Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ИЛЬИНА (К 140-ЛЕТИЮ УЧЕНОГО)'

ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ИЛЬИНА (К 140-ЛЕТИЮ УЧЕНОГО) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история психологии / философско-психологические идеи / духовно-нравственная психология / психология личности / психология общения / психология конфликта / правосознание / национальное самосознание / психология нравственно-патриотического чувства / психология воспитания и педагогическая психология / духовно-нравственный кризис / И.А. Ильин / history of psychology / philosophical and psychological ideas / spiritual and moral psychology / psychology of communication / psychology of conflict / legal consciousness / national consciousness / psychology of moral and patriotic feelings / psychology of education and pedagogical psychology / spiritual and moral crisis / I.A. Ilyin

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Наталья Владимировна Борисова

Статья посвящена 140-летию со дня рождения выдающегося ученого, мыслителя, правоведа, общественного деятеля, ярчайшего представителя отечественной религиозно-философской традиции ХХ в. Ивана Александровича Ильина. Реконструируется его философско-психологическая концепция личности. Уникальность концепции заключается в большом охвате теоретико-методологических проблем психологии, особом внимании к духовно-нравственной сфере человеческого бытия и акценте на традиционных для России, исторически обусловленных ценностных ориентациях. Концепция имеет теоретико-методологическую значимость для современной психологии, так как дает ответы на широкий круг психологических вопросов с учетом особенностей российского менталитета. В статье рассматриваются философско-психологические идеи Ильина относительно проблем духовно-нравственного опыта человека, психологии общения, психологии конфликта, правового сознания, национального самосознания, психологии нравственно-патриотического чувства, психологии воспитания и педагогической психологии, причин духовно-нравственного кризиса человечества и психологических аспектов выхода из него.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND PSYCHOLOGICAL HERITAGE OF IVAN ALEXANDROVICH ILYIN (TO THE 140TH ANNIVERSARY OF THE SCHOLAR)

The article is devoted to the 140th anniversary of the outstanding scholar, thinker, lawyer, public figure, the brightest representative of the Russian religious and philosophical tradition of the 20th century Ivan Alexandrovich Ilyin. His philosophical and psychological concept of personality is being reconstructed. Its uniqueness is due to its wide coverage of theoretical and methodological problems of psychology, special attention to the spiritual and moral sphere of human existence and emphasis on traditional for Russia, historically conditioned value orientations. The concept has theoretical and methodological significance for modern psychology, as it provides answers to a wide range of psychological questions, taking into account the peculiarities of the Russian mentality. The article examines Ilyin’s philosophical and psychological ideas regarding the problems of human spiritual and moral experience, the psychology of communication, the psychology of conflict, legal consciousness, national identity, the psychology of moral and patriotic feeling, the psychology of education and pedagogical psychology, the causes of the spiritual and moral crisis of mankind and the psychological aspects of overcoming it.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ИЛЬИНА (К 140-ЛЕТИЮ УЧЕНОГО)»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Наталья Владимировна Борисова, кандидат психологических наук, Институт психологии РАН Москва, Россия borisova07@bk.ru https://orcid.org/0000-0002-6023-5958

2024. Вып. 72. С. 95-110

Б01: 10.15382Миг^202472.95-110

Философско-психологическое наследие Ивана Александровича Ильина (к 140-летию ученого)*

Н. В. Борисова

Аннотация: Статья посвящена 140-летию со дня рождения выдающегося ученого, мыслителя, правоведа, общественного деятеля, ярчайшего представителя отечественной религиозно-философской традиции ХХ в. Ивана Александровича Ильина. Реконструируется его философско-психологическая концепция личности. Уникальность концепции заключается в большом охвате теоретико-методологических проблем психологии, особом внимании к духовно-нравственной сфере человеческого бытия и акценте на традиционных для России, исторически обусловленных ценностных ориентациях. Концепция имеет теоретико-методологическую значимость для современной психологии, так как дает ответы на широкий круг психологических вопросов с учетом особенностей российского менталитета. В статье рассматриваются философско-психологические идеи Ильина относительно проблем духовно-нравственного опыта человека, психологии общения, психологии конфликта, правового сознания, национального самосознания, психологии нравственно-патриотического чувства, психологии воспитания и педагогической психологии, причин духовно-нравственного кризиса человечества и психологических аспектов выхода из него.

Ключевые слова: история психологии, философско-психологические идеи, духовно-нравственная психология, психология личности, психология общения, психология конфликта, правосознание, национальное самосознание, психология нравственно-патриотического чувства, психология воспитания и педагогическая психология, духовно-нравственный кризис, И. А. Ильин.

Проблемы, связанные с современными глобальными вызовами и угрозами, продолжают сохранять высокую актуальность. Речь идет не об отдельных преобразованиях в политической, экономической, социальной, культурной, нравственной и других сферах жизнедеятельности человека и общества, а о глобальных трансформациях всего уклада общественной жизни и человеческого бытия. Эти фундаментальные изменения стали возможны благодаря распространению идеологии

© Борисова Н. В., 2024.

* Государственное задание № 0138-2023-0001.

95

Введение

трансгуманизма, быстрому развитию и активному внедрению высоких технологий, оказывающих влияние на понимание сущности человека, его прав и свобод.

Интеллектуалами, имеющими отношение к разным сферам деятельности и осмысляющими динамику исторического процесса, отмечается, что на фоне современного экзистенциального кризиса у части современных людей, в искусстве, науке все более проявляются разочарование и усталость от обесценивающей сверхсмыслы и умножающей число симулякров эпохи постмодерна, и рождается потребность или стремление к подлинности, искренности, глубине познания человека1. Эту тенденцию связывают с понятием «метамодерн» — слабо обозначенным, но постепенно дающим о себе знать историческим периодом, следующим за эпохой постмодерна.

