Научная статья на тему 'Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе'

Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЛОСОФСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / A PHILOSOPHICAL REFLECTION / COGNITIVE MEANS / THE SCIENTIFICALLY-EDUCATIONAL INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарёва Елена Александровна

Цель статьи обосновать необходимость активного применения философской рефлексии в образовательном процессе. Особо отмечается, что в современных условиях философия является необходимой составной частью разумного рефлексивного содержания образования. Подчеркивается, что применение философской рефлексии совершенствует познавательные средства в образовательном процессе, способствует повышению эффективности и оптимизации теории и практики образовательного процесса. Вывод: успешность образовательного процесса зависит не столько от больших возможностей информационного обмена в обучении, которые предоставляет сегодня международная компьютерная сеть Интернет, сколько от системного владения методологией анализа и обобщения научно-образовательной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкарёва Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL THINKING FOR FORMATION OF REFLEXIVITY OF KNOWLEDGE IN EDUCATIONAL PROCESS

The purpose of paper − to prove necessity of active application of a philosophical reflection for educational process. It is especially marked, that in modern conditions the philosophy is a necessary component of the reasonable reflective maintenance of formation. It is emphasized, that application of a philosophical reflection improves cognitive means in educational process, promotes increase of efficiency and optimization of the theory and practice of educational process. A conclusion: success of educational process depends not so much on greater opportunities of an information exchange in training which the international computer network gives today the Internet, how many from system possession of methodology of the analysis and generalization of the scientifically-educational information.

Текст научной работы на тему «Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Е.А. Пушкарёва

УДК 1 + 16 + 372.81

ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОСТИ ПОЗНАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Е.А. Пушкарева (Новосибирск, Россия)

Цель статьи - обосновать необходимость активного применения философской рефлексии в образовательном процессе. Особо отмечается, что в современных условиях философия является необходимой составной частью разумного рефлексивного содержания образования. Подчеркивается, что применение философской рефлексии совершенствует познавательные средства в образовательном процессе, способствует повышению эффективности и оптимизации теории и практики образовательного процесса. Вывод: успешность образовательного процесса зависит не столько от больших возможностей информационного обмена в обучении, которые предоставляет сегодня международная компьютерная сеть Интернет, сколько от системного владения методологией анализа и обобщения научно-образовательной информации.

Ключевые слова: образовательный процесс, философская рефлексия, познавательные средства, научно-образовательная информация.

Философия как наука о наиболее общих законах природы, общества и процесса познания выступает наиболее общей методологической системой. Ни один ученый не может успешно вести научное исследование, определять стратегию и цель своей деятельности, если он не знает общих законов, которые являются исходными в любом научном познании, или не умеет ими пользоваться. Философская методология образует высший уровень методологического анализа, представляющий мировоззренческое обобщение результатов науки, анализ общих форм и методов научного мышления, его категориального строя с точки зрения той или иной картины мира.

В современной ситуации именно философия, с нашей точки зрения, может

Пушкарёва Елена Александровна - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Новосибирский государственный педагогический университет.

E-mail: Pushkarev73@mail.ru

составить, с одной стороны, теоретическую и практическую основу современной науки, постоянно проверяя себя ею, уточняя и корректируя собственные положения и одновременно предлагая четкий ориентир для новых научных открытий. Отметим при этом, что философская методология и методология теории находятся в современной системе знания в постоянном взаимодействии, взаимно дополняя, уточняя и поправляя друг друга, но при этом сохраняя свою специфику. Причем философия оказывает влияние на методологические функции конкретных научных теорий в образовательном процессе, независимо от того, осознается это ученым или нет.

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

В современных условиях философия есть совершенно необходимая, составная часть любого разумного содержания образования. Сознательное использование философской методологии ориентирует соответствующим образом теорию и практику образовательного процесса, создает предпосылки для управления развитием процесса познания, совершенствует познавательные средства,

способствует повышению эффективности и оптимизации теории и практики

образовательного процесса. Надо отметить,

что применение приемов системной (научной) методологии в сфере образования способствует оптимальной научной

сбалансированности этой системы.

