Научная статья на тему 'ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА НАУК (ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ)'

ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА НАУК (ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ПОЛИТИКА / ИСТОРИЯ / ПРАВО / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мощелков Евгений Николаевич

В представленной работе рассматриваются этапы развития философско-политического знания в западноевропейской и отечественной науках последних двух столетий. Автором рассматриваются различные подходы в оценки роли и значения теорий, сыгравших решающую роль в процессе становления философии политики как самостоятельной научной дисциплины. Он выделяет исторические этапы и предметное описание каждой дисциплины, принимавшей участие в развитии философско-политического знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Мощелков Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL AND POLITICAL KNOWLEDGE AS THE SYSTEM OF SCIENCES (DEVELOPMENT STAGES)

In this article the author considers the stages of development of philosophical and political knowledge in West European and Domestic sciences during the last two centuries. The author investigates the various approaches in estimates of a role and value of theories which have played a crucial role in the process of formation the political philosophy as independent scientific discipline. He allocates historical stages and the subject description of each discipline which was taking part in development of philosophical and political knowledge.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА НАУК (ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ)»

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФСКО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ КАК СИСТЕМА НАУК

(ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ)

Мощелков Евгений Николаевич, доктор философских наук, профессор

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

119991, Российская Федерация, г. Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, 27

E-mail: [email protected]

В представленной работе рассматриваются этапы развития философско-политического знания в западноевропейской и отечественной науках последних двух столетий. Автором рассматриваются различные подходы в оценки роли и значения теорий, сыгравших решающую роль в процессе становления философии политики как самостоятельной научной дисциплины. Он выделяет исторические этапы и предметное описание каждой дисциплины, принимавшей участие в развитии философско-политического знания.

Ключевые слова: философия, политика, история, право, историческая эволюция, интеграция и дифференциация наук

PHILOSOPHICAL AND POLITICAL KNOWLEDGE AS THE SYSTEM OF SCIENCES (DEVELOPMENT STAGES)

Moshchelkov Yevgeniy N., D.Sc. (Philosophy), Professor

Lomonosov Moscow State University

GSP-1, 27 Lomonosovskiy av., Moscow, 119991, Russian Federation

E-mail: [email protected]

In this article the author considers the stages of development of philosophical and political knowledge in West European and Domestic sciences during the last two centuries. The author investigates the various approaches in estimates of a role and value of theories which have played a crucial role in the process of formation the political philosophy as independent scientific discipline. He allocates historical stages and the subject description of each discipline which was taking part in development of philosophical and political knowledge.

Keywords: philosophy, policy, history, law, historical evolution, integration and differentiation of sciences

В историческом развитии научного знания взаимодействуют два главных процесса - интеграция и дифференциация наук. Изначально (с времен Античности) научное знание имело интегрированный характер. В нем доминировала, прежде всего, философия как наиболее общее знание об основаниях, существенных, фундаментальных характеристиках и принципах объективной реальности (бытия), познания этого бытия человеком и бытия самого человека как мыслящего и одухотворенного существа. Другой доминантой этого интегрированного научного знания античной эпохи была юриспруденция, которая изучала (и применяла на практике) сущностные характеристики и функции государства, систему социальных и поведенческих норм. Существование этих относительно самостоятельных сфер научного знания было обусловлено объективными потребностями становящегося общества и развитием государственных систем, необходимостью их познания и управления.

Эти две сферы научного знания интегрировали в себе все остальные сферы, и именно из них (философии и юриспруденции) или на их стыке в эпоху Нового времени начинает формироваться весь спектр отдельных гуманитарных (и социальных) и естественных наук. Из интегрированного античного научного знания появляется, в конечном итоге, современная система дифференцированных наук. Наиболее наглядным образом данный процесс нашел свое отражение в становлении университетского образования как в Европе, так и в России.

В данной статье этот процесс показывается на примере формирования таких научных дисциплин, как философия права, история философии права, политическая философия/философия политики, политология/политическая наука, философия политики и права.

Конституирование указанных научных дисциплин происходило по мере выделения отдельного, самостоятельного объект-предметного поля каждой из них. Историческая эволюция этого процесса имеет три этапа.

Первый этап (ХУП-ХУШ вв.) связан с выделением из фундаментального научного базиса философии и юриспруденции философии права и истории философии права.

На втором этапе (XIX в.) окончательно оформляются политическая философия/философия политики и политология/политическая наука.

И наконец, на третьем, современном этапе (ХХ-ХХ1 вв.) формируется философия политики и права.

Дадим краткую характеристику каждой из этих дисциплин, включающую описание, определение их объект-предметных полей, их эволюцию в контексте исторической дифференциации наук.

На первом этапе в ХУП-ХУШ вв. формируется философия права - самостоятельная научная дисциплина, изучающая наиболее общие (философские) принципы и основания права и правовых отношений. Спор о том, отраслью или разделом какой из двух наук - философской или юридической - является философия права, идет уже очень давно (изначально эти позиции связываются с двумя классическими мыслителями - Гегелем и Г. Гроцием), но неразрешенным он остается и по сей день.

Сам термин «философия права» начал активно употребляться только в ХУШ в., но философско-правовые идеи и теории восходят уже к античным философам. В относительно самостоятельную систему знания философия права начинает оформляться в философских учениях Просвещения и немецких идеалистов (Кант, Гегель). Здесь она трактуется как естественное право. Следует отметить, что классическая работа Гегеля «Философия права» (1821) имеет следующее полное название - «Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права». В этом труде, кстати, Гегель однозначно трактует философию права как неотъемлемую часть философии. Начиная с конца ХУ11 в. философия права (главным образом, как теория естественного права) на систематической основе преподавалась в европейских (прежде всего, в германских) университетах. Весомый вклад в развитие философии права внесла в Германии историческая школа права, представители которой (Гуго, Сави-ньи, Пухта) критиковали естественно-правовую доктрину.