Потребность в естественности, аутентичности и интерес к человеку могут очень обогатить психологию. Главное здесь — искреннее желание исследователей познавать незыблемое в человеке в ситуации, когда мир меняется с невиданной ранее интенсивностью. В этом плане особым примером и ориентиром является личность и идеи выдающегося ученого, мыслителя, правоведа, общественного деятеля, ярчайшего представителя отечественной религиозно-философской традиции ХХ в. Ивана Александровича Ильина (1883—1954). На его глазах разворачивались исторические события, которые потрясали, меняли сознание людей. Ученого же они подвигли к постижению архетипического в человеке: проблем добра и зла, мужественности и женственности, совести, служения, жертвенности, героизма, любви к Родине, мудрости, святости.

9 апреля 2023 г. исполнилось 140 лет со дня рождения мыслителя. Он появился на свет в дворянской семье губернского секретаря, присяжного поверенного округа Московской судебной палаты. Получив блестящее образование на юридическом факультете Московского университета, Ильин занялся научной и преподавательской деятельностью. В 1922 г. за расхождение с курсом власти большевиков с большой группой философов, ученых, литераторов был выслан из России в Германию. В Берлине с 1922 по 1934 г. состоял профессором при Русском научном институте. Отказавшись признать партийную программу национал-социалистического режима, через полтора года после прихода к власти Гитлера был уволен. В 1938 г. выехал в Швейцарию, однако был лишен права на работу и политическую деятельность.

В начале 2000-х гг. философско-психологическое наследие Ильина привлекло внимание представителей психологической науки. В своей монографии «Представления русских о нравственном идеале», вышедшей в свет в 2003 г., М. И. Воловикова отмечала, что в трудах ученого воссоздается картина здорового правового сознания2. В. А. Кольцову, В. А. Соснина интересовали взгляды Ильина на проблему патриотизма. С 2005 г. публикуются их совместные статьи, посвя-

1 См.: Борисова Н. В. Метамодерн: современные парадигмальные тенденции в общественной жизни и науке // Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук, 12—14 октября 2023 г., Москва / отв. ред. Д. В. Ушаков, А. Л. Журавлев, Н. Е. Харламенкова, А. В. Махнач, Г. А. Виленская, Н. Н. Казымова. М., 2023. С. 141-146.

2 См.: Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. М., 2003.

щенные данному феномену как одному из базовых компонентов общественного сознания3. В. А. Соснин анализировал позицию мыслителя относительно проблем психологии конфликта: работа Ильина «О сопротивлении злу силой» вызвала в свое время оживленную дискуссию в интеллектуальных кругах4. Наиболее полное исследование, посвященное философско-психологическому наследию Ильина, осуществили А. А. Гостев, Н. В. Борисова. В 2012 г. в свет вышла монография «Психологические идеи в творческом наследии И. А. Ильина: На путях создания психологии духовно-нравственной сферы человеческого бытия»5.

Целью данного исследования является историко-психологическая реконструкция философско-психологического наследия Ильина. Объектом исследования послужили труды ученого; предметом — его философско-психологические идеи. Перед автором стояли следующие задачи: проанализировать основные направления философско-психологических воззрений Ильина; воссоздать его философско-психологическую концепцию личности. В качестве метода исследования использовался метод систематизации философско-психологических идей ученого. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в реконструкции созданной Ильиным оригинальной философско-психологической концепции личности, которую отличает:

• большой охват проблем, касающихся психологии личности, социальной психологии, психологии общения, конфликтологии, юридической психологии, психологии воспитания, педагогической психологии и др.;

• особое внимание к духовно-нравственным критериям становления личности;

• акцент на традиционных, исторически обусловленных установках, ценностях и идеалах, позволяющих обратиться к проблеме формирования личности через приобщение к национальной культуре, национальному духовному опыту, тем самым адекватно решая проблему преодоления современного духовно-нравственного кризиса.

Основная часть Рассмотрим философско-психологические идеи И. А. Ильина.

1. Духовно-нравственный опыт человека Духовно-нравственное самоопределение. Ильин рассматривает человека как единство «тела», «души» и «духа». Данный подход соответствует представлению о трех ипостасях человека в христианской антропологии.

3 См.: Кольцова В. А., Соснин В. А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. № 4. С. 89-98.

4 См.: Соснин В. А. Проблема «сопротивления злу силою» в творчестве И. А. Ильина // История отечественной и мировой психологической мысли. Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее / под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Кольцовой, Ю. Н. Олейника. М., 2006. С. 317-320.

5 См.: Гостев А. А., Борисова Н. В. Психологические идеи в творческом наследии И. А. Ильина: На путях создания психологии духовно-нравственной сферы человеческого бытия. М., 2012.

Душевная сфера включает в себя переживания, чувства, состояния человека, его воспоминания, фантазии и т. д. «Условимся называть "душою" весь поток наших внутренних переживаний, во всем его объеме и разнообразии <...> это вся совокупность того, что происходит в нашем "сознании", а равно и в нашем "бессознательном", на протяжении всей <...> жизни: это наши чувства, болевые ощущения, приятные и неприятные состояния, воспоминания и забвения, впечатления и помыслы <...> а также деловые соображения и заботы»6.

К духовной сфере мыслитель относит особые душевные состояния и переживания — те, что имеют отношение к познанию высших ценностей: истины, нравственной красоты, добра. «"Духом" мы назовем душу только тогда, когда она живет своими главными силами и глубокими слоями, устремляясь к тому, что человек признает высшим и безусловным благом. Следовательно, "дух" — это, прежде всего, то, что значительно в душе»7.

