Научная статья на тему 'Реформирование системы преподавания социально-экономических дисциплин как инструмента идейно-политического воспитания советского студенчества во второй половине 1930-х годов'

Реформирование системы преподавания социально-экономических дисциплин как инструмента идейно-политического воспитания советского студенчества во второй половине 1930-х годов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВСЕСОЮЗНЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПРИ СНК СССР / ИСТОРИЯ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА / ИДЕОЛОГИЯ / И.И. МЕЖЛАУК / С.В. КАФТАНОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минаев Евгений Александрович

Статья посвящена процессу реформирования системы преподавания социально-экономических дисциплин в советской высшей школе 1936–1940 годов. Рубежным следует считать период с конца 1937 по 1938 год, на который приходится смена руководства Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР (ВКВШ), выход «Краткого курса истории ВКП(б)» и соответствующего Постановления ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 года. Эти события повлекли за собой перестройку пропагандисткой работы в стране. Был введен единый курс основ марксизма-ленинизма, основанный на структуре «Краткого курса истории ВКП(б)». Логическим продолжением стали мероприятия по повышению качества научной и учебно-методической работы вновь созданных кафедр марксизма-ленинизма, укреплению материальной базы и дисциплины. Согласно официальным оценкам, к 1940 году система преподавания социально-экономических дисциплин в вузах стала значительно совершеннее. По мнению автора, эта работа была одним из факторов, которые позволили Советскому Союзу совершить рывок в экономическом развитии и создать мощный потенциал для победы в мировой войне. В статье использован архивный материал из фонда ВКВШ, большая часть которого вводится в научный оборот впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы преподавания социально-экономических дисциплин как инструмента идейно-политического воспитания советского студенчества во второй половине 1930-х годов»

Из истории управления

Минаев Е.А.

Реформирование системы преподавания социально-экономических дисциплин как инструмента идейно-политического воспитания советского студенчества во второй половине 1930-х годов

Работа с молодым поколением является важнейшим направлением политики любого государства. Разумная и дальновидная власть всегда уделяет достаточно внимания молодежи: от этого напрямую зависит будущее общества, ее престиж в глазах населения, подготовка кадрового резерва и обеспечение преемственности. Особая роль принадлежит воспитанию будущей интеллектуальной элиты общества — студентов высших профессиональных учебных заведений. В этом отношении немалый интерес представляет политика Советского государства по организации и осуществлению идейно-политического воспитания студенчества в 1930-е годы.

Наиболее объективным и плодотворным для изучения данной темы представляется системно-функциональный подход. Проблему идейно-политического воспитания невозможно осмыслить, не принимая во внимание политическую обстановку и задачи, стоявшие перед советским обществом в 1930-е годы. Враждебное внешнее окружение и угроза войны требовали проведения ускоренной индустриализации. При отсутствии первоначального накопления капитала советское руководство сделало ставку на использование внутренних ресурсов страны, прежде всего на перераспределение средств из сельского хозяйства в промышленность. У форсированной модернизации существовал и другой ресурс, значение которого трудно переоценить. Он заключался в героизме и самоотверженности советских людей, способных в непростых условиях решать сложнейшие производственные задачи. Идейно-политическое воспитание как раз служило инструментом формирования и поддержания высочайшей мотивации — не материальной, а моральной.

В свете вышесказанного студенты высших учебных заведений представляли собой особо значимую социальную группу. Именно им, завтрашним специалистам, предстояло решать задачу модернизации экономики, а в перспективе чуть более отдаленной — надеть шинели и защищать Родину с оружием в руках, причем многим

— в командирском звании.

Идейно-политическое воспитание студентов осуществлялось различными путями. Во-первых, через комплекс специальных социально-экономических дисциплин (ленинизм, диалектический и исторический материализм, политическая экономия). Во-

вторых, через работу кружков политического просвещения. В-третьих, через включение элементов идейно-политического воспитания в программы изучения остальных предметов (в первую очередь, разумеется, гуманитарных). В четвертых, посредством общественных организаций вузов: местных ячеек ВКП(б), ВЛКСМ, профсоюзных организаций студентов.