Именно как естественное право, философия права начинает преподаваться в основном немецкими профессорами во второй половине ХУШ в. в Московском университете. Сильная традиция трактовки философии права с естественно-правовых позиций сохраняется в России в Х1Х и в начале ХХ в. (В.С. Соловьёв, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин и др.). Представители данной традиции отстаивали системообразующий характер моральных и нравственных основ в праве. Особую позицию занимал Б.Н. Чичерин, который признавая естественное право ядром философии права, вместе с тем, выступал против смешения права и нравственности. В конце Х1Х в. заметную роль в России играли и государствоведы, которые выводили философию права за рамки морально-

этических норм (юридический позитивизм) (Н.М. Коркунов, А.Ф. Шершеневич, А.Д. Градовский, Д.И. Кавелин и др.).

Следует отметить, что теория естественного права и юридический позитивизм являются двумя важнейшими и наиболее мощными тенденциями развития философии права в Х1Х-ХХ вв. не только в России, но и за рубежом.

Определяя объект-предметное поле философии права, многие современные исследователи находят выход из неразрешенного спора о философской или юридической природе философии права в указании на то, что с самого начала она действует на «стыке» философии и юриспруденции, является симбиозом этих наук. Достаточно общим является мнение и о том, что философию права нужно понимать как междисциплинарную отрасль научного знания.Это, безусловно, справедливо применительно к исторической эволюции данной дисциплины, которая в ХУШ-Х1Х вв. действительно интегрировала новейшие достижения философии, правоведения и политологии для объяснения сущности правовых явлений и процессов в условиях, когда гуманитарное знание еще, в сущности, не было дифференцировано и когда для многих гуманитарных наук такие понятия как «право», политика», «государство», «власть» были общими категориальными универсалиями.

В ХУШ-Х1Х вв. конструкции философии права и философско-правовые интерпретации социальной реальности были актуальны и достоверны для определенного времени и определенных исторических условий. По мере изменения этих условий на место одним приходили другие интерпретации. Поэтому достаточно влиятельным (во всяком случае, в России) было суждение о том, что не может существовать единой и универсальной философии права, а наиболее продуктивно (особенно в образовательных целях) изучать историю этих меняющихся представлений и интерпретаций о праве, государстве, власти, т.е. изучать историю философии права. Не случайно, наверное, что в российских университетах в Х1Х в. не было курса «философия права» и тем более кафедр философии права, а преподавался (правда, с разными названиями) в качестве обязательного и важнейшего курс истории философии права.

Наряду с философией права формируется история философии права - научная дисциплина, возникшая первоначально как учебный курс в германских университетах в начале ХУШ в. Содержание данного курса состояло из изложения исторической эволюции идей и учений о государстве, власти, политике, праве. Первые печатные труды по истории философии права в Западной Европе (в основном в Германии) выходят в свет в Х1Х в. - «Философия права через исторический взгляд» Шталя (1832), трехтомная «История и система государственной науки» Бусса и Геппа (1839), «История философии права, начиная с Гуго Гроция» Вернкёнига (1839), «Периоды истории философии права» Росбаха (1842). В это же время курс истории философии права читается и в России, профессором К.А. Неволиным в Киевском университете. В 1839-1840 гг. этот курс был опубликован в виде двухтомника под названием «Энциклопедия законоведения» (второй том этого труда имеет название «История философии законодательства»). Одновременно с этим в Петербургском университете курс «Историческая часть энциклопедии законоведения» читает П.Д. Калмыков (в 1845 г. выходит рукописное издание), а в Киевском университете - Н.И. Пилянкевичем, который назывался им уже «История философии права» (печатный текст данного курса под указанным названием увидит свет только в 1870 г., хотя первая неудачная попытка опубликования относится к 1849 г.).

По Университетскому уставу 1863 г. на юридических факультетах были созданы кафедры энциклопедии права, за которыми было закреплено чтение в качестве обязательных курсов истории философии права. Такие систематизированные курсы в 60-е гг. Х1Х в. читали П.Г. Редкин (Петербургский университет) и Б.Н. Чичерин (Московский университет). В 1869 г. Чичерин выпустил в свет первый том своего фундаментального (в последствии, пятитомного) труда, который назвал «История политических учений».

Следует отметить, что на протяжении XIX в. как в России, так и за рубежом вышло в свет огромное количество трудов (учебных университетских курсов), которые наряду с базовым («История философии права») имели и другие названия, общепризнанно являющихся равнозначными («история политических учений», «история политических наук», «история общих учений о праве и государстве», «философские учения о праве и государстве» и др.). Авторами этих трудов (наряду с упомянутыми выше) были такие российские ученые как Д.И. Каченовский, Ю.Г. Жуковский, А.С. Алексеев, К.Н. Ярош, С.А. Бершадский, Н.Н. Трубецкой, Н.М. Коркунов, В.Ф. Залесский, П.И. Новгородцев, Г.Ф. Шершеневич, А.С. Лаппо-Данилевский, А.Н. Фатеев, М.М. Ковалевский, В.Н. Сперанский, К.А. Кузнецов, В.Э. Вальденберг и др.

Зарубежными авторами по истории философии права (истории политических учений) в XIX - начале XX в., книги которых хорошо знали в России, в том числе и по русским переводам, являлись Ф. Шталь, Р. Фон Моль, Р. Блэки, П. Жанэ, А. Гейер, И. Блунчли, Г. Кох, Ф. Полок, Л. Штейн, А. Лассон, А. Мишель, Р. Трейман и др.

