Научная статья на тему 'Философско-нравственная проблематика Ахейского цикла Г. Л. Олди'

Философско-нравственная проблематика Ахейского цикла Г. Л. Олди Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1414
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г.Л. ОЛДИ / ПРОБЛЕМАТИКА / ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ МИФ / ФЭНТЕЗИ / ГЕРАКЛ / ОДИССЕЙ / G.L.OLDI / RANGE OF PROBLEMS / ANCIENT GREEK MYTH / FANTASY / HERACLES / ODYSSEUS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Милованов Владимир Владимирович

В Ахейском цикле Г.Л. Олди осмысливается ряд философских и нравственных проблем, близких современному читателю. На страницах произведения ставятся сложнейшие философские вопросы о природе человека, нравственных причинах его поступков, сущности героизма, о качествах настоящего героя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философско-нравственная проблематика Ахейского цикла Г. Л. Олди»

В.В. МИЛОВАНОВ (Волгоград)

ФИЛОСОФСКО-НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА АХЕЙского

цикла г.л. олди

В Ахейском цикле Г.Л. Олди осмысливается ряд философских и нравственных проблем, близких современному читателю. На страницах произведения ставятся сложнейшие философские вопросы о природе человека, нравственных причинах его поступков, сущности героизма, о качествах настоящего героя.

Ключевые слова: Г.Л. Олди, проблематика, древнегреческий миф, фэнтези, Геракл, Одиссей.

Творчество Г.Л. Олди (псевдоним писателей-фантастов Д. Громова и О. Ладыженского) только начинает привлекать внимание отечественных литературоведов, причем чаще всего романам писателей дают, на наш взгляд, необъективную оценку: «...несмотря на богатство фантазии и эрудицию авторов их творчество. не достигает художественной выразительности романов и повестей первых постперестроечных лет» [2, с. 347].

Нам представляется, что Ахейский цикл Г.Л. Олди, куда входят такие романы, как «Герой должен быть один» и «Одиссей, сын Лаэрта», опровергает это мнение. Попытаемся доказать свою точку зрения.

Известно, что Д. Громов и О. Ладыженский создали новый жанр фэнтези - философский боевик, суть которого заключается в «органическом соединении увлекательного динамичного сюжета с нетривиальными, достаточно глубокими и философскими проработками вторым планом» [5, с. 313]. Действительно, проблематика Ахейского цикла, с нашей точки зрения, восходит к философским идеям Достоевского. Причем сразу отметим, что речь не идет о вторичности романов Г.Л. Олди по отношению к произведениям великого предшественника. Скорее можно говорить об органичности идей Достоевского для современного мировосприятия, их актуальности в наше время, что чутко уловили Г.Л. Олди.

В романе «Герой должен быть один» Г.Л. Олди подводят читателя к мысли, что для того, чтобы быть героем, человеку нужно обладать чертами идеала. Проблема идеала человека в романе Г.Л. Олди, как представляется,

перекликается с размышлениями Достоевского, изложенными им в многочисленных подготовительных материалах к роману «Идиот»: «Главная мысль романа - изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь <...> Потому что это задача безмерная. Прекрасное есть идеал. Отличительный признак людей будущего состоит в том, что вся их деятельность, даже весь образ их жизни определится одним желанием, одною страстною идеею - сделать счастливым большинство людей <...> Эта идея совершенно сливается с понятием о их личном счастьи. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием... Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием <...> приобретается опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе» [1, с. 154]. Проблема идеала человека находит свое продолжение в «одиссее, сыне Лаэрта», который сюжетно связан с романом «Герой должен быть один», хотя и не является его прямым продолжением.

Какие же положительные качества, по мнению Г.Л. Олди, должны быть у идеала человека, т.е. у героя? Одно из них - желание защищать своих близких, слабых. С этого начинается путь героя: «Потому что прадед этих близняшек Персей стал героем не тогда, когда ты по приказу Зевса подарил ему меч и повел к Грайям - Старухам. Просто он увидел вот таких каменных мальчишек на улицах Серифа и Аргоса - и понял, что Медуза больше не должна жить» [3, с. 65].

