Научная статья на тему 'Философско-религиозные основы и особенности мусульманского права'

Философско-религиозные основы и особенности мусульманского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
616
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философско-религиозные основы и особенности мусульманского права»

традиционное кредитование, с сохранением всех выгод использования контракта мурабаха. Применение контракта мурабаха в России может требовать дополнительного структурирования, однако большинство этих вопросов можно решить полностью или частично в рамках действующего законодательства.

В настоящее время в мире исламская финансовая система -наиболее развивающаяся отрасль экономики не только в исламских странах, но и в светских государствах в различных частях света. Развитие исламского финансирования позволит диверсифицировать мировую экономику, снизить риски и повысить устойчивость мировой финансовой системы.

«Россия в глобальной экономике: Посткризисное развитие», М., 2012 г., с. 5-9.

Э. Абдуллаев,

аспирант

ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

Арабская философия как идейная основа

мусульманского права

Мусульманское право отличается значительным своеобразием, основанным на его теснейшей связи с философско-религиозным учением ислама, идейной основой которого является арабская философия, возникшая и получившая развитие в условиях арабоязычной цивилизации в период с VIII в. до наших дней. В истории арабской философии выделяют три основных этапа:

1) классический, или средневековый (VШ-XV вв.);

2) этап позднего Средневековья (ХУТ-ХГХ вв.);

3) современный этап (2-я половина XIX - XX в.)1.

В литературе отмечается, что фундаментом арабо-мусульманской культуры является ислам как тотальная система регуляции2. В той или иной степени предметом осмысления для

1 Смирнов А.В. Рабочая программа по спецкурсу «Арабская философия». -Великий Новгород, 2006.- С. 6.

2 Акаев В.Х. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры. Автореферат на соиск. уч. степ. докт. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2004. - С. 3.

всех философских учений и школ Арабского Востока являются фундаментальные основы исламского миропонимания.

Принцип таухида (единобожия), который пронизывает текст Корана. Со гласно Корану, Бог - единственный и единый, вечный, знающий, абсолютная истина. Вера в ангелов, которые служат Богу, выполняя все его указания. Вера в священные книги, посланные Богом человечеству через своих пророков. Считается, что Коран является последней священной книгой, ниспосланной Богом, существующей в первоначальном виде. Вера в пророков. Коран утверждает, что посланники Бога были среди каждого народа, и они несли религию - ислам. Вера в загробную жизнь. Человек, верующий в загробную жизнь и справедливый Судный день, предостерегается от греха, стремится совершить благие деяния.

Классическая арабская философия берет свое начало от рационального богословия (калама), возникшего в результате разделения между собственно теологией (калам) и сакральным правом (фикх)1.

Мутазилиты - течение, возникшее в конце VIII в., оперировали доводами разума и логики. Они считали возможным делать заключения на основании логических выводов. Руководствуясь здравым смыслом и мотивом «пользы для общины», мутазилиты вводили новые морально-правовые нормы. В центре внимания му-тазилитов был также такой имеющий непосредственное отношение к праву вопрос, как свобода воли.

Важным направлением классической арабской философии являлся перипатетизм, основанный на философских воззрениях Аристотеля и иных античных учениях, в частности - политической теории Платона, которые стали известны арабам благодаря переводам, сделанным сирийскими переводчиками. Толкование аристотелевского учения давало возможность развиваться атеистическим и материалистическим концепциям, что означало отход от буквального толкования догматов исламской религии.

В XII в. средневековая арабская философия достигла своего расцвета, который обычно связывают с именем Ибн-Рошда (Авер-роэса). Основой его философского учения явились идеи перипатетизма. Талант Аверроэса проявился не только в теологии и философии, но также и в юриспруденции. Этическая концепция

1 Султанов Р.И. Роль дискуссий о свободе воли в оформлении теологической этики мутазилитов (VIII-IX вв.). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. - М., 1984. - С. 111.

Аверроэса основана на отрицании религиозного представления о бессмертии индивидуальной души. Нравственный выбор человека не обусловлен ожиданием вознаграждения или наказания на том свете. В этом состоит контраст этики Аверроэса с этикой исламской религии.