Поскольку цель образования - духовное развитие его получающего, постольку

необходима философия как теория духовного развития, теория ценностей и как теория образования и образованности. Показатель образованности - способность к сознательноволевому регулированию «потоком» ощущений, смутных представлений и неясных идей. Путь от смутных представлений к ясным понятиям лежит через постижение принципов познания и способов

познавательных действий. Рефлексия необходима для преодоления личностью инертности чувственного мышления. Рефлексия - умение отказываться ради истины от предвзятости, от своей личностной субъективности, воспитывая отношение к истине как процессу, приручая к постоянному пересмотру и совершенствованию понятий [1, с. 5].

Таким образом, необходимо отметить, что современная система образования, решая когнитивные, внутренние проблемы, не может не учитывать места и роли человека в этом мире, его целей и ценностей, способов

познания, т. е. возникает необходимость расширения философско-методологической рефлексии при непременном включении в ее сферу человеческого компонента, задающего целостность, взаимообусловленность

отдельных элементов исследуемых областей. Основным ценностным критерием такой рефлексии становится установка на осознание социально значимых пределов теоретического поиска, дополнения его культурно-этическими параметрами и гуманистическим

ориентирами, своеобразного преодоления отчуждения человеческого мира,

возникающего на уровне абстрактных теоретических построений.

Что же может предложить человеку современная философия, и какой она нужна человеку XXI века? По мнению многих исследователей, именно философское мышление может способствовать разрешению целого ряда наиболее острых современных проблем. Прежде всего - это проблема великого смешения культур - глобализация, ненасильственное осуществление которой возможно только при сближении ценностей и философском обосновании их единства. Другой важнейшей проблемой является забота о жизни во всем многообразии ее форм и развития. Для ее решения недостаточно узкого профессионализма, поскольку жизнь есть целостность, всеохватность, постичь которую способна именно философская рефлексия. Не менее насущными остаются и проблемы внутриличностного бытия - любви, одиночества, свободы, творчества, к разрешению которых человека не подготовят ни биология, ни математика [2, с. 88].

Исследуя специфику формирования и распространения образовательных технологий и разнообразных форм обучения в современной системе образования [3-5],

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

необходимо отметить особую роль философского мышления в данном процессе. В первую очередь в исследовательской литературе акцентируется внимание на компьютерных (мультимедийных)

технологиях в образовательном процессе. На наш взгляд, основной акцент, при их применении в системе образования необходимо делать не на распространении компьютерной сети или материальном обеспечении компьютерами образовательных учреждений, а на системном обучении, направленном на анализ и обобщение информации. Поскольку, чтобы приблизить образовательный процесс к реальным познавательным возможностям какой-либо области современного знания, необходимо обрабатывать (анализировать) большое количество информации. Это можно успешно делать не столько с помощью современных компьютерных технологий или больших возможностей информационного обмена в обучении, которые предоставляет сегодня международная компьютерная сеть Интернет, сколько на основе системного владения методологией анализа и обобщения научнообразовательной информации.

Для успешного внедрения новых технологий в образовательный процесс необходимо создать особую учебноинформационную среду, которая

обусловливается ценностными, когнитивными и техническими факторами [6, с. 127]. Возможности же мультимедийных технологий в большинстве своем так до сих пор и остаются потенциальными, их освоение и использование для дидактических целей идет медленно, «и едва ли будет идти быстрее, чем освоение возможностей преждевременно скончавшегося обычного печатного слова» [7, с. 100].

Но если педагогические возможности новых (информационных) технологий еще предстоит раскрыть, то появившиеся возможности имитировать процесс обучения оказались безграничными. Как бы с моральной точки зрения в обществе не осуждалось списывание, нужно признать, что пока это единственное масштабное явление, связанное с информационными технологиями, которое существенно изменило

образовательную среду. Единственные операции, которые осваиваются легко, это «копирование» и «вставка» [7, с. 101]. Умение читать подразумевает также и способность «извлекать» информацию. Собственно, умение читать текст и составляет суть гуманитарного образования.