Предметное поле истории философии права (истории политических учений) стало дискуссионной проблемой уже в XIX в., но к общему суждению ученые не пришли и по сей день. Это связано с тем, что данная дисциплина по своему содержанию и функциям относится к интеграционным («междисциплинарным») сферам научного знания. Наряду с ретроспективным изучением общих идей и учений о политике, праве, государстве и власти, в ней мы находим синтез, по меньшей мере, четырех уровней анализа: во-первых, это выявление и изучение развития нормативно-институциональных аспектов функционирования политико-государственных систем (сфера правовой науки); во-вторых, это определение и описание тенденций и форм развития политико-государственных институтов и отношений (сфера политической и социальной истории); в-третьих, это анализ природы государства, власти, властных отношений, выявление противоречий и механизмов развития (сфера политической науки); в-четвертых, это оценка и прогнозирование развития политико-государственных систем, построение идеальных форм и моделей для такого развития (сфера философии).

Реализовать такие задачи заведомо не может научная дисциплина, ограниченная только рамками политологии (или теории политики) и тем более юридической науки. Она с необходимостью должна анализировать философские, правовые, социологические аспекты процесса становления государственных и властных форм и отношений.

Поэтому история философии права (или ее более общепринятые в настоящее время названия - история политических учений, история политических и правовых учений) - это наука интегративная - не только политическая (и историческая) по названию, но и философская, правовая, теоретико-литературная и социальная.

В условиях процесса дифференциации научного знания, который наиболее активно проходил в гуманитарной науке в XIX - начале XX в., история философии права оставалась одной из немногих интегративных скреп между целым рядом гуманитарных наук. Осуществлять эту функцию данной научной дисциплине позволяет то, что не только по названию, а главное - по реальному содержанию заложенного в ней идейного материала она представляет собой синтез истории, философии (философии права) и политической науки, периферийно затрагивая при этом и такие науки, как социология, психология, культурология, литературоведение.

Понятия «политическая», «правовая» в ее названии употребляются только в связи с тем, что именно они дают этой науке объектную идентичность. Так как ее исследовательский предметный поиск направлен на философскую (наиболее общую) интерпретацию сложнейших взаимодействий политики, государства, права, на выявление сущего для его сопоставления с должным, с идеальными и наиболее совершенными моделями политического.

На втором этапе, уже в XIX в. возникает как самостоятельная политическая наука или политология. В современном употреблении данные понятия считаются идентичными, хотя этимологическая разница существует. Заключается она в том, что

«наука» - это объективное логически обоснованное знание о сущем, тогда как «логос» (от др.-греч. - слово, учение) предполагает еще и знание о должном. В разных национальных научных школах в соответствии с определенными традициями иногда при словоупотреблении отдается предпочтение первому или второму понятию.

Объект-предметное поле политической науки (политологии) однозначно не определено и имеет ряд концептуальных моделей, среди которых можно выделить три главные: 1) государство; 2) власть; 3) (политические) отношения. Иными словами, политология - это наука о государстве, либо политология - это наука о власти, либо политология - это наука о политических отношениях. Существуют и смешанные объект-предметные конструкции политической науки.

Вместе с тем, необходимо отметить, что уже давно идет спор о том, может ли изучение политических феноменов вообще быть научным. По сути, это непрекращающийся спор с Юмом, который еще 1741 г. выступил с утверждением, что «политика может быть сведена к науке».

Формирование теоретических представлений о государстве, власти и политических отношениях, а также концептуальных разработок о влиянии, управлении этими феноменами общественной жизни относятся к самым ранним этапам истории человеческой цивилизации. Первые научные труды по данной проблематике появляются в период Античности (Платон, Аристотель, Цицерон и др.). В ХУ1 в. крупный вклад в развитие политической науки сделали Н. Макиавелли, М. Лютер и Ж. Боден. В 1603 г. И. Альтузиус опубликовал сочинение «Упорядоченная методическая политика», которое можно считать первым опытом учебника по политической науке. Позже в ХУП-ХУШ вв. политическая наука получила свое развитие в трудах Г. Гроция, Т. Гоб-бса, Д. Локка, Ш.Л. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, Э. Бёрка, Д. Милля, А. де Токвиля и др. На рубеже Х1Х-ХХ вв. огромное влияние на развитие политической науки оказали работы М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Моска, В. Парето, Б. Кроче и др.

В России с 1804 г. на протяжении определенного времени в университетах существовало отделение (факультет) нравственных и политических наук, присуждалась научная степень доктора политических наук. Позже на основе прогрессивного Университетского устава 1863 г. была даже предпринята попытка отделить в преподавании политические науки от юриспруденции. Данная попытка на деле оказалась робкой и непоследовательной, но и она, тем не менее, привела к появлению целого ряда трудов и учебных курсов, в которых проводился научный анализ политических проблем. Авторами таких работ были Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский, М.Я. Острогорский и др.

В США и Западной Европе развитие политической науки происходило более успешно и интенсивно, чем в России. Во второй половине Х1Х в. политическая наука начинает выделяться в самостоятельную учебную (университетскую) дисциплину. В 1857 г. в Колумбийском университете (США) создается кафедра истории и политической науки. В 1872 г. во Франции начинает функционировать специальная Свободная школа политической науки. В 1880 г. аналогичная школа создается в Колумбийском университете. В 1895 г. Школа экономики и политической науки создается при Лондонском университете. Позднее в этих и других странах создается целая сеть отдельных подразделений (факультетов), деятельность которых была направлена на преподавание политической науки, а также на реализацию издательских и научных проектов в этой области. В конце Х1Х - начале ХХ в. получает признание и распространение и сам термин «политическая наука». Не в малой степени этому способствовал выше дший в свет в 1896 г. капитальный и ставший позже классическим труд Г. Моска «Элементы политической науки».

