Научная статья на тему 'Философско-лингвистический анализ термина суфизм'

Философско-лингвистический анализ термина суфизм Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
424
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУФИЗМ / ТАСАВВУФ / ЗУХД ( АСКЕТИЗМ) / ZUHD (ASCETICISM) / SUFISM / TASAWWUF

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бедрицкая Абла Раджабовна

Статья посвящена лингвистическому исследованию понятия «суфизм». Рассмотрено множество значений этого понятия, исходя из которых выявлено его определение. Этимологический и философский анализ терминов суфизм и тасаввуф показал смысловое различие данных понятий. Генезис понятия «суфизм» многогранен и неоднозначен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophical and Linguistic Analysis of the Term «Sufism»

Article deals with the linguistic analysis of the concept of Sufism. Different meanings of the notion discussed and a proper definition educed. Etymological and philosophical study of the terms «Sufism» and«Tasawwyf» shows conceptual difference between these two concepts. Genesis of the notion Sufism is complex and multifaceted.

Текст научной работы на тему «Философско-лингвистический анализ термина суфизм»

Л. Р. Бедрицкая. Философско-лингвистический анализ термина суфизм

УДК 141.336

ФИЛОСОФСКО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕРМИНА СУФИЗМ

А. Р. Бедрицкая

Саратовский государственный университет E-mail: abla84@mail.ru

Статья посвящена лингвистическому исследованию понятия «суфизм». Рассмотрено множество значений этого понятия, исходя из которых выявлено его определение. Этимологический и философский анализ терминов суфизм и тасаввуф показал смысловое различие данных понятий. Генезис понятия «суфизм» многогранен и неоднозначен.

Ключевые слова: суфизм, тасаввуф, зухд ( аскетизм). Philosophical and Linguistic Analysis of the Term «Sufism» A. R. Bedritskaya

Article deals with the linguistic analysis of the concept of Sufism. Different meanings of the notion discussed and a proper definition educed. Etymological and philosophical study of the terms «Sufism» and «Tasawwyf» shows conceptual difference between these two concepts. Genesis of the notion Sufism is complex and multifaceted. Key words: sufism, tasawwuf, zuhd (asceticism).

Суфизм является основной формой мисти-ко-аскетического направления в исламе. Этимологическое происхождение данного понятия неоднозначно. Следует отметить, что сложность в изучении суфизма состоит, прежде всего, в том, что среди его исследователей не существует единого мнения о времени его происхождения. Разбирая проблему этимологического значения понятия «суфизм», мы сталкиваемся с разнообразием ее решений.

Можно выделить два основных корня происхождения понятия суфизма, которые встречаются во многих трудах как отечественных, так и зарубежных: «суф» () - шерсть, «сафа» (Д^^) - чистота. Множество значений понятию «суфизм» дают такие ученые, как А. Д. Кныш, Хаттар Мухаммад, Хасан Камиль Йылмаз и другие. Самые распространенные теории о происхождении термина «суфизм» таковы: «сафа» (Д^^) чистота (автор подчеркивает в словаре, что речь идет о душевной чистоте); «суф» - шерсть, «сафват» - отборное, «сыфат» - качества, «аусс» -мудрость, «саффа» - первый ряд, «суффа» - люди навеса, «суфатуль-кафа» - волос с затылка.

«В словарях арабского языка называют слово "суф" шерстью и употребляют его в смысле "отклонения", "отхода" <...> У некоторых ученых понятие суфизм склоняется от суф (шерсть), а у других это слово производное, в котором не присутствует для него сравнения, и не при-

сутствует заслуженность в арабском языке»1. Если разбирать термин «сафа» - чистота, можно предположить, что в данном контексте имеется в виду как чистота телесная, так и духовная. Но существует ли связь между понятиями «шерсть» и «чистота»? В первом случае речь идет об отказе от материальных благ, т. е. об аскетическом (духовном) существовании, во втором случае - о чистоте, в первую очередь духовной. Отсюда следует, что понятия «чистота» и «шерсть» как значения термина суфизм имеют общий смысл.

В свою очередь, «сафват» - отборное имеет смысл избранности; «сыфат» - лучшие качества человека; «первый ряд» - избранность, совершенство по сравнению с другими, избранность заключалась в том, что суфии раньше всех приходили в мечеть, во время молитвы, образуя первый ряд.

«Люди навеса» - неимущие люди, которые жили в мечети: так именовались некоторые бедняки из числа первых мусульман, не имевшие своего крова и жившие в пристройке, прилегавшей к первой мечети (Мечети Пророка) в Медине и представлявшей собой скамью с перекрытием. «Волос с затылка» - люди, которые не придавали значения внешнему виду, в частности волосам.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что все перечисленные значения имеют общий смысл. Условно все понятия можно поделить на три группы:

1) значение «избранности»: «сафват» - отборное, «сыфат» - качества, «саффа» - первый ряд;

2) значение «бедности»: «суф» - шерсть, поскольку грубый шерстяной плащ считался обязательным атрибутом аскета-отшельника; «суф-фа» - люди навеса, «суфатуль-кафа» - волос с затылка.