При гармоничном соотношении в человеке «телесного», «душевного» и «духовного» доминантное положение занимает духовная составляющая, а душевная и телесная находятся в подчинении. Мыслитель настаивает на том, что человек не должен безразлично пребывать в «мутном потоке случайных содержаний и поверхностных состояний», ему необходимо выбирать «духовно-значительные», заполняя ими свою жизнь8. В процессе самоопределения к нравственно лучшему личность «выводит» себя из любого жизненного содержания, противопоставляет его себе, оценивает, избирает или отвергает. Все это требует серьезной внутренней работы, так как неизбежны конфликты с потребностями тела, с собственными душевными влечениями, окружением. Необходимо быть сильнее любого влечения, прихоти, желания, соблазна, непонимания.

Общая направленность личности и феномен веры. Направленность является ведущей характеристикой личности, ее системообразующим свойством, определяющим психологический склад человека, цели, во имя которых он действует, мотивы, субъективные отношения к различным сторонам действительности9.

Ильин утверждает, что каждый человек в своей жизнедеятельности детерминирован стремлением найти предмет любви и «прилепиться» к нему как к главному источнику и смыслу жизни. Прибегая к такой категории как «вера», он напоминает, что русский язык придает идее веры два различных значения: одно связано с потребностью верить, а другое — со способностью веровать. Верить не значит признавать за истину: люди считают истинными геометрические теоремы, географические данные, исторические факты, применяют их, однако нельзя сказать, что они в них верят. Человек верит в то, что воспринимает как самое существенное в своей жизни, чем он дорожит, что является средоточием его стремлений, источником радости.

В соответствии с общей направленностью, полагает Ильин, одни люди ищут в жизни или своего наслаждения или/и своей пользы, другие чувствуют

6 Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 2004. С. 22.

7 Там же.

8 Там же. С. 129.

9 См.: Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 311.

себя предстоящими чему-то Высшему и Священному. Предмет веры последних связан с поисками совершенства, идеала. Данный поиск неизбежно берет свое начало с созерцания совершенства в природе, человеческой душе, созданиях культуры, искусства, постепенно человек поднимается до идеи Бога, единства всего сущего.

Любовь. Характеризуя общую направленность личности, ученый сближает категории «вера» и «любовь», часто использует их как взаимозаменяемые. По качеству он разделяет любовь инстинкта и духовную любовь. Человек, движимый любовью инстинкта, слепо идеализирует то, что ему субъективно нравится, приписывая предмету любви все возможные совершенства. Духовная любовь тяготеет к качеству, достоинству, ищет объективно хорошее — во всех явлениях, людях, состояниях, поступках и т. д.

Духовный опыт приобщения к совершенству многообразен. Одни созерцают совершенство в природе, ее «таинственно-прекрасной» жизни10. Другие любят и понимают искусство за то, что оно отражает божественное в мире и человеке. Есть те, у кого «сердце расцветает» в живой любви к ближнему11. Кому-то дается мудрое созерцание справедливости и права. Кто-то находит совершенство в мужественном и терпеливом несении страданий. Есть люди, которые вступают в непосредственное общение с Богом в искренней молитве. Любовь к совершенству Ильин называет «голодом души по Божественному», а потому она является источником религиозной веры12.

Совесть. Феномен совести характеризуется мыслителем как единство потребности в нравственном совершенстве, т. е. его поиск в каждой жизненной ситуации и воля к его осуществлению. «Совестный акт есть с чисто психологической точки зрения, — пишет он, — акт эмоционально-волевой. Это есть как бы глубокий и искренний разряд аффекта в эмоцию и в то же время разряд поддонной волевой силы, приемлющей жизненно-нравственное решение»13. Волевое начало побуждает человека совершать совестный поступок с интуитивной быстротой и уверенностью в своей правоте, что нередко воспринимается другими как безрассудство.

Переживание совестного акта менее всего сопряжено с взвешиванием доводов «за» и «против», рассмотрением пользы, целесообразности, попытками предусмотреть возможные последствия и т. д. Вхождение в это состояние ученый сравнивает с приближением к некоему священному алтарю, перед которым не занимаются теоретическими построениями и не вопрошают об отвлеченных жизненных обстоятельствах. Так как каждый жизненный случай единственен в своем роде, индивидуален, совесть выполняет важную этическую функцию — в любой ситуации позволяет понять и осуществить нравственно-необходимое.

10 См.: Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. С. 134.

11 См.: Там же. С. 133.

12 См.: Там же. С. 122.

13 Ильин И. А. Путь духовного обновления // Собрание сочинений: в 10 т. М., 1996. Т. 1. С. 133.

Совесть теснейшим образом связана с такими категориями как справедливость, ответственность, долг. Она подвигает к самоотверженному поведению, «учит» человека забывать о себе и своих потребностях. «Лично-мелкое», «лично-страстное», «лично-жадное», «лично-порочное», «трудности личной судьбы», скорби, заботы, опасения в момент переживания совестного акта отходят, хотя бы временно, на задний план14.

Духовно-нравственный опыт как путь восхождения к нравственному идеалу. Мыслитель обращается к Евангелию: «путь совести и чести» тяжел, «широки врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф 7. 13—14)15. Идущие по нему в практической жизни часто оказываются «аутсайдерами»16. Обретая внутреннюю свободу, которую Ильин трактует как «возрастающую независимость от зла и пошлости», совестный человек проявляет свою независимость и в реальных поступках, а потому часто «гребет против течения»17. Для какой-то части людей он становится неудобен, неприятен и даже ненавистен. По этой причине его жизнь обязательно будут сопровождать лишения, обиды, унижения и т. д.