Произошедшие в конце Х1Х - первой половине ХХ в. институциональные и структурные изменения в области политической науки некоторыми учеными были истолкованы как исходный рубеж для развития собственно политической науки, тогда как до этого следует говорить лишь о развитии политической мысли или полити-

ческих идей. На самом деле это было не «рождение» политической науки, а консти-туирование ее места в новой дифференцированной системе гуманитарных наук, которая как раз и формируется на рубеже XIX и XX вв. В этой новой системе большое значение начинает предаваться разграничительным объект-предметным линиям, что для политологии означало разрыв интеграционных связей с философией и юриспруденцией, идейными и методологическим средствами которых политология продуктивно пользовалась на протяжении предшествующих веков.

В 1948 г. в Париже под эгидой ЮНЕСКО состоялся международный симпозиум по проблемам политической науки, на котором были приняты общие рекомендации по определению предметных рамок данной науки, а также по принципам и направлениям ее преподавания. Немного позднее экспертами, обобщившими материалы конгресса, было предложено четыре основных направлений политологических исследований: 1) политическая теория (в том числе и история политических идей); 2) политические институты (конституция, центральное управление, региональное и местное управление, публичная администрация, экономические и социальные функции управления, сравнительное изучение политических институтов); 3) партии, группы и общественное мнение (политические партии, группы и ассоциации, участие граждан в управлении и администрации, общественное мнение); 4) международные отношения (международная политика, политика и международные организации, международное право). Тем самым, в мировом политологическом сообществе было принято консолидированное для того времени решение о неких рамках исследовательского поля политической науки. В последствие эти рамки постоянно уточнялись и расширялись.

На конгрессе 1948 г. было принято решение употреблять термин «политическая наука» в единственном числе, включив, тем самым, в единое объект-предметное поле различные энергично развивающиеся в то время субдисциплины - политическую социологию, политическую философию, политическую географию и др. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политической науки, а политология как самостоятельная научная и учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы.

Во второй половине XX в. политическая наука существенно расширяет свой исследовательский диапазон, создаются новые направления и формы политологического анализа, к которому привлекается широкий набор методологических и методических подходов (включая, математические). Достаточно энергично в этот период начинают развиваться такие направления политической науки, как политическая география, геополитика, хронополитика, политическая глобалистика и экополитология, политическая социология, политическая психология, этнополитология, сравнительная политология, политическая конфликтология, прикладная политология. В 70-90-е гг. выходят многотомные обобщающие труды по политологии: восьмитомное «Руководство по политической науке» под редакцией Ф. Гринстейна и Н. Полби (1975), четырехтомный «Трактат по политической науке» под редакцией М. Гравитц и Ж. Лека (1985) и др. В 1996 г. под редакцией Р. Гудина и Х.-Д. Клингеманна выходит в свет оксфордское издание «Новое справочное издание по политической науке», которое признается наиболее удачным энциклопедическим обзором современной мировой политологии (русский перевод 1999 г. под названием «Политическая наука: новые направления», научный редактор Е.Б. Шестопал). Среди ведущих имен современной политической науки следует также назвать А. Алезина, Ч.Р. Алкера, Г.А. Алмонда, Д.И. Альта, Д.И. Аптера, А.Б. Аткиесона, Б. Бэрри, Д. Берг-Шлоссера, Э.Г. Карминаса, Д.Л. Син-гранелли, Р.Дж. Далтона, М. Догана, Г. Друри, П. Данливи, К. Гоулдмана, Р.И. Гудина, Б. Грофмана, Р. Хоффербергера, Р. Хакфельда, Д.И. Джексона, Р.О. Кеохейна, Г.-Д. Клингеманна, С. Липсета, П. Мэра, Д. Маджоне, К. Макгроу, Ж. де Мёра, У.И. Миллера, Б. Нельсон, К. Оффе, Ф.У. Паппи, Б. Пареха, Б.Г. Питерса, Ч. Рейджина, Б. Рот-стайна, К. фон Байме, Б.Р. Вейнгаста, Л. Уфйтхеда, В. Райта, А.М. Янга и др.

В современной России возрождение политологии как научной и образовательной дисциплины началось в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого века, когда в университетах открываются специализированные кафедры и отделения, учреждаются ученые степени кандидата и доктора политических наук, выходят в свет учебники и монографии по политологии (Т.А. Алексеева, М.А. Василик, К.С. Гаджиев, М.В. Ильин, М.А. Мельвиль, А.С. Панарин, В.П. Пугачев, А.И. Соловьев и др.). Позже в российских университетах открываются отдельные факультеты политологии (МГИМО, Высшая школа экономики, МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ и др.).

В Х1Х-ХХ вв. возникает Философия политики или Политическая философия -философская наука (научно-образовательная дисциплина) о наиболее общих (философских) основаниях политики. К числу таких оснований следует отнести проблемы сущности политики как социального феномена, так и специфического регулятора общественной жизни, соотношения сущего и должного, рационального и нерационального в политике. В своем современном состоянии данная наука (и особенно как университетская образовательная дисциплина) в свое содержание включает онтологические, гносеологические, аксиологические, антропологические, социокультурные, эпистемологические, праксиологические и прогностические проблемы политики.

Философское осмысление политики относится к самым начальным этапам интеллектуальной истории человечества. В античных и средневековых философских системах данное направление философствования являлось составной и неотъемлемой частью единой и целостной метафизической картины мира. В трудах философов ХУ1 -начала Х1Х вв. (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескьё, И. Кант, Г. Гегель, Дж. С. Милль и др.) политика становится непосредственным и очень важным предметом философского анализа. Дальнейшее развитие идеи политической философии нашли свое развитие в Х1Х - начале ХХ вв. у таких мыслителей как А. де Ток-виль, К. Маркс, Г. Спенсер, В. Парето, Г. Моски, М. Вебер, А. Мишель, Л. Дюги и др.