В настоящей статье нас интересует лишь один аспект этой обширной темы — деятельность Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР (ВКВШ) по реформированию преподавания социально-экономических дисциплин в 1936— 1940 годах. Последнее заключалось в увеличении количества часов, отводимых на эти дисциплины; изменении содержания программы; мерах по научно-методическому совершенствованию преподавания. Нижняя граница периода определяется временем учреждения комитета, верхняя — приходится на последний предвоенный год.

Следует начать с анализа учебных планов на 1936-1937 учебный год. Социально-экономические дисциплины неизменно присутствовали в учебном плане любого факультета, независимо от типа учебного заведения и длительности обучения. Однако набор предметов и количество часов существенно различались.

Наиболее пристальное внимание изучению социально-экономических дисциплин уделялось на исторических факультетах, которые традиционно поставляли кадры для партийных и государственных учреждений. А среди последних выделялись исторические факультеты университетов с пятилетним сроком обучения.

Согласно учебному плану, на изучение политической экономии отводилось 168 академических часов (все лекционно)36. Из них 80 часов приходились на первый семестр, а на второй и третий — по 44 часа. На диалектический и исторический материализм — 150 часов (все лекционно). Из них 44 часа приходилось на второй семестр, 58 — на четвертый, по 24 — на девятый и десятый. Ленинизм изучался в течение 88 часов (все лекционно). Они полностью приходились на седьмой семестр.

Также в учебном плане исторического факультета университетов наиболее полно представлены другие обязательные и факультативные курсы, имеющие непосредственное отношение к идейно-политическому воспитанию. Под последними мы подразумеваем изучение Конституции СССР (44 часа, все лекционно в первом семестре); историю ВКП(б) (128 часов, из них 100 лекционно: 28 — в первом семестре, 84 — во втором, 44 — в третьем); историю Коминтерна (48 часов, все лекционно в девятом семестре). Определенный интерес в свете нашей темы представляют

36

Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. 8080. Оп. 1. Д. 256. Л. 2-6.

примерные темы курсов по выбору: история восстаний рабов, история крестьянских восстаний, история рабочего движения в одной из стран Западной Европы в XIX и XX веках, история Великой Октябрьской социалистической революции и другие.

Учебный план исторических факультетов педагогических институтов с четырехлетним сроком обучения отличается общим сокращением количества часов, в

37

том числе, и на изучение социально-экономических дисциплин . Оставшиеся часы распределены несколько иначе. Политическая экономия — 160 часов (все лекционно), из них 46 в первом семестре, 44 — во втором и 70 — в третьем. Диалектический и исторический материализм — 123 часа (все лекционно), из них 92 в третьем семестре 88 — в четвертом. Ленинизм — 88 часов (все лекционно), по 44 часа в пятом и шестом семестрах. История ВКП(б) — 88 часов.

Сильно сокращенной является программа исторического отделения учительских институтов, что напрямую связано со сроком обучения, составляющим всего два года. Но часы, отведенные на преподавание социально-экономических дисциплин, изменились незначительно — это ярко свидетельствует об их важности в глазах руководства ВКВШ. На политическую экономию отводилось 120 часов (все лекционно), из них 80 — в первом и 40 — во втором семестрах. Диалектический и исторический материализм изучался в течение 132 часов (все лекционно), их них 88 во втором семестре и 44 — в третьем. Ленинизму уделялось 88 часов, все лекционно в четвертом семестре. Курсу истории ВКП(б) — 88 лекционных часов, поровну разделенных между третьим и четвертым семестрами.

В пояснительной записке к программе отмечается, что за 40 лекционных часов дать весь курс ленинизма невозможно, в связи с чем необходимо все 88 часов отвести на лекционную работу38. Там же рекомендуется выделить 38 часов из курса Новой истории на изучение отдельных работ классиков марксизма-ленинизма. Таким образом, идейно-политическое воспитание студентов в учебное время отнюдь не ограничивалось рамками социально-экономических дисциплин.

Представляется целесообразным представить вышеизложенные факты в виде сравнительной таблицы.