Одиссей тоже способен защищать своих близких, несмотря на грозящую ему опасность: «Тогда я не знал, что минутой раньше заслонил собой отца. Я, Одиссей, закрыл Лаэрта-Садовника, как щит закрывает тело от копейного жала. Слабоумный наследник всегда пребывает в безопасности, ибо его право наследования - дым, мираж, обман чувств! Ему даже позволят доживать свой век в сытости, играя с козами в войну - если, тем или иным путем, будет устранен благоразумный родитель бедного дурачка, дабы открыть дорогу трижды благоразумным родичам» [4, с. 121]. Важна также способность героя преодолевать свой страх, без которой невозможно осуществить желание защищать. к тому же страх низводит людей и, как показывают авторы, даже богов до уровня животных и является причиной безнравственных с точки зрения общечеловеческой морали поступков. Преодоле-

© Милованов В.В., 2010

ние своего страха как путь самосовершенствования, путь к идеалу, обретению истинного бессмертия - вот что должно вести человека в его жизни: «А мы... то есть я поступаю не как боги, а как самый обыкновенный трус! Я убегаю, прячусь, а ты следишь, чтобы я не натворил чего! Ну раньше - ладно, мы были детьми, но сейчас-то хватит! Надо как боги! Надо бороться! Не пускать этих скользких в себя! Нас с рожденья прочат в герои - отец, Автолик, Ифит, Пустышка, Хирон - так почему мы прячемся?! Герой должен сражаться! Зачем нам искать чудовищ, если они рядом с нами?! Вернее, внутри нас. А мы прямо как дети: маленьких обижают - и в кусты!» [3, с. 188].

Очевидно, что герои Г.Л. Олди в приведенной цитате говорят о единственном возможном средстве противостоять злу и страху -переделке самого себя. Эта мысль очевидно перекликается с фразой в черновиках к «Идиоту»: «Себя побеждал - вот в чем наслаждение» [1, с. 157]. Одиссей борется со страхом, идя ему навстречу: «Рок смертных: ты боишься, и в то же время тебя влечет к источнику твоих страхов. Опаска перерастает в страх, страх - в ужас, ужас - во что-то иное, без названия, а ты все идешь, идешь, пока не останавливаешься. Пришел. Увидел. Взял в руки. Страшно?» [4, с. 208].

Г.Л. Олди в романе «Герой должен быть один» достаточно убедительно подводят читателя к идее, несомненно, восходящей к романному творчеству автора «Преступления и наказания», что человек не должен жертвовать другими, т. к. цель не оправдывает средства и даже благие намерения могут привести к отрицательным результатам: «Вот дед Крон-Временщик жертвует прадедом-Ураном, оскопляя собственного отца во имя грядущей власти; вот отец-Зевс, Дий Высокогремящий, жертвует дедом кроном и прабабкой Геей-Землей во имя победы над Павшими; вот мать Майя-Плеяда жертвует младенцем Гермием ради любовника-Олимпийца (и рада бы мужем назвать, да нельзя), бросая новорожденного в гроте горы Киллены; вот он сам, Гермий-Лукавый, готов пожертвовать близнецами во имя интересов Семьи, как Гера-мачеха совсем недавно готова была пожертвовать беременной соперницей, матерью этих двоих братьев» [3, с. 143]. Или как в «Одиссее, сыне Лаэрта», олимпийские боги для того, чтобы разорвать связь между небом и землей, готовы уничтожить всех своих смертных потомков: «При разводе муж возвращает полученное за невестой приданое. Ваше приданое - ихор. Кровь

Семьи; серебряная волна в ваших жилах. Вы вернете ее под Троей. И у страшной сказки будет единственно возможный конец» [4, с. 273].

С творчеством Достоевского связана и проблема нравственного выбора, которую поднимают в своих романах Г.Л. Олди. Например, в романе «Герой, должен быть один» Ификл, чтобы спасти своего брата Алкида от безумия, отказывается от жизни, наполненной славой и известностью: «Сын Зевса должен затмить сына Амфитриона - короче, герой должен быть один. Пусть Семья забудет про Ификла, а Павшие - так и не узнают. Пусть люди называют Ификла просто братом великого героя. Мальчики неотличимы друг от друга - отныне кто бы из них ни победил на состязаниях или в единоборстве и кто бы потом ни совершил подвиг, - он будет называться Алкидом. Ификл же уйдет в тень» [3, с. 157]. Одиссей отказывается убивать человека и отправляется выполнять опасную миссию: «... “Конский союз” распадется со смертью Менелая Атрида... Замолчи! знаю! - .а морской путь в Трою опасен. Человека, например, может смыть за борт. Ночью, без свидетелей. Молчи! - .если ты и впрямь намерен спасать всех. Намерен ли я? Хочу ли спокойно вернуться домой, к Пенелопе, которая ждет ребенка?» [4, с. 288].