В российских университетах в Х1Х - начале ХХ в. в качестве обязательных предметов преподавались энциклопедия права и история философии права, которые рассматривались как философское введение в юриспруденцию и содержали большой объем философско-политических проблем. В этих курсах в систематизированном и ретроспективном виде излагались проблемы государства, власти, политики и т.д.). В числе российских мыслителей, которые внесли наибольший вклад в научную разработку данной проблематики следует отнести Б.Н. Чичерина, П.Г. Редкина, В.С. Соловьёва, Л.И. Петражицкого, М.М. Ковалевского, П.И. Новгородцева, И.А. Ильина, Б.П. Вышеславцева, С.Л. Франка, С.И. Гессена, Н.А. Бердяева и др.

В Х1Х в. в процессе дифференциации социальных и гуманитарных наук постепенно начинает происходить выделение (институционализация) политико-философской проблематики из философского знания и формирование ее как относительно самостоятельной дисциплины. В связи с этим появляются и специальные названия (термины) для обозначения этой новой самостоятельной дисциплины; и в числе первых - термин «политическая философия». Так, в частности, был назван двухтомный труд англичанина Г. Броугема, который вышел в свет в 1842-1843 гг.

В ХХ в. политическая философия превращается в фундированную отрасль политико-философского знания. Такие западные ученые, как К. Шмитт, Л. Штраус, Х. Арендт, И. Берлин, Дж. Ролз, О. Хёффе создают целый ряд научных трудов, которые для политической философии в настоящее время принято считать классическими. Ключевыми понятиями для политической философии ХХ в. стали «свобода», «власть», «справедливость». Именно эта понятийная триада и определяет предметное поле, основные направления и проблемы политико-философской мысли последних десятилетий.

Во второй половине ХХ в. для обозначения философского анализа политики начинает активно использоваться термин «философия политики».

Данный термин в научном контексте у нас в стране используется уже несколько десятилетий. Можно, например, вспомнить в этой связи о существовании еще в 70-е гг.

прошлого века Секции философии политики и международных отношений в Философском обществе СССР, которая выпускала различные сборники научных работ по данной проблематике. В 1990-е и 2000-е гг. выходит ряд научных книг с искомым названием (А.С. Панарин, Э.А. Поздняков, И.А. Гобозов, А.Г. Дугин), а также разрабатывается ряд учебных курсов «Философия политики» на философских факультетах университетов.

В научной литературе термин «философия политики» часто пересекается с термином «политическая философия». Отношение к вопросу о соотношении этих терминов среди современных ученых различное. Одни не видят в них особых различий и употребляют их фактически как тождественные. Другие (восходит к И. Берлину) такие различия находят в том, что «философию политики» рассматривают как часть философии, философского знания, а «политическую философию» относят к области политической науки. Хотя в некоторых, в том числе и справочных изданиях «политическая философия» относится к философскому знанию. Думается, что второй подход более продуктивен, поскольку приближает нас к интерпретации проблемы соотношения философии и политики. «Философия политики» может трактоваться как приложение философии к области политической жизни, тогда как «политическая философия» является саморефлексией политики, ее «внутренним» знанием о самой себе. Первая решает вопросы, которые ставит перед философией политика, тогда как вторая решает вопросы, которые ставит перед политикой философия. Но на эти разные вопросы могут быть даны одинаковые ответы. Поэтому «философия политики» и «политическая философия», в любом случае, это сильно пересекающиеся, взаимосвязанные области научного знания, поскольку в их соотношении фиксируется не разница смыслов, а только разница детерминации мысли, направленности мысли.

Взаимодействие философии политики и политической философии создает поле для научного диалога философии и политики. Кто из этих сторон сегодня более активен в этом диалоге, сказать трудно. Ясно, что концептуализация политики, исследование ее фундаментальных, сущностных оснований, поиск целей и смысла политики были и остаются важнейшей и пока плохо разработанной философской проблематикой. Да и современная политика все реже ставит перед философией смысловые вопросы. Конечно, в данном случае имеется в виду не реальная политика (и политики) - отсюда ждать этих вопросов наивно, - а политическая наука. Но, представляется, что сегодня для многих молодых (и не только молодых) политологов, профессиональные интересы которых устойчиво ориентируются на технологии и приложения, метафизические проблемы являются малоинтересными и неперспективными.

В настоящее время размежевание предметных полей философии политики и политической философии (и теоретической политологии, «теории политики») окончательно еще не произошло и не понятно, произойдет ли оно в обозримом будущем. Не исключено, что эти дисциплины в современном гуманитарном знании будут и далее развиваться как две взаимосвязанные и взаимодополняемые парадигмы философского обобщения политики.

На третьем этапе уже в XXI в. появляется философия политики и права - новое направление социально-гуманитарного знания, связанное с синтезом двух развивающихся ранее относительно самостоятельно философских дисциплин - философии политики (политической философии) и философии права.

Объективной основой такого синтеза является то, что политика и право в действительности являются двумя важнейшими взаимосвязанными регуляторами современной общественной жизни. Вместе с тем, историческая эволюция дифференцированного знания, начавшаяся в Новое время и продолжающаяся по инерции по сей день, привела по методу абстракции к разведению политики и права по разным областям науки. Политика была отнесена к предметной области политических наук, право -к юриспруденции. Указанные науки достигли на протяжении многих десятилетий и даже столетий своего развития существенных достижений в изучении и понимании

данных общественных феноменов. Но видимо, в этом процессе объективно существуют свои пределы, за которые эти науки выйти не в состоянии. Не случайно, кстати, каждая из этих наук (особенно, политология и правоведение) до сих пор не имеют общепринятого предмета, единого понимания природы искомых феноменов. Многие современные учебники по политологии и праву начинаются с констатации, что в этих науках нет более многозначных и неопределенных понятий, чем «политика» и «право».