В классический период развития арабской философии была заложена основа ее дальнейшего развития. Предметами философского осмысления становятся социальная жизнь, история, государство и право. Яркий мыслитель этого времени - Ибн Халдун (1332-1406). Социальная жизнь рассматривается Ибн Халдуном как следствие изменений в экономической сфере. Материальное богатство образуется в результате трудовой деятельности людей, создающей дополнительный по сравнению с необходимым продукт. Производство добавочного продукта порождает, в свою очередь, роскошь, стремление к ней и, как следствие, возникновение новых ремесел. Избыточный продукт становится также базой для роста населения, для развития города. Ибн Халдун считал, что человеческое общество нуждается в управлении, с помощью которого поддерживается порядок в нем, а следовательно, и в праве.

В XIX в. в арабском мире большое влияние приобрели идеи просветительства - движения за устранение институтов и традиций, мешавших прогрессу, за распространение научных знаний, реформу образования и религии. Арабское просветительство связано с именем египетского писателя Рифа ат-Тахтави (1801-1873), отстаивавшего идеи законности, свободы, равенства. В принципах свободы и равенства, провозглашенных французскими мыслителями, ат-Тахтави видит их близость исламу, а в основах «естественного права» - сходство с шариатскими установлениями. Европейская наука не противоречит Корану и исламу, и потому нужно усваивать европейские знания, считал он.

Основные свойства и особенности

мусульманского права

Имея тесную генетическую связь с философско-религиозной системой ислама, мусульманское право как система юридических норм сложилась не сразу. На начальном этапе своего развития юридические и иные правила поведения практически не различались, так как мусульманская догматика (богословие) и правоведение тесно переплетались. Такое положение сохранялось вплоть до середины X в., когда правоведение отделилось от мусульманской

догматической теологии и сформировались мусульманско-правовые школы (толки). К концу первого тысячелетия процесс складывания феодального мусульманского государства в основном завершился. Одновременно произошло и становление мусульманского права как системы юридических правил поведения, в той или иной форме защищавшихся государством.

Мусульманское право хотя и связано тесно с религией ислама, но не сливается с ней. Основное отличие норм мусульманского права в этом значении от религиозных правил поведения - их обеспеченность принудительной силой государства. Вместе с тем мусульманское право тесно взаимодействует с религиозными и моральными нормами, с обычаями в единой системе социально-нормативного регулирования, которая может быть названа мусульманским правом в широком смысле.

Характерной чертой мусульманского права является то, что государство непосредственно не участвовало в формировании большинства его норм. Оно выполняло свою правотворческую роль косвенно - путем санкционирования выводов мусульманско-правовых толков. Роль основного источника мусульманского права в юридическом смысле принадлежала доктрине, а государство официально санкционировало ее выводы, назначая судей и налагая на них обязанность решать дела на основании учения определенного толка, Коран в этих условиях можно рассматривать как общую идеологическую основу мусульманского права, поскольку лишь небольшое число его норм исходит из «божественного откровения» и преданий о жизни Пророка (Сунны).

Общей чертой всех сложившихся в исламе социо-нормативных регуляторов является то, что нормативное содержание его юридических предписаний и характерные особенности их формулирования в средневековом мусульманском праве в большинстве случаев ничем не отличались от норм религиозного культа. Юридические и религиозные нормы ислама имели одни источники, сходную структуру и в значительной мере совпадающий механизм действия. Для всех отраслей мусульманского права характерна опора на религиозные догматы и защиту основ веры.

Центральное место в системе мусульманского права занимают так называемые нормы «личного статуса». Данная общность норм действует главным образом среди мусульман, хотя в современных условиях во многих мусульманских странах религиозный принцип применения не распространяется на нормы, регулирую-

щие вопросы наследования, завещания и ограничения правоспособности.

Мусульманское гражданское право («муамалат») исходит при регулировании режима собственности из того, что верховное право на любое имущество принадлежит Аллаху. При обосновании таких действий, как национализация и аграрные реформы, широко используется предание Пророка о том, что некоторые природные объекты (например, вода и земля) не могут находиться в частной собственности. На признании верховного права собственности Аллаха на имущества основан и такой своеобразный институт мусульманского права, как вакуфное имущество, используемое для религиозно-благотворительных целей.

