Маякова А.В.
к.филос.н., н.с., Юго-Западный государственный университет
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗНАЧИМЫХ ЭФФЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ1
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, цифровая реальность, большие данные, риски.
В основе цифровой реальности, насколько это можно утверждать на данном этапе цифровизации, лежат две крупные технологии - большие данные и искусственный интеллект [1]. Данные технологии не являются нейтральными для общества, поскольку они предлагают социуму новые возможности и решения, но и являются источником серьезных социальных рисков, что отчетливо наблюдается при стратегическом планировании. В качестве примера можно привести следующее. Большие данные, рассматриваемые как цифровой след человека, предоставляют нам широкие возможности: адресное удовлетворение запросов клиента здесь и сейчас; оказание экстренной и персонифицированной медицинской помощи вне географической привязки и многое другое. Но это и серьезный вызов современному обществу, в котором одним из основных принципов является принцип приватности личности как неотъемлемый элемент свободы [2].
Такая двунаправленность наблюдается и в правовом регулировании инструментария больших данных. Ярким примером является «противостояние» Китая и Европы. Позиция Китая: развитие цифровых технологий является самоцелью, в ограничениях при этом нет необходимости при условии, что у государства есть приоритет (или монополия) на использование цифровых технологий. Позиция ЕС: приоритет социально-гуманитарных вызовов в научной сфере, защита персональных данных осуществляется в рамках общего регламента по защите данных (GDPR - General Data Protection Regulation).
Очень наглядно тему приватности личности, в том числе в российском обществе, осветил профессор, д.э.н., руководитель АНО «Центр защиты вкладчиков и инвесторов» Артем Генкин в рамках круглого стола «Цифровая трансформация: новые вызовы и новые возможности для общества» в Общественной палате РФ в феврале 2020 г. «Встает вопрос: где границы доступа общества в жизнь личности? Где защитная линия нашей приватности? К чему это все приводит? К различным системам социального рейтинга, сейчас они очень популярны. Основным реализатором сегодня является Китай. Все сведения об индивиде сваливаются в один «черный ящик», результатом для него становится появление динамично изменяющегося рейтинга доверия к нему, рейтинга его благонадежности. А сам этот рейтинг имеет отношение к тому, получит ли индивидуум доступ к каким-либо общественным благам. В Китае социальный рейтинг стал элементом государственной стратегии. Он привел к максимальному облегчению жизни лицам с высоким уровнем общественного доверия и максимальному затруднению для лиц с низким уровнем. Это новые принципы социального расслоения и неравенства.
Китайцы выпустили приложение, позволяющее определить, не общались ли вы в последний месяц с зараженным коронавирусом. Что это означает? Что постоянно ведется слежка за перемещениями каждого человека и что не соблюдается медицинская тайна - сведения о заболевших гражданах доступны каждому. Для нашего менталитета такая ситуация непривычна.
Планы осуществить дальнейшую смычку баз данных с любой информацией о деятельности физлица, причем базы надзорных ведомств в Китае сращиваются с базами частных корпораций. У нас ряд компаний также ведут собственные базы клиентов со своим личным рейтингом (скорингом), и они тесно сотрудничают с государством - это Мэйл.ру Групп, МТС, Яндекс, Сбербанк» [3].
В настоящее время особенно актуален вопрос развития и применения цифровых технологий в социальном пространстве в связи с пандемией коронавируса и режимом тотальной самоизоляции на территории страны. Цифровые сервисы стали не только популярными, но и необходимыми. Общество не может игнорировать необходимые цифровые технологии в рамках образовательной и медицинской деятельности, удаленной работы, предоставления услуг и т.п. В данных условиях применение цифровых сервисов и использование гаджетов является обоснованным и адекватным. И это является одним из положительных эффектов социального конструирования технологий цифровой реальности. С другой стороны, говоря о «спокойном», не форс-мажорном ритме жизни, когда необходимость постоянного использования цифровых технологий не является острой и постоянной для всех групп населения, цифровизация не оставляет шансов обойти себя стороной. Так по данным Лаборатории Касперского 40% российских детей в возрасте
1 Доклад, представленный на Международную научную конференцию «Коэволюция техники и общества в контексте цифровой эпохи». Публикация подготовлена при поддержке гранта РНФ № 19-18-00504 «Социотехнические ландшафты цифровой реальности: онтологические матрицы, этико-аксиологические регулятивы, дорожные карты и информационная поддержка управленческих решений».