Это не случайно. Разные науки (политология и правоведение), отдельно друг от друга изучают политику и право как отдельные и самодостаточные сущности, тогда как в реальности они взаимно дополняют и взаимно обусловливают друг друга.

Политика и право как социальные регуляторы работают эффективно только тогда, когда существует ясное и точное знание того, к каким идеальным моделям общественных отношений нужно стремиться. Поэтому исследователь должен адекватно определить существующий порядок вещей (сущее), а затем создать идеальную модель (модели) этого порядка (должное). Именно в этом взаимном переплетении сущего и должного и лежит главная проблема современной общественной жизни и гуманитарной науки, но найти адекватные (идеальные) решения этой проблемы невозможно силами отдельных наук (политологии, юриспруденции, этики).

Таким образом, объективно назрела необходимость в создании интегративной философской теории политики и права, которая бы не сложением разных научных теорий (так называемая, междисциплинарность), а созданием новой, другой теории.

Для становления такой теории можно выделить следующие первоначальные задачи:

• институционализация философии политики и права как нового направления университетского философского образования; определение ее места, роли и эвристических функций в контексте вызовов современной цивилизации;

• осмысление основных этапов и направлений исторической эволюции философских интерпретаций политики и права, особенно в аспекте взаимодействия этих двух феноменов общественной жизни;

• анализ онтологических, гносеологических, аксиологических, антропологических, социокультурных и прогностических проблем философии политики;

• анализ онтологических, гносеологических, аксиологических, антропологических, культурологических и праксиологических проблем философии права;

• исследование философских проблем взаимодействия политики и права, к числу которых можно отнести такие как норма и нормативность в политике и праве, взаимовлияние и взаимоограничение политики и права в современном общественном развитии; взаимосвязь политического и правового факторов в минимизации и разрешении национальных, региональных и глобальных проблем современного общества.

В настоящее время развитие философии политики и права осуществляется учеными различных учебно-научных центров как в России, так и за рубежом, в том числе и на созданной в 2008 г. на философском факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова специальной кафедре философии политики и права.

Описанный выше процесс исторической эволюции гуманитарного знания в рамках выделенных дисциплин можно представить в виде таблицы.

Таблица

Этапы исторической эволюции гуманитарного знания_

Первый этап ^^К^Ш вв.) Второй этап (КТК-КК вв.) Третий этап (XXI в.)

Начало дифференциации гуманитарного знания Философия права История философии права Философия права История философии права (История политических и правовых учений) Философия права История философии права (История политических и правовых учений)

«Пик» дифференциации гуманитарного знания - Политическая наука / Политология Философия политики / Политическая философия Политическая наука / Политология Философия политики / Политическая философия

Интеграция гуманитарного знания («вторичный синтез») - - Философия политики и права

* * *

Представленные выше характеристики философско-политических и философ-ско-правовых дисциплин демонстрируют определенную логику их исторического развития, детерминацию этого развития изменяющимися объективными общественными условиями.

На первом этапе (ХУ11-ХУШ вв.) философии права и истории философии права возникают на стыке философии и юриспруденции для фундаментального истолкования кардинальных перемен в общественной жизни Западной Европы, связанных с возникновением плотной сети городов, дородных и водных коммуникаций, новых производственных комплексов. Начинается промышленная революция, которая создает потребность в новых профессиях, основанных не только на прикладных, но и теоретических знаниях. Люди должны были уже не только понимать реалии повседневной текущей жизни, но и глядеть в будущее, знать векторы развития. Философия права позволила конкретному человеку понять его место и роль в национальном государстве и обществе.

На втором этапе (Х1Х в.) оформляются политическая философия/философия политики и политология/политическая наука для фундаментального и прикладного объяснения новых процессов и явлений общественной жизни. На данном этапе мировой истории не только в рамках отдельных национальных государств, но и в наиболее развитой, значит и влиятельной, зоне мира происходит переход от феодально-сословного «неполитического» общества к капиталистической, классовой политизированной системе.

В этой новой системе возникает множество новых политических учреждений, которые существенно децентрализуют государственную власть и создают систему новых политических отношений и явлений. Политическая жизнь становится наряду с частно-хозяйственной, религиозно-конфессиональной, культурно-бытовой самостоятельной сферой общества и относительно самостоятельной частью жизни конкретного человека, для которого политический интерес становится таким же важным и понятным как, например, интерес имущественный. Во многих странах люди из самых разных социальных групп становятся непосредственными участниками политических процессов. Для реализации массовых политических интересов формируются политические движения, партии и организации.

Новые дисциплины призваны были помочь конкретному человеку понять и оценить его роль и место в новом и запутанном мире политики.

И наконец на третьем, современном этапе (ХХ-ХХ1 вв.) формируется философия политики и права. Главная задача данной дисциплины состоит в истолковании полифонии и многовекторности постиндустриального этапа мирового общественного развития, в понимании места и роли конкретного человека не только в национальном государстве и обществе, но и в мире в целом.

Анализ детерминационных оснований научного знания показывает также и главный вектор его исторической эволюции. Этот вектор состоит в формировании внутри дифференцированной научной системы тенденции к интеграции, научному синтезу.

Этот новый вторичный (после Античного) научный синтез был обусловлен необходимостью объяснения новейших тенденций и явлений, которые возникли в реальном бытие в конце XIX-XX вв. Во многом это было обусловлено и выдающимися достижениями самих дифференцированных наук, многие открытия которых уже невозможно было адекватно интерпретировать только в рамках этих наук.