В качестве литературного примера мыслитель приводит князя Мышки-на — героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Внимание, интересы, поведение князя подчиняются духовным порывам. В своих суждениях и поступках он свободен, искренен и непрактичен, а потому многими непонимаем. Слово «идиот» происходит от древнегреческого 16105 и означает «странный, своеобразный, сам по себе, стоящий как бы в стороне»18. Если подобное толкование соотнести со смыслом русского слова «юродивый», то откроется вся его глубина. Юродивый во Христе искренне пребывает в любви, как и написано в Евангелии — Царство Божие принадлежит детям, т. е. требует детского, искреннего настроя. Эта «детскость» делает человека ни на кого не похожим, юродивым, блаженным во Христе19.

Тот же, кто движется «по линии наименьшего сопротивления», потакает своим потребностям, желаниям и страстям, для достижения целей выбирает средства, не учитывая их нравственную допустимость, но ориентируясь на «элементарную грубую целесообразность», «запрос данного мгновения»20. Его «успехи» и «победы» нередко ослепляют и соблазняют других21.

Вновь и вновь ученый повторяет: жизнь есть борьба, в которой победителем становится тот, кто осуществляет нравственно благое и справедливое. Часто «по внешней видимости» добродетельный человек «терпит поражение», но подлинную победу одерживает именно он, потому что победа — это торжество нравственной силы. Герои, мученики и исповедники, утверждавшие вечные и благо-

14 Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М., 2005. С. 282—283.

15 Он же. Вера. Родина. Семья // Собрание сочинений: Мир перед пропастью. Ч. III. Аналитические записки и публицистика (1928—1941). М., 2001. С. 393.

16 Он же. Гении России // Собрание сочинений: в 10 т. М., 1999. Т. 6. Кн. III. С. 375.

17 Ильин И. А. Вера. Родина. Семья... С. 393.

18 Он же. Гении России... С. 375.

19 См.: Там же.

20 Ильин И. А. Вера. Родина. Семья... С. 394.

21 См.: Там же.

родные истины словом, стоянием и смертью, являются победителями в полном значении этого слова22.

Так, отечественный гений кинематографии А. А. Тарковский высказывался, что в своих работах ставил задачу показать духовно сильных людей — тех, кто, даже попадая в сложные обстоятельства жизни, остаются верными своим прин-ципам23. Сталкер, например, «практически» терпит в жизни поражение, но вера в то, что он должен служить людям, делает его непобедимым. Режиссер особо подчеркивает, что бескорыстность и непрактичность поступков являются признаком высокого духа.

Жертвенность. Интенсивность горения любящего сердца может доходить до степени, когда человек проявляет полное самоотречение. Суть же жертвенности заключается в любви, это всегда диаметрально противоположный прагматизму, творческий акт. Высочайшую степень самоотречения демонстрируют религиозные подвижники. Христианские аскеты, отшельники, затворники отличаются собранностью, «одной-единственной устремленностью» к главному24. Зло мира, человеческую злобу и черствость такие люди воспринимают как собственный проступок и как бы берут на себя всемирную боль и ответственность, посвящая свою жизнь искуплению. Отсюда готовность к жесточайшей аскезе, постоянному раскаянию, безграничному самоотречению. С этой целью некоторые подвижники до конца жизни носят на себе особый груз, именуемый веригами, которые чаще всего представляют собой тяжелые металлические цепи, кольца и др., их вес может достигать более десяти килограммов. Цепи врезаются в кожу, от чего на теле появляются глубокие незаживающие раны.

Людьми с поверхностным пониманием или полным непониманием аксиом религиозной жизни подобная самоотверженность может восприниматься как отказ человека от себя. Ильин же подчеркивает, что в этом служении Богу и людям человек обретает себя, достигает максимальной реализации, так как в акте самопожертвования раскрывается «духовно-личное начало» в человеке25.

2. Психология общения

Прославленный пустынник преподобный Серафим Саровский (1754-1833), вспоминает мыслитель, учил: «человек человеку радость»26. Каждого приходящего он называл «радость моя», потому что в каждом человеке видел нравственный потенциал, «живую искру Божию». Характеризуя особенности нравственно верного способа коммуникации личности, ее взаимодействия с другими людьми, Ильин напоминает о двух видах любви — любви инстинкта и любви духовной. Движимый духовной любовью человек всем и всегда искренне желает не счастья, здоровья или удачи, а духовно-нравственного совершенства, даже если его можно приобрести ценою страданий и несчастий.

22 См.: Ильин И. А. Вера. Родина. Семья... С. 397.

23 См.: Страсти по Андрею: о Боге, о вере и искусстве / под ред. М. Ю. Бакулина. Тюмень, 2014. С. 168.

24 См.: Ильин И. А. О России и русской душе // Собрание сочинений: в 10 т. М., 1999. Т. 6. Кн. III. С. 93.

25 См.: Там же. С. 671.

26 Ильин И. А. Религиозный смысл философии. М., 2003. С. 29.

Серьезной ошибкой в восприятии окружающих является «лишенный объективности аутизм в оценках»27. Его носитель воспринимает других людей, исходя не из их объективных личностных достоинств и способностей, общественного служения, но в первую очередь обращает внимание на личные симпатию или антипатию, пользу и выгоду от общения и взаимодействия с ним. Таким образом, свой интерес к человеку и свой личный успех является мерилом в отношениях.