Как мы видим, при сокращении общего количества часов в учебных планах, количество часов по социально-экономическим дисциплинам уменьшалось незначительно, а их доля в общем количестве — резко возрастала. Если в учебных

37 Там же. Л. 7-9.

38 Там же. Л. 10-11.

планах университетов и педагогических институтов она составляла 7,5% и 10,3% соответственно, то студенты учительских институтов изучали социальноэкономические дисциплины более 32% (то есть, около трети) всего учебного времени. Отметим, что в этот процент не вошли часы, отведенные на изучение истории ВКП(б) и другие специфические для исторического факультета предметы идейно-политической направленности. Доля истории ВКП(б) в учебном плане исторических факультетов всех трех типов составляла около 2,4%.

Таблица 1. Количество часов по социально-экономическим дисциплинам в учебном плане исторических факультетов

Тип учебного заведения и длительность обучения Политэкономия Диалектический и исторический материализм Ленинизм

Университет (5 лет) 168 150 88

Пединститут (4 года) 160 132 88

Учительский институт (2 года) 120 132 88

Далее сравним их с общим числом часов в учебном плане:

Таблица 2. Доля часов по социально-экономическим дисциплинам

в учебном плане

Тип учебного заведения и длительность обучения Всего часов в учебном плане Всего часов по социальноэкономическим дисциплинам Доля социальноэкономических дисциплин в учебном плане

Университет (5 лет) 5378 406 7,5%

Пединститут (4 года) 3684 380 10,3%

Учительский институт (2 года) 1060 340 32%

Что касается других факультетов, доля социально-экономических дисциплин была существенно ниже, но они неизменно присутствовали.

На биологических факультетах университетов политэкономии отводилось 132 часа, диалектическому и историческому материализму — 78, ленинизму — 44. На физико-математических факультетах диалектическому и историческому материализму уделялось на 10 часов больше.

На физико-математических факультетах педагогических институтов политическая экономия изучалась в течение 84 часов, диалектический и исторический материализм — 80 часов, ленинизм — 40 часов39. Аналогично обстояло дело на факультетах языка и литературы40, естествознания41. На географическом факультете

42

количество часов на политэкономию возрастало до 226 .

В учительских институтах, как правило, изучение социально-экономических дисциплин ограничивалось 80 часами диалектического и исторического

43

материализма .

Руководство ВКВШ и видные деятели высшего образования в 1936-1937 годах нередко давали нелестные оценки организации идейно-политической работы в вузах. К примеру, на Совещании директоров университетов 21 июля 1936 года один из докладчиков указывал на недостаточность внимания, которое директора уделяют этим вопросам. По его словам, все сводилось к «организации кружков политпросвещения и вне этого нет мероприятий по развертыванию политико-воспитательной работы среди

44

студентов» .

Тема поднималась и на Всероссийском совещании директоров педагогических и учительских вузов (15 июля 1936 года). Наибольший интерес для нас представляет выступление директора Барнаульского учительского института А.П. Юферова (одновременно являвшегося руководителем местной кафедры основ марксизма-ленинизма). Он говорил: «Преподаватель курса ленинизма часто социологизирует отдельные положения, вырывая их из контекста классиков марксизма». На лекции о государстве «он начинает с того, что государство — продукт классовых противоречий, это аппарат насильственный. Все это прекрасно звучит у классиков марксизма, но когда тот или иной преподаватель вырывает это из контекста глубоких высказываний и анализа, не будучи подкован в истории, не понимая, как возникает государство, то это в достаточной степени не доходит до студента и студент не понимает того, как возникает государство... » По мнению оратора, эти теоретические положения необходимо «проанализировать на конкретном материале, разложить ту или иную общину, а это упирается в глубину знания ленинизма. Это проявляется в чтении политэкономии — в простом оперировании формулами, когда нередко доходит до явной схоластики, когда

39 ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 247. Л. 1.

40 Там же. Л. 10.

41 Там же. Л. 24.

42 Там же. Л. 19.

43 Там же. Л. 26-27.

44 ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 233. Л. 52.

преподаватель не дает конкретного анализа экономических категорий с точки зрения исторической экономической мысли, истории общественного развития и тому подобного... Это свидетельствует о необходимости решительной перестройки в свете

45

последних решений партии и правительства» .