Необходимо остановиться еще на одной проблеме, заставляющей «припомнить» творчество Достоевского. Так, многие герои Г.Л. Олди открывают для себя истину: человек несет ответственность за свои поступки на земле. И прежде всего, должен заботиться о своей семье. Так, Амфитрион смиряет свою гордость, чтобы спасти жизнь своей жены: «Скажи своей жене, о благоразумный Амфитрион, что она носит сына Зевса, - и покушения на ее жизнь прекратятся. Я был первым, а Он - вторым. Ты носишь сына Зевса, женщина из рода Персея. .Я достаточно громко сказал это, Ти-ресий? - мысленно спросил он. - Достаточно громко, чтобы услышали все, кому надо?!» [3, с.53]. Вот Лаэрт отказывается от своих желаний: «Ежедневно видеть море и быть прикованным к жалкому клочку суши. что может быть больнее?! - но мужчина в первую очередь отвечает за свою семью. Пусть герои взваливают на плечи ответственность за судьбы Ойкумены! - я давно уже не герой. У меня семья» [4, с. 44].

Г.Л. Олди, создавая образы героев, показывают в романе и те качества, которые должны отсутствовать у героя, идеального человека. Самое страшное в человеке - это его стрем-

ление к войне, разрушению, убийству ради денег, ресурсов, идей или веры, с мыслью о том, что война - это более простой способ решения проблем, чем мир. Ведь война - безумие. Писатели в своем романе показывают различие между солдатом-убийцей и Героем-защитником. А вот как в романе «Герой должен быть один» описывается безумие войны: «Он выбрал войну. Войну смертных, дикость и разрушение, боевое безумие воинов, гордость юнцов и проклятия ветеранов, готовность погибнуть от вражеского копья и радость от гибели врага, боль и кровь, души, толпой бредущие в Аид, страх и ужас; Фобос и Деймос, его сыновья. Он стал изгоем, выродком, с которым вынужденно приходилось считаться. В глаза, правда, никто не смел сказать ему этого - ему вообще избегали смотреть в глаза» [4, с. 225].

Особенно сильно тема войны звучит в «Одиссее, сыне Лаэрта». Если в романе «Герой должен быть один» тема войны связана была в основном с жизнью одного человека (Геракла), то в «Одиссее» показано, какое влияние оказала война на поколение юношей семнадцати - двадцати лет, которых во имя великих замыслов бросили в огонь умирать. Выжившие изменились либо как Менелай (из неженки, размазни, младший Атрид превращается в сурового и благородного мстителя за поруганную честь), либо как Агамемнон, который стал человеком опустошенным и сломленным войной.

И еще одно отрицательное качество, которое отмечают писатели, - это стремление достичь цели любыми средствами.

Это хорошо видно из поступков Одиссея, которые показаны авторами в романе «Одиссей, сын Лаэрта». Одиссей вынужден отправиться на войну, но не считает себя героем да и не хочет им быть. Он не собирается совершать великие подвиги во славу богов, разве что у него не будет иного выхода. Но зато у него есть жена и сын, мать и отец, свой дом, свои пастухи и верный пес. Ему есть куда вернуться. Есть ради чего возвращаться. Поэтому ради этого он пойдет на все: на сделку с богами, на убийство соратников, т.е. на преступление. Это желание заставляет человека переступать через собственное Я. Личность раздваивается. Доброе начало в царе Итаки временно засыпает. Просыпаются безумие, звериная жажда сохранить собственную шкуру. В этой борьбе за выживание все средства хороши. Но Г.Л. Олди доказывают в своем романе, что человек может излечиться от страсти побеждать

любой ценой. Одиссей, сын Лаэрта, смог вернуться на свою Итаку - к прежнему Одиссею, к любящему мужу, доброму отцу, к самому себе.

Проблему двойственности человека писатели начали рассматривать еще раньше - в романе «Герой должен быть один». Так, Алкид и Ификл - это два разных человека, воплощающие чувство и разум, но, несмотря на это, они являются двумя частями одного целого, поэтому после смерти становятся одним существом -Гераклом: « - Слишком многим нужен великий герой Алкид, но никому, кроме самого Ал-кида, не нужен Ификл. Это не два брата, Хирон, не два разных человека - это единое существо! Алкид и Ификл - особенно во время приступов - это чувства и разум, кони и возница, сила и. сила. Без Ификла Алкид будет подобен безумной упряжке, взбесившемуся зверю, вулкану, время от времени вспыхивающему и испепеляющему все вокруг.. - и лишь Ификл сможет противопоставить силе разрушения силу сдерживания, ненависти Павших -свою ненависть к ним, мучителям брата; только Ификл сможет отделить истинного Алки-да от Алкида-безумца, только вдвоем братья уравновесят весы. Только Ификл способен удержать Алкида, не убивая; только Я может обуздать само себя» [4, с 156].