до 10 лет почти постоянно находятся в сети, в возрасте 14-18 лет практически все подростки в мире 60-70% времени проводят онлайн [4]. И это среда не безопасная, чему сегодня есть множество доказательств. У нового поколения возникают проблемы с социальными коммуникациями, выстраиванием нормальных отношений в обществе. И все это -на фоне удобства использования различных цифровых сервисов.
На деловом завтраке Сбербанка, проведенном в рамках Всемирного экономического форума в Давосе, особое внимание привлекло выступление известного психотерапевта Андрея Курпатова, с начала 2019 г. занимающего должность научного руководителя лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка. По его мнению, «то, что мы имеем сейчас - это, по сути, эпидемия цифрового аутизма. Цифровой аутизм - состояние, при котором молодые люди не могут поддерживать длительный психологический контакт друг с другом. Они не интересуются внутренним миром другого человека. Люди для них фактически стали заменяемы, поскольку они не видят ценности каждого человека в отдельности» [5]. В качестве профилактики цифрового слабоумия Курпатов посоветовал всем использовать правила «цифровой гигиены», а также улучшать свои социальные связи - то есть чаще общаться с людьми лицом к лицу. Этой же идеи придерживаются эксперты и специалисты крупных компаний, таких как Apple и Google, которые настоятельно рекомендуют своим клиентам-пользователям не сидеть в сети постоянно, а ограничивать время перед экранами гаджетов.
Цифровизация социальных кластеров (образование, здравоохранение, социальная работа и др.), конечно, неотвратима, однако она должна осуществляться весьма аккуратно и продуманно, иначе очень высока вероятность возникновения катастрофического риска, который может угрожать жизни и здоровью человека и общества в целом. Например, в России реализуется проект «Российская электронная школа». С одной стороны, положительный эффект: можно заглянуть, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дополнительные материалы. Родители смогут по-новому взглянуть на школьное образование, и, если появится такое желание, снова «сесть за парту» вместе со своими детьми [6]. С другой стороны, не уточнено, сколько ребенку допускается времени проводить за гаджетом, как это повлияет на усвоение материала и психофизическое состояние учащегося, и главное, у ребенка существенно сокращаются возможности «живого» общения с учителем и сверстниками, что порождает ряд психологических и иных проблем. Практика виртуальной школы существует не только в России. В других странах также имеются цифровые платформы, работающие в условиях виртуальной реальности: Teaching, Cyberworlds/Digital Studies, Public Anthropology и др.
Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что положительные эффекты и риски социального конструирования технологий цифровой реальности тесно переплетены между собой. Каждое «движение» в рамках тотальной циф-ровизации может обернуться дисфункцией социума. В качестве возможностей, которые открывают цифровые технологии, отметим следующие:
• экономический и социальный эффект от внедрения и применения цифровых технологий для бизнеса и социума;
• повышение качества жизни, в основном за счет улучшенной реализации главного принципа менеджмента качества - удовлетворения конкретных уже известных и новых потребностей потребителей;
• повышение производительности общественного труда на уровнях единичных (отдельных) производств и организаций;
• принципиально новые бизнес-модели и новые формы деловой среды, позволяющие увеличить доход и конкурентоспособность бизнеса;
• прозрачность экономических действий и возможности их валидации и верификации;
• доступность и продвижение товаров, работ и услуг на всех уровнях: от коммерческого до государственного и мирового;
• перекрестное применение информации и отсутствие конкуренции в использовании знаний и информации в силу того, что пользователем базы данных или базы знаний могут быть одновременно несколько потребителей;
• накопление и хранение больших объемов информации, осуществление ее автоматической переработки и анализа;
• хронирование потоков информации, возможность точечного распределения информации в рамках всей деятельности, вследствие чего появляется возможность отслеживания большого числа цепочек «поставщик-^-потре-битель», а также проведения интеллектуальной аналитики;
• осмысление и всеобщее осознание потенциала инноваций, применение и адаптация на различных уровнях инновационных продуктов и методик.