Человек «духовной доброты» в «посягающей борьбе всех против всех» не участвует, не видит в людях врагов и соперников, зависть, алчность, самомнение не испытывает, не приемлет интриг, коварства, насилия и мести, не посягает на чужое и не сутяжничает, «при виде всеобщей мировой вражды и свары испытывает горе», отходит от нее с огорчением и болью, может быть даже с отвращением, в общении же с окружающими в первую очередь «взывает» к их сердцу и совести28.

3. Психология конфликта

Работа ученого «О сопротивлении злу силою» посвящена анализу сложнейших этических вопросов духовно-нравственной допустимости физического противостояния в ситуации конфликта29.

Мыслитель подвергает критике учение о непротивлении злу Л. Н. Толстого. Поскольку писатель в своих философских исканиях концентрируется на проблемах морального совершенствования человека, Ильин рассматривает сущность морали. Моралист — человек внутренне раздвоенный, напуганный собственной греховностью и педантически следящий за ней30. «Личную доброту» и «личную порочность» он возводит в культ, концентрируя на этой проблематике все свое внимание31. К цельному героическому порыву «моральный гедонист» не способен, воля для него — явление мешающее, ненужное, напрягающее и сковывающее32. По этой причине силовой отпор даже в целях защиты он расценивает как злодеяние. Подобное «сострадание» Ильин называет «сентиментальной, пацифистской моралью», «сентиментальным предательством», «лицемерной "праведностью"»33.

Мыслитель настаивает на том, что в жизни имеет место обоснованная, справедливая вражда — по отношению к тем, кто посягает на чужую свободу, слабого и беззащитного, духовную культуру, Отечество. Верующему человеку заповедано прощать личных врагов, но «врагам дела Божьего» оказывать сопротивление. Физическое же воздействие на других людей следует применять в ис-

27 См.: Ильин И. А. Взгляд в даль. Книга размышлений и упований // Собрание сочинений: в 10 т. М., 1998. Т. 8. С. 364.

28 См.: Он же. Путь к очевидности // Собрание сочинений: в 10 т. М., 1994. Т. 3. С. 514.

29 См.: Ильин И. А. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 1: Философия права. Нравственная философия. М., 1993. С. 304.

30 См.: Там же. С. 357.

31 См.: Там же. С. 358.

32 См.: Там же. С. 361.

33 Ильин И. А. Гении России... С. 475.

ключительных случаях, при недостаточности других методов, разъяснительных, побудительных и т. д.

4. Правовое сознание Вслед за своими учителями — крупнейшими философами и правоведами Е. Н. Трубецким и П. И. Новгородцевым — Ильин развивал концепцию естественного права. Отправной точкой формирования здорового правового сознания ее сторонники считают духовно-нравственную сферу человека, его совесть. Только наличие в человеке духовного стержня гарантирует достойную, стабильную позицию в любой правовой ситуации, в любом месте и в любое время.

Работы ученого, посвященные проблемам правосознания, отличаются особым психологизмом, анализом тончайших нюансов обусловленности правовой зрелости личности зрелостью нравственной. Ученый выделил и описал аксиомы правосознания: чувство собственного духовного достоинства и признание его в других людях, автономия — способность к взвешенным самостоятельным суждениям о должном и недопустимом в обществе. Человек хоть в минимальной степени должен чувствовать себя носителем важной миссии — осуществления в жизни благого и полезного. Тогда его не соблазнят ложью, лестью, обманом, подкупом и пр.

Признание других как реальных или потенциальных носителей духовного достоинства ни в коем случае не стоит путать с современным пониманием «толерантности». Внимательное отношение к человеку в христианском мировоззрении, носителем которого являлся Ильин, кардинально отличается от представлений о толерантности (от лат. юЬгапйа — терпение), родившихся из гуманистических умонастроений, светского понимания неповторимости другого. Толерантность сегодня трактуется как уважительное отношение людей к инакомыслию, иного рода образу жизни, нравам, привычкам и т. д. В условиях современного идеологического плюрализма такой ход мысли исключает и нравственные оценки, и в целом какие-либо нравственные критерии.

Мыслитель отмечает, что в ситуации, когда аксиомы правового сознания в обществе оказываются в кризисе, появляется угроза возникновения полицейского или тоталитарного государства, попирающего достоинство своих граждан, осуществляющего на них давление, регламентирующего их жизнь и деятельность и требующего покорности.

5. Национальное самосознание Национальное единство, по мнению Ильина, достигается в результате длительного исторического процесса, при котором сохраняется единый язык и единые мировоззренческие установки, сконцентрированные в доминирующей, разделяемой большинством религии. «Эмпирические данности» — внутренняя (раса, темперамент, душевные способности и т. д.) и внешняя (природа, соседи и т. д.) — в процессе истории «прорабатываются» творческой обращенностью к сфере божественного34. Это одухотворение у каждого народа совершается и протекает своеобразно. В результате возникает единый «национально-духовный

34 См.: Ильин И. А. Религиозный смысл философии... С. 241.

103

акт»35. Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет, умирает, трудится, отдыхает, познает, рассуждает. У каждого свое чувство права и справедливости, представление о нравственном идеале.

Тому, кто хочет познать специфику того или иного народа и справедливо судить о нем, мыслитель предлагает изучить его историю, погрузиться в его религию, искусство, культуру, проникнуться его правосознанием, попытаться понять способ организации труда, склад характера36. «Национально-русский духовный акт» сложился под влиянием четырех факторов: природы, славянской души, православной веры и исторического развития. Ведущим фактором является религиозный — «христианство греческо-византийского происхождения в славяно-русской чеканке, именуемое восточным православием»37. Эту веру ученый считает главной и определяющей «на судьбоносных путях» народа, так как она духовно руководила им в течение столетий.