3) значение «духовности»: «сафа» (Д^^) - чистота, прежде всего речь идет о духовной чистоте; «аусс» - мудрость.

Исходя из подобных интерпретаций теорий происхождения «суфизма», можно дать ему определение: суфизм - аскетическое течение в исламе, приверженцы которого уделяли особое внимание духовной стороне жизни, отказываясь от материального, желая достичь совершенства в своих качествах для приближения к АллаИу.

Важно отметить, что стоит за понятием «аскетизм» в исламе: на арабском «аскетизм» -

© Бедрицкая Л. Р., 2013

Известия Саратовского ун-та. Нов. серия. 2013. Т. 13. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1

- зухдун, такой же корень имеет слово «умеренность» - ^ид Эти понятия тождественны, соответственно аскетизм в исламе это, прежде всего, умеренность. «Зухд - забвение в сердце всего, кроме АллаИа, а также безразличное отношение к материальным прелестям земной жизни и проведение всего времени в молитвах. В суфизме зухд - это аскетизм»2.

Из вышесказанного следует, что аскетизм в исламе это не только отказ от материального, но, прежде всего, отношение к этому материальному. К числу высказываний, имеющих отношение к истолкованию понятия «отречение», относятся слова Вахба бин аль-Варда: «Отречение от мира состоит в том, чтобы ты не горевал о мирском, которое ты упустил, и не радовался тому мирскому, которое пришло к тебе»3. Отречение от мирского подразумевает не буквальное значение, а скорее безразличное отношение к этому мирскому.

Кроме термина «суфизм» по отношению к аскетам использовали прозвища «мудрецы» - ха-кимы, «гностики» - арифы, «бедняки» - факиры, «дарвиши», «аскеты» - захиды. Впоследствии прозвище «суфий» - шерстянщик укоренилось и превратилось в самоназвание тех, кто посвятил свою жизнь самосовершенствованию и мистическому поиску в исламе.

В труде «Суфизм. Убеждение и путь» Сабира Тугайля встречается предположение, что слово суфизм лишено этимологии и представляет собой сочетание звуков «с», «у», «ф», вызывающее определенные психофизиологические реакции. Термин ^^ «саффа» - первый ряд - предполагает, что данное понятие лежит в основе названия суфиев, поскольку они - в первых рядах мусульман, в первых рядах тех, кто служит АллаЬу.

Если значения «чистота» и «шерсть» вызывают сомнения в правдоподобности их этимологической близости слову «суфизм», то понятие «ряд» не вызывает даже сомнений - это слово не является этимологическим смыслом суфизма. «Абу Хурайра сообщил, что Посланник АллаЬа, мир ему и благословение АллаЬа, произнес: "Если бы люди знали, что можно обрести за исполнение призыва на молитву и за стояние в первом ряду, то потом, если бы у них не осталось иного выхода, кроме жеребьевки, они конечно бы прибегли к ней"»4.

В данном хадисе пророк Мухаммад (да благословит его АллаИ и приветствует)5 рассказывает, насколько важно для мусульман во время молитвы расположиться в первом ряду. Исходя из этого, каждый мусульманин старается прийти пораньше в мечеть, чтобы успеть занять первый ряд, это свойственно всем мусульманам, а не является отличительной особенностью суфиев.

Также используется словосочетание «ахл ас-суффа» (люди скамьи) как источник проис-

хождения термина «суфизм», которое обозначало праведных, но неимущих сподвижников Пророка (да благословит его АллаИ и приветствует).

Генезис понятия «суфизм» многогранен и неоднозначен: из всех рассмотренных в данной работе этимологических предположений сложно выделить одно как основное. Если рассматривать понятие «сафа» (Д^^) - чистота, думается, вряд ли могли окружающие суфиев люди так их называть, так как большинство к ним относились негативно; другое предположение связывается со словами «суфатуль-кафа» - волос с затылка -люди, которые не придавали значения внешнему виду, в частности волосам, а также со словом «сафф» - ранг, указывающее на то, что суфии относились к разряду наиболее праведных.

Аскеты в исламе не уделяли особого внимания физическому очищению, внешнему виду, но в данной религии физическая чистота неразрывно связанна с духовной. «Абу Малик Аль-Ашария сказал: «Посланник АллаИа (мир ему и благословение АллаИа), сказал: "Чистота - половина веры"»6. Аргументом в пользу того, что физическая чистота не менее важна, чем духовная, служит омовение перед совершением каждой молитвы, а молитва читается минимум пять раз в день, т. е. перед духовным очищением используется физическое очищение.