В качестве угроз, которые несут за собой цифровые технологии, отметим следующие:
• социальная деградация населения;
• возникновение нового «цифрового» поколения людей;
• сокращение количества рабочих мест;
• возникновение недобросовестных пользователей цифровых услуг;
• цифровое мошенничество;
• пиратство и распространение вредоносного контента;
• риски несовершенства, неподготовленности нормативно-правовой базы, сопровождающей и обеспечивающей протекание процессов цифровизации (риски, связанные с незащищенностью собственности, отсутствием независимого суда, отсутствием процедур институционального регулирования всех процессов, сопутствующих цифровизации, и т. д.). Так, на телевидении, радио, в кино и прессе, в издательской деятельности, при разработке развлекательного и делового программного обеспечения цифровизация и появление Интернета привели к масштабным нарушениям ав-
торских прав, пиратскому использованию информации и обусловленной им (пиратством) потерей инвестиций в эти сферы;
• риски злоупотребления технологиями и связанными с цифровизацией новыми возможностями, с несанкционированным использованием чужой информации, с использованием чужих ресурсов и т.д. Подтверждением значимости этой группы рисков является возрастающая киберпреступность — взлом устройств IoT («Интернет вещей»), атаки на мобильные устройства и финансовые мобильные приложения как части инфраструктуры дистанционного банковского обслуживания (ДБО) и платежных систем, атаки на смарт-контракты и т.п.;
• сопутствующие риски, появление которых обусловлено изменением на основе цифровизации существующих ранее технологий, а также совершенствованием действующих ранее и созданием новых бизнес-моделей. В процесс цифровизации могут быть включены новые составляющие, которые привнесут в него дополнительные риски. Примером являются риски рынка криптовалюты, реализуемого на основе применения такой цифровой технологии, как блокчейн и другие.
В связи с вышесказанным можно утверждать, что процесс создания и внедрения технологий цифровой реальности, особенно в общественной жизни, должен непременно сопровождаться усилением общественного контроля за соблюдением законов, связанных с внедрением цифровизации.
Список литературы
1. Социотехнический ландшафт цифровой реальности: философско-методологический концепт, онтологические матрицы, экс-пертно-эмпирическая верификация: Коллективная монография / Аршинов В.И., Артеменко М.В., Асеева И.А., Буданов В.Г., Гримов О.А., Каменский Е.Г., Кореневский Н.А., Маякова А.В., Чеклецов В.В. / Отв. ред. В.Г. Буданов, И.А. Асеева. - Курск: Университетская книга, 2019, - 232 с.
2. Жулего В.Г., Балякин А.А., Нурбина М.В., Тараненко С.Б. Цифровизация общества: новые вызовы в социальной сфере // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. - № 9-2. - С. 36-43.
3. Генкин А.С. Выступление в рамках круглого стола «Цифровая трансформация: новые вызовы и новые возможности для общества». - https://www.oprf.ru/press/news/2617/newsitem/52561
4. Лаборатория Касперского: более половины российских родителей считают, что не только их дети, но и они сами проводят в сети слишком много времени. - https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2019_laboratoriya-kasperskogo-bolee-poloviny-rossiyskih-roditeley-schitayut-chto-ne-tolko-ih-deti-no-i-oni-sami-provodyat-v-seti-slishkom-mnogo-vremeni
5. Курпатов А.В. Личностная трансформация в цифровую эпоху. - https://youtube/GbLclnu-QGc
6. О проекте «Российская электронная школа» простым языком. - https://resh.edu.ru/about