МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ ГРЕБЦА-СЛАЛОМИСТА ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
С.А. ЖИВОДРОВ, Тюменский государственный университет
Аннотация
Автор этой статьи рассматривает концепции «модель» и «моделирование « в спортивной науке. Проведены исследования на спортсменах высокой квалификации. Рассмотрены практические методы развития специальной выносливости. Автор классифицировал технические и тактические сооружения в процессе обучения. Также сделана попытка определить ценность психологической установки в процессе соревнований. Автор считает важным раскрытие сложной модели с использованием системного подхода.
Abstract
The author of this article considers concepts «model» and «modelling» in sports science. Researches in of sportsmen of high qualify cautionary are lead. Practical methods raising special endurance are developed. The author classified technical and tactical installations in training process. Also attempt to define value of psychological installation in competitive process is made. The author considers important, to revealing complex model to apply the system approach.
Ключевые слова: модель, моделирование, специальная подготовка, техника, тактика, психологическая подготовка, системный подход.
Гребной слалом - олимпийский вид спорта - является малоизученным в области: технико-тактических действий, специальной физической подготовки, функциональной подготовки, психологической. Постоянный рост этого вида спорта в мире заставляет искать новые пути совершенствования системы подготовки высококвалифицированных гребцов-слаломистов. Основным направлением поиска является оптимизация тренировочного процесса. Перспективной представляется оптимизация тренировки на основе разработок моделей различных сторон подготовленности высококвалифицированных спортсменов [3].
В общетеоретических вопросах эта проблема получила широкое распространение, однако научных исследований, направленных на создание конкретных и адекватных практике моделей подготовки гребцов-слаломистов для достижения высоких результатов, до настоящего времени не проводилось, поэтому данное исследование мы считаем актуальным.
Мы предполагаем, что моделирование технико-тактических действий, специальной, физической подготовки, а также психологических операций в тренировочном и соревновательном процессе позволит выделить главные, наиболее значимые стороны, способствующие усовершенствованию процесса подготовки спортсменов, улучшению спортивного результата.
В теоретический раздел нашей работы входит рассмотрение понятий «модель» и «моделирование» на философском, педагогическом и специально-теоретическом уровне.
В философии «моделирование» - это исследование объектов познания на их моделях, построение моделей
реально существующих предметов, явлений, процессов (живых организмов и их развития, инженерных конструкций, общественных систем, различных процессов и т.п.), а «модель» - это такой материальный или мысленный объект, который в процессе познания (изучения) замещает объект-оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования типичные его черты.
В педагогике «модель» - это аналог, знаковая система, заменяющая оригинал. Инструмент анализа и выхода на позитивные изменения [2].
В спортивной науке под «моделированием» рассматривается формирование логическими средствами определенной абстрактной модели будущей целевой соревновательной и тренировочной деятельности, обеспечивающей достижение более высокого результата.
В разделе моделирования специальной подготовки гребцов-слаломистов основное внимание мы уделили выявлению основных специфических методов воспитания специальной выносливости на бурной воде и построению модельного микроцикла. Основой построения и применения на практике специфических для гребного слалома методов послужила теория В.Н. Селуянова. Работая с легкоатлетами, он доказал эффективность применения в большей степени средств аэробной направленности в работе в субмаксимальной зоне интенсивности [ 1, 6].
Дистанция в гребном слаломе имеет выраженные черты, характеризующие выносливость, где интенсивность соревновательных упражнений отличается субмакси-мальной мощностью. По средним показателям соревновательная дистанция преодолевается в пределах от 90 до 120 с. Выносливость этого типа можно назвать, пользуясь немецким термином, «миттельштрекерской».
В подготовительном мезоцикле, состоящем из трехнедельной работы, была опробована модель аэробной подготовки. Предлагаемая модель состояла из метода повторной работы на коротких отрезках слаломной трассы до 20 с и метода длительной аэробной работы сериями по 20 мин. Оба метода несли одну цель - повышение аэробной слаломной выносливости. Эти методы являются эффективными и подходящими для февральской, предсоревновательной работы. Интегральная подготовка на УТС в феврале и метод интенсивной интервальной тренировки, несущие непосредственный соревновательный эффект, исключены, так как до отборочных соревнований остается короткий промежуток времени в 2 мес. Опыт 2001-2003 гг. показал, что для выхода на хороший соревновательный уровень (начальная стадия спортивной формы) достаточно 1 мес соревновательных нагрузок, приходящихся по плану на март.