Нет сомнений, что описанные выше проблемы были напрямую связаны с качественными и количественными характеристиками профессорско-

преподавательского состава советских вузов. Как неоднократно свидетельствовали компетентные лица, профессиональных кадров катастрофически не хватало. Это было вызвано, прежде всего, многократным количественным ростом числа вузов и студентов за годы советской власти, за которым откровенно не поспевал рост педагогических кадров. Ввиду отсутствия у нас данных конкретно по преподавателям социальноэкономических дисциплин, приведем общую статистику. На 1936 год во всех университетах имелось суммарно 2668 преподавателей вузов различной квалификации, в числе которых 754 профессора, 32 академика, 172 доцента. Из общего числа профессоров и доцентов на Москву и Ленинград приходилось 667, а на всю периферию

— только 219. Такие университеты, как Дальневосточный и Казахский, имели всего лишь по несколько профессоров. В Пермском университете из 25 кафедр профессорами были обеспечены лишь 13, в Восточно-Сибирском — 16 из 2246. Во всех высших учебных заведениях Советского Союза, согласно штатному расписанию на 15 сентября

1937 года, должно было быть 8680 профессоров, 13144 доцентов, 2213 старших преподавателей, 4000 преподавателей и 15000 ассистентов. Фактически же имелось 3220 профессоров, 1145 и. о. профессоров, 4420 доцентов, 4600 и. о. доцента, 2900 преподавателей и 11000 ассистентов47. Как следствие, было широко распространено совместительство и временное назначение и.о. заведующими сотрудников, не имеющих профессорского знания (32% от всех кафедр48). Такое положение дел не могло не сказываться на качестве преподавания в целом и преподавания социальноэкономических дисциплин в частности.

Конец 1937 года ознаменовался кадровой чисткой Всесоюзного комитета по делам высшей школы. Был снят с должности и арестован его первый председатель И.И. Межлаук. В качестве обвинения ему было предъявлено участие в контрреволюционной террористической организации. 25 апреля 1938 года он был

45 ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 238. Л. 63-64.

46 ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 233. Л. 28-29.

47 ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 19. Л. 22.

48 Там же. Л. 23.

осужден и в тот же день расстрелян. 3 декабря 1937 года этот пост занял С.В. Кафтанов. Изменился и весь состав комитета.

Тем временем новое руководство комитета не теряло времени даром. 3 мая

1938 года состоялось Всесоюзное совещание работников высшего образования, на котором С.В. Кафтанов детально охарактеризовал положение в высшей школе и стоящие перед ней задачи. Не была обделена вниманием и идейно-политическая подготовка. Председатель подверг критике директоров вузов, не уделяющих политическому воспитанию должного внимания и целиком возлагающих ее на партийные и комсомольские организации вопреки соответствующим решениям ЦК и СНК49. По его словам, освоение же социально-экономических дисциплин срывалось

50 -

вследствие отсутствия единой программы их изучения и преступных действий «прежнего вредительского руководства51».

Также отмечались методические недостатки в преподавании, а «главный из них заключается в том, что наши преподаватели, как правило, перегружают студентов литературой, забывая, что к ним попадают люди, только что пришедшие из средней школы, по существу, овладевшие только элементарной политграмотой. Такому студенту дают сразу прочесть 100-150 страниц из «Капитала» Маркса. Если человек без необходимой подготовки будет изучать «Капитал» Маркса, то у него таким путем можно притупить интерес к этому. Это как раз такой методический недостаток, против которого всегда предостерегали все настоящие марксисты. Марксизм изучить нельзя, заучивая отдельные фразы из «Капитала»52. Вместо этого педагогам необходимо «в живой ясной форме излагать нашу действительность, разъясняя учение Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина так, чтобы это было студентам ясно... то есть простым,

53

ясным, живым и четким языком» .