Получилось так, что обратный интеграционный процесс начал происходить (хотя и до сих пор недостаточно активно) в области естественно-научного знания, и практически не затрагивал область гуманитарного знания, где процесс дифференциации, вопреки требованиям жизни, наоборот продолжился. В этом затянувшемся процессе научной дифференциации не только отдельные гуманитарные науки, но и отдельные научные дисциплины (и даже субдисциплины) оказались обособленными друг от друга. Это представляется особенно странным, поскольку отсутствие целостного характера научной интерпретации общественных процессов не соответствует не только объективным потребностям жизни, но и внутренним законам развития самих гуманитарных наук. Эти науки в преподавании и научных исследованиях отгородились друг от друга, но до сих пор не выработали собственного понимания предмета данной науки и испытывают большие трудности в определении базовых понятий, которые относились бы только к какой-то одной науке, но не относились к другой. Еще в середине 1990-х гг. прошлого века один из крупнейших современных политологов и социологов, И. Валлерстайн отмечал «...размытость границ между отдельными дисциплинами социальных наук». «Традиционные категории экономики, политологии, истории, социологии и антропологии, - писал он, - во многих отношениях потеряли свои различительные черты как предметные области, как области методологии, как конкурирующие эпистемологии» [5, с. 128]. Но вопреки этому объективному процессу, гуманитарные (и не только гуманитарные науки) институционально эволюционируют прямо в противоположном направлении.

Выход из создавшегося положения - формирование интегративных научных теорий, в которых произошел бы синтез эвристических и методологических достижений и возможностей существующих гуманитарных наук. Одна из таких теорий -это философия политики и права, которая опирается, в частности, на более, чем вековой (только в России) исторический опыт и достижения такой научной и образовательной дисциплины как история философии права.

По сути, это есть путь от познания политики к познанию политического, от понимания повседневных реалий и взаимодействий к пониманию скрытых фундаментальных пружин и механизмов развития, т.е. от понимания сущего к постижению должного.

Список литературы

1. Алексеева Т. А. Политическая философия: от концепций к теориям : учебник / Т. А. Алексеева. - Москва : Московский государственный институт международных отношений, 2007. - 397 с.

2. Бачинин В. А. История философии и социологии права / В. А. Бачинин. - Санкт-Петербург : В. А. Михайлов, 2001. - 335 с.

3. Бачинин В. А. Философия права : краткий справочник / В. А. Бачинин, В. П. Сальников. -Санкт-Петербург : Лань, 2000. - 400 с.

4. Бачинин В. А. История философии права / В. А. Бачинин, В. А. Чефранов. - Харьков : Право, 1998. - 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Валлерстайн И. Письмо членам Международной социологической ассоциации / И. Валлерстайн // Вестник Московского государственного университета. Серия 18. Социология и политология. - 1995. - № 3. - С. 128.

6. Гаджиев К. С. Введение в политическую философию : учебное пособие / К. С. Гаджиев. -Москва : Логос, 2004. - 336 с.

7. Гобозов И. А. Философские проблемы политики / И. А. Гобозов. - Москва : Ленанд, 2014. - 314 с.

8. Демидов А. И. Учение о политике: философские основания / А. И. Демидов. - Москва : Норма, 2001. - 283 с.

9. История политических и правовых учений : учебник для вузов / под ред. О. В. Мартышина. -Москва : Норма, 2004. - 912 с.

10. История философии права / под ред. А. П. Альбова, Д. В. Масленникова, В. П. Сальникова -Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998. - 640 с.

11. Кальной И. И. Философия права / И. И. Кальной. - Санкт-Петербург : Юридический центр, 2008. - 252 с.

12. Козлихин И. Ю. История политических и правовых учений : учебник / И. Ю. Козлихин, А. В. Поляков, Е. В. Тимошина. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет, 2007. - 856 с.

13. Коркунов Н. М. История философии права / Н. М. Коркунов.- Санкт-Петербург : А. С. Суворин, 1896. - 456 с.

14. Малинова И. П. Философия права (от метафизики к герменевтике) / И. П. Малинова. -Екатеринбург, 1995. - 425 с.

15. Мощелков Е. Н. История и политика: философские истолкования : монография / Е. Н. Мощелков. - Москва : АРГАМАК-МЕДИА, 2013. - 328 с.

16. Мощелков Е. Н. История философии права в университетском образовании России (XIX - начало ХХ в.) : монография / Е. Н. Мощелков. - Москва : Макс-Пресс, 2011. - 232 с.

17. Панарин А. С. Политология. О мире политики на Востоке и на Западе / А. С. Панарин. -Москва : Книжный дом «Университет», 1999. - 320 с.

18. Панарин А. С. Философия политики / А. С. Панарин. - Москва : Новая школа, 1996. -

424 с.

19. Трубецкой Е. Н. Труды по философии права / Е. Н. Трубецкой. - Санкт-Петербург : Русский Христианский гуманитарный институт, 2001. - 543 с.

20. Федорова М. М. Классическая политическая философия / М. М. Федорова. - Москва : Весь мир, 2001. - 224 с.

21. Федорова М. М. Политическая рациональность: к становлению новых эпистемологических оснований политической науки / М. М. Федорова. - Москва : Гуманитарий, 2009. - 48 с.

22. Философия политики и права. 100 основных понятий. Словарь : учебное пособие / под ред. Е. Н. Мощелкова. - Москва : Центр стратегической конъюктуры, 2014. - 248 с.

23. Философия права : учебник / под ред. О. Г Данильян. - Москва : Эксмо, 2007. - 416 с.

24. Шершеневич Г. Ф. История философии права / Г. Ф. Шершеневич. - Санкт-Петербург : Лань, 2001. - 526 с.

25. Шестов Н. И. Политическая философия : учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных специальностей / Н. И. Шестов. - Саратов, 2010.

References

1. Alekseeva T. A. Politicheskaya filosofiya: ot kontseptsiy k teoriyam [Political philosophy: from concepts to theories], Moscow, Moscow State Institute of International Relations Publ. House, 2007 - 397 p.