Тауфик Ибрагим, доктор философских наук, профессор перечисляет все существующие предположения, касающиеся этимологии термина «суфизм», но добавляет нечто новое, что не встречается у остальных ученых, исследующих этимологию этого понятия: «.. .термин "аусс", который был известен арабам и до Ислама, обозначая христианских аскетов, прежде всего арабов-не-сториан, которые обычно облачались во власяницу при вступлении в монашество»7. Отсюда следует доказательство о значении в этимологии слова «суфизм» - «шерсть» - власяница.

У каждой гипотезы этимологии слова «суфизм» есть как опровержения, так и слабые доказательства, поэтому сложно остановиться на одном из перечисленных значений. Каждое предположение имеет право на существование, но не одно из них не имеет точного, обоснованного доказательства, отсюда и появляются колоссальное число гипотез.

Слова «суфизм» и «шерстяной» имеют идентичное написание в арабском языке - ^Ъ^.8 Исходя из этого, можно предположить, что термин произошел от слова «шерсть».

Необходимо обратить внимание на языковую составляющую происхождения термина «суфизм». Существует мнение, что понятие «суфизм» происходит от греческого «софос» - мудрость. Данное предположение лишено каких-либо доказательств, более обоснованными представляются арабские корни.

8

Научный отдел

Л. Р. Бедрицкая. Философско-лингвистический анализ термина суфизм

Что такое тасаввуф? Во всех трудах по суфизму применяется термин «тасаввуф» в качестве тождественного суфизму понятия. Подобная позиция отражается в заключении Ахмада Абдурашидова о том, что «. наука, касающаяся нравственности, называется тасаввуфом или, иначе говоря, суфизмом»9. Существует мнение, что значение слова «тасаввуф» определяется по буквам: буква «та» - тавба (покаяние), «сад» -сафа (чистота), «вав» - вилаят (приближенность к АллаИу), «фа» - фана (растворение в АллаИе).

Возникает вопрос, откуда берется понятие «тасаввуф» и как оно соотносится с термином «суфизм»? Ответ, прежде всего, надо искать в грамматике арабского языка. В слове «тасав-вуф» добавляется буква «та» - ^ к слову «суфизм», и получается слово «тасаввуф». В термине «суфизм» используются три буквы: «с» - ^ , «в» - J , «ф» - ^ ; а в слове «тасаввуф» используются те же три буквы, но с добавлением буквы «та» - ^ к началу слова. Что же придает слову прибавление буквы «та»? Слово становится отглагольным существительным. Например, слово «кабара» - - означает «быть великим», но при добавлении к этому слову «та» получаем «такбир» - — «возвеличивание». Слово «тасаввуф» как отглагольное существительное произошло от глагола «тасавафа» - ^ - в переводе с арабского языка «становиться суфием», соответственно, «тасаввуф» означает

«становление суфием», т.е. существительное, которое обозначает действие, процесс «становления суфием».

Если исходить из слова «шерсть» в этимологии термина «суфизм», то глагол тасавафа будет означать - «облачиться в шерстяное одеяние». Отсюда следует отглагольное существительное тасаввуф - «привычка ношения шерстяного одеяния».

В «Большом арабско-русском словаре» Х. К. Баранова приводятся как суфизм, так и тасаввуф: «тасаввуф» - в переводе с арабского «суфизм»; «аль-суфия» - - в переводе «суфизм, мистицизм». Необходимо разграничи-

вать эти понятия: суфизм - это существительное, которое обозначает явление, т. е. суфизм рассматривается как направление в исламе, а тасав-вуф - отглагольное существительное, обозначающее действие, процесс становления суфием.

Следует отметить, что суфизм представляет собой один из тех исторических феноменов, интерес к изучению которого неуклонно возрастает. Показателем этого служит появление большого количества суфийской литературы, художественных и документальных фильмов на данную тематику, видеолекций шейхов (наставников). На богословских факультетах университетов Турции вводится предмет «Тасаввуф», та же ситуация во многих исламских университетах Северного Кавказа. Все это убедительно доказывает необходимость исследования этимологического происхождения понятия «суфизм», разграничения терминов «суфизм» и «тасаввуф» для построения более правильного представления о таком явлении, как суфизм.

В целом проведенное исследование не только позволило решить поставленные задачи в разработке темы, но дало возможность обнаружить ее сложность и перспективность для дальнейшего исследования.

Примечания

1 19.^ 1985 р-1.:^1 J я^а^^ц

2 Айдын Ариф оглы А. Исламский энциклопедический словарь. М., 2007. С. 127.

3 аль-Буга М. 40 хадисов имама ан-Навави. М., 2001. С.351.

4 Сахих Муслим. Казань, 2006. С. 133.

5 Употребляется после имени пророка Мухаммада.

6 Сахих Муслим. С. 80.

7 Тауфик И. Классический суфизм // Минарет. 2007. № 2-3. С. 5.

8 См.: БарановХ. К. Большой арабско-русский словарь : в 2 т. М., 2000. Т. 1. С. 451.

9 См.: Абдурашидов А. Истоки суфизма // Ислам. 2008. № 1(18). С. 62.

Философия

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.