Особую сложность ситуации придает снижение среднего возраста поступающих в вузы до 17-20 лет. «То обстоятельство, что в данный момент в вузы поступает, главным образом, молодежь, окончившая среднюю школу, предъявляет к директорам и общественным организациям вузов еще большие требования в деле развертывания политической работы среди студенчества. Наша задача заключается в том, чтобы воспитать нашу молодежь в духе преданности нашей великой Родине,

49 Там же. Л. 56.

50 Там же. Л. 35.

51 Там же. Л. 55.

52 Там же. Л. 55.

53 Там же. Л. 56.

которая создала все условия для того, чтобы наша молодежь училась и воспитывалась в

54

нашей радостной советской стране» .

Решение имеющихся проблем представлялось возможным только при условии, что «на всех участках высшей школы работа будет пронизана высокой принципиальной политической идейностью... Задача овладения большевизмом, выдвинутая т. Сталиным, является одной из основных задач для всех руководящих работников вузов, для студентов. Главной задачей в овладении большевизмом для студенчества является то, чтобы они научились сочетать теорию с практикой, чтобы они, вооружившись теоретическими знаниями, сумели бы применить эти знания в своей практической работе»55. С.В. Кафтанов особо подчеркнул, что «значение политэкономии, диалектического и исторического материализма и ленинизма в одинаковой степени важно, как для студентов экономических вузов, так и для студентов технических институтов»56.

Наконец, не был обойден вниманием вопрос борьбы с внутренними врагами: «В своем докладе на февральско-мартовской пленуме ЦК ВКП(б) о недостатках партийной работы, о мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников т. Сталин заострил внимание партии на необходимости ликвидации политической беспечности, поднятии политического уровня всех трудящихся масс в СССР, на необходимости ни на минуту не забывать о том, что СССР находится в капиталистическом окружении. Т. Сталин выдвинул лозунг об овладении большевизмом, он говорил что «старый лозунг об овладении техникой необходимо дополнить новым лозунгом об овладении большевизмом, о политическом воспитании кадров и ликвидации нашей политической беспечности»57.

В завершении своего выступления Кафтанов отметил, что советская высшая школа «является могучей кузницей, выковывающей молодых советских специалистов, работающих после окончания вуза во всех отраслях сельского хозяйства. Все эти молодые специалисты должны не только овладеть техникой своего дела во время прохождения учебы в высшей школе, но наряду с этим они должны также овладеть большевизмом. Это значит, что советский специалист, окончивший высшую школу,

54 Там же. Л. 56.

55 Там же. Л. 54.

56 Там же. Л. 55.

57 Там же. Л. 57.

должен быть преданным своей Родине специалистом, агитатором и пропагандистом

58

идей Ленина — Сталина» .

В 1938 году вышел в свет знаменитый «Краткий курс истории ВКП(б)», представляющий собой изложение официального взгляда партии на историю России Х1Х-ХХ веков. 14 ноября того же года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О постановке партийной пропаганды в связи с выходом «Краткого курса истории ВКП(б)»59, которое привнесло существенные изменения в дело политического воспитания советского студенчества. «Краткий курс» провозглашался важнейшим средством в деле разрешения задачи овладения большевизмом, вооружения членов партии марксистко-ленинской теорией, то есть знанием законов общественного развития и политической борьбы, средством повышения политической бдительности партийных и непартийных большевиков, средством поднятия дела пропаганды на надлежащую теоретическую высоту»60. Первой и важнейшей его задачей являлось устранение «произвола и неразберихи» в изложении истории партии, изложение официального, проверенного ЦК ВКП(б) толкования истории ВКП(б) и марксизма-ленинизма. Во-вторых, необходимо было «ликвидировать вредный разрыв в области пропаганды между марксизмом и ленинизмом» поскольку, «не зная этой основы ленинизма, нельзя понять ленинизм»61.

Постановление ЦК подвергло резкой критике существовавшую децентрализацию в деле руководства партийной пропагандой и вытекающую отсюда «кустарщину и неорганизованность». Последние нелестные определения вызваны, прежде всего, тем, что партийные организации основной формой своей работы избрали устную пропаганду через кружки, являющиеся пережитком дореволюционного прошлого. Тем самым в угоду количеству и широте охвата они пожертвовали самым важным — качеством пропаганды и упустили из рук средства контроля. Кружки превратились в «автономные и бесконтрольные организации, ведущие работу на свой страх и риск»62. Вместо этого в пропаганде марксизма-ленинизма «главным, решающим оружием должна являться печать — журналы, газеты, брошюры, а устная пропаганда должна занимать подсобное, вспомогательное место. Печать дает возможность ту или иную истину сразу сделать достоянием всех, она поэтому сильнее

58 Там же.