В соответствии с требованиями мусульманского государственного права правитель обязательно должен являться мусульманином. Значительная часть полномочий главы государства носит религиозный характер, связана с первоочередной защитой интересов ислама и контролем за исполнением правоверными своих религиозных обязанностей.

Согласно мусульманской политико-правовой теории, законодательная власть в мусульманском государстве принадлежит муджтахидам - лицам, являющимся наиболее авторитетными знатоками религиозных и правовых вопросов. Целями мусульманского государства, имеющего по сути теократический характер, провозглашаются реализация всех предписаний ислама, утверждение «мусульманского образа жизни». Так, например, в шиитской политической теории вопросы организации государства считаются предметом не правовой науки, а религиозной догматики.

В мусульманском судебно-процессуальном праве присутствуют нормы, в соответствии с которыми должность судьи могут занимать только мусульмане, строго придерживающиеся в своей личной жизни религиозных и моральных предписаний ислама. Сходные требования предъявляются и к свидетелям по большинству дел. Особое значение данная отрасль придает клятве именем Аллаха, с помощью которой ответчик может доказать свою невиновность. При этом действенность подобного способа защиты и его признание судом связываются с особенностями религиозной совести мусульманина, которая не позволяет ему лгать под страхом потусторонней божественной кары.

Мусульманское уголовное право («укубат») в качестве наиболее опасных правонарушений рассматривает посягательства на «права Аллаха», среди которых особо выделяется вероотступниче-

ство, влекущее смертную казнь. Как правило, к совершившим преступления мусульманам и представителям иных религий применялись различные меры наказания. Во многих случаях раскаяние преступника, имеющее непосредственное отношение к его религиозной совести, освобождало его от наказания. В то же время за отдельные правонарушения в качестве санкции устанавливалось религиозное искупление. Мусульманское уголовное право предусматривает применение чисто юридических санкций за неисполнение некоторых религиозных обязанностей и норм морали. Иначе говоря, в качестве правовых нередко выступают религиозно-ритуальные или моральные по своему содержанию нормы, снабженные юридической санкцией и защищаемые государством. Так, по мусульманскому праву, любой «грех», связанный с нарушением даже моральных в своей основе норм, может быть наказан мусульманским судом.

Религиозная основа юридических норм выражается и в том, что многие исследователи полагают, что в основе обязательности юридических предписаний шариата лежат вера в Аллаха и требования мусульманской нравственности - поведение мусульманина получает прежде всего религиозную оценку, а главным средством обеспечения норм мусульманского права является религиозная санкция за их нарушение.

Видный исследователь мусульманского права Л.Р. Сюкияйнен глубоко исследовал сочетание в исламе правовых и неправовых предписаний. Он утверждал, что, несмотря на прочную связь юридических норм ислама с религиозными и нравственными, их переплетение, а иногда и слияние, между религиозными и правовыми категориями имеются существенные отличия.

Анализ нормативного содержания мусульманского права позволил Л. Р. Сюкияйнену сделать вывод о том, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе как религиозной догме или системе чисто религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связаны с религией лишь те немногочисленные конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран и Сунну. К ним относятся, например, нормы, регулирующие отдельные стороны брачно-семейных отношений или вопросы наследования, несколько уголовно-правовых предписаний. Они отличаются от других норм мусульманского права тем, что, по существу, совпадают по закрепленным образцам поведения с соответствующими религиозными нормативными положениями и (в отдельных случаях) нравственными требованиями, освященны-

ми исламом. Именно потому, что их религиозные «дубликаты», «двойники» закреплены в Коране и Сунне, сами нормы мусульманского права этой разновидности рассматриваются как имеющие непосредственно «божественное происхождение» и неизме-

няемые1.

