Научная статья на тему 'Философское и педагогическое значение «Моделирования» и его взаимосвязь со спортивной наукой'

Философское и педагогическое значение «Моделирования» и его взаимосвязь со спортивной наукой Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
136
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Живодров С. А.

С.А. Живодров. Философское и педагогическое значение «моделирования» и его взаимосвязь со спортивной наукой. В данной статье на философском уровне выявлены понятия «моделирование» и «модель», а также рассмотрены как наиболее актуальные в настоящее время педагогические методы теоретического исследования в спортивной науке.S.A. Zhivodrov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical and Pedagogical Meaning of "Modelling" and Its Interrelation with Sports Science. http://www.tspu.edu.ru/ The article reveals at philosophical level the concept of "modeling" and "model", and also considers pedagogical methods of theoretical research in a sports science as the most actual now.

Текст научной работы на тему «Философское и педагогическое значение «Моделирования» и его взаимосвязь со спортивной наукой»

Следовательно, речь идет, в целом, о ценностных ориентациях педагога физической культуры, о его профессиональных ценностях, о том, как он себя реализует в настоящем и мыслит в дальнейшем, базируясь на приобретенных ранее двигатель-

ных качествах, умениях и навыках. В ходе исследования показано, как через двигательную деятельность могут меняться ценностные ориентации педагога физической культуры.

Поступила в редакцию 20.06.2006

УДК 796.01:61; 796.01:57

С.А. Живодров

ФИЛОСОФСКОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ «МОДЕЛИРОВАНИЯ» И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ СО СПОРТИВНОЙ НАУКОЙ

Тюменский государственный университет

В настоящее время «моделирование» широко используется как метод теоретического исследования в педагогике, психологии и спорте [1]. Целью нашей исследовательской работы является прогнозируемый спортивный результат и его составляющие, выраженные через модельные характеристики соревновательной деятельности и основных сторон подготовленности спортсмена высокой квалификации (физической, технико-тактической, функциональной, психологической, теоретической). Для того чтобы более ясно представлять значение слова «моделирование» и реализовать его в практической работе, мы считаем необходимым рассмотреть этот метод исследования в философском и педагогическом понимании.

В Большой советской энциклопедии термин «МОДЕЛИРОВАНИЕ» обозначается как исследование объектов познания на их моделях, построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (живых и неживых систем, инженерных конструкций, разнообразных процессов - физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов (для определения, уточнения их характеристик, рационализации способов их построения и т. п.). Слово «МОДЕЛЬ» трактуется как - (франц. modele, итал. то-dello, от лат. modulus - мера, мерило, образец, норма): 1) Образец, служащий эталоном (стандартом) для серийного или массового воспроизведения (М. автомобиля, М. одежды и т.п.), а также тип, марка к.-л. изделия, конструкции. 2) Изделие (изготовленное из дерева, глины, воска, гипса и др.), с которого снимается форма для воспроизведения в др. материале (металле, гипсе, камне и др.). 3) Человек, позирующий художнику (натурщик), и вообще изображаемые объекты («натура»). 4) Устройство, воспроизводящее, имитирующее (обычно в уменьшенном, «игрушечном» масштабе) строение и действие к.-л. др. устройства («настоящего») в научных, практических (напр., в производств, испытаниях) или спортивных целях [2, с. 29, 38].

Спортивная наука имеет свою трактовку, более узконаправленную, применительно к нашей сфере исследований. «Моделирование в спорте. Формирование логическими средствами определенной абстрактной модели будущей целевой соревновательной деятельности (соответствующего состояния спортсмена), структуры тренировочного и соревновательного процесса, обеспечивающего достижение прогнозируемых состояний и результатов. Модели обычно представлены в словесной, логическо-символической, математической, графической формах» [3].

Анализируя научные источники по моделированию, мы выяснили, что существует множество различных видов «моделирования», которые используются по отдельности в различных отраслях науки и, в некоторых случаях переплетаясь между собой, имеют специфическую взаимосвязь для применения в педагогической науке. Например, в последнее время очень часто можно услышать об использовании математического моделирования в педагогических и психологических исследованиях.