59 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК 1898-1953 гг. Часть 2. М., 1953. С. 859-875.

60 Там же. С. 859.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

61 Там же.

62 Там же. С. 862-863.

устной пропаганды. Расщепление же руководства пропагандой между двумя отделами привело к принижению роли печати в пропаганде марксизма-ленинизма и, тем самым, к сужению размаха большевистской пропаганды...»63 Также ЦК ВКП(б) указывает на совершенно недостаточное внимание, уделяемое делу «идеологической закалки» советской интеллигенции, на пренебрежительное отношение к интеллигенции: «Необходимо воспитать нашу интеллигенцию в духе марксизма-ленинизма. Без такой интеллигенции Советское государство не сможет с успехом руководить страной»64.

Третий раздел постановления представляет собой перечень конкретных мер и указаний, призванных ликвидировать вышеизложенные недостатки в организации партийной пропаганды. Применительно к теме нашего исследования принципиально важным является п. 17:

«Построить преподавание марксистско-ленинской теории в высших учебных заведениях на основе глубокого изучения «Краткого курса истории ВКП(б)». В связи с этим:

а) Взамен самостоятельных курсов ленинизма, диалектического и исторического материализма, ввести в вузах единый курс «Основы марксизма-ленинизма», сохранив в учебном плане общее количество часов, отводившееся ранее на социально-экономические дисциплины. Преподавание основ марксистско-ленинской теории в вузах должно начинаться с изучения «Краткого курса истории ВКП(б)», с одновременным изучением первоисточников марксизма-ленинизма. Преподавание политической экономии должно проводиться после изучения «Истории ВКП(б)».

б) Вместо ныне существующих отдельных кафедр диалектического и исторического материализма, ленинизма и истории ВКП(б) создать в вузах единую кафедру марксизма-ленинизма.

в) В университетах и институтах, где имеются факультеты философские, исторические, литературные, сохранить на этих факультетах преподавание курса диалектического и исторического материализма.

г) Поручить Отделу пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) и Всесоюзному комитету по делам высшей школы отобрать к началу учебного 1939-40 года руководителей кафедр марксизма-ленинизма и представить их на утверждение ЦК ВКП(б). Предложить ЦК нацкомпартий, крайкомам, обкомам и горкомам ВКП(б) отобрать теоретически подготовленных и политически проверенных преподавателей основ марксизма-ленинизма.

63 Там же. С. 865.

64 Там же. С. 867.

д) Организовать при Высшей школе марксизма-ленинизма шестимесячные курсы переподготовки преподавателей марксизма-ленинизма для вузов»65.

Таким образом, система изучения социально-экономических дисциплин была преобразована. Вместо прежних предметов — ленинизма, диалектического и исторического материализма — создавался единый курс основ марксизма-ленинизма. Соответственно изменялась и кафедральная структура.

Позже со стороны ВКВШ последовала целая серия мер по улучшению преподавания социально-экономических дисциплин. Во исполнение постановления ЦК в начале января 1939 года был разработан проект положения о шестимесячных курсах переподготовки преподавателей марксизма-ленинизма66. 1 декабря первый набор слушателей в 200 человек уже приступил к учебному процессу. Помимо собственно социально-экономических дисциплин в учебный план входили: история народов СССР, Новая история, методика преподавания основ марксизма-ленинизма, а также различные факультативы (история культуры, художественная литература, основные проблемы современного естествознания).