На примере этапов Кубка мира 2004 г., проходивших с 10.07. - 25.07. на протяжении 3-х недель (10-11 -Прага (Чехия), 17-18 - Аугсбург (Германия), 24-25 -Бург - Сант-Мориц (Франция)), мы провели педагогическое наблюдение, которое позволило нам смоделировать тренировочный процесс спортсменов высокой квалификации в недельном соревновательном микроцикле. На протяжении трех недель нами были просмотрены тренировки сильнейших команд мира: Франции, Г ермании, Австрии, Великобритании. Именно спортсмены этих стран занимали верхние строчки мирового рейтинга греб-цов-слаломистов 2004 г. Наблюдение проводилось за лидерами мирового гребного слалома в самом конкурентном классе (мужская байдарка). Наиболее важным выводом проведенных исследований является то, что спортсмены мирового класса в недельном микроцикле выполняют одну тренировку анаэробного характера -в среду. Все остальные тренировки выполняются в аэробном режиме. Это положение подтверждается исследованиями М.Я. Набатниковой (1969) на пловцах.
Наиболее актуальным методом по совершенствованию технико-тактического мастерства в настоящее время, на наш взгляд, является моделирование тренировочных и соревновательных действий спортсменов мировой элиты.
Мы проанализировали технико-тактические действия при прохождении соревновательной дистанции сильнейшими спортсменами мировой элиты.
Изучение и анализ технико-тактических действий позволили смоделировать и классифицировать методические указания и установки по совершенствованию технико-тактического мастерства.
Установки классифицированы по пяти категориям:
I. по видам тренировок (техническая);
II. по чувствительности (чувство воды, чувство лодки);
III. по интенсивности;
IV. по динамике и амплитуде;
V. по образности (мысленному представлению).
Нами разработана также методика поэтапных действий гребца-слаломиста высокого класса в соревновательном процессе. Крупные международные соревнования - чемпионаты мира и Европы - проводятся по стандартной программе: 1 -й день - показательные выступления; 2-й день - квалификационные заезды; 3-й день -полуфинальные и финальные заезды. Примером поэтапных действий 1 -го дня в данной методике являются:
1. Обязательный просмотр показательных выступлений:
а) просмотр прохождения дистанции всех классов судов;
б) анализ допущенных ошибок;
в) изучение и проработка различных вариантов взятия связок;
г) выслушивание советов других спортсменов и тренеров;
д) самостоятельный анализ и принятие решений;
е) выбор единственного варианта прохождения дистанции.
2. Идеомоторное запоминание целостного рисунка слаломной дистанции наизусть (по гребкам):
а) наглядное, имитационное прохождение спортсменом, находящимся на берегу, дистанции, повторно, несколько раз (большинство спортсменов мирового класса выполняет этот метод, двигаясь вдоль берега с веслом в руках);
б) мысленное прохождение дистанции с учетом всех технико-тактических особенностей (темп, ритм, траектория, ускорения, прокат, использование кренов, под-топы кормы, прыжки, отталкивания от берега, прокат по бочке).
Применяя на практике структурные действия предлагаемой нами методики, квалифицированные спортсмены Тюменской области - члены сборной команды России - оценивают ее как неотъемлемую часть системы действий спортсмена во время подготовки и выступлений на ответственных стартах. По их мнению, использование методики технико-тактических действий повышает качество и стабильность реализации технико-тактического мастерства в соревновательном и тренировочном процессе.
В модель психологической подготовки наших исследований были включены определение типов темперамента гребцов-слаломистов сборной команды России и взаимосвязь их с уровнем спортивной квалификации. А также разработка психологических установок и выявление их положительного значения на результат в годичном цикле подготовки гребца-слаломиста.
«...установка - явление психологическое. Одним из необходимых компонентов формирования установки является... тонус тела, на который опирается вся наша моторика». По мере освоения движения должен меняться характер его отражения в сознании. В 1957 г. А.Ц. Пуни указал на то, что «...некоторые элементы само собой текущих движений начинают ускользать из сознания». Для
дальнейшего совершенствования техники двигательная установка не может уже оставаться прежней. Задача, поставленная в установке, должна соответствовать уровню подготовленности данного спортсмена. Решение задачи и вызывает положительный сдвиг в качестве движения, делает его более совершенным [5].
Исследования проводились в период с 1998 по 2004 г. на спортсменах сборной команды России и сильнейших спортсменах Тюменской области. В исследованиях принимали участие 15 чел. МС и 25 чел. - КМС. Прове-
дены наблюдения и анализ за спортсменами сборных команд по гребному слалому других стран мира (40 чел.). Разработана и внедрена в практику «авторская модель» подготовки годичного цикла высококвалифицированных спортсменов.
Главной целью нашей работы становится попытка представить комплексную модель гребца-слаломиста высокой квалификации. Для этого, на наш взгляд, необходимо соединить все исследуемые нами виды подготовок, используя системный подход [4].
Литература
1. Биоархитектура спорт. тренировки: беседа пресс-секретаря Всерос. Федерации гребли и каноэ Ю. Плеханова с В.Н. Селуяновым // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 6 - С. 37-38.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
3. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 2 -С. 28-37.
4. Матвеев Л. П. Об этике и методологии диссертационного творчества // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 5. - С. 5-12.
5. Проблемы высшего спортивного мастерства / Под ред. С.А. Савина. - М., 1969.
6. СелуяновВ.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 104 с.