Большая часть норм мусульманского права была введена в оборот правоведами на основе чисто логических, рациональных приемов толкования («иджтихад»). По признанию самих мусульманских исследователей, если Коран и Сунна содержат все правила религиозного культа («ибадат»), то норм взаимоотношений людей («муамалат»), закрепленных этими источниками, очень мало по сравнению с нормативным составом мусульманского права в целом. Это значит, что большинство норм мусульманского гражданского права не связано непосредственно с божественным откровением и не имеет аналогов в системе мусульманских религиозных правил поведения. Главное их качество заключается в рациональной обоснованности и способности изменяться (развиваться). Если шариат в его основных нормах и предписаниях неизменен, то фикх, трактуемый как толкование предписаний Корана и Сунны и их перевод в плоскость конкретных норм, подвижен и изменчив. Шариат как стабильная и основанная в целом на «божественном откровении» система догм и правил обязателен для всех, а фикх связывает только правоведа-муджтахида, который толкует положения Корана и Сунны и формулирует на их основе юридические нормы2.

Разделение норм исламского права («фикха») на чисто культовые правила и нормы, регламентирующие поведение людей по отношению друг к другу, коренится в реальной жизни, каждая из них отличается своей спецификой регулирующего воздействия на поведение, наконец, они имеют различный статус в исламе и могут существовать относительно самостоятельно друг от друга.

Рассмотренный выше критерий разделения норм исламского права на культовые и регламентирующие поведение людей (собственно правовые нормы) имеет важное значение, но он недостаточен. По мнению Л.Р. Сюкияйнена, не менее важными критериями

1 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. -М.: Наука, 1986. - С. 7.

2 Там же. - С. 16.

являются практика действия различных норм и обеспечение их государством1.

Данный подход позволяет также установить соотношение мусульманской правовой доктрины, мусульманского учения о праве и самого действующего мусульманского права в юридическом смысле. Ведь к мусульманскому праву могут быть отнесены отнюдь не все нормы, зафиксированные в Коране и Сунне и по религиозной догме рассчитанные на регулирование взаимоотношений людей, либо разработанные мусульманскими правоведами. Будучи закрепленными в Священном писании, преданиях или трудах муджтахидов, они прежде всего являются нормативно-религиозными предписаниями или моментами мусульманско-правовой идеологии. А правом в полном смысле становятся лишь те из них, которые, опираясь на поддержку государства и выражая государственную волю господствующих социально-политических сил, реально направляли поведение людей, стабильно соблюдались, являлись образцами (масштабными) типичного поведения и выражали потребности общественного развития, меру свободы и справедливости, достигнутые на определенном рубеже прогресса общества. Данный критерий приобретает ключевое значение для выделения именно правовых норм. Можно полагать, что мусульманская догматика и религиозные правила поведения, прежде всего культовые - это те положения, которые содержатся в Коране и Сунне и толкуются мусульманскими богословами и правоведами. В отличие от них мусульманское право в собственном смысле включает не просто известный комплекс предписаний, закрепленных в Коране и Сунне или введенных юристами на основе иджти-хада, а реально действующие и поддерживаемые государством нормы.

Литература

1. Бибикова О.П. Арабы. Историко-этнографические очерки. - М.: ACT, 2008.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право).

М., 1967.

3. Кнапп В. Крупные системы права в современном мире. - Сравнительное правоведение. Сб. ст. - М., 1978.

4. Корбен А. История исламской философии / Пер. с франц. А.А. Кузнецова;

Научн. ред. P.M. Шукуров. - М.: Прогресс-Традиция, 2010.

1 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. -М.: Наука, 1986. - С. 31.

5. Лебон Г. История арабской цивилизации. - Минск, 2009.

6. Рассел Б. История западной философии - М.: ACT, 2010.

7. Смирнов А.В. Рабочая программа по спецкурсу «Арабская философия». -Великий Новгород, 2006.

8. Султанов Р.И. Роль дискуссий о свободе воли в оформлении теологической этики мутазилитов (VIII-IX вв.). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. -М., 1984.

9. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1986.

10. Фролова Е.А. Арабская философия: Прошлое и настоящее. - М.: Языки славянских культур, 2010.

«Социально-политические нации», М, 2014 г., № 1, с. 33-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.