В целях обеспечения нового курса учебным материалом в декабре 1939 года вышло постановление ВКВШ, регламентирующее организацию и функционирование библиотек, лабораторий и кабинетов. В кабинетах марксизма-ленинизма книжный фонд должен был включать: «полные собрания сочинений Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина; Ленинские сборники; стенографические отчеты, протоколы и резюме партийных съездов и конференций; решения пленумов ЦК ВКП(б); доклады и работы руководителей партии и правительства; литературу в помощь изучающим историю ВКП(б), литературу к политическим и хозяйственным компаниям, книги по истории философии, работы классиков философии, новые книги и справочники по социальному строительству, экономике, истории СССР и всеобщей истории, литература по международному положению, журналы по тематике кабинета»67.

Новый 1940 год ознаменовался целой серией важных решений по перестройке идейно-политического воспитания студенчества. Во-первых, были составлены и утверждены программы по вновь вводимому курсу основ марксизма-ленинизма. Например, план курса для студентов вечерних вузов (набора 1939 года) включал 170 академических часов: 124 лекционных и 46 семинарских68. План строился на основании

65 Там же. С. 873.

66 ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 54. Л. 4-9.

67 ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 166. Л. 5-6.

68 Там же. Л. 30.

структуры «Краткого курса», соответственно, книга использовалась по своему прямому назначению — в качестве учебника. Список основной литературы по курсу выглядел следующим образом:

1. «Краткий курс истории ВКП(б)»;

2. К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии;

3. В.И. Ленин. «Что делать?»;

4. В.И. Ленин. Две тактики социал-демократии в демократической революции;

5. И.В. Сталин. Об основах ленинизма;

6. И.В. Сталин. Отчетный доклад на XVIII съезде о работе ВКП(б);

7. Л. Берия. К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье. Аналогичный список литературы включали требования государственного

69

экзамена по основам марксизма-ленинизма и вступительного испытания в аспирантуру по всем специальностям, кроме истории ВКП(б)70. Сама программа изучения был выстроена в соответствии со структурой «Краткого курса»71. В качестве дополнительной литературы привлекались и другие труды классиков марксизма-ленинизма.

Летом того же 1940 года состоялась научная сессия кафедр марксизма-ленинизма. Ее официальной целью было обобщение опыта и достижений кафедр в области учебной и теоретической работы. От каждой кафедры предлагалось представить по одному научному докладу, лучшие из которых включались в повестку дня. Предпочтение отдавалось докладам, посвященным разработке актуальных теоретических проблем, обобщению практики социального строительства в СССР, разработке теоретического наследия Маркса, Энгельса и Ленина, освещение роли Сталина в развитии и обогащении марксизма-ленинизма. Помимо пленарного заседания, работа шла по трем секциям: истории ВКП(б), политэкономии и философии72. Таким образом осуществлялось совершенствование научно-методической работы.

2 ноября на имя всех директоров вузов был отправлен запрос о состоянии кафедр основ марксизма-ленинизма с требованием не позднее 1 декабря предоставить подробные сведения о персональном составе кафедр. О каждом преподавателе необходимо было сообщить: год рождения, партийность, стаж, образование, ученое звание, ученую степень и какие предметы он будет вести в дальнейшем. Также ВКВШ

69 Там же. Л. 11.

70 Там же. Л. 60.

71 Там же. Л. 30-34.

72 Там же. Л. 42.

интересовала тематика научной работы каждого сотрудника, ее план, материалы и

73

сроки выполнения .

Представляется целесообразным привести еще один короткий, но весьма красноречивый документ, датированный 4 ноября 1940 года. Согласно ему, студентам давалось право свободного посещения одной трети занятий при условии выполнения всей практической работы и отчетности. Но по трем предметам — физической культуре, военному обучению и основам марксизма-ленинизма — свободное

74

посещение категорически не допускалось .

Итоги всей предвоенной работы Всесоюзного комитета по делам высшей школы изложены в отчете за 1940 год. Значительная часть его объема посвящена изменениям в деле идейно-политической подготовки студентов. 1940 год оценивается как «переломный в жизни высшей школы, что характеризуется, в частности, повышением политического и общекультурного уровня студентов»75.

В 1940 году комитетом была проделана значительная работа по повышению качества преподавания марксизма-ленинизма в высшей школе, по укреплению соответствующих кафедр и развитию учебно-методической и теоретической работы.