Интересно, что помимо термина «национальное самосознание» ученый использует термин «национальное самочувствие». Становление национального самочувствия всегда предшествует становлению национального самосознания. В России данный переход ознаменовала эпоха Петра I. Отечественным деятелям предстояло созидать светскую культуру, науку, искусство, правосознание и государственность. Таким образом во все сферы человеческой деятельности были внесены православно-христианские ценности.

В XVIII в. благодаря деятельности М. В. Ломоносова родилась российская светская наука. Скульптор Ф. И. Шубин в том же веке способствовал становлению российского светского искусства. Г. Р. Державин и его современники внесли черты национальной духовности в светскую поэзию, В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов и В. А. Тропинин — в светскую живопись. С деятельностью М. М. Сперанского Ильин связывает новый этап в формировании российского правосознания. Российская армия обязана А. В. Суворову воспитанием в православном духе воинов38.

Более или менее зрело национальное самосознание в России начало проявляться только в XIX в.

6. Психология нравственно-патриотического чувства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Родина для мыслителя — не географическое место, где человек родился и привык жить, но «духовное место», где он «родился духом и откуда исходит в своем жизненном творчестве»39. А потому для истинного патриота характерна не «простая приверженность к внешней обстановке и к формальным признакам быта своего народа, но любовь к его духу», понимание и отстаивание его духовно-нравственных достижений, ценностей и святынь40. Патриотизм мысли-

35 Ильин И. А. Религиозный смысл философии... С. 241.

36 См.: Он же. О России и русской душе... С. 7.

37 Там же.

38 См.: Ильин И. А. О национальном призвании России // Собрание сочинений: в 10 т. М., 1998. Т. 7. С. 409—410.

39 Он же. Религиозный смысл философии.... С. 245.

40 См.: Там же.

тель рассматривает и как духовную любовь к Родине, при которой патриот отождествляет свою собственную судьбу с духовной судьбой своего народа.

Для того чтобы любить свое Отечество, его необходимо найти и «реально испытать». К сожалению, отмечает Ильин, большинство людей обходится без духовных поисков, в результате слагается простая привычка к окружающим условиям жизни. В связи с этим фундаментальное значение имеет творчество национальных гениев. В творчестве гения сконцентрирована «жизнь народного духа», он не только «подъемлет бремя» своего народа, его страданий и исканий, но и ведет к духовному разрешению его «узлов и трудностей»41.

7. Психология воспитания и педагогическая психология

Большое значение в духовно-нравственном становлении личности Ильин отводит семье. Родители не должны забывать, что дети всегда испытывают потребность видеть в лице отца и матери совершенство. Разочарование в них, в их нравственном уровне можно считать настоящей трагедией, следствием которой являются проблемы в развитии ребенка, искажения в личности, имеющие долговременные последствия.

Семья позволяет формирующейся личности познакомиться с идеей ранга. Отец и мать — первые авторитеты, с которыми малыш встречается уже на ранних этапах жизни. Естественным образом, принимая и смиряясь со своим низшим рангом, ребенок в лице родителей преклоняется высшему. При этом он не унижается, не испытывает зависти и обиды, но усваивает важнейший духовно-нравственный закон: тот, кто духовно выше, призван не подавлять личность и ломать характер, а помогать обретать внутреннюю свободу. В семье должны прививаться социальные чувства, жертвенность. Воспринимая все это, человек поднимается к таким формам духовного единения людей, как Родина и государство.

Мыслитель, акцентируя внимание на целесообразности воспитания ребенка в традициях национальной культуры, выделяет основные направления национально-патриотического воспитания.

Важно, чтобы в семье царил культ родного языка. Хорошо, если с колыбели ребенок слышит национальную песню. Молитва как обращение к Богу в пределах единого исповедания даст внутреннюю гармонию, научит сосредоточивать чувство и волю на совершенстве. Сказка разбудит воображение, подарит чувство героического. Национальные святые и герои — лучшие примеры смирения и жизни в согласии с совестью. Как только ребенок начнет читать, нужно познакомить его с пленяющей душу гармонией и ритмом классической национальной поэзии. Желательно, чтобы он имел возможность прикоснуться ко всем видам национального искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, театру и танцу42.

Обязательно погружение в историю своего народа. Очень важно для каждого человека как можно раньше начать познавать перипетии народной судьбы,

41 Ильин И. А. Религиозный смысл философии.... С. 245.

42 См.: Ильин И. А. Путь духовного обновления // Собрание сочинений: в 10 т. М., 1996. Т. 1. С. 202-206.

наполниться болью за ее ошибки и страдания, гордостью за подъемы и победы, осознать ее красоту и величие. Успехи национальной армии как идеала служения, отваги, жертвенности должны восприниматься как личные достижения. Ребенку необходимо осознать простор своей страны, ее территорию и почувствовать, что она добыта кровью и трудом. Следует пробудить в нем живой интерес к национальному хозяйству43.

8. Причины духовно-нравственного кризиса человечества и психологические аспекты выхода из него

Большой трагедий современного человечества является тот факт, что его религиозный опыт утратил искренность, а значит подлинность. За последние века утвердилось представление о том, что знания можно получить только посредством органов чувств, логических рассуждений с последующей проверкой на практике. Материалистическое миропонимание восторжествовало и в науке, и в умах людей44.

Понятия «разум» и «рассудок» Ильин разводит, поясняя, что рассудок сводится к чувственному наблюдению и формально-логическому мышлению, а разум включает в процесс познания этические чувства и глубинные смыслы45. Рассудок упрощает, вносит «плоскую ясность», механически «стилизует» тайну жизни, забывая о глубине и сложности. Ослепленные успехами естествознания и техники, люди нового времени продвинулись в изучении материальной природы и в создании технических изобретений, оказавшись в состоянии беспомощности в вопросах духовного опыта и духовной очевидности46.