В нашей работе, прежде чем перейти к анализу специальной литературы по теории и практике спортивной тренировки спортсменов высокой квалификации, мы рассмотрели понятия «моделирование» и «модель» на уровне философского знания, затем разобрали моделирование и модель на общетеоретическом уровне в спортивной сфере. На наш взгляд, такая последовательность действий поможет нам в дальнейшем более правильно построить комплексную модель подготовки высококвалифицированного спортсмена, а в частности гребца-сла-ломиста высокой квалификации.

В общенаучном значении под моделированием понимается «исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов».

С.А. Живодров. Философское и педагогическое значение «моделирования».

Моделированием является одна из основных категорий теории познания. На идее моделирования, по существу, базируется любой метод научного исследования - как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели) [2].

«Моделирование» — это исследование объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов, явлений, процессов (живых организмов и их развития, инженерных конструкций, общественных систем, различных процессов и т.п.).

В настоящее время становится все более очевидным, что только принцип системного подхода к оценке деятельности (в том числе и спортивной) позволяет глубже понять все многообразие взаимосвязанных и взаимообусловленных морфологических и психологических процессов, происходящих при адаптационных перестройках организма к сложным и часто экстремальным условиям жизни.

В процессе спортивной подготовки роль управленческой системы выполняет спортсмен - чрезвычайно сложная и многофункциональная система, что крайне затрудняет процесс управления как самими действиями, так и развитием их систем.

Главные трудности связаны с недостаточностью информации. Спортивный результат, являясь моделью деятельности спортсмена в условиях соревнований, только констатирует имеющийся факт, но не раскрывает причинно-следственных связей. Вот почему необходимо моделирование характеристик отдельных сторон мастерства спортсменов.

В соответствии с этим в науке о спорте возникает проблема создания моделей спортсмена в различных видах спорта, в состояниях, соответствующих различным этапам спортивной подготовки, различным уровням мастерства [4].

«Модель» - это такой материальный или мысленный объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты (Горстко, 1991).

Всякая модель является известным упрощением того класса явлений, который выступает в качестве предмета познания. По мнению А. Розен-блюта и Н. Винера, в этом заключается характерная особенность метода моделирования. Однако не только модель, но и любой научный закон в определенных пределах также упрощает предмет познания. Эти пределы изменяются, когда в процессе научного познания совершается переход к взаимосвязанной системе законов или теории предмета. Но упрощение его действительных связей остается, разумеется, и в этом случае. Возникает вопрос: следует ли тогда рассматривать уп-

рощение как характерную особенность метода моделирования?

Положительный ответ на этот вопрос возможен с одной существенной оговоркой, которая возвращает нас к тому, что уже было сказано о моделях вначале. Речь идет о той принципиальной разнице, которая существует между характером упрощения, допустимого в процессе моделирования, и упрощения, неизбежно возникающего в процессе теоретического познания с помощью научных понятий и законов. Эта разница выражается в уровнях упрощения. В частности, для теории этот уровень четко определяется ее адекватностью отражаемому объекту. Что касается модели, то для ее достоверности критерий адекватности (в обычном смысле) необязателен. Последнее не означает, конечно, что упрощение исследуемого объекта, достигаемое с помощью метода моделирования, не имеет своих пределов и полностью исключает принцип адекватности. Но специфика модельных представлений состоит как раз в том своеобразном отношении, в котором выступает здесь принцип адекватности. Его своеобразие заключается не только в том, что, например, в логической модели исключаются такие показатели, как образность, наглядность, но и, главное, в том, что в случае моделирования речь идет уже об условной адекватности, наличие которой «задается» в качестве логически обоснованного допущения.

Характерные для метода моделирования упрощения достигаются, следовательно, в форме эвристически полезных аналогий, лишь условно соответствующих моделируемому объекту. Эта условность зависит как от характера упрощающих допущений, так и от тех вспомогательных гипотез, которыми руководствуется исследователь в процессе моделирования. Понятно поэтому, что модели (вследствие своей неадекватности или лишь «условной адекватности»), в отличие от теории, не дают объяснения объекта моделирования непосредственно и в форме номологических высказываний. Однако они создают основу и представляют средства для объяснения принципов теории того или иного объекта.