2. Bachinin V. A. Istoriya filosofii i sotsiologii prava [History of Philosophy and Sociology of Law], Saint-Petersburg, V. A. Mikhaylov Publ., 2001. 335 p.

3. Bachinin V. A., Salnikov V. P. Filosofiya prava [Philosophy of law], Saint-Petersburg, Lan Publ., 2000. 400 p.

4. Bachinin V. A., Chefranov V. A. Istoriya filosofii prava [History of Philosophy of Law], Kharkov, Pravo Publ., 1998. 320 p.

5. Vallerstayn I. Pismo chlenam Mezhdunarodnoy sotsiologicheskoy assotsiatsii [Letter to members of the International Sociological Association]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya [Bulletin of Moscow State University. Series 18 Sociology and Political Science], 1995, no. 3, pp. 128.

6. Gadzhiev K. S. Vvedenie v politicheskuyu filosofiyu [Introduction to Political Philosophy], Moscow, Logos Publ., 2004. 336 p.

7. Gobozov I. A. Filosofskie problemy politiki [Philosophical problems of policy], Moscow, Lenand Publ., 2014. 314 p.

8. Demidov A. I. Uchenie o politike: filosofskie osnovaniya [The doctrine of politics: the philosophical foundations], Moscow, Norm Publ., 2001. 283 p.

9. Martyshin O. V. (ed.) Istoriya politicheskikh i pravovykh ucheniy [The history of political and legal doctrines], Moscow, Norma Publ., 2004. 912 p.

10. Albov A. P., Maslennikov D. V., Salnikov V. P. (ed.) Istoriyafilosofiiprava [The history of the philosophy of law], Saint-Petersburg, Saint-Petersburg University of the Russian Interior Ministry Publ. House, 1998. 640 p.

11. Kalnoy I. I. Filosofiya prava [Philosophy of Law], Saint-Petersburg, Yuridicheskiy tsentr Publ., 2008. 252 p.

12. Kozlikhin I. Yu., Polyakov A. V., Timoshina Ye. V. Istoriya politicheskikh i pravovykh ucheniy [History of political and legal doctrines], Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University Publ. House, 2007. 856 p.

13. Korkunov N. M. Istoriya filosofii prava [History of Philosophy of Law], Saint-Petersburg, A. S. Suvorin Publ., 1896. 456 p.

14. Malinova I. P. Filosofiya prava (ot metafiziki k germenevtike) [Philosophy of Law (from metaphysics to hermeneutics)], Ekaterinburg, 1995. 425 p.

15. Moshchelkov Ye. N. Istoriya i politika: filosofskie istolkovaniya [History and politics: the philosophical interpretation], Moscow, ARGAMAK MEDIA Publ., 2013. 328 p.

16. Moshchelkov Ye. N. Istoriya filosofii prava v universitetskom obrazovanii Rossii (XIX -nachalo KhKh v.) [History of Philosophy of Law at the University of Education of Russia (XIX -early XX century)], Moscow, Maxks-Press Publ., 2011. 232 p.

17. Panarin A. S. Politologiya. O mire politiki na Vostoke i na Zapade [Politics. About the world of politics in the East and in the West], Moscow, Book House "University" Publ., 1999. 320 p.

18. Panarin A. S. Filosofiya politiki [Political Philosophy], Moscow, Novaya Shkola Publ., 1996. 424 p.

19. Trubetskoy Ye. N. Trudy po filosofii prava [Proceedings on the philosophy of law], Saint-Petersburg, Russian Christian Humanitarian Institute Publ. House, 2001. 543 p.

20. Fedorova M. M. Klassicheskaya politicheskaya filosofiya [Classical Political Philosophy], Moscow, Ves mir Publ., 2001. 224 p.

21. Fedorova M. M. Politicheskaya ratsionalnost: k stanovleniyu novykh epistemologicheskikh osnovaniy politicheskoy nauki [Political Rationality: to becoming a new epistemological foundations of political science], Moscow, Gumanitariy Publ., 2009. 48 p.

22. Moshchelkov Ye. N. (ed.) Filosofiya politiki i prava. 100 osnovnykh ponyatiy. Slovar [Philosophy of Politics and Law. 100 basic concepts. Dictionary], Moscow, Tsentr strategicheskoy konyuktury Publ., 2014. 248 p.

23. Danilyan O. G. (ed.) Filosofiya prava [Philosophy of Law], Moscow, Eksmo Publ., 2007. 416 p.

24. Shershenevich G. F. Istoriya filosofii prava [History of Philosophy of Law], Saint-Petersburg, Petersburg, Lan Publ., 2001. 526 p.

25. Shestov N. I. Politicheskaya filosofiya [Political philosophy], Saratov, 2010.

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРА В ПОИСКАХ ТЕКСТОВОГО ЖАНРА

Рыскельдиева Лора Турарбековна, доктор философских наук, профессор

Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского

295007, Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ялтинская, 4

ЕтаП: [email protected]

Под воздействием «поворота к языку» и в условиях развития междисциплинарности в современной философии обнаруживаются поиски адекватного жанра философского текста. В особенности это относится к работам в области истории философии, на них может быть оказано разрушительное для философского смысла влияние новейших филологических и исторических исследований. Статья ставит вопрос об актуальности специальной философской текстологии. Наряду с учетом особенностей текстовой деятельности в философии она должна проанализировать жанровое многообразие и его связь с методологическими установками исследования. Три методологические установки: 1) доксографическая, 2) историцистская и 3) герменевтическая - определяют комплекс исследований по истории философии в наши дни. Первая реализуется в виде «неодоксографии»: комиксов, рассказов о личной жизни философов, художественных фильмов. Вторая установка традиционно реализовалась в систематических,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.