Ильин был убежден, что духовного обновления российское общество достигнет только путем единения народа на основе национальной идеи, берущей свое начало в духовном единстве России. Разработке национальной идеи мыслитель посвятил всю жизнь, охватив столько проблем и направлений, что сформулированное в данной статье является лишь каплей в океане его творчества.

Заключение

Ильин создал целостную философско-психологическую концепцию личности, пронизанную не только глубоким интересом к человеку, но и внутренним единством и красотой. Концепция имеет теоретико-методологическую значимость для современной психологии, так как объединяет в себе широкий круг психологических проблем с акцентом на духовно-нравственной сфере и особенностях российского менталитета.

Центральное место в ней занимает проблема духовно-нравственного самоопределения человека. Критерием гармонично сформировавшейся или формирующейся личности выступает осуществленный человеком жизненный выбор. В целом этот выбор можно представить двумя противоположными полюсами: получение наслаждений, удовольствий и/или извлечение пользы, выгоды для

43 См.: Ильин И. А. Путь духовного обновления... С. 206—208.

44 См.: Он же. О России и русской душе... С. 26.

45 См.: Там же. С. 23—24.

46 См.: Ильин И. А. Путь духовного обновления. С. 66.

себя и своего окружения или служение идеалу, совершенству, Высшему, Священному, тому, что превосходит человека и его индивидуальные эгоистические интересы. Процесс самоопределения к духовно лучшему требует серьезной внутренней работы. Необходимо в первую очередь научиться слышать голос совести и следовать ему, а также развивать способность к самотрансценденции — возвышению над любой жизненной ситуацией, противопоставлению ее себе, оцениванию, принятию или отвержению. Совесть как психологический феномен осмысливается через единство потребности в нравственном совершенстве, его поиск в каждой жизненной ситуации и воля к осуществлению искомого вопреки потребностям тела, душевным влечениям, непониманию или даже сопротивлению окружения. Совесть всегда подвигает к самоотречению, жертвенности ради высших духовно-нравственных целей. Именно в акте самопожертвования человек более всего раскрывает свой духовный потенциал, «обретает себя».

Заложенные в предложенной мыслителем философско-психологической концепции личности жизненные ориентиры и мировоззренческие принципы противоположны повсеместно господствующим сегодня прагматико-индивидуалистическим. Национальные идеалы, на которые всецело опирается ученый, возвращают обратившегося к ним современного человека, особенно сформировавшегося под влиянием российских традиций, к глубинному архети-пическому материалу, сверхсмыслам, согласно основателю аналитической психологии К. Ю. Юнгу, всегда взывающим из коллективного бессознательного, несмотря на особенности того или иного исторического периода. Достигается такой эффект благодаря представленности этих идеалов в российском менталитете, а потому большей доступности для восприятия, осмысления и понимания. По причине масштабности, проработанности и патриотической направленности интересуемых Ильина тем, а также глубокой вписанности его научного наследия в проблемы современной России, внимание к личности и творчеству мыслителя с каждым годом только возрастает. Множественные публичные дискуссии, частые цитирования, обращение к его идеям, особенно касающимся прогнозов и теоретических разработок относительно будущего России, ее национальных задач, свидетельствуют об их важности, перспективности, а в условиях накала геополитических конфликтов — сверхактуальности.

Список источников

Борисова Н. В. Метамодерн: современные парадигмальные тенденции в общественной жизни и науке // Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук, 12—14 октября 2023 г., Москва / отв. ред. Д. В. Ушаков, А. Л. Журавлев, Н. Е. Харламен-кова, А. В. Махнач, Г. А. Виленская, Н. Н. Казымова. М., 2023. С. 141—146. Воловикова М. И. Представления русских о нравственном идеале. М., 2003. Гостев А. А., Борисова Н. В. Психологические идеи в творческом наследии И. А. Ильина: На путях создания психологии духовно-нравственной сферы человеческого бытия. М., 2012.

Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 2004.

Ильин И. А. Вера. Родина. Семья // Собрание сочинений: Мир перед пропастью. Ч. III. Аналитические записки и публицистика (1928-1941). М., 2001. С. 309-426.

Ильин И. А. Взгляд в даль. Книга размышлений и упований // Собрание сочинений: в 10 т. М., 1998. Т. 8. С. 343-564.

Ильин И. А. Гении России // Собрание сочинений: в 10 т. М., 1999. Т. 6. Кн. III. С. 197— 520.

Ильин И. А. О национальном призвании России // Собрание сочинений: в 10 т. М., 1998. Т. 7. С. 373-450.

Ильин И. А. О России и русской душе // Собрание сочинений: в 10 т. М., 1999. Т. 6. Кн. III. С. 7-194.

Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний. М., 2005.

Ильин И. А. Путь духовного обновления // Собрание сочинений: в 10 т. М., 1996. Т. 1. С. 39-282.

Ильин И. А. Путь к очевидности // Собрание сочинений: в 10 т. М., 1994. Т. 3. С. 383560.

Ильин И. А. Религиозный смысл философии. М., 2003.

Ильин И. А. Собрание сочинений: в 2 т. Т. 1: Философия права. Нравственная философия. М., 1993.

Кольцова В. А., Соснин В. А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. № 4. С. 89-98.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Соснин В. А. Проблема «сопротивления злу силою» в творчестве И. А. Ильина // История отечественной и мировой психологической мысли. Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее / под ред. А. Л. Журавлева, В. А. Кольцовой, Ю. Н. Олейника. М., 2006. С. 317-320.