Метод моделирования имеет большое значение как в плане теоретико-гносеологическом, так и в практическом, научно-техническом. К сожалению, метод моделирования недостаточно философски осмыслен, но может быть исключительно полезен для обобщения итогов исследований самых различных естественных наук [5].

В сфере спорта моделирование связывают с построением, изучением, использованием моделей для определения и уточнения характеристик и направлений оптимизации процесса спортивной подготовки и участия в соревнованиях (Платонов,

1987); процессом создания и использования моделей с целью эффективного управления тренировочным процессом на основе определения различных характеристик спортивной подготовки и рациональных способов построения ее структурных частей (Набатникова, 1982).

В реализации системного подхода широко используется метод моделирования как действенный способ преодоления сложности систем, их глубокого познания и эффективного управления (Амосов, 1974; Кузнехошанский, Мироненко, 1979; Платонов, 1980, 1987; Малиновский, 1981; Шустин, 1995; Матвеев, 1998).

Понятие «Модель» имеет различное содержание даже в пределах одной научной дисциплины. Все термины, отражающие и раскрывающие данное понятие, происходят от латинского слова «моделле», что означает «мера», «образец», «эталон», «стандарт» (Малиновский, 1981). В широком смысле под моделью понимается «любой образец, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления (“оригинала” данной модели), используемой в качестве его “заменителя”, “представителя”» [1].

В последние годы термины «модель» и «моделирование» нашли широкое распространение в теории и практике спорта. В периодических изданиях научно-методического характера по физической культуре и спорту в конце 80-х гг. указанные терми-

ны и производные от них появлялись примерно в 20 раз чаще, чем в конце 60-х - начале 70-х гг. Последнее убедительно свидетельствует, что моделирование как научно-практический метод глубоко проникло в сферу спорта. При этом разрабатывались представления о «модели будущего спортсмена», сильнейших спортсменов (Дьячков, 1972; Куз -нецов, Новиков, Кузнецов, Шустин, 1976; Кузнецов, Петровский, Шустин, 1979).

В настоящее время проблема моделирования в спорте стала одой из наиболее значимых и перспективных направлений спортивной науки в нашей стране.

При решении данной проблемы многие авторы рекомендуют опираться на теорию функциональных систем П.К. Анохина. Согласно данной теории, для биологических систем характерна способность к «опережающему отражению действительности». В спорте этот принцип находит свое отражение в создании модели спортсменов, способных показать запланированные результаты (спортивные).

На современном этапе В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков указывают на то, что организационно-методические положения подготовки сборных команд отечественных спортсменов базировались и базируются на создании моделей подготовки сильнейших спортсменов, которые в свою очередь способствуют решению задач достижения высоких спортивных результатов.

Поступила в редакцию 29.12.2006

Литература

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2001.

2. Большая советская энциклопедия. 2-е изд. / Ред. Б.А. Введенский. М., 1954. Т. 28

3. Терминология спорта - толковый словарь спортивных терминов. М., 1993.

4. Бельский И.В. Модель специальной силовой подготовленности пауэрлифтеров // Теор. и практ. физ. к-ры и спорта. 2000. № 1.

5. Веников В.А. Некоторые методологические вопросы моделирования // Вопр. филос. 1964. № 11.

УДК 796.01:61; 796.01:57

Т.В. Сарычева

ОБЩЕСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОЛОДЕЖИ В Г. ТОМСКЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Томский государственный педагогический университет

С началом войны 1941 г. привычный уклад жизни в стране кардинально изменился. С первых дней войны на фронт ушли 12 000 томичей, свыше 4 000 добровольцев стали бойцами десантных войск, истребительных и лыжных батальонов [1]. В условиях военного времени перед

страной встала задача мобильной перестройки деятельности всех структур. Лозунг «Все для фронта, все для победы» предопределил направление работы тыла, требуя максимального напряжения сил граждан СССР. Жители большой многонациональной страны стремились оказать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.