Писатели в своем романе «Герой должен быть один» указали главную причину, из-за которой возникают конфликты между людьми, приводящие к смерти. Это, прежде всего, различия между «я» и «мое». Ведь почему, несмотря на серьезные разногласия между богами, они не убивают друг друга? Это из-за того, что «я» бога включает в себя часть мира: «Бог сказал бы: “Это - я; а эта гора - тоже я! Каждый камень на ней - я, каждый куст - я, ущелье -я, пропасть - я, ручей в расщелине - я, русло ручья - я!”» (Там же, с. 116). А когда бог вместо «я» говорит «мое», он становится похожим на человека и способным на любые поступки как, например, Тантал, который в ранних мифах был богом горы, а в позднейших стал человеком-царем. В нижеприведенной цитате показано, как изменяется в худшую сторону Тантал: «А потом он украл золотую собаку, -Алкид положил руку на исцарапанную коленку брата.- И сказал про собаку: «моя... И про жребий сказал: “мой”. Мой жребий прекраснее жребия Олимпийцев! Так и стал из бога -просто басилей... Сына своего не пожалел -сын не “я’, сын “мой”, чего его жалеть?! В жертву его!..» (Там же, с 117).

Единственный способ прекратить уничтожение людьми друг друга - это понять, что другой - это тоже я, что люди равны, несмотря на различия в социальном положении, в цвете кожи, происхождении: « Ты - это я, - Ификл радостно хлопнул Алкида по плечу. - Ты посмотри на себя, Алкид! Ты только посмотри на себя! Ты - это я! Понял?» [4, с. 117]. В «Одиссее, сыне Лаэрта» предлагается еще один способ решать конфликты - любовью. Лучник Эрот становится учителем Одиссея. Именно он впервые открывает юноше простые истины: оказывается, нужно просто любить все вокруг. И тогда любые преграды и препятствия становятся преодолимыми. И Одиссей научился. Он - любит. Любит друзей, врагов, женщин. Любит весь мир. Тема любви вообще раскрыта авторами весьма необычно. Любовь - это включение другого в свой внутренний мир, Номос, свою Вселенную. Номос растет. включает в свои границы все больше судеб, связывает их с героем, который неуязвим, пока любит. Враг не может одолеть его, Одиссей сделал его частью себя, а себя победить сложно, почти невозможно. Одиссей же никого не побеждает, он не дерется, он просто использует ярость противника против него самого.

Итак, Г.Л. Олди, опираясь на опыт своего великого предшественника, создают новый жанр в рамках фэнтези - философский боевик и его модификации, представленные в Ахейском цикле. В их романах поднимаются сложнейшие духовно-нравственные про-

блемы. Они пронизаны оптимизмом и верой в преобразующие силы человечества. Вместе с тем очевидно, что философский план романов «Герой должен быть один» и «Одиссей, сын Лаэрта» значительно сложнее и богаче, чем представлялось до сих пор.

Литература

1. Достоевский Ф. М. Собр. соч. : в 30 т. Л. : Наука, 1976. Т. 7, 9.

2. Ковтун Е. Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века : учеб. пособие. М. : Высш. шк., 2008.

3. Олди Г.Л. Герой должен быть один. М. : Изд-во «ЭКСМО», 1997.

4. Олди Г.Л. Одиссей, сын Лаэрта. М. : Изд-во «ЭКСМО», 2008.

5. Черный И.В. «Философский боевик» Г.Л. Олди // Пасынки Восьмой Заповеди : роман, рассказы. М., 2000. С. 302 - 330.

Philosophical and moral range of problems of Achaean cycle by G.L.Oldi

In the Achaean cycle by G.L.Oldi there is comprehended the number of philosophical and moral problems close to a modern reader. There are put the complicated philosophic questions about the human nature, moral reasons for his deeds, essence of heroism, about the qualities of a real hero.

Key words: G.L.Oldi, range of problems, ancient Greek myth, Fantasy, Heracles, Odysseus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.