Страсти по Андрею: о Боге, о вере и искусстве / под ред. М. Ю. Бакулина. Тюмень, 2014.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2024. Vol. 72. P. 95-110 DOI: 10.15382/sturIV202472.95-110

Natalia Borisova, Candidate of Sciences in Psychology, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Moscow, Russia borisova07@bk.ru https://orcid.org/0000-0002-6023-5958

Philosophical and Psychological Heritage of Ivan Alexandrovich Ilyin (to the 140th anniversary of the scholar)

N. Borisova

Abstract: The article is devoted to the 140th anniversary of the outstanding scholar, thinker, lawyer, public figure, the brightest representative of the Russian religious and philosophical tradition of the 20th century Ivan Alexandrovich Ilyin. His philosophical

and psychological concept of personality is being reconstructed. Its uniqueness is due to its wide coverage of theoretical and methodological problems of psychology, special attention to the spiritual and moral sphere of human existence and emphasis on traditional for Russia, historically conditioned value orientations. The concept has theoretical and methodological significance for modern psychology, as it provides answers to a wide range of psychological questions, taking into account the peculiarities of the Russian mentality. The article examines Ilyin's philosophical and psychological ideas regarding the problems of human spiritual and moral experience, the psychology of communication, the psychology of conflict, legal consciousness, national identity, the psychology of moral and patriotic feeling, the psychology of education and pedagogical psychology, the causes of the spiritual and moral crisis of mankind and the psychological aspects of overcoming it.

Keywords: history of psychology, philosophical and psychological ideas, spiritual and moral psychology, psychology of communication, psychology of conflict, legal consciousness, national consciousness, psychology of moral and patriotic feelings, psychology of education and pedagogical psychology, spiritual and moral crisis, I. A. Ilyin.

References

Bakulin M. (ed.) (2014) Strastipo Andreiu: o Boge, o vere i iskusstve. Tyumen (in Russian).

Borisova N. (2023) "Metamodern: sovremennye paradigmal'nye tendentsii v obshchestvennoi zhizni i nauke", in D. Ushakov, A. Zhuravlev, N. Kharlamenkova, A. Makhnach, G. Vilen-skaia, N. Kazymova (eds) Chelovek, sub'ekt, lichnost': perspektivy psikhologicheskikh issle-dovanii: Materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii, posviashchennoi 90-letiiu so dnia rozh-deniia A. V. Brushlinskogo i 300-letiiu osnovaniia Rossiiskoi akademii nauk, (12—14.10.2023, Moskva), Moscow, pp. 141—146 (in Russian).

Gostev A., Borisova N. (2012) Psikhologicheskie idei v tvorcheskom nasledii I. A. Il'ina: Napu-tiakh sozdaniia psikhologii dukhovno-nravstvennoi sfery chelovecheskogo bytiia. Moscow (in Russian).

Il'in I. (1993) Sobranie sochinenii v 21. Vol. 1: Filosofiia prava. Nravstvennaia filosofiia. Moscow (in Russian).

Il'in I. (1994) "Put' k ochevidnosti", in Sobranie sochinenii. Vol. 3. Moscow, pp. 383—560 (in Russian).

Il'in I. (1996) "Put' dukhovnogo obnovleniia", in Sobranie sochinenii. Vol. 1. Moscow, pp. 39— 282 (in Russian).

Il'in I. (1998) "O natsional'nom prizvanii Rossii" in Sobranie sochinenii. Vol. 7. Moscow, pp. 373-450 (in Russian).

Il'in I. (1998) "Vzgliad v dal'. Kniga razmyshlenii i upovanii", in Sobranie sochinenii. Vol. 8. Moscow, pp. 343-564 (in Russian).

Il'in I. (1999) "Genii Rossii", in Sobranie sochinenii. Vol. 6/3. Moscow, pp. 197-520 (in Russian).

Il'in I. (1999) "O Rossii i russkoi dushe", in Sobranie sochinenii. Vol. 6/3. Moscow, pp. 7-194 (in Russian).

Il'in I. (2001) "Vera. Rodina. Sem'ia", in Sobranie sochinenii: Mirperedpropast'iu. Pt. 3. Anali-ticheskie zapiski ipublitsistika (1928—1941). Moscow, pp. 309-426 (in Russian).

Il'in I. (2003) Religioznyi smysl filosofii. Moscow (in Russian).

Il'in I. (2004) Aksiomy religioznogo opyta. Moscow (in Russian).

Il'in I. (2005) Poiushchee serdtse. Kniga tikhikh sozertsanii. Moscow (in Russian).

Kol'tsova V., Sosnin V. (2005) "Sotsial'no-psikhologicheskie problemy patriotizma i osoben-nosti ego vospitaniia v sovremennom rossiiskom obshchestve". Psikhologicheskii zhurnal, 2005, no. 4, pp. 89-98 (in Russian).

Lomov B. (1984) Metodologicheskie i teoreticheskieproblemypsikhologii. Moscow (in Russian).

Sosnin V. (2006) "Problema «soprotivlenrna zlu silou» v tvorchestve I. A. I'ina", in A. Zhurav-lev, V. Kol'tsova, Iu. Olejnik (eds) Istoriia otechestvennoi i mirovoi psikhologicheskoi mysli. Postigaia proshloe, ponimat' nastoiashchee, predvidet' budushchee. Moscow, pp. 317-320 (in Russian).

Volovikova M. (2003) Predstavleniia russkikh o nravstvennom ideale. Moscow (in Russian).

Статья поступила в редакцию 15.05.2023

The article was submitted 15.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.