Состоявшееся летом 1940 года Всесоюзное совещание руководителей кафедр марксизма-ленинизма в высшей школе на основе накопленного опыта разработало ряд мероприятий по поднятию качества лекций, семинарских занятий, по ликвидации теоретической отсталости и односторонности в подготовке преподавателей марксизма-ленинизма. По официальным оценкам, введение семинаров по основам марксизма-ленинизма с осени 1939 года дало возможность перейти к более углубленному изучению первоисточников и поднять качество усвоения студентами марксистко-

76

ленинской теории .

В 1940 году были разработаны программы по политэкономии,

диалектическому и историческому материализму, планы семинарских занятий по курсу основ марксизма-ленинизма. Издан приказ о научно-исследовательской работе кафедр марксизма-ленинизма. Намечена тематика примерных тем диссертаций по истории ВКП(б), диалектическому и историческому материализму. Организована разработка программы по курсу основ марксизма-ленинизма, над которой работали 18 кафедр.

73 Там же. Л. 99.

74 Там же. Л. 100.

75 ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 56. Л. 16.

76 Там же. Л. 47-48.

В период подготовки к совещанию была обследована работа кафедр марксизма-ленинизма 43 вузов, проанализированы 183 стенограммы лекций, семинаров, рассмотрены на заседании экспертной комиссии свыше 70 тезисов докладов, выдвинутых кафедрами на научную сессию совещания. Большинство преподавателей выполняли научно-исследовательскую работу и повышали свою научно-педагогическую квалификацию. 1675 преподавателей работали над

77

диссертациями .

Планы ВКВШ на новый 1941 год были сформулированы следующим образом:

1. в своей дальнейшей работе комитет ставит задачу обратить особое внимание на дальнейшее повышение идейно-политического уровня преподавания и коммунистического воспитания советского студенчества;

2. провести Всесоюзное совещание-конференцию по научноисследовательской работе кафедр и преподавания в вузах политэкономии;

3. широко развернуть обследовательскую работу по изучению состояния преподавания марксизма-ленинизма в вузах;

4. издать ряд теоретических работ преподавателей марксизма-ленинизма;

5. разработать программу по курсу «Основы марксизма-ленинизма»;

6. развернуть методическое руководство и обмен опытом кафедр марксизма-

78

ленинизма, политэкономии, диалектического и исторического материализма .

Как мы видим, руководство ВКВШ дало высокую оценку своей работе за 1940 год и строило серьезные планы на будущее. К сожалению, начавшаяся через полгода война внесла в них свои коррективы.

Таким образом, с момента своего создания в 1936 году по 1940 год Всесоюзный комитет по делам высшей школы уделял самое пристальное внимание делу организации идейно-политического воспитания в вузах, ключевым средством которого являлось преподавание цикла социально-экономических дисциплин. Рубежным следует считать период с конца 1937 по 1938 год, на который приходится смена руководства ВКВШ, выход «Краткого курса истории ВКП(б)» и соответствующего Постановления ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 года. Эти события повлекли за собой перестройку пропагандистской работы в стране. Был введен единый курс основ марксизма-ленинизма, основанный на структуре «Краткого курса». Логическим продолжением этого стали мероприятия по повышению качества научной

77 Там же. Л. 48.

78 Там же. Л. 49.

и учебно-методической работы вновь созданных кафедр марксизма-ленинизма, укреплению материальной базы и дисциплины. Как считало само руководство ВКВШ, к 1940 году система преподавания социально-экономических дисциплин в вузах стала значительно совершеннее. По нашему мнению, эта работа является одним из множества факторов, которые позволили Советскому Союзу совершить рывок в экономическом развитии, — он в свою очередь создал необходимый потенциал для победы в мировой войне.

Источники:

1. Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. 8080. Оп. 1. Д. 19.

2. ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 54.

3. ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 56.

4. ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 166.

5. ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 233.

6. ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 238.

7. ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 247.

8. ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 256.

9. Постановление ЦК ВКП(б) «О постановке партийной пропаганды в связи с выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» от 14 ноября // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК 1898-1953 гг. Часть 2. М., 1953, С. 859-875.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.