта тема занимает львиную долю газетного пространства. Правда, с середины 53-го года объем публикаций резко сокращается, так же как меняется и сама система политпросвещения. Порой складывается впечатление, что сотрудники кафедр марксизма-ленинизма и философии больше были вынуждены заниматься с преподавателями, чем со студентами.

В связи с политпросвещением важно отметить один принципиальный момент. Многие сотрудники естественных кафедр активно включались не только в сам процесс изучения марксизма (для некоторых это была естественная потребность, об этом свидетельствует газета), но и делать серьезные доклады по некоторым философским проблемам естествознания. В газете появляются теоретические статьи с философским анализом проблем современного естествознания (физики, химии, математики, биологии). Авторами

выступают как преподаватели, так и студенты. Появляются статьи с призывом к обсуждению. Однако откликов не обнаружено. На некоторых факультетах создаются постоянно действующие философские семинары (химфак, физфак, биофак). Философский семинар физиков (руководитель Альтшулер) в 1959 г. приобрел статус городского. Так, например, 27 сентября 1960 г. на первом в этом году семинаре обсуждался доклад Ш.Т.Хабибуллина и Ананьева «К критике теории о тепловой смерти Вселенной».(1960. № 29. 8 октября. См. также № 37. 9 декабря)

Другой стороной философского образования было преподавание философских знаний в студенческой аудитории. К чести сотрудников редакции и эта сторона вузовского образования нашла достаточно широкое освещение. «Кадры решают все!» - известный лозунг того времени как никогда остро стоял перед философским образованием. Известно, что в Казани вплоть до начала 50-х годов единственным кандидатом философских наук был Д.Г.Морозов, возглавлявший с 1942 года кафедру марксизма-ленинизма, а с 1948 г. диалектического и исторического материализма. Сотрудникам этих двух кафедр и приходилось в той или иной мере формировать философские знания студентов университета.

В 1946 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР восстанавливался 5летний срок обучения на историко-филологическом и географическом факультетах, в связи с чем приказом министра образования вводились новые предметы: на истфилфаке - история

философии, а на географаке - диалектический и исторический материализм. «В соответствии с планом перехода на 5-летний срок на филологическом отделении на IV курсе история философии (4 часа в неделю), II курсе логика (2 часа). (1947. № 25. 4 октября). Так как в процесс изучения общественных наук на протяжении всего изучаемого периода планы, объем и сами дисциплины часто менялись, нередко в ходе учебного процесса, сотрудники кафедр находились в очень затруднительных условиях. Например, в апреле 1947 г. приказом МВО СССР в учебные программы вводилось изучение биографий Ленина и Сталина. (1947. № 25. 4 октября). Отсутствие учебных пособий также создавало дополнительные трудности. Серьезным испытанием для преподавателей было присутствие на занятиях контролирующих со стороны партийных органов, а также стенографирование лекций.

Стенографировались лекции, прежде всего, преподавателей, по тем или иным причинам

зачисленные в разряд неблагонадежных. Так, в отчете об итогах зимней сессии декан биологического факультета пишет: «Научным

работникам кафедры марксизма-ленинизма не удалось по-настоящему заинтересовать студентов преподаваемыми ими дисциплинами,

посещаемость занятий недостаточная. А ведь известно, что ни одна наука не располагает более ярким, богатым, живым и убедительным материалом, чем марксистско-ленинская наука, знание которой необходимо специалистам всех отраслей науки». (1947. № 6-7. 8 февраля). О серьезных недостатках в преподавании основ марксизма-ленинизма говорилось и на отчетновыборном партийном собрании университета. Отмечались такие недостатки как начетничество, слабая связь с современностью, «постановление обкома ВКП(б) о работе наших кафедр марксизма-ленинизма и политэкономии выполняется слабо», низкая квалификация кадров, «что не может не отражаться на качестве преподавания». (1947. № 25. 4 октября). Подобного рода свидетельств на страницах «Ленинца» более достаточно. Однако были публикации и другого порядка, свидетельствующие о положительных моментах. В статье «Первый экзамен» рассказывалось о лекциях по логике, впервые читаемых в университете ассистентом Л.Л. Тузовым.

«.Лекции слушались с большим интересом, задавалось много вопросов и часто они вызывали оживленные обсуждения». Правда, автор скрылся за подписью «Г.К.» (1947. № 14.. 14 мая). И подобного рода публикаций становится все больше. К середине 50-х годов ситуация

существенным образом изменилась. В публикуемых отчетах о сессиях все больше примеров прекрасного овладения предметами основ марксизма-ленинизма и философии. Более того, появились публикации, ставящие под сомнение высокое качество оценок, объясняя это простым их завышением. Об этом в частности писал В. Писарев. (1955. № 36. 25 ноября).

В заключение хотелось бы обратить внимание еще на одну очень важную сторону философского образования того времени. Это популяризация научного знания и борьба за научное мировоззрение широких масс населения. К сожалению, эта сторона деятельности обществоведов, философов в частности, до сих пор не нашла своего исследователя как и многие другие аспекты данной проблемы.

Таким образом, анализ университетской многотиражки позволяет показать реальный процесс философского образования в

университете.

Литература

1. Фасеев К.Ф. Вспоминая прошедшее. - Казань, 1999. с. 32.

2. Ленинец. 1947. № 25. 4 октября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.