Формирует же умение читать текст философия. А. Руткевич, считая, что философия, безусловно, нужна нашей системе образования, не скрывает своего критического отношения к тому, что и как сегодня преподается - «чаще всего это не заслуживает имени «философия». <...> Главная же цель курса «философия» - не загрузка памяти студентов небесполезной информацией, но развитие способностей, умения читать сложные тексты, пользоваться абстрактными понятиями, без которого невозможно не только научное познание, но и мышление как таковое» [8, с. 42].

Таким образом, философия сегодня обретает новую проблематику, освобождаясь от идеологической нормативности и назидательности, но сохраняет при этом ориентацию на главную цель - сделать лучше не только жизнь человека (что успешно реализует наука), но и самого человека [9-11]. В связи с этим хочется выразить надежду, что грядущие реформы системы отечественного образования будут способствовать не только

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета»

1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

профессиональному, коммуникативному, но и общественной динамики, конструктивный или

духовному развитию человека, от ценностей деструктивный сценарий необратимых

которого напрямую зависит направленность глобальных преобразований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бим-Бад Б.М. Философия как основа и главное содержание образования // Поиск. - 2007. - апрель. -С. 2-5.

2. Баева Л.В. Образование в XXI веке и проблемы философско-гуманитарного знания // Философия образования. - 2007. - № 3 (20). - С. 88-94.

3. Пушкарева Е.А., Пушкарев Ю.В. О необходимости формирования философско-научного фундамента образования // Модернизация России: наука, образование, высокие технологии : тезисы выступлений участников II Всероссийской конференции по науковедению 15-17 ноября 2010 г. - Москва, 2010. -

С. 351-353.

4. Пушкарева Е.А., Пушкарев Ю.В. О современных проблемах развития теории и практики образовательного процесса // Философия образования. - 2010 - № 4. - С. 45-51.

5. Пушкарев Ю.В. Образование в современном вузе: новые идеи и направления развития // Вестник Новосибирского гос. пед. ун-та. - 2011. - № 1. - С. 40-43.

6. Козырев В.А. Педагогический университет как источник образовательных инноваций в высшем педагогическом образовании. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 307 с.

7. Арапов М.В. Есть ли будущее у фундаментальной науки в России // Общественные науки и современность.- 2006.- № 6.- С.104.

8. Руткевич А. Нужна ли философия российской системе образования? // Народное образование. - 2004. -№ 2. - С. 38-46

9. Пушкарева Е.А. Научно-образовательная система: специфика инновационного развития в современных условиях // Инновационные аспекты современного профессионального образования. - Новосибирск : ГЦРО, 2010. - С. 106-113.

10. Pushkareva E.A. Humanization of education in the conditions of global changes // Philosophy of education. -2009. - Special issue № 2. - Prague. - Р. 185-191

11. Pushkareva Е.А., Pushkarev Yu.V. The spiritual development of the modern society: the problems of humanization of education // Imaginace ve vychove, umeni a sportu (filosoficka reflexe) : kolektivni monografie. - Praha : Univerzita Karlova v Praze - Pedagogicka Faculta, 2010. - P. 229-235.

PHILOSOPHICAL THINKING FOR FORMATION OF REFLEXIVITY OF KNOWLEDGE IN EDUCATIONAL PROCESS

E.A. Pushkareva (Novosibirsk, Russia)

The purpose of paper - to prove necessity of active application of a philosophical reflection for educational process. It is especially marked, that in modern conditions the philosophy is a necessary component of the reasonable reflective maintenance of formation. It is emphasized, that application of a

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 1(5) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

philosophical reflection improves cognitive means in educational process, promotes increase of efficiency and optimization of the theory and practice of educational process. A conclusion: success of educational process depends not so much on greater opportunities of an information exchange in training which the international computer network gives today the Internet, how many from system possession of methodology of the analysis and generalization of the scientifically-educational information.

Keywords: educational process, a philosophical reflection, cognitive means, the scientifically-educational information.

Pushkareva Elena Aleksndrovna - doctor of philosophy, the professor of faculty of philosophy, Novosibirsk state pedagogical university.

E-mail: Pushkarev73@mail.ru

© 2011-2012 Вестник НГПУ

